Темная ночь души

1

Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,было в Одессе.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Восемь.Девять.Десять.
Вот и вечерв ночную жутьушел от окон,хмурый,декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржутканделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:жилистая громадинастонет,корчится.Что может хотеться этакой глыбе?А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важнои то, что бронзовый,и то, что сердце — холодной железкою.Ночью хочется звон свойспрятать в мягкое,в женское.
И вот,громадный,горблюсь в окне,плавлю лбом стекло окошечное.Будет любовь или нет?Какая — большая или крошечная?Откуда большая у тела такого:должно быть, маленький,смирный любёночек.Она шарахается автомобильных гудков.Любит звоночки коночек.
Еще и еще,уткнувшись дождюлицом в его лицо рябое,жду,обрызганный громом городского прибоя.
Полночь, с ножом мечась,догна́ла,зарезала, —вон его!
Упал двенадцатый час,как с плахи голова казненного.
В стеклах дождинки серыесвылись,гримасу громадили,как будто воют химерыСобора Парижской Богоматери.
Проклятая!Что же, и этого не хватит?Скоро криком издерется рот.
Слышу:тихо,как больной с кровати,спрыгнул нерв.И вот, — сначала прошелсяедва-едва,потом забегал,взволнованный,четкий.Теперь и он и новые двамечутся отчаянной чечеткой.
Рухнула штукатурка в нижнем этаже.
Нервы — большие,маленькие,многие! — скачут бешеные,и ужеу нервов подкашиваются ноги!
А ночь по комнате тинится и тинится, —из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.
Двери вдруг заляскали,будто у гостиницыне попадает зуб на́ зуб.
Вошла ты,резкая, как «нате!»,муча перчатки замш,сказала:«Знаете — я выхожу замуж».
Что ж, выходи́те.Ничего.Покреплюсь.Видите — спокоен как!Как пульспокойника.
Помните?Вы говорили:«Джек Лондон,деньги,любовь,страсть», —а я одно видел:вы — Джиоконда,которую надо украсть!
И украли.
Опять влюбленный выйду в игры,огнем озаряя бровей за́гиб.Что же!И в доме, который выгорел,иногда живут бездомные бродяги!
Дра́зните?«Меньше, чем у нищего копеек,у вас изумрудов безумий».Помните!Погибла Помпея,когда раздразнили Везувий!
Эй!Господа!Любителисвятотатств,преступлений,боен, — а самое страшноевидели — лицо мое,когдаяабсолютно спокоен?
И чувствую — «я»для меня мало́.Кто-то из меня вырывается упрямо.
Allo!Кто говорит?Мама?Мама!Ваш сын прекрасно болен!Мама!У него пожар сердца.Скажите сестрам, Люде и Оле, — ему уже некуда деться.Каждое слово,даже шутка,которые изрыгает обгорающим ртом он,выбрасывается, как голая проституткаиз горящего публичного дома.
Люди нюхают — запахло жареным!Нагнали каких-то.Блестящие!В касках!Нельзя сапожища!Скажите пожарным:на сердце горящее лезут в ласках.Я сам.Глаза наслезнённые бочками выкачу.Дайте о ребра опереться.Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!Рухнули.Не выскочишь из сердца!
На лице обгорающемиз трещины губобугленный поцелуишко броситься вырос.
Мама!Петь не могу.У церковки сердца занимается клирос!
Обгорелые фигурки слов и чиселиз черепа,как дети из горящего здания.Так страхсхватиться за небовысилгорящие руки «Лузитании».
Трясущимся людямв квартирное тихостоглазое зарево рвется с пристани.Крик последний, — ты хотьо том, что горю, в столетия выстони!

1/42

Анализ стихотворения Апухтина «Ночи безумные, ночи бессонные…»

Стихотворение А. Н. Апухтина «Ночи безумные, ночи бессонные…» увидело свет в 1876 году, когда автор уже мало публиковался, но являлся, тем не менее, литературной знаменитостью.

Стихотворение, написанное на фоне прогрессирующей тяжелой болезни, является проявлением глубокого разочарования, попыткой переоценки жизненных событий, психологическим объяснением чувств и осознанием конечности земного бытия – оборот «последним огнем озаренные». В тексте есть явное указание на то, что автор сделал определенные выводы – он осознает ложность праздного, разгульного существования, его бесплодность – эпитет «осень мертвая» также неслучаен. Видимо, автор о многом жалеет, раз воспоминания не оставляют его, заставляют искать ответы на мучительные вопросы, появляются не вовремя, как зацветшие с опозданием цветы.

Разнообразие средств художественной выразительности, сосредоточенных в рамках небольшого по объему стихотворения, поражает. Недаром близкий друг поэта, выдающийся композитор П. И.Чайковский создал чувственную музыкальную интерпретацию яркого стихотворения, ставшую классикой романса. Попытка анализа пройденного пути вынуждает автора олицетворять ночь, придавать ей образность, обращаться к ней – «ночи безумные», «вы (ночи) заглушаете».

В стихотворении огромное количество эпитетов – «ночи бессонные», «взоры усталые», «беспощадная рука», «жадная память», «невозможный ответ», «вкрадчивый шепот», «тихая ночь», «звуки дневные, несносные, шумные». Наряду с ними автор использует метафоры – «лечу памятью», «рука времени», инверсию – «осени мертвой цветы запоздалые», «лечу я к вам», анафору – «Ночи безумные…, Ночи, последним огнем озаренные…», ряды однородных членов предложения – «дневные, несносные, шумные», «лечу, ищу», контекстные синонимы – «безумные» и «бессонные».

В тексте произведения автор использует парадокс – это шепот, заглушающий шумные звуки. Возможно, это напоминание об иллюзорном сладком мире, а возможно – голос совести, не дающий поэту покоя. Оборот «цветы запоздалые» стал устойчивым выражением и был использован в 1882 году А. П. Чеховым в качестве названия известной повести.

Размытость, неопределенность формулировок стихотворения позволяет читателям вкладывать в них смыслы, подходящие к жизненным обстоятельствам любого человека – создавать образы, волнующие сердце каждого. Они оказываются впору каждому, кто их слышит.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: