Имена
Вишну называют многими именами, которые имеют отношение либо к его характеристикам и атрибутам, либо к мифическим подвигам бога или его проявлений. В таком религиозном труде, как Махабхарата, имеется раздел, в котором подробно рассказывается обо всех именах божества. Самыми известными и важными из 1000 имен являются:
Хари – коричнево-рыжеватый, однако истолковывается как мессия;
Говинда – переводится как пасущий скот;
Кешава – благоволосый;
Мадхусудана – уничтожитель демонического создания Мадху;
Мурари – соперник чудища Муры;
Пурушоттама – имеет 2 значения: высший дух и светлейший из людей;
Бхутабхавьябхаватпрабху — Творец, властвующий в прошлом, настоящем и будущем.
Как Рама встретил Ситу
Первое приключение Рамы произошло, когда мудрец Вишвамитра попросил его о помощи в борьбе с демоном или ракшасой. Рама и Лакшмана, оставив свой дом детства в столице Айодхии северного королевства Кошала, последовали за Вишвамитрой к нему домой и там убили Тараку, ужасную женщину-демона. В благодарность Рама получил божественное оружие, и отправился в новые приключения, которые закончились в Митхиле. Там Джанака, царь Видехи, принял нашего героя, там Рама и встретил прекрасную дочь царя Ситу (также называемую Джанаки или Майтхили). Король пообещал выдать замуж принцессу за того, кому удастся согнуть огромный лук, который когда-то был оружием великого бога Шивы. Рама со своей божественной силой сделал больше, он не просто согнул лук, но сломал его пополам и, таким образом, Сита стала его первой и самой почитаемой женой.
История персонажа
Бог Вишну В соответствии с мифологией, Земля исчерпала свои ресурсы из-за грешников, которые переполняли ее, и обратилась за помощью к Брахме. Тот посоветовался с Вишну, и на Землю прибыл его аватар, Кришна, призванный восстановить гармонию. Посланник попал в царское семейство, отец которого был непорядочным человеком. Он убивал детей сестры, боясь погибнуть от рук племянников, как это предвещало предсказание. Кришну отдали на воспитание пастухам. Мудрый малыш приносил счастье всем окружающим, жил как простолюдин и не боялся животных.
Вернувшись в царские палаты в юношеские годы, Кришна победил тирана-дядю. На трон благодаря ему взошел Уграсен, а семьи Каурава и Пандава получили власть. Одни стали управлять армией, а вторые – воплощали заповеди Кришны. Сам Кришна стал возчиком Уграсена и Арджуны
В день важной битвы Кришна спас главнокомандующего, произнеся для него воодушевляющую речь, наставив на успешное сражение
Вишну и Лакшми
Смерть настигла Кришну от рук охотника, принявшего его за дикое животное. Аватар Вишну погиб. Учение Кришны позволяет отыскать поддержку и душевное спокойствие, найти путь к бессмертию души и познать самого себя.
Аватары Маха Вишну
На санскрите «аватар» अवतार – это «нисходящий», т. е. воплощение бога в материальном мире в определенном образе. Если мир находится под угрозой злых сил, то аватар приходит на помощь в роли защитника для предотвращения хаоса и разрушений.
С понятием «аватар» в первую очередь возникают ассоциации с Вишну. Он охраняет Вселенную на высшем уровне, а аватары проявляются в реальном мире, если нужно сразиться со злом и наделить кого-то добром. Еще одна задача аватаров — восстановить гармонию и вернуть равновесие между добрыми и злыми силами.
По преданиям, Вишну воплощался в разных существах на Земле. Всего таких проявлений было девять и ожидается десятое.
- Матсья (рыба). Это аватар, спасший первого человека и других обитателей во время великого потопа. Его часто рисуют в виде большой рыбы или человеческого существа с хвостом рыбы. Легенда о потопе очень схожа с преданиями из других религий.
- Курма (черепаха). Воплощение божества в виде черепахи, которая удерживает гору Мандара, не позволяя ей погрузиться в океанские воды. В то же время другие божества и демоны всячески пытались взболтать океан, чтобы достать сокрытые в глубинах богатства и нектар амрита. В таком проявлении Вишну встретился со своей супругой Лакшми.
- Вараха (свинья или кабан). Когда демон Хираньякша опустил сушу на дно моря, Вишну явился в образе кабана и поднял ее обратно.
- Нарасимха (одна часть тела львиная, вторая – человекоподобная). Воплощение в человеческом образе со львиной головой. Это было необходимо для победы над всемогущим королем демонов Хираньякашипой.
- Вамана (растущий карлик). В период правления Вселенной королем демонов Бали другие божества утратили свою силу. Тогда на свет появился карлик Вамана. Его миссией было восстановление справедливости. Для этого он попросил у Бали то количество земли, которое он смог бы измерить в три своих шага. Король рассмеялся над гномом, но желание выполнил. Гном неожиданно начал расти. Одного шага ему хватило, чтобы покрыть всю землю. Вторым он захватил небо, а третьим — загнал Бали в подземное царство, чтобы тот стал его правителем.
- Парашурама (человек, обладающий силой /охотник). В этом облике Вишну воплотился в роли брахмана. Он пришел в мир для избавления его от злых правителей и для защиты людей. Аватара изображают в виде человека, держащего в руках топор (Рама с топором). По легенде, Парашурама пришел для восстановления индуистского социального порядка, который был нарушен высшей кастой кшатриев.
- Рама (великий воин / идеал человека). Рамой называют седьмой аватар Вишну. Он же является главным богом индуизма и некоторых традиций. Его фигура стала центральной в древнем индуистском эпосе «Рамаяне». Многим он знаком под именем царя Айодхьи (место, где родился Рама). В «Рамаяне» упоминаются родители божества: отец — царь Дашаратха и мать – царица Каушалья. Время рождения Рамы связано с концом Второй Эпохи, его послали на землю для победы над многоликим демоном Раваной.
- Кришна (человек с высокими умственными способностями). Божество почитается в индуизме как восьмой аватар Вишну. В детстве он пас стада коров, поэтому его часто изображают пастухом. Кришну также встречается в рисунках в облике возничего или государственного деятеля. Поэма «Бхагавад-гита» говорит о том, что Кришна направил своего друга Арджуну участвовать в битве на Курукшетре.
- Будда (знающий всё). Он появился в V веке до н. э. Явление Гаутамы Будды произошло во время Кали-юги для того, чтобы разубедить асуров в святости Вед и лишить их силы. Еще одной причины этого воплощения Вишну стало желание выявить грешных и неутвержденных в вере людей, посеять в них сомнение в святости вед и необходимости выполнения священных обрядов, а после погубить их.
- Калки (могучий воин или вечность). Предположительно следующее воплощение Вишну будет в конце Кали Юги (эпоху морального разложения). По легенде, Калки сможет избавить мир от злых правителей. Он явится верхом на белом коне, а в руках у него будет огненный меч.
Жена Вишну
У божества имеется женская половина. Лакшми отождествлена с активными качествами богатства и успеха. В Ведах она изображена в виде богини благосостояния, молодости и красоты. Лакшми появляется на свет вместе с Вишну и оказывает ему поддержку в наведении гармонии во Вселенной. Супруга сопровождает своего благоверного в его воплощениях. Охранитель мироздания представляет собой мужское начало, а Лакшми – женское.
Богиню изображают великолепной и превосходной во всем. Пребывая на лотосе, она держит двумя руками растение поменьше. Остальные руки красавицы рассыпают богатство везде, куда ступает нога богини. Лакшми украшается гирляндой лотоса, по сторонам рядом с ней идут слоны. Характерными цветами для супруги Вишну являются золотой, белый и розовый. Первый оттенок демонстрирует ее в качестве источника всего богатства. Второй представляет ее в виде чистой формы природы, из которой начала развиваться Вселенная. Третий показывает сострадание Лакшми ко всем существам, поскольку она для всех творений приходится матерью.
Места поклонения
Храмы в честь Вишну построены по всей территории Индии, рассмотрим лишь самые известные.
Культовое сооружение Ангкор в Камбодже – это громадный комплекс возведений, в которых поклоняются Вишну. Представляет собой одно из самых массивных строений, возведенных за всю историю человечества.
Город Канчипурам в Южной Индии – здесь находится храм Варадараджа, представляющий собой святое место паломничества. Верующие систематически посещают храм во время проведения Вайшнавского фестиваля.
Муниципалитет Кумбаконам – тут воздвигнута храмовая постройка Шарангапани, созданная в честь Вишну. В городе также сооружены другие культовые здания, которые ежегодно посещаются тысячами паломников со всего мира.
В Тамилнаде, штате на юге Индии, находится Шрирангам – остров на реке Кавери. В этом месте построен один из самых крупных индуистских культовых комплексов на земле. Ранганатхасвами посвящен Вишну, его считают самой большой действующей индуистской пагодой в мире. Площадь комплекса достигает 63 га, участок окружен 7 стенами, выполненными из камня, и 21 гопурами. Храм входит в состав 108 дивья-дешам – священных мест паломничества. В этих местах Создатель всего сущего направлен к разным сторонам света, предоставляя свое благословение каждому.
Еще одной святыней, возведенной в честь Вишну, являются Тирумалы Венкатешвары. Находится вайшнавский храм на холме Венкатадри, у подножия которого раскинулся населенный пункт Тирупати.
Ахобилам является индуистским местом паломничества, находящимся в талуке Аллагадда. Между Аховалом и окружным центром расстояние в 150 км. Для шри-вайшнавов это одно из важнейших мест для богослужения. В соответствии с Пуранами, здесь Нарасимха (один из образов Вишну) уничтожил демона Хираньякашипу.
Заключение
В настоящее время Вишну становится, как и в ведийскую эпоху, в какой-то мере абстрактной фигурой, а в некоторых философских течениях играет роль одушевленного Абсолюта. Кроме того, центральным объектом бхактического культа и всеобщего почитания он является, как правило, в лице собственных «представителей», самыми известными из которых как были, так и остаются Кришна и Рама. Одно из главных божеств в индуизме и основной бог в вишнуизме имеет миллионы паломников по всему земному шару. Образ Проникающего во все восходит к индоиранскому периоду. В священных манускриптах и летописях Вишну встречается под одним из тысячи имен и под одной из сотен инкарнаций.
История происхождения
Вишну Вишнуисты считаются монотеистами. Большинство приверженцев этого религиозного направления живут в Индии. Статистика показывает, что Вишну и его аватарам поклоняется порядка 200 миллионов человек. Маха Вишну стал первым воплощением божества.
Вишну – представитель священной троицы, в которую также входят Брахма и Шива. По легенде, он появляется на Земле для восстановления баланса между добром и злом. Появления бога каждый раз влекут за собой смену облика – аватара. Индуистские священные книги неоднократно упоминают Вишну, характеризуя его как обличителя справедливости. Мифы повествуют, что Вишну посещал мир девять раз, и десятое пришествие произойдет незадолго до конца света.
Шива
Иконография рисует божество в образе человека. Цвет кожи – синий, а тело имеет не две, а четыре руки, символизирующие физические и духовные ресурсы человека. По этой логике поступки человека отражают его внутренний мир и душу. Ум, эго, сознание и интеллект сочетаются в этих символах.
Большинство изображений описывает Вишну в дуэте с супругой Лакшми. Пара сидит на цветке лотоса. Вишну также рисуют летящим на орле по имени Гаруда. Голову божества зачастую украшает корона, подтверждающая его статус. Меняя внешний облик, Вишну добивается цели и несет в мир любовь и добро. В руках обычно раковина, диск, лотос, булава или чакра. Каждый элемент символизирует что-то. Так, лотос олицетворяет свободу и чистоту, диск – ум и мудрость, булава – силу, а раковина – первозданность.
Трезубец бога Шивы
У трезубца есть другое название – Тришула. Один из главных атрибутов божества. В западной мифологии есть похожая ассоциация, связанная с Посейдоном. Он повелевает морскими стихиями и всегда изображается с трезубцем. В буддистской религии этот предмет стал символом трех драгоценностей Будды. Христианская вера основана на триединстве – Троице. Все это говорит о том, что число «три» является знаковым для многих религий и символизирует баланс и опору. В дуализме происходит борьба двух разнонаправленных начал, а в триединстве гармонично сочетаются разные элементы между собой. Каждый из принципов уравновешивает два других.
Современная система власти также часто состоит из двух противоборствующих сил, как в дуализме. А вот древнее управление миром состояло чаще из трех политических сил, например триумвират в Древнем Риме. Нет смысла останавливаться подробнее на политическом строе, в этой статье задача другая. Но в триувирате было все-таки больше согласованности, стабильности, чем в современной системе государственного управления. В демократии борьба всегда ведется между двумя сторонами, баланса нет. Сначала выигрывает одна, через какое-то время победу одерживает другая.
В символе трезубца заложены три аспекта в том числе и современного мира: творца, хранителя, разрушителя в одном лице. Такое обозначение встречается в кашмирском шиваизме. Именно в этой традиции Шиве соответствуют перечисленные аспекты. Другие же традиционные течения относят творение к Брахме, сохранность к Вишну, разрушение к Шиве.
Бог Рама (Раама)
Бога Рама, которого еще называют Рамачандра, является легендарным царем Айодхьи. Он правил в древней Индии, и сегодня почитается в качестве седьмого воплощения бога Вишну, то есть его аватара. Считается, что он сошел в мир около 20 000 лет назад.
Седьмой аватар Рама – это хранитель бракосочетания, который призван хранить верность и достоинство в вечной связи мужа и жены. Индуисты уверены в реальном существовании Рама в воплощении царя.
Он правил на территории нынешней Индии. Последователи вайшнавизма, который преобладает среди индуистов, почитают культ Рама наряду с главным Богом.
“Рамаяна” содержит подробное описание подвигов Рама. Этот древнеиндийский эпос является ценностью культуры и популярен среди последователей Вишну.
Рама – это наследник императора Дашаратхи, который правил в столице Айодхьи. Раму традиционно именуют на санскрите “Марьяда Пурушотта”, что значит “совершеннейший и высочайший из мужчин”. Он взял в супруги Ситу, которую почитают в качестве аватара Лакшми. Она является олицетворением чистоты и идеала верной жены.
Пройдя тяжелые испытания, которые возникали на пути, Рама остался верен устоям дхармы. Он добровольно отказался от притязаний на трон, чтобы доказать законность правления отца. Он сохранял честь царя и вынужден был уйти в изгнание, которое продлилось 14 лет. Сита поддержала решение мужа и отправилась с ним, так как была не способна жить вдалеке от супруга. Вскоре Ситу похищает демон Равана, правивший на острове Ланка.
Рама проверяется на силу духа. Поддается испытанию его добродетель во время поисков жены, которые продлились долгие годы. Когда он узнал, где Равана заточил его супругу, начинается огромная битва с многочисленной армией демона-правителя. В битве участвовали волшебные существа, наделенные уникальными способностями, применялось оружие со сверхъестественной силой.
Однако любовь и верность оказались сильнее и помогли выстоять в неравной борьбе против демона. Равана был повержен, а Сита освобождена из плена. После труднейшего жизненного испытания, которое Рама прошел с честью и достоинством, оставшись верным принципам дхармы, он взошел на престол в столице Айодхья. Он стал древнеиндийским правителем, который вскоре именовался императором мира, и правил на протяжении 11 тысяч лет. Это время эпохи процветания, мира и названо “Рама-раджья”.
Вишну в культуре
Статуя бога Вишну
Приверженцы индуизма и вишнуизма создают храмы и украшают их статуями, изображающими кумиров. Ашрамы легко найти даже в небольших поселениях. Это обычные дома, украшенные фото и картинами с изображениями гуру и Вишну. Здесь проводят занятия духовными практиками и устраивают жертвоприношения, изучают философию и ищут себя. Такие места находятся под охраной Кришны, поэтому их название переводится как «защита». В них можно искать свою сущность и гармонию с внутренним «я». Обычно ашрамы украшают статуи, посвященные женам Вишну: Радхе и Лакшми.
Даже те, кто не причастен к вишнуизму, знают самую знаменитую мантру «Харе Кришна», воспевающую божество. Написанная на санскрите, она состоит всего из 16 слов, и все они представляют собой имена бога. Созданная в 16 веке, эта мантра прославляет Вишну в облике героев и считается популярной благодаря распространению кришнаитами. Они верят, что регулярные песнопения очищают, делают карму светлой.
Бог Ганеша
Бхагавад-Гита – священное писание, читаемое приверженцами вишнуизма. В нем описаны черты индийской философии. Интересующиеся ею люди узнают популярные многовековые традиции, присущие религиозным верованиям Востока. Вишну часто путают с Ганешей, сыном Шивы. Бог в образе слона тоже располагает несколькими руками и изображается с телом человека с синей кожей.
Модели тримурти в ветвях индуизма
Тримурти
, рисунок из индуистского храма в
Андхра-Прадеше
, 1850—1900 гг.
Предтечей «тримурти» является ведийская ассоциация трёх богов Агни, Ваю (или Индра) и Сурья, как различных форм одного солнечного, светлого божества (смотри Тривикрама). Следующей ступенью является система трёх великих богов Брахмы, Шивы и Вишну, из которых каждый в своё время и на своём месте прославляется, как верховное божество.
Идея тройственности в единстве, однако, ещё чужда этой системе; каждый член её является отдельным самостоятельным мифологическим лицом. Дальнейшим шагом к образованию троицы тримурти являются частичные попытки отождествления каждого из трёх божеств друг с другом, встречающиеся уже в индийском эпосе, в позднейших его составных частях.
огонь, молния и солнце. Ещё яснее высказывается идея тримурти в одном месте эпической поэмы Гариванша, служащей как бы дополнением к «Махабхарате» и несомненно значительно позднейшей: «Он, который есть Вишну, есть также и Шива, и он, который есть Шива, есть также и Брахма: одно существо, но три бога — Шива, Вишну, Брахма».
В достаточно поздних индуистских текстах не исключается косвенное влияние на концепцию триединства буддизма, (ветвь махаяны) с его учением о трёх телах Будды (трикайя). В индуистском тексте «Майтри-упанишада» Брахма, Рудра (Шива) и Вишну представлены как три «образа владычества» Брахмана — абсолютного начала всего сущего.
АвстрийскийвостоковедМорис Винтерниц (Moriz Winternitz, 1863—1937 гг.) отмечает, что имеется очень мало упоминаний о тримурти в индийской литературе. Соединению Вишну, Шивы, и Брахмы воедино придаётся важное значение лишь в «Курма-пуране», где Брахману поклоняются как Тримурти.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
Как отмечает В. К. Шохин, в современную эпоху представить Тримурти неким аналогом христианского учения о Троице пытаются неоиндуисты, однако, по мнению Шохина, с точки зрения индологии указанные сравнения при научном подходе выявляют лишь фундаментальные отличия этих двух концепций.
Святилище в центре
Бангкока
, построенное в 1989 году, в центре статуя
Тримурти
В двух важнейших ветвях индуизма — шиваизме и вишнуизме, — представления о тримурти как о «нейтральности Абсолюта» в трёх равных божествах не получили признания. Шива или Вишну является, соответственно, по представлениям их последователей, единственным верховным божеством. При этом и те и другие учитывают философское учение санкхьи о трёх гунах, однако акцент в их интерпретациях различен.
Шиваизм
Модель тримурти была развита в шиваизме, при этом главнейшим божеством считается Шива. Согласно «Линга-пуране» (I.18.12) «вечный Шива» (Садашива) и есть Абсолют, а Брахма (созидатель мира), Вишну (хранитель мира) и Шива (Бхава; разрушитель мира) — соответствуют трём его эманациям.
Вишнуизм
Эти писания ведут к «освобождению». Раджас, «гуна деяний», проходит через произведения, посвященные Брахме («Брахма-пурана», «Брахманда-пурана», «Брахмавайварта-пурана», «Маркандея-пурана», «Бхавишья-пурана», «Вамана-пурана»). Эти писания могут обеспечить только небо. Тамас, «гуна недеяния», охватывает шиваитские творения («Агни-пурана», «Матсья-пурана», «Курма-пурана», «Линга-пурана», «Вайю-пурана», «Сканда-пурана»).
Тримурти изображается как три бога, стоящие рядом (памятники Эллоры) или как три бога со сросшимися телами (шиваистские храмы Южной Индии). С идеей христианской Троицы индийская тримурти очевидно ни по существу, ни по происхождению не имеет ничего общего.
За изображения Тримурти европейскими учёными раньше ошибочно принималось трёхликое божество Шива-Махешвара (чьи скульптуры имеются, например, на острове Элефанта, недалеко от Бомбея). Образ Шивы в данных изображениях отражал свои собственные формы. Неверное представление о трёхликом Тримурти, в частности, вошло в некоторые авторитетные русские издания, такие как «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» и «Большую советскую энциклопедию».
В иконографии позднего шиваизма модель о главенстве бога Шивы получила своё графическое отображение: в шиваитских изображениях над тремя скульптурными ликами богов тримурти возносится четвёртая голова «вечного Шивы». К числу наиболее известных скульптур такого рода относится изображение VIII века из шиваитского храма Кайласантхи из южноиндийского культового комплекса Эллора.
Символом тримурти является мистическое санскритское слово Ом, в котором (в силу происхождения санскритского «о» из сочетания «а» «у»): «а» изображает Брахму, «у» — Вишну, «м» — Шиву.
Примечания
- ↑Статья Тримурти//Атеистический словарь/Абдусалимов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др., Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с. (С. 450)
- ↑Топоров В. Н.Брахма // Мифы народов мира : энциклопедия в 2-х томах / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — Т. 1 : А — К.. — 672 с.
- ↑Серебряный С. Д.Вишну // Мифы народов мира : энциклопедия в 2-х томах / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — Т. 1 : А — К.. — 672 с.
- ↑Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание
- ↑Гринцер П. А.Шива // Мифы народов мира : энциклопедия в 2-х томах / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1 : К — Я.. — 718 с.
- ↑Majumdar, R. C.: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956), volume 4, p. 47.
- ↑ 123Мифы народов мира / Под ред. С. А. Токарева. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 2. — С. 525. ISBN 5-85270-072-X (т. 2)
- ↑ 123456Шохин В. К.Тримурти / Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
- ↑Winternitz, Maurice: History of Indian Literature. New Delhi, Oriental Books Reprint Corporation, 1972, volume 1, p. 452, note 1. (Второе, репринтное издание в двух томах. Первое издание было опубликовано в 1927 году Калькуттским университетом)
- ↑Winternitz, Maurice, volume 1, p. 573, note 2.
- ↑Basham, A. L.: The Wonder That Was India: A Survey of the Culture of the Indian Sub-Continent Before The Coming of the Muslims. New York, Grove Press, Inc., 1954, pp. 310—311.
- ↑Восьмая лекция в Дорнахн, 3 ноября 1923 года; см. «GA 230» всех трудов Штейнера
- ↑Rudolf Steiner.L’homme, les animaux et les êtres élémentaires: 12 conférences faites à Dornach du 19 octobre au 11 novembre 1923. — Laboissière en Thelle: Triades, 2010. — С. 153. — 242 с. — ISBN 9782852482562.
Сотворение мира
Когда Вишну спит, его мечты запускают из семян прошлого творения следующий цикл. Из пупка Вишну вырастает лотос, в котором саморождается Брахма. Проснувшись, Вишну побуждает Брахму на новое творение.
Что представляет собой молочный океан? Это обезличенная форма Пракрити – природа существования в состоянии чистоты и блаженства.
Змей Ананта-Шеша имеет тысячу голов и поддерживает капюшонами проявленный мир. Капюшоны это неисчислимые миры и огромные промежутки времени, стремящиеся к бесконечности. Ананта представляет собой бесконечное космическое время, необходимое для создания и поддержания мира.
Поскольку создание не может взяться из ничего, Шеша представляет собой причину для следующего творения. Вишну и Ананта-Шеша хранят в причинной форме остаток предшествующего творения в виде совокупности Дживатм — иллюзорных индивидуальных сознаний.
После появления пространства начинает формировать Брахма из совокупности Дживатм. Существование и эволюция форм возможна только после создания Вселенной, ведь без пространства и времени невозможно существование информации или объекта. До развёртывания мира форм семена, которые хранят Ананта-Шеша и Вишну в пралае, не затрагиваются, поскольку в данном случае не говорится об их объективном существовании и эволюции.
Важно понимать, что невозможно что-то придумать, открыть или изобрести на Земле, чего нет во Вселенной, поскольку все возможные формы уже существуют в пространстве в причинной форме и проявляются в зависимости от обстоятельств и текущей ступени эволюции индивидуума и космоса. Вселенная имеет устойчивые законы существования благодаря качествам Вишну
Но формы не застывают в неизменности, а подвержены эволюции, благодаря совершенствованию и накоплению опыта. От травинок и насекомых до планет и галактик, всё сущее стремится к развитию и совершенствованию
Вселенная имеет устойчивые законы существования благодаря качествам Вишну. Но формы не застывают в неизменности, а подвержены эволюции, благодаря совершенствованию и накоплению опыта. От травинок и насекомых до планет и галактик, всё сущее стремится к развитию и совершенствованию.
Вишну связан с комическим законом – Ритой. Он сознательный покровитель Вселенной. Люди рождаются, получают опыт и умирают, также, как рождаются, развиваются и умирают Вселенные. И за каждым наблюдает Вишну. Устремления индивидуума в стремящейся к бесконечности перспективе направлены на совершенствование. Как лотос вырастает из грязи, так и индивидуум идёт в направлении совершенства через трудности и постоянный выбор.
Путь самосовершенствования призвана облегчить йога, приводящая в итоге к единству Дживатмы (Атмана) и Параматмы (Брахмана). Исследуя и практикуя йогу, индивидуум поднимается по её ступеням к реализации в Параматме. Так обретаются блаженство, знания, сила и высшие качества.
Мужская основная триада
Брахма-Вишну-Шива
Эта троица является одним из древнейших видов конвейерной работы. Брахма создает, Вишну поддерживает порядок, Шива разрушает и расчищает дорогу для Брахмы. Самый сложный этап, я думаю, у Вишну, поэтому ему приходится приходить в разных воплощениях и наводить порядок — об этом поговорим чуть ниже.
Как создатель всего сущего, Брахма оснащен кучей конечностей. У него четыре головы (каждая из которых постоянно цитирует одну из Вед — а теперь попробуйте развидеть эту картинку), четыре руки и никакого оружия.
В руках у него скипетр, книга и четки. Бывает и борода — чтобы намекнуть на возраст.
Внешне Вишну обычно изображается величественным — на то он и верховный бог. Поскольку на нем ожерелье, гирлянды цветов и сережки, он похож на тетеньку, но не обращайте внимания. Лучше посмотрите, синяя ли у него кожа и сколько рук.
Вообще, конечно, много у кого четыре руки, поэтому надо обратить внимание, что эти руки делают. Традиционно каждая рука что-нибудь держит, причем передние руки отвечают за материальный мир, а дальние — за духовный:
- ракушка обычно лежит в левой верхней руке,
- диск в верхней правой,
- палица в нижней правой,
- цветок лотоса в нижней левой.
У каждого символа, от сережек до лотоса, есть , как вы могли догадаться, но тут я его приводить не буду, как человек, однажды заснувший над википедийной статьей.
Как разрушителю, Шиве приходится выглядеть агрессивно. Как трансформатор реальности, он велик и загадочен. Поэтому его часто изображают со змеями или в тигровой шкуре, с третьим глазом, волосами в пучок и луной вместо короны. Среди необязательных элементов еще много чего — , а также Ганг, вытекающий из волос.
Про количество рук трудно сказать, их число зависит от того, какое воплощение Шивы изображено: от двух до двадцати с лишним. Сколько надо, столько и рук. Вот у его воплощении в короля танца — много, например:
Как выглядит бог Вишну и что он символизирует
Вишну часто изображается с синей кожей и четырьмя руками. В его руках находятся четыре предмета, которые символизируют следующее:
- Раковина (санкха): распространяет звук «Ом» — первозданный звук творения.
- Чакра, или диск: символизирует цикл времени.
- Цветок лотоса: пример прекрасного существования и освобождения.
- Булава: представляет умственную и физическую силу, а также указывает на наказание за недисциплинированность.
Вишну часто изображают как лежащего на Шешанаге — спиральная многоголовая змея, плавающая в космических водах, которые представляют Вселенную. Поза Вишну символизирует спокойствие и терпение перед лицом страха и беспокойства, представленного ядовитой змеей. Суть в том, что человек не должен позволять страху одолевать его и нарушать внутренний покой.
Супругой Вишну является Лакшми – богиня богатства и красоты.