Буддийское мировоззрение в повседневной жизни

Концепция и мировоззрение

Буддийское учение невозможно причислить к вероучениям, центром которых является божество ― создатель мира. Это философия, предполагающая содействие в ориентации человека на стезю самосовершенствования и самопознания. Здесь отсутствует идея о существовании бессмертной души, об искуплении прегрешений, но утверждается, что все дела и помыслы человека возвращаются обратно. И это является не священным наказанием, а лишь результатом деяний и раздумий, оставляющих отпечатки на персональной карме.

Открытие Будды состояло в том, что человеческая жизнь является скорбью, а все творения изменчивы и недолговечны. Скорби образуются из-за желания. Избежать страданий получится только посредством отрешения от страстей. Целью последователей буддийского учения становится нирвана ― положение, достижение которого позволяет угаснуть страстям, вследствие чего пробуждается ощущение удовольствия и независимости. Достигнуть этой цели можно, следуя восьмеричным путем избавления.

Буддийское учение весьма универсально и примечательно тем, что не опирается на веру. Это философская теория. Значительным составляющим ее является практика. Буддизм слишком сложен для того, чтобы кратко его охарактеризовать. При сравнении этого учения с другими мировыми религиями и идеологиями выявляется все его специфическое своеобразие. Принимать это учение можно лишь в том случае, если сознание освободится от этических шаблонов.

Ключевые понятия в буддизме

Чтобы легко и непринужденно разговаривать с буддистом, полезно знать три ключевых слова. Перерождение, карма и дхарма. Расшифруем эти неясные термины.Перерождение значит, что (по мнению буддиста) все мы, умирая, никуда не пропадаем, а снова перерождаемся; находимся в колесе непрерывных рождений и смертей. А поскольку задумываться о происходящем в нашей жизни мы не очень склонны, то с этой карусели мы сами сойти никак не можем. Что же заставляет нас вновь рождаться и вновь умирать без всякого толка?Карма – то есть, говоря по нашему – закон сохранения энергии, основание всей науки. Из ничего ничего не появляется и ничто никуда бесследно не исчезает – этому нас учили в школе. Индийские философы резонно выводят, что ни одно наше действие также не остается без последствий. Сделав что-то плохое, мы не можем избежать расплаты; сделав же хорошее, получаем награду.Другое дело, что находясь в этом мире, мы, как правило, не видим ни причин, ни следствий наших поступков. И не понимаем, что происходит в нашей жизни – откуда валятся беды, и почему случаются удачи. На что философия буддизма отвечает нам: эти беды и удачи являются следствиями наших собственных поступков, и отвертеться от этого никто не может. А поскольку не все долги удается погасить в течении одной жизни, то мы умираем и рождаемся вновь в соответствии с тем, как мы себя вели в прошлых жизнях.

Все это, вместе взятое, и называется Дхарма. Дхарма – это закон, по которому устроен и развивается мир; а также это – учение об этом законе и правила, согласно которым нужно себя вести.Но – постойте! – спросите вы. Зачем освобождаться? Зачем отказываться от дальнейших жизней в этом замечательном мире, пусть они и приносят страдания?

Элементарно. Никто и не отказывается. Просто пока мы находимся в плену наших мыслей, страстей, заблуждений и иллюзий, мы живем, умираем и рождаемся вновь, не вынеся никаких уроков из прошлой жизни. Мы, как на карусели, все время движемся по одному и тому же кругу, испытывая боль и разочарование. Потом умираем, не сделав никакого вывода. Проходим тяжелые испытания после смерти, потом автоматически рождаемся вновь (хорошо еще, если человеком), ничего не помня, и вся карусель начинается по-новой. Бессмысленно, унизительно и больно.Хорошо. А что же ждет человека, набравшегося ума, освободившего свое сознание от ядов невежества, жадности и гнева?

Тоже очень просто. Вот человек освободился, он расплатился со своими кармическими долгами, он не обязан больше рождаться здесь. Он умирает и попадает в чистые земли (по нашему – в рай). Живет он там, живет – и рано или поздно понимает, что на сердце у него неспокойно.

Он-то освободился и пребывает в блаженстве, а все люди, которых он любил в предыдущих жизнях, продолжают страдать, не зная – как сойти с карусели. От этого ему не по себе. И тогда он сам, сознательно принимает решение родиться на земле вновь и помочь всем, кому он сможет помочь. Такой человек называется “бодхисаттва”. Он добровольно отказывается от собственного блаженства, пока не освободит всех существ от страданий, вызванных их собственным невежеством. Согласитесь, что в этом что-то есть.Есть люди, по незнанию приписывающие буддистам полное равнодушие к миру – дескать, им нужна некая нирвана, прекращение бытия – и все.

Увы! Невежественные люди всегда наезжают на то, о чем не имеют ни малейшего понятия. Не зря Христос говорил: “Прости им, ибо не ведают – что творят”.

Сострадание – это центральное понятие буддизма. Если другим плохо, тебе не может быть хорошо. А в итоге – доброе отношение к людям приводит к накоплению позитивной энергии; рано или поздно количество накопленной позитивной энергии переходит в качество. Человек начинает видеть безрезультатный круговорот жизни и хочет перестать зависеть от суеты. Он начинает медитировать, ум его очищается и тогда жизнь приводит его к учителю, который показывает ему его истинное сознание. А уж узнав свое истинное сознание, человек постепенно приходит к полному освобождению.

Практика Дзен буддизма

В Дзен – все практики являются только вспомогательными. Например, там есть практика поклонов: учителю, дереву, собаке – так выражается практика для самого себя, практика укрощения своего эго.

Ведь, когда нет эгоизма, человек поклоняется уже своей сути, сути Будды внутри себя самого.

В чем отличие медитаций в Дзен буддизме

А медитации дзен буддизме отличаются от обычных тем, что сам контакт с действительностью и познание своей сути через этот контакт и есть смысл медитации.

Так мастер Тит Нат Хан говорил: «когда я ем – я просто ем, когда иду, то просто иду». Здесь присутствует только чистое наблюдение за процессом всего, что происходит, не вовлекаясь в мыслительный процесс. Так же и вы дорогие читатели, можете приобщиться к этой медитации, и сама ваша жизнь станет идеальной медитацией.

Обычный ум это просто сон

То, что нужно понять каждому из нас – это то, человек спит. Человек спит ночью и днем тоже спит. Он спит, потому что не видит внутреннего света, внутреннего состояния Будды.

Эта жизнь просто сон, и вы тоже есть сон, каждый человек это еще не реальность, а настоящая реальность внутри. Поэтому все мастера говорили — проснись и стань пробужденным, то есть Буддой.

Дзадзен медитация

Медитация, которая поможет нормализовать кровяное давление: называется она дзадзен – это когда вы смотрите, например, на точку на стене в течение длительного времени, или концентрируетесь на своем дыхании или каком-то звуке, к примеру, произнося мантру. Тогда ум сам собой останавливается, и вы постигаете себя.

Коаны в Дзен буддизме

ActionTeaser.ru — тизерная реклама Коаны это небольшие истории в дзен буддизме – которые основаны на парадоксальном мышлении, которое подобно шоковой терапии помогает остановить ум.

Например, мастер спрашивает: «какого цвета ветер?», а ученик отвечает «тем, что дует мастеру в лицо».

Ведь в повседневной жизни мы всегда обусловлены своим умом и то, как он думает по поводу чего-то внешнего. И вот представьте, что ум на мгновение не понимает, что уму сообщили и что ему сказали.

Допустим если на вопрос ученика, «откуда пришел Бодхидхарма», мастер ответит «а спроси вон у того дерева» — ум ученика или просто человека придет в замешательство и на некоторое время возникнет только внутренняя глубина без опоры и за пределами мышления.

Так может возникнуть так называемое сатори или просветление. Пусть и на короткое время, но человек уже будет ознакомлен с этим состоянием и встанет на путь дзен.

Практика боевых искусств в Дзен

Согласно легенде боевые искусства, в известный всему миру монастырь Шаолинь принес индийский мастер Бодхидхарма.

Он говорил, что нужно быть готовым ко всему. Конечно, это было связано с тем, что монахам дзен приходилось много перемещаться по стране, а в Китае было неспокойное время и нужно было постоять за себя.

Тем не менее, настоящим мастерам в боевых искусствах приходиться иногда действовать не логично, больше интуицией и внутренним чутьем, когда обычный ум уже не работает или его недостаточно для победы с намного более сильным противником.

Выходит, что действия в боевых стилях основанных на философии дзен буддизма опережают ум, и боец движется скорее за счет тела и «внутреннего ума», что помогает ему прочувствовать состояние дзен или созерцание.

Многие знают, что путь самурая – это смерть. Как можно понять, самурайское воинское искусство также основано на дзен.

Ведь, когда для человека неважно, когда он умрет – ведь он умер уже при жизни, тогда важно лишь состояние ума или сознания, которое не зависит и не колеблется из-за внешнего

Как выполнять медитацию Дзен?

Обычно, когда вы идете по улице, вы замечаете все, что можете увидеть, но не замечаете самого главного – того, кто наблюдает это.

Итак, каждодневная медитация из дзенского буддизма очень проста – когда вы идете, то просто идете, наблюдая того, кто идет (наблюдаете себя). Когда что-то делаете: копаете, стрижете, моете, сидите, работаете – наблюдайте за собой, наблюдайте, кто это работает, сидит, ест, пьет.

Вот высказывание просветленного мастера дзен: «когда я хожу, то просто хожу, когда я ем – я просто ем». Поэтому даже только так можно развить ясность ума и стать просветленным.

Как остановить свой ум?

Когда вы наблюдаете свой ум, вы начинаете замечать интервалы между двумя мыслями. Ум заставить остановить невозможно, он останавливается сам собой, наблюдай и не пытайся остановить свой ум.

Просто наблюдай свой ум, будь свидетелем. Ведь ум постоянно занят обдумывая прошлые события или занимается фантазиями о будущем.

Наблюдая за умом человек просыпается ото сна, от долгой спячки в нереальном мире. Индуизм говорит о колесе, о колесе перевоплощений и это все ум, который создает повторения.

Символы буддизма

Цветок лотоса

Один из символов буддизма, он означает духовную чистоту и связан с появлением Будды. Легенда гласит, что за каждым из первых шагов маленького Будды распустились цветы лотоса.

Толстый Будда

Другим распространённым символом буддизма в России является образ толстого Будды, всего в золоте, чтобы указать на процветание. Этот образ не соответствует фигуре Сиддхартхи, который не был толстым. Для происхождения этого изображения нет ни единой подтверждённой версии, но самая знаменитая, примерно такова: что это был один из монахов, учеников Будды, который в конечном итоге, стал прообразом изобилию.

Возникновение буддизма

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.

Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был реальной личностью. Он был сыном главы племени шакьев, родившимся в 560г. до н.э. на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений. Он ушел из дому, для того чтобы, общаясь с мудрецами, найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий. Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будда означает «просветленный». Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение. Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него появилось множество последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.

Возрождение

Золотые ворота в Элиста, Республика Калмыкия

После распад Советского Союза, буддийское возрождение в Калмыкии началось с избранием президента Кирсан Илюмжинов. Возродился он также в Бурятии и Туве и стал распространяться среди русских в других регионах.

В 1992 г. Далай Лама совершил свой первый визит в Тува в России.

По всей России есть несколько тибетских буддийских университетов-монастырей. сконцентрирован в Сибирь, известный как дацаны.

Федор Щербацкой, известный русский Индолог кто ездил в Индия и Монголия во время Российская империя Многие считают, что он положил начало изучению буддизма в западном мире.

Сейчас в России проживает от 700 000 до 1,5 миллиона буддистов, в основном в республиках. Бурятия, Калмыкия и Тува.

Регионы с большим буддийским населением

Федеральный субъект Буддисты (2012) Буддисты (2016)
 Тува 61.8% 52.2%
 Калмыкия 37.6% 53.4%
 Бурятия 19.8% 19.8%
 Забайкальский край 6.3% 14.6%

Дацан Gunzechoinei Face

Буддизм в России

В 2012 г. буддизм был религией 62% всего населения Тува, 38% Калмыкия и 20% Бурятия. В буддизме также есть верующие, составляющие 6% в Забайкальский край, преимущественно этнические буряты, и от 0,5% до 0,9% в Томская область и Якутия. Буддийские общины встречаются и в других субъектах Российской Федерации, от 0,1% до 0,5% в Сахалинская область, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Алтай, Хакасия, Новосибирская область, Томская область, Тюменская область, Оренбургская область, Архангельская область, Мурманская область, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, И в Калининградская область. В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Самара, часто до 1% населения идентифицируют себя как буддисты.

Карма, реинкарнация, медитация

Интерес к религиям Востока возник давно. К понятиям, связанным с буддизмом многие уже привыкли. Суть их раскрывает важнейшие принципы вероучения:

  • Карма — закон человеческого существования. Краткое изложение сводится к следующему: какой посыл каждый из нас посылает в мир, тем же ему и оплачивает судьба. Добрые дела способствуют очищению жизненного пространства, а злые — “засоряют” его.
  • Реинкарнация — “перевоплощение”. Буддизм не признает существование души, но есть описания того, что Будда менял свои обличья. А человеческое сознание проходит через разные миры. И в какой мир человек попадет в момент смерти — зависит от его кармы.
  • Медитация — духовная практика. Она получила широкое распространение не только в восточных учениях. Буддизм считает, что достижение нирваны возможно благодаря использованию техник, нацеленных на концентрации психического состояния человека. Медитация — основа йоги.

Монахи или миряне?

Как говорит Сангхаракшита, принятие Прибежища в Трех Драгоценностях не есть что-то, что совершается лишь однажды. Это не событие, но направление. Буддийская практика ведет к более и более глубокому принятию Прибежища. Соответственно Сангхаракшита говорит о различных уровнях принятия Прибежища. Какая бы стадия ни была достигнута, следующий шаг всегда заключается в изменении действий, мыслей и ценностей от словесного выражения к их воплощению в Будде, Дхарме и Сангхе.

Во многих буддийских культурах сангха состоит из монахов и монахинь, которых можно рассматривать как «настоящих» буддистов «на полную ставку», а люди, ведущие мирской образ жизни, считаются его сторонниками. В некоторых странах роль мирской части заключается просто в служении монахам. Однако все буддисты встречаются с одними и теми же духовными и экзистенциальными проблемами: страданием и смертью, фактом существования последствий своих действий и необходимостью трансформации своего ума. Поэтому все буддисты, будь они монахи или миряне, в определенной степени принимают Прибежище и стремятся сделать это более полно.

Сангхаракшита подчеркивает, что принятие Прибежища в Трех Драгоценностях имеет первостепенное значение в жизни каждого буддиста. То, как это будет выражаться в жизни конкретного человека, может кардинально отличаться. Как он говорит, первично обязательство, образ жизни вторичен.

По этой причине Буддийский Орден Триратна не основывался ни как чисто монашеское, ни как чисто мирское движение. Члены Общины живут по-разному: у некоторых есть семьи, некоторые живут совместно (то есть разделяют жильё и повседневную жизнь), другие ведут монашеский образ жизни в миру (анагирики). Но у них нет различий в статусе, просто существует различный подход к практике. Буддийская Община Триратна — это единая сангха: он включает мужчин и женщин, людей разных стран и культур, практиков, ведущих совершенно различный образ жизни. Буддийская Община Триратна финансово независим от мира: он не полагается на поддержку местного мирского населения.

Буддисты

Буддистами называют последователей учения Будды. Это люди разного возраста, образования, различных национальностей, стран. Но всех их объединяет буддизм.

  1. Монахи. Основными проповедниками буддизма являются буддийские монахи: мужчины и женщины. Монашеские общины были установлены самим Буддой для постоянной практики дхармы, чтобы не отвлекаться на дела повседневной жизни. Также общины сохраняют первоначальное учение Будды от изменений.
  2. Миряне. Поскольку монахи не занимаются ничем, кроме духовной практики, то местные жители (миряне и мирянки) помогают монахам. Дают им еду, деньги, предметы быта. Миряне свято соблюдают правила дхармы в повседневной жизни, и тем самым служат сохранению и развитию учения Будды.
  3. Йоги. Буддистскому учению следуют индийские йоги. Они также живут по заветам Будды, и служат примером минимализма в жизни. Много времени уделяют древним видам йоги, большинство из которых основаны на медитациях. Часто становятся отшельниками, не имеют дома, семьи, работы.
  4. Учители. Это последователи учения Будды, которые передают свои многочисленные знания ученикам. В современном мире наиболее известны следующие учители: Далай-Лама XIV, Намкай Норбу Римоче, Тик Нат Хан. Далай-Лама XIV является выдающимся борцом за независимость Тибета. Он награжден Нобелевской премией за свой вклад в борьбу за мир и прекращение войн. Намкай Норбу Римоче распространяет буддизм по всему миру: США, Россия, Италия, Украина, Австралия и другие. Тик Нат Хан своим примером многих вдохновил на борьбу за освобождение, и на осуществление духовных практик Будды.

>> Ответ на вопрос по ЕГЭ и ОГЭ: РФ – светское государство

Жизнь Будды

Кушанская империя Объединение большей части региона и поддержка ими буддизма позволили ему легко распространиться вдоль торговых путей региона по всей Центральной Азии. В этом регионе процветали кушаны, школа Сарвастивады, и некоторые монахи также принесли с собой учение Махаяны. В конечном итоге буддизм достиг современного Пакистана, Кашмира, Афганистана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана. Когда буддизм достиг многих из этих земель, буддисты начали переводить и создавать тексты на местных языках, таких как хотанский (центрально-иранский), согдийский (также иранский), уйгурский (турецкий), тангутский, тибетский и китайский. В Таиланде, единственной стране, избежавшей колонизации, было два важных буддийских короля, которые настаивали на модернизации и реформировании буддийской сангхи. Это были король Монгкут (годы правления 1851-1868) и его сын король Чулалонгкорн (годы правления 1868-1910), которые были ответственны за несколько ключевых современных реформ тайского буддизма. Двумя недавними тайскими модернистскими движениями были возрождение монастырей тайской лесной традиции и движение Ват Пхра Дхаммакая.

Будда и его учение

Другим распространенным символом буддизма в России является изображение толстого Будды, всего в золоте, которое, как предполагается, указывает на процветание. Этот образ не соответствует фигуре Сиддхартхи, который не был толстым. Нет ни одной подтвержденной версии происхождения этого изображения, но наиболее известна более или менее: что это был один из монахов, учеников Будды, который в итоге стал прообразом изобилия.Происхождение буддизма уходит корнями в глубь веков. Это не молодая религия, которая давно и прочно укоренилась в мире. Откуда она взялась и кто дал людям веру в Будду и его философию? Давайте узнаем больше об этой религии, найдя ответы на эти вопросы.

Основные положения философии буддизма

Рассмотрим основные важные понятия Буддийского вероучения:

Существенный принцип, который объясняет как причины событий, происходящих с людьми, так и следствия – это карма.

Немаловажно понятие перерождения живого существа в другое – воплощения.

Четыре истины, которые сформулировал Будда Шакьямуни.

  1. Существуют страдания.

  2. Есть причина страдания – жажда, желание.

  3. Далее идет прекращение страданий – нирвана.

  4. Наконец, последнее – это путь, ведущий к прекращению страданий – Благородный восьмеричный путь.

Самая главная цель философии буддизма – достижение Нирваны, то есть это такая высшая степень осознанности, которая достигается с помощью отречения от себя и от комфортных условий. Будда достиг самоконтроля над своим сознанием с помощью долгих размышлений и медитаций, чтобы в дальнейшем не переживать насчет мнений окружающих людей и не быть привязанным к комфортным условиям.

Таким образом, душа начинает деградировать, переставая улучшаться. Но только когда достигается нирвана, человек уходит от «рабского» поведения. Рассмотрим базовые убеждения, содержащие 4 благородные аксиомы:

  • Страдание. На любого человека влияют негативные мысли, страхи, гнев – Дукхи.

  • Первопричина страдания. Дукхи имеет причину, из-за чего человек зависим от вожделения, жадности и других желаний.

  • Самоустранение первопричин страдания. Абсолютно любой человек имеет шанс на избавление от Дукхи.

  • Путь освобождения. Полное освобождение от Дукхи лежит на пути к нирване.

Первая аксиома говорит о том, что люди живут в постоянных муках, раздражениях и даже любые прекрасные события далее так же приведут к одним разочарованиям.

Мучения являются причиной в большом желании завладеть чем-либо, в зависимости человека от мира.

Чтобы найти причины страданий и избавиться от них, необходимо ответ искать в четвертой аксиоме, которая гласит о Благородном восьмеричном пути, где присущи правильные взгляды, речь, намерения, образ жизни, действия без ошибок, осознание. Остановимся подробнее.

Основные понятия философии Буддизма

Их очень много, мы немного остановимся на каждом из них, а в следующих статьях опишем их подробно.

Карма. Является основополагающим принципом, объясняющим причины и следствия всех действий и событий, которые происходят с нами. Вкратце принцип кармы можно охарактеризовать фразой “что посеешь, то и пожнешь”.

Воплощения. Принцип перерождения одних живых существ в других. Эта доктрина немного отличается от принципа “переселения душ”, так как не признает существования постоянной души, как, к примеру, “атман” у индуистов. Карма в результате перевоплощений переходит от одного живого существа к другому.

Четыре благородные истины. Были сформулированы Буддой Шакьямуни и являются основой идеологии Буддизма. Их перевод на русский язык очень неточен, так как между языками существует серьезная разница понятий. В одной из следующих статей мы расскажем об этом подробно.

Мы приведем четыре благородные истины, но просим вас не понимать их слишком буквально.

1. Вся наша жизнь – неудовлетворенность и страдание.

2. Причина страданий – жажда.

3. Прекращение страданий – уничтожение жажды.

4. Способ – восьмеричный путь.

Как вы заметили, эти определения весьма общие, их можно и нужно расшифровывать, чем мы и займемся в одной из следующих статей.

Просветление. Состояние разума, очищенного от негативных мыслей, эмоций и побуждений, позволяющее увидеть все вещи такими, какие они есть на самом деле, и достичь нирваны.

Нирвана. Состояние, которое не может быть описано языком людей. Поэтому мы его и описывать не будем.

Сансара. Или “колесо жизни”. Это состояние, в котором прибывают все живые существа, кроме просветленных умов.

В следующих статьях мы подробно расскажем обо всем этом. Читайте.

Также рекомендуем наши статьи о Непале (ссылки ниже).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: