Брахма
Брахма — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти — так называемая «индуистская троица» — триада. Само понятие тримурти часто трактуется как божество, наиболее известным изображением которого — человек с тремя лицами. Считается также, что сами боги Брахма, Вишну и Шива — всего лишь аспекты, проявления тримурти.
Брахму можно считать главным богом индийского пантеона. Ему принадлежит центральное место в триаде величайших богов. Он является творцом (сраштар), Вишна – сохранителем (ракшитар), а Шива – разрушителем (хартар).
Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати.
Согласно Пуранам, Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа — («рождённый из пупа»). Согласно другой легенде, Брахма родился в воде, в которую Вишну вложил своё семя, позднее превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический зародыш. Из этого золотого яйца, Брахма был рождён как Хираньягарбха. Оставшиеся компоненты этого золотого яйца расширились и превратились во Вселенную. Так как Брахма был рождён в воде, его также называют Канджа («рождённый в воде»).
Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.
Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед: Риг, Саму, Яджур и Атхарву. Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север.Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука — эго, и передняя левая рука — самоуверенность.
Брахму часто изображают с белой бородой (в особенности в Северной Индии), что символизирует мудрость и практически вечную природу его существования. В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит камандалу — сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, называемые акшамала, которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда — цветок лотоса, который символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной.
Средством передвижения, или ваханой Брахмы, является божественный лебедь. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека, или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались. Также, эта способность лебедя указывает на то, что индивид должен быть способен отделять хорошее от плохого, принимая то что имеет духовную ценность и отвергая то, что её не имеет.
Семья
Богиня знания и мудрости Сарасвати приходится Брахме женой.Сарасвати представляет собой индийское название, которое дано женскому клону энергии Парамештхина-Творца. Шакти Брахмы упоминается, как правило, покровительницей 64 искусств. Женская энергия – не что иное, как сила Творческой мысли, без которой невозможен какой бы то ни был акт творения. Именно по этой причине Камаласана и Сарасвати считаются креативной космической четой, единой и неразделенной, словно творческий принцип или творческая энергия. Целостность этих двух аспектов имеет большое значение. Когда устанавливают равенство между этими высокими идеалами, то относительные факторы их взаимоотношений принимают абсолютное значение.
И Владыку потомков, и его супругу необходимо воображать золотистыми и лучезарными. Подобно небесному светилу, божества испускают воодушевляющий, поэтический свет, инициируя тем самым развитие и рост. Поддержка и неиссякаемая внутренняя мощь Брахмы и его спутницы может оказать помощь в создании творческого прототипа своего бытия.
У Распорядителя посредством силы духа рождаются сыновья – Атри, Пуластья, Маричи, Дакша, Крату, а также Ангирас, Бхригу и Пулаха. На молодых богов возложена роль родоначальников божеств и людей. Последние появляются на свет вследствие инцеста Брахмы с собственной дочерью, которая в индуистских манускриптах выступает под разнообразными именами – Сандхья, Врахмани, Вач, Шатарупа и даже
Сарасвати.
Интересный момент связан с шакти Брахмы – Савитри. После создания потомков Властитель планет не получает радости и решает упростить свое пребывание во Вселенной. Так, он порождает при помощи произнесения священного заклинания из половины своего тела другое существо – богиню Гайятри.
Зачарованный ее красотой, Архитектор мира создает себе 4 лица. В таком случае он может смотреть на богиню в любом положении
Обратив внимание на неутолимую страсть Брахмы, Гайятри летит на небеса к братьям, а у ее поклонника образуется 5 лицо, которое обращено вверх. После кровосмешения Шиве приходится отрубить Брахме пятую голову
Места поклонения
Согласно мнению некоторых эзотериков, культ Брахмы набрал наибольшее число последователей в период доведического индуизма. Однако позже его сместили с лидирующей позиции культы Шивы и Вишну.
Невзирая на тот факт, что Саморожденный входит в состав Тримурти, его культ проигрывает культам остальных богов даже в нынешнее время. На территории Индии находится несколько посвященных Набхиджа религиозных строений, тогда как храмы в честь Вишну и Шивы исчисляются десятками тысяч.
Хотя молитвы Сидящему на лотосе считаются неотъемлемой частью почти всех индуистских обрядов, существует малое количество посвященных ему пагод. Наиболее значимым и почитаемым считается храм Брахмы, расположенный в Пушкаре, что в Раджастхане. Ежегодно при полнолунии такого лунного месяца, как Картика (выпадает на октябрь – ноябрь), там проводят религиозный фестиваль во имя Брахмы. Тысячи богомольцев приходят в это время для проведения ритуала омовения в свято чтимом озере Пушкар, которое прилегает к храму.
Итак, самые известные места поклонения Брахмы находятся в штате Керала, деревне Нерур, городе Кумбаконам, поселении Асотра, местечке Брахма-Кармали, городке Кхедбрахма и деревне Кхокхан.
В культовом строении в Тирунавае в честь Рожденного в воде систематически проводятся пуджи, а в период Навратри — грандиозные фестивали. Еще одна пагода Брахмы находится в деревне Тирупаттур, что в штате Тамил-Наду. Здесь также находится самадхи философа и знатока Вьякрапатхи.
Популярное мурти Канджа расположено в селении Мангалведха, что примерно в 50 километрах от Солапура. Храм в честь Первородного воздвигнут в местечке Калахасти, которое относится к штату Андхра-Прадеш. Самый большой на земном шаре храм Брахмы расположен в камбоджийском Ангкор-Вате.
Заключение
Брахма является источником и семенем всего живого. Божество представляет собой причину творения и, одновременно, творца. В боге переплетаются бесконечность с беспредельностью. От Брахмы берут свое начало время, пространство и причинность, откуда образуются формы и имена.
Мифы и легенды
Первым воплощением великой богини была Дурга, прекрасная желтокожая воительница, восседающая на тигре. Обстоятельства, при которых она появилась, были неудачными: демон Маниша, используя свою силу, терроризировал всех окружающих существ. Боги боялись его огромного водяного быка, и даже Вишну или Шива не могли противостоять ему. И только объединенная энергия (шакти) всех небесных существ казалась способной уничтожить Манишу, и вот восемнадцатилетняя Дурга вышла на поле битвы. После титанической борьбы она взобралась на быка и отобрала у демона его оружие – страшную булаву. Позже, когда власть Деви утвердилась, боги время от времени обращались к ней по мере необходимости, давая ей то или иное оружие и силу, так что она стала “всеобъемлющей”.Часто змей называют общим именем – наги. Согласно легендам, они обладают сверхъестественными свойствами. Змеи – постоянные обитатели колодцев, рек, родников. Они являются хранителями воды и урожая. Змеи также считаются хранителями сокровищ. Поэтому нередко можно увидеть их изображения у входов в храмы и святилища.
Происхождение и номенклатура
Обычно его изображают в виде прекрасной женщины в белом, олицетворяющей чистоту и свет своего существа, восседающей на лотосе, со следующими атрибутами, представленными в ее четырех руках: Акшамала, книга, вина (музыкальный инструмент – как символ искусства; высший звук небесных сфер, где двойственность бытия растворяется в сознании и очищается от влияния гуны материальной природы; также может быть символом всестороннего развития и гармонии). Вахана, как и Брахма, является лебедем, обладающим способностью отличать истину от лжи, символически обозначая необходимость способности отличать истину от ложного знания, что ведет к поиску истинного пути. Часто рядом с богиней появляется павлин, птица солнца, символ мудрости, красоты и бессмертия.
На индуистских народных изображениях богиня Дурга предстает в виде десятирукой женщины, которая величественно восседает на льве или тигре. Она держит в руке оружие возмездия, а также символы, принадлежащие другим богам: трезубец Шивы, лук Ваю, ваджра Индры, диск Вишну и т. д. Такое изображение указывает на то, что боги наделили Дургу некоторыми своими силами, чтобы она не только защищала, но и уничтожала все, что встает на пути.
Главный бог буддизма
Существа, которые перерождаются в Мире Желаний или Камадхату, обладают либо грубоматериальным телом, подобно человеку и животным, либо телом из тонкой материи, подобно Дэвам, Асурам, Претам и существам ада. Над Миром Желаний находятся высшие планы чисто ментального существования, населенные существами, тела которых сотканы из света. Совокупность этих высших уровней называется Рупадхату, миром или измерением чистых форм.
Чувствующие существа, которые населяют эти высшие планы существования, свободны от всех грубых чувственных желаний и окружены огромными аурами света. Они поглощены своими отвлеченными медитациями и пребывают в этом состоянии существования чрезвычайно долго, по человеческим меркам. Эти высшие боги называются не Дэвами, а Брахмами, «чистыми».
В буддистском словоупотреблении Брахма — это родовой термин для обозначения некоторого типа божественного существования, а не имя собственное отдельного Бога-Творца, как в индуизме. Подобно существованию Дэвов, существование Брахм обусловлено личной кармой, правда в данном случае она именуется неопределенной кармой (санскр. анинджья-карма). Таким образом, хотя на высших ментальных планах мы можем просуществовать в качестве Брахмы на протяжении времени, измеримого лишь в космических единицах, тем не менее, когда накопленная нами карма неизбежно исчерпается, мы обнаружим, что родились в каком-то другом месте.
Более того, хотя многие религии считают одного из Брахм всеведущим Богом-Творцом, Брахмы, как и Дэвы, — непросветленные существа. Несмотря на то, что они обладают величайшей мудростью и огромными способностями к ясновидению и предвидению, они все равно не всеведущи, так как не понимают подлинной природы существования. В этом отношении Будда бесконечно превосходит всех богов традиционных религий, ибо все эти боги чересчур от мира сего, лаукика-дэвы — божества, принадлежащие циклическому существованию.
Например, согласно древнеиндийским верованиям, Индра был царем богов или Дэвов и возглавлял их славное воинство в битве против Асуров, правивших народами. Кроме того, Индра мог вызывать бури, дабы принести живительный дождь на поля праведников, соблюдавших законы морали и общества. Но он мог также разразиться гневом, поражая молнией отступников и нечестивцев. Или, опять же, был Брахма, называемый Праджапати, то есть «Прародителем», который якобы правил нашим миром в качестве его создателя и законодателя, даровавшего Веды.
Такие мифологические верования существовали в Индии во времена Будды, и примерно на таких же мифах покоятся наши западные религиозные представления. Но в предыдущих Кальпах имела место длинная вереница Индр, каждый из которых царствовал, восседая какое-то время в величественном дворце Виджаянти на вершине горы Меру в центре мира. И, подобным же образом, существовала бесконечная цепь Брахм Праджапати, каждый из которых считал себя Богом, сотворившим вселенную. Но поскольку они обусловлены и, следовательно, ограничены и не обладают полнотой знания, буддисты ищут прибежища не в них, а в принципе просветления, в Будде. Когда Шакьямуни достиг просветления под деревом Бодхи и стал Буддой, первыми, кто пришел к нему выразить свое почтение и просьбу преподавать Дхарму во благо всех существ, были боги Индра и Брахма.
Происхождение и значение
Происхождение термина брахма неясно, отчасти потому, что в ведической литературе встречается несколько связанных слов, таких как брахман для «Высшей реальности» и брахман для «священника». Различие между духовной концепцией брахмана и божества Брахмы состоит в том, что первое является бесполым абстрактным метафизическим понятием в индуизме, а второе — одним из многих мужских богов в индуистской традиции. Духовная концепция брахмана довольно старая, и некоторые ученые предполагают, что божество Брахма могло появиться как олицетворение и видимый символ безличного универсального принципа брахмана . О существовании отдельного божества по имени Брахма свидетельствуют поздневедические тексты.
Грамматический, номинальный шток Брахма имеет два различных форм: стерилизовать существительное Брахмана , чья номинатив формы единственного числа является брахмой ( ब्रह्म ); и существительное мужского рода брахман , чья форма именительного падежа единственного числа — брахма ( ब्रह्मा ). Первая, средняя форма, имеет обобщенное и абстрактное значение, а вторая, мужская форма, используется как собственное имя божества Брахмы.
Бог Брахма в индуизме
В книге эпоса индейских народов «Махабхарата» указывается, что Брахма является одновременно «открывшимся и неоткрытым, отсутствующим и тем, кто есть весь мир и Вселенная, кто не похож ни на сущее, ни на то, чего не существует, а также творцом всего мира, могущественным и дарящим добродетель, он сам является воплощением благосклонности и составляет триединство с Шивой и Вишну». По сведениям Шримад Бгахаватам этот Бог описывается как саморожденным, он не имеет родительницы и появился из цветка прекрасного лотоса, распустившегося из пупочной зоны Вишну. Это произошло в процессе появления материального мира, известной нам Вселенной. Одно из имен Брахмы – это Набхиджа, что указывает как раз на его появление из пупка.
Есть пураническое сказание, согласно которому Бог родился в воде, куда предварительно было положено семя самим Вишну – оно превратилось со временем в золотистое яйцо, откуда и появился на свет Брахма (это подтверждает еще одно наименование властителя – Хираньягарбха). Скорлупа и другие остатки яйца трансформировались и стали Вселенной. Также рождению из воды соответствует имя Канджа, а кроме этого говорят, что Брахма – ребенок Верховного Существа, которое именуется Брахманом в сочетании с женской энергией по имени Майя.
Сразу после возникновения Вселенной Бог по имени Брахма сотворил 11 Праджапати – они выступают как предки всего человечества. В рукописи «Ману-смрити» можно ознакомиться с их именами – это Маричи, Нарада, Атри, Бхригу, Ангирас, Дакша, Пуластья и Пулаха, Прачета, Васиштха и одиннадцатый – Крату. Кроме них Брахма создал 7 наимудрейших Саптариши, чтобы они смогли помочь ему создать прекрасную Вселенную. Все они были сотворены из разума самого Бога. Именно поэтому можно услышать, как их именуют манаса-путра, то есть «сыновья, появившиеся из разума».
В философии «Брахма-пураны» и в современной индуистской космологии могущественный Брахма считается создателем Вселенной, но не является в полном смысле Богом. Согласно легенде, он сам появился на свет от семени Бога, его летоисчисление начисляется в 100 лет «Брахмы». После окончания его жизненного пути наступает пауза, длящаяся такой же промежуток времени. По прошествии 100 лет уже другой Брахма – создатель начинает делать Вселенную, так продолжается вечно.
Внешность Брахмы
Несмотря на то, что Брахма может быть всюду, а значит, обладает невидимостью, у него есть вполне конкретный облик. На изображениях он часто облачён в алый наряд, имеет четыре головы, обрамлённые бородами. Все стороны света находятся под внимательным взглядом бога. В Индии рассказывают, что каждая из голов Брахмы читает свой раздел из Вед.
Индуистские божества часто изображаются со своими атрибутами, а у Брахмы они особенно интересны. В отличие от многих богов и даже богинь, в его руках нельзя увидеть оружие.
Напротив, Брахма отдаёт предпочтение мирным символам. Например, в одной из рук он сжимает черпак. С помощью этого предмета во время поднесения даров богам служители проводят ритуал пролитие гхи на пламя. Брахма – покровитель почитания божеств.
В другой руке Брахмы можно заметить кувшин. Эта священная ёмкость наполнена водой, что является первоисточником жизни. Также в одной из рук Брахмы можно есть чётки, что необходимы богу для расчета лет Вселенной.
Нерождённый и смертный бог
Одно из самых необыкновенных качеств Брахмы – отсутствие рождения. У него нет матери или отца, поскольку бог этот появился на свет сам, из лотоса. что плавал на дне первозданного океана. С другой стороны, есть несколько преданий, что указывают на причастность Вишну к появлению Брахмы.
В пуранических мифах говорится, что Вишну оставил своё семя в воде. Когда настал час, оно стало золотым яйцом, из которого родился Брахма. Несмотря на это, в Индии нет ни одного религиозного направления, где Вишну считался бы отцом Брахмы. И, согласитесь, бог-творец не нуждается в наличии родителей – он создал себя и других сам.
Когда Вселенная была сотворена, Брахма стал создавать людей. Он вдохнул жизнь в одиннадцать особенных божеств, что стали прародителями людей. После этого появились первые мудрецы. Руководствуясь их знаниями, Брахма совершенствовал мир и его законы. Хранителей мудрости изначально было лишь семь, но каждый из них родился из ума Брахмы.
Если большинство божеств бессмертны, то Брахма не является неожиданным исключением. Да, бог этот смертен, хотя и имеет длительный срок своей жизни. Индийцы верят, что срок очередной Вселенной – это жизнь одного из воплощений Брахмы.
Насчитывает это время 100 мифологических лет, которые в пересчёте на привычное нам время дают 311 040 000 000 000 лет. Когда путь божества подходит к финалу, он умирает вместе с миром, что заключён в нём. Однако после этого Брахма вновь рождается – уже несколько иным, в иной ипостаси Вселенной.
Как выглядит Брахма: иконография
У ног Сарасвати плавает белый лебедь. Священный лебедь, согласно легенде, если ему дать смесь молока и меда, выпьет из нее одно молоко. Таким образом, лебедь символизирует различие между плохим и хорошим, между вечным и преходящим. Из-за этой неразрывной связи с лебедем богиню Сарасвати также называют Хамсавахини, то есть “использующая лебедя в качестве транспортного средства”. Хорошо иметь такой талисман на рабочем столе, дома или в офисе. Ганеша поможет вам больше зарабатывать, будет способствовать профессиональному успеху и увеличению прибыли. Лучше поместить его в зоне помощников – на северо-западе.
Состояния Брахмы
Существует классификация состояний, в которых может пребывать Брахма. Первый получил название йогического, и в нем это божество предстает в величестве своего духа и его достижений. Он излучает полное самоудовлетворение. Именно в первом состоянии он ценен для аскетов и подвижников. Второе называется бхога и несет более светский характер.
Обычный вид Брахмы, естественные атрибуты, одна или больше жен – это характерно для мирян. В третьем состоянии (вира) этот бог олицетворяет доблесть и почитается царями и воинами. Абхичарика – четвертый вид Брахмы – это изображение твердого и устрашающего бога. Такое грозное состояние характерно для тех, что хочет избавиться от своих недоброжелателей.
Происхождение
Эпос «Махабхарата»(1.1.20) называет Брахму «раскрывшимся и нераскрывшимся, несуществующим и существующим, тем, который есть вся вселенная, который отличен от существующего и несуществующего; создателем высшего и низшего, древним и высочайшим, неиссякаемым и благосклонным, который сам — благосклонность». Там же Брахма считается тождественным Шиве (Ишане) и Вишну.
В летописи Шримад Бхагаватам (3.8.14 — 16) Брахму почитают как саморожденного. У него не было матери. Он появился на свет в цветке лотоса, который вырос из пупа Вишну, когда была сотворена Вселенная. Именно поэтому Брахму еще называют Набхиджей (рожденным из пупа).
Пураническая легенда гласит, что рождение Брахмы связано с водой. В ней Вишну оставил свое семя, которое превратилось в космическое яйцо с золотой скорлупой. Внутри этого яйца и зародился Брахма (Хираньягарбха). Когда оно раскололось, скорлупки расширились до размеров Вселенной. Благодаря этой легенде, Брахма получил еще одно имя — Канджа (тот, кто рожден в воде). Он известен и как сын Верховного существа Брахмана. В его появлении на свет участвовала и энергия Пракрити (Майя).
Кто это
В смысле “быть Рупадхату”, термин Брахма может относиться к брахмавихаре, термину, обозначающему медитативные состояния, достигаемые через четыре рупаджханы, которые характерны для людей Рупадхату. По словам Мартина Уилтшира, до появления Будды добуддийские традиции брахма-локи, медитации и четырех добродетелей можно найти как в ранней буддийской, так и в небуддийской литературе. В ранних буддийских текстах говорится, что древнеиндийские мудрецы, которые учили этим добродетелям, были ранними воплощениями Будды. После Будды те же добродетели можно найти в индуистских текстах, например, в стихе 1.33 “Йога-сутры” Патанджали. По словам Питера Харви, буддийские писания признают, что четыре практики медитации Брахмавихара “не возникли в буддийской традиции”. Будда никогда не утверждал, что “четыре неизмеримые вещи” – это его уникальные идеи, такие как “прекращение, спокойствие, нирвана”. Эти медитативные практики названы в честь Брахмы, бога, который также фигурирует в индуистских текстах, а также в джайнских текстах, где он отождествляется с Ришабханатхой, первым тиртханкарой в джайнской традиции. День Брахмы, или Кальпа, представляет собой период активности Вселенной. За один день Брахма проводит четырнадцать Манвантар, проходя 1000 Маха-юг (Дивья-юг или Чатур-юг). Одна Манвантара (“манвантары”, санскр. मन्वन्तर, – время, в течение которого правят Ману, правители человечества) составляет примерно 71 Дивья-югу, поэтому в день Брахмы происходит четырнадцать правлений Ману, один Ману правит в период, эквивалентный 306 720 000 ЗЛ, включая промежутки времени между ними (точное значение – 308 571 429). Одна Маха-юга составляет 4 320 000 зиюг, и она делится на 4 юги, одну за другой, среди которых: Сатья-юга, или Критха-юга, (1 728 000 лет до н.э.), Трета-юга (1 296 000 лет до н.э.), Двапара-юга (864 000 лет до н.э.) и Кали-юга (432 000 лет до н.э.). Каждой новой юге предшествует время сумерек, или “сандхья”, и последующий период, “сандхьянса”, который длится 1/10 времени соответствующей юги.
Внешний вид и атрибуты
Как хранитель и восстановитель, Вишну очень популярен среди последователей индуизма. Корень, от которого образовано его имя, виш, означает “наполнять”: говорят, что он вездесущ и наполняет все творение. Его сила проявляется в мире через множество форм, называемых аватарами или воплощениями. Суть воплощения заключается в том, что часть его божественной силы рождается в форме человека или другого существа. Аватар появляется, когда возникает острая необходимость предотвратить последствия зла на Земле. “Когда порядок, справедливость и смертные находятся под угрозой, я спускаюсь на землю”. – говорит Вишну. Хотя почитатели Вишну упоминают двадцать восемь его воплощений, только десять являются основными в хронологии индуизма. Он живет на вершине самой высокой горы, Меру, и путешествует на лебеде. Согласно мифам, Б. был создан в золотом яйце, плавающем в первобытных водах. Проведя в яйце год, силой мысли он разделил его на две половины. Из одной половины образовалось небо, из другой – земля, а между ними – воздушное пространство. Затем пришли пять стихий (огонь, вода, земля, воздух, эфир), мысли, затем боги, жертвоприношение, четыре Веды, звезды, время, горы, моря и реки, затем люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противоположностей (тепло – холод и т.д.).
Образ и судьба Брахмы
Исследования философии и биографии религиозного персонажа на основе литературных источников показывают, что доведический период индуизма славился культом этого божества. Затем его сменили учения Вишну и Шивы.
Длительное время бог оставался центральной фигурой в индуизме. Традиционно его изображали с четырьмя лицами и четырьмя руками. Бороду рисовали заостренной, а волосы — лохматыми. На плечах героя красовалась накидка из шкуры антилопы, а тело покрывали белоснежные одежды.
Индуизм гласит, что его образ меняет состояния. Йогический настрой подчеркивает величие и спокойствие духа, удовлетворенность собой. Состояние бхога предполагает светский настрой.
Брахма, Вишну и Шива Обычно в этом облике бога сопровождает супруга. Вира — состояние, в котором Брахма становится символом доблести. Четвертое состояние — образ неприступного и сурового бога. Его предпочитают при желании избавиться от противников.
Изображения описывали его располагающимся на лотосе или правящим колесницей, запряженной лебедями. Бог имел золотистый оттенок кожи. Находясь в медитации, он оставался с полузакрытыми глазами. Некоторые картины изображали его с нимбом над головой. Острые быстрые стрелы — брахмастра — были в его руках.
Также божество имеет традиционные атрибуты. Четыре лика соответствуют четырем сторонам света. Четыре руки тоже характеризуют эти направления. Одна ладонь держит чашу с водой, напоминая, что вода — это знак и исток всего живого. Вторая рука держит четки, символизируя время, которое не бесконечно. Лебеди, тянущие колесницу бога, — это миры.
Разделение людей на касты — тоже заслуга этого божества. Каждому сословию Брахма определил карму, или судьбу. Например, из уст появились мудрецы, которые должны нести знания остальным. Из рук — воины и правители (кшатрии). Из бедра — землевладельцы и ремесленники. А из ступней — те, кто должны были обслуживать все вышеперечисленные сословия.
Жен у него было две. Первую знали под именем Сарасвати. Брахма привлекал ее к совершению обрядов. Однажды ее не оказалось на месте. На призыв гонца женщина ответила, что занята нарядом, и вопрос супруга может подождать.
Брахма и Шива В гневе он пригрозил Сарасвати, что найдет себе новую жену. Ею стала Гаятри, дочь мудреца. Сарасвати узнала об этом событии с запозданием. Был скандал, который уняла молодая жена. Девушка приняла вторую роль и уговорила Сарасвати быть снисходительной.
Легенда о появлении смерти связана с именем Брахмы. Бессмертные люди переполнили планету, и она оказалась перенаселенной. Земля попросила о помощи, на что Брахма разгневался, и его тело загорелось, создавая пожары.
Шива предложил решить проблему. Пришлось придумать смерть, чтобы люди рождались и умирали. В образе женщины она появилась из тела божества. Ее слезы стали болезнями, приносившими гибель. Беспристрастность смерти подкрепилась тем, что она стала госпожой справедливости.
Шримад Бхагаватам. Книга 5. Глава 1.
Книга 5 – космология Вселенной, Числа. Диалог Царя Парикшита и Шукадевы Госвами. Нужно ли освободиться от привязанностей, чтобы постичь смысл жизни?. Дает ли отречение мир и покой?. О царевиче Прияврате. Способы получения знаний о Высшей Реальности. Ведические писания – воля Всевышнего. Передача знаний Брахмой своим приемникам. В долге нет упоения, которое жаждет сердце. Снисхождение Брахмы к царю Прияврате на горе Гандхамадана. Устройство правительства Вселенной. Послание Брахмы о долге. Исполнять долг или слушать голос сердца?. Воспитание души в материальном мире. Воспитание ребенка – найти золотую середину. Выбор души – смирение или неприступность. Отношение к Гуру, вайшнавам, преданным. Отречение — ложная природа. Шахматы – служение королю. Положение пешки. Получение тела в зависимости от природы души. Зло исполнения не своего долга. Роль Гуру в воспитании души. 6 жен — ум и пять чувств. Освобождение происходит само собой. Понятие грех относительно. Свобода плюс рабство — высшая раса.
Божество Брахма в Индии
Несмотря на то, что Брахма – это часть триединых Божеств (Тримурти), его учение недостаточно широко распространено. Во всей стране есть только небольшое количество храмов, которые посвящены этому Богу, в то время как у двух других властителей почитателей намного больше.
В рукописях можно найти много историй о том, что в итоге проклятий, которые получил Бог Брахма, число его адептов на Земле было сокращено до минимума. Например, в Шива-Пуране говорится, что в начале сотворения Брахма совместно с Вишну хотел найти начало и конец огромного лингама. Причем Вишну хотел отыскать начало, приняв для этого обличье дикого кабана, а Брахма – окончание, превратившись в лебедя и воспарив вверх.
В процессе подъема он понял, что ему не удастся сделать запланированное, поэтому встретив цветок Шивы под названием кетаки, он обратился к нему с просьбой солгать и сказать, что он смог долететь до начала лингама. Когда Шива узнал о таком обмане, он очень разгневался и проклял его, сказав, что в трех мирах не будет тех, кто станет ему поклоняться.
По сведениям другого сказания Богу не поклоняются потому, что это последствие проклятия мудреца по имени Бхригу. Во время проведения им большого жертвоприношения он решил, что возглавит это мероприятие самый могущественный из Богов Тримурти. Посетив Брахму, он не услышал ответа, так как Бог был слишком занят прослушиванием музыки, которую играла для него жена Сарасвати. Тогда Бхригу и проклял его, сказав, что отныне не будет такого человека, кто бы звал Брахму.
Сейчас есть много молитв, которые возносятся именно этому из трех Богов, но посвященных ему индуистских храмов очень мало. Самым главным из существующих можно считать Раджастхан, находящийся в Пушкаре. Ежегодно в октябре или ноябре в этом месте происходит фестиваль, который посвящен Богу Брахме и тысячи верующих приходят туда, чтобы помолиться и совершить обряд омовения в озере, прилегающем к храму.
Дорогие друзья, так как я все время путешествую, то пишите мне только на WhatsApp.
По всем вопросам пишите: +7 (968) 461 91 81 (ТОЛЬКО WHATSAPP)
или свяжитесь по электронной почте: [email protected]
Полезные статьи:
— Крия Йога: что это такое;
— Крия Йога Святослав Дубянский;
— Йога-тур из Москвы в Индию;
— Саи Баба;
-Бог Рама;-Третий глаз Шивы;
-Многорукий Шива;
-Трезубец Бога Шивы;
— Бог Шива и триединство;
— Хатха Йога