13 вопросов о тибете

Возникновение названия

Предполагают, что название происходит от старинной паромной переправы. Она некогда называлась Янцзы. Это порой было первым словом, которое европейцы слышали по прибытии к берегу. Постепенно слово распространилось в качестве имени для всей реки.

С другой стороны, китайцы зовут ее Чанцзян. А это переводится как «Длинная река». Кстати, подобно ряду остальных протяженных водных артерий, Янцзы в разных областях вдоль русла тоже получает новые названия:

  • ближе к началу местные зовут ее Дангку, что означает «Болотная река»;
  • в среднем течении распространено наименование Цзиньша, или «Река золотого песка»;
  • ниже по течению принято говорить Тунтянь — «Река, текущая по небу».

День 2. Аурангабад. пещеры Аджанта

Завтрак в отеле. Экскурсия на весь день в пещерный храмовой комплекс Аджанта. Аджанта — комплекс преимущественно буддийских храмов, которые высекались в скалах в течение нескольких столетий — со 2 века до н. э. по 5 век н. э. Они использовались буддистскими монахами как молитвенные залы и монастыри в течение приблизительно девяти столетий, после чего неожиданно были брошены. Пещеры ушли в забвение, пока они не были открыты вновь в 1819 г. Потолки и входы пещер нередко поддерживают резные или покрытые росписями колонны. Настенная роспись пещер всемирно известна и представляет особенную  историческую ценность. В некоторых местах фрески были разрушены, во многих местах сохранились лишь фрагменты.

Фрески — уникальная энциклопедия, в которой представлены не только изображения Будды в виде трона или следов, а также сцены из жизни Будды и другие буддистские мотивы, но и все социальные слои индийского общества (от правителей до неприкасаемых). Росписи повествуют о разнообразных этносах, населявших Индию, о важных моментах ее истории. Пещеры наполнены тайнами и загадками. Например, непонятно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыта и тайна светящихся красок. В храмовом комплексе открыт музей буддийского искусства. Мы планируем провести групповую медитацию на 40 минут. Возвращение в отель, ужин, отдых.

Великий поворот или самый глубокий каньон

Этот поворот – одно из тех самых мест планеты, где даже в наши дни возможны географические открытия. А ущелье Диханг называют геологической легендой. Причина в том, что река – старше гор. Она углубляла русло по мере роста Гималаев, день за днем. Высочайшие в мире горы вырастали вокруг нее, но упрямица продолжала точить каньон. И устояла. Теперь по сторонам ущелья высятся семитысячники Джала Пери и Намча Барва. Последняя входит в список красивейших гор Китая.

Мировую достопримечательность природа создавала миллионами лет. И получилось все самое: самый глубокий каньон и самый крутой поворот реки, который получил название Великого. А Гималаи потихоньку подрастают – по 0,5 см ежегодно. Молодые горы готовят новые сюрпризы ущелью Брахмапутры.

Цифры:

  • Глубина ущелья Диханг – 6 км (мировой лидер по глубине).
  • На излучине падение реки – 3 км.
  • Расход воды на участке – 16 000 кубометров в сек.
  • Протяженность участка Великого поворота – 80 км.
  • На участке реки скалы прячут 75 водопадов.

Великий поворот называют «водным Эверестом», это самое грандиозное водное препятствие Земли. Свыше 32-х км участка Брахмапутры почти не исследовано. Знакомые с рекой спортсмены-водники считают, что из-за огромного расхода воды и уклона она непроходима. А участок Великого поворота сравнивают с потоком в турбине ГЭС.

Река, текущая с небес

Далеко от Земли, за пределами этой вселенной, простирается Причинный океан. Вселенная напоминает яйцо, покрытое оболочками, и проникнуть сквозь эти оболочки, чтобы выйти за пределы материального мира и попасть в мир духовный, не так-то легко. В Причинном океане плавает бесчисленное количество таких вселенных, похожих на пузырьки, и в каждой из них обитает множество живых существ.

Однажды, в древние времена, на Земле жил очень могущественный царь демонов Бали Махараджа. Он был таким могучим воином, что захватил всю вселенную и даже райские планеты, на которых живут полубоги, обладающие большой силой. Мать полубогов, Адити, как и любая мать, пеклась о благополучии своих детей, поэтому она стала поклоняться Верховному Господу, чтобы тот вернул полубогам их царство. Она поклонялась Ему так усердно, что Он согласился стать ее сыном и спасти полубогов.

Через какое-то время у Адити родился мальчик, ставший впоследствии брахмачари, послушником. Долг послушников – просить подаяние; так они получают то, что им необходимо для жизни. Однажды этот прекрасный мальчик пришел во дворец царя, который, восхитившись красотой ребенка, спросил: «Что я могу для тебя сделать?» «О царь, – сказал Он, – дай мне столько земли, сколько Я смогу отмерить тремя Своими шагами». Вначале царь не мог поверить, что у него, повелителя всей вселенной, просят такой ничтожный подарок! Он решил, что это дитя не очень смышленое. Но через какое-то время сдался под натиском аргументов и согласился подарить желаемое. Учитель Бали, Шукрачарья, отговаривал царя делать этот подарок. Он понял, что ребенок – Верховная Личность Бога, и скоро отберет у его ученика все сокровища, а значит, и сам учитель потеряет свое почетное место. Однако Бали бы непреклонен.

Вдруг этот маленький мальчик, который был к тому же очень невысокого роста, стал расти на глазах! Невероятно быстро Он принял весьма внушительные размеры. Первым Своим шагом Он покрыл Землю, вторым – все остальные планеты, а вот третий шаг…

«Куда мне сделать третий шаг?» – спросил Он царя. И царь ответил: «Сделай третий шаг мне на голову!» Так как Бали был воином, для него не было позора страшнее, чем не сдержать свое слово.

Чем закончилась эта история – тема отдельного рассказа, но вот когда Господь делал свой второй шаг – и появилась Ганга. Перешагивая через всю вселенную, Он немного задел ее оболочку большим пальцем ноги, оболочка потеряла свою герметичность, и сквозь брешь хлынула вода Причинного океана – Ганга. Она потекла через райские планеты на Землю, а оттуда на низшие, так называемые подземные, планеты. То есть Ганга – это река, которая протекает не только по Земле, но и по всей вселенной.

Теперь становится ясным, почему эта река священна. Вод этой реки коснулась стопа Самого Господа! Считается, что каждый, кто омывается в этой реке, очищается от грехов. Поэтому каждый верующий индиец старается искупаться в Ганге хотя бы раз в жизни.

Из этой истории мы можем понять, что Верховный Господь не только самый могущественный, но и самый умный. И если Он хочет у кого-то что-то забрать, а кому-то, наоборот, что-то дать, то Его никто не остановит и не обхитрит.

Ганг упоминается во всей древнеиндийской литературе

Рамаяна. \ Фото: vedic-culture.in.ua.

Ведическая эпоха (примерно 1500 – 500 гг. до нашей эры.) была периодом в истории индийского субконтинента, начавшегося к концу цивилизации долины Инда и до второй урбанизации в центральной Индо-Гангской равнине. Он назван в честь четырёх Вед, старейших писаний индуизма. Цивилизация долины Инда, одна из четырёх великих древних цивилизаций, была основана на реках Инд и Сарасвати. Ригведа, один из древнейших дошедших до нас текстов на любом индоевропейском языке, таким образом, делает больший акцент на Инде и Сарасвати, хотя Ганг также упоминается.

Шантану встречает богиню Гангу — изображение Уорика Гобла, 1913. \ Фото: kn.wikipedia.org.

Упадок цивилизации долины Инд в начале второго тысячелетия до нашей эры отмечает точку, в которой вся существующая в то время индийская община перемещается в бассейн реки Ганг, покидая местообитания рядом с Индом

Именно поэтому три Веды делают акцент на особой важности этой реки. Сама же история этого места, которое, как верили индусы, было создано Бхагиратхой, была описана в нескольких главных манускриптах древних времён, а именно в Рамаяне, Махабхарате и Пуране. В эпосе Махабрата указывается, что главной богиней Ганга является жена Шантану, которая приходится матерью известному воину Бхишме

В древнеиндийской литературе существует множество других историй, связанных с богиней Гангой

В эпосе Махабрата указывается, что главной богиней Ганга является жена Шантану, которая приходится матерью известному воину Бхишме. В древнеиндийской литературе существует множество других историй, связанных с богиней Гангой.

Мосты, переправы и тоннели

На реке множество действующих переправ. Что и говорить – мостов на всех не хватает, население увеличивается, а перемещаться с берега на берег хочется. На помощь приходят паромщики. Их плавсредства, а зачастую их и паромом-то сложно назвать, курсируют туда-сюда не небольшую плату. Отчаливают, как правило с большим перегрузом не только людьми, а и техникой, и рогатым скотом. Результатом такой поездки не редко оказывается крушение и гибель людей.


Паром на реке Ганг

Что касается мостов, то их нашлось достаточно много. Вот некоторые из них с протяженностью:

  • а/м Патна – Хаджипур 5750 м;
  • ж/д Восточная Бенгалия – Калькутта 1800 м;
  • а/м им. Лалон Шаха 1800 м там же;
  • а/м в Бхагалпуре 4700 м;
  • ж/д и а/м Дигха – Сонпур 4555 м;
  • а/м Аррах – Чапра 4350 м;
  • ж/д Мунгер-Ганга 3750 м;
  • а/м Уттар-Прадеш 2300 м;
  • ж/д и а/м дамба Фаракка 2275 м;
  • ж/д и а/м Барауни – Хатида 2025 м;
  • рейл и а/м Праяградж 2000 м и 1728 м;
  • ж/д в Варанаси 1050 м;
  • рейл Андерсона в Балавари 1 км;
  • ж/д и а/м Гархмуктешвар 675 м;
  • а/м плотина Лав Куш в Канпуре 650 м;
  • ж/д Аллахабад 750 м и др.

Раз в 12 лет, в дни Маха-Кумбха-мела, через реку перекидывается множество понтонных мостов. За 2 месяца пока длится праздник, миллионы людей пересекают священный Ганг и окунаются в нем, очищая себя. Зрелище впечатляющее. Следующий Маха Кумбха в 2025 г., совсем скоро.


Понтонные мосты во время Маха-Кумбха-мела,

Тоннелей под Гангом нет. А вот под его притоком Хунгли – есть. Подземная ветка метро длиной почти 11 км в Калькутте. Планировали и строили ее еще с конца прошлого столетия. Откроем секрет, что в 2021 г. ветку метро должны достроить и запустить.

Течение реки

Река Ганг берет начало в Гималаях на севере Индии, в конечной точке ледника Ганготри. Место, где богиня сошла на землю, считается священным. Поэтому ледник – популярное место среди паломников.

Ганготри тает и образует реку Бхагиратхи, которая течет по Гималаям до места встречи с рекой Алакнандой. В точке слияния двух рек образуется Ганг. Если Бхагиратхи – цель путешествий паломников, то Алакнанда привлекает туристов. На леднике Сатопантх, истоке реки, образовано озеро треугольной формы, названное по имени ледника. Горный водоем привлекает любителей плавания на надувных плотах.

Место слияния рек Алакнанда и Бхагиратхи / Фото: Wikipedia.org

Бассейн реки Ганг находится в Северной Индии. Иногда его считают частью более крупного бассейна рек Брахмапутра и Мегхна. Бассейн трех рек – одна из крупнейших речных систем в мире.

Длина реки Ганг составляет 2510 км. Это немного по сравнению с характеристиками других величайших рек Азии или мира. Но ее водосборный бассейн равен 1/4 территории Индии. Это один из самых густонаселенных бассейнов с древности до наших дней.

Ганг впадает в Бенгальский залив, образуя крупнейшую дельту в мире. Ее площадь – 100 000 кв. км. Воды рек Ганг и Брахмапутра формируют дельту и впадают в Бенгальский залив – крупнейший залив в мире. Вместе с рекой Ганг он относится к бассейну Индийского океана.

Устье реки покрыто болотистыми мангровыми лесами, известным как Сундарбан. Это крупнейший мангровый лес на планете. В нем создан национальный биосферный и тигровый заповедник с одноименным названием. Из космоса карта низовья Ганга выглядит как зеленый треугольник в окружении желтых и белых оттенков.

История восхождений

Священная гора манит тысячи туристов и верующих, но до сих пор никто не покорил ее вершину. Подняться на высшую точку и сделать незабываемый снимок мечтают многие. Ее неприступность еще больше усиливает это желание.

Знаете ли вы, что история покорения таинственного Кайласа насчитывает не так много лет. Разрешение от китайских властей на восхождение в 1985 г. получил итальянский альпинист Райнхольд Месснер. Незадолго до начала подъема он сам отказался от него.

В следующий раз восхождение планировала начать группа испанских альпинистов. В 2000 году чиновники одобрили экспедицию, но она тоже не состоялась. Тысячи верующих живой цепью выстроились у подножия склона и потребовали запретить подъем. Испанцы не смогли подняться, и вершину так никто и не покорил.

Спустя четыре года новую попытку предприняли двое россиян. Им помешала погода. Поднялся ураганный ветер и снегопад, сбивающий с ног. Верующие считают, что скала сама защищает себя от присутствия людей, создавая невидимый барьер при помощи зеркал, который не могут преодолеть смертные. Здесь время течет иначе, поэтому за пару дней человек проживает несколько недель.

Тысячи паломников ежегодно отправляются в обход вокруг горы – так называемую ритуальную кору. Предусмотрены 2 варианта маршрута:

  • Внешняя кора;
  • Внутренняя.

https://youtube.com/watch?v=k_jYBNrvUMQ

Знаете ли вы, что во время совершения коры паломники испытывают душевный подъем, многие входят в настоящий религиозный транс. При прохождении маршрута человека испытывают на прочность высшие силы. Ему будут встречаться преграды, которые нужно преодолеть для духовного очищения.

В разных частях Кайласа происходит перерождение, очищение кармы. Все негативные события и поступки остаются в прошлом. С тропы верующий возвращается совершенно другим человеком. После паломничества приходит понимание того, насколько незначительны материальные ценности, и какую важную роль играют духовные.

Рекомендации

  1. ↑ и Клод Б. Левенсон  : Le Tibet , PUF, «Que sais-je?», Второе издание 2009 г. ( ISBN  978-2-13-056543-7 )
  2. Примечание: в пять раз больше Франции
  3. ↑ и Питер Хопкирк ( перевод  с английского Кристин Корниот), На крыше мира: Преступники и авантюристы в Тибете , Арле, Филипп Пикье,1994 г., 279  с. ( ISBN  2-87730-204-0 ) , стр. 18-19
  4. ↑ и Laurent Deshayes Histoire du Tibet , Fayard 1997 ( ISBN  978-2213595023 )
  5. ↑ и Франсуаза Поммаре  : Тибет, раненная цивилизация , Галлимар, колл. »  Decouvertes Галимар / Histoire» ( п о  427 ), Париж, 2002, ( ISBN   и )
  6. GEO, Tibet, N 186, август 1994 г., стр. 69 «В районе Конгпо, к юго-востоку от У-Цанга, тибетские заключенные под присмотром китайских солдат должны рубить деревья и перевозить бревна, как вьючные животные. До оккупации крестьяне практиковали простую пропитку, сейчас сплошная кровоточащая. »
  7. Тибет , GEO , п о  186, август 1994 г. (стр. 69). «Снято более 40% территории заповедника. А лесозаготовка не приносит пользы даже местному населению: ее вывозят за границу ».
  8. Жан-Поль Риб , сохраняющие самую большую экосистему в Азии GEO Тибета п о  186 августа 1994 (стр. 98-99) «В 1949 году светские леса покрывали 222000  км 2 . В 1989 году эта цифра упала бы до 134 000  км 2 , чуть больше половины (…) Эти леса были сильно опустошены из-за особенно грозных «голых» вырубок, когда они касались крутых долин (…)) Это в основном Китайские оккупационные войска, которые, используя рабочую силу, предоставленную трудовыми лагерями, стоят за вырубкой почти 2,5 миллиона кубометров древесины на сумму более 54 миллиардов долларов. Последствия: необратимое исчезновение слоев гумуса на склонах, вымирание некоторых видов флоры и фауны, застой рек, паводки которых уже не регулируются, воздействие без экрана сильных колебаний температуры. »
  9. .
  10. Луи-Мари, Элиза и Томас Бланшар, Explorateurs du Toit du Monde, Carnets de route en Haute-Asie (1850-1950) , Edition de La Martinière, 2010, стр. 69 ( ISBN  978-2-7324-4216-7 ) .
  11. Департамент статистики народонаселения, социальной, научной и технологической статистики Национального бюро статистики Китая (国家 国 人口 和 社会 科技 统计 司) и Департамент экономического развития Государственной комиссии по этническим делам Китая (国家 民族 事务 委员会 经济 发展司), ред. Таблица по национальностям переписи населения Китая 2000 года (《2000 年 人口普查 中国 民族 人口 资料》). 2 полета. Пекин: Издательство Национальностей (民族 Version), 2003, ( ISBN  7-105-05425-5 ) .

Достопримечательности

Если и есть в Китае нечто неповторимое и запоминающееся, то это сосредоточено по берегам реки Янцзы. Например, уже не раз упомянутые «Три ущелья». Сегодня это гидротехническое сооружение грандиозного масштаба. Помимо прочего, оно привлекательно тем, что стало свидетельством человеческой мощи в подчинении природных сил своим интересам.

Когда построили дамбу, уровень воды в реке поднялся, ряд близлежащих поселений оказались затоплены. Власти были вынуждены пересилить свыше 1,3 млн человек с этой территории. Но зато теперь взору приезжих открывается впечатляющее сооружение, созданное руками человека.

Кроме «Трех ущелий», в округе расположены еще и «Три малых ущелья». Они стоят на горном ручье Шэньнун и считаются жемчужиной Янцзы.

Далее на русле стоит посетить местечко под названием Фэнду. Это, по сути, буддийский монастырь, где в горах стоит свыше 20 храмов и десятки статуй. Один храм находится на вершине горы и символизирует судилище на том свете, как оно описывается в древних трактатах. Внутри видны изображения злых духов, сцены суда над грешниками. Каждый год в Фэнду организуют «Фестиваль духов», на зрелище съезжаются люди со всего света.

Наконец, нельзя обойти вниманием Чунцин — название города переводится как «Двойное празднование». Здесь, в горной местности, люди обжились еще 3 тыс

лет назад. Местность знаменита рядом достопримечательностей, в числе которых парки «Няньшань» и «Элин».

На реке Янцзы / Фото: pixabay.com

Туризм и достопримечательности

Индия – страна паломничества. Миллионы туристов ежегодно приезжают сюда именно для этого – поклониться и очиститься. К слову сказать, обслуживание туристов, это основной заработок для местного населения.


Храм Дхари Деви

В городах на побережье открыто для посещения множество древних храмов:

  • Лакшман Джхулу;
  • Гита Бхаван;
  • Дхари Деви;
  • Рам Жжулу;
  • Ступени Биас Гхэт.

Ступени к Гангу сделаны в каждом городе. На них проводятся религиозные обряды и ритуалы. Например, турист за небольшую плату может посмотреть похороны. Они проводятся на берегу у воды. Тело покойника сжигают на костре, а все что не сгорело опускают в реку. А так как дрова в стране стоят очень дорого, то плывущий покойник для Ганга не редкость.

В верховьях туристам предложат рафтинг, трекинг и прохождение горных маршрутов. В среднем течении и дельте – туры по реке. Главное для приехавшего в страну – это обзавестись чистой питьевой водой.

Поселения на реке

На берегах реки проживает по средним данным около полумиллиарда человек. Какие же города наиболее крупные и когда они образовались увидим в списке:

Индия:

  • Канпур 1207 г. (2 920,0 тыс. чел.);
  • Аллахабад 1583 г. (1 216,7 тыс. чел.);
  • Патна 490 г. до н.э. (!) (1 366,4 тыс. чел.);
  • Калькутта 1690 г. (4 572,9 тыс. чел.);
  • Хаора 1947 г. (1 007,5 тыс. чел.);
  • Варанаси 3 000 до н.э. (!) (1 435,1 тыс. чел.).

Бангладеш:

  • Кхулна 1884 г. (664, 7 тыс. чел.);
  • Раджшахи 1772 г. (842,7 тыс. чел.) и др.

Плотнейшее заселение прибрежных территорий отрицательно влияет на реку. Каким образом это происходит, поговорим чуть позже.

Монастырь Самье

 
Самым древним считается монастырь Самье. Ехать к нему нужно вдоль русла реки с известным и звучным названим Брахмапутра.

На каждом перевале в Тибете можно встретить вот такую веселуху — лоскуты ткани пяти цветов колышутся на ветру, сообщая Будде и просветлённым о чаяньях людей, оставивших их здесь. В некоторых местах все это выглядет уже весьма грандиозноя, скоро наверное экскурсии будут водить.

Монастырь Самье — дата основания: 775–779 гг. н.э. Расположен в долине реки Ярлунг (она же Брахмапутра). От Лхасы ехать на юго-восток около 2 часов. До Лхасы можно добраться самолетом.

Построен монастырь в форме мандалы. Мандала представляет собой по убеждениям буддистов особую структуру, где происходит настройка сознания, которая способствует открытию тех или иных способностей человека. Многие монастыри Тибета построены по этому принципу.

Монастырь Самье  —  один из восьми геомагнитных храмов Тибета, которые были построены на местах силы с целью усмирить неспокойных духов и демонов. Усмирить демонов правду в этом месте уалось не сразу.

Считается, что возведение монастыря Самье начал монах Шантаракшита, который пришел сюда из индийского монастыря Наланда, где был настоятелем. Он определил выбранное место как благоприятное и активно приступил к строительству. Но здание через некоторое время обрушилось.

Позже место это было освящено Гуру из Уддияны (санскр. Падмасамбхава — рожденный из лотоса), приглашенным в Тибет королем Трисонг Деценом, чтобы утвердить буддизм. Гуру Ринпоче был известен как Великий сиддх, постоянно являвший чудесные мирские и духовные сверхспособности.

Короче, очень не просто все было со строительством этого монастыря. Еще он был разграблен в годы культурной революции в Китае.

В итоге, несмотря на гигантские усилия, приложенные для восстановления монастыря, до сих пор некоторые здания не отстроены, а другие находятся в плачевном состоянии.

Территория монастыря большая. Здесь проживает около 500 монахов. Множество паломников ежедневно совершают кору вокруг монастыря.

Хозяйственное использование

Воду реки Янцзы используют для орошения угодий, но это далеко не все хозяйственное использование. Здесь развит рыбный промысел — вылавливают черного и белого амура, толстолобика, карпа и иные промысловые виды. Также река — важный судоходный путь, навигация действует на отрезке 2850 км. Река дает воду десяткам городов.

На выходе из гор на ней построили гидроэлектростанцию под названием «Три ущелья». Она относится к крупнейшим ГЭС в мире.

Со времен Древнего Китая и до современности освоение водотока постоянно продолжалось. Через реку сегодня переброшены десятки мостов, общее количество приближается к 100. Это упростило передвижение по стране с одного берега на другой, а также помогло развитию внутреннего и внешнего туризма.

К числу крупнейших городов на побережье Янцзы относятся следующие:

  • Шанхай — популярный среди туристов мегаполис, крупнейших порт на реке и культурный центр Китая, на его территории действуют машиностроительные, металлургические, автомобильные заводы, а также сосредоточен ряд производств иных промышленных сфер;
  • Ухань — густонаселенный город Китая, ставший известным на весь мир из-за пандемии, в нем развернуто строительство небоскребов, после завершения планов возведения город превратится в место с 3-м по высоте зданием страны;
  • Хэфэй — город с населением 4 млн человек, известный развитым машиностроением, сельским хозяйством, производством электроники.

Экономическое развитие идет полным ходом, но оно уже давно привело к тому, что Янцзы признали одним из самых загрязненных водотоков мира. Сотни кубометров бытовых и промышленных отходов попадают в бассейн, а затем по течению выбрасываются в Тихий океан. И это несмотря на непрекращающиеся усилия правительства по сокращению негативного воздействия.

Послесловие

Не знаю,  что там происходит с тобой в этих Гималаях, не могу объяснить.  Просто идешь по тропе по склону ущелья, внизу бурлит Ганга, далеко впереди – снежные пики Багирати, ущелье делает очередной поворот – и справа на горизонте открывается Гора, которую раньше не было видно, ты смотришь на нее и почему-то не можешь оторвать взгляд, и вдруг тебя прошибает на слезы, ты не можешь их сдержать,  потому что вдруг чувствуешь необъяснимое единение с этой Горой,  чувствуешь, что она знает тебя и любит, и что она как-то связана с твоими родными очень любимыми людьми, которые уже покинули этот мир, ты вдруг ясно чувствуешь, что они сейчас там, у подножия этой Горы, что они не исчезли,  они есть, и ты стараешься уйти вперед,  чтобы твой спутник не видел твое зареванное лицо, потому что не можешь никак успокоить свои слезы, они текут и текут все два часа, пока эта Гора не скрывается за следующим поворотом.
…И когда знакомые спрашивают тебя: «Ну как там Гималаи?» – не знаешь, что сказать, и говоришь: «Там красиво».  А на следующий год, как маньяк,  опять включаешь в свой маршрут этот трек на Гомук…

* * *
Мы снова вернемся туда, где волшебные тропы
И пики хрустальные в белых туманах звенящих,
Оставив ненужные маски,  к себе настоящим,
Как в дом возвращаешься, где тебя любят и помнят.

Там все очень просто:  идешь и идешь до заката,
И надо добраться до цели, пока не стемнело.
А всё многословье – пустое никчемное дело.
Оно отлетит, как куски упаковочной ваты.

Душа распахнется один на один со Вселенной
И в листьях опавших прочтет прошлогодние письма.
И даже покажется вдруг, что само Закулисье
Готово чуть-чуть приоткрыть свои тайны блаженно.

И как продолженье пути – бесконечные звезды…
Серебряным лунным манто оторочена полночь…
И слышится: Сможешь ли все сохранить и запомнить?
И шепчешь: Спасибо за все!!  – пряча светлые слезы.

(Татьяна Осташевская)

Монастыри Тибета. Дрепунг

 
Монастырь Дрепунг расположен в пригороде Лхасы, примерно в 10 км от города. Это самый крупный буддийский центр. Ранее входил в число трех государственных монастырей. Здесь расположен университет школы Гелуг. Монастырь является местом паломничества. Территория комплекса составляет 200 тыс. м2. Монастырь Дрепунг был самым большим среди монастырей Тибета.

Основан в 1416 г. Сейчас в нем осталось около 800 монахов. Был резидензией Далай Лам вплоть до Пятого Великого, который построил знаменитый дворец Потала.

Здания монастыря белого цвета и стоят на склоне горы, издалека напоминая горку риса. Отсюда и произошло название монастыря — Дрепунг в переводе с тибетского означает «гора риса».

Этот монастырь всегда имел большое значение в политической, культурной и духовной  жизни тибетцев. Настоятели монастыря имели вес при решении политических вопросов Тибета, влияли на состав органов лхасского городского управления.

До в 1959 года в монастыре Дрепунг насчитывалось более 15 тысяч монахов, он был крупнейшим религиозным центром Тибета. Во время китайской «культурной революции» храмовый комплекс  был  серьезно  поврежден.

Добраться до монастыря можно из Лхасы на автобусе №3, 301 и 302, затем придется пройти пешком достаточное большое расстояние. Такси  доставит вас до ворот монастыря за 20 юаней.

Главная загадка Брахмапутры

До недавнего времени Брахмапутра была географической загадкой. Потому что в Тибете и в Индии она течет в противоположных направлениях. Своими глазами люди увидели невероятный разворот реки только в 1998 году.

В Гималаях великая река течет через священные места Тибета на восток. Там ее считают основным видом транспорта, ее чистую воду используют для питья и для сельского хозяйства.

И вдруг она делает резкий поворот, начиная течь в противоположном направлении. Этот поворот и стал самой большой загадкой Брахмапутры. В древности, существовало мнение, что существуют 2 разные реки. Цангпо ушла под землю, а в Индии, ста километрами южнее, вытекает с гор Брахмапутра.

Где исток Брахмапутры – эту загадку пытались решить географы всей планеты. Сегодня, благодаря спутниковым фотографиям, подобных проблем не существует. А век назад над неразрешимой загадкой бились лучшие исследователи Британского географического общества. А все потому что русло реки, ее поворот скрывали самые глубокие в мире непроходимые ущелья.

Водные и сухопутные обитатели реки

Этот каньон не перестает удивлять. Здесь существует уникальная экосистема – на разных высотах расположены и взаимодействуют все климатические зоны – от арктической до субтропической. Благодаря климатическому разнообразию здесь обитают 80 % известных млекопитающих и насекомых. По мнению ученых, каньон – наиболее полное генное хранилище биоресурсов.

Из каньона река выходит на Бенгальскую равнину. Здесь она – широчайшая артерия, спокойно направляющая воды вдоль южного подножья Гималаев. В этих местах растут тисовые деревья, высоко котирующиеся по всему миру. В лесах и лугах по берегам обитают индийские носороги, азиатские слоны, медведи-губачи, отличные от известных нам пород. Можно встретить колоритных быков-гауров, и, конечно же, тигров. Есть эндемики – карликовая свинья и щетинистый заяц. Для них река стала естественным барьером, поэтому они обитают лишь на одном берегу. Самые симпатичные – золотые лангуры, красивые обезьянки необычайной расцветки. Они живут только в штате Ассам и соседнем Бутане. Для того, чтобы все замечательные представители фауны не перешли в категорию исчезающих созданы несколько заповедников и национальных парков.

В водах реки водятся многочисленные тропические рыбки. Их названия радуют слух любителей-аквариумистов. Огненный барбус, гурами, лялиусы, лябиозы и полосатые колизы достигают длины 15 см. Небольшие, необыкновенно красивых расцветок, от золотисто-оранжевых до серебристо-голубых, они бы украсили любой аквариум.

Долина реки – дом для 370 видов птиц. Из-за развития сельского хозяйства многие популяции переходят в разряд редких. Красивые бенгальские флориканы (дрофы) вообще находятся на грани исчезновения.

Гора Кайлас — загадка Тибета

Согласно мнениям ученых, Кайлас — огромная пирамида. Все грани её вершины четко направлены по сторонам света. Ученые утверждают то гора Кайлас это вовсе и не гора, а гигантская пирамида. А все остальные маленькие горы — это небольшие пирамиды, таким образом, получается что это настоящая система пирамид, которая по своим размерам гораздо крупнее всех тех которые нам ранее известны: пирамиды Египта, древнейшие китайские пирамиды, подводные пирамиды Йонагуни. Действительно гора Кайлас очень похожа на большую пирамиду, отсюда вытекает вопрос — зачем она?
Чтобы узнать это, читайте статью дальше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: