Двойственность человека

В психологии

В психологии такие принципы реализовались в теории психофизического параллелизма (Ф. Паульсен, В. Вундт,). В 20 веке швейцарский психиатр Карл Юнг установил понятие характеристик процессов в личности – «психических функций». И зависимо характера личности преобладают следующие черты или функции:

  • мышление;
  • интуиция;
  • ощущение;
  • чувство.

По Юнгу, любая индивидуальность является двойственностью.

В работах психиатра из принципов двойственности вытекает идея типов личности, которая называется соционика. Это направление в психологии рассматривает идею «дуальных отношений», при которых оба партнера это носители дополняющих друг друга типов личности. Это могут быть узы брака, дружба и прочие связи. Один из партнеров совместим с другим психологически, т. е. их отношения идеальные.

Адвайта-веданта[править | править код]

«Адва́йта-веда́нта» (санскр. अद्वैत वेदान्त) — индийская философская система, наиболее известная разновидность веданты. Основной тезис: «Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же».

Обоснование иллюзорности мираправить | править код

Уже в Упанишадах наряду с трактовкой Брахмана как Творца мира, обладающего всеми возможными позитивными характеристиками, появилась тенденция считать, что в действительности к нему неприложимы вообще никакие характеристики. Создатели адвайты-веданты рассуждали так: «Но если подлинно реальная сущность неописуема, то, описуемое нереально. Сновидение и „реальный“ мир неотличимы друг от друга: объекты „реального“ мира — это тоже определенные представления и потому несубстанциальны; они преходящи, а преходящее не может быть реальным; они точно так же вплетены в человеческую деятельность, как объекты сновидений в нашу деятельность во сне; пища, принятая во сне, не может утолить голод наяву, но и наоборот — „реальная“ пища не может удовлетворить голод во сне. Далее, в „реальном“ мире должны существовать причинно-следственные отношения, но таковые просто невозможны: если следствие содержится в причине, то оно уже есть, возникновение его „невозможно“; если же не содержится, то причина отлична от следствия и породить его не может, ибо неподобное не может породить неподобное.» Аналогично показывается, что причина и следствие не могут быть ни одновременными, ни разновременными.

Критика адвайты-ведантыправить | править код

А почему это неподобное не может породить неподобное? Неподобное может породить неподобное! Мнение о том, что неподобное не может породить неподобное вызвана таким свойством человеческой психики, как склонность к сверхобобщению

Сверхобобщение — принятие во внимание нескольких нетипичных случаев и осуществление выводов о наличии целого закона на их основании без принятия во внимание случаев, представляющих группу адекватно. Люди заметили, что дети похожи на своих родителей, вот и обобщили, придя к выводу: «подобное порождает подобное»

Да и потом, что такое «подобное» и «неподобное»? С чего это подобное обязательно должно быть абсолютно подобным, а неподобное абсолютно неподобным?! Даже дети неабсолютно подобны родителям — они чем-то отличаются от родителей. Эта логическая ошибка создателей и последователей адвайта-веданты называется «необоснованное исключение» (когда рассматриваются только два варианта, а третий упускается из внимания, как будто бы третьего не дано (например: «либо абсолютно подобно, либо абсолютно неподобно, третьего не дано.»). Подобный взгляд («либо то, либо это, третьего не дано»), это чистой воды дуализм. Таким образом, в адвайта-веданте сплошной дуализм при разговорах об отрицании дуализма (само слово «адвайта» в переводе с санскрита означает «отрицание дуализма» или «недвойственность» («а» на санскрите означает «не», а «двайта» — «двойственность» или «дуализм»). К тому же из самой адвайтской концепции Брахмана вытекает, что Брахман не является ни подобным чему-то ни неподобным ничему, ведь в адвайта-веданта утверждает, что Брахман определяется только через отрицательные характеристики: «Ни то, ни это, ни существующий, ни не существующий, ни целостный, ни нецелостный и т. д.».

Кто такие дуалы?

Соционическая теория дуальных отношений гласит, что дуалы подходят друг другу, как замок и ключик. В реальной жизни дуальную пару не обязательно образуют мужчина и женщина, как это происходит в браке. Так же как любой из 16 ТИМ может иметь, как мужчина, так и женщина, дуальную пару могут образовывать две женщины или двое мужчин. Это люди, отлично находящие общий язык, имеющие общие интересы и жизненные принципы, но при этом, дополняющие друг друга. Друзья детства, закадычные подруги, которые проносят свою дружбу через всю жизнь, часто оказываются дуалами.

Вещи, которые представляют трудность для одного из дуалов, легко получаются у другого и наоборот. Поэтому дуальные пары могут быть очень эффективны при работе над одним проектом, как краткосрочным, так и рассчитанным на длительную реализацию. Среди партнеров по бизнесу нередко встречаются великолепные альянсы дуалов, один из которых является трендсеттером, то есть умеет просчитывать спрос в недалеком будущем и проектировать соответствующие модели бизнеса, а второй реализует их на практике, воплощает в жизнь.

Главный показатель возникновения дуальных отношений – восприятие партнера таким, какой он есть, ощущение его ценности, привязанности к нему и одновременно — ощущение внутренней свободы, силы, самостоятельности.

Дуализм в теологии

В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

Дуализм в философии

Для дуализма характерен тезис «материя и сознание» — это два первоначала, которые существуют автономно.

В философии термин «дуализм» имеет целое множество применений. Основная идея заключается в том, что в предмете суждения существуют две основные категории принципа, которые принципиально разные.

Например, мысль и мозг (или разум и тело). Эта дискуссия о дуализме обычно начинается с допущения реальности физического мира, затем продолжается с аргументами о том, почему ум не может рассматриваться как часть физического мира.

Дуализм Декарта

В своей известной философской работе под названием «Размышления о первой философии» (1641 г.) Рене Декарт говорит о дуализме. В шестом размышлении он определяет разум как то, что думает. А тело (противопоставляется разуму) — это протяжённость в пространстве, оно не может думать само по себе.

И лишь тело, а не ум, описывается предикатами, которые обозначаются полностью измеримыми качествами, т. е. только тело может стать объектом научного изучения.

Основные типы дуализма

Субстанциальный дуализм

Ещё он называется картезианский дуализм. Его сторонники утверждают, что разум является независимо существующей субстанцией, т. е. ментальная часть не распространяется в пространстве, а материальная не может мыслить сама по себе.

Декарт защищал этот тип дуализма. Одновременно эту идею можно встретить и в большинстве теологий (объединение религиозных доктрин), которые повествуют о том, как бессмертные души продолжают своё существование в другом мире, что отличается от нашего, физического.

Пропетивный дуализм

Его последователи утверждают, что сознание — это не отдельная субстанция, а группа независимых свойств и они появляются из мозга. Психические свойства появляются только тогда, когда материя сформирована должным образом (как организован человеческий организм).

Пропетивный дуализм делится на:

  • интеракционизм — допускает возможность материальных последствий из-за ментальных причин, таких как желания (и наоборот: ментальных последствий из-за материальных причин);
  • окказионализм — все взаимодействия между материальным и нематериальным были вызваны вмешательством Бога, ведь материальная основа взаимодействия между ними невозможна;
  • параллелизм / психофизический параллелизм — ментальные причины вызывают только ментальные последствия, а физические причины — только физические последствия, но Бог создал заранее установленную гармонию, таким образом кажется, будто одно приводит к другому;
  • эпифеноменализм — ментальные события не имеют физических последствий; физические события могут вызывать другие физические события, но и ментальные, а ментальные не вызывают ничего.

Предикатный дуализм

Для того, чтобы осмыслить мир требуется более одного предиката (как описывается предмет суждения). Наш психологический опыт не может быть уменьшен до физических предикатов естественных языков.

Гносеологический (эпистемологический) дуализм

Это точка зрения в эпистемологии и гносеологии, согласно которой мир, что мы видим нашим сознанием, является только его миниатюрной виртуальной копией, а не реальностью.

Дуальность мира

В этой дуальности существует идея противоположностей мира, говорится о двух сторонах одной медали: добре и зле, свете и тьме.

Например, такая человеческая черта как упрямство, можно расценивать как характеристика, приносящая и хорошее, и плохое. Плоха она тем, что такой человек обычно очень категоричный и агрессивный. Хороша она тем, что в поставленных целях он упрямо будет идти до самого конца.

Человек сам, своим же разумом и создаёт эти дуальности.

Виды дуализма

Исторически дуализм имеет две свои разновидности — это картезианство и окказионализм.

Рассматривая философское течение в контексте исторического материализма и диалектического материализма нужно учитывать другой не менее важный вопрос философии: «Что первично: материя или сознание?».

Дуализм в теологии (религиозный) подразумевает наличие двух противоположных сил (богов). В теологии это течение обозначается как дитеизм (битеизм). Противоположность учения представляет дитеизм (битеизм) как моральный дуализм, который одновременно не предполагает всяких «теизмов». То есть дитеизм (битеизм) предполагает, что религия может быть и двойственной, и монотеистической, но обязательно должен быть верховный бог. В качестве примера по данному виду служит древняя христианская ересь — маркионизм. Маркионизм утверждал:

  • что нет единого верховного бога;
  • Старый Завет и Новый написаны разными соперничающими богами;
  • каждый из богов был так называемым Первым Принципом и, объединившись, эти два Принципа создали монотеизм в религии.

Дуализм в философии направлен на признание равноправия материального и идеального, но вот их относительность друг к другу отрицает. В западной философии по примеру Декарта приравнивались разум и самосознание на основе человеческой души и тела. В восточной же философии связали материю и сознание, так что материя стала включать в себя тело и сознание.

Дуализм и философия сознания

  • В философии сознания это взаимное дополнение сознания и материи. Сознание и материя здесь равны по значимости. Такой вид философского учения принято называть картезианством. Материальное и духовное отличны в своих свойствах: материальное имеет форму, положение в пространстве, обладает массой тела; духовное — субъективно и целенаправленно.
  • Вторая форма, помимо картезианства, — это дуализм качеств или свойств. Духовной субстанции нет, но есть нечто материальное (мозг), обладающее свойствами, порождающими психические феномены.
  • Эпифеноменализм рассматривает мотивы и желания, как побочные процессы, происходящих в мозгу казуальных событий. Отрицается роль воздействия психических сущностей на физические процессы.
  • Предикативность — это очередная форма дуализма. Означает описание предмета суждения. Для восприятия мира по этому учению философии требуется множество описаний — предикатов.
  • Символический физикализм (пропетивный дуализм) представляет сознание как группу свойств, независимых друг от друга. Сознание не является отдельной субстанцией, так как мозг выделяет эти независимые свойства. Когда материя подобна человеческому телу, тогда и появляются свойства.

В физике дуализм выступает основой для колебательных процессов. Если рассматривать его в квантовой механике, то дуализмом тут будет двойственность корпускул и волн, а точнее, двойственная природа этих частиц. Как компромисс эта двойственность в квантовой механике стала описываться волновой функцией частицы.

Как объяснить близким, что происходит?

В обществе до сих пор сохраняется негативное отношение к расстройствам психики, поэтому человеку с психиатрическим диагнозом сложно рассказать об этом даже близким людям. При этом, поддержка семьи и друзей играет очень важную роль в психологическом благополучии и дает силы справляться стрессовыми ситуациями.

Рассказывая об особенностях и симптомах БАР, вы всегда сможете воспользоваться описанием его симптомов, приведенных в начале этой статьи.

Почему важно информировать близких о своем состоянии:

  1. Родные и друзья смогут заметить опасные изменения в поведении, предшествующие эпизодам, и посоветовать сходить на внеплановый прием к врачу. У врача будет возможность вовремя скорректировать фармакотерапию, что позволит сократить длительность и интенсивность эпизода.
  2. Близкие не будут принимать поведение во время эпизода на свой счет и будут легче переносить вспыльчивость, обидчивость, агрессию. Снизится количество конфликтов и дополнительного стресса для вас. Если вы расскажете значимым людям о диагнозе, это поможет сделать общение с ними более экологичным, позитивным, менее травматичным.

Если вы не хотите в подробностях объяснять свое состояние, по крайней мере, не изолируйте себя от близких людей. Не создавайте для себя нового стресса в виде конфликтов и разрыва отношений с родными и друзьями. Можно просто сократить количество общения. Если во время эпизода вы будете меньше или реже общаться с близкими, это не обязательно вызовет подозрения. У всех бывают периоды высокой загруженности и занятости. И только вам решать — рассказывать кому-то о своем диагнозе или нет.

Поддержку можно найти в психотерапевтических группах и группах поддержки для пациентов с биполярным аффективным расстройством. Это специальные группы с определенными правилами, в которых вы можете познакомиться с людьми с таким же диагнозом, обсуждать волнующие вас вопросы о БАР, получить понимание и поддержку.

История возникновения термина

Предпосылки дуализма можно найти еще в античные времена, когда известный всем Платон выделял два мира: идей (чувственных вещей) и действительности, но поскольку наука тогда только зарождалась, четкого представления о нем не сформировалось. Уже в Новое время французский ученый Рене Декарт разграничивал дух и материю. По его мнению, дух способен мыслить, а материя – только растягиваться во времени.

Понятие «дуализм» первоначально в богословии употреблялось в отношении к религиозным представлениям о борьбе между хорошим Богом и плохим Сатаной – этот термин был введен в 1700 году Томасом Хайдом. Спустя чуть больше тридцати лет в связи с бурным развитием философии немецким ученым Ф. Вольфом данный термин был использован для обозначения двух противоположных по своей сути субстанций: духовной и материальной. Значительно позже понятие начали употреблять в физической науке, например, при характеристике частиц и античастиц и многое другое.

Возрождение

К концу 1940-х гг. интерес к данной философской концепции почти пропал, но ближе к началу 21 века появилось нечто вроде умеренного дуализма. Он разделяется на виды:

Субстанциальный или картезианский – подразумевает объединение “субстанции” и “дуализма субстанции”

То есть, выступают на стороне конкретики: не сознание, как набор мыслей и чувств, а сознание того, кто мыслит и чувствует.
Дуализм свойств – признаёт существования двух различных видов свойств.
Дуализм предикатов – считает важность психологических предикатов для понимания мира и их несводимость к физикалистскому началу. Фактически, признаёт существование двух различных видов субъектов.

Механизм интертипных отношений дуалов

Принцип дуализации реализуется очень просто: у первого дуала первая (базовая) функция соответствует пятой функции (функции дополнения) у второго дуала. Одновременно вторая (творческая) функция первого дуала отвечает шестой (функции активации) второго. Паззлы как бы складываются, формируя целостную картину. Слабые функции одного партнера «закрываются» сильными функциями второго. Встретившиеся «половинки» создают исключительно гармоничный альянс.

В дуальных отношениях редко возникают принципиальные межличностные конфликты, ввиду отсутствия соперничества. Даже если у человека чрезвычайно завышена самооценка, он все же переоценивает свои силы, возможности и достижения по сильным функциям, а не по слабым. Поэтому ему совершенно не обидно и не унизительно признать в партнере какие-то иные достоинства, никак не пересекающиеся с его собственными и не ставящие под сомнение его заслуг. У таких пар распределение домашних обязанностей или служебных полномочий происходит естественным образом: каждый берет на себя то, что ему ближе, что легче дается и лучше получается.

Если перейти к конкретным схемам, то соционика выделяет восемь пар, в которых возникают дуальные отношения:

• Дон Кихот – Дюма;• Гюго – Робеспьер;• Гамлет – Максим Горький;• Жуков – Есенин;• Наполеон – Бальзак;• Джек Лондон – Драйзер;• Штирлиц – Достоевский;• Гексли – Габен.

Изучая дуальные отношения, необходимо разграничивать два понятия: дуальность и дуализацию. Дуальность — это исключительно гипотетическая возможность пары людей, имеющих два теоретически соответствующих друг другу ТИМ создать единую целостную энергетическую сущность, гармонично соединить свои потенциалы. Дуализация —это процесс соединения потенциалов в диаде, при котором улучшается интегрированность каждого социотипа. Возможность и результативный процесс – далеко не одно и то же. Поэтому, говоря о дуальных отношениях, следует избегать определения «идеальный». Ни одни интертипные отношения не идеальны. Для того чтобы дуальность переросла в успешную дуализацию, требуются усилия, время и соответствующие условия, к созданию которых должны стремиться оба партнера.

Что такое дуализм

Дуализм представляет собой философское течение, согласно которому два класса вещей взаимно влияют друг на друга, не меняя своей структуры. То есть материальное и духовное начала одинаково сосуществуют в этом течении. Термин дуализм произошёл от латинского «двойственность». Именно двойственность данного течения в философии и привела к такому названию. Если взять, к примеру, монизм, то в философии он будет явной противоположностью.

Первым философом, употребившим термин дуализм, стал X. Вольф. Он считал, что все те, кто признаёт существование материального и нематериального мира, и являются дуалистами. В числе ведущих представителей этого течения считают французского философа Декарта и немецкого Канта. Первый из них выделял духовную и телесную субстанции, которые нашли своё подтверждение в самом человеке: душа и тело. Второй же разделил две сущности дуализма на человеческое сознание и объективная основа явлений. Основа явлений, по его мнению, является непознанной.

Это философское течение появилось задолго до самих основоположников. Оно существовало ещё в древности. В Средние века до определения самого понятия было принято считать о вечной борьбе двух начал: Добра и Зла. В марксистско-ленинский философии саму идею существования дуализма принято полностью отвергать, так как, по её мнению, материальное есть основа для возникновения и существования духовного (психического) и никак по-другому.

Таким образом, это философское значение напрямую связано с извечным законом философии о единстве и борьбе противоположностей. Философский закон прямо говорит, что не существует единства без противоположности и противоположность не может существовать без единства. Любой из выбранных объектов имеет свою прямую противоположность. Такое существование ведёт к неизбежному противоречию, в результате которого один из известных объектов исчезает полностью и появляется другой в новом состоянии. И, так до бесконечности.

https://youtube.com/watch?v=qcqkkWpIUgg

Куда обратиться за консультацией и помощью?

Есть разные варианты получения психиатрической и психотерапевтической помощи.

Государственные психиатрические больницы и психоневрологические диспансеры по месту проживания.

Кризисная линия доверия — можно позвонить при суицидальных мыслях. Телефон: 8 (800)100-49-94.

Частные клиники, лицензированные на оказание медицинской помощи. Подлинность лицензии всегда можно и нужно проверить на сайте лицензирующего органа. Не забывайте проверять подлинность образования специалистов, к которым вы обращайтесь.

Ни один вариант не может на сто процентов гарантировать лучшую психиатрическую помощь. При сомнениях и дискомфорте всегда можно сменить врача, выслушать несколько мнений и попробовать разные варианты лечения. Хороший специалист всегда сможет рассказать про диагноз и курс лечения, подкрепит свои слова данными современных исследований. Выбор остается за вами.

Запомнить про биполярное расстройство

Биполярное расстройство личности — это хроническое психическое заболевание, которое нужно лечить. При лечении и соблюдении профилактических мер, оно не приводит к госпитализации и позволяет сохранить высокое качество жизни.

Вы можете улучшить свое самочувствие, если будете следовать рекомендациям:

  1. Наблюдаться у психиатра и принимать лекарства;
  2. Не бросать и самостоятельно не менять комбинации и дозировки препаратов;
  3. Отслеживать изменения в своем состоянии. Например, с помощью рабочей тетради (Centre for Clinical Interventions), карты самостоятельной регистрации колебаний настроения и листа самоотчета;
  4. Пройти курс психотерапии для формирования хороших навыков и стратегий преодоления стресса;
  5. Продолжать работать и учиться по мере возможности;
  6. Поддерживать хорошие взаимоотношения с семьей и друзьями, не изолировать себя. Предупредить близких о своей болезни – БАР;
  7. Вести здоровый образ жизни.

Заботьтесь о своем здоровье и живите в гармонии собой.

Причины двойственности человека

Дуальная личность — всегда травмирована. При изучении пациентов с дуальностью (двойственностью) всегда выявляется в роли основной причины негативный жизненный опыт. Это может быть смерть родителей, физическое или сексуальное насилие. Особенно часто дуальность проявляется у лиц, которые подверглись насилию в возрасте до 9-ти лет. В этот период у ребенка еще только формируется психика, поэтому он может «забросить» негативный опыт на «чердак» и начать жить иной, дуальной жизнью.

Дуальной личность может стать при неврастеническом или истерическом состоянии. Огромное влияние на психику оказывает внутренняя неуверенность — дуальность помогает скрыть комплексы.

Двойственность может быть обусловлена и рядом серьезных психических заболеваний:

  • шизофренией и шизоидными состояниями;
  • затяжной депрессией;
  • обсессивно-компульсивным расстройством;
  • биполярным аффективным расстройством;
  • неврозом.

Словарь Ушакова

Дуализм (лат. dualis “двойной”) – термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В данной области знаний этот термин охватывает пересечение двух основных классов вещей или принципов, взаимно влияющих друг на друга, но не меняющих своей структуры. В теологии, например, дуалист – это тот, кто верит, что Добро и Зло – или Бог и Дьявол – являются независимыми и более или менее равными силами мира. Дуализм противопоставляется монизму – теории, согласно которой существует только один основной вид, одна категория вещей или один принцип; а также, хотя и реже, плюрализму – взгляду, согласно которому существует множество видов или категорий. В философии сознания дуализм – это теория, которая в некотором смысле подразумевает радикальное видовое различие между ментальным и физическим – или между сознанием и телом (сознанием и мозгом). Поскольку здравый смысл подсказывает нам, что физические тела существуют, а интеллектуальная потребность – принять единую картину мира, мы можем сказать, что материалистический монизм является “позицией по умолчанию”. Поэтому обсуждение дуализма обычно начинается с предположения о реальности физического мира, а затем рассматриваются аргументы, объясняющие, почему сознание нельзя рассматривать просто как одну из частей этого мира.
Если кондиционер включен летом, это будет блаженство, а если зимой – страдание. Так что же является причиной страданий – кондиционер или обстоятельства? Или проблема еще глубже, и причиной страдания является наше отношение к объекту?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: