По притче Ф. Кривина «Два камня» на тему выбора (ЕГЭ по русскому)
Я думаю, каждый когда-нибудь оказывался в такой ситуации, когда нужно сделать выбор между спокойной, размеренной жизнью и приключениями — опасными, но несущими новый опыт. А стоит ли рисковать своей безопасностью ради этих приключений? И стоит ли беречь эту рутинное, бесцельное существование? Ответ на эти вопросы ищет Феликс Кривин в своей притче «Два камня».
Проблему, которую автор освещает в этой притче, можно сформулировать так: «проблема выбора жизненного пути».
Эта проблема актуальна для всех, а для читателей нашего
возраста — в особенности. Ведь мы находимся на пороге нового этапа жизни, и нам предстоит выбирать свое будущее. Каждый человек — хозяин своей судьбы, каждый принимает это решение сам. Кто-то смело бросается навстречу жизненным «бурям» в надежде познать себя и смысл своего бытия, увидеть мир и понять его; а кто-то всю жизнь остается на берегу, чтобы глядеть с него на волнующуюся вдалеке настоящую жизнь и вздыхать о том, как она несправедлива.
В притче «Два камня» проблема раскрывается с помощью аллегории: старый, растрескавшийся камень, лежащий на берегу с такими же, как он, комьями глины — ничего не
делающими и никому не нужными; и блестящий, отточенный морскими волнами кремень, повидавший бури и морские пучины. Этот прием очень удачен: сравнение двух камней с двумя разными людьми, а моря и берега — с их образами жизни очень меткое и потому понятно для читателя.
В этой притче автор выразил свою мысль о том, что лучше рискнуть хотя бы раз, чем всю жизнь оставаться на одном месте. Как говорит пословица, «под лежачий камень вода не подтечет». Кривин считает, что человека, который боится что-то менять в своей жизни, рано или поздно постигнет разочарование в ней.
Я полностью согласна с автором и могу привести доказательства. Есть множество литературных произведений, написанных на данную тему. Самое яркое — это, пожалуй, сказка М. Е. Салтыкова — Щедрина «Премудрый пискарь». Главный герой этой сказки, Пискарь, жил так же, как и Старый камень из притчи «Два камня». И точно так же в конце своей жизни раскаивался о том, что прожил ее без цели, без пользы, без смысла. И Салтыков-Щедрин также в двух словах, мимоходом упоминает о других рыбах, которые кончили свою жизнь в пасти щуки, но прожили ее ярко — имели друзей, семейство, имели цель, в отличие от Пискаря. Эта история подтверждает то, что не должен человек жить просто ради того, чтобы не умирать.
Как пример из зарубежной литературы, можно привести фантастический роман Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Герой этого романа, Бильбо Бэггинс, намеревался прожить безбедно всю жизнь в своей норе, занимаясь своими кастрюлями и садиком и не интересуясь ничем, выходящим за пределы его обитания. Но судьба распорядилась так, что он попал в безумный круговорот событий и, пройдя через удивительные приключения, стал совершенно иным человеком; его жизнь приобрела смысл. В отличие от «Премудрого пискаря», этот пример положительный, однако он также доказывает позицию Ф. Кривина.
Итак, мы приходим к выводу, что притча о двух камнях имеет непосредственное отношение к жизни каждого из нас, и автор ее совершенно прав: нельзя всю жизнь сидеть на месте и бояться перемен, нужно идти вперед, навстречу новому, неизведанному, опасному, невзирая ни на что.
Сочинение ЕГЭ – Проблема раскаяния по тексту А. Грина
Александр Грин, русский писатель, романтик и певец моря в рассказе «По закону» ставит проблему выбора между законом и человеческим отношением. Это сложная нравственная проблема. Выбор всегда сложен для человека, особенно когда от его решения зависит судьба людей. Автор с восторгом описывает жизнь в порту Одессы. Рассказчика восхищают витрины на улицах, порт, где он постоянно открывал для себя что-то новое. С удовольствием рассматривал матросов, кочегаров, мелких служащих. Наслаждался «музыкой рева и грома, свистков и криков, лязга вагонов» и звона якорных цепей. И, конечно, особенно впечатляло «голубое зарево свободного синего Черного моря».
Но восторг героя рассказа меняется на разочарование в результате, казалось бы, незначительного случая.
Притча о камне
«Удивителен морской берег во всей его необъятной красе. Здесь гармонично сочетаются, казалось бы, совершенно противоположные друг другу элементы разных стихий. С одной стороны, раскаленный песок — неумолимый и беспощадный воин разрушительной Пустыни. С другой стороны, прохладная вода — животворящая сила созидателя форм Мирового Океана. Точно смерть и жизнь переплелись в этом месте, создавая необычные условия существования для тех, кто находится по воле судьбы на границе их миров.
Отшлифованные до блеска гладкие камни и камешки, разбросанные вдоль берега, претендовали на звание долгожителей столь таинственного Портала. И казалось, кому как не им должны быть ведомы главные тайны сего бытия. Но так ли это на самом деле? Ведали ли они о том, что находилось за пределами занимаемого ими пространства?
Камень есть камень, как говорится твердое ископаемое. Когда-то он являлся частью огромной скалы, упиравшейся своей вершиной в само Небо. Однако, пребывая в единстве, камень мечтал о самостоятельности. Многочисленные трещины сомнений со временем сделали свою разрушительную работу, воплотив тем самым его мечту в реальность. Но долгожданная самостоятельность оказалось не такой уж радостной, как он представлял. Каждый день стихии, точно соревнуясь, стали испытывать его на прочность. Камень распирало от злости и обиды. Он отчаянно сопротивлялся ветру, отслаивавшему его песчинки и постепенно превращающему его в пыль. Он супротивничал солнцу, накалявшему его поверхность. Камень противостоял даже воде, к которой тайно тяготел, особенно когда она омывала его своей живительной прохладой, спасая от палящих лучей солнца. Ему нравилось быть столь непреступной сущностью даже перед ритмично накатывающимися волнами.
Камень гордился собой, своей формой, своей независимостью. Посмеивался над песком, которым легко управляли стихии. Он и не подозревал, что со временем и его постигнет та же участь.
Большую часть своих дней камень скучал, глядя на угнетающее однообразие и монотонность окружающего ландшафта. Иногда он забавлял себя вопросом: «А в чем же смысл?» Часто, созерцая полеты птиц, камень завидовал их свободе и легкости, с которой они достигают самых лучезарных высот и неведомых заоблачных далей. Бывали секунды, когда он жаждал обменять всю свою долгую тоскливую жизнь на краткий миг их восхитительного, стремительного полета.
Так и проживал камень все свое «валунное» бытие в себе и только для себя. Он даже не замечал, в какое удивительное и таинственное место забросила его судьба. Он не видел, сколько сил и времени тратили на него солнце, ветер и вода, чтобы преобразовать его глупую, твердую сущность в качественно новое состояние. Уж слишком прочна была его гордыня на протяжении веков. Уж слишком тяжела была его материя.
Видимо поэтому камням, лежащим на стыке двух миров, ведома лишь собственная будничная жизнь. И хотя у некоторых из них внешние грани давно уже идеально отшлифованы, все же внутри они остаются всего-навсего камнем».
«Я подкинул камень, А он упал. Я подкинул птицу, И она полетела».
Ригден Джаппо
Притча «О камне» (из книги Анастасии Новых «Птицы и камень. Исконный Шамбалы»)
Давайте рассуждать
В нашем, обыденном понимании, богатый человек — это тот, кто имеет большой материальный достаток. Как правило, это успешные, сильные характером люди, которые смогли заработать себе капитал и сохранить его. В нашей стране к очень богатым людям отношение, скорее, негативное. Потому что в капитализм мы вошли совсем недавно, а за этот короткий период заработать огромные деньги нереально. Поэтому нынешними капиталистами стали в основном бывшие партийные боссы, директора государственных предприятий и другие ловкие люди, которым посчастливилось оказаться в нужный момент в нужном месте. В развитых капиталистических странах богатые люди, как правило, — потомки первых капиталистов, которые, возможно, нажили свои богатства неправедным путем, но время уже стерло память об этих событиях. А у нас старшее поколение хорошо помнит еще социалистический строй, при котором все были относительно равны по своему достатку – не было особенно богатых, но и не было сильно бедных. Поэтому в нашей стране, после перестройки, богатыми становились не из-за личных деловых качеств или умственных способностей, а благодаря несправедливому перераспределению огромных богатств и ресурсов бывшей советской страны.То есть богатый человек представляется жестоким, ловким и удачливым дельцом, которого очень трудно разжалобить, тем более, заставить плакать.
А тут он от одного слова может заплакать… Тем более, что бедняк от этого же слова только обрадуется. Понятно, что это не само слово так действует, а сокрытый в нем смысл
То есть, это слово может обозначать какое-то важное значение, может быть, даже сакральное или мистическое
Нежелание делиться знаниями: что еще недопустимо при общении со стажерами
Комментировать окружающую среду: как «продать» себя на собеседовании
Уходить с работы вовремя: может ли «тихое увольнение» избавить от выгорания
А кто такой бедный человек? Бедными либо становится, либо рождаются. Не будем рассуждать с точки зрения кармы или других божественных явлений, потому что там много путаницы. Бедным или небогатым человеком можно стать из за низкой инициативности, невысокой внутренней энергетики, а также за счет внешних сложных обстоятельств. Поскольку мы понимаем, что богатые люди могут купить в этом мире практически все материальное, то ясно, что наша загадка скрывает какое-то нематериальное явление. Это что-то, неподвластное человеческому воздействию и его воле.
В библейских притчах также отношение к богатым неоднозначное. Подразумевается, что ему будет трудно угодить Богу и попасть в рай. Например, есть такое известное высказывание – «скорее верблюд пройдет в игольное ушко, чем богатый попадет в Царствие небесное».
Престиж, прибыльность: услуга «трезвый водитель» как идея для своего дела
Окупаемый, простой бизнес: стоит ли открывать шиномонтаж и что следует знать
Почему вы хотите сменить работу: отвечаем на неловкие вопросы на собеседовании
Главная | Календарь записей | Архив записей | Гостевая книга | Сервисы
Притча «Сосуд жизни»
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил у своих учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что он полон.
Тогда мудрец взял мешочек с горохом, высыпал его в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Горох начал заполнять пространство между камнями… Горошинки раскатились в свободные промежутки и заполнили их. После чего мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили очевидное – полон.
И, наконец, мудрец взял мешочек с песком и высыпал его в сосуд. Спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства, песок заполнил оставшиеся промежутки в сосуде.
— Вот теперь банка полна, — обратился мудрец к ученикам, — и я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь…
— Сосуд – это ваша жизнь, крупные камни олицетворяют самые важные вещи в вашей жизни: вашу семью, вашего любимого человека, ваших детей, — все то, что имеет для вас огромное значение. Это те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.
— Горох – это те вещи, которые не так значимы для вас, это может быть ваша работа, ваша машина, красивая одежда и прочее.
— Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Это все самое мелкое и незначительное в вашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают вас на протяжении всей вашей жизни.
— Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для гороха. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется
Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену
Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи
Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену. Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.
Вопросы для обсуждения:
— Чему, на ваш взгляд, учит эта притча?
— Что в вашем понимании ассоциируется с камнями, горохом, песком?
— Как вы заполняете свой «сосуд жизни»?
Источник
Почему же мы не любим богатых?
Конечно же, в первую очередь, работает элементарная зависть. В нашей стране принято свои богатства выставлять напоказ, тем более, что для этого есть все возможности – появились социальные сети и Интернет. А по телевидению пропагандируют культ денег, насилия и вседозволенности.
Но, с другой стороны, сами богатые люди не блещут высокими человеческими качествами — добротой, порядочностью, состраданием, которые привлекали бы к ним симпатию простых сограждан.
Таким образом, наша древняя философская загадка показывает, что в этом подлунном мире существует такие вещи и явления, которые могут заставить неправедных людей огорчаться, а несправедливо обиженных — радоваться. Значит, не все еще потеряно!
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Два камня
(1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
(9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13)Старый Камень был удивлён.
(14)− Извините, я вас впервые вижу.
(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.
(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.
(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался
в море.
(25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся
Камень сказал:
(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?
(29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
(По Ф. Д. Кривину*)
*Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль.