Бог шива

Праздники

Одним из самых известных праздников, связанных с именем Шивы, является Махашиварамтри. Это великая ночь божества: праздничные гулянья длятся все ночное время накануне новолуния в последний день лунного цикла зимы. Это происходит в феврале-марте.

Во время Шиваратри читают катхи (сказания о Шиве) и воспевают в его честь гимны. Праздничные мероприятия проходят в течение года несколько раз, но именно этот день считается самым главным, поэтому к слову Шиваратри прибавляется приставка Маха (великий, главный).

После завершения праздника начинает свою работу ярмарка, проходящая около рек и водоемов. Кто смог не уснуть во время гуляний, того ожидает благополучие в материальном плане и райское место на небе.

Медитация в такой день приносит в сто раз больше пользы, чем в любой другой. Это взаимосвязано с удачным расположением Солнца и Луны.

Символ праздничного мероприятия – лингам.

Шива многим известен своим танцевальным образом, поэтому на гуляньях все исполняют его Тандаву. Это особый танец, считающийся символом движения мира. С этого танца рождается все сущее, им же и заканчивается. Пока Шива находится в танце – мир существует. В этом боге воплощается высшая степень блаженства – Ананда.

ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА. «Танцующему Шиве»

Начиная с X—XI веков образ Шивы по смыслу и по форме стал трактоваться совершенно иначе. Теперь среди изображений божества основное место отводится «Танцующему Шиве» (Шива Натараджи).

Уникальная статуя Шивы Натараджи была найдена во время археологических раскопок, проводившихся неподалеку от храмового комплекса Шиварампурам, сооруженного около 1200 года. Найденное бронзовое изваяние Шивы хорошо сохранилось, и поэтому на несколько дней было выставлено в храме для всеобщего обозрения, а потом оно должно было перейти в руки реставраторов.

Несколько дней, с утра и до самой темноты, около храма в буквальном смысле не было свободного места. Толпились местные жители и иностранные туристы, бойко сновали между ними мелкие торговцы, кормившиеся с продажи прохладительных напитков.

У входа в храм индийцы снимали обувь и босиком вступали на чистейший мраморный пол. В круглом зале храма находится главный предмет культа Шивы — лингам, вокруг которого проводится ритуал заимствования людьми божественной силы, способствующей здоровью, работоспособному долголетию и продолжению рода.

Популярные статьи: Поезд призрак в Севастополе. Следы катастрофы военного флота

Поза лотоса и свастика

Вопреки тому, во что вы могли бы поверить, древнейшее свидетельство «позы лотоса» происходит не из Азии, а из мезолитических захоронений культуры Лепенского Вира, современной Сербии (9 500 г. до н. э.).

Древнейшее свидетельство свастики происходит из Мезина, Украина. Он датируется более-менее тем же периодом, что и эти захоронения (10 000 до н. э.).

Однако задолго до открытия этого птичьего объекта в славянской мифологии существовало божество матер СВА . Она была женой Сварога, символом которого является Коловрат – две переплетенные свастики. Оба божества имеют слог «sva в их названиях более поздний слог «рог» мог относиться к санскриту «rg- это значит хвала, сияние», как в Ригведе .

Более того, матер СВА была птицей. Птица со свастикой?

Шиваизм кратко | Философия Шиваизма

Название: ШиваизмВремя возникновения: более 7000 лет д.н.э

Шиваизм — одно из основных направлений индуизма, традиция почитания Шивы. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Непале и Шри-Ланке.

Шива — индуистское божество, уходящее корнями в доарийский (доведийский) период долины Инда и религий аборигенного населения юга Индийского субконтинента. Известный индолог Р. Н. Дандекар описал религию Шивы, как древнейшую из ныне существующих религий цивилизованного мира.

Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша),  оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной, проявляющемуся в виде материального мира.

В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (период Пуран, приблизительно 300—1200 гг.), Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду (тримурти) в качестве разрушительного начала вселенной. В то же время, в некоторых традициях Индии, как, например, кашмирский шиваизм, Шива является абсолютным божеством, выполняющем функции и созидания, и разрушения.

В «Махабхарате» (1.1.20) Ишана (одно из имен Шивы) называется «изначальным мужем (адья пуруша), единственно нетленным и вечным», и отождествляется с Брахмой и Вишну-Хари.

Согласно «Шива-пуране», он является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как «величайший из богов (девов)». Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая» впервые в Ведах встречается в гимне Яджур-веды «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам».

Шиваитские школы в очень многом отличаются друг от друга. Но все они, в основном, пользуются следующим:

Пепел — бхасма или вибхути, повсеместно используется всеми шиваитскими школами. Это может быть пепел от яджны или иного ритуала с использованием огня. Но наиболее почитаем пепел с мест кремации — смаршанов. Пепел, нанесённый на тело, символизирует отрешённость от мира и указание на конечность существования в мире майи. Пепел наносят на лоб, грудь, шею и руки тремя горизонтальными полосами, или покрывают им всё тело.
Рудракша — «глаз Рудры», вид вечнозелёных широколиственных деревьев семейства элеокарповых. Зёрна рудракши используются во всех шиваитских школах. Их используют как объект поклонения, делают из них четки и используют как украшения и обереги.
Лингам — основной не антропоморфный символ Шивы

Является основной и самой важной формой и (или) образом Шивы. В большинстве случаев представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной

Чаще всего имеет в основании круг (редко  квадрат), символизирующий йони. Образ Линга-йони-мурти символизирует собою «неделимое единство мужского (Шива, пассивного) и женского (Деви, активного) начал, от соединения которых исходит жизнь. Некоторые направления шиваизма, в основном, лингаяты в своей практике используют лингам без йони.

Представительство или созревание

Среди атрибутов Шивы:

  • его булочкаджата-мукута (jaṭāmukuṭa) ─ место Ганги и его аскетическая сила;
  • полумесяц висит от ее волос;
  • на третий глаз или гйана chakshus , частично открытым, который воспринимает за пределами материальной реальности;
  • кобры Кундалини (кундалини), божественная изначальная энергия, как ожерелье. На санскрите Кундалини означает «тот, кто окружен собой», отсюда и символ змеи. Он представляет божественный женский принцип, Шива — мужской принцип;
  • тигр кожи , символизирующий его мастерство природы.

Как аскет, но и как повелитель мест кремации, он засыпал свое тело пеплом. Шива защищает землю от силы Ганги , богини Ганги (Ганги); он успокаивает жар своих волн, фильтруя их через кудри своих волос. У него есть трезубец, символ, который концентрирует для его поклонников силы тримрити , то есть созидания, сохранения и разрушения.

Согласно легенде, Шива и Вишну отправились в лес, чтобы сразиться с 10 тысячами еретиков. В ярости они послали напасть на Шиву тигра, змею и черного свирепого гнома, вооруженного дубинкой. Шива убил тигра ─ он традиционно сидит на шкуре тигра, потому что повелитель природы Пашупати  ─ приручил змею, которую он надел на шею в качестве ожерелья (символ господства страстей), поставил ногу на карлика и исполнил танец, развивая такую ​​силу, что карлик (см. иллюстрацию) и еретики признали его своим повелителем.

Шива иногда изображается смешанным со своей Шакти, образующим существо-гермафродит, Ардханари .

Тримурти – индуистская троица

Во главе всех божеств индуизма стоит так называемая индуистская троица – Тримурти, ипостасями которой являются Шива, Вишну и Брахма. Последнему отводится роль творца мироздания. Призвание Вишну – сохранение космоса, а миссия Шивы, соответственно, — разрушение мира, когда приходит время.

Стоит сказать, что в различных школах Тримурти интерпретируется по-разному

Так, например, шиваизм уделяет основное внимание Шиве, а вишнуизм – Вишну. В традициях шактизма во главе богов стоит не троица богов, а богиня-мать Шакти

К тому же, некоторые вовсе отрицают троичность верховного божества, почитая в качестве такового Ишвару или Бхагавана.

В целом, представление о троичности бога никогда не было популярным у индусов. На практике религиозные учителя концентрировались только на одной ипостаси, признавая две другие только в качестве дополнительных второстепенных аспектов либо отвергая их вовсе.

Как выглядит Шива?

Начиная знакомство с Шивой, я предлагаю сразу обратить внимание на его внешний облик. Шива – тот бог, которого невозможно не узнать среди прочих божеств индуизма

Чаще всего он изображён в позе лотоса, хотя нередко встречаются изображения танцующего Шивы. 

Последний вариант стал популярным символом Индии, негласной эмблемой этой страны. У Шивы светлая кожа, длинные тёмные волосы, скрученные на макушке в пучок (он называется джатта). 

На шее бога, его ногах и запястьях – необыкновенные “украшения”. Это – змеи, что обвиты вокруг Шивы. Они считаются символом единства с природой и воинственной отваги бога. Кроме того, змеи, свёрнутые в кольцо, ассоциируются со временем, а именно – течением го из прошлого в будущее. Согласно преданиям, в волосах бога живёт священная река Ганга, а его взгляд подобен звёздной ночи.

В отличие от того же Вишну, облачённого в царский наряд, Шива напоминает аскета (которым, по сути, изначально и являлся). Его одежда – это тигриная или слоновья шкура. Лоб бога также украшен символическими знаками. 

На нём начертано изображение третьего глаза, а также три линии, которые Шива наносит прахом, оставшимся от сожжения трупов. Наверное, такая подробность кажется жуткой для европейцев, но в Индии всё иначе. Подобная “краска” является отождествлением Шивы со всемогущим божеством, что царит в разных мирах, напоминает нам о единстве с предками, с нашим прошлым.

В индийских храмах можно встретить и необычное изображение Шивы, что называется Ардханари. Половина его принадлежит мужчине, а половина – женщине. Такой образ бога говорит о целостности начал (женского и мужского), что объединяет Шива. Лишь он способен подарить гармонию суетному миру, который создал. Но он же может с лёгкостью разрушить всё окружающее. Почему же так?

Атрибуты

Как и многие другие боги индуистского пантеона, Шива обладает множеством атрибутов. Путешествуя по этой стране, вы увидите различные изображения божеств. Для того чтобы глубже понять культуру Индии, стоит немного разобраться в ее символике.

У Шивы есть много оружия – Аджагава (особенный лук), Бхиндипала (дротик), Гада (жезл), Кхадга (меч), Кхатванга (дубина с черепом), Кхетака (щит) и многие другие.

Также важным атрибутом является трезубец бога Шивы – Тришула. Он символизирует три стадии эволюции, три гуны, три лика времени и прочие понятия.

Существует ряд ритуальных предметов. Чиллум (специальная курительная трубка), Шанкха (ракушка), Мудра (положение кистей рук), Каумуди (кувшин с нектаром бессмертия), Капала (чаша в виде черепа), Дамару (барабанчик, символизирующий первую вибрацию Вселенной, из которой все произошло), Акшамала (специальные четки).

Также Шиве присущи ряд энергий: Агни (огонь), Ганга (небесная река, которую он усмирил) и Шакти (мощь). И некоторые животные: Нага (змея), шкуры слона и тигра, Нандин (белый бык), Кришнамрига (лань) и Анкуша (слоновье стрекало).

Таким образом, мы видим, что Шива обладает атрибутами сфер знания, которые призваны поднять человека из нашего мира в высший.

Буддийское животное

В буддизме слоны являются одними из самых почитаемых животных. Это неудивительно, ведь они – символ прекраснейших черт человеческой души, характера, ума:

  • духовный рост;
  • любовь ко всему живому, доброта, сопереживание;
  • спокойный ум, умиротворенность;
  • взвешенность решений, стабильность;
  • знания, житейская мудрость.

Особенное почтение выражается белому слону, который отражает непорочность в сочетании с добродетелью. Но при этом такое животное подпустит к себе отнюдь не каждого человека. Нужно быть готовым духовно, чтобы сблизиться с ним, воспитать в себе недостающие качества из списка.

Раньше слонов белого цвета могли содержать только цари, выдающиеся политики, держатели империй.

Животным оказывался небывалый уход: их выхаживали кормилицы, натирали душистыми маслами, эфирами, поили цветочно-травяной водой, облачали в одежду из дорогих тканей, не скупились на украшения из драгоценных металлов и камней, прятали от солнечных лучей.

Такая всеобъемлющая любовь имеет истоки в буддийской традиции. Белый слон обозначает спутника боддхисаттвы, жертвующего собой во имя освобождения других.

Он – тотемное животное боддхисаттвы, его способ передвижения – вахана, что значит Драгоценность Закона.

Почитаемый Акшобхья, входящий в пятерку Будд мудрости, изображается сидящим на слоне. Более того, существует версия, что сам Будда Шакьямуни в одном из воплощений был слоном-альбиносом.

Ритуалы поклонения Шиве

На – связан с ликом Шивы, обращенным на восток. Знаменует творение мира. Символ зеленый цвет. Но, как известно, индийский бог Шива определяется и разрушением, что описывается дальше.

Ма – лицо бога обращено на юг. Проявляется как поддержание мира. Цвет – красный.

Ши – обращено на запад. Этим лицом бог разрушает мир и проявляется как Рудра. Цвет – темно-синий.

Ва – север. Связывается с Ишварой, исполняющим желания. Из этого лика появился Воздух. Цвет – белый.

Йя – Шива смотрит вверх, являя милость вселенной – Мукти. Пространство появилось из этого образа. Цвет – желтый.

  1. Рудра-сукта – читается во время Линга-абхишеки, относящегося к домашнему служению Шиве. Кроме того, признается и в качестве самостоятельного философского текста.

Это ведический гимн, посвященный Рудре, одной из ипостасей Шивы. Именно в нем описываются все проявления и образы бога, как к нему следует обращаться и поклоняться. В гимне описывается Шива как первопричина всех явлений и самой Вселенной. Он – одновременно самый высший и самый низший, начало и конец (по христианской аналогии «Аз есмь альфа и омега»). Все, что развилось в упанишадах, пуранах и агамах основано именно на этом гимне. Самые известные мантры – «нама шивайя», «ом намо бхагавад рудра», «триамбакам» – впервые встречаются в философско-религиозном труде Рудра-сукта.

Авторитет Рудры-Сукты настолько велик, что этот текст читается во всех направлениях шиваизма, а их достаточно много. Показательно, что даже школы, которые не признают Веды как источник знаний, все равно прибегают к чтению данного гимна. Он играет ключевую и самую важную роль во всех направлениях поклонения Шиве.

Многие народы, считают, что Шива является создателем сакрального звука «ом».

Согласно народным поверьям cчитается, что Шива обожает предаваться курению марихуаны. Именно поэтому многие аскеты от шиваизма, почитаемые святыми в Индии, предпочитают заниматься тем же самым, считая, что таким образом преобращаются к высшему божеству. Также курением травы садху-аскеты встречают Маха-Шиваратри, или праздник Великой Ночи Шивы. Хотя такое курение не доказано, вызывает большие сомнения и выглядит, скорее, как оправдание своей слабости, нежели следование привычкам бога.

Шива и Парвати

Праздник Великой Ночи Шивы

Как известно, Шива – бог Индии – наиболее почитаем, и главным праздником в его честь считается – Великая Ночь Шивы. Отмечается он в ночь с 20-го по 21-ое февраля. Согласно традиции, праздник знаменует собой ночь свадьбы Шивы и Парвати. Это очень необычная и благоприятная пора для исполнения всех желаний.

Праздник яркий и красочный. К богам относятся как к живым и вместе с тем поклоняются им.

Как появился Шива

Исходя из преданий, Шива жил около 6 тысяч лет назад, он являлся абсолютным аватаром, достигшим совершенства. Параллельно с ним существовали Брахма и Вишну, первый являлся абсолютным созидателем, а второй — хранителем вселенной.

Легенды о рождении

О том, как это божество появилось, существует несколько преданий:

  1. Шива — сын Брахмы. У Брахмы долгое время не было ребенка, он молился и медитировал, и через некоторое время у его ног возник ребенок с кожей, которая переливалась голубым цветом, подобно Брахме. Мальчик попросил дать ему имя, И Брахма дал имя ребенку — Рудра. Однако тот не успокоился, и требовал себе еще имена. Так Брахма дал одиннадцать имен, и ребенок получил одиннадцать перевоплощений, одно из которых — Бог Шива.
  2. Шива родился в результате гнева Брахмы, появившись между бровей последнего, поэтому его характер и сущность и является в большинстве своем гневный, разрушающей.
  3. Согласно иному варианту предания, Брахма, появившись из пупка Вишну, был окружен демонами, которые хотели его убить. Тогда, вследствие гнева Брахмы, и появился между его бровей Шива с оружием в руке и разогнал демонов.
  4. Еще один легенда: у Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели заводить собственных детей. Тогда Брахма так сильно разозлился на своих потомков, что меж его бровей появился мальчик с голубоватой кожей, который впоследствии и получил одиннадцать имен. Примечательно, что одиннадцатью перевоплощениями Бога Шивы являются пять важнейших органов человека, а также четыре земные стихии, Луна и Солнце.

Знаете ли вы? Одним из главных предметов поклонения Шиве, для его последователей, служит фаллический символ этого божества — лингам.

О семье и женах

Согласно преданиям, у Шивы было 3 жены.

  1. Сати — самое первое воплощение супруги божества. По различным обстоятельствам Сати пришлось пожертвовать собой, войдя в жертвенный костер. Шива долгое время был опечален и безутешен, ничто не радовало его. Он странствовал по миру с прахом своей любимой, долгое время медитировал в Гималаях. Для того чтобы утешить бога, душа жены Шивы перевоплотилась в Парвати — дочь горного царя.
  2. Парвати. Одно из ее имен — Кали («черная»). Парвати долгое время обольщала Шиву, когда он скорбел в горах, пока, наконец, его сердце не было пронзено её благородством и добродетелями. От их союза родилось двое сыновей: Ганапати, бог мудрости, и Сканда, бог-воин.
  3. Ганга. Богиня олицетворяет реку, протекающую в трех мирах — небесах, подземелье и самой земле. Это богиня располагает особым даром — смывать грехи со всех живущих в этих мирах. Она влюбилась в Шиву, и просила его о возможности всегда быть с ним. Шива принял ее, и с тех пор она живет в его волосах.

Бог Род в пантеоне славянских Богов

Когда в жизни нет порядка, тогда и за столом пусто. Так считали славяне, поэтому порядок является главным укладом в жизни. Бог Род – славянский Бог, создавал Вселенную и миры с большой любовью из составляющих Хаоса-Удгарда. Славянский мир, который создал Род, называется Родиной. Все это случилось до начала времён, но народ  хранит в памяти историю творения всего сущего.

В славянской мифологии есть ответы на важные вопросы: «Откуда же появился сам Род Прародитель и Творец?», «Откуда все славянские Боги и Богини пришли», «Как Родина образовалась и как наши предки начали быть?»

Вот что говорят мифы.

Читайте книги сказок о славянских Богах!

Подробнее

Некогда все сущее состояло из Хаоса-Удгарда –  неупорядоченного Нечто. Время, события, материи, пространства  – все было смешано в одно.

К такому месту был послан Род, Бог Творец с тем, чтобы  творить там порядок и образовывать из Хаоса что-то определенное. Род осознал себя внутри Вселенского яйца, что обретался посередине Хаоса-Удгарда, сгустков великой силы.

«…Снаружи была пустота, ни несуществующего, ни сущего, ничего нет, ничего… нет там ни смерти, ни того, что живёт вечно. Это единое существо — Хаос-Удгард дышало лишь своей собственной сущностью, скрытой сперва во Тьме, потом в Пустоте».

Тогда Род разделил один сгусток на два слоя. Так началось взаимодействие между Светом и Тьмою, появилось Чёрное и Белое, разделились сутки на день и ночь.  Без разделения такого не будет столкновения, ничего не будет двигаться, не будет развития и роста.

Откуда же славянские Боги появились? Вот что можно найти в книгах у ведающей Ольги Бояновой.

«Род порядок свой зачинал с большой любовью, новый мир стал обрисовываться. Потому Он, как Бог творец, обладает такими качествами и предпочитает такие занятия, как: создавать, придумывать, воплощать идеи, задуманное, искать решения, пути. Всё это очень нравится Роду. Предки говаривали так: «Любому своё только дело мило, а чужое всегда кажется скучным».Чтобы порядок поддерживался и управление созданными Мiрами продолжалось исправно, Род создал себе главных помощников – темных и светлых Богов, сделанных из черных и белых частиц Хаоса. Каждый из них должен выполнять свою задачу и поддерживать свою часть Мироздания. Всеми качествами, которые необходимы для выполнения главных задач, Род наделил каждого Бога и Богиню по-своему.Вот, например, верховными светлыми богами стали Лада и Сварог – они супруги. Из темных богов вышли Боги-разрушители. Их роль не менее важная, чем у созидательной верховной пары. Темные Боги должны разрушать то, что уже отжило, не нужно, не должно существовать. Этот подход крайне важен, когда на смену старому должно приходить что-то новое.Пока Бог Род не разделил мир на Три основных Мира – Явь, Навь и Правь, споры между темными и светлыми разгорались и все не утихали. Мир Яви был заселен людьми и стихийными Богами, да малыми духами, что помогали человеку. В Прави остались жить светлые боги, а в Нави – темные. Нет между Навью и Правью путей прямых, поэтому противостояние так и затихло, образовалось равновесие.Но встречаясь в явном Мире, стороны все же продолжали свои споры и доходили даже до войн и сражений. Вот тогда-то и сотворил Род еще одного главного помощника, который был бы вхож во все Три Мира, смог бы обладать способностями могущественного Мага и переговорщика, всех примирять и находить приемлемые для всего Мироздания решения. Поэтому явился Велес – Бог древней Магии, Мудрости и Трех Миров. Только у него есть множества вариантов, как решить то или иное дело, только он имеет входы и выходы во всем три мира».

Посмотрите здесь: к кому обращались за помощью древние славяне?

Шива Натараджа

Шива Натараджа ( Натараджа ), Музей Ченнаи . Мы не должны забывать, что танец для индуиста — самый прекрасный способ доставить удовольствие своему богу. Помимо цветов и подношений, он чтит божественность, являясь перед ней самой благородной и самой творческой частью своего существа: «Поклонение Богу посредством танцев исполняет все вдохновение, и путь освобождения открывается для танцующего», — говорится в древнем тексте.

Особой формой представления Шивы является Накараджа ( космический танцор , властитель танца , наты , танца и раджи , царя). Чаще всего его вписывают в круг пламени ( прабхаманала ), который представляет собой последовательность космических циклов. В этой форме у него четыре руки, так что верхняя правая рука держит барабан ( Шамару ), символизирующий ритмический драйв вселенной, нижняя правая рука делает жест защиты ( абхайя-мудра ), верхняя левая рука держит пламя. который символизирует разрушение, в нижнем левом углу изображена его поднятая нога, которая представляет «надежду на освобождение» .

Правая ступня принимает сильную опору, сокрушая демона невежества или страстей, левая ступня поднимается в позе танца. Его голова обрамлена волнами Ганги, чей шиньон успокоил стремительность и которая теперь течет в мире без опасности.

Танцующий Шива представляет собой универсальную и вечную душу, излучающую всю энергию ( шакти ), в частности, символом разрушительного и созидательного огня. Этот непрерывный танец порождает смену дней и ночей, смену времен года, смену рождений и смертей. В конечном итоге его энергия вызовет разрушение Вселенной, а затем вернет ее к жизни. Этот танец миротворения символизирует вечный процесс.

Шива Натараджа — типичная форма уроженца Южной Индии, это божество-хранитель храма Чидамбарам, где на камне высечены позы Бхарата Натьям , священного классического танца южной Индии. В таком виде его почитают индийские артисты сцены (музыканты, танцоры, актеры), йоги и «добрые люди».

Значение

Ганеша — это бог удачи. Среди его имен наиболее известны: Ганапати, Вигнешвара, Винаяке, Пиллаяр, Бинаяк и др.

Само слово «ганеша» включает в себя два отдельных слова: «гана» (группа, единство множества) и «иша» (бог, учитель). Имя «Ганапати» можно также разложить на «гана» (некоторая общность) и «пати» (правитель).

Ганами называли полубогов (gana-devatas), они являлись помощниками Шивы и возглавлялись Ганешей. Всех полубогов можно объединить в 9 классов: адитьи, вишвадэвы, васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, садхьи, рудры.

Самое первое упоминание имени «Ганапати» встречается в «Веде гимнов» (2.23.1).

Санскритский лексический словарь терминов «Амаракоша» (автор мудрец Амара Синха) называет Ганешу следующими именами: Вигнеша, или Вигнараджа, Винаяка и Вигнешвара (избавляющий от препятствий), Двайматура (рожденный от двух матерей), Ганадхипа, Экаданта (имеющий один бивень), Херамба, Ламбодара и Маходара (с полным животом), Гаджанана (слоноподобноликий), Дхаваликар (быстро попавший в пантеон богов).

Еще имя Винаяка упоминается в наименовании восьми индуистских храмов Аштавинаяк (штат Махараштра). В этих священных местах часто собираются поломники со всего света для посещения храмов в определенном порядке. Все восемь сооружений в честь Ганеши расположены вокруг города Пуне. У каждого из них своя легенда и история. Также отличается друг от друга форма и проявление божества в храмах.

Ятру (паломничество) рекомендуется проводить в следующем порядке:

  • Маюрешвар в Моргаоне;
  • Сиддхивинаяк в Сиддхатеке ;
  • Баллалешвар в Пали;
  • Варадавинаяк в Махаде ;
  • Чинтамани в Теуре;
  • Гириджатамадж в Лениядри;
  • Вигхнахар в Озаре;
  • Махаганапати в Ранджангаоне.

Брак Шивы и Парвати

Существует легенда, в которой первая жена бога Шивы Шакти погибает. Это произошло вследствие отторжения ее отцом.

Сказание говорит следующее. Некогда возвращалась божественная пара с одного ашрама. Шива в лесу поклонился простолюдину. Жена удивилась его поведению. Тогда бог объяснил, что это реинкарнация Вишну. Шакти, чтобы это проверить, принимает форму Ситы, жены этого простолюдина, и идет к нему. Рама признает в ней богиню.

Увидев новый образ Шакти, Шива перестает воспринимать ее как жену, так как она напомнила ему мать. Девушка печалится и у них получается разногласие.

Как раз в это время отец Шакти затевает празднество, но не приглашает молодых из-за разногласий с Шивой. Девушка решает туда сходить сама. Но Дакша отворачивается от нее. С горя Шакти бросается в огонь и погибает.

Взбешенный Шива забирает ее тело и начинает исполнять свой танец разрушения. Если бы его не остановил Вишну, он бы уничтожил вселенную.

После траура бог становится аскетом в Гималаях, а Шакти возрождается в образе Парвати, дочери бога гор. В конце концов, девушке удается уговорить Шиву, и они женятся.

В индуизме этот праздник называется Махашиваратри и отмечается каждый год.

Дни славления

В году выделяют четыре дня, посвящённых Стрибогу:

  • Стрибог Вешний(Федул-Двоеветренник) — 5 апреля. В этот день начинают дуть теплые ветра, земля согревается лучами солнца и подсыхает.
  • Стрибог Летний или Ветрогон(Митрон-Ветрогон) — 8 августа. День, когда ветры приносят первую прохладу, первые вести о приближающейся осени.
  • Стрибог Осенний или Листобой (Остафий-Листобой)— 20 сентября. Приходит перед самым празднованием поворота солнечного колеса (Овсенем), бывает, совпадают. Ветры приносят осенние холода, хотя солнце еще греет землю. В этот день также почитали Водяных.
  • Стрибог Зимний или Весновей— 21 февраля. День, когда ветры несут первые вести о близкой весне.

Стрибог является олицетворением природы, как стихии, которую почитали предки. Имя сего бога сохранилось на нашей планете до сих пор: в Житомирской области есть село Стрибож, в Польше — Strzibog.

Символы-атрибуты Шивы

В соответствии со своими воплощениями, Шива изображается с различными атрибутами, символизирующими силу именно этого образа:

Все силы Вселенной пронизаны сознанием, поэтому причина в том, почему к ним приближаются как к живым существам, состоит в том, что в действительности они есть. Цель ярких образов заключается в том, что, медитируя на образ, наш ум шокирован мышлением в глубины концепции, которую мы пытаемся понять и знать, помимо наших обычных условных идей. Таким образом, мы действительно можем испытать истину времени как удивительную сознательную силу и понять, как к ней относится наше существование

Кали — особенно важное божество, потому что, понимая Ее, мы перестаем отождествлять себя только с нашим телом — мы смиряемся с полной непостоянством нашего тела и начинаем воспринимать истинное существование нашего, которое лежит за его пределами, — которое большинство людей верит, но желает для непосредственного восприятия

  • Тело Шивы
    обнажено и покрыто пеплом — это символ источника вселенной, он выходит за рамки земной жизни, своего физического состояния, не испытывая страданий.
  • Спутанные волосы Шивы
    — единение духовной, физической и ментальной энергии.
  • Ганга, живущая в его волосах
    — это женщина-жена, из ее рта истекает струя воды, которая падает на землю. Это символ того, что с помощью ее Шива устраняет невежество, грехи и дает покой, чистоту и знание.
  • Луна в волосах Шивы
    — символ контроля над разумом.
  • Шива изображается трехглазым:
    один глаз — это солнце, второй глаз — луна, а третий — символ огня.
  • Глаза Шивы полуоткрыты
    — символ бесконечного течения жизни, которая не имеет, не начала, ни конца — это циклический процесс, и он вечен. Когда он откроет глаза, начнется новый виток земной жизни, когда он закроет их полностью – мир разрушается, чтобы родиться вновь.
  • Обвитые вокруг шеи Шивы змеи символизируют время — это прошлое, настоящее и будущее.
  • Бусы из рудракши
    (высушенные плоды вечнозеленого дерева) — символ непреклонности Шивы в выполнении закона и порядка вселенной.
  • Правая рука бога
    , дающая благословление и мудрость, она же уничтожающая зло и невежество.
  • Тришула (трезубец) Шивы
    — это его энергии (шахти): знание(джняна), действие (крийя) и желание (иччха).
  • Барабан (дамару)
    — символ формы существования — физическая и духовная.
  • Бык Нанди
    , сопровождающий Шиву — его неизменное средство передвижения.
  • Шкура тигра
    — символ скрытой энергии и победы над вожделениями.
  • Шива, сидящий на обожженной земле
    — символ его контроля над физической смертью.

Бесконечный узел

Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной. Санскритский термин «шриватса» значит «возлюбленный Шри». Шри — это богиня Лакшми, супруга Вишну, а шриватса это благоприятный знак, который украшает грудь Вишну. Отличительная черта Лакшми на груди Вишну соответствует верности его сердца супруге, и так как Лакшми — это богиня богатства и благоприятной судьбы, то шриватса естественным образом становится благоприятным символом. Это обычно или треугольный завиток, или повернутый кверху бриллиант, который замыкается с четырех противоположных углов. У Кришны, восьмой реинкарнации Вишну, также есть шриватсу в центре груди. У этого завитка волос есть еще одно название — нандьяварта — что значит «завиток счастья», и в этом случае его форма напоминает свастику или греческий крючкообразный крест (гаммадион).

В индийских и китайских изображениях у Будды часто есть свастика в центре груди, которая символизирует его просветленный ум. Еще одна вероятная вариация свастики и бесконечного узла происходит от S-образных отметин на капюшоне кобры. Это в свою очередь породило нагаянтру, где две или больше переплетенных змеи образуют бесконечный узел или янтру. В своем финальном развитии до буддийского геометрического символа вечного узла или «диаграмы счастья», который «вращается, как свастика», этот символ может быть соотнесен с шриватса-свастикой, так как оба символа использовались в ранних индийских традициях.

В качестве символа Будды, бесконечный узел представляет его бесконечные мудрость и сострадание. В качестве символа поучений Будды, он представляет непрерывность двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, которые лежат в основе циклического существования.

В одном из описаний можно встретить такие слова: бесконечный узел подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца. Символизирует переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.

История о супругах Шивы

Первая супруга Шивы – Сати, дочь бога Дакши. Сам Дакши не любил Шиву, не признавал богом и не желал такого брака и мужа для дочери. Но на празднике выбора будущего супруга Сати сама выбрала многорукого бога. Отцу пришлось смириться, но чувства к Рудре не изменились. На одном из праздников господь Шива не оказал почтение Дакши, за что последний решил отомстить.

Дакши устроил на горе Химават жертвоприношение для всех богов, кроме Шивы. В жертву принесли прекрасного коня. Раздосадованная Сати потребовала у отца и для Шивы кусок жертвенного мяса, но Дакши отказал. Не стерпевшая унижения, Сати бросилась в костер для жертвоприношения и сгорела.

Шива сильно разгневался, создал чудовище Вирабхадру, которое уничтожило Дакши, отрубив голову. Долго Рудра скорбел о смерти жены на горе Кайласа, не обращал внимания на мир, женщин и молитвы почитателей сотни лет.

За это время Сати переродилась на земле в образе Парвати. Любовь Сати передалась и Парвати, девушка решила завоевать сурового бога покаянием. Она отправилась на гору, сменила дорогие одежды, постилась, питалась только листьями, но Шива остался непреклонен.

Другие боги решили вмешаться, и разразилась война между демонами и богами. Только нерожденный сын Рудры смог бы победить предводителя асуров. К Шиве отправили бога любви Каму для внушения новой любви, но и у него ничего не вышло: мысли Шивы были только о Сати.

Парвати снова предалась покаянию. Изнуряла богиня тело и душу долгие годы. Однажды встретился ей молодой брахман, который допытывался, зачем так изнурять себя. На доводы и уговоры брахмана Парвати давала один ответ: никто в мире не нужен, кроме Шивы.

Молодой жрец преобразился: перед Парвати показалось изображение Шивы, а потом и сам бог. Тронула его такая любовь и поклонение, взял он в жены Парвати. Свадьба была пышной, боги присутствовали на торжестве. После брачной ночи у молодоженов появился сын Сканда – бог войны с необыкновенной силой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: