Ђраньяпарва

Женитьба царевича

Тем временем Джанака, царь соседнего государства, устроил для старшей дочери Ситы сваямвару — давний свадебный обряд, когда девушка-царевна через определенное испытание сама выбирает себе мужа. Прекрасная Сита являлась аватарой богини Лакшми (жены Бога Вишну), которая родилась из борозды на поле и была приемной дочерью царя Видехи Джанаки.

У царя Джанаки был лук, который когда-то подарил ему бог Шива. Так царь объявил: кто натянет тетиву этого тяжелого лука, тот и станет мужем его дочери. Из всех многочисленных претендентов на руку и сердце царевны с задачей справился лишь Рама: он так натянул тетиву, что та лопнула. Сита украсила Раму свадебной гирляндой и признала своим мужем.

История и мифы

Эпос «Рамаяна» и «Махабхарата» долгое время оставались устным преданием. Записаны поэмы были в самом начале новой, христианской, эпохи, когда уже приобрели грандиозную величину: «Махабхарата» — 100 000 двустиший (по-индийски — шлок), собранные в 18 книг, а «Рамаяна» — 24 000 шлок (7 книг).

Вследствие отсутствия хронологии в традиционной индийской культуре установить точные даты создания эпосов оказалось затруднительно.

Индийцев больше интересовало влияние событий и действий на человека. Из прошлого они старались извлечь мораль и уроки для своей жизни.

Эпос «Махабхарата» называют «итихаса», что буквально означает «так было на самом деле».

Индийский эпос «Рамаяна» и «Махабхарата», складываясь в течение многих веков, вобрал в себя импровизации многих сказителей и их сегодняшний вид является результатом бессчетных и не прекращаемых изменений и добавлений.

В результате вставные тексты занимают две трети объема всей поэмы «Махабхарата». В значительно меньшей степени таким добавлениям и изменениям подверглась «Рамаяна».

Изгнание

Тем временем царь Дашаратха решил короновать Раму. Но одна из жен Дашаратхи Кайкейа хотела, чтобы правителем стал ее сын Бхарата, а не пасынок Рама. Дашаратха вынужден был уступить жене, поскольку она спасла ему жизнь, и царь дал ей обещание выполнить любое желание. Это случилось во время очередной войны с асурами (демонами). Царя ранили и возможно убили бы, если бы не его младшая жена Кайкейа, правившая колесницей и вывезшая его с поля боя.

Так Дашаратха был вынужден отправить царевича в изгнание сроком на 14 лет, лишив при этом права занять трон. Вместе с Рамой в изгнание отправились его жена Сита и брат Лакшман.

Непосильная тяжесть легла на душу царя Дашаратхи. Не видел он теперь радости ни в чем. Ни днем, ни ночью он не находил себе покоя. Неотступными сделались его мысли о смерти, которая вскоре забрала царя.

Бхарата, узнав правду, отправился на поиски изгнанников. Вскоре он нашел родных, но Рама отказался возвращаться, так как дал клятву и не мог ее нарушить. Он назначил младшего брата правителем-наместником и простился с ним. Долгие годы они проводят в лесах, встречаются с отшельниками. Рама борется с ракшасами (демонами).

Значение эпоса

Эпос «Рамаяна» пользуется в Индии большой популярностью. Рама – всеобщий любимец Индии. Имена персонажей стали нарицательными, а герои служат образцами верности, благородства и храбрости.

Древнеиндийский эпос оказал огромное влияние и на культуру всех стран Азии. Поэмы неоднократно переводились на разные языки, в том числе и на русский. Произведениями «Махабхарата» и «Рамаяна» восхищались видные деятели мировой культуры.

Смотреть галерею

Имея огромную историческую и литературную ценность, поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» стали национальным наследием индийского народа, который в трудные периоды своей истории черпал в них моральную силу и опору.

Проверка на верность

Сита в огне

Снова обретя жену, Рама все же пребывает в печали, ведь долгое время она пробыла в плену у другого мужчины. Он решает проверить Ситу на верность. Сначала она проходит испытание огнем – входит в костер и не сгорает, более того сила огня подымает ее над землей и подталкивает в объятия Рамы.

Бог огня Агни, таким образом, утверждает, что Сита невиновна. Но Рама и его окружение продолжают сомневаться в верности Ситы, поэтому вторично изгоняют ее из царства.

В изгнании она рожает двух сыновей. Автор поэмы – Вальмики предоставляет кров в своей отшельнической обители Сите. Когда её сыновья Лава и Куша выросли, он рассказал им историю их отца и наставил их на путь сказительного искусства.

В качестве бродячих певцов они приходят в столицу Айодхи и исполняют эту поэму перед Рамой. Отец их узнает, возвращает жену. Однако он и придворные снова подверглись сомнению. Тогда Сита сказала: «Если я чиста – пусть меня поглотит земля». Земля разверзается и поглощает ее, тем самым доказывая ее чистоту и воссоединяя ее с матерью богиней земли.

Рама предстает как идеальный сын, брат, истинный муж, верный друг, справедливый царь, и благородный противник. Рама рассматривается как архетип праведности и самых востребованных добродетелей. Он воплощает красоту и силу моральных принципов, является созвучием всех лучших качеств.

В период становления индуизма постепенно наращиваются представления о воплощениях богов и к концу первого тысячелетия нашей эры, несомненно, Рама понимается как аватара бога Вишну. С этого времени начинают появляться и переложения «Рамаяны» на разные региональные языки, где Рама уже с самого начала абсолютно беспрекословно предстает богом. Большинство индуистов считают Раму реально существующей исторической личностью, царем, правившим Кошалой – царством в Индии со столицой Айдохья. Сюжет «Рамаяны» местами имеет аллегоричный характер и под видом подвигов Рамы изображает распространение в середине 2 тысячелетия до н. э. арийской цивилизации на юг Индии.

Песню о Раме сложил народ, выразив в ней свою неумирающую мечту о непобедимом, идеальном, самоотверженном герое, о защитнике народа от всякого зла. Супруга Рамы Сита почитается всеми индийцами как Мать Индии. В каждой семье детям пересказывают легенды из «Рамаяны», стараясь воспитать в них чувство долга, ответственности и благородства.

Главным секретом поэмы служит то, что Рама не только человек – он был избран богами как представитель их силы в мире людей, а поэтому ему предстояло поразить зло и утвердить правду, живя ради свершения этой великой миссии.

Экранизации

  • Фильм «Сампурна Рамаяна» (производство Индии, 1961 год)
  • Мультфильм «Рамаяна: Легенда о царевиче Раме». Режиссёры: Рэм Мохан, Юго Сако, Коичи Саски (совместного производства Индии и Японии, 1992 год)
  • «Сита поёт блюз» — современная музыкальная, анимационная интерпретация режиссёра Нины Палей (США, 2008 год)
  • Трёхмерный мультфильм «Рамаяна: Эпос» режиссёра Четана Десаи (производство Индии, 2010 год)
  • Телесериал «Рамаяна» (1987—1988). Режиссёр: Рамананд Сагар. Страна: Индия. В главой роли — Арун Говил.
  • Фильм «Вишнупурана» (производство Индии, 2002—2003 годы), духовное, игровое кино. Режиссёр: Рави Чопра. Страна: Индия. В главой роли — Нитиш Бхарадвадж.
  • Телесериал «Рамаяна» (2008—2009). Страна: Индия. В главой роли — Гурмит Чаудхари.
  • Телесериал «Рамаяна» (2012). Оригинальное название: «Ramayan: Sabke Jeevan kа Aadhar». Страна: Индия. Транслировался по Zee TV. В главой роли — Гагун Малик.
  • Короткометражный мультфильм «Рамаяна». Творческое объединение 420. 2016
  • Телесериал «Сита и Рама» (2015—2016). Оригинальное название: «Siya Ke Ram». Страна: Индия. Транслировался по каналу Star Plus. В главных ролях — Ashish Sharma, Madirakshi Mundle.

Козни злого Раваны

И вот Равана обратился в золотого оленя, что принялся скакать на лужайке у дома Рамы. Увидев чудесное животное, Сита позвала мужа, который тут же схватил свой лук и помчался за оленем в лес. 

Поняв, что не догонит зверя, Рама выстрелил. В тот же миг олень вскрикнул его голосом. Сита, что услышала его, решила, что Рама в беде, после чего к Лакшмане, который тут же отправился в лес на помощь другу. 

В тот момент в дом, где осталась одна Сита, пришёл сгорбленный старец, что попросил воды. Поднося ему чашу, женщина покинула защитный круг, что оберегал её. Тогда Равана мигом принял свой истинный облик, схватил Ситу и на крылатой колеснице понёсся к своим владениям.

О беде с Ситой Рама узнал от деревьев и цветов, что были свидетелями похищения. В качестве помощников Рамы и Лакшманы выступил сам Хануман, бог обезьян, обладающий огромной силой. Он сумел перепрыгнуть море, оказавшись у дворца Раваны, где тот держал Ситу. 

Хануман представился послом, потребовал возвратить Ситу её мужу. Взбешённый его появлением Равана приказал поджечь хвост бога. С пылающим хвостом Хануман принялся прыгать с крыши на крышу, после чего весь город Раваны сгорел дотла.

Иллюзия двойственности

Равана — сын Вишравов, внук Пуластьи, правнук Брахмы. Царь острова Ланка, повелитель ракшасов, антагонист Рамы — главного героя эпоса «Рамаяна». Получил имя Дашагрива, поскольку имел десять голов.

Древние эпосы и Пураны изобилуют историями о дэвах (сурах) и демонах (ракшасах и асурах). Хотя те и другие потомки Брахмы, между ними происходит постоянная борьба за власть господство в трёх мирах.

Западный ум, воспитанный в рамках концепций дуализма, привык делить всё сущее на свет и тьму, добро и зло, божественное и демоническое. Он пытается применить эти концепции к священным писаниям традиций Санатана Дхармы, но они не принимают такого подхода, поскольку сформированы в другой культурно-философской среде. В отличие от жёсткого деления на противоположные категории, восточная духовная философия придерживается мысли, что все существа, как чистой, так и омрачённой природы — по сути различные проявления Единого Брахмана (Абсолюта), а дуализм добра и зла всего лишь субъективное восприятие явления, изначально пребывающего вне категорий, но обретающее окраску в уме познающего субъекта, в зависимости от его индивидуальной природы. Но в сущности противоположные категории так тесно переплетены и взаимопроникают друг в друга, что провести между ними чёткую грань почти невозможно, как провести чёткую границу в сумерках между светом и тьмой.

В традициях Санатана Дхармы критерием святости является степень преданности Гуру и Иштадэвате. Многие асуры, не уступая дэвам, преуспели в служении. Ярким примером преданности служит жизнь асура Раваны — царя Ланки (некоторые ассоциируют её с современной Шри-Ланкой). Жизнь Раваны описана мудрецом Валмики примерно в VII веке д.н.э. в эпосе «Рамаяна». Некоторые традиции выставляют Равану в негативном свете, описывая его как материалиста, атеиста, жестокого властолюбца и похотливого эгоиста. Но такой ли в сущности Равана?

Похищение Ситы

Равана

Несчастья царевича изгнанием не закончились. Однажды царь ракшасов Равана, который правил на острове Ланка (современная Шри-Ланка), совершая полет на своей колеснице, увидел Ситу и воспылал к ней страстью.

В лесу, где остановились изгнанники, появился волшебный олень, в которого превратился демон Марича. Рама по просьбе Ситы отправился на охоту, оставив жену под наблюдением брата. Однако, хитрый Марича, сымитировав голос царевича, выманил и Лакшмана. Так Равана в отсутствие Рамы удалось похитить Ситу и пленить ее у себя во дворце.

Каждый день он приходил к Сите, не теряя надежды пробудить в ней желание стать его женой. Он клялся ей в своей любви и преданности, которая будет бессмертной, ибо он сам бессмертен. Равана приносил ей драгоценные дары и не мог понять, как это обычная женщина не желает даже взглянуть ни на него, ни на его подарки.

Победа Рамы

Рама страдает без жены и когда узнает о ее местонахождении, собирает армию, которая в основном состоит из антропоморфных обезьян и медведей сына бога Ханумана, верного друга Рамы. Вскоре началась война Рамы с Раваной. Благодаря юношескому подвижничеству, он стал неуязвимым для богов, но убить его мог смертный герой.

В ходе боя был ранен Лакшмана. Его удалось вылечить волшебной травой, которую в очень короткий срок принес с Гималаев Хануман вместе с горой, где она росла.

Рама убивает похитителя своей жены и освобождает ее. После этого природа и земля оживают и расцветают. Тем временем истекает срок их изгнания.

Слух о победе Рамы достиг обитателей его царства за один день. Вся Кошала знала, что возвращается законный наследник престола. Летящие на колеснице, к ночи достигли границ своей страны. Взглянув вниз, они увидели море огней, возвещавших о великой радости. Все сверкало и счастьем сияли глаза людей, встречавших своего справедливого правителя после столь многих лет разлуки с ним.

Истоки эпоса

Не была статичной — она постоянно менялась со сменой эпох, вбирая в себя новые божества и другие образы, создавая картину, на первый взгляд, хаотичную, но при этом абсолютно цельную, органичную. Вся эта необычайная пестрота существует в единых общих рамках и до сих пор.

Индия, как высочайшее богатство, хранит памятники тысячелетней древнеиндийской словесности — произведения ведической литературы — священные писания индуизма, на основании которых позднее вырос эпос.

«Веды» означает «знания». Стержнем ведических знаний были, прежде всего, духовные — религиозные доктрины. А материальные знания — о медицине, музыке, архитектуре, механике и умению вести войны. Всех Вед четыре.

В ведическую эпоху был рожден знаменитый индийский эпос — «Махабхарата» и «Рамаяна». В обоих произведениях эпоса переплелись правда, ведические знания, вымысел и аллегория.

В традициях индийской культуры «Махабхарата» считается пятой Ведой и почитается как священная книга.

Доступ к четырем Ведам был только у жрецов, а эпос «Махабхарата» стал Ведой сословия воинов — кшатриев, — о жизни и подвигах которых он рассказывает, и вошел в простой народ в качестве морального назидания.

Сущность Раваны

Благодаря заслугам, полученным Раваной, его именовали Трилокешвара, то есть Владыка трех миров (Бхур-локи, Бхувар-локи и Сварга-локи). Никому из дэвов не посчастливилось получить лично от Шивы имя и атмалингам, покорить управителей девяти грах (планет), равно как и не посчастливилось быть сражённым Шри Рамой. До сих пор в Индии можно найти храмы, воздвигнутые в честь Раваны, а сочинённый им гимн в честь Шивы, «Шива-тандава-стотра», по сей день исполняется в храмах и у домашних алтарей почитателями Махадэвы, оставаясь одним из наиболее важных текстов шиваитских школ и традиций. Образ Раваны сложен и неоднозначен. Согласно первой главе седьмой песни «Бхагавата Пураны» Равана и его родной брат Кумбхакарна — никто иные, как стражи духовного мира Джайа и Виджайа, вынужденные принять материальное рождение в качестве демонов и врагов Вишну из-за проклятия, наложенного на них Санаткумарами, первыми сыновьями Брахмы, за отказ пропустить последних в духовный мир. Госвами Тулсидас в «Рамачаритамрите» утверждает цель прихода Шри Рамы — освобождение любимых слуг Джайи и Виджайи от материального существования: «Убив его в сражении, Шри Рама даровал ему высшее совершенство. Такова цель прихода аватара Вишну в эту эпоху» (Бала-Канда, 123).

Примечания

  1. Romesh Dutt, «Epilogue by the Translator», Ramayana, The Epic of Rama, Prince of India, London, J.M. Dent 2nd ed., (1902) p. 183. Duttю Сites ща Ramayana, Book VII, «Uttara-Kanda».
  2. Brockington John. The Sanskrit Epics // / Gavin Flood. — Blackwell companion to Hinduism. — 2003. — P. 116—128. — ISBN isbn=0-631-21535-2.
  3. «Ueb. das Râmâyaan» в «Abhdl. d. Berl. Akad.», 1870
  4. ср. возражение Kastinath Trimbak Telang’a: «Was the R. copied from Homer», 1873
  5. «Das R. Geschichte und Inhalt nebst Konkordanz der gedruckten Rezensionen», Бонн, 1893
  6. Этничность и религия в современных конфликтах. М.Наука.2012.

Главные персонажи

  • Рама — главный герой поэмы. Старший и любимый сын царя страны Кошалы Дашаратхи и его жены Каушальи. Он изображается как воплощение достоинства. Дашаратха был вынужден уступить ультиматуму Кайкейи, одной из его жён, и приказать, чтобы Рама оставил своё право на трон и удалился в изгнание на 14 лет.
  • Сита — любимая жена Рамы, дочь царя Джанаки, «рождённая не человеком». Она — воплощение богини Лакшми, супруги Вишну. Сита изображается как идеал женской чистоты. Она следует за своим мужем в изгнание, где похищена царём ракшасов Раваной, правителем Ланки. Рама с союзниками спасает её из плена, убив Равану. Позже она рождает Раме наследников — Кушу и Лаву.
  • Хануман — могущественный ванара и одиннадцатое воплощение бога Шивы (или Рудры), идеал преданного выполнения долга чести. Сын бога ветра. Играет важную роль в возвращении Ситы.
  • Лакшмана — младший брат Рамы, ушедший с ним в изгнание. Олицетворяет змея Шешу и идеал верного друга. Он всё время защищает Ситу и Раму. Был понуждён Ситой (введённой в заблужденье ракшасом Маричей, крикнувшим перед смертью голосом Рамы «О Сита! О Лакшмана!») покинуть её, чтобы найти ушедшего в лес Раму, в результате чего Равана и смог похитить Ситу. Был женат на младшей сестре Ситы Армиле.
  • Бхарата — сын Дашаратхи, брат Рамы. Когда Бхарата узнаёт, что его мать Кайкеий отправила наследника трона Раму в ссылку и сделала его самого царём, что послужило причиной смерти Дашаратхи, убитого горем из-за вероломства своей жены, он отвергает незаконно полученную власть и отправляется на поиски Рамы. Когда Рама отказывается возвратиться из своего изгнания, Бхарата ставит на трон золотые сандалии Рамы как символ того, что истинный царь — Рама, а он — всего лишь его наместник. Изображается как идеал справедливости.
  • Равана — ракшас, царь Ланки. Изображается десятиглавым и двадцатируким; если отрубить его головы, то они отрастают вновь. От бога-создателя Брахмы получил чудесный дар: в течение десяти тысяч лет он не мог быть убит ни богом, ни демоном, ни зверем. Даже боги трепещут перед его силой. Для того, чтобы победить Равану, Вишну воплощается в облике человека — в Раме и его братьях. Равана — похититель Ситы, намеревается сделать её своей женой, которой, однако, не причиняет насилия, желая добиться её благосклонности угрозами и уговорами, так как над ним тяготеет проклятье: в случае насилия над женщиной он тут же погибнет.

Рождение Рамы

Всемилостивый бог Вишну, всегда стремящийся помогать людям в их бедах, сошел на землю приняв форму души человека. Он вселился в зародившееся тело мальчика, старшего сына царя Дашаратхи, рожденного царицей Каушальей, нареченного Рамой.

Так появился на земле герой, судьбой которого стала борьба с повелителем зла и мрака, с самым могучим из ракшасов. Но не знал об этой судьбе Рама и рос среди своих братьев как земной царевич, поглощая знания и готовясь к тому, чтобы когда-нибудь стать правителем Кошалы.

Этот отпрыск Солнечного рода был отмечен всеми достоинствами – щедростью и благородством, силой и отвагой, преданностью родителям и любовью ко всем людям. Он зажигал счастье в сердцах каждого на кого он смотрел и к кому обращал свою речь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: