Кратко об истории жизни будды

Ступы сегодня

С распространением буддизма за пределами Азии западные ученики стали строить в своих городах и ступы как объекты для «накопления заслуги». Поскольку в западном мире в первую очередь получил распространение тибетский буддизм, большинство ступ построены в традиционном тибетском стиле, зачастую с использованием современных технологий.

Конечно же, буддисты из Таиланда, Вьетнама возводят пагоды, а мастера из Непала – ступы в традиционном непальском стиле. Например, в 2005 году на острове Огой на Байкале под руководством Ламы Ранриг Дордже Ринпоче из Непала была построена ступа в непальском стиле, напоминающая Ступу Боднатх в уменьшенном виде. 

Такое многообразие ступ, их форм и назначений не должно смущать. Их внешний вид, с одной стороны, отражает буддийское учение, практикуемое в данной местности, с другой – в нем воплощается местный колорит и архитектурные пристрастия. Многообразие буддийских школ и направлений нашло свое выражение во внешнем облике ступ, пагод, субурганов и чортенов.

Суть их остается сегодня примерно одной: на символическом уровне показывать практикующим путь к Освобождению и Просветлению, позволять им делать подношения, помогать очищаться от негативных впечатлений, увеличивая позитивные, взращивать заслугу и мудрость. Все это – предпосылки для достижения высочайшего Просветления. 

Символика ступы

Важнейшая из всех восьми форм – ступа Просветления. Она символизирует цель буддийского пути – полное Просветление, реализацию всего человеческого потенциала. Это достижение означает освобождение от всех завес и раскрытие высших способностей ума, особенно – совершенной мудрости Будды. Эта ступа является также символом преодоления всех препятствий.

  • Драгоценная ваза. В основание ступы вливается драгоценная ваза. Она означает восемь знаков удачи, но главным образом символизирует неисчерпаемые качества тела Будды. 
  • Основная плоскость. Плоскость, «удерживающая Землю». Символизирует десять позитивных действий тела, речи и ума. 
  • Три ступени над основной плоскостью. Три ступени символизируют Три драгоценности – прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. 
  • Львиный трон. Над тремя ступенями находится высокий квадратный блок, представляющий трон. На нем часто изображаются снежные львы. Потому он называется львиным троном и символизирует непобедимость Дхармы – четыре вида бесстрашия Будды. 
  • Малый и большой лотосы. Следующие два уровня – это лотосы, малый и большой. Они символизируют Шесть освобождающих действий (Парамит), а именно: щедрость, этику, терпение, усердие, медитативное сосредоточение и мудрость. 
  • Квадратная поверхность трона. Трон состоит из большой квадратной плиты. Четыре угла символизируют Четыре неизмеримых: любовь, сочувствие, радость и равностность. 
  • Первая ступенька над троном. Символизирует малый Путь накопления. Она показывает «Четыре вида внимательного рассмотрения» – внимательность к телу, чувствам, мыслям и внешним явлениям. 
  • Вторая ступенька над троном. Символизирует средний Путь накопления. Здесь должны быть осуществлены «Четыре вида совершенного отказа». Это означает: 
  1. отказаться от всех негативных действий; 
  2. не забывать об этом; 
  3. совершать позитивные действия; 
  4. постоянно их умножать. 
  • Третья ступенька над троном. Символизирует большой Путь накопления и состоит из «Четырех чудесных опор»: поворота к Дхарме, непоколебимой выдержки, однонаправленной концентрации и точного исследования. 
  • Четвертая ступенька над троном. Представляет Пять способностей на Пути соединения: доверие, усердие, внимательность, медитативную концентрацию и мудрость. 
  • Неизменная основа. Поддерживает вазу и символизирует Пять сил на Пути соединения, которые выражают полное развитие Пяти способностей предыдущей ступени. 
  • Ваза. Символизирует Семь ветвей пробуждения на Пути видения: глубокую внимательность, глубокое распознавание явлений, глубокое усердие, глубокую радость, глубокий навык, глубокую медитацию и глубокую уравновешенность. 
  • «Тре» над вазой. «Тре» указывает на Восьмеричный путь благородных на Пути медитации: правильный взгляд, правильное понимание, правильную речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное медитативное сосредоточение. 
  • Дерево жизни. Представляет собой центральный стержень ступы. Дерево символизирует «Десять видов трансцендентального знания», различные аспекты мудрости Будды. 
  • Тринадцать колец. Символизируют Десять сил (десять аспектов мудрости Будды) плюс Три существенных воспоминания, то есть знание трех времен – прошлого, настоящего и будущего. 
  • Зонт. Является одним из восьми символов удачи, означает преодоление всех страданий. 
  • Луна. Символ относительного Просветленного настроя и мудрости Будды. 
  • Солнце. Символ неограниченного сочувствия (подобного лучам солнца) и абсолютного Просветленного настроя. 
  • Драгоценный камень. Символизирует неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний, ясный свет ума. 

Что делать, если мантры не помогают

Мантры чаще всего имеют благотворное воздействие на организм, однако человек не чувствует его из-за нерегулярности или неправильности выполнения. Кроме того, по прошествии времени он привыкает к положительному эффекту и уже не так отчетливо ощущает его.

Однако эти священные тексты помогают успокоить сознание, укрепить здоровье, наладить отношения с собой и окружающими. Чем больше практикующий верит в силу мантр, тем они сильнее действуют на его энергетическое поле.

Чтобы мантры оказывали наибольшую помощь, необходимо придерживаться всех правил и рекомендаций во время их прочтения. Кроме того, ждать пользы после 2-3-10 раз не стоит. Необходимо читать их регулярно на протяжении месяцев и даже лет, чтобы ощутить максимальный эффект от их использования.

Катманду

Катманду является  политическим, экономическим  и культурным центром Непала. Город с населением около 800 тыс.чел. удивительным образом сохранил свой облик  XVII-XVIII веков, когда долина Катманду активно застраивалась во время правления короля Малла. В Катманду нет ни одного высотного дома!!! Гуляя по узким улочкам Катманду, ощущаешь  будто совершил путешествие во времени. Звон колокольчиков и песнопения, бесчисленные буддистские и индуистские храмы от огромных ступ до крохотных уличных алтарей в стенах домов, благовония, уличные рынки и шум торговли, обезьяны и рикши, калейдоскоп цветов и запахов — все это наполняет город неповторимым очарованием.  Каждый двор города таит в себе какую-нибудь загадку — там всегда найдешь новый храм или ступу, или обычную деревенскую (!) жизнь — на каменной мостовой люди лепят горшки, молят рис и доят коров!

Самыми известными историческим и культурными памятниками Катманду, внесенными в список «Мирового культурного наследия» ЮНЕСКО  являются площадь Дурбар с Королевским дворцом, ступы Бодднатх и Сваямбунатх, а также священный для всех индуистов комплекс храмов Пашупатинатх.

Кроме этого город буквально напичкан тысячами храмов, ступ и других памятников, среди которых храмы Акаш Бхайрава, белого Махендранатха, Аннапурны, трёх богинь, Махакала, Джайси Девал, Бхадракали, Сикха Нараян (и многие-многие другие), пруд «королевы » Рани Покхари, новый Королевский Дворец, дворец Рана, ступы Катесимбху и Тахити, башня Бхимсен и т.д.

Торговый район Индра Чоук


Торговый район Индра Чоук.

Оживленная улица Махан Толе приведет вас к Индра Чоук. Это место, названное в честь древнего ведического божества Индры, известно своим рынком. Именно здесь вы найдете торговцев, предлагающих все, что угодно, – от шерстяных одеял до местной одежды.

Именно сюда вам следует отправиться, если вы хотите отведать местные блюда или купить бисер и браслеты, изготавливаемые коренными жителями этого региона. Еще одной достопримечательностью Индра Чоук является храм Неба. Вам он запомнится в первую очередь стоящими рядом четырьмя металлическими львами, которые, кажется, встают на дыбы над улицей. У входа, куда не могут войти неиндусы, есть еще два медных льва.

Адрес: Indra Chowk, Катманду, Непал.

Восемь ступ Татхагаты

«Восемь ступ Татхагаты», «Восемь сутрических ступ», олицетворяющих этапы жизни и деятельности Будды Шакьямуни, являются известными местами паломничества. Перечислим их названия, назначение и места расположения:

  1. Ступа лотоса (Лумбини). Символизирует рождение Будды. Получила свое название за счет того, что главная ее часть выполнена в виде лотоса.
  2. Ступа Просветления (Бохгайя). Олицетворяет событие, состоявшееся накануне Просветления Будды, когда последние препятствия в уме были устранены.
  3. Ступа схождения с неба Тушита (Шанкас). Запечатлено, как в мире богов Будда давал поучения своей матери.
  4. Ступа примирения (Раджгир). Олицетворяет примирение Сангхи, состоявшееся после того, как двоюродный брат Будды стремился расколоть сообщество последователей. Читайте подробнее про 3 драгоценности Буддизма и принятие прибежища.
  5. Ступа мудрости (Варанаси). Символизирует Четыре благородные истины, которыми поделился Будда в своей первой проповеди.
  1. Ступа чудес (Шравасти). Отражает событие демонстрации Буддой чудес, переубедивших последователей неправильных взглядов.
  2. Ступа совершенной победы (Вайшали). Перед уходом в паринирвану Будда продлил жизнь на три месяца по просьбе свои учеников.
  3. Ступа паринирваны (Кушинагари) – символ совершенной мудрости, вхождения Будды в паринирвану.

Фото открытия ступы в республике Тыва

Хоть сегодня и существует большое разнообразие буддийских школ и разных форм ступ, их значение приблизительно одинаковое: взращивание мудрости, освобождение от всего негативного, достижение Просветления.

Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях

Буддийские храмы и монастыри

Богиня Лакшми

Таинственный символ «Аум», который узнала вся планета

Мантры – что это такое, зачем нужны и как они работают

Буддийские четки

Дворец Хануман Дхока

Дворец включает в себя запутанную сеть беспорядочно соединенных двориков, пагод, гробниц, многочисленных колонн и статуй. В углах дворца стоят четыре высокие башни, построенные по заказу правителя ремесленниками из разных городов долины Катманду. Все они производят сильное впечатление, но башня Базантапур, построенная жителями самого Катманду, всё равно оказалась самой высокой. На башню можно подняться и насладиться панорамой крыш старого города, а в хорошую погоду видно горы, окружающие долину Катманду.

Главный вход во дворец, золотые ворота, охраняет статуя Ханумана, бога-обезьяны, откуда и происходит название дворца. В самом дворце сейчас расположено несколько музеев, в том числе музей династии, нумизматический музей и Трибхуванский музей. А некоторые дворы и сейчас играют важную роль в культурной жизни страны, например, Насал Чоук (чоук — двор) используется для коронации правителей, а Мул Чоук для жертвоприношений во время праздника Дасайн.

На площади расположен также храм Таледжу, построенный в XVI веке правителем Махендрой из династии Малла. Напротив входа во дворец Хануман Дхока стоит Кришна Мандир, пример одной из немногих восьмиугольных пагод в Непале.

Храм Кумари Гхар

Неподалёку от Хануман Дхока расположен храм Кумари Гхар — резиденция живой богини Кумари. Непальцы считают, что Кумари вселяется в девочку из определённой касты и остаётся до тех пор, пока у неё не пойдёт первый раз кровь. Когда это происходит, девочка теряет священный статус живого воплощения богини и продолжает жить обычной жизнью, а священнослужители ищут новое воплощение Кумари. Живая богиня живёт уединенно в своей резиденции, лишь иногда выглядывая из окна, закрытого в обычное время плотными резными ставнями. Непальцы считают, что появление Кумари приносит удачу, и могут часами простаивать под окнами её дворца.

Рядом с храмом-дворцом Кумари расположено несколько интересных храмов и пагод, среди них небольшой храм в честь Ашок Винайяк, известный также как Катманду Ганеш или Мару Ганеш и буддистский храм Джайши Девал, примечательный своими эротическими резными фигурами.

Храм Акаш Бхайрав

На главной торговой улице Катманду Индра Чуок расположен трёхэтажный храм Акаш Бхайрав, посвящённый богу неба. Его изображение вывешивается на храме во время празднования Индра Ятра, праздника в честь бога дождя. На Махендра Бахал, между улицами Индра Чоук и Асан, находится храм света — Махендра Нат. Эта красивая пагода отличается интересной двухъярусной бронзовой крышей. Во дворе стоят жертвенные статуи, а на алтаре изображено божество Махендра, или иначе Падмапани Авалокитешвор, обожествляемое и индуистами, и буддистами.

Другие места

Район Тундикхель, граничащий с одной стороны со старым городом, представляет собой зелёную зону, предназначенную для проведения праздников, парадов, фестивалей и спортивных соревнований. С одного края Тундикхеля находятся парк Ратна, театр на открытом воздухе и павильон Королевской Армиии Непала, с другого — военный Штаб и стадион Дашарат (Дашарат Рангашала). На западе Тундикхеля расположен храм Махакал. В Тундикхеле можно также осмотреть 60-метровую башню Дхарахара, построенную премьер-министром Бхимсеном Тхапой в 1832 г.

У подножия башни в это же время были сооружены золотые фонтаны. В восточной части Тундикхеля находится храм богини Бхадракали. Он известен также под именем храма Лумархи и является одним из важнейших храмов Бхагавати в Катманду. Между башней Дхарахара и храмом Бхадракали расположены мемориальные ворота мучеников, украшенные статуями короля Трибхувана и четырёх мучеников.

Одной из достопримечательностей Катманду считается дворец Сингха, построенный в неоклассическом стиле во времена правления династии Рана. Сейчас там расположен секретариат правительства. Известен также дворец Нарайянхити, который в настоящее время является резиденцией короля Непала. На территории дворца расположен легендарный источник Нарайянхити. На этом, пожалуй, можно окончить перечисление достопримечательностей центральной части Катманду, хотя каждая улочка здесь хранит свои памятники архитектуры и искусства.

Ботанический сад


Ботанический сад.

В Катманду довольно многолюдно, особенно в разгар туристического сезона. Иногда эта суета утомляет, и хочется хоть ненадолго спрятаться от нее в тихом и спокойном месте. Отправляйтесь в Королевский ботанический сад! Это необычное место отлично подходит для неспешных прогулок и пикников.

Во время землетрясения сад слегка пострадал, но там ведутся восстановительные работы, и, будем надеяться, скоро он вернет свою былую красоту. Ботанический сад Катманду предоставляет вам возможность познакомиться с огромным разнообразием флоры Непала.

Обязательно посетите «Дом кактусов», «Дом орхидей» и «Тропический дом», взгляните на расположенный в центре пруд с колонной. Одним словом, если вы хотите насладиться красотой непальской природы, не покидая столицу, то Королевский ботанический сад – это то, что вам нужно. Только лучше не отправляться сюда по пятницам и субботам, так как в эти дни сюда обычно приводят местных школьников.

Адрес: राष्ट्रिय वनस्पति उद्यान, Godawari, Непал.

О распространении учения

С момента постижения Сиддхартхой просветления люди начали узнавать, кто такой Будда. Он занялся распространением знания. Первыми учениками стали торговцы – Бхаллика и Тапусса. Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).

Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.

Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах. Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана. Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту. Но это в обычной жизни Будда был принцем. Все давно стало прошлым. Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту. Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.

Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца. Он пришел к нему и рассказал о Дхарме. Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.

После этого он вернулся в Раджагаху. Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал. Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья. В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.

Обретение знаний

С того дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.

Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу. У этого события даже есть название – «Великое Отправление».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Естественно, об этом узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.

Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации. Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.

Его целью была юго-восточная Индия. Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи. Методы были самыми суровыми – аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.

Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял – это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело. Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь. Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения.

Казино «Рояль»


Казино «Рояль».

Отправляясь в казино «Royale», будьте готовы выглядеть подобающе. Облачитесь в смокинг и на время забудьте про свой походный рюкзак. Если вы не пренебрежете этим советом, то сможете попасть внутрь и почувствовать себя на месте Шона Коннери. «Royale» – одно из самых популярных казино в стране.

Располагается оно в отеле «Yak and Yeti», на месте бывшего дворца Рана. Здесь вы сможете предаться карточным играм и другим азартным развлечениям. Если вы пробудете в казино достаточно долго, то, возможно, даже получите возможность насладиться роскошным ужином. Казино «Royale», которое часто посещают туристы и состоятельные местные жители, является идеальным местом для общения и непринужденного времяпрепровождения.

Адрес: Casino Royale, Lal Durbar Marg, Катманду, Непал.

Дуккха: Жизнь — болезненная штука, и она вызывает страдания

Многие люди называют буддизм пессимистической и отрицательной доктриной. Всё из-за этой известной догмы этой религии — «Жизнь есть страдание». Но проблема в том, что большинство европейцев в корне неверно понимает это изречение. Буддизм на самом деле говорит вам: «Жизнь не очень ласкова и приятна. Так что и фиг с ним».

Буддисты утверждают, что мы испытываем большую часть наших страданий из-за того, что пытаемся избежать душевных мук или подавлять сложные эмоции. Нашу жизнь неизбежно сопровождают чувство потери, печаль, усталость, скука, тревога. Это постоянные спутники нашей жизни. И если мы пытаемся всего этого избежать путем покупки новых гаджетов или с помощью наркотиков, путешествий, неумеренных и беспорядочных половых связей и т. д., то это причиняет лишь еще больше неудовлетворенности, разочарования и других форм боли.

Как это использовать: не покупайтесь на идею, будто вам чего-то не хватает, для «полного кайфа». Болезни, старение, смерть — все это часть жизни. Примите ее такой, какая она есть, и перестаньте мыслить фантазиями. Забудьте о том, что идеальная жизнь — это якобы жизнь легкая и безболезненная. Это заблуждение вызвала в нас индустрия моды, развлечений и фармацевтики.

Чем быстрее вы примете несовершенство жизни, тем меньше разочарований вас ждет. И тем проще вам будет открыть свое сердце неопределенности. И тем проще вам будет «забить» на ежедневный стресс и редкие неудачи.

Двенадцатый подвиг

Однажды Будда пришёл в родной Капилавасту. Его отец, жена, сын, друзья и родственники примкнули к учению Бодхисаттвы.

На 81-м году жизни Великий Учитель покинул этот мир и перешёл в Паринирвану. За три месяца до этого он поведал об этом своему ученику Ананде. Затем, в сопровождении учеников Будда продолжил странствие по Индии, проповедуя своё учение, названное Дхармой. Наконец они оказались в Паве, где в доме кузнеца Чунды путникам поднесли угощение.

Даже не исповедуя буддизм, в этот день можно произнести молитву Будды Шакьямуни, и она повернёт очередное колесо Дхармы: «Ом – Муни – Муни – Маха – Муние – Сууха». На русском языке она звучит примерно так: «Мои обыкновенные сознание, ум и тело становятся сознанием, телом и умом Будды».

Просветление

После отречения от самоистязания жизнь Будды стала складываться иначе – он отправился странствовать в одиночестве, и путь его продолжался до тех пор, пока он не дошел до рощи, находящейся неподалеку от городка Гайя (штат Бихар).

Случайно он набрел на домик деревенской женщины Суджаты Нанды, которая посчитала, что Сиддхартха – это дух дерева. Настолько изможденно он выглядел. Женщина накормила его рисом с молоком, после чего он сел под большим фикусом (сейчас его называют деревом Бодхи) и поклялся не вставать, пока не придет к Истине.

Целых 49 дней он просидел под фикусом. И в полнолуние, в месяц вайшакха, в ту же ночь, когда Сиддхартха и был рожден, он достиг Пробуждения. Ему было 35 лет. В ту ночь он получил полное представление о причинах человеческих страданий, о природе, а также о том, что нужно для достижения такого же состояния другим людям.

Это знание потом стали именовать «Четырьмя Благородными Истинами». Вкратце их можно изложить следующим образом: «Есть страдание. И есть его причина, которой является желание. Прекращение страдания – это нирвана. И есть путь, который ведет к ее достижению, именуемый Восьмеричным».

Еще несколько дней Гаутама думал, пребывая в состоянии самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), обучать ли полученным знаниям остальных. Он сомневался, подвластно ли им будет прийти к Пробуждению, ведь все они переполнены обманом, ненавистью и жадностью. А идеи Просветления очень тонкие и глубокие для понимания.

Осуществление желания

О самоумерщвлении речь уже не шла, необходимо было отыскать «срединный путь». В ходе поисков новой дороги наставник лишился пяти сподвижников, которые верили в него. После того, как их учитель вновь стал принимать пищу, они разочаровались и покинули его.

Оставшись один, Бодхисаттва получил возможность идти к своей цели, ни на что не отвлекаясь. Ему удалось отыскать уединенный участок на берегу реки Неранджары, который казался идеальным местом для погружения в мысли.

Там росло священное дерево ашваттха (разновидность индийской смоковницы), под которым нашлось место соломенному матрасу. Жаждущий просветления Сиддхартха уселся на нем, скрестив ноги, а перед этим дал себе клятву оставаться там до победного конца.

Будда не спешил покидать чудесное место, поскольку ему требовалось определенное время для осознания результата. Прошло несколько недель, прежде чем он решился уйти оттуда. Перед ним стоял нелегкий выбор:

  • оставаться и далее в одиночестве, наслаждаясь долгожданным ощущением освобождения;
  • вернуться в общество, чтобы поделиться своим опытом.

Открывший истину решил вернуться в человеческий мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: