Как познать себя: 7 шагов к достижению внутренней гармонии

Значение колеса дхармы

Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.

Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.

Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.

Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды

  • Умение видеть и делать выводы,
  • Умение размышлять над увиденным,
  • Верно и точно выражать свои мысли,
  • Совершать только правильные поступки,
  • Следовать своим избранным путем,
  • Идти в нужном направлении,
  • Осознавать свою миссию на земле,
  • совершенствовать свое внутреннее Я.

А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.

Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.

Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.

  1. При первом повороте Будда учил четырем благородным истинам и законам Кармы, закону вселенской справедливости и возмездия.
  2. Второй поворот раскрыл закон взаимопроникновения и взаимозависимости всего и всех в мире.
  3. Третий поворот колеса раскрыл понятие о всеобщей просветленности, то есть в каждом живом существе есть частичка Будды, отыскать которую нужно стремиться в процессе самосовершенствования.

Изображение колеса дхармы считается одним из священных символом Индии, оно присутствует на их государственном флаге и многих других и государственных, и политических, и религиозных атрибутах.

5. Бхакти — йога.

Пятый аспект, когда живое существо
полностью очищает свое вожделение от материальных примесей, и эта
кама-шакти трансформируется в такое понятие, в изначальную природу,
которая называется Бхакти-шакти. Бхакти означает – чистая, любовная преданность Богу.
И когда живое существо попадает из духовного мира в материальный мир,
то оно оскверняется этими материальными желаниями и вот
это желание любви к Богу – превращается в любовь ко всем материальным
объектам или продуктам деятельности, и это называется вожделением. Когда живое существо проходит все эти этапы очищения, оно
высвобождается от этих материальных примесей и получает свою изначальную
природу — Бхакти-шакти. И этот уровень называется
Бхакти-йога. Чистое, немотивированное, любовное преданное служение. 

Философия йоги: карма и реинкарнация

Согласно йоге все живые существа проживают не одну жизнь. После смерти сознание живых существ вновь воплощается в новом теле. Смерть – это только переход от одного состояния к другому. Так сознание может переходить из жизни в жизнь, рождаясь и умирая миллионы раз. Это продолжается до тех пор, пока существо не достигнет самоосознания. Тогда оно освободится от тюрьмы материального мира. С незапамятных времён, в процессе существования множества вселенных, существа проходят эволюцию в разных телах.

Сущности получают тела мельчайших частиц материи, затем тела одноклеточных, далее тела растений, потом тела животных. После долгой эволюции сознания, оно обретает возможность родиться в теле человека. Эти циклы рождения и смертей называют колесом сансары. Чем лучше карма существа, тем более совершенное тело оно обретает. Считается, что очень тяжело получить тело человека, это редкая возможность достичь освобождения из круговорота сансары.

Карма – это закон причины и следствия. Почти каждое живое существо имеет свою карму, обусловленную предыдущими действиями в этой или прошлой жизни. Лишь немногие святые и просветлённые могут воплощаться здесь, не имея карму. Цель йоги – это выход из плоскости кармы, освобождение как от плохой, так и от хорошей кармы. Карма хранится в самом человеке и в составляющих внешнего материального мира. Она существует в человеке как отпечатки в глубоких структурах разума. Пока человек отождествляется с этими структурами, он из жизни в жизнь носит с собой свою карму, так как после смерти эти составляющие не распадаются, и в следующем воплощении они формируют новое тело.

Эта память как программа определяет рождение существа и его будущую жизнь. Например, сознанию, привыкшему к телу растения, сложно родиться в теле человека, оно не сможет управлять им. Максимум оно может перейти в тело животного.

Но по сути, человек – это свободное сознание, отождествляющееся со своей кармой, разумом и телом. Преодолев это отождествление, преодолевается карма. По мере практики медитаций человек осознаёт свою независимость от кармы и обретает способность изменять её в той или иной степени.

5 мифов, связанных с философией буддизма

  1. Пацифизм.

    Отсутствие насилия над всеми живыми существами – основное положение философии буддизма. Здесь мало что общего с пацифизмом, отрицающим насилие в любом проявлении. Если буддисту угрожает опасность, он вправе заступиться за себя. В любом фильме о монахах, будь то художественное или документальное кино, часто упоминается боевое искусство. Мастера делают всё возможное, чтобы исключить бой, а если происходит критическая ситуация, принимают его с высоко поднятой головой.

  2. Медитации.

    Когда речь заходит о буддисте, у любого из нас может возникнуть следующий образ: человек, который сидит в позе лотоса и медитирует. Однако на самом деле постоянно медитирует лишь маленькая часть буддистов и монахов.

  3. Будда.

    Неосведомленный читатель подумает, что это образ первого просветлённого Будды Шакьямуни, и будет заблуждаться. Полноватый и позитивный человек в позе лотоса – Будай или Хотэй. Он считается воплощением одного из Будд – бодхисаттвы Майтрея, который дарит радость, веселье и благосостояние.

  4. Страдание.

    Главная мысль буддийской практики – причинять себе боль, страдания, мучения – является только лишь ошибочным стереотипом. Для того чтобы в дальнейшем цикле перерождений стать высшим существом, буддисты познают изменения жизни через боль.

    Истинные буддисты идут по пути к просветлению, не занимаясь просто так душевными, телесными пытками, несмотря на то, что понимают, насколько этот мир далек от идеала.

  5. Реинкарнация.

    Неосведомлённый человек полагает, что буддисты являются сторонниками идеи переселения души и круга сансары. Но из-за неточности перевода священных книг на деле всё сложнее. В понятие «реинкарнация» в большинстве своём буддисты вкладывают «возрождение», но не «перерождение».

Схема 3. Непостоянство и смерть

  1. Недостатки не освоения темы непостоянства и смерти:
    • не памятование об учении;
    • даже при наличии памятование отсутствие практики;
    • даже при наличии практики — ее поверхностный характер;
    • огрубление ума;
    • страх смерти и сожаление.
  2. Преимущества освоения:
    • памятование об учении;
    • наличие практики;
    • углубление практики;
    • развитие умственных способностей;
    • отсутствие страха и сожаления.
  3. Собственно освоение темы непостоянства и смерти.
    1. Неотвратимость смерти:
      • в силу того, что нет живых существ, живущих вечно;
      • в силу того, что остаток жизни укорачивается с каждым мгновением;
      • независимо от того, заняты ли мы практикой учения, смерть неизбежна.
    2. Неопределенность времени смерти:
      • в силу того, что продолжительность человеческой жизни неопределенна;
      • в силу того, что существует очень много условий для наступления смерти и мало — для продолжения жизни;
      • потому что человеческое тело очень хрупкое.
    3. В момент смерти поможет только выполненная практика учения:
      • потому что наша собственность и положение не помогут;
      • потому что другие люди не помогут;
      • потому что наше собственное тело не поможет.

Виды йоги

Поговорим о том, какие бывают виды йоги. Не путать с разновидностями йоги, которые появились в последние несколько столетий. Сейчас создано огромное количество авторских стилей, созданных выдающимися учителями современности (Аштанга Виньяса йога, Вини йога, Дживамукти йога, Йога Аейнгара и т. д.).

Здесь же будут рассмотрены именно объёмные подразделы йоги, отличающиеся сутью качеств, уровнем развития личности практика, выбирающего тот или иной вид йоги.

Карма йога

Как уже было упомянуто выше, «карма» – это действие. Следовательно, такой вид йоги подразумевает выполнение определённых действий, а именно физического или иного активного труда без привязки к его результатам.

Способствует развитию альтруизма, уменьшает привязку к собственному «я», развивает осознанность и умение находиться в потоке деятельности. В большинстве Ашрамов современной Индии европейцам сразу предложат именно этот вид йоги: мыть полы в Ашраме или помогать по кухне.

Бхакти-йога

Это йога преданного служения. Развивает такие качества как преданность, служение высшему (Ишвара Пранидхана), умение жертвовать своими желаниями на благо других и любовь к Богу (Абсолюту, высшему разуму). Практика Бхакти-йоги подразумевает чтение священных писаний, повторение имён бога, пение священных гимнов. Думаю, многим из Вас она знакома по принятым обрядам в христианских традициях и традициях других мировых религий.

Джняна йога

Йога, подразумевающая работу с умом и постижение высшего состояния сознания через аналитические практики осознанности, концентрации внимания и размышления на духовные темы. Джняна – знание, это более подходящий вид практики для людей, кому сложно через прямое и открытое сердце служить высшему, она позволяет проходить этот путь через усмирение концептуального ума и открытие его новых граней.

Раджа-йога

Королевская йога. Это работа с омрачениями. В самом общем смысле этот вид йоги можно сопоставить с восьмеричным путём Патанджали. Высшей ступенью Раджа-йоги является соединение с Абсолютом ? достижение состояния самадхи и освобождение.

Основы хатха-йоги

Первые четыре ступени из восьми ступенчатого пути Патанджали – это и есть Хатха-йога. Яма, нияма, асана и пранаяма. В техники Хатха-йоги также входят бандхи, крийи, мудры.

Термин Хатха состит из двух корней:

«ха» – силовой аспект, внешнее, мужское, телесное начало;

«тха» – гибкостный аспект, внутреннее, женское, интуитивное.

Таким образом, Хатха-йога ? это практика, сочетающая силу и гибкость, динамику и статику, активность и внутренний аспект. Хатха-йога наполнена техниками работы с телом, сознанием и дыханием.

Бандхи – это энергетические замки. Крийи – очистительные методики, наиболее популярные и хорошо представленные здесь: книга основы йоги скачать.

Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.

Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов читать.

История буддизма

Из школьной программы 5 класса по истории можно вспомнить не многое, связанное с буддизмом. Для того чтобы понять буддизм следует обратиться к корням его зарождения, а именно к самому основателю буддизма. Коим является Сиддхартха Гаутама, известный как «Будда».

Он жил в течение V века до н. э. Гаутама родился в богатой семье принца в современном Непале. Хотя у него была лёгкая жизнь, чувствами Гаутамы двигали многочисленные страдания в мире. Он решил отказаться от пышного образа жизни и продвигать идею «Среднего пути», что означает существование между двумя крайностями. Таким образом, он стремился к жизни без излишеств, но и без крайности в нищете.

После шести лет поисков буддисты считают, что Гаутама нашел просветление во время медитации под деревом бодхи. Остаток жизни он провёл, обучая других как достичь этого духовного состояния. Когда Гаутама скончался его последователи стали организовывать религиозное движение.

Через 400 лет после смерти Будды, в 543 г. до н.э. его ученики записали устные учения в «Палийский канон», или «Типитака» («Три корзины»). Учения Будды стали основой того, что развивается в буддизме по сегодняшний день, насчитывая более 500 миллионов последователей по всему миру.


«Люди, у которых есть мнение, просто беспокоят друг друга.»

Ранний буддизм

Ученики Будды в соответствиис обычаем кремировали тело Учителя. Правители соседних государств прислали гонцов с просьбой дать им частицы останков Будды. Как описываетсяв Махапариниббана сутте, останки были разделены на восемь равных частей. Эти части останков были помещены в особые реликварии — ступы, культовые строения конусовидной формы, в столицах государств. Одну из частей,в ступе древнего города Капилаваттху, обнаружили в 1898 году вблизи деревни Пипрахва. Сейчас эта часть останков находится в Индийском Национальном музее в Нью-Дели.

Эти ступы стали как бы предшественниками китайских пагод и тибетских чортенов (монгольских субурганов).

Позднее в ступы стали класть тексты сутр, почитавшихся как запись подлинных слов Будды. Поскольку суть Будды есть Дхарма, его Учение, то сутры как бы представляли собой Дхарму как духовное тело Будды

Эта замена (физическое тело — духовное тело; «мощи» — тексты; Будда — Дхарма) оказалась очень важной для последующей истории буддизма, поскольку здесь, видимо, коренятся истоки чрезвычайно важного учения махаянского буддизма о Дхармовом Теле Будды (Дхармакая)

Первый буддийский cобор V век до н. э.

Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды произошёл первый буддийский «собор», когда собрались все ученики Будды и троеиз них — Ананда, Упали и Махамаудгальяянана память воспроизвели всё, чему учил Будда — нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (Виная), проповеди и поучения Будды (Сутры) и его философское учение, «сверх-Дхарму» (Абхидхарма). Так возник буддийский Канон — Трипитака (на пали — Типитака), то есть «Три Корзины» Учения (в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые носили в корзинах). Первый из известных нам вариантов Канона — палийская Типитака — долгое время, в соответствиис традицией, передавался устно, и был впервые записан на Ланке около 80 до н. э. в связис угрозой потери Учения. И в наши дни некоторые монахи, которых называют «держателями Типитаки» («типитакадхара»), традиционно заучивают наизусть отдельные части Типитаки или всю её полностью.

Второй буддийский cобор 383 до н. э.

Второй буддийский собор провёл царь Каласока в Вайшали,и былон связанс конфликтом между традиционными школами буддизма и более либеральными интерпретациями, известными как Махасангхика.

В соответствии с традиционными школами, Будда был лишь обычным человеком, достигшим просветления, и этот опыт могли повторить монахи, следуя монашеским правилам. Преодолевая страдания, монахи могли стать архатами. Сторонники Махасангхики считали такой взгляд эгоистичным. Они считали, что цель достижения архатства несущественна, а истинная цель — достижение полного состояния Будды. Подобное воззрение в дальнейшем переросло в Махаяну.Они были сторонниками более облегчённого монашеского устава, отчего их поддерживало большинство монахов и сторонников буддизма.

Собор закончился осуждением Махасангхиков, которые покинули собрание. В дальнейшем сторонники Махасангхики обитали в северо-западной Индии и Средней Азии.

Подобающее отношение

Выделенные нами различия между колесницами не означают, что некоторые из путей важны, а другими можно пренебречь. Снова скажем: у каждой из них есть свое место, поскольку они отвечают множеству ситуаций, устремлений и способностей. Хотя все лекарства имеют целью вылечить болезни, не всем пациентам подходит одно и то же лечение. Подобным образом полезны все поучения Будды, но в каждом конкретном случае предпочтительно бывает давать одни поучения и не давать других. Те люди, которым подходит «лечение» Хинаяной, должны «принимать» именно Хинаяну. Другим полезной будет Махаяна, а третьим – Ваджраяна.

Будда как Драгоценность

Почему в Будде следует видеть драгоценность?

Тот, кто решил следовать учению Будды, верит в то, что Будда обладал превосходными и совершенными качествами: незапятнанной чистотой ума и безупречной нравственностью, спокойствием и невозмутимостью, непостижимой внутренней силой, проницательностью и совершенной мудростью. В Будде он видит символ чистоты и гармонии, который вдохновляет его и даёт моральную поддержку в мире, полном несовершенства.

Это не слепая вера, а ориентация на духовные ценности. И если человек, обладающий такой верой, будет часто сравнивать благородные качества Учителя с теми неблагородными качествами, которые он, возможно, время от времени наблюдает среди мирских людей, то в нём может зародиться сильное стремление к совершенству, желание жить с чистой совестью и вести праведную жизнь.

А что означает принять прибежище в Будде?

Размышляя о благородных качествах Будды и распознавая недостаток собственных моральных качеств, человек, принявший прибежище в Будде, стремится очистить свой ум от различных загрязнений. Он развивает в себе благородные качества и искореняет порочные свойства своего ума.

Поскольку ум является предвестников всякого действия, и наши поступки зависят от умственных качеств, то, очищая, таким образом, свой ум, мы избегаем многих проблем и неприятностей, которые могли бы навлечь на себя неправильным поведением.

Кроме того, человек, принимающий такое прибежище, убеждён в том, что Будда обладал сверхвидением, то есть видел то, что скрыто от взора обычных людей – истинную реальность таковой, какая она есть, и что он достиг непревзойдённого счастья Ниббаны. Поэтому Будда – олицетворяет возможность для каждого достичь истинного счастья. Будда указал людям на высшую, благородную цель, к которой следует стремиться.

Эта высшая цель имеет приоритет над всеми мирскими целями, поскольку всё, что может служить в качестве мирской цели, обманчиво и преходяще, подвержено изменениям и разрушению, а высшая цель истинна, непреходяща, не подвержена изменениям и разрушению. Понимание этого и вера в такую истинную цель также служат источником вдохновения. И, поскольку у человека, который в этом убеждён, появляется достойная и благородная  цель, то его собственная жизнь приобретает для него, благодаря этому, полноту, значимость и особый смысл.

К чему приводит недостаток самопознания

По словам британского писателя и автора англоязычных бестселлеров Алена Де Боттона, “недостаток самопознания оставляет нас открытыми для случайностей и ошибочных амбиций”.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

А чем еще чревато отсутствие познания себя:

  1. Низкой самооценкой и тревожностью. Если человек не имеет четкого представления о том, что он из себя представляет, какими преимуществами владеет и что за потенциал в нем сидит, при оценке себя он будет ориентироваться на мнение окружающих, а оно, как известно, далеко не всегда бывает лестным.
  2. Сложными отношениями с окружающими. Речь идет как о личной жизни, отношениях с близкими людьми, так и о социальных связях с коллегами, друзьями, посторонним окружением. Человек, который не знает, что он любит и чего хочет, будет неизменно вступать в токсичные отношения, терпеть чужие жалобы, грубость, пренебрежение и прочий негатив.
  3. Нелюбимой работой. При выборе профессии мы часто руководствуемся желаниями родителей или общественным признанием. Человек, который знает и ценит себя и свое время, будет стремиться найти занятие по душе, способствующее развитию и успеху. Как найти свое предназначение, вы можете прочитать в отдельной нашей публикации.
  4. Спусканием денег на ветер. В этом случае финансы разбрасываются на вещи, которые не приносят истинного удовольствия, а приобретаются в угоду моде. И так каждый раз. Причем таким образом расходуются не только деньги, но и время.

Суть учения буддизма

Сутью учения буддизма является осознание того факта, что все в этом мире является страданием и основано на непостоянстве. По этой причине одним из первых законов, проповедуемых Буддой Шакьямуни был Закон о Четырех Благородных Истинах.

И в первой Истине о Страдании Будда объясняет истину о том, что рождение есть страдание, а также старость, болезни и смерть. Разлуки, отчаяние и душевная скорбь – тоже страдание. Будда в данном учении говорит, что весь мир есть страдание.

А уже во второй истине, Истине о Причине Страдания говорится, что причина в привязанности к желаниям, привязанности к удовольствиям. По этой причине люди, которые гоняются за удовольствиями этого мира, на самом деле получают лишь страдания.

за удовольствиями скрываются боль, душевные муки, старость, болезни и смерть

В третьей истине, Истине о Прекращении Страдания Будда Шакьямуни говорит о том, что страдания и непостоянство этого мира можно прекратить или уничтожить. А для этого нужно отдалиться от привязанностей и захваченностей удовольствиями и желаниями этого мира.

Четвертая истина – это Истина о Пути Прекращения Страданий. Будда объясняет, что существует путь, пройдя который можно избавиться от непостоянства и страданий. Обычно путем для прекращения страданий является Восьмеричный Святой Путь.

Исторические Будды

Сказано, что в нашу кальпу появится тысяча Будд. Первых трех звали Кракучандра, Канакамуни и Кашьяпа, их поучения затерялись во времени. Четвертым был Шакьямуни, и его традиция сегодня остается живой. Поучения, даваемые разными Буддами, в основе своей одни и те же. Все просветленные учат колеснице «слушателей» и «Будд-одиночек» в рамках Хинаяны, а также колеснице Бодхисаттв в рамках Махаяны – все это появится и в наставлениях следующих Будд нашей кальпы. Благодаря своим устремлениям, пожеланиям и обстоятельствам своего появления Будда Шакьямуни отличается от остальных просветленных тем, что передал множество поучений Ваджраяны в форме тантр.

Что касается учеников, то и они, в сущности, одинаковы. Все существа обладают природой Будды. Однако на более поверхностном уровне люди отличаются друг от друга своими духовными способностями; причина этого – в особой карме каждого. Вот почему необходимы разные колесницы.

Йога как система саморазвития: послесловие

Из всего вышесказанного следует сделать следующие выводы.

Йога – это очень эффективная система духовного самосовершенствования. Но кроме продвижения по духовному пути, она позволяет менять к лучшему повседневную жизнь. Благодаря ей человек становится более здоровым и осознанным, более энергичным. Как следствие он становится более эффективным в делах, в помощи себе и окружающим. По мере практики уходят страдания и проявляется внутренняя удовлетворённость. Человек гармонично развивается, продвигаясь к духовным вершинам и раскрывая внутренний источник счастья, независящий от внешнего мира.

*** Изображение в начале статьи: кадр youtube, канал Ty Landrum (Into the Sun | Ashtanga Yoga Demo).

Второй этап — Оценка

Есть отличная техника, которая поможет разобраться вам, что именно вы не принимаете в себе и людях и что с этим можно сделать. Необходимо дать ответы на такие вопросы:

  1. Что или кого я часто оцениваю?
  2. Что или кого я часто сравниваю?
  3. Что или кого я часто избегаю?
  4. Чему или кому я часто противостою, сопротивляюсь?
  5. Что или кого я часто подавляю?
  6. Что или кого я часто игнорирую?
  7. Что или кого я часто отрицаю?
  8. Что или кого я часто обесцениваю?
  9. Что или кого я часто пытаюсь изменить?
  10. Что или кого я часто пытаюсь удержать?

Теперь проанализируйте, почему вы это делаете и как можно изменить свое отношение.

Если вы понимаете, что не можете принять какой-то аспект себя или другого человека, то примите тот факт, что вы сейчас не в состоянии с этим справиться. Отметьте для себя одну из черт характера, которая вас раздражает в другом человеке и посмотрите на нее с трех сторон:

  1. Я с самим собой.
  2. Я с другими.
  3. Другие со мной.

Например, вы думаете, что человек вам лжет и осуждаете его. Это значит, что вы часто лжете сами себе и другим, они в свою очередь тоже считают вас лжецом. Нужно принять тот факт, что все люди лгут, не потому что они плохие, а потому что чего-то боятся.

Эзотерика и самопознание подразумевают нахождения человека в настоящем моменте.

Эзотерика и самопознание

Эзотерика и самопознание – это путь к себе, к собственному просветлению. Это путь для тех, кто хочет избавиться от негатива в своей жизни, научиться быть счастливым здесь и сейчас. Этого можно достичь лишь, избавившись от чувств, которые разлагают вашу душу: злость, ненависть, чувство вины, страх потери и неудач. Это все те чувства, которые ведут  к проявлению не только психических, но и заболеваний на физическом уровне.

Методы и практики эзотерики помогут вам не только познать себя, но и снять каждодневный стресс, недовольство, научиться понимать себя и свое предназначение. В следствии это приведет вас к тому, что вы станете спокойнее, увереннее и успешнее. Путь эзотерика предполагает помощь человеку найти свое предназначение, смело идти к своей цели, быть здоровым и счастливым. Используя ежедневно на практике и понимая духовные законы счастья, вы сможете достичь полной гармонии и счастья.

Конечно, просветление – это большее, чего можно достичь на пути самопознания и духовного развития. Это истинная полная свобода от всего, что может вам помешать жить и получать удовольствие. Освобождение разума от всех стереотипов, страхов, комплексов, что ведет к абсолютному здоровью и гармонии. Не у всех хватит сил и терпения, чтобы достичь просветления. Но если вы сделаете хоть маленькие шаги на пути к самопознанию и саморазвитию, то это уже несомненно благотворно скажется на качестве вашей жизни.

Если вы думаете, что путь эзотерика предполагает отречение от всего мирского, бесконечное нахождение в медитации, то вы очень ошибаетесь. Достаточно пару часов в день уделять практикам в течении полугода, чтобы изменить себя и мир вокруг себя.

В психологии описывают три уровня самопознания:

  1. Биологический.
  2. Социальный.
  3. Личностный.

Они подразумевают познание своего организма, возможностей своего тела, способность развивать свои творческие способности и умения, а также реализовать себя в различных сферах жизни.

Эзотерика рассматривает самый важный вид самопознания – познание своего внутреннего мира, своей души. Эзотерика и самопознание выходят за рамки привычного для нас материального мира, раскрывают духовный непознанный мир. Только благодаря знаниям эзотерики, мы действительно способны понять, кто мы есть на самом деле, каково наше предназначение и освободить себя от иллюзий и навязанных материальным миром стереотипов.

Вы задумывались когда-нибудь, для чего человеку дан доступ к высоким технологиям, зачем компьютеры, машины? Явно не для того, чтобы человек все это накапливал и раздувал свою значимость и манию величия. Все это существует для того, чтобы у человека появилось больше свободного времени на познание себя и самосовершенствование.

Дхамма (учение Будды) как Драгоценность

Почему в Дхамме следует видеть драгоценность?

Учение Будды – это возвышенное учение, приносящее благо всем, кто следует ему с пониманием, кто развивает в себе мудрость и проницательность. «Как лесные рощи, едва наступит летний сезон, уже увенчаны распустившимися цветами, так же (прекрасна) и эта возвышенная Дхамма, ведущая к спокойствию Ниббаны, разъяснённая (Буддой) ради высшего блага»(4).

А что означает принять прибежище в Дхамме?

Это значит – доверяя учению Будды, следовать его советам и наставлениям, над которыми следует размышлять, которые следует анализировать и сопоставлять с личным опытом, а также проверять их действие в повседневной жизни. Учение Будды проверяется практическим опытом. Ведь Будда обучал монахов и мирян не каким-то «застывшим догмам», а давал «живое учение» и правила, которые, если им неукоснительно следовать, в скором времени дают хорошие результаты.

Следуя принципам Дхаммы, человек становится защищённым, и чем более он проникнется «духом» Дхаммы, тем сильнее эта защита. Будда говорил, что «слушание и обсуждение Дхаммы в подходящее время – высочайшая защита»(5).

Основные положени

Что такое Дао

Это многозначное понятие, которое можно сравнить с Абсолютом. Дао – это:

  • нечто, порождающее все вокруг, непостижимое, постоянное, безымянное и бесформенное;
  • общий закон;
  • первооснова жизни;
  • начало и конец бытия;
  • мировой порядок;
  • вечный путь, постоянное движение.

Дао не имеет имени и формы, но дает их всему сущему. Только оно постоянно, а все остальное временно. Здесь соединяются противоположные явления, которые становятся единым целым.

Дао – пустота, но благодаря ей создается все. Только слившись с дао, можно познать счастье и бессмертие.

Главные постулаты

Основные идеи даосизма заключаются в том, что человек – микрокосм, он существует бесконечно, как и Вселенная – макрокосм. Смерть в физическом плане значит лишь, что душа соединится с дао.

В даосизме не существует цвета, формы, личности и собственного «я». Есть пустота, а главная задача человека – созерцать и наблюдать. Любое действие, направленное против жизненного порядка, впустую тратит время, силы, а иногда может привести к плохим последствиям.

Главная цель даосизма – научить людей отличать доброе от злого и совершать только благие поступки, приоткрыть тайну Вселенной путем медитации и взгляда вовнутрь, приобрести гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.

Чтобы постичь дао, нужно помнить и соблюдать три главных правила:

1. Питание души

В человеке живут божественные и демонические существа. Добрые поступки подпитывают добрых божеств, а злодеяния кормят демонов. Чем больше добродетели в человеке, тем ближе он к счастью.

2. Питание тела

Питаться нужно без излишеств, соблюдая диету и посты. Идеальное питание – своей слюной и росой трав. Тело нужно питать также физическими и дыхательными упражнениями, а сексуальные отношения должны быть с постоянным партнером.

3. У-вэй

Эта концепция означает «недеяние». Но не в том смысле, чтобы лениться и ничего не делать. Правильнее будет сказать «невмешательство» – в естественный ход событий, законы Вселенной. Согласно ей, не нужно целенаправленно что-то делать, ведь Вселенная все устраивает самостоятельно, а самодеятельность людей может только помешать.

По концепции У-вей самый хороший правитель – тот, кто не вмешивается в жизнь подданных, ничего не меняет и лишь иногда предотвращает восстания.

Чтобы познать дао, нужно забыть про свое «я» и ассоциировать себя со всем окружающим миром. Даже когда вы занимаетесь каким-то делом, к примеру убираете в доме, надо стараться остановить поток мыслей – поглощенное в дело «я» исчезает. Такая практика доступна в любой момент, даже, например, при обычной ходьбе.

Восемь столпов

Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:

  • Философия – стремление познать сущность бытия, природные и общественные законы.
  • Обновление – медитации и практики для здоровья.
  • Питание – отказ от мяса.
  • Забытая еда – «забывание» пищи во время постов, диет.
  • Излечение – эффективное применение энергии и распределение с помощью массажных манипуляций, акупунктуры.
  • Дао сексуальной мудрости — сексуальные отношения здесь рассматриваются как терапия и способ укрепления чувств.
  • Совершенство – постоянное самосовершенствование.
  • Успех – определенные цели и планы для овладения знаниями.

Три сокровища

Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:

  • ци – энергия жизни, любви, милосердия;
  • цзянь – энергия рациональной экономии, определяющая также внешность людей;
  • шэнь – дух, наделенный разумом.

Закон противоположностей

Наша жизнь не мыслима без противоположностей, в ней присутствуют рождение и смерть, любовь и ненависть, дружба и соперничество, встреча и расставание, радость и страдание, потеря и приобретение. Человек тоже противоречив: он, с одной стороны, стремится к тому, чтобы его жизнь была стабильна, но в то же время некая неудовлетворенность гонит его вперед. В мире противоположностей человек стремится обрести утраченное единство с самим собой, с другими людьми и с самой жизнью. Все имеет начало и конец, это земной круговорот и круговорот жизни. Вещи, достигнув своего предела, переходят в свою противоположность. Пара противоположностей поддерживает равновесие, а переход от одной крайности в другую создает многообразие жизни. Иногда для того, чтобы понять что-либо, нужно увидеть, узнать противоположность этого. Одна противоположность не может существовать без другой, для того, чтобы был день, нужна ночь.

Значение буддизма в мире

Буддизм — это обращение ко всем людям независимо от расы, национальности, касты, сексуальности или пола. Он преподает практические методы, которые позволяют людям осознать и использовать его учения, чтобы перенести свой опыт в жизнь. Именно поэтому буддизм привлекает множество людей, а это не много не мало 7% всего населения мира.

Китай является страной с наибольшим населением буддистов, примерно 244 млн человек, или 18,2% от всего населения. Большая часть остальных буддистов мира проживает в Восточной и Южной Азии, в том числе 13% — в Таиланде (где 93% населения — буддисты) и 9% — в Японии (35% — буддисты). Только около 1,4% буддистов мира живут в странах за пределами Азии.

Сегодня во всем мире существует множество форм буддизма. В одном их точки совпадают в другом, учения имеют много различий. Хотя традиционный буддизм — это совокупность тысяч верований, традиций и практик, но выделяют три основные школы — это Ваджраяна, Теревада и Махаяна.

Флаг буддизма

Буддисты по всей Азии празднуют день рождения Будды, отмечая его национальными праздниками, фестивалями и событиями в буддийских храмах. Размахивая буддийским флагом, символизирующим лучи света, сиявшие вокруг Будды после того, как он стал просвещенным, они показывают радость под укрытием мудрости Будды.

Буддизм помогает осознать истинное значение человека в мире

Пранаяма и медитация

Пранаяма – это дыхательное упражнение, посредством которого обретается контроль над праной – жизненной энергией. Прана очень тесно связанна с разумом. Когда достигается контроль над праной, достигается контроль над разумом. Манипуляции с воздухом, с процессом дыхания, создают ассоциацию с праной. Пранаяма позволяет накапливать прану. Эта энергия необходима как для повседневной жизни, так и для достижения духовных высот. Чем больше у человека праны, тем более он осознан и более эффективен в обычной жизни.

Медитация – это состояние сосредоточения на чём-то одном или отсутствие мыслей, но при этом всё внимание собрано в единый поток. Разум находится в состоянии ясности

Это естественное состояние, в котором нет напряжения, но сохраняется бодрость и осознанность. Обычно под медитацией понимают такое состояние, когда человек очень глубоко чем-то увлечён, и всё остальное на это время перестаёт восприниматься его сознанием

В состоянии высшей медитации практикующий собирает всё своё внимание в единый поток и вытаскивает его из восприятия внешнего материального мира и внутреннего собственного психического мира. Затем внимание направляется на самосознание, на самого себя, отличного от тела и разума

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: