Ордынско-русские взаимоотношения и взаимовлияния
При оценке характера и последствий ордынско-русских взаимоотношений важно подчеркнуть, что на протяжении столетий сожительства, взаимной ассимиляции, особенно в элитных слоях общества, происходило взаимопроникновение некоторых весьма значительных ментальных черт. Интересны размышления одного из столпов концепции евразийства князя Н.С.Трубецкого, утверждавшего, что «громадная русская держава» возникла «во многом благодаря прививке тюркских черт»
В результате пребывания под властью татарских ханов создалось «неладно скроенное», но «крепко сшитое» Московское государство. Правы Юрий Пивоваров и Андрей Фурсов, утверждая, что «Русь заимствовала у Орды технологию власти, фискальные формы, централизованные структуры». А ведь технология власти, централизованное правление страной, толерантная природа ордынской цивилизации влияли и на выбор направления развития русской государственности, русского языка, национального менталитета. «Ордынский излом русской истории, — писали они, — один из самых богатых, если не самый богатый по обилию пород».
Природа Золотой Орды выгодно отличала ее от колонизаторской политики западных европейских соседей Руси, от агрессивных немецких и шведских феодалов, стремившихся к крестовому походу на Восток—в православные русские земли Пскова, Новгорода и других прилегающих русских княжеств. В XIII в. Русь встала перед выбором: на кого опереться в борьбе за сохранение национальной идентичности — на католическую Европу в борьбе против Золотой Орды или на Золотую Орду в противостоянии крестовому походу из Европы. Европа условием союза видела обращение Руси в католицизм или как минимум признание верховенства папы Римского, то есть унию православия и католицизма под ее властью. Пример западнорусских земель показал, что вслед за таким союзом может последовать иноземное феодально-религиозное вмешательство в светскую и духовную жизнь: земельная колонизация, обращение населения в католичество, строительство замков и костелов, т.е. усиление европейского культурно-цивилизационного давления. Союз с Ордой представлялся для русских князей и церковных иерархов меньшей опасностью.
Важно отметить и то, что ордыно-русская модель взаимодействия обеспечивала не только внутригосударственную автономность и независимость от внешнего мира. Золотоордынское влияние имело широкий и многогранный характер
Оно «осело» в глубинных нишах исторической памяти русского народа, сохранилось в его культурных традициях, фольклоре, литературе. Оно запечатлелось и в современном русском языке, где пятая-шестая часть его словарного запаса имеет тюркское происхождение.
Перечень элементов, составляющих ордынское наследие в значимых для становления и развития русской государственности, культуры и цивилизации величинах, широк и объемен. Он вряд ли может быть ограничен дворянскими родами татарского происхождения (500 таких русских фамилий); гербами Российской империи (где три короны символизируют Казанское, Астраханское и Сибирское ханства); языковыми и культурно-бытовыми заимствованиями; опытом создания сложносоставленного в этноконфессиональном, хозяйственном и культурно-цивилизационном плане централизованного государства и формирования нового этноса.
Уходя от искушения войти в дискуссионное поле проблемы ордынско-русского взаимовлияния, попытаемся сформулировать обобщенное мнение. Если русский фактор способствовал расцвету Золотой Орды и длительности ее воздействия на ход мирового развития, то Золотая Орда в свою очередь была фактором «собирания» русских земель и создания централизованного Русского государства. При этом нельзя не отметить, что путь к единению русских земель начался с Москвы — региона, где складывались наиболее тесные плодотворные двусторонние (ордынско-русские) связи и где ход истории предопределил минимальный среди русских княжеств уровень ксенофобии — неприязни к чужеземному, в том числе и прежде всего к ордынскому началу. Культурный слой ордынской толерантности в наибольшей степени концентрировался, оседал и укреплялся на московской «точке» русского цивилизационного роста.
Куликовская битва
Позже Мамай решил вновь пойти войной на русского князя, собрав войско численностью в 150 тысяч человек. Стоит отметить, что объединённое русское войско во главе с московским великим князем Дмитрием Донским насчитывало почти в два раза меньше воинов.
Бой произошел у реки Дон на Куликовом поле в 1380 г. В кровопролитном сражении победа досталась русскому войску.
Несмотря на то, что половина русских воинов погибла на поле брани, ордынское войско было истреблено практически полностью, а великий князь Дмитрий вошел в историю под прозвищем «Донской».
Князь Дмитрий Донской
Однако в скором времени Москва снова была разорена ханом Тохтамышем, вследствие чего снова начала выплачивать дань татаро-монголам.
Тем не менее, решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига.
В эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, татаро-монгольское иго существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.
Структура власти при татаро-монгольском иге
Киевская Русь развивалась по демократическому принципу. Главным органом власти было вече, на котором собирались все свободные мужчины. На нем обсуждались любые вопросы, касающиеся жизни горожан.
Вече было в каждом городе, но с приходом татаро-монгольского ига все изменилось. Народные собрания перестали существовать практически везде, за исключением Новгорода (см. интересные факты о Великом Новгороде), Пскова и некоторых других городов.
Периодически монголы проводили перепись населения, чтобы контролировать сбор дани. Также они набирали призывников для службы в своем войске. Интересен факт, что даже после изгнания татаро-монгол на Руси продолжали производить перепись.
Монголы ввели достаточно важное нововведение в отношении создания так называемых «ям». Ямы представляли собой постоялые дворы, где путники могли получить ночлег, лошадей или телегу
Благодаря этому ускорялась переписка между ханами и их наместниками.
Местных жителей заставляли заботиться о нуждах смотрителей, кормить лошадей и выполнять распоряжения высокопоставленных лиц, находящихся в разъездах.
Такая система позволяла эффективно контролировать не только русские княжества, находящиеся под татаро-монгольским игом, но и всю территорию Монгольской империи.
Военные победы над монголо-татарами
В 1301 г. первый московский князь Даниил Александрович победил ордынцев под Переяславлем-Рязанским.
В 1362 г. состоялась битва между русско-литовским войском Ольгерда и объединённым войском ханов Перекопской, Крымской и Ямбалуцкой орд. Закончилась победой русско-литовских сил. В результате было освобождено Подолье, а впоследствии Киевщина.
В 1365 и 1367 гг. состоялись соответственно у Шишевского леса, выигранная рязанцами, и битва на Пьяне, выигранная суздальцами.
В 1370 суздальцы удачно вмешались в борьбу за власть в Орде (на средней Волге), а в 1376 московские войска взяли откуп с ордынских наместников средней Волги и посадили там русских таможенников.
Битва на реке Воже – сражение между русской ратью под командованием Дмитрия Донского и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича (Бегиша) произошло 11 августа 1378 года. В результате ожесточенного сражения татарское войско было разгромлено. Это событие прославило русского князя и подняло дух угнетаемого народа.
Татары на Руси
Прошлое Казани
Крепость Казань исхода XII века становится престольным градом государства волжско-камских булгар. Спустя некоторое время, страна покоряется монголам, три века подчиняется Золотой Орде, булгарские правители, сродни московским князьям, вносят оброк, исправляют подчиненные функции.
К пятидесятым годам XV века, следом за очевидным разделением Монгольской империи, прежний ее правитель Уду-Мухаммед, оказавшийся без собственности, вторгся в булгарскую столицу, казнил наместника Али-Бека, захватил его трон.
1552 год — в Казань прибыл царевич Едигер — наследник хана Астраханского. Едигер нагрянул c 10 тыс. чужеземцев, кочевников своевольных, шляющихся по степи.
Иван IV Васильевич, царь всея Руси, покоряет столицу Булгарии
Сражение за Казань разыгрывалось не с урожденными обитателями государства, а с ратными массами Едигера, нагнанными им из Астрахани. Многотысячной армии Ивана Грозного противоборствовала стая чингизида, состоявшая из народностей Среднего Поволжья, Тюркских племен, ногайцев, марийцев.
15 октября 1552 года, спустя 41 день отважной защиты, во время остервенелого штурма сдался славный благодатный город Казан. После обороны столицы полегли практически все ее защитники
Город подвергся тотальному расхищению. Уцелевших жителей ожидала беспощадная кара: раненых мужчин, стариков, детей — всех добили триумфаторы по велению московского царя, молодиц с крошечными младенцами услали в невольничество. Если бы царь всея Руси, разделавшийся с Казанью и Астраханью, замыслил совершить обряд крещения против воли всех татар, то, безусловно, учинил бы очередной беспредел.
Еще Петр I ратовал о создании моноконфессионального христианского государства, но при его правлении до всеобщего крещения народов Руси не дошло.
Крещение татар на Руси происходило с первой половины 18 века. 1740 год — императрица Анна Иоанновна издала указ, по которому все иноверческие народы России должны были принять православие. По предписаниям новообращенным не подобало жить вместе с иноверцами, нехристей надлежало переселять в отдельные местности. Среди признавших православие татар-мусульман была малая доля, гораздо меньше, в сравнении с язычниками. Положение порождало неудовольствие короны и администрации, принявших на вооружение практику последней четверти XVI в. Власть имущие инициировали кардинальные санкции.
Радикальные меры
Провести крещение татар на Руси не удалось несколько веков назад и остается проблематичным в наше время. Собственно уклонение татар принять православие, а также сопротивление курсу на христианизацию правоверного священства, привели к осуществлению намерения уничтожить мусульманские храмы.
Исламский народ не только устремлялся с прошениями к власти, но и крайне неодобрительно реагировал на широчайшее разорение мечетей. Это породило обеспокоенность господствующей державы.
Православные батюшки русской армии становились проповедниками посреди служивых-нехристей. Узнав об этом, некоторые из иноверных новобранцев отдавали предпочтение принять крещение еще до мобилизации. Для склонения к принятию христианства предприимчиво употреблялись налоговые скидки крещеным, дополнительные взносы должны были платить не православные.
Документальный фильм о монголо-татарском иге
https://youtube.com/watch?v=8GO_V9tQFeo
Альтернативная история, татаро-монгольское иго
https://youtube.com/watch?v=LnKaQDLDGUk
Татаро-монгольское иго – миф или правда?
Родиной монголов, судя по всему, было среднее течение реки Аргунь (в верхнем течении она известна как Хайлар, протекает в Китае, а на границе России и Китая, соединяясь с Шилкой, образует реку Амур). В начале 13 века потомку монгольского племени Темуджину удалось объединить монгольские племена. Затем он получил титул Чингисхана и стал основателем Монгольской империи. В домонгольской Руси была довольно хорошо развита так называемая вечевая демократия, которая в нескольких местах – прежде всего в Новгороде – просуществовала до конца XV века. Но его ликвидация, вытеснение вечевых традиций на периферию общественной жизни началось задолго до вторжения, например, во время правления во Владимиро-Суздальской Руси князя Андрея Боголюбского, который был убит убийцами в 1174 году. В Новгородской земле, напротив, эти традиции сохранялись до конца периода зависимости от Орды. Поэтому правильнее сказать, что вечевая демократия была несовместима с сильной властью князя. Вероятно, в какой-то момент князья начали перенимать у монголов определенные политические практики, связанные с деспотическим правлением, но до этого правители земель Руси не были “демократами”. Что такое ярмо?
А откуда взялось это слово?
Кроме того, тактические приемы ведения войны, опробованные армией Бату-хана во время завоевания Центральной Азии, превосходили те, которые использовались европейскими армиями того времени. Огромное количество сохранившихся источников о Куликовской битве свидетельствует о том, что даже современники понимали, что это событие имело огромное значение: это было первое серьезное столкновение между русскими князьями и ордынским правителем, закончившееся полной русской победой. Конечно, люди Средневековья видели в этом Божье провидение: “Господь дал победу”. – писали они.
Исторические факты присутствия татаро-монгольского ига
- Первый монументальный литературный памятник монгол — “Тайная история монголов”, датирована 1240 годом и является одним из основных источников описывающий жизнь Чингисхана, а также политики, культуры и истории Великого ханства.
- Ни кому не секрет, что изначально кочевое общество (особенно то, чья империя являлась космополитическим конгломератом огромного количества культур и обществ) не оставляет значительных следов в архитектуре.
- В России есть слова тюркского происхождения, но это конечно не доказывает в полной мере влияние монгольского нашествия, потому что на наших территориях есть тюркоязычные и монгольские народы.
- В русских записях того периода, много раз упоминаются неизвестные монгольские посланники: “человек по имени Кутлубуга в 1262 году и четыре посланника из Ногай — Тегичаг, Эшимата и Маньшая”. Вместе с этим нет записей о том что при общении с посланниками использовались переводчики, поэтому как минимум одна сторона должна была знать язык другой стороны. Также несколько раз упоминалось о том, как ханы вмешивались в местную Российскую политику, при этом они говорили на русском.
- Русская культура — это уникальное сочетание востока и запада, славянской и тюркской культуры и даже более.
- Нельзя говорить о Монгольской империи, как будто она просто исчезла. Империя распалась на четыре империи-преемника — династию Юань в Китае; Ильханат в Персии; Золотую Орду на Урале; Сибири и части Восточной Европы; Чагатайское ханство в Монголии и Китае. Они, в свою очередь также трансформировались или распались.
- Да у монгол не было монет и как кочевники, они почти не использовали денег. Вместо денег они обменивались лошадьми, овцами и крупно-рогатым скотом. Также они ценили хорошо сделанное оружие и седла. Но когда Монголы захватили власть в городах Центральной Азии, Ирана и Китая, им пришлось принять ту валюту, которая использовалась населением.
- В историческом романе «Хох Судар» Инджинаши (монгольский философ, историк и писатель) описывал соревнование между монгольскими воинами примерно в 1194-1195 годах: пять лучников пытались попасть в цель три раза с расстояния 500 луков (примерно 500 метров).
- Если говорить о генетике, то генетические исследователи из Оксфордского университета изучали генетическую смесь и влияние монгольской экспансии:
Исследования, проводившиеся с использованием данных генома с различными методами и генетическими маркерами, показало, что примесь в уйгурах, уходит корнями ко времени Чингисхана. Как и у уйгуров, следы генома монгол были найдены западнее еще у шести контрольных групп популяций людей. Можно считать, что есть убедительные доказательства того, что экспансия монгол оказало свое влияние на евроазиатские народности. - Еще надо сказать, то что ежегодная дань иностранным ханам в России хорошо записана в официальных административных документах. Открыв эти документы, можно увидеть, что есть даже несколько ссылок на определенное количество дани в завещаниях и договорах москвичей, а также упоминания о поездке в Сарай для платежей ханам.
Официальная история — это заговор против России
«Монголы на самом деле — это силы добра, восставшие против рабской, навязанной нашим могучим предкам христианской веры, принесшей только упадок». Вопрос: почему «силы добра» ждали 300 лет, чтоб восстать (с 988 по 1237 гг.)? И почему именно после принятие христианства тогда на Руси начинается расцвет во всех сферах?
И кстати, если бы реально жертвы тех веков были на совести церкви, то советские власти (как считается сделавшие из Монголии государство и написавшие им их историю) никогда бы в жизни не упустили такой возможности очернить христианство с три короба: открыли бы все архивы и сами бы еще напридумывали сверху. Это же такой лакомый кусок для большевиков. Но нет. Ничего подобного не было.
Являются ли все русские потомками монголо-татар?”
Это относится к засадному полку.
и знаменитый поединок между русским воином Пересветом и татарским Челубеем, а также многие другие подробности о битве. Поэтому трудно сказать, была ли эта битва реальной или нет. Мог ли теоретически поединок между двумя воинами произойти до битвы? Вероятно, да, хотя такой традиции, видимо, не существовало. Может быть, это просто легенда, более поздний домысел? Это также может быть.
Нет, это заблуждение, которое возникло сравнительно недавно – предположительно, еще в 20 веке. На самом деле, слова, которые мы называем “бранными”, преимущественно отечественного производства. Подтверждение этому мы находим в древнерусских текстах, составленных в домонгольский период. В частности, речь идет о березовых заклинаниях, отражающих разговорный язык того периода. Очень показательна в этом смысле карточка № 955 второй половины XII века из Свято-Троицкого раскопа в Новгороде, которая представляет собой письмо женщины к подруге. Вот перевод на современный русский язык: “От Милуши до Марены. Большая Коса – хотела бы выйти замуж за Сновида. Маренка! Пусть напьется чрево роженицы!”. (дословно – “пей, вульва!”) Как показал в свое время академик Андрей Зализняк, эта последняя фраза, выходящая за рамки “нормативной” лексики, является готовой речью, существовавшей когда-то в эротическом фольклоре
“Это явно связано с “позорными” песнями, которые являются важной частью народного свадебного ритуала, чья первоначальная функция – магически способствовать плодородию, продолжению рода. В данном случае лексика “заветный” не имеет оскорбительного оттенка: она появляется в своей первоначальной сфере, где она все еще явно сохраняет свой первоначальный священный и ритуальный характер”
Взаимодействия Золотой Орды с русскими княжествами
Начало наиболее тесных ордыно-русских взаимоотношений в науке обычно связывают с упоминающимся в Лаврентьевской летописи приездом в 1243 году великого князя Ярослава Всеволодовича в ставку хана Батыя, где он получил ярлык на княжение. Батый, таким образом, поставил себя в равнозначное положение с монгольскими ханами Каракорума, хотя лишь спустя почти четверть века при хане Менгу-Тимуре Золотая Орда стала самостоятельной. Вслед за Ярославом Всеволодовичем Батыевы ярлыки получили князья Владимир Константинович, Борис Васильевич, Василий Всеволодович и армянский царевич Сумбат.
До строительства собственной столицы Батый имел свою ставку в «Болгарских землях, в городе Брягове» (Великом Булгаре), как именует его «Казанский летописец». Своим ярлыком Батый утвердил Ярослава Всеволодовича великим князем всей земли Русской, в том числе и киевской земли. Через год ханские ярлыки на княжение получили все русские князья. Так начался процесс консолидации русских земель, преодоления феодально-территориальной раздробленности. Л.Н.Гумилев увидел в этих процессах продолжение традиции соподчинения власти у русских князей.
В процессе длительного взаимодействия Золотой Орды с русскими княжествами между ними установилась определенная система отношений. Российская имперская церковно-дворянская историография, создавшая концепцию «татаро-монгольского ига» («татарского ига»), односторонне трактовала эти отношения исключительно с негативной точки зрения, оценивая ордынский фактор как первопричину исторической отсталости и всех проблем последующего развития России.
Советская историография (особенно сталинского периода) не только не пересмотрела миф о татаро-монгольском иге, но и усугубила его пороки классово-политическими аргументами. Только в последние десятилетия обозначилась смена подходов к оценке места и роли Золотой Орды как в общемировой, так и в национальных историях народов.
Да, ордынско-русские (тюрко-славянские) отношения никогда не были однозначными. Ныне все больше оснований утверждать, что они строились на основе продуманной схемы «центр — провинции» и отвечали императивам конкретного исторического времени. Потому Золотая Орда вошла в общемировую историю как образец прорыва и на этом направлении исторического прогресса. Золотая Орда никогда не была колонизатором, и «Русь в ее состав вошла добровольно принудительно, а не была покорена, как о том трубили на всех перекрестках. Русь была нужна этой империи не как колония, а как союзная держава».
Итак, несомненен особый характер отношений Золотой Орды к Руси. Во многом им присущ формальный характер вассалитета, установление политики веротерпимости и охраны привилегий русской церкви, сохранение армии и права ведения русскими княжествами внешних дел, в том числе и права объявлять войны и заключать мир. Союзнический характер ордыно-русских отношений диктовался и соображениями геополитического характера. Совсем не случайно, что в армии Батыя насчитывалось почти 600 000 человек, из которых 75% составляли христиане. Именно такая мощь и сдерживала Западную Европу от желания осуществить крестовый поход против татар и «окатоличить» Русь.
Непредвзятый анализ взаимоотношений Орды и Руси показывает, что Золотой Орде удалось создать такую систему управления, при которой традиционная власть русских князей над своими подданными даже усилилась, опираясь на военную мощь ордынского «хана-царя». «Ордынский фактор» умерял амбициозность удельных князей, толкавших русские земли к кровопролитным и разорительным усобицам. При этом толерантная природа Золотой Орды давала возможность усилить влияние церкви на развитие центростремительных процессов на Руси.
Следы Тартарии на картах
Удивительно, что в большинстве европейских языков татары известны с буквой Р как Tartars (вспомните хотя бы мясо по-татарски — Tartar meat — и одноименный соус тартар), и только у нас лишняя буква куда-то отпала. А теперь сопоставьте это с сотнями карт, которые просто кричат о Тартарии, причем ее территории вовсе не совпадают с предполагаемым полем действий Орды. Основные города этой державы, согласно картам, были расположены на Дальнем Востоке, а к примеру Северный Ледовитый океан именуется Тартарским морем. Входили в Тартарию, судя по картам, и европейская Россия (под названием Московская Тартария), и обширные территории Средней Азии, Индии и Китая (Независимая и Китайская Тартарии). Кстати, в Индии, которая как раз соответствует по расположению Независимой Тартарии в указанное время правили некие Великие Моголы странно созвучные монголам…
Предпосылки татаро-монгольского нашествия и его начало
Нашествие на Русь началось не внезапно. На протяжении полувека русские князья наблюдали, каким могущественным становится империя кочевников. Походы Чингисхана показали, насколько разрушительными были столкновения с монголо-татарами. Несмотря на очевидную угрозу, князья не объединили свои силы. Наоборот, они взялись за передел влияния в государстве.
Историки выделяют две главные предпосылки татаро-монгольского нашествия:
- Усиление Золотой Орды. Это мощное государство возникло после распада Монгольской империи и переняло ее агрессивную внешнюю политику.
- Междоусобные конфликты русских князей.
С начала 13 века было совершено несколько походов к границам русских княжеств. В 1223 году русские даже объединились с половцами, чтобы остановить продвижение Чингизидов (потомков Чингисхана). Битва при реке Калка была проиграна монгольскому войску.
К осени 1237 года Чингизиды создали надежный плацдарм для нападения. Они разгромили Волжскую Булгарию, победили половцев, аланов, мордву. К началу 1238 года огромное многонациональное войско сгруппировалось у Воронежа, который был городом Рязанского княжества.