Введение
Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита означает «священный круг». Круг издревле существовал во всех религиях человечества. Изображение мандал можно встретить на протяжении всей истории развития человечества у разных народов в разных культурах. Круг — это Архетипический символ, который является наиболее естественной формой, используемой в арт-терапии, так как этот образ проходит через всю человеческую историю. Круг — это базовый символ, который обозначает целостность, защищенность и все что с этим связано, это знак Абсолюта и совершенства. Круг несет в себе разные метафоры:
«в кругу семьи», «обручальное кольцо», «в кругу друзей», «венок», «нимб», «яйцеклетка», «эмбрион в матке», «капля». В сказках очень много связано с кругом: «тарелочка с голубой каёмочкой», «зеркальце», «яйцо».
Мандала с давних пор несет в себе духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь, накопить новые силы и энергию.
Мандалы в психотерапию ввел Карл Густав Юнг
Он с большим интересом изучал мандалы и обратил внимание западных исследователей-психоаналитиков на этот метод. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг вспоминает о том, как в 1916г
он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Исследования своих рисунков и рисунков своих пациентов привели Юнга к заключению, что каждый рисунок отражает внутреннюю жизнь человека на данный момент, и с помощью мандал он стал фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Юнг говорил, что “мандалы… обычно появляются в ситуациях замешательства или беспомощности. Следовательно, архетип являет собой матрицу порядка, которая… обозначена кругом, поделенным на четыре части (кватерность). Эта матрица наложена на психический хаос таким образом, что любое содержание находит свое место, а беспорядочная сумятица удерживается охраняющим кругом”.
Как правильно читать мантры Амитабхи
Чтение молитвы — это особая магия, которая требует методичного подхода.
Основные правила:
- Начинать нужно с чтения вслух. Во время говорения улучшается произношение, артикуляция. Вы услышите и почувствуете каждый звук, закрепите его в памяти.
- Следующий этап — чтение шепотом. Молитва произносится вслух, но чуть слышно. Артикуляционный аппарат уже отработан, больше внимания отдается вибрациям. Сознание при этом концентрируется на внутренних ощущениях.
- Высшая точка — чтение про себя. При этом человек находится в состоянии транса, как бы возвышается над реальностью.
Особенности процесса изготовления
Ритуалы по созданию песочных мандал доверяется выполнить специально обученным монахам. Их помыслы должны быть чисты, старание усердным и искренним, ведь от результата их труда зависит, какую помощь получат пожелавшие взглянуть на готовое творение. При этом произносятся мантры, которые наполняют изделие силой и призывают выбранные божества занять предназначенное им место в узоре.
Пространство перед началом работы очищается при помощи особой церемонии, наносятся очертания, и затем каждая раскрашенная песчинка тщательно укладывается в схему, что занимает несколько дней.
По завершении это рукотворное чудо разрушается. И это не случайно, так как одним из основных положений буддизма является непривязанность к чему-либо (вайрагья), и непостоянство всего существующего. Таким образом каждый участник этого действа получает шанс задуматься об эфемерности бытия и необходимости стремиться к подлинно истинному.
Дворцы мандалы
В большинстве тантрических систем, связанных с практиками образов будд, описывается дворец мандалы, часто называемый «невыразимо величественный дворец» (gzhal-yas khang), в котором обитают образы будд определенной тантрической системы. По структуре дворцы напоминают древнеиндийские, хотя форма крыши говорит о китайском влиянии. Дворцы бывают квадратной формы, чаще всего с двумя, но иногда и более этажами.
Порталы на каждой стороне ведут в приемные залы, над каждым порталом имеется арка. Стены разной толщины сверху декорированы лепниной и другими сложными, богато украшенными деталями интерьера.
Как это выглядит
Мандала представляет собой символическую схему – модель Вселенной. По конфигурации это круг, внутри которого находится квадрат со вписанным в него вторым кругом.
Внешняя окружность очерчивает границы Вселенной и указывает на её временную структуру, часто в виде двенадцати нидан. Нидана – это знак составляющей в ряду перерождений человека, которая определяет цикличность времени и его бесконечность.
Каждая нидана обуславливается предыдущей и является причиной возникновения следующей, что и выражает сущность одной из самых известных мандал – Калачакры, именуемой колесом времени.
Стороны квадрата имеют ворота или двери, это символы входа в наш населённый мир, и они соответствуют сторонам света и цветам, которые с ними соотносятся в буддизме. Как известно, в ламаизме северу определён зелёный цвет, востоку – белый, юг – это желтый, запад – красный цвет. Если изображение центра не предполагает иного, то он выполняется в голубом цвете.
Внутренний круг нередко разделён на части или имеет вид цветка лотоса с восемью лепестками, который в буддизме служит троном Будде. Кроме этого лотос символизирует детородность, женское лоно, в него иногда помещается ваджра, как символ мужского начала.
В центре окружности могут изображаться избранное божество – йидам, или его атрибуты, или геометрические формы: кружок, четырёхугольник, треугольник.
Создание мандалы. Как сделать мандалу?
Самое простое, что можно сделать, это, конечно, нарисовать мандалу. Но, вообще-то, вариантов её создания может быть множество. Мандалу вышивают, вяжут, плетут, вырезают (к примеру, снежинки, которые мы вырезаем на Новый Год, украшая окна, чем не мандалы?!), строят из камня, выкладывают из природных материалов и даже пекут!
Нарисовать мандалу достаточно легко – это сможет и ребенок. Кстати, для подрастающего поколения рисование мандал может стать прекрасным инструментом для развития мышления, тренировки в постановке задач и их решения.
Кроме того, современные издательства упростили задачу: продаются всевозможные заготовки мандал и хералов (крестообразные мандалы), которые можно просто раскрасить по своему желанию.
Итак, приготовьте необходимые цветные карандаши, выберите мандалу, которую хотите раскрасить и положите её перед собой. Сделайте 2-3 медленных вдоха и выдоха, глядя на мандалу, прикройте глаза и прислушайтесь к тому, что возникает внутри.
Возможно, это будут какие-то слова или образы, — просто наблюдайте за тем, что происходит. Через некоторое время глаза можно открыть и приступить к раскрашиванию.
Значение мандалы в психологии
Юнг считал мандалу не только инструментом для самопознания и раскрытия собственного потенциала, но и защитным кругом. Он заметил, что в трудные периоды жизни человека, этот архетипический знак активизируется, бессознательное так или иначе заставляет человека обращаться к символике круга: мы начинаем рисовать что-то округлое, во снах часто появляется образ лабиринта. В круге как бы ищется защита от распада, он собирает, центрирует. Рисунок мандалы как бы собирает разрозненные аспекты личности и объединяет их. Цвет и форма могут воздействовать на состояние человека, — это знали и использовали ещё древние целители. Особым образом составленные мандалы в сочетании своих цветов и форм могут оказывать терапевтическое воздействие на эмоциональное состояние человека и, как следствие, — на физическое. Причём, такую помощь вы можете оказать себе или своему ребенку самостоятельно.
Рисующий мандалу изображает свою сущность в текущий момент времени. Этот процесс гармонизирует, позволяет человеку вспомнить о связи его внутреннего мира с миром Вселенной, перестроить мышление, взглянуть на какую-либо жизненную задачу, проблему с другой стороны, что зачастую помогает её легко разрешить.
По сути мандала рисуется в изменённом состоянии сознания, и когда говорит бессознательное, внутренний контролёр и оценщик отдыхает. Но если вы хотите после создания такого рисунка осмыслить состояние своего внутреннего центра, позволить сознанию уловить послания из вашей глубины, то можно воспользоваться общими интерпретациями значений фигур-символов и цветов, используемых в этом рисунке.
Мандала на прощение себя: фото для раскраски
Часто внутренний мир человека очень неспокойный. Бывает и так, что спокойствие граничит с депрессией и апатией. Человек как губка впитывает в себя огромное количество негатива, который окружает его каждый день. Никто не застрахован от того, что может совершить большое количество ошибок, неправильных поступков и обид.
Исправить ситуацию можно только путем прощения себя и принятия себя. Найти путь к этому поможет магическая мандала, которая через рисование и раскрашивание откроет самые красивы стороны души человека и позволит ему задуматься о себе.
Шаблоны мандалы-раскраски «прощение»:
раскраска-мандала «прощение», шаблон № 1
раскраска-мандала «прощение», шаблон № 2
Подготовка к чтению мантр мудрости
Если опыта в чтении мантр нет, подготовке следует уделить особое внимание. Подготовка к чтению мантр мудрости очень важна
Подготовка к чтению мантр мудрости очень важна.
Рекомендации:
- Нужно отключить все гаджеты, выбрать время, когда вас никто не побеспокоит. Со временем вы сможете проводить практику в любой обстановке.
- Для вхождения в медитативное состояние рекомендуется окурить пространство благовониями, обустроить удобное место, выбрать комфортную одежду. Ничего не должно отвлекать.
- Чтобы знать точное количество повторений, рекомендуется использовать четки с точным (21,108) количеством бусин (одна на каждое чтение).
- В день практики рекомендуется придерживаться поста, исключить употребление никотина и алкоголя. Для глубокого очищения кармы нельзя лгать, сквернословить, сплетничать и т.д.
- Если имеется точный запрос, нужно держать его в голове, быть на нем сконцентрированным как во время практики, так и после.
Сакральная геометрия: Принцип мандалы
Вселенские принципы и законы едины для всех, независимо от эпохи, части света, культуры, религии, вероисповедания или убеждений. По всему миру можно найти не только изображения в виде мандалы — «священного круга», символа Вселенной — но и целые храмы, соборы, культовые сооружения, жилища и даже города, разных культур и эпох, построенные по этому и другим принципам сакральной геометрии. Аналогичные мандале структуры могут быть найдены в традициях разных стран и народов, могут называться по-разному, но очевидно имеют единый Исток.
Обо все этом смотрим в следующем видео созданном специалистом по мандалам Маргаритой Ткачёвой :
Значение фигур и символов в мандале
О символике круга (защита), квадрата (просветление, мир богов), лотоса (жизнь) уже было сказано, рассмотрим подробнее значения других фигур, которые могут встречаться в мандале:
- Треугольник. Это про силу и импульс: если вершина вверх – говорит о целеустремлённости, вниз – о нерешительности.
- Спираль – это про движение: закручивается по часовой стрелке – созидательность, хорошее начало, против – бесполезность усилий, опустошение.
- Волнистые линии – переживания.
- Молния, зигзаг означает целительную божественную силу.
Стоит отметить, что символика этих фигур весьма обобщенна, но какой-то единый смысл, знакомый любому здесь может присутствовать. И в этом особенность архетипических образов – их не надо объяснять, они каким-то образом интуитивно понятны и знакомы каждому из нас, но вот их соединение и переплетение смыслов может быть индивидуально.
Вообще о символике и архетипах много писал тот же Юнг. Существуют специальные словари таких образов (например, «Словарь образов» Антонио Менегетти). Если есть желание углубиться в эту тему, можно познакомиться с подобной литературой. тогда вам будет проще разобраться и понять значение мандалы.
Немного истории. Тибетская мандала
Историки сообщают, что впервые слово «мандала» появляется в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведе» и является многозначным: это одновременно и круг, и постранство-вместилище чего-то. Далее это понятие через буддистские учения распространяется в Центральной Азии, на Востоке.
По буддистскому преданию самую первую мандалу изготовил тантрический йогин Падмасамбхаве (в некоторых направлениях буддизма почитается как второй Будда) в восьмом веке.
В течение семи дней он беспрерывно молился и трудился над созданием этого ритуального предмета, с помощью которого он надеялся призвать божество. На восьмой день в центр созданной Падмасамбхаве мандалы спустилось божество, которое исполнило все его желания.
До сей поры люди верят в священную силу мандалы, и многие обряды и ритуалы не обходятся без её создания.
В 20 веке с легкой руки великого психиатра Карла Густава Юнга символ мандалы перекочевал и в западную культуру, а вернее сказать, возродился и укрепился в сознании западного человека, поскольку, как уже упоминалось выше, символика круга всегда так или иначе присутствовала в коллективном бессознательном человечества.
И сегодня это символ не только не потерял своей актуальности, но является одним из самых популярных, пользуясь огромным успехом. Мандалы используются в разных сферах, возникло великое множество их разновидностей.
Чистая земля Запада
Триада Чистой Земли в тайваньском храме; слева направо: Авалокитешвара , Амитабха, Махастхамапрапта
Амитабха считается создателем Западной Чистой Земли Блаженства ( Сукхавати ), описанной в Сутре Созерцания Бесконечной Жизни ; два великих бодхисаттвы Авалокитешвара и Махастхамапрапта (Mahāsthāmaprāpta) — два его помощника (последний заменен Ваджрапани в некоторых традициях, таких как тибетский буддизм): они помогают ему приветствовать там всех тех, кто со всех сторон выполнил условия « достичь этого » . По этой причине их называют «тремя святыми Запада» (гл .: Xīfāng sānshèng 西方 三聖). В монастырях Чистой Земли или на изображениях они показаны вместе с Амитабхой посередине, Авалокитешварой справа от него (т.е. слева от нас) и Махастхамапраптой (или Ваджрапани) слева (т.е. справа от нас). В популярном буддизме и китайской религии Амитабха (Амитуофо) и Авалокитешвара ( Гуаньинь ) часто выполняют одну и ту же функцию: они оба обещали не входить в нирвану, пока все существа не будут там. Вера в это, желание и постоянное повторение их имени — вот три условия, необходимые для входа в это царство безграничного счастья.
Как работает метод мандалы?
Мандала работает за счет реализации нескольких эффектов
Эффект зеркала
Мандала отображает состояние человека, который ее создал. Это своеобразное зеркало, и понять смыл отражения помогает контакт с готовым рисунком
После рисования важно дистанцироваться от мандалы и посмотреть на нее как бы со стороны. В процессе контакта важно погрузиться во внутренний мир и проговаривать все ассоциации и чувства, фантазии и истории, которые спонтанно возникают
В дальнейшем этот психический материал можно связать с реальной ситуацией или запросом, с которым пришел клиент.
Эффект структурных элементов мандалы
Круг символизирует собой духовную сферу, божественное. «В мистических системах Бог истолковывается как круг с вездесущим центром, чтобы таким образом показать совершенство и непостижимость с помощью человеческих чувств таких понятий, как бесконечность, вечность, Абсолют. Круг соответствует богу и небу» Символизм круга помогает ощутить глубокую связь со Сверх Я, со своей глубинной сущностью. Круг с его границами символически помогает ощутить безопасность и способствует самораскрытию и проявлению скрываемых тенденций.
Квадрат символизирует рациональность, четкость и все земное и реальное. «Квадратура приносит с собой принцип, который, по-видимому, прирожден человеку и в духе дуалистической системы противостоит кругу, предназначенному для небесных сил. Легендарная «квадратура круга» символизирует желание привести к идеальному согласованию оба элемента «небесное» и «земное»»
Центр внутри круга символизирует Эго или центр самости. Центр – это символическая сущность всей мандалы
В центр всегда помещают самое важное и ценное. Это точка отсчета, точка начала, ведущего к развитию всех событий и смыслов
Центр в мандале структурирует и «собирает» рисунок.
Эффект смысла
Для каждой мандалы можно создать специфический смысл. Можно создавать тематические мандалы, исследуя понятия «любовь», «отношения», «счастье», «мир». Используя этот метод, можно «поднять» определенную тему и исследовать ее состояние. Также интерпретируя мандалу, человек позволяет быть специфическому внутреннему глубокому смыслу ее создания. Этот смысл индивидуален и уникален.
Эффект контакта с художественными материалами
Этот эффект идентичен для всех методов и техник арт-терапии. Контакт с формами, символами, цветами. С эффектом влияния на психику человека различных цветов, форм и символов можно отдельно ознакомиться в авторитетных источниках по арт-терапии.
Амитабха в Ваджраяне
Будда Амитабха в тибетском буддизме , традиционная живопись на тханке .
В тибете
Были введены инструкции по практике Будды Амитабхи в Тибете в VIII — м веке индийского мастера Падмасамбхавы . Эту практику заново открыл Мингъур Дордже (1645–1667), один из 21 главного тертона .
Ваджраяна делает его одним из компонентов природы Будды, либо в дополнение к единственному Будде Акшобхья , либо связанным с четырьмя другими Буддами мудрости или Буддами пяти направлений (гл. Вуфангфо 五方 佛): Вайрочана в центре, Акшобхья до на востоке, Ратнасамбхава на юге и Амогхасиддхи на севере.
Среди связанных с ним тибетских мантр есть длинная Ом Ама Рани Дзи Оуэн Ти Йе Соха и короткая Ом ами дхева хри .
Цепаме ( : ཚེ་ དཔག་ མེད , Wylie : tshe dpag med ) считается формой Самбхогакая Амитабхи. Он изображен в красном цвете в позе медитации, держа в руках вазу, содержащую амриту , нектар бессмертия, дающего долголетие, и дерево ашока (обезболивающее), растущее из вазы.
Ваджраяны включил ее в эзотерическую разработку пять мудрости будда , ( Дхиани или jinas будд ), вместе с Вайрочано, Akşobhya, Ратнасамбхавами и Амогхасиддхами. Его можно увидеть на так называемых мандалах «Алмазной земли», представляющих их как противоположность Акшобхья (иногда Ратнакету). Он ассоциируется с Западом, и его цвет обычно красный , цвет заходящего солнца, сострадания, любящей доброты и эмоциональной силы. Он самый доступный Будда.
Другая разработка сосредоточена на паре Амитабха / Акшобхья , представляющих, соответственно, сострадание и бесстрастие , два взаимодополняющих элемента. Акшобхья правит восточным раем (Абхирати) Алмазной Земли.
Амитабху часто можно найти в своей украшенной форме, Амитаю, или в союзе со своей супругой Пандарой, а также в компании Авалокитешвары . Его изображение очень часто встречается в головном уборе последнего, считающегося главой рода.
Его также называют Локанатха («владыка мира») или Падмапани («тот, кто держит лотос в руке») .
Панчен — лама , один из ведущих мастеров, после Далай — ламы , школа гелугпа из тибетского буддизма , считается одним из эманации Амитабхи.
В Японии
В Японии он встречается в эзотерическом буддизме Сингон, где он принадлежит к циклу тринадцати Будд и как таковой вызывается его дхарани или короткой мантрой «Ом амрита теджа хара хум» через два года после смерти.
Как работать с мандалой? Мантры, мудры, мандалы
Когда вы создаете свою мандалу, держа в уме цель, для которой вы ее создаете — вы уже запускаете процесс и начинаете движение к этой цели. Поэтому, создавая мандалу, не торопитесь, наслаждайтесь самим процессом создания. Когда вы почувствуете, что не хотели бы больше добавить в мандалу ни одного элемента, ни одного цвета — значит, она готова. Она обязательно должна вам нравиться, притягивать взгляд. Если это не так — отложите рисунок и сделайте новый.
Когда перед вами наконец-то будет мандала, к которой хочется возвращаться взглядом, которая содержит в себе все цвета и элементы, которые вы считаете на данный момент нужными — первая часть работы сделана.
Теперь приступим непосредственно к работе с мандалой.
Поместите ее напротив себя на расстоянии 1.5-2 метров, на уровне глаз. Сядьте и просто смотрите на нее в течение 10-15 минут, стараясь ощутить ее энергию. Постарайтесь почувствовать, какая часть вашего тела особенно резонирует с ней. Держите в уме ту цель, ради которой создавалась мандала, с пониманием того, что сейчас вы получаете энергию для реализации этой цели.
Закройте глаза и постарайтесь представить вашу мандалу, представьте волны энергии, которые от нее исходят
Представьте, что эти волны приближаются к вам и окутывают все ваше тело, так, что вы оказываетесь в самом центре вашей мандалы и впитываете в себя ее энергию.
Сделайте пару таких сеансов, а потом, всякий раз, когда вы взглянете на нее или мысленно воссоздадите ее образ — она будет работать для вас.
Здесь важно понимать, что при работе с мандалой речь идет не о желании, не о цели, направленной на кого-то другого. Энергия мандалы будем помогать ВАМ в достижении ВАШИХ целей
Если это здоровье — цвета и символы будут работать на изменение вибраций клеток, помогая им соответствовать частоте вибрации здоровой клетки. При этом не отменяя, а дополняя другие ваши действия для достижения выздоровления и давая вам энергию для этих действий.
Если ваша цель — привлечение денег, любви, чего-то другого — цвета и символы будут также работать на изменение вибраций клеток, создавая в вашем теле импульсы , побуждающие вас выполнять те или иные действия или находиться в состоянии, соответствующем вашему желанию. Если вы желаете любви — вы должны УЖЕ чувствовать себя любимыми. Если желаете денег — вы УЖЕ должны испытывать чувства благополучия и достатка, чтобы притянуть к себе то, что вы хотите. А находясь в этих состояниях, вы мыслите и действуете совсем по-другому, то есть так, как мыслит и действует преуспевающий и любимый человек. И, как следствие, притягиваете к себе желаемый результат.
Археологические истоки
Первым известным эпиграфическим свидетельством Амитабхи является нижняя часть статуи, найденной в Говинднагаре, Пакистан, и теперь находящейся в Государственном музее в Матхуре . Статуя датируется «26-м годом правления Хувинки », то есть где-то во второй половине второго века во времена Кушанской империи , и, очевидно, была посвящена «Будде Амитабха» семьей торговцев.
Первая известная сутра, в которой упоминается Амитабха, — это перевод на китайский язык Пратютпанна-самадхи-сутры, сделанный кушанским монахом Локакшемой около 180 г. Считается, что эта работа лежит в основе чистых земных практик в Китае и была объединена с уже установленными и находящимися под влиянием них Даосские и конфуцианские принципы и практики.
Появление такой литературы и скульптурных останков в конце второго века позволяет предположить, что доктрина Амитабхи, вероятно, развивалась в течение первого и второго веков. Кроме того, есть скульптуры Амитабхи в дхьяни-мудрах, а также бронзовые изображения Амитабхи в абхайя-мудре эпохи Гандхары первого века, что свидетельствует о популярности Амитабхи в то время. Один из последних молитвенных бюстов Амитабхи можно найти в фирменном черном камне Империи Пала , которая была последней буддийской империей Индии и потеряла свое влияние в двенадцатом веке из-за мусульманских завоеваний на Индийском субконтиненте .
Статьи по Теме
- Буддизм махаяны
- Амидизм
- Хуэйюань
- Акшобхья
- Пять дхьяни-будд
- Амитабха Сутра
буддизм |
|
---|---|
Основополагающие принципы |
|
Будда |
|
Концепции |
|
Школы и традиции |
|
Ритуальные практики |
|
Региональные практики |
|
Тексты |
|
Основные цифры |
|
Религиозные уставы |
|
История |
|
Философия |
|
Культура |
|
Организации |
|