Доклады:
Игумения Елисавета (Позднякова)
Современная практика взаимоотношений насельников монастырей с внешним миром
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Епископ Воскресенский Дионисий
Цели и задачи монастырей в условиях современности
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумен Петр (Мажетов)
Что такое трезвомыслие
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумения Алексия (Петрова)
Взаимоотношения монахов с миром в свете монашеских обетов
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумен Исаакий (Иванов)
Трудности и ошибки в молитвенном делании
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумен Флавиан (Матвеев)
«Мир стоит молитвою» (по творениям преподобного Силуана Афонского)
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумения Елисавета (Позднякова)
Современная практика взаимоотношений насельников монастырей с внешним миром
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Епископ Воскресенский Дионисий
Цели и задачи монастырей в условиях современности
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумен Петр (Мажетов)
Что такое трезвомыслие
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумения Алексия (Петрова)
Взаимоотношения монахов с миром в свете монашеских обетов
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумен Исаакий (Иванов)
Трудности и ошибки в молитвенном делании
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумен Флавиан (Матвеев)
«Мир стоит молитвою» (по творениям преподобного Силуана Афонского)
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Традиционные праздники в буддизме
Само понятие праздника в данном случае отличается от общепринятого. Если у нас само слово «праздник» означает «быть праздным, ничего не делать», то у последователей Будды это особые дни, в которые на монахов накладывается больше обязанностей и ограничений, нежели позволений. Согласно данному учению, в такие дни у человека в тысячу раз возрастает значение мыслей и совершенных действий, а также, соответственно, и их положительных или негативных последствий, влияния на жизнь и состояние кармы. Считается, что именно в эти моменты соблюдение чистоты ума и правильные деяния позволяют максимально дальше продвинуться на пути к Абсолюту. Соблюдение чистоты необходимо блюсти в себе и вокруг себя. Чтобы достичь этого, в помощь предлагаются особые обряды, в частности, чтение и многократное повторение мантр, определенные звуки и мелодии при игре на музыкальных инструментах, применение особых предметов культового назначения и прочее.
На основании всего этого постепенно очищается сознание, уходит все наносное, восстанавливается особая тонкая структура человеческой души. В дни буддийских праздников считается необходимым посещение храма, кроме того, делаются подношения членам своей общины, храму, Учителю, Будде. Тем не менее, нет ничего страшного, если монах остается в праздник дома, если сочтет нужным и решит, что это поможет лучшему настрою его души. Считается, что, если он правильно ее настроит, то, независимо от местонахождения тела, сможет присоединиться к общему энергетическому полю торжества.
Список особых дней в буддизме достаточно широк, остановимся на основных и самых важных и знаковых из них.
Вишакха Пуджа
Данный праздник являет собой символ трех главных событий из земной жизни Будды. Это его рождение, последующее просветление или пробуждение и уход от земной жизни в нирвану. Во многих направлениях религии существует мнение, что даты этих событий совпадают. Празднование длится неделю. К этому времени на всех храмах развешивают украшения из бумажных фонариков и ярких цветочных гирлянд, а по их территории расставляют множество горящих лампадок. Приходящим мирянам рассказывают истории из жизни Великого Учителя и философские назидания, читают молитвы.
Асалха
Торжество приходится на июль и устанавливается в день полнолуния. Асалх посвящен Дхарме — учению о просветлении, а также указывает на основание общин. Самые первые и них были созданы из учеников Будды, которые шли за ним следом и исполняли то, что он говорил. Таким образом, праздник олицетворяет три эти понятия (Будда, Дхарма и Сангха) и их единство. С этого дня начинается обязательный период затворничества, в который принимать пищу позволительно только в первой половине дня — от восхода солнца и до полуденного часа. Начало периода затворничества совпадает с началом сезона дождей. В это время Будда запрещал монахам передвигаться, чтобы случайно не раздавить насекомое
Катхина
Ознаменовывает конец периода затворничества и приходится на октябрьское полнолуние. Отмечается в течение месяца до полной луны в ноябре, к этому времени как раз заканчивается сезон дождей. Само слово «катхина» обозначает специальную деревянную раму, с помощью которой определяется длина и ширина куска ткани для монашеского одеяния.
По устоявшейся традиции, миряне приносят для монахов новые одеяния, а также другие подношения, поскольку после окончания поста они снова выходят из стен монастыря и многие из них отправляются странствовать. В настоящее время многие буддийские храмы на территории Таиланда имеют в качестве земных покровителей влиятельных лиц страны, и те инициируют данную ежегодную церемонию. Сам Король или другое уполномоченное лицо Его Величества лично преподносит ткани настоятелям важнейших монастырей страны. Помимо Таиланда, Катхина также отмечается подобным образом в Бирме и Лаосе.
Принесенные в общину одеяния, ткани и другие подарки распределяются между ее членами. В число подношений по традиции входят восемь предметов — это готовая одежда, ткани для нее, чаши для подаяний, бритвенные принадлежности, зонты для защиты от солнца и некоторая бытовая утварь. Богатые прихожане приносят полный набор, остальные — кто что может.
Приветствие “вай”
Как же проявляется иерархия в обществе? Прежде всего — приветствие, которое по-тайски называется вай. Такой разный вай делают тайцы разным людям. Начиная от вая на уровне груди для равных, заканчивая ваем на уровне лба — королю. Если вы приходите в ресторан и официант делает вам вай, следует ответить на него кивком головы и улыбкой. Не советую делать вай, не зная всех тонкостей. Тот же официант видит в вас вышестоящего, ответить ему таким же ваем будет воспринято, как насмешка над его положением. В целом, тайцы знают, что европейцы здороваются рукопожатием. Но не стоит первому протягивать руку, вполне возможно, ваш собеседник не приемлет подобное приветствие. Читайте подробнее про тайское приветствие>>>
Как проходил монашеский обряд отречения
Каждый человек, уходящий в монастырь, сначала принимал монашеский постриг и отказ от мирской жизни. После он приносил монашеские обеты девства, послушания и нестяжания. А желающий выйти из монашества должен был отречься от данных обетов и пострига. Разумеется, решившийся на такой шаг монах должен был сначала поставить в известность настоятеля монастыря. Просто уйти из обители и сообщить о своём решении постфактум он не имел права.
Перед тем, как монах получал разрешение на выход из монашества, настоятель и все члены обители пытались отговорить своего брата от совершения этого поступка. Сначала с монахом говорил игумен, а после — назначенный епископом клирик. Если у них ничего не получалось, то к делу подключался епископский совет. На уговоры давалось полгода. И если желающий уйти монах не внимал увещеваниям в течение этого срока, то ему давали разрешение отступить от принесённых обетов.
Процедура извержения из духовного сана называлась расстрижением, а прошедший её монах, соответственно, становился расстригой. В епархиальном управлении или в местной церкви ему зачитывали указ о лишении духовного сана. А после все собравшиеся восклицали «Анаксиос!». Это слово с греческого переводилось как «недостоин». Затем с расстриги снимали его монашеское одеяние, соответствующее его статусу. Все его предметы монашеского одеяния вместе с отслужившим свой срок церковный инвентарём сжигали. Интересно, что такой же обряд проводили над теми, кто отступил от принесённых обетов. То есть если монах, например, тайно женился или нарушал монашеский устав другим способом, то его изгоняли из обители, предварительно сняв одеяние — подрясник, рясу, скуфью или камилавку.
Если монах имел священный сан, то его лишали права совершения богослужений и чина. В заключение обряда снятия обетов у отступника отрезали клочок волосы с бороды и головы и выдавали ему мирские одежды и справку о пребывании в монастыре. В наше время обряд выхода из монашества проходит точно так же, за одним исключением. Сегодня уходящим из монастырей не срезают клок волос с головы и бороды. Оказавшись в миру, бывший монах волен делать что угодно.
Воспитание детей
Воспитанию уделяется очень большое внимание, ведь характер маленького человека, его привычки и отношение к окружающим складываются с ранних лет. Как создать домашний уют, как обустроить дом с комфортом для малыша, чем кормить домочадцев – все эти проблемы обычно ложатся на плечи матери
Как создать домашний уют, как обустроить дом с комфортом для малыша, чем кормить домочадцев – все эти проблемы обычно ложатся на плечи матери.
Самой большой радостью считается рождение сына, потому что он станет наследником и продолжателем рода, а попыток зачать у современной семьи больше не будет. Раньше к появлению девочек относились как к трагедии, нередко их бросали или даже душили. Но сейчас эта грустная тенденция в прошлом.
Теперь супруги рады как мальчику, так девочке. Возможно, родительская любовь доходит даже до крайностей, которые выливаются в так называемый «синдром маленького императора». Единственный ребенок, окруженный непрерывным потоком ласки, становится центром вселенной мамы, папы, бабушек и дедушек.
Основа семейных отношений – забота о младших и долг перед старшими. Повзрослевшие дети живут отдельно, но их связь с родными остается невероятно тесной, они часто общаются также с дядями, тетями, братьями, сестрами, если они есть, и собираются на трапезы в кругу близких.
Делаете других ответственными за вас
Как только вы осудили себя и проигнорировали боль, которую это вызвало, или игнорируете боль, вызванную другими людьми или жизненными событиями, довольно вероятно, что вы обратитесь к другим за любовью и одобрением, которые сами себе не даёте
Вашему внутреннему ребенку– вашей чувствующей части – нужна любовь, одобрение и внимание. Нам всем нужна любовь и утешение от других, но, когда вы отрекаетесь от себя самоосуждениями и игнорируете ваши чувства, раненый ребенок внутри обращается к другим настолько настойчиво, что может их оттолкнуть
Из-за того, что ваша детская часть отчаянно нуждается в любви, вы можете манипулировать другими, чтобы добиться этой любви – можете стать злыми и обвинять всех вокруг, или станете аж слишком милыми и податливыми и будете пытаться делать всё правильно. Вы отдали вашего внутреннего ребенка другим на усыновление, в надежде, что другой человек даст ту любовь, в которой вы так отчаянно нуждаетесь. Вы становитесь зависимы от ободрения, внимания и/или cекса.
Чем больше ответственности вы возлагаете на других, чтобы они давали любовь, внимание, и одобрение, в коих вы нуждаетесь, тем больше ваш внутренний ребёнок будет чувствовать отречение, что приводит к более частым проявлениям зависимого поведения, чтобы заполнить пустоту и избежать боли от самоотречения. Из этого можно выйти, если вы начнёте практиковать Внутреннюю Связь – обращайте внимание на ваши чувства, сосредотачивайтесь на том, что творится внутри вас, а не снаружи
Как только вы почувствуете себя плохо, осознанно решите, что хотите нести ответственность за эти чувства и потом обратите внимание, что из ваших мыслей или действий вызывает боль. Ваши болезненные чувства, которые идут из ваших мыслей, это внутренний путеводитель, который подсказывает вам, что то, что вы думаете – неправильно, и не причинит блага
Из этого можно выйти, если вы начнёте практиковать Внутреннюю Связь – обращайте внимание на ваши чувства, сосредотачивайтесь на том, что творится внутри вас, а не снаружи. Как только вы почувствуете себя плохо, осознанно решите, что хотите нести ответственность за эти чувства и потом обратите внимание, что из ваших мыслей или действий вызывает боль
Ваши болезненные чувства, которые идут из ваших мыслей, это внутренний путеводитель, который подсказывает вам, что то, что вы думаете – неправильно, и не причинит блага.
Спросите себя «Что такое правда?»
Обратите внимание на то, как вы чувствуете себя, когда замечаете чувства и говорите правду, а не осуждаете себя, игнорируете, и делаете других ответственными за ваши чувства
Новый год — традиции праздника
Буддистский Новый год носит называние Салаалган и является одним из немногих торжественных событий, отмечаемых в различное время в зависимости от конкретного религиозного направления. Этот день также традиционно посвящен Будде, однако при встрече Нового года особо вспоминается Шридеви — так в буддизме называют повелительницу времени и высочайшую хранительницу великих тайн жизни и смерти. В эту ночь принято не спать, а возносить молитвы, чтобы привлечь как можно больше успеха и удач в наступающем году. На стол принято ставить молочные продукты.
Существует интересная традиция — мастерить и запускать «коня ветра и удачи». «Конь» представляет собой кусок ткани с изображенными на нем символами благосостояния отдельного человека, общины или семьи. Для начала его приносят в храм для освящения, а потом привязывают на веревках к дому или стоящим поблизости постройкам или деревьям таким образом, чтобы полотно, словно парус, развевалось на ветру. Такой символ считается мощным оберегом от всех неудач, бедствий и болезней.
В некоторых регионах существует новогодняя традиция надевать на статуи, изображающие Будд, новые монашеские одежды. На другой день их снимают и отдают кому-то из монахов для ношения. Это считается великой честью и подразумевает повышение уровня кармы этого человека.
Особая интересная традиция существует в Лаосе. Здесь под Новый год буддисты стараются купить на рынках или у рыбаков живую рыбу с тем, чтобы выпустить ее в море. Это также дает возможность надеяться на улучшение кармы за проявленное сострадание к обреченному живому существу.
За свою длинную историю буддизм успел претерпеть множество изменений и трансформаций, однако, суть его самого и его традиций осталась прежней — сделать все для будущего счастья человечества и успеть самому за свою жизнь хотя бы на одну ступеньку приблизиться к тому просветлению и пробуждению, которого достиг основатель.
Китайская семья и ее традиции
Семья была главной ценностью для китайца еще тысячелетия назад. Принятые нормы диктовали роли, распределенные в семье. К нынешнему моменту мало что изменилось.
Статистические подсчеты говорят, что сейчас каждый четвертый человек на планете – китаец. В пятидесятые годы прошлого столетия население Китая насчитывало чуть больше полумиллиарда, а уже через тридцать лет оно достигло отметки в миллиард жителей.
Такой существенный прирост населения, который с каждым годом все возрастал, заставил властей бить тревогу – с подобной динамикой территория, природные ресурсы и посевные земли будут не в состоянии прокормить людей. Поэтому было решено ввести в действие закон, который гласит: «Одна семья – один ребенок». Эта формула семьи применяется и сейчас.
Браки строго контролируются государственной властью. Если молодой человек с девушкой хотят пожениться, они идут за разрешением на свадьбу в местный комитет, где решаются вопросы планирования семьи. Но порядок строгий, поэтому должны соблюдаться обязательные условия:
- возраст молодоженов: не меньше 22 лет для девушки и 24 лет для парня;
- разрешение на свадьбу с места работы;
- положительное решение медкомиссии;
- успешное собеседование в домовом комитете.
Но это еще не все: когда новоиспеченная семья решит завести ребенка, им снова надо обратиться в комитет для выдачи удостоверения. Срок действия разрешения – один год. Если молодые не успели зачать ребенка, приходится проходить все шаги заново.
Если супруги зарекомендовали себя как добропорядочные граждане, им предоставляются льготы, если нет – их карают штрафами, причем немаленькими. Но это не мешает людям иногда нарушать закон: в стране встречаются незаконнорожденные малыши, матери-одиночки, ранние браки.
Также нередки разводы, число которых постепенно возрастает. А женатые люди все чаще сознательно не хотят заводить детей – это веяние известно всему миру и даже приобрело специальное название «чайлдфри».
Да, в Китае существуют и разводы, и внебрачные дети, но древние традиции, основой которых является семья, оказываются сильнее.
Конечно, современные реалии накладывают отпечаток на традиционные представления о семье, но основные ценности остались непреложными. Родители заботятся о детях – дети уважают родителей. Жена не перечит мужу и поддерживает его во всем – он обеспечивает супругу, дает ей средства для достойной жизни.
Отношение к измене в буддистской семье
Последователь вероисповедания, сделавший своим выбором мирскую жизнь, обязан чтить родителей своих, заботиться о детях и хранить верность семейным традициям.
В случае присутствия во взаимоотношениях нерешаемых разногласий, супруги могут развестись. Это не только не запрещается в религии буддизма, но и поддерживается словами пророка о несовместимости.
Но, зачастую, такое поведение подвержено осуждению со стороны близких родственников и знакомых людей, что ревностно соблюдают священное предписание. Будда советовал выбирать пару себе с умом, а не плотскими желаниями. Старым не следует жениться на молодых, это обязательно приведёт к разрушению семейной гармонии.
Великая история Тибета напрямую связана с развитием древнего Китая. Принятое в идеологии межкультовых взаимоотношений конфуцианство настаивало на том, что всё начинается с семьи, а заключение брака – вынужденная мера по сохранению благосостояния.
Технологии буддийского мировоззрения смогли объяснить его ценность с иной точки зрения, пренебрегать которой лучше не стоит, так как основы, заложенные религиозными мыслителями, могут помочь обрести каждой современной семье свою частичку духовного счастья.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52
Свадебное торжество и празднование
Говоря об особенностях, мы затронули официальную церемонию, которой отличается буддийская свадьба. Традиции, связанные с банкетом уже мало чем отличаются от наших
Любое торжество, а тем более столь важное, должно быть хорошо и пышно отмечено. Для этого молодожены приглашают своих друзей и близких и организовывают настоящий пир
Стол должен ломиться от обилия угощений и различных сладостей, так как согласно вере, чем больше на столе сладкого, тем радостней, счастливей и романтичней будет жизнь молодых
Именно поэтому большое внимание уделяется свадебному торту
Еще одним важным моментом банкета является внимание, уделяемое каждому гостю. Молодожены обязательно должны подойти ко всем приглашенным, принять поздравления, сфотографироваться
Богата свадьба в буддизме, как называется, и на тосты. Для этого выбираются несколько особенно близких для жениха и невесты людей, которые во время банкета встают и произносят поздравительную речь, после которой все гости вместе и одновременно произносят фразу «чай-о», что означает «здоровья».
Аскетичность — это путь к познанию истины
Человека, посвятившего свою жизнь духовному совершенству, называют аскетом. Слово «аскет» в переводе с греческого языка означает «упражняющийся в чем-либо». Изначально имелась в виду подготовка атлетов к соревнованиям, затем считали, что аскетичность — это стремление к добродетельной жизни, борьба с дурными привычками и пороками.
Суть аскетизма
Аскет отличается от человека, который живет духовной жизнью, но при этом женат и не стремится уйти от мирских благ, тем, что он отказывается от какой бы то ни было собственности и не вступает в брачные отношения. Одним словом, отшельник. Аскетичность — это исключительно строгий, воздержанный образ жизни, при котором человек занимается исключительно духовными упражнениями, недоступными для понимания мирских людей.
Основное предназначение аскета – достижение собственного нравственного совершенства или блага других людей. Аскет готов ради этого терпеть духовные испытания, испытывать физические страдания и переносить материальные лишения.
Аскетизм в философии
Аскетичность присуща философии стоиков. Ее проповедовал апостол Павел. Аскетизм – это нравственный принцип, который утверждает превосходство духа над плотью и требует ограничения чувственных наслаждений. Это направление философии было свойственно нескольким школам, провозгласившим свободу духа от желаний. Широкое распространение аскетизм получил в различных религиозных течениях. Христианский аскетизм имел своей целью усмирение и умерщвление чувственных желаний человека. Имелось в виду не только половое воздержание, но и отречение от удовольствий, доставляемых слуховыми и вкусовыми ощущениями, созерцанием и так далее.
Категории лиц, которым необходим аскетизм
Аскетичность — это особое душевное состояние, при котором человек стремится к познанию Бога. Таким людям сложно жить в обычном мире, они с рождения предназначены для жизни подвижника. Аскетизм необходим и той категории лиц, которые стремятся познать истину, но преобладание чувственных желаний и отсутствие веры мешает им достичь желаемого. Для таких людей аскетичность — это возможность познать истину.
Они не могут быть счастливы в мире, в обычных жизненных условиях, их беспокойному мятущемуся духу необходим аскетизм. К примеру, если они женаты, то и сами страдают в семейной жизни, и своих жен делают несчастными.
Философия аскетизма – это протест высшего «я» человека против преобладания чувственных желаний над ним. Чтобы подчинить свой организм (психический и физический) воле, нужен целый ряд особых упражнений, которые противоречат желаниям плоти.
Значит, аскетизм является средством для подчинения своей плоти высшему «я» человека в интересах духовного развития. И если у человек смог достичь такого состояния и получил власть над своими страстями, то он может жить и в обычных жизненных условиях, не опасаясь, что желания победят его дух. Многие святые подвижники именно так и поступали — они жили среди людей как проповедники истины.
Путь аскетизма – это путь рассуждения о своих подвигах. И этот путь необходим для того, чтобы человек осознавал и соразмерял свои возможности, дабы эти подвиги были посильными и не привели к обратным результатам.
Духовный путь и отречение
Конечным
этапом духовной жизни, является отречение
от материального мира. Это конечный
пункт эволюции сознания на духовном
пути. В этой точке, человек полностью
отказывается от восприятия внешнего
мира и как способа обрести здесь покой
и как своего дома, естественной среды
обитания. При таком видении, человек
окончательно осознает себя как духовную
сущность, душу. Получив разнообразный
опыт в ходе эволюции сознания, человек
осознает тщетность попыток удовлетворить
свои чувства и признает, что единственным
истинным домом для него является Царство
Бога. Отказываясь от материального
мира, после смерти душа попадает в мир
духовный, если действительно было
полностью исчерпана возможность,
стремление и желаний наслаждаться
материальным миром.
Достигнутое
таким образом сознание, является смертью
живого существа как материального тела
и перерождение в духовную сущность,
которая возвращается домой, к Богу. Это
финиш, конец духовного пути, достижение
осознания того, что Бог – Абсолютная
истина, а духовный мир – это дом. Осознав
это, человек становится подобно тому,
кто после пребывания на вечеринке
осознал, что это не его место, что
наслаждения здесь пустые, а пребывание
здесь лишь оттягивает момент истинного
счастья. Осознав это, человек со спокойной
душой уходит домой.
На духовном пути, отречение – это смерть материального сознания. Человек посредством духовной практики, обретя умиротворение в своём уме, достигает полного покоя, посредством которого может отказаться от материальной жизни и достигнуть Царства Бога. Отречение, в контексте духовного пути, это полный отказ от материальной жизни, от телесного существования, из-за осознания себя духовной частицей Бога, душой. Духовный путь подводит к этому конечному этапу эволюции сознания естественным образом, многими путями и примерами, в том числе через личный опыт, указывая на необходимость отречения. Это осознание приходит подобно тому, как приходит осознание того, что пора выходить из поезда, в котором ты познакомился с некоторыми людьми и успел к ним немного привязаться. Это светлое и лёгкое ощущение, которое снимает бремя и даёт истинную духовную свободу.
Отречение – это отказ от деятельности, ради удовлетворения своих чувств. От той деятельности, в основе которой лежит удовлетворение чувств. Однако, это вовсе не означает отказ от деятельности. Человеку стоит заниматься деятельностью, которая соответствует его природе, предназначению и долгу, а также продвигаться по духовному пути на котором возможно обрести счастье. Отречение означает отказ от образа жизни приводящего к страданиям, отказ от опасного выхода в море и довольствованию своим внутренним садом, который даёт намного более светлые и приятные плоды, чем тёмное море, в том числе и его дно. Путь к осознанию лежит через обретения знания и собственный опыт. Искренний искатель отыщет его очень скоро.
Монархия
Ещё один объединяющий фактор для тайцев — монархия. Король и Королева — отец и мать для всего тайского народа. Есть государственные праздники, выходные дни — день рождения короля и королевы, которые ещё называются день отца и день матери. В кинотеатрах перед началом сеанса исполняют королевский гимн и показывают монарха и членов его семьи. Во время исполнения гимна все обязаны встать, чтобы выразить уважение королю. Что касается гимнов, ещё есть национальный гимн. Его транслируют по всем радиостанциям в 8 утра и в 6 часов вечера. Прохожие, если его услышали на улице, должны остановиться и дослушать гимн до конца.
Соответственно, любые негативные высказывания в адрес короля и его семьи — табу. Тайцы даже у себя на кухне не обсуждают действия короля. О нём либо хорошо, либо ничего. Существует масса примеров арестов и тюремных заключений за оскорбление короля как иностранцев, так и тайцев. На мой взгляд, самый яркий пример был лет 10 назад, в Youtube появились ролики, порочащие честь короля. С нашей точки зрения, в роликах не было ничего такого. Король был изображён с головой обезьяны, и на него наступала большая нога. А по тайским меркам это очень большое оскорбление. Голова является святым местом, в ней живёт дух человека, до головы тайца не стоит дотрагиваться, чтобы не потревожить духа, например, не нужно трепать детей по голове. Ноги — самое грязное место в теле человека, не следует переступать через людей или еду, а уж про наступить ногой на голову речи и вовсе не идёт. За такие оскорбительные ролики весь Youtube был забанен в Таиланде месяцев на 8.