Яма и нияма. фундаментальные принципы йоги для счастливой жизни

Как работает йога

В физическом аспекте йога способствует улучшению гибкости, осанки, повышению силы и выносливости. Польза йоги для организма неоспорима: выведение токсинов из лимфоузлов, снижение уровня гормона стресса, поддержание иммунной системы в состоянии, способном противостоять инфекциям. Йога помогает нормализовать кровяное давление, облегчить процессы протекания различных хронических заболеваний.

Но главной целью йоги всё-таки является обуздание ума. Поскольку мы находимся во власти как у ума, так и у чувств, то нам следует научиться брать под контроль и то, и другое. И в этом как нельзя лучше нам может помочь йога.

Мы дисциплинируем своё физическое тело практикой Асан, которые позволяют нам научиться контролировать его, уметь ослаблять напряжение, устранять мышечные блоки и зажимы. Благодаря практике Пранаямы мы берём под контроль потоки жизненной энергии (праны). Практика Пратьяхары помогает обуздать наши чувства, абстрагироваться от своих привычных эмоциональных реакций и научиться наблюдать их со стороны. Эти практики готовят наш ум к концентрации, сосредоточению — Дхарана. Следующая ступень — медитация, или созерцание — Дхьяна, практика погружения в объект наблюдения и концентрации, позволяющая нам выйти за пределы самости (Эго). Все вышеперечисленные ступени ведут нас к конечной стадии йоги — Самадхи, когда мы выходим за пределы двойственного восприятия мира. В результате наше сознание озаряет свет мудрости.

Йога как практика беЗпристрастного наблюдения ведёт нас к постижению единства бытия. Йога дарует нам умиротворение, спокойствие, внимательность, учит нас пребывать в текущем моменте «здесь и сейчас». Йога привносит в нашу жизнь гармонию и осознанность. Благодаря йоге мы обретаем не только крепкое здоровье, ясный, чистый ум, и эмоциональное равновесие, она избавляет нас от омрачений и невежества, уводит от страданий и боли, ведь мы на глубинном уровне начинаем открывать для себя, как изумительно мудро устроена наша жизнь, где всё сотворено по божественному замыслу во благо всех живых существ.

Как делать йогу: основа практик саморазвития — Яма и Нияма

Первая ступень йоги, согласно «Йога-сутрам» Патанджали, представляет собой постижение и применение в жизни нравственных заповедей, морально-этических норм и правил поведения в социуме

Почему это важно, и зачем эти заповеди Патанджали определил в основу, так сказать, фундамент всего учения йоги? Эти правила позволяют нам проработать свои ограничения, вызванные активностью нашего Эго. Яма и Нияма — это основа йоги, приучающая нас нести ответственность за своё поведение, и пока мы не начнём практиковать и внедрять в свою жизнь эти принципы, нам трудно будет продвигаться по пути саморазвития. Побороть эгоистичные тенденции помогает нам Яма (санскр

यम), следуя принципам которой, мы живём в согласии со всем сущим, проявляя уважение ко всем живым существам. Первый принцип Ямы — Ахимса, или ненасилие, непричинение вреда, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Все остальные принципы «Ямы» также призваны уводить нас с эгоистичного пути. Эго на первых порах будет яро сопротивляться всем нашим попыткам выйти из-под его влияния, но, постепенно внедряя эти принципы, мы формируем привычку действовать соответствующим образом, и они становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Помимо основополагающего принципа Ахимсы, Яма включает в себя также следующие правила: Сатья (правдивость), Астея (неворовство), Брахмачарья, или дисциплинирование чувств, Апариграха (ненакопительство)

Побороть эгоистичные тенденции помогает нам Яма (санскр. यम), следуя принципам которой, мы живём в согласии со всем сущим, проявляя уважение ко всем живым существам. Первый принцип Ямы — Ахимса, или ненасилие, непричинение вреда, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Все остальные принципы «Ямы» также призваны уводить нас с эгоистичного пути. Эго на первых порах будет яро сопротивляться всем нашим попыткам выйти из-под его влияния, но, постепенно внедряя эти принципы, мы формируем привычку действовать соответствующим образом, и они становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Помимо основополагающего принципа Ахимсы, Яма включает в себя также следующие правила: Сатья (правдивость), Астея (неворовство), Брахмачарья, или дисциплинирование чувств, Апариграха (ненакопительство).

Следующая ступень йоги «Нияма» (санскр. नियम, niyama), представляет собой систему самодисциплины. Без неё нам не устоять на пути самопознания и духовного самосовершенствования. Нияма включает в себя следующие правила, или добродетели: Шауча (чистота) — наши пища, дом, одежда, тело, мысли и чувства чисты, также мы не допускаем сквернословия. Сантоша, или удовлетворёность, когда мы принимаем себя такими, как есть, и довольствуемся всем, что имеем. Тапас, или разумная аскеза, приучает нас к самодисциплине и усердию в достижении своей цели на пути йоги. Свадхьяя (самопознание) состоит в изучении духовной литературы, постижении высшей мудрости. Ишвара Пранидхана — доверие Всевышнему — мы доверяемся божественному замыслу.

Даже если вы начали свой путь йоги именно с коврика, вы непременно осознаете важность соблюдения принципов Ямы и Ниямы и убедитесь, что без применения этих основ, дальнейшее продвижение по пути будет не столь эффективным

Ишварапранидхана

Слово “Ишвара-” трактуется как “Бог”, “-пранидхана” — вспоминать. Ознакомившись с десятком переводов, я поняла что относительно пятой ниямы также нет единогласного мнения.

Для себя я определила ишварапранидхану, как способность совершать поступки не ожидая результата. Что в оригинале звучит примерно как посвящение своих поступков Богу.

При том поступки не совершаются бесцельно. Я настраиваюсь на любой поворот событий. Конечно, успех в начинаниях кажется предпочтительнее. Но нияма дает осознание того, что мои внутренние установки (или Божественное провидение?) и намерения ведут в ситуации, способствующие развитию.

Способность не опускать руки после неудач, продолжение движения в заданном направлении, в моем понимании, отражает концепцию ишварапранидханы.

Человеческий мозг ограничен информацией, поступающей от органов чувств. Мы не видим ультрафиолетовые лучи, не слышим инфразвук, что доказывает что мы не способны воспринимать мир во всей ее полноте, а на самом деле мы лишь пылинки на ветру, пребывающие в неведении.

Йога в современном мире. Понимание йоги в обществе.

В последние годы йога продолжает стремительно набирать популярность. На пользу этому служат характерные особенности общества, в котором мы живём. Появление интернета и беспрепятственного доступа к огромному количеству информации сделали основы йоги доступными для любого желающего.

Что же такое основы йоги? Какова её основная цель? Какой смысл вкладывают в это понятие современные люди? Как относились к этой науке самопознания древние мудрецы? На изучение каких книг следует опираться новичку для получения максимально полной информации?

Многие люди считают йогу результативной гимнастикой, оказывающей омолаживающий и оздоровительный эффект. Для них это не более чем занятие, позволяющее избавиться от стрессов и обрести гармонию. Другие начинают заниматься йогой для того, чтобы сбросить лишний вес и подкорректировать фигуру. Некоторые хотят посредством йоги снять усталость после напряжённого рабочего дня или подлечить спину.

Но те, у кого появляется желание глубже понять основы йоги, наверняка захотят в поисках новых знаний обратиться к древним трактатам. В процессе их изучения к ним придёт понимание того, что понятие «йога» куда более объёмно. Результаты, ожидаемые большинством наших современников – всего лишь побочный эффект, появляющийся при регулярных занятиях.

Вверх по ступеням

Самыми первыми и основными ступенями йоги являются яма и нияма. Всего ступеней в практики выделяется восемь и каждая из них неизменно очень важна. Без них не было бы единого Абсолюта. Чтобы познать пользу и смысл жизни и законов Вселенной, человек должен познать все восемь ступеней. Только в том случае его жизнь будет наиболее гармоничной и счастливой.

Указания, которые описаны в принципах яма и нияма, основаны на чистых и непорочных принципах мудрецов Рыши, просвещенных в состоянии божественного начала.

Если человек начинает практиковать яма и нияма, раскрывает для себя чистое состояние собственной души, одухотворенное и открытое.

Пять принципов Ямы: контроль

1. Ахимса – ненасилие, непричинение вреда, благожелательность. Это осознанный отказ от причинения вреда чему бы то ни было в этой Вселенной, включая себя и окружающую среду, искоренение склонности обижать и притеснять других, в том числе ради личной выгоды. Желание причинить вред отдаляет нас от Истины и усиливает Эго, отделяя от единства всего сущего. Именно благодаря работе над собой по устранению таких желаний в сердце распускается благожелательность и спокойствие, нужное для медитации. 2. Сатья – отказ от лжи и самообмана, правдивость Это отказ от желания искажать истину, имеющий грубые и тонкие стороны: истина всегда полезна, в то время как утверждение факта может быть не только полезным, но и иметь пагубные последствия. Если нет способа сказать истину, не причинив вред, лучше молчать. Отказ от самообмана позволяет также научиться распознавать негативные тенденции психики, уводящие от космического сознания. Достижение совершенства в сатье дает магические силы, которые материализуют произнесенные слова. 3. Астейя – нестяжательство, отказ от стремления обладать тем, что не заслужено Это не только отказ от желания возыметь то, что нам не является нашей собственностью, умение не забирать энергию, это также и отказ от обеспокоенности получением награды за свои труды, стремление не привязываться к результатам. Получение нами результатов деятельности следует полностью доверить Божьему усмотрению, что позволит разуму оставаться совершенно спокойным и не стремиться во вне из себя самого в процессе медитации. Это полная самодостаточность и свобода. Совершенство в астейе позволяет без труда привлекать все необходимые вещи. 4. Брахмачарья – самоконтроль, наполнение Духом Это осознание себя Душей, тело для которой является лишь инструментом, и контроль всех своих естественных потребностей, в том числе сексуального влечения. Добиться этого можно, направив все усилия на постепенное достижение результата, и научившись перенаправлять любое приятное ощущение вверх, в мозг, осознавая внутреннее чувство удовлетворенности в его вечном источнике, ощущая непреходящее счастье в самом себе. Совершенство в брахмачарье позволяет обрести бесконечную энергию и творческие силы. 5. Апариграха – непринятие, непривязаность к собственности Это осознание того, что все принадлежит Богу, и даже человеческие тела, деяния и мысли. Отдавая себя полностью Богу в медитации, становится возможным обрести ее плод максимально быстро, а совершенное развитие апариграхи делает возможным вспоминание прошлых жизней: необходимо полностью отказаться от этой личности, войдя в сверхсознание, и тогда душа сможет вспомнить и другие перевоплощения.

Виды йоги

Поговорим о том, какие бывают виды йоги. Не путать с разновидностями йоги, которые появились в последние несколько столетий. Сейчас создано огромное количество авторских стилей, созданных выдающимися учителями современности (Аштанга Виньяса йога, Вини йога, Дживамукти йога, Йога Аейнгара и т. д.).

Здесь же будут рассмотрены именно объёмные подразделы йоги, отличающиеся сутью качеств, уровнем развития личности практика, выбирающего тот или иной вид йоги.

Карма йога

Как уже было упомянуто выше, «карма» – это действие. Следовательно, такой вид йоги подразумевает выполнение определённых действий, а именно физического или иного активного труда без привязки к его результатам.

Способствует развитию альтруизма, уменьшает привязку к собственному «я», развивает осознанность и умение находиться в потоке деятельности. В большинстве Ашрамов современной Индии европейцам сразу предложат именно этот вид йоги: мыть полы в Ашраме или помогать по кухне.

Бхакти-йога

Это йога преданного служения. Развивает такие качества как преданность, служение высшему (Ишвара Пранидхана), умение жертвовать своими желаниями на благо других и любовь к Богу (Абсолюту, высшему разуму). Практика Бхакти-йоги подразумевает чтение священных писаний, повторение имён бога, пение священных гимнов. Думаю, многим из Вас она знакома по принятым обрядам в христианских традициях и традициях других мировых религий.

Джняна йога

Йога, подразумевающая работу с умом и постижение высшего состояния сознания через аналитические практики осознанности, концентрации внимания и размышления на духовные темы. Джняна – знание, это более подходящий вид практики для людей, кому сложно через прямое и открытое сердце служить высшему, она позволяет проходить этот путь через усмирение концептуального ума и открытие его новых граней.

Раджа-йога

Королевская йога. Это работа с омрачениями. В самом общем смысле этот вид йоги можно сопоставить с восьмеричным путём Патанджали. Высшей ступенью Раджа-йоги является соединение с Абсолютом ? достижение состояния самадхи и освобождение.

Основы хатха-йоги

Первые четыре ступени из восьми ступенчатого пути Патанджали – это и есть Хатха-йога. Яма, нияма, асана и пранаяма. В техники Хатха-йоги также входят бандхи, крийи, мудры.

Термин Хатха состит из двух корней:

«ха» – силовой аспект, внешнее, мужское, телесное начало;

«тха» – гибкостный аспект, внутреннее, женское, интуитивное.

Таким образом, Хатха-йога ? это практика, сочетающая силу и гибкость, динамику и статику, активность и внутренний аспект. Хатха-йога наполнена техниками работы с телом, сознанием и дыханием.

Бандхи – это энергетические замки. Крийи – очистительные методики, наиболее популярные и хорошо представленные здесь: книга основы йоги скачать.

Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.

Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов читать.

Зачем заниматься Хатха Йогой

ГИМАЛАЙСКИЕ ЙОГИ

Хатха Йога — это работа с телом, энергией и сознанием. Все это делает ее важнейшим элементом духовного пути. Тело человека это продолжение сознания. Даже современная психология и медицина подтверждает то, что сознание и тело взаимосвязаны. Способ вашего мышления формирует ваше здоровье, а также обстоятельства жизни и судьбу.

Было бы слишком узко сказать, что Хатха Йога это только физические упражнения, которые могут укрепить здоровье, на самом деле это техники которые также влияют на работу сознания. Именно поэтому практики Хатха Йоги древнейших времен были основой для практики медитации. Подготовив свое тело можно приступать к внутренним практикам медитации. Тело должно быть глубоко расслабленно, только тогда возможно войти в глубокие медитативные состояния. Польза Хатха Йоги широко обсуждаемая тема. Практикуя Асаны, физические позы и дыхательную гимнастику, вы укрепляете позвоночник, внутренние органы, повышаете работоспособность и выносливость организма.

Доктринальный контекст

Учение, основанное на йога-сутрах Патанджали , называется йога-даршана . Это выражение состоит из двух терминов:

  • Йога (योग на деванагари ) — это санскритский термин, обозначающий набор практик, направленных на слияние тела и ума для достижения единства и внутреннего мира.
  • Даршана (दर्शन на деванагари ) этот санскритский термин означает зрение, видение; аспект, в философии: метод, доктринальная точка зрения, школа мысли, философская система, учение о спасении.

В индуистской философии существует шесть основных даршан (школ мысли или точек зрения). Йога — одна из них. Это связано с философией санкхьи .

Апариграха – важные знания для каждого йога

В философии йоги понятие апариграхи является одним из фундаментальных. Если человек идет по пути Аштанга-йоги, прежде всего, он должен признавать, что истинная его природа – духовная. И все материальное, в том числе и тело, является инструментами для достижения цели жизни. Никто не будет привязываться к ножу, которым готовим еду. Никто не будет плакать по молотку после того, как дом построен и гвозди вбиты.

Но не нужно вдаваться в крайности. Если вы находитесь на высоком уровне  духовного развития, то можно полностью отказаться от материальных благ и удобств. Но мы живем в материальном мире, наши духовные задачи должны строиться на базисе материального мира. Мы пришли сюда в теле, которое требует заботы. Если вы родились в женском теле, то одной из задач этой жизни является рождение детей. А детей невозможно вырастить, отказываясь от материальных благ. Насколько духовным оказались бы родители четверых детей, отказавшись от дома, который был бы подарен им благотворительной организацией? На  определенном этапе нужны определенные материальные инструменты. Глупо было бы отказываться от бетономешалки, если она есть, и замешивать цементный раствор лопатой.

Более разумно не отказываться от них вообще, а применить для духовного роста. Как использовать дары – решать вам. Но мы никогда не получаем лишнего, и нас никогда не лишают необходимого. Все, что было получено, нужно принимать и применять. Или отказываться, чувствуя, что это проверка нашего духовного уровня. Выбор дается всегда. И он должен соответствовать духовному уровню.

Принимать подарки, не считая дарителей благодетелями. Легко отдавать то, что имеете. Быть благодарными за то малое, что у вас есть. Не привязываться к тому излишнему, что у вас в собственности. Любить людей, но быть самодостаточным. Брать на себя ответственность за стариков и детей, но принимать со смирением волю Бога. Стремиться к познаниям, но не становится информационным зависимым. Не лениться, решая как духовные, так и материальные задачи, но видеть указания судьбы.

Принципы ямы

В йоге существуют свои правила, которые описаны в заповедях и писаниях. Первым принципом яма является принцип самоуправления. Он гласит, что нельзя ухудшать собственную жизнь, портить ее, причиняя себе боль или насилуя. В том числе он распространяется и на внешний мир. То, чего мы не желали бы для себя — нельзя применять и к окружающему.

Второй закон — справедливость и честность во всем. Если человек уверен в своих поступках и силе своих помыслов, его жизнь будет намного более гармоничной

Очень важно научиться отказываться от лжи, даже если эта привычка укоренилась в человеке

Третьим принципом является отказ от желания обладать тем, что тебе не принадлежит. Подразумевается отказ от воровства и обмана. Даже если человеку кажется, что он не осуществляет злодеяние, но он берет чужое, обижает другого человека, даже в мыслях, он существенно портит свое существование и карму.

Четвертым важным аспектом яма является умение руководствоваться и пользоваться тем, что имеешь. Человек должен быть умерен в своих желаниях и действиях. Нельзя слишком много требовать и желать. Следует ограничивать себя во многом, чтобы познать наилучшую жизнь.

Пятое — сдержанность. Человек должен сдерживать собственные мысли, поступки и желания, особенно если они потенциально будут нести вред себе и окружению.

Б

БАРДО — промежуточное состояние между жизнью и смертью

БАНДХА — связывание, блокада, сбор, замок

МУЛА БАНДХА — связывание живота, нижний замок

УДДИЯНА БАНДХА — втягивание диафрагмы, брюшной замок

ДЖАНДХАРА БАНДХА — блокада подбородком, шейный замок

МАХА БАНДХА — все три Бандхи вместе

БАСТИ — техника очищения тела очищение кишечника

БОН-ПО — добуддийские шаманские верования жителей Гималаев

БИЙЯ МАНТРА — семенная Мантра, чаще всего санскритский слог

БИНДУ — точка

БИНДУ ЧАКРА — центр в пределах темени

БРАМАРИ — пчела, техника Пранайямы

БРАХМА — Творец универсума, один из аспектов божественной троицы

БРАХМАН — абсолютная Действительность, всепронизывающий божественный принцип

БРАХМАЧАРИЯ — стремление к возвышенному, аскетизм, отказ от чувственных удовольствий

БРАХМАЛОКА — наивысший уровень, абсолютная Действительность; еще называется Сатьялока

БРАХМАМУРТА — рассвет

БРАХМАРХАНДРА — ворота Брахмана, другое название Сахасрара Чакры

БРАХМАВИДЬЯ — знание об абсолютной истине

БРАХМА ГРАНТХ — «узелок Брахмана», волосы, сплетенные в косичку

БРАХМА ТАТТВА — наивысший божественный принцип, см. Таттва

БРАХМИК МАНТРА — Ниргуна Мантра, Мантра, ведущая к Освобождению

БРАХМИН — представитель наивысшей касты в Индии; символично голова

БУГЛА БХАКТИ — «любовь цапли», притворная любовь

БУДДА — существо достигшее просветления

БУДДХИ — интеллект, разум, способность решений и заключений

БХАВ — ощущение поглощения

ДАЙЯ БХАВ — ощущение смелости, сочувствия

САНТ БХАВ — чистое, светлое, позитивное ощущение, см. Сант

БХАГ(А)ВАН — Господин, великий Учитель,

БХАНГ — популярный в Индии способ бупотребления конопли

БХАКТИ — любовь, преданность

БХАКТИ МЕДИТАЦИЯ — медитация любви

БХАКТИ ЙОГА — один из четырех главных путей Йоги, Йога любви

ГУРУ БХАКТИ — преданность Учителю

НИРГУНА БХАКТИ — любовь без определенного образа или символа

СА(Р)ГУНА БХАКТИ — любовь через определенный образ

БУГЛА БХАКТИ — «любовь цапли», притворная любовь

ПАРАБХАКТИ — наивысшая ступень любви, абсолютная любовь

БХАСТРИКА — техника Пранайямы, дыхательное упражнение

БХОГА — наслаждение, человек приносивший себя в жертву

БХРАШТ — «повреждение», разрыв

ЙОГ БХРАШТ — преграда на Йога пути

БХУДЖАНГИ МУДРА — «положение змеи», техника Хатха Йоги

ШАОЧА. ВСЕСТОРОННЯЯ ЧИСТОТА. ОСНОВА КРАСОТЫ И ХАРИЗМЫ

Чистота стоит рядом с божественностью. Чтобы обрести внутреннее счатье, нужно очистить его от внутреннего загрязнения.

4 вида чистоты:

  • внешняя физическая чистота (чистота тела, одежды, среды обитания (дома, рабочего места и т.п.),
  • внутренняя физическая чистота (внутренняя чистота организма в целом и всех внутренних органов в частности); другими словами — это физическое здоровье (питание, очищение, физические упражнения),
  • внешняя психическая чистота (гигиена восприятия информации из внешнего мира: исключаем всё, что загрязняет наш ум),
  • внутренняя психическая чистота (исключение возникновения мыслей, которые опускают наш ум вниз).

Как поддерживать:

  • внешняя физическая чистота: регулярная влажная уборка среды обитания, рабочего места и т.п., порядок в доме (все вещи имеют своё место); принятие душа минимум 1 раз в сутки, а лучше 2 раза в сутки; избегание использования химических средств (шампуней, стиральных порошков, дезодорантов, духов и т.п.) и, по необходимости, замена их натуральными аналогами; чистка зубов минимум 2 раза в сутки, тщательное полоскание рта после каждого приёма пищи; ругелярная смена и стирка одежды и т.п.
  • внутренняя физическая чистота: правильный режим питания, работы, физической активности и отдыха, правильная диета (лакто-вегетарианская), обильное питье воды. Также может применяться периодическое голодание, в течение которого тело выводит токсины из организма.
  • внешняя психическая чистота: исключение попадания в психику извне любой информации, которая выводит её из равновесия и опускает вниз, например: порно и эротики, насилия, азарта, всевозможных извращений и т.п.
  • внутренняя психическая чистота: существует 6 видов мыслей, которые загрязняют наш ум: вожделение, гнев, жадность, гордыня, зависть, привязанность. Когда они визникают, преодолевать их нужно заменой на противоположные: благожелательность, щедрость, смирение, спокойствие и т.п.

Лекция 4

Мантра-Йога

Среди различных путей в йоге особенно
выделяется мантра-йога. Ее можно
также назвать техникой молитвы. В той или иной
форме такая техника присутствует во всех
религиях и психологических упражнениях. Суть ее
состоит в многократном произнесении обычно
коротких слов или фраз. Такое произнесение
должно сопровождаться эмоциональным фоном — бхавой.
Произносить можно вслух или про себя. Мантры
используются для развития чакр, духовного
очищения и являются относительно безопасным
способом достижения самадхи
(религиозного экстаза). Существует четкое
соответствие между чакрами и чакровыми мантрами.
Сахасрара — аум, аджна — ом,
вишудха — хам, анахата — ям,
манипура — рам, свадхистана — вам,
муладхара — лам. Мелодика
произнесения мантры и бхава довольно сложные и
не могут быть объяснены здесь, их надо услышать и
получить от учителя. Учитель должен вам пропеть и
артистически показать, возможно, телепатически
передать, то чувство — бхаву, которое необходимо
испытывать. Приведем здесь две простые мантры,
одна из индийской традиции (кришнаитская), другая
— из еврейской.

Смысл мантры очень прост, все строчки
переводятся примерно, как Слава Богу, а бхава — некое
чувство отдачи себя Всевышнему.

Бхава — чувство единения со своими…,
со своим народом.

Еще раз повторяю, что мелодика
произношения и бхава не может быть здесь в
деталях описана.

Мантра должна повторяться без перерыва
довольно долго. В начале — 15 минут, полчаса; потом —
до полутора-трех часов. Канон требует повторения
в течение 8 часов, что, как вы понимаете, трудно
совместить с работой по найму. Тем не менее,
повторение мантры не должно вызывать утомления,
оно должно быть радостным, освежающим. Малейшее
неудобство, возникающее при произнесении мантры,
говорит о неверной технике ее исполнения или
слишком долгом для вас на данном этапе
исполнении. Обе мантры очень хорошо петь вслух
или про себя в кругу учеников (от 3 до 12 человек).

Вторая мантра заметно сильнее,
эффективнее и глубже. Я рекомендую пользоваться
именно ей под руководством учителя.

Вопросы и ответы

Вопрос: В книге, которую я
читал, пятым принципом ямы является принцип
прощения, у вас этот принцип не упомянут.

Ответ: По-видимому, речь
идёт о принципах астея-апариграха, у нас они
идут под номерами третьим и четвёртым. Каждая
школа интерпретирует принципы по своему, с
учётом того, что актуально в данный исторический
период и в данной стране. В так называемой
русской школе, которой я придерживаюсь, принципы
не являются чем то догматически жёстким, и эти
два принципа формулируется как непривязанность
к чему то, не заработанному в поте лица своего, и к
тому, что не абсолютно необходимо.

Приведем здесь классический набор
принципов ямы в традиционном порядке: ахимса
(неагрессивность), сатья (правдивость), астея
(неворовство), брахмачарья (воздержание) и апариграха
(ненакопительство).

Всё остальное — это интерпретация
различных учителей различных школ.

Наиболее глубокий учитель русской йоги
В.И.Орлов, например, говорил:
«…непривязанность и безвредность, — эти два
понятия практически, на первый взгляд,
исчерпывают яму. Если смотреть глубже, и
непривязанность может быть грехом, и
безвредность — преступлением, и надо учить не
принципами и законами, а прецедентами…»

Вопрос: Что если следование
принципам йоги (не фанатическое, конечно)
приведёт к подрыву материального благополучия
человека? При этом я не имею в виду какие-то
предметы роскоши…, а самое насущное: оплату
скромного жилья, еды и т.д. Как быть в этом случае,
при этом учитывая обязанности… в семье, в
обществе?

Ответ: Это типичный
вопрос. В.И.Орлов на него отвечал так: «Почему
когда люди изучают философию, или учатся
рисовать, или стихи пишут, а это, как вы понимаете,
тоже чревато и карьерой неуспешной, и нелюбовью
властей, и семейной жизнью неустроенной, никто
ведь тогда детски беспомощных вопросов не
задаёт, потому что призвание — это судьба, от неё
не уйдёшь. Если же чувствуешь, что можно уйти,
хотя и хочется немножко, значит не судьба, уходи
не раздумывая…»

От себя я смягчу, как обычно, жёсткое
суждение Орлова. Любое хобби, если ему отдаваться
с головой, безрассудно, может повредить работе и
семейной жизни, просто знайте вашу меру, не
переходите вашу черту. В Америке многие
профессиональные йоги — очень богатые,
предприимчивые люди, счастливые в семейной
жизни. Йога это мировосприятие, в упрощенных
началах своих, не противоречащее материальному
житейскому счастью, а скорее позволяющее
сохранять свою личность при любых невзгодах или,
наоборот, успехах.

Лекция 1 | Лекция 2 | Лекция 3 | Лекция 4 | Лекция 5

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

Основа материального существования

Яма и Нияма – научные основы йоги, известные в буддизме и даосизме. Они используются в санкристских стихах упрощенной транслитерации, где длинные гласные суммируется, подобно носовым и аспирационным звукам.

Без осознания принципов Яма Нияма йога лишена контекста и просто не работает:

  • не успокаивает разум;
  • не вызывает отдых усталого тела;
  • не снимает до конца напряжение.

Вот почему Яма и Нияма имеют такое большое значение в терапии йоги. Она устраняет состояния, приносящие боль и страдания.

Это не специфическая физиотерапия. Техника йоги призвана повысить осознанность, внимательность. Йога должна работать в целостном контексте, иначе она бесполезна.

Соблюдение духовного закона через душу, проникшую в материю, сложно и часто невозможно в начале пути. Поэтому в йоге предпринимаются следующие шаги: Яма, Нияма, Асаны, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Следуя по этому пути, со временем, часто в конце духовного путешествия, человеческое сознание становится хозяином Космического Закона.

Духовный закон (Рыта, рита, рта) данный в начале йогического пути, является ясным Руководством, чтобы не потеряться на пути, полном ловушек и проблем. Несмотря на изменчивость мира, Духовный закон остается неизменным, как основа материального существования.

В основе великих религий и духовных школ всегда есть принципы Закона, которые мудрецы Рыши, называют светом и благословением на пути. Благодаря им дорога становится легкой, простой и успешной для прохождения.

В самом начале человеческой религии и культуры закон был написан на каменных табличках. Он составляет основу существования, запрограммированную в каждой душе. В основу Закона, данного Творцом, входит один из основных принципов действия материи и жизни в материи — принцип кармического возмездия (закон Кармы).

Часть 2. Практика (Садхана Пада).

Минимизация преукрашивания грубой сферы.

Защита вашего ложного отождествления:Две склонности:Страсть к продолжению:Страх к прекращению:Никто не освобождается от ответственности:Понимание необходимости неокрашивания:Желание сохранить вещи такими, какие они есть:Страх перемен:Страх естественен:

Асана

Предлагаемые позы:ПадмасанаВирасанаБхадрасанаСвастикаДандасануПарианкаСопасраяKraunchanisadanaSamasamsthanaSthirasukhaИспользуйте любую позу, которая приносит устойчивость и легкость:

Пранаяма

Приостановка означает переход:Замедление дыхания.Регулирование по месту, времени и количеству.МестоВремяЧислоЦели медленные и тонкие:Осанка является обязательным условием:Разнообразие взглядов на пранаяму.

Пратьяхара

Прекращение сцепления, а не подавление.Следуя за пчелиной маткой:Нежелание уводить чувственные ощущения.Привязанность к ощущениям:

А

A — изначальный звук, символически обозначающий бога Брахму

АБХИШЕКА — особый вид тантрического посвящения

АВАДХУТИ — женщина-адептка тантрической сексуальной йоги

АГНИ — индусский бог огня

АГЬЯ ЧАКРА — центр в заднем участке головы

АДВАЙТА — недуализм

АДЖАПА — постоянное, спонтанное внутреннее повторение Мантры

АДЖНА ЧАКРА — см. АГЬЯ ЧАКРА

АДИ — первое, начало, причина, база, начало творения

АДИ АНАДИ — вечность

АДХИБХАУТИК — выход из материального мира

АДХИДАЙВИК — выход из астрального мира

АДХИЯТМИК — выход из своего тела

АКАША — пространство, эфир

МАХАКАШ — космическое пространство

ХРИДАЯКАШ — пространство в сердце

СУНЬЯКАШ — свободное пространство

АКАШИ МУДРА — техника Хатха Йоги

АКХАКД — неделимое

АНАНГА-РАНГА — индийский учебник любви

АНАНДА — блаженство, абсолютная радость

АНАНДАМАЙЯ КОША — оболочка блаженства

САТ ЧИТ АНАНДА — абсолютная истина, знание и блаженство

АНАХАТА ЧАКРА — центр в пределах сердца

АНИТЬЯ — непостоянное, преходящее

АННАМАЙЯ КОША — пищевая оболочка, физическое тело

АНТАКАРАНЫ — психические функции человека, внутренние инструменты

АХАМКАРА — эго, «обозначение я»

АНУШТАНА — интенсивное упражнение, проводимое в определенном временном интервале

АПАН — одна из пяти Пран, действующих в теле; см. Прана

АПАРИГРАХА — ненакопление ненужных вещей

АПМАН — непочтение, унижение

АСАНА — поза, положение тела;

СИДДХАСАНА — «совершенная поза», сидячее положение для медиации

СУКХАСАНА — «удобная поза», одно из сидячих положений

АСТЕЯ — не укради

АТМА — Существо, душа

АТМА ЧИНТАН — размышление о Сущности

АТМАГЬЯНА — Познание Сущности, Самопознание, Знание о Сущности

АТМА ТАТТВА — сущность Сущности, наивысший принцип; см. Таттва

АУПАРИШТАКА — вид обмена сексуальной энергией в тантрической йоге

АХАМ БРАХМАСМИ — «Я есть Брахман» — Мантра из Упаниад

АХАМКАРА — эго

АХИМСА — принцип ненасилия, неповреждения

АЧАЛ — бессмертное, совершенно стабильное

АШРАМ — духовный центр, местонахождение Йога или аскета

АЮРВЕДА — древняя индийская система медицины

Аштанга-йога Патанджали

00:01:01 Но цель любой йоги одна. Цель любой йоги – вернуться к Богу, потому что «йога» вообще означает связь или соединение, то есть возврат к Богу. Кстати, слово «религия» то же самое обозначает: «ре» — это возврат, приставка ре- (ремонт), возврат к целостности. Религия, «-лиг-» вот это корень, отсюда какие слова? Лига, лигатура, то, что обозначает цельность. То же самое йога – это означает возврат к Всевышнему. И Патанджали в Аштанга-йоге, Аштанга-йога – это восьмиступенчатая йога. Первая ступень называется Яма, вторая – Нияма, треться – Асана, четвертая – Пранаяма, а следующие для нас вообще еще не интересны, пока мы до них дойдем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: