Содержание серий первого сезона
1 серия. Бросив работу в корпорации “Рэнд” ради шанса попасть в Голливуд, Альберт Радди выигрывает работу по созданию фильма по бестселлеру Марио Пьюзо “Крестный отец” для Paramount Pictures. Джо Коломбо, восходящий криминальный босс нью-йоркской мафии, задумал для картины более мрачную судьбу.
2 серия. Фрэнсис Форд Коппола и Марио Пьюзо пишут сценарий, Эл Радди и Бетти МакКарт противостоят постоянно растущему списку противников “Крестного отца”, включая Фрэнка Синатру, гангстера Микки Коэна и возглавляемую Коломбо Итало-американскую лигу гражданских прав. Тем временем Роберт Эванс и Барри Лапидус из Gulf & Western скрещивают рога по поводу творческого руководства Paramount Pictures.
3 серия. После того, как Радди вынужден сесть за стол переговоров с Джо Коломбо, а Эванс вступает в горячую схватку с генеральным директором Gulf & Western Чарли Блудорном, сценарии оказываются под давлением. Тем временем Блудорн проявляет интерес к Бетти.
4 серия. Когда Марлон Брандо и Аль Пачино претендуют на главные роли в фильме “Крестный отец”, Радди оказывается на линии огня между Эвансом и Копполой и должен выбрать сторону. Заручившись поддержкой Джо Коломбо, Радди получает неприятную информацию о преданности своего нового друга. Растущие ставки вокруг “Крестного отца” продолжают напрягать отношения Радди с Франсуазой.
5 серия. Радди и Бетти борются с логистическими кошмарами, а основные съемки приближаются. По мере того, как мафия продолжает вмешиваться в процесс создания фильма, растет напряженность в отношениях между Коломбо и печально известным “горячим главой” Безумным Джо Галло.
6 серия. Радди разбирается с последствиями катастрофической пресс-конференции, а Эванс разрабатывает план по спасению Paramount. Бетти начинает действовать, когда первый съемочный день оказывается под угрозой из-за столкновений с Gulf & Western, Paramount и мафией.
7 серия. Недовольный отснятым материалом Барри Лапидус организует потенциальный переворот, в то время как Радди приступает к реализации смелого плана по сохранению рабочих мест Копполы и Пачино. Преступный босс Карло Гамбино ставит под сомнение лидерство Коломбо, когда тот проводит очередной большой митинг Итало-американской лиги за гражданские права.
8 серия. После кровавых последствий митинга Итало-американской лиги за гражданские права Галло угрожает бюджету “Крестного отца”, а Радди пытается защитить финансирование Сицилии. После разрыва брака с Эли Макгроу Эванс продолжает терять здоровье, что позволяет Барри Лапидусу нажиться на нем.
9 серия. Поскольку производство сталкивается с трудностями съемок на Сицилии, Радди уходит раньше, чтобы помочь Эвансу вернуться к работе. Постпродакшн споры с Лапидусом ставят под угрозу видение Копполы относительно монтажа, и Бетти начинает обдумывать свой следующий шаг.
Разные виды связи в сложном предложении
1) Сочинительная и подчинительная связь
Катер набирал скорость, и соленый морской ветер дул в лицо, которое я, счастливый, подставлял ласковому крымскому солнцу.
, и , (которое …..).
2) Бессоюзная и сочинительная связь
В сумерках стало тихо, зажглись звезды, но идти по извилистой горной тропинке было всё так же, как и раньше, нелегко.
, , но .
3) Бессоюзная и подчинительная связь
В горном ущелье мы наконец остановились отдохнуть, староста возвёл большую палатку, которая
в последние дни часто спасала нас от проливных дождей.
, , (которая …..).
4) Бессоюзная, сочинительная и подчинительная связь
Костя с большим вниманием слушал лекции, он тщательно конспектировал понравившиеся тезисы, и юноша твёрдо верил, что через два десятка лет сделает важное открытие, которое внесет огромный вклад в развитие экономики большой станы. , , и , (что …..) , (которое …..).
, , и , (что …..) , (которое …..).
Запятая перед союзом и
В этом задании проверяются умения учащихся отличать структуру сложносочиненного предложения от простого с однородными сказуемыми или подлежащими. Обычно требуется определить, есть ли запятая перед союзом и.
Сложносочиненное предложение – предложение, в котором две и более грамматических основ связаны сочинительными союзами (например, и, а, но, однако, или и т.д.)
Простое предложение – предложение с одной грамматической основой. Предложение с однородными сказуемыми, которые образуют сочинительную связь, не являются сложными.
Огромная и ослепительно яркая луна стояла уже над горою и ясным зеленоватым светом заливала город (одна основа – подлежащее и два относящихся к нему сказуемых, простое предложение).
В сложносочиненном предложении грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.
Ловушка!
Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от обеих грамматических основ), то запятая между основами не ставится.
Алгоритм действий:
1) В предложении выделить грамматическую(-ие) основу(-ы).
Следует помнить, что основа может состоять только из подлежащего или сказуемого.
Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (Два односоставных предложения: в первом есть только сказуемое, во втором – только подлежащее).
2) Если предложение простое, то запятую ставить не нужно.
3) Если предложение сложное, то необходимо посмотреть, нет ли в нем общего члена предложения. Есть – запятая не нужна, нет – запятая нужна.
Разбор задания.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
На море не видно ни одного огонька ( ) и не слышно ни одного всплеска.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Выделим основы в предложении: На море не видно ни одного огонька ( ) и не слышно ни одного всплеска. Это предложение сложное, состоящее из двух односоставных предложений. Определяем, есть ли у этих основ один общий член предложения. Есть – на море (где?).
Таким образом, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Снег согнало ( ) и старые мхи у оврага набухли.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу ( ) и на своих полотнах стремились воссоздать Русь легендарную.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Вода расступалась ( ) и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
Двоеточие vs тире
Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим — тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил — здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, онизменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинкамив уголках рта; Вхожу (: –) все тихо; Эти слова при нем не произносите(: –) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (:–) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (:–) нужно расстаться.
Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.
Об авторе: Етко Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы.
Классификация по особенностям грамматической основы
По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое
Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка
По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:
- Светает.
- Холодает.
- Пришел, увидел, победил.
А вот примеры двусоставных полных:
- Вышивальщица закончила свое рукоделие.
- Дед Мороз пришел на елку в школу.
- Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.
Классификация предложений
Пунктуация с союзом «и» в сложных предложениях
2. Запятая между грамматическими частями не ставится, если в сложносочиненном предложении имеются общий второстепенный член, вводное слово или частица:
От волнения у девушки потемнело в глазах_ и закружилась голова.
В данном предложении имеется общий второстепенный член (от волнения), который относится как к первой части предложения, так и ко второй, поэтому запятая не ставится:
- От волнения у девушки потемнело в глазах.
- От волнения закружилась голова.
3. Запятая не ставится, если союз «и» соединяет части вопросительных, побудительных, восклицательных и назывных предложений:
- Неужели вы об этом не догадывались _ и я сообщил вам эту новость?
- Никогда не сдавайтесь и всегда идите до конца!
- Красота и безмолвие белого снега.
4. Запятая перед «и» не ставится в сложных предложениях, в которых имеется общая придаточная часть:
Когда урожай был собран, работники покинули сад и начальство отпустило всех в отпуск.
5. Запятая не ставится в сложноподчиненных предложениях с однородным подчинением:
Обычный вечер превратился в мистический, когда стемнело _ и начали выть собаки.
Частицы
Частица – это служебная часть речи. Частицы используются выражения оттенков смысла слов, словосочетаний, высказываний, а также для образования форм слов.
Частицы по их значению и роли в тексте можно разделить на модальные, формообразующие и отрицательные. Деление частиц является условным, поскольку многие частицы многозначны и проявляют то или иное значение в контексте.
Модальные частицы выражают оттенки смысла.
- Вопросительные (неужели, разве, что за)
- Восклицательные (как)
- Ограничительные (лишь, только, исключительно, единственно, же)
- Указательные (вон, вот)
- Усилительные (ведь, даже, всё-таки)
- Уточнительные (как раз, именно, точно)
К формообразующим относятся частицы бы, пусть, пускай, да, давай, было. Они образуют формы условного и повелительного наклонений глаголов, а также особую форму прошедшего времени.
Отрицательными частицами являются не и ни.
Примеры частиц в тексте
В квартире стояла полная тишина. Только тихо шуршала за шкафом мышь.
Можешь ходить в халате. Ты же дома.
Он обожал эту группу, слушал их днем и ночью. Он даже ходил на их концерт в десяти разных городах.
Не можешь найти куртку? Вот же она, на полке.
ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ
Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.
Улучши свой балл с нами!
Восклицательные, невосклицательные предложения
Наша речь может выражать самые разные чувства, душевные переживания и волнения (радость, восторг, восхищение, гнев, страх, презрение, печаль и т.д.), иначе говоря, эмоции.
Восклицательное предложение – это предложение, которое выражает сильные чувства, произносится высоким, напряженным тоном голоса. Например: Как прекрасен май в саду! Какой интересный сегодня праздник!
В устной речи мы передаем эти чувства словами, мимикой, жестами и особой интонацией. В письменной речи восклицательную интонацию отмечаем восклицательным знаком в конце предложения.
Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные и побудительные предложения.
Невосклицательное предложение – предложение, произнесенное спокойным тоном.
Например: Хочешь поглядеть на лето? В лес пускают без билета.
Теперь поработаем. Прочитай предложения. Укажи, какие предложения восклицательные, а какие – невосклицательные. (Знаки препинания не расставлены).
- Какое прекрасное утро 2. Птицы радостно встречают приход весны 3. Как же мне хочется поехать на море 4. Ура Наши выиграли 5. Я нашел удивительную полянку.
Проверь себя. Восклицательные предложения – 1,3,4; невосклицательные – 2,5
Молодец! А теперь проверь, все ли ты усвоил.
Пунктуационное оформление перечней
В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаютсяс заглавных букв, а заголовки последующих уровней —со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.
Обратите внимание на знаки препинания в конце
заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе. Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.
Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).
Наконец, если части перечня представляют собой отдельные предложения, они друг от друга отделяются точкой:
Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:
Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:
Согласованность элементов списка
При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными
Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.
Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.
Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:
Итак, мы привели основные правила построения и оформления перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.
Списки позволяют красиво структурировать текст, заострить на чем-то внимание читателя, выделить важную мысль, словом, их использование в статье – это хорошо. Но остается дело за малым: грамотное оформление
Давайте разберемся со знаками препинания и прочими трудностями.
Чаще всего нарушается согласованность. Каждый пункт перечисления должен быть в одном роде, падеже и числе, а также согласовываться с обобщающим словом перед списком. Например, неправильно:
- умывание, чистка зубов,
- заправьте постель,
- готовка завтрака,
- выпить кофе.
Правильнее вот так:
Что нужно сделать утром перед выходом на работу:
- умыться, почистить зубы,
- заправить постель,
- приготовить завтрак,
- выпить кофе.
Итак, не забывайте задать один вопрос каждому пункту и проверить грамматическую согласованность
Что такое сказуемое?
Подлежащее обычно поясняется другим главным членом предложения, который называется словом «сказуемое».
Сказуемое сообщает то, что сказано в предложении о подлежащем. Оно обозначает, что делает предмет, какое действие он производит или в каком состоянии находится.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? и пр.
Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми линиями.
Подлежащее и сказуемое — это основа предложения. Эти главные члены дружны между собой. Они равноправны и иногда совпадают в некоторых грамматических формах (число, род).
Подлежащее и сказуемое составляют главную мысль в предложении. Остальные члены предложения только дополняют, уточняют её.
Если в сообщении только два главных члена предложения, то это нераспространенное предложение.
Если в предложении имеются другие члены, кроме подлежащего и сказуемого, такое предложение является распространенным.
Главные члены — грамматическая основа предложения
Например, слова: гулять , я , в парке , люблю , осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.
Каждое предложение строится по нескольким правилам:
- слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
- в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
- члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
- не должны повторяться одни и те же слова.
Способы выражения подлежащих
Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.
Способов выражения подлежащих существует множество, например:
- Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
- Числительное:
- Местоимение:
- Я учусь в школе.
- Мы пошли в кинотеатр.
- Инфинитив:
- Прилагательное или причастие:
- Взрослые вышли во двор.
- Вошедший не закрыл за собой дверь.
- Наречие:
- Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
- Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе .
- Бабье лето наступило совершенно неожиданно .
- Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
- Несколько мужчин сняли головные уборы .
- Что-то страшное летало в темноте .
- Мама с ребенком гуляли на детской площадке .
Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.
Особенности выражения сказуемых
Сказуемое отвечает на вопросы:
Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?
Сказуемое чаще всего бывает глаголом:
Но может выражаться и другими частями речи.
- Кратким прилагательным:
- Существительным:
- Числительным:
- Наречием:
Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.
Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):
- Вышел месяц из тумана .
- Дайте мне вон ту книгу .
- Осенью я пойду в школу .
Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:
- Вчера папа начал красить забор .
- Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками .
Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:
- Ребенок был похож на папу .
- Слово — серебро , молчание — золото .
- Перед экзаменом я была спокойная , как никогда .
Знаки препинания между членами предложения
В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».
- Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
- Наши дети — наша радость!
- Вода — источник жизни на Земле.
- Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
- Движение — это жизнь!
- Чтение — вот лучшее учение!
- Оба члена предложения — инфинитивы:
- Много читать — больше знать!
- Править страной — трудиться ежечасно .
- Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
- Изучать законы мироздания — удел избранных .
- Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины .
- Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
- Пять на десять — пятьдесят .
- Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт .
Обозначение элементов списка
Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).
Перечни бывают:
простые,
т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и
составные,
включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).
От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.
Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов
в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:
Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня — при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня — при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.
Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками.
Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):
Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).
Вводные конструкции
Вводные конструкции – это слова или сочетания слов, которые грамматически не связаны с членами предложения. Это значит, что ни с одним членом предложения такие конструкции не могут образовать словосочетание. Вводные слова и сочетания слов не являются членами предложения.
1. К счастью ведут разные дороги.
2. К счастью, они доехали.
В первом предложении ведут образует словосочетание с к счастью. Ведут куда? К счастью. Кроме того, к счастью является членом предложения (обстоятельством).
Во втором предложении к счастью не образует словосочетание ни с одним членом предложения и не является членом предложения. К счастью – вводная конструкция.
Вводные конструкции выражают следующие значения:
Значение | Примеры |
---|---|
Чувства, которые испытывает говорящий, по отношению к основному сообщению | К счастью, к удивлению |
Оценка говорящим достоверности: уверенность, неуверенность, реальность, возможность | Видимо, очевидно, возможно |
Источник информации | Говорят, по мнению автора, по слухам |
Связь и логика изложения информации | Во-первых, во-вторых, наконец, кроме того, с одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, прежде всего, главное, к слову, кстати, в частности, например, точнее говоря, вернее говоря, в общем, короче говоря, таким образом, следовательно, значит, итак |
Оформление и структурирование информации | Другими словами, иначе говоря |
Обращение к собеседнику/читателю | Согласись, поймите, поверьте |
Оценка говорящим обычности | Бывало, случается |
Оценка говорящим меры | По крайней мере, самое большее |
В задании 2 может быть пропущен элемент с любым из перечисленных значений, но более вероятно встретить вводную конструкцию со значением логики изложения информации и оформления информации
Обрати особенное внимание именно на эти типы вводных конструкций
Комментарий к заданию. Типичные ошибки
Это задание ЕГЭ проверяет умения правильно ставить знаки препинания в сложном предложении с бессоюзными, сочинительными и подчинительными видами связи.
Участники экзамена должны хорошо ориентироваться в структуре сложного предложения. Настоящее задание относится к трудным случаям пунктуации
Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо:
а) выделить все грамматические основы и установить границы простых предложений, входящих в состав сложного;
б) выяснить, какие синтаксические конструкции соединяет союз И: однородные члены, простые предложения в составе сложного или однородные придаточные предложения.
в) расставить знаки препинания между частями бессоюзного, сложносочиненного и сложноподчиненного предложения;
в) обратить особенное внимание на правило постановки запятой на стыке сочинительного и подчинительного союза. ПРИМЕР №1
ПРИМЕР №1
Пока у нас нет того (1) к чему мы стремимся (2) нам кажется (3) что эта вещь превосходит все прочие (4) но (5) если мы получили её (6) то начинаем столь же страстно желать чего-то другого.
Выделяем грамматические основы и устанавливаем границы между простыми предложениями. У нас получилось сложное предложение с различными видами сочинительной и подчинительной связи.
В этом предложении с различными видами связи сочинительный союз НО соединяет два предложения нам кажется и начинаем столь же страстно желать чего-то другого.
На месте стыка союзов НО ЕСЛИ стоит придаточное условное предложение если мы получим её. Предложение после этого придаточного начинается с ТО.
В таких предложениях запятая перед союзом ЕСЛИ не ставится.
[(Пока у нас нет того) ,(к чему мы стремимся), нам кажется ,(что эта вещь превосходит все прочие),но(если мы получили её) ,то начинаем столь же страстно желать чего-то другого. (Лукреций «О природе вещей»)
(пока…..) , (к чему…..) , , (что…..) , но (если…..) , то .
ПРИМЕР №2
Николай очень устал на работе (1) и (2) когда он уже дома сидел за ужином (3) то неприятно ощущал (4) как дрожит правая рука и стучит сердце.
Выделяем грамматические основы и устанавливаем границы предложений. Отмечаем, что в предложении два союза И. Первый союз И соединяет два однородных члена предложения – сказуемые устал и ощущал. Второй союз И соединяет два придаточных однородных предложения — как дрожит правая рука и стучит сердце. В обоих случаях запятая не ставится.
На месте стыка союзов И КОГДА стоит придаточное временное предложение когда он уже дома сидел за ужином. Главное предложение после этого придаточного начинается с ТО. В таких предложениях запятая перед союзом КОГДА не ставится.
Довольно часто в похожих примерах выпускники допускают ошибку и ставят запятую, так как не знают пунктуационного правила.
Николай очень устал на работе и ( когда он уже дома сидел за ужином ) , то
неприятно ощущал , (как дрожит правая рука )и ( стучит сердце ) .
, (как…..) и (как…..) .
Что такое предложение, его признаки и функция
Предложение — основная единица синтаксиса. Это самое распространенное средство человеческого общения. Используя данную синтаксическую единицу в речи, человек может передать свою мысль, задать вопрос и получить ответ.
Признаки предложения:
- Предикативность. Отличает предложение от всех некоммуникативных единиц. Это соотношение содержания предложения и действительности. Категория времени, лица и модальности составляют понятие предикативности.
- Грамматическая организованность и смысловая законченность. Набор слов, не связанных между собой, предложением являться не будет.
- Интонационная законченность. Предложение характеризуется наличием соответствующей его типу интонации.
Она может быть:
- Объективной: Она пишет стихи (действительная модальность); Она хотела бы писать стихи (желаемая модальность); Она может писать стихи (возможная модальность).
- Субъективной: Жаль, что он не пришел (сожаление); Ты бы спела нам (пожелание); Подойди-ка ко мне (просьба) и т.д.
Лексически модальность в русском языке выражается большим количеством модальных частиц, модальных слов, междометиями, интонацией и порядком слов в предложении.
Категория времени глагола в данном предложении указывает на настоящее время. Категория лица говорит о том, что действие относится к 3 лицу ед.ч. Категория модальности действительная.
Основная функция предложения — коммуникативная. Ни отдельные слова, ни даже словосочетания не несут такую смысловую нагрузку, как предложение. Предложение — основная единица как письменного, так и устного общения. Оно призвано отображать конкретную ситуацию.