Ирод помог спасти Олимпиаду
Царь Ирод, возможно, участвовал в масштабной кампании, связанной с восстановлением Храма. Но когда он услышал, что Олимпийские игры, возможно, придется прекратить из-за нехватки денег. Он сделал огромное пожертвование, чтобы они могли продолжаться.
Это был простой способ расположить к себе римлян, находившихся у власти. Но это может также говорить об идеале царя Ирода быть царем нескольких религиозных групп.
В конце концов, Игры не смогли состояться, потому что римляне победили греков. Которые разорились и не могли позволить себе тратить деньги на спорт. Но Ирод любил все греческое. Чтобы игры продолжались, царь Ирод, вероятно, должен был бы организовать восстановление первоначального места проведения Игр. А также оплатить все, что было связано с церемонией, от праздников до статуй победителей. Даже если они не были евреями, он был счастлив помочь им.
Ирод был назначен пожизненным президентом Олимпиады за свои пожертвования. И греки, вероятно, придумали этот титул, чтобы дать ему его.
«У меня нога лучше, чем у государя царя и великого князя всея Руси!»
«Государево слово и дело!». Именно эти слова нужно было сказать, если ты знал что-то о замыслах против жизни или чести государя. Согласно законам Соборного уложения 1649 года, недоносительство по таким делам также тяжко каралось. Такой порядок поощрил массовое стукачество. А за оскорбление государя полагалась не только ссылка, но и отрезание языка.
«…Указал великий государь и бояре приговорили мурашкинскому бобылю Илюшке Поршневу за то, что он говорил про него, великого государя, непристойные слова — вырезать язык и сослать з женой и тремя детьми в Сибирь и велено ту казнь учинить при многих людях».
Какими могли быть такие «непристойные слова»? Их приводит в своей книге «Тайны выцветших строк» историк Р. Т. Пересветов:
«Государь де молодой глуп, а глядит де все изо рта у бояр, у Бориса Ивановича Морозова да у Ильи Даниловича Милославского. Они де всем владеют, и сам де государь, то все ведает и знает, да молчит, черт де у него ум отнял», — говорил мужик Савва Корепин.
«Худ государь, что не заставляет стрельцов с нами землю копать» —пожаловалася крестьянин Данило Марков, рывший траншею под надзором стрельцов. Стрельцы на него и донесли.
Дыба
«Как я не вижу сына своего перед собою, так бы де государь не видел света сего» — сказанула себе на погибель казачья женка Арина Лобода о своем сыне, не выкупленном государством из турецкого плена.
«У меня нога лучше, чем у государя царя и великого князя всея Руси Алексея Михайловича» — похвалялся недалекий боярский сын Афанасий Шепелев. Судя по тому, что записи об этих словах сохранились в описях Приказа тайных дел, наказания перечисленным гражданам избежать не удалось. Некоторые скрывались еще до начала следствия.
«Ты, Евстрат, лучше царя стал!» — похвалил своего соседа Евстрата Туленинова боярский сын Дмитрий Шмараев за то, что тот одолжил ему овса на семена. Испугавшись такой похвалы, Евстрат поспешил донести об этом воеводе, после чего Шмараеву оставалось только «сбежать безвестно». Это сейчас можно запросто сказать другу — «чувак, ну ты царишь!». При Алексее за такое полагались страшные наказания.
Казнь через повешение за ребро. Слева – “женская” казнь зарыванием в землю по пояс
«Был бы здоров государь царь и великий князь Алексей Михайлович, да я, Евтюшка, другой», — сказал тост на свадьбе соседа Евтифей Бохолдин и попал в тюрьму — как он посмел упоминать себя в одном предложении с именем государя?
Да что там, достаточно было не снять шапку при упоминании имени государя во время службы в церкви — и на тебя уже доносят. Дело завели на крестьянина Григория Шелтякова за то, что он «спал, прислонившись к стене, когда пришедший в гости к дворнику Ореху Седельнику успенский поп Иван возгласил многолетие царю. Сколько ни толкали Григория в бок и в спину, он не шевельнулся потому, что, как потом оказалось, «был пьян беспамятно».
У современников Алексея Михайловича было предостаточно поводов считать свою эпоху несчастливой. Церковный раскол. Полное солнечное затмение 1654 года, которое на Руси в обстановке разгорающейся эпидемии чумы было воспринято как страшное небесное знамение.
Но главным событием для большинства русских было объявление бессрочного сыска беглых крестьян согласно тому же Соборному уложению 1649 года. Это означало окончательное закрепление крестьян на землях их помещиков, и многие крестьяне были с таким порядком совершенно несогласны. Более того, теперь ответственность была не только на крестьянах, но и на помещиках, которые укрывали чужих крестьян. Царствование Алексея завершилось кровавой крестьянской войной.
Царь Езекия
(Ис 38:5-6) Пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.
Главы стоят не в своем временном порядке. Пророк Исаия после того, как он обещает Езекии, что будет добавлено еще 15 лет к его жизни, говорит следующее: «И от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей».
Комментарий!
Осада Иерусалима царем Ассирийским описана в главах 36-37. Соответственно, болезнь Езекии и исцеление произошли еще до осады Иерусалима. Это случилось в тот момент, когда угроза нашествия Ассирийцев уже нависла над Иудеей.
Другой момент, о котором хотелось бы сказать, это то, что скорей всего, это была не одна осада, а было несколько попыток захватить Иерусалим. Но Исаия описывает только одну осаду.
(4 Цар 18:13) В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их. И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота.
Первый раз царь Езекия откупился от царя Ассирийского, заплатив ему дань.
(Ис 39) К Езекии приходят послы из Вавилона, и он показывает им все сокровища, которые были в его царском доме. Скорее всего, эти события должны были происходить до осады Иерусалима. То есть до того момента, когда царь Езекия отдал все сокровища царю Ассирийскому.
Истинная вера заключается в том, что мы доверяем Богу
Именно такую веру продемонстрировали друзья Даниила, когда не поклонились идолу, которого установил Навуходоносор (Дан 3:17-18).
Можем ли мы сегодня изменить волю Бога? Можно сказать да, в некоторых случаях это возможно. Но при этом должны помнить важную вещь: (Рим 12: 2) Воля Божья, благая, угодная и совершенная.
Конечно, мы должны молиться и просить Бога, потому что Библия полна положительных примеров о молитве.
(Мф 7:7) Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.
(Ин 16:24) Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
Царь Ирод сделал храм намного красивее
Чтобы понять, насколько это важно, вы должны понять важность Храма в еврейской культуре. Для евреев, изгнанных из разных стран, было очень важно иметь место поклонения, которое никто не мог отнять
Он до сих пор считается священным для современных евреев в виде Стены Плача. Остатки Храма, сохранились и столетия спустя.
Согласно библейской истории, храм, который восстановил царь Ирод, был вторым храмом. Первый был построен царем Соломоном, но был разрушен вавилонянами. Это было место, где хранился Ковчег Завета
Это было самое важное место для евреев в царстве Ирода. И сделать его больше и красивее было для них очень важно
Но царь Ирод вообще любил строить. Он заслужил свое звание “Великого”, потому что начал так много полезных архитектурных проектов во время своего правления. За время его правления было построено множество городов и военных укреплений. Он также давал деньги таким городам, как Антиохия и Спарта, чтобы они могли развиваться.
Персидская империя: могущественный игрок
Вожди семи древних арийских племен пользовались также привилегией входить к царю без предупреждения в любое время. Дарий собрал местных правителей, ночью они ворвались в покои самозванца и убили его. Решающий удар нанес Дарий. Перед убийством заговорщики договорились, что трон достанется тому, чей конь первым заржет, когда они выедут из ворот дворца. Тогда Дарий решил схитрить. Он приказал своим конюхам спрятать за воротами кобылу, которая только недавно родила жеребенка от его коня. Едва правители выехали за ворота, конь Дария почуял кобылу, рванул вперед и заржал. Дария единогласно признали новым правителем Персии, однако, чтобы подкрепить свое положение, Дарий женился на дочери Кира Великого.
Дарию досталась обширная империя, простирающаяся от Египта до Индии. Однако завоеванные народы не хотели жить под властью персов, тут и там вспыхивали восстания. Дарий собрал армию и пошел на Вавилон, полагая, что если сумеет утихомирить его, то другие народы тоже успокоятся. Вавилон был покорен, навел порядок Дарий и в Мидии. Затем царь пошел в Финикию, Египет и вторгся в ряд греческих городов. Стремясь укрепить свое влияние на восточных границах и захватить индийское золото, он отправил отряды в Индию. Персы не встретили там ожесточенного сопротивления и образовали самую восточную свою провинцию. Персидская империя восстановила размеры, которые были при Кире Великом.
Дарий проявлял себя не только как талантливый полководец и завоеватель, но и как умелый организатор. Он понимал, что управлять такими обширными владениями сложно, и разделил территорию на сатрапии. Во главе каждой такой административной единицы стоял сатрап, который назначался царем, имел административный, судебный, военный и финансовый контроль над вверенными ему землями. Однако царь понимал, что такая большая власть — большой соблазн, и установил сатрапам заместителей, которые следили бы за их работой и докладывали обо всем лично царю. Также в сатрапиях находились постоянные царские гарнизоны, которые представляли собой силу в противовес власти сатрапа.
Персидские воины. (wikipedia.org)
Решил Дарий и проблему с доставкой сообщений. Одной из главных проблем столь гигантской империи было то, что иногда новости и царские приказы доходили с опозданием в полгода. Тогда Дарий поручил создать систему «всепогодных» дорог и курьерскую службу. На пути располагались промежуточные станции, где находились лошади и наездники, готовые продолжить путь. Таким образом, расстояние, которое раньше приходилось преодолевать одному человеку за 3 месяца, покрывалось за неделю. Кроме того, царь урегулировал вопрос морских коммуникаций. Он решил теснее связать Египет с Месопотамией и Ираном и приказал достроить прямой морской путь. Работы по прорытию канала от Нила к Красному морю были начаты еще при фараоне Нехо, и при персидском царе их наконец завершили. Дарий установил у Суэцкого канала гранитные стелы, надпись на которых гласит: «Я перс из Персии… Египет завоевал, постановил этот канал прорыть из реки по названию Нил, которая в Египте течет, до моря, которое из Персии идет». Также при Дарии был налажен сбор дани с сатрапий и установлена первая официальная персидская чеканка.
Персов объединял единые язык и религия, особенно культ верховного бога Ахурамазды. Считалось, что именно он даровал царю власть, поэтому персы клялись верно служить своему царю, как наместнику бога. Дарий часто писал: «По воле Ахурамазды этим царством владею я». По мере того, как росли масштабы империи, менялось и отношение к религии. Власть опиралась на древнеперсидскую религию, которая между тем впитала в себя много обычаев покоренных народов. Однако верховным божеством продолжал оставаться Ахурамазда. Дария стали называть «царем царей» или «царем стран», чтобы оправдать его завоевательные походы. При этом делал царь все это по воле главного божества.
Бородатые шехзаде
Шехзаде носили бороды. Это ещё один из ляпов, на которые зрители не обратили своего внимания. Но давайте вспомним, как в сериале выглядели сыновья Сулеймана. Шехзаде Мехмед никогда не носил бороды. Ни во дворце Топкапы, ни у себя в санджаке. А вот остальные шехзаде очень интенсивно отращивали усы и бороды, что в реальной жизни могло стать причиной гнева Повелителя.
Шехзаде не имели права носить бороду. Это была привилегия только правящего Султана. Поэтому все наследники султана обязаны были избавляться от лишней растительности на своем лице. Однако сериальный и настоящий шехзаде Мустафа это правило нарушил и активно отращивал бороду. И в истории это тоже стало причиной его ссор с Сулейманом.
Слишком откровенные платья
В Великолепном веке женщины расхаживают в роскошных, и при этом очень откровенных платьях. Однако тогда женщины одевались в более закрытые наряды. Платья больше походили на широкие халаты и мало чем отличались от мужской одежды. Даже в более поздние времена в Османской империи, женщины никогда не ходили с таким открытым и глубоким декольте.
Обязательной частью одежды османских женщин были панталоны. Но, скорее всего, это распугало бы зрителей, поэтому создатели сериала намеренно выбрали именно европейский стиль в нарядах женщин. Видимо, чтобы глаза радовались красоте, пусть и не существовавшей в те времена.
К слову говоря, мужской гардероб тоже не вполне соответствует тем временам. Например, ткани коричневого цвета не использовались в мужской одежде. Тогда предпочтение отдавалось более ярким и насыщенным тканям. Рубиново-красные, с узорами синего, черного, зелёного или синего цвета. К тому же ткани для кафтанов были очень плотными, тяжелыми и цветастыми.
Пророчество
Бабушка Ивана Грозного — Анна Якшич прослышала об этом предсказании и навела справки об Анастасии. Оказалось, что дядя Анастасии приглядывал за будущим царем Иваном Грозным, когда тот был ребенком. Убедившись в хорошем происхождении девушки, Анна Якшич лично привела ее на смотр невест. Николай Карамзин пишет:
Пророчество сбылось и род Захарьиных-Юрьевых возвысился.
Бояре из окружения царя не приняли его брак с Анастасией, считая ее не достаточно знатной. Но простые жители Москвы, по утверждению летописцев, сразу полюбили царицу. Она была хороша собой и очень добра со всеми. Из своих средств она всегда помогала бедным. Не желая отходить от своих привычек, царь Иван IV изменяет ей с целым гаремом любовниц и пугает ее кровавыми забавами с дикими зверями. «Ты никакая царица — ты была девкой Настькой и ею осталась!», — кричал Иван на свою испуганную жену.
По легенде, как-то раз Анастасия попросила мужа взять во дворец своего родственника на работу. Иван Грозный взял его к себе придворным шутом и в тот же день затравил медведям.
Но мудрая царица Анастасия нашла способ утихомирить мужа, используя его суеверные и религиозные страхи. Под влиянием Анастасии Иван Грозный постепенно усмиряет свой нрав. Она заводит дружбу с митрополитом Макарием, который помогает ей в благотворном влиянии на царя. Вдвоем они уговаривают Ивана Грозного на паломническую поездку. После посещения монастырей царь один за другим отменяет смертные приговоры, отпускает заключенных и больше не травит людей голодными зверями.
«Эта царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом», так писал английский путешественник Дорсет, побывавший в гостях у московского царя. Но к решению политических вопросов царица Анастасия не была допущена. Как пишет польский историк Вальшевский: «…влияние Анастасии на царя было преувеличено, как преувеличено все в этой легендарной стране».
Царица организовала мастерскую, в которой под ее руководством изготавливали церковную утварь. В управлении мастерской ей помогала ее мать — Ульяна большая мастерица по вышиванию жемчугом. Образцы работ из мастерской Анастасии уцелели, на них сохранились даты и описания важнейших исторических событий. В музеях России хранятся: портрет преподобного Никиты, столпника, плащеница с изображением несения к гробу тела Христа, оригинальная вышивка «Крест на Голгофе» и шитая золотом завеса царских врат «Богоматерь Одигитрия» и «Никита», хоругвь. Несколько произведений украшают храмы Афона. Афонские старцы получили их в дар в 1555 году.
У Анастасии родилось шесть детей. Первенец Дмитрий погиб. Его уронила в воду нерадивая нянька. Ходили слухи, что она была заслана врагами Ивана Грозного. Трое детей умерли от болезней. В то время любое недомогание лечили ртутью и прочими отравляющими веществами, что приводило к смерти пациентов. Взрослого возраста достигли только сыновья Федор и Иван. Несмотря на плохое здоровье и некоторую умственную отсталость Федора, царь возлагал на обоих сыновей большие надежды. В случае своей смерти он решил организовать опекунский совет при несовершеннолетних царевичах. В этот совет входили большей частью родственники царицы Анастасии.
Ребёнок, спасённый слугой
У фиванского царя Лая не было наследников, что сильно его печалило. Однажды правитель решил отправиться в Дельфы, где спросил у оракула, пошлют ли небеса ему ребёнка.
Прозвучавшее в ответ пророчество ошеломило Лая. Ему было сказано, что рождённый от него сын станет его убийцей. Конечно, подобное предсказание испугало Лая. Когда же он узнал о беременности супруги, решение пришло незамедлительно.
Когда у царицы Фив на свет появился сын, Лай приказал унести мальчика в лес. По требованию царя малышу прокололи ноги, чтобы тот скорее погиб и не мог никуда уползти.
К счастью, слуга, что должен был выбросить ребёнка, оказался гораздо человечнее своего господина. Встретив пастуха, он отдал ему младенца. Тот же отнёс мальчика к коринфскому правителю Полибу, что мечтал о появлении ребёнка, ведь был бездетен.
Последний крымский хан
В 1783 году Крымский полуостров был присоединён к Российской империи, Екатерина II подписала соответствующий манифест, а крымский хан Шахин Герай отрёкся от престола. Екатерина II настояла, чтобы тот, во избежание мятежей, переехал в центральную часть Российской империи, даже предложила ему высокую пенсию.
38-летний Шахин Герай сначала жил в Таганроге, потом в Тамани, Воронеже, Калуге, а затем эмигрировал в Османскую империю, которой тогда правил султан Абдул-Хамид I, очень злой на Шахина за то, что он потерял Крым. Султан сначала выслал Шахина Герая на остров Родос, а потом велел казнить.
Шахин Герай
Семья царя Ирода была в полном беспорядке
Назвать царя Ирода неуверенным в своем положении было бы большим преуменьшением. Он не боялся убирать своих конкурентов. Но он также, с подозрением относился к самым близким.
К концу правления царя Ирода дела шли не очень хорошо. Два брака Ирода вызвали серьезные разногласия в семье. Он бросил свою первую жену ради другой женщины, Мариамны. И его второй брак произвел на свет двух сыновей, которых очень любил народ.
Но сын от первого брака, Антипатр, ненавидел их и хотел узурпировать власть. Его тетя, сестра Ирода Саломея, помогла ему в заговоре. Царь Ирод поверил лжи, которую эта парочка наговорила ему о его сыновьях, и приказал задушить обоих. Но Антипатру не пришлось долго праздновать. Отец узнал о его участии в заговоре и приказал убить Антипатра.
В конце концов, никто не унаследовал титул царя Ирода. Его богатства были поделены между оставшимися детьми, что неизбежно привело к еще большей семейной драке.
Держава Ахеменидов
Дарий происходил из царствующей династии Ахеменидов, но не был близок к трону после смерти царя Камбиза. Шансов взойти на престол у него было мало, если бы не хитрость Дария, о которой повествует древняя легенда. Царь Камбиз убил своего брата Бардию. Вскоре и сам правитель скончался около 522 года до н. э. Однако сразу после смерти правителя появился самозванец, на деле оказавшийся магом Гауматой, который утверждал, что он чудом спасшийся Бардия. Армия встала на сторону Гауматы и лже-Бардии удалось снискать немалую любовь народа. Однако персидские правители, которые были равными царю и отличались от него только званием, заподозрили неладное и решили избавиться от обманщика. Новому царю по наследству переходил гарем предшественника. Одной из жен в нем была дочь знатного персидского вождя, которая и помогла раскрыть обман. Ходили слухи, что Гаумате отрезали уши за какое-то преступление. Жена подтвердила, что у ее нового супруга не было ушей, так правители утвердились в своей правоте.
Правдивость
Мудрый царь Соломон не просто напоминает заповедь не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Он даёт руководство, как избежать лживого человека. Это настоящий трактат по психологии. Здесь в подробностях приводятся жесты, которые помогут распознать неправдивого собеседника:
«Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления».
Автор Притчей почти не проводит грани между грехами лжи и убийства — они оказываются тесно связаны:
«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч. 6:12-19).
Трудолюбие
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6:6-11).
«Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный» (Притч. 10:5).
«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен» (Притч. 12:11).
«Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» (Притч. 15:20).
«Избавьте меня от этих собак!»
Эрнст Лисснер. Медный бунт 1662 года в Коломенском
В Храме Казанской иконы, домовой церкви своего дворца в подмосковном Коломенском, Алексей Михайлович 25 июля 1662 года слушал обедню по случаю дня рождения своей сестры Анны, когда в задние ворота государева двора, смяв стрелецкую охрану, вломилась почти пятитысячная толпа вооруженных москвичей. Царю пришлось выйти на переговоры лично. Перед этим он отослал на женскую половину дворца бояр и ближайших советников, которых хотела растерзать толпа.
Среди прятавшихся в царицыных покоях был Федор Ртищев, окольничий (по рангу — министр) и автор денежной реформы 1656 года — введения чеканки медных денег. Казна получила средства на ведение войны, а народ обнищал. Теперь Ртищева хотели убить своими руками, как это было во время Соляного бунта 1648 года с дьяком Леонтием Плещеевым, которого на Торгу (Красной площади) «убили всем народом каменьем и палками до смерти», не дав даже довести его до приготовленной плахи.
Клейма «ТАТ« («тать» — вор), использовавшиеся в XVII веке. Так же выглядело и клеймо «буки» (бунтовщик)
Тогда, в 48-м, народу не хватило. Теперь они требовали «дядьку» государя, боярина Бориса Морозова, и 18-летний Алексей выходил на крыльцо и умолял народ простить боярина, и даже плакал. В этот раз царю вручили челобитную; во время разговора кто-то держал его за пуговицу на одежде, а потом кто-то из посадских «бил с ним по рукам» — с царем, к которому боялись прикоснуться первые бояре. Пока шли переговоры, на государев двор в Коломенском прибыло два полка верных государю стрельцов.
В 1648 ужас царя был в том, что стрельцы выступили на стороне восставших — их тогда тоже задел налог на соль. Царь намотал полученный опыт на ус и все эти годы прикармливал гвардию. Теперь, услышав о приходе войск, он сразу сбросил личину доброго царя-батюшки и приказал «сечь и рубить без милости». Некоторые источники передают фразу царя: «Избавьте меня от этих собак!»
Тишайший отличался бешеным нравом и в минуты гнева не сдерживал себя. В Коломенском тогда зарубили и утопили в реке от семисот до тысячи человек, повесили до 150 человек, несколько тысяч заклеймили буквой «б» на левой щеке и сослали в Сибирь.
Алексей Михайлович
Алексея Михайловича есть соблазн представлять эдаким лубочным царем, добрым бородатым мужиком в шапке Мономаха. Но человек выбивается из этого образа. Старательный и талантливый, не любивший праздности, он сделал многое для европеизации страны. Но обратной стороной его набожности была поразительная суеверность и мстительность. Алексей Михайлович был создателем первого учреждения, которое занималось государственной безопасностью: Приказа тайных дел.
Братья Сулеймана I
На момент прихода к власти султана Сулеймана I в Османской империи закрепилась практика закона Фатиха, — право воцарившегося монарха физически истребить всех претендентов на трон, как родных братьев, так и других родственников на усмотрение нового султана. Сулейману не пришлось воспользоваться этим законом, так как за 6 лет до этого в 1514 году, по приказу его отца Селима I, его братья Абдулла, Махмуд и Мурад были казнены в один день — 20 ноября.
Его отец был человеком жестоким, за что и получил прозвище Явуз – Свирепый (Грозный). В борьбе за власть он не пощадил ни своих братьев, ни даже собственного отца Баязида II Справедливого. По мнению современников он отдал приказ отравить его, после того как тот отрекся от трона в его пользу и был отправлен в ссылку в Дидимотику. Отравлен об был личным лекарем, евреем Хамоном–агой.
Про старших братьев известно совсем немного. Со слов одного из великих визирей Селима Херсекли Ахмед–паши, братья были настроены очень враждебно по отношению друг к другу. Они готовы были к совершению расправы и междоусобицы при первых признаках того, что трон может освободиться:
У турецкого историка Э. Ихсаноглу есть упоминание о возможных причинах, которые послужили поводом для казни шехзаде. Воспользовавшись тем, что их отец Селим находился в походе против Исмаила I, шанхишаха Персии из династии Сефевидов, шехзаде вступили с ним в сговор, надеясь на его поддержку и решили свергнуть своего отца.
Уже даже стали вести подрывную работу среди янычар и знати, оставшихся в Стамбуле. Однако Селим разгромил Исмаила и узнав о дерзком плане своих коварных сыновей, по возвращению с похода подослал к ним палачей.
Интересно, что пролить кровь лиц, принадлежавших к мужскому роду султана, считалось величайшим кощунством и святотатством. Поэтому принцев следовало задушить. Исполнение приговора стало особенно проблематичным по отношению к старшему сыну – Абдулле. В ходе борьбы за жизнь, он смог ножом убить несколько своих палачей, прежде чем был задушен тетивой от лука.
Был ещё один предполагаемый сын у Грозного султана и звали его Увейс–паша. Внешне он был похож на Селима, но история с наложницей, от которой он был рожден весьма темная. Его мать не осталась в гареме и была выдана замуж, за какого-то сановника, а тот признал ребенка своим. На момент восхождения на трон Сулеймана, Увейс–паше было лишь 8 лет.
Ему дадут неплохое образование, и он зарекомендует себя талантливым руководителем. Однако Сулейман будет держать его подальше от столицы. Во время того как Увейс-паша был наместником в Йемене, произойдет мятеж и он будет убит. Со слов летописца и современника событий Гелиболулу Мустафы Али-эфенди, когда Сулейман узнает о его смерти, то произнесет
Художник Kamil Aslanger «Османский всадник»
Династический брак
Позднее, чтобы укрепить мир между Османской империей и Крымским ханством, был заключён династический брак — между шехзаде Селимом (будущим султаном Явузом) и дочерью Менгли I Герая.
В «Великолепном веке» эта дочь — не кто иная, как валиде — мать султана Сулеймана. И к такой версии склоняется большинство турецких историков. Хотя Э. Д. Алдерсон считает, что брак между дочерью крымского хана и шехзаде Селимом был заключён гораздо позже, а Сулеймана родила простая наложница, дочь крымского хана же не родила Селиму детей.
Тюркологи выступают против этой версии, так как, по их мнению, именно родственная связь династий способствовала долгому вассальному положению Крымского ханства. Также о родственной связи говорят некоторые некоторые поступки султана Сулеймана, о них я расскажу в следующей статье.
Прижизненных портретов, к сожалению, нет, но, по воспоминаниям современников, она была очень красива. В санджаке Сарухан, где она проживала вместе с сыном Сулейманом, прославилась добрыми делами. Позднее там построили лечебницу и другие благотворительные учреждения на ее личные средства .
Отречение от Махидевран
В сериале Султан Сулейман становится холоден к Махидевран буквально с первой серии. А после хальвета с молодой рабыней Александрой он довольно неохотно проводит ночи с ней. Ревнивая Махидевран в своём нежелании делить любимого с Хюррем совершает несколько ошибок, после которых Сулейман навсегда отворачивается от неё.
Но в жизни Махидевран и Хюррем на протяжении 15 лет приходилось делить Сулеймана не только между собой, но и с другими наложницами из гарема. И только после того, как Махидевран сильно избила Хюррем всё изменилось. Махидевран вместе с Мустафой отправились в санджак, а Хюррем стала единственной женщиной Сулеймана.