Психология и воспитание ребенка 2–3 года

Характеристика возрастного периода

Когда ребенку исполняется год и месяц, родители замечают значительные изменения в его умениях и поведении:

  • проявляет самостоятельность;
  • произносит первые слова;
  • ходит, бегает;
  • с интересом изучает окружающие предметы.

Деятельность малыша направлена на познание предметных функций, задач. Он копирует действия родителей, имитируя их манеру поведения. Необходимо озвучивать те манипуляции, которые проделывает взрослый

Важно совместное времяпровождение: складывать кубики, рассматривать картинки в книгах

Воспитание детей от года требует осмысления, понимания детских поступков. Малыш начинает осознавать, как взаимодействовать с предметами, сравнивая свои начинания с таковыми у родителей.

Период характеризуется началом формирования личностных качеств: самоуважения, самооценки, самосознания. Детская речь стремительно развивается, пополняется словарный запас.

Хорошим способом контроля умений ребёнка будет создание календаря развития, где фиксируются приобретенные навыки малыша.

Выделяют ряд критических моментов, являющихся ориентирами для взрослых. Если ребенок в

  • 1 год и 4 месяца не понимает предназначения бытовых предметов;
  • 1 год и 2 месяца не подражает действиям окружающих;
  • 1 и 6 месяцев малыш не умеет ходить;
  • 1 год и 5 месяцев произносит менее 15 лексических единиц;
  • 2 годика не научился составлять предложения.

Физические и интеллектуальные особенности каждого малыша индивидуальны, поэтому темпы развития отличаются.

Важные аспекты, которые должны быть освоены к 3 годам

Ребенок имеет определенные навыки, как интеллектуальные, так и физические. Не должна явно преобладать одна или иная сфера.

Открытость, честность, интерес к новым знаниям

Ребенок спокоен, хорошая обстановка в семье. Возраст «почемучки» в три года. Если ее нет, то ребенок тревожен, причиной может быть дискомфорт в семье, переезд.

Отсутствие хронических заболевании

Говорит о том, что у ребенка хорошая иммунная система.

Отсутствие аллергии

Необходимо тщательно следить за рационом питания ребенка и не перенасыщать лекарствами.

Здоровый интерес к еде

В 3 года садиться кушать в определенное время, испытывает голод к этому времени, владеет столовыми приборами, кушает с аппетитом и удовольствием.

Освоены функции мочеиспускания и дефекации

Ровное, спокойное поведение

Ребенок не склонен к затяжным истерикам, капризам. Спокоен, адекватен, готов сотрудничать с окружающими.

Здоровый иммунитет

Здоровье ребенка не уменьшать, а увеличивать.

Правильное воспитание ребенка — как правильно воспитывать детей

В каждой культуре свои мнения о методах и стилях воспитания. Но есть один общий момент. Это любовь. Принятие своего чада таким, какой он есть

Дарите им столь необходимое внимание, заботу, ласку. От года до двух малыш совсем еще маленький, связь с родителями, особенно с мамой крепкая и нерушимая. Даже увлёкшись каким-либо делом, ваша кровинка всегда старается держать в поле зрения маму или папу

Отвечайте им тем же. Оказывая поддержку, сопереживание вы наделяете своего карапуза уверенностью и смелостью

Даже увлёкшись каким-либо делом, ваша кровинка всегда старается держать в поле зрения маму или папу. Отвечайте им тем же. Оказывая поддержку, сопереживание вы наделяете своего карапуза уверенностью и смелостью.

Любить и исполнять все капризы – вещи разные. Не путайте. Если у вас мальчик от поцелуев, объятий и других выражений своих чувств он не станет менее мужественным в будущем. А при их нехватке, вероятно, будет закомплексованным, раздражительным и нерешительным.

Что подтверждается научными наблюдениями за детьми, которые воспитывались в детских домах.

Как воспитать ребенка в год рекомендации

Прожив с вами целый год, младенец многому обучается. Теперь это уже не тот грудничок, который подолгу спал, ел, а потом опять засыпал. Сейчас ему нужно больше свободы, но с вами расставаться он тоже не собирается.

Этот этап не зря называют «юбочным», малышок всегда стремиться быть рядом, все повторять. Удивительно как много он успевает. Попала в руки расческа – пытается расчесаться, стуча ей по голове. Ухватил папин телефон – подносит к уху. Взял пульт и направляет в телевизор.

Они копируют буквально все, считают поведение взрослых эталонным. Есть старая добрая истина — воспитание ребенка начинается с себя. Понаблюдайте за собой. Как вы ведете себя когда что-либо не получается? А когда приходите домой уставшими с работы? Будьте с собой честны, это ваш ребенок.

Если в его поведении вас что-то расстраивает, помните что это вы его наградили. Необходимо отметить, что тут говориться о детях без медицински обусловленных отклонений в поведении.

Воспитание ребенка в 2 года

У двухлетнего уже больше всего получается. В репертуаре запас слов, которыми он может с вами изъясняться.

Движения более ориентированные и уверенные. Самое время приучать самостоятельно выполнять необходимые гигиенические процедуры, убирать за собой игрушки, аккуратно кушать.

Надевать на себя одежду. В это время часто дети начинают посещать в детский сад. Заблаговременно постарайтесь привить ему все эти навыки, тогда он себя в детском коллективе будет чувствовать спокойнее.

Повышенная активность

Приобретенные умения дают детям новую степень свободы. В этом смысле умение ходить дарит крохе массу новых возможностей. Ему очень нравится ходить и бегать. Самостоятельное и быстрое передвижение позволяет малышу изучать новые предметы и познавать их свойства. Он учится ориентироваться в пространстве и координировать свои действия. Постоянно падая, кроха постепенно учится избегать предметов, которые мешают передвижению. Он пытается падать так, чтобы нанести себе меньше урона. В этом смысле некоторые мамы могут в определенной степени препятствовать ребенку динамично развиваться, убирая с дороги лишние предметы и постоянно поддерживая его.

Чрезмерное любопытство и активность малыша могут привести к беде, если не убрать все опасные предметы как можно дальше от детских ручек. Закрывая острые, режущие и другие опасные вещи в ящики, нужно понимать, что дети очень находчивы. Они умудряются открывать хитроумные защелки, забираться на стулья и подоконники. Их любопытство не знает границ. Неуемное стремление достать тот или иной предмет заставляет детей творить чудеса. Лучше не оставлять двухлетних детей без присмотра на короткий срок даже в случаях, когда все уже, вроде, спрятано и закрыто. Читать далее: Родительские директивы или как родители программируют на неудачу

На улице для безопасности детей нужно выбирать детские игровые площадки вдалеке от проезжей части.

Воспитание личности

В таком возрасте развитие ребёнка происходит при его вовлечении в предметно-игровую сферу. Для того чтобы произошло быстрое эмоциональное развитие ребёнка, нужно всеми силами развивать у него логическое мышление, а также формировать познавательную деятельность.

Если малыш длительное время находится без движения, то начинает быстро уставать, то есть сама игра должна нести физическую нагрузку. Если малыш при игре начинает общаться со взрослыми, то происходит быстрое развитие речи.

Он хорошо понимает взрослых, если они начинают общаться с ним на его языке. Лучше всего он понимает наглядную или же образную форму общения. Если родитель хочет донести малышу какую-то информацию, то ему будет лучше всего смоделировать ситуацию и преподнести её в виде сказки. В этом случае ребёнку будет намного легче понять, о чём именно ему хотят сказать. А также при объяснении можно использовать сказки, объясняя при этом действия на примере любимых сказочных персонажей малыша.

Очень часто родители жалуются на то, что ребёнок не слушается, поздно засыпает, плохо питается. В этом случае также можно провести аналогию с любимым героем малыша. К примеру, сказать, что Лунтик всегда кушает, поэтому он такой умный, сильный и храбрый. Ребёнок обязательно захочет подражать своему любимому персонажу и начнёт правильно и вовремя есть.

В этом возрасте малыш очень плохо воспринимает категорические запреты. Он до конца не понимает почему именно то или иное делать запрещено, поэтому каждый запрет следует формулировать в более доступном ключе, который будет понятен для малыша, и соответствовать ситуации.

Например, малыш начнёт понимать, что ему нужно регулярно мыть руки перед приёмом пищи либо после прогулки, когда мама более подробно расскажет ему о пользе чистоты рук.

Приучение малыша к самостоятельности

Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность

В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество

Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.


Приучение к самостоятельности — важный элемент воспитания

В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.

Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.

Возраст от 1 года до 3 лет — самостоятельность

Всего за какие-то два года ребенок проходит очень сильный и важный качественный скачок в своем развитии: он учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознает свою индивидуальность.

Главным его стремлением становится борьба за самостоятельность. На этой стадии он проходит путь от полной зависимости и растворенности в матери к относительной самостоятельности. Отсюда возникают детские возгласы: «Я сам, я сам!». Его неуклюжие попытки самому браться за новые дела являются нелегким испытанием для родителей. Сколько терпения необходимо, чтобы суметь отнестись к этим его стараниям с пониманием. Именно от нашего отношения в этот период зависит вера мальчика в свои силы, в способность поставить цель и добиться ее.

Если родители поддерживают и подбадривают малыша, понимают необходимость проб и ошибок, мальчик с уверенностью берется за все новые и новые задачи. Если же родители относятся неодобрительно к этим попыткам и ограничивают его активность, мальчик начинает стыдиться своих поступков, самого себя — такого неумелого и несовершенного, и будет сомневаться в собственных возможностях.

В это время ребенок нуждается в поддержке и положительных реакциях на его самостоятельность с одной стороны, с другой — в четких и последовательных границах, охраняющих его жизнь и здоровье.

На пути к взрослению

Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.

Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.

  • Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
  • Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
  • Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.

Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?

Что хочет сказать ребенок своей истерикой?

Детский психолог, семейный психотерапевт

Воспитание детей

Развитие систем организма

Одна из самых важнейших в организме. В первый год жизни мозг развивается на 60%. После трех лет сложнее обучить ребенка чему-либо. Начинают прострагиваться связи между накопленной информации.

Очень важно, чтобы ребенок получал как много больше сенсорной информации. Имунная система

Имунная система

Ребенок облизывает грязную обувь, тапочки, ищет самые грязные углы. Такое поведение детей способствует тренировке иммунной системы. Они не любят стерильность и не должны жить под стеклянным колпаком. Если ему этого не дают дома, она будет это искать на улице.

Вы сильно беспокоитесь за свое чадо? Дублируйте те предметы, которые у ребенка вызывают интерес, а грязные вещи убирайте в недоступное для него место.

ССС и дыхательная (движение, прыжки, бег)

Движение-это жизнь

Дети любят качаться, свисать вниз головой, что очень важно для развития вестибулярного аппарата. Задача родителей обезопасить ребенка на таких аттракционах

  • Координация, Опорно-двигательный аппарат
  • Поведение: пищевое, половое, социальное

Моторное (ползанье, ходьба, бег, прыжки, подъемы).

Не стоит ребенка торопить и настойчиво учить ходить. Чем больше ползает-тем лучше. Любит прыгать? Поставьте одну книгу, потом две, потому три. Не ставьте преграды в познании мира.

Вестибулярный аппарат (качели, карусели)

Нет ничего страшного если ребенок много кружиться, свисает вниз головой( стойка «березка»), ваша задача, исключительно в обеспечении безопасности.

Мелкая моторика рук (крупы, пластилин, сенсорные коробки, кинетический песок).

Мелкая моторика очень важна в жизни ребенка. Попросите свое чадо помочь перебрать гречку,рис. Не так давно на рынке появился кинетический песок. В чем плюсы этого материала? Его легко собрать, он мягче пластилина, меньше границ для творчества.

Психологические советы родителям: воспитание ребенка в 3, 4 года

Воспитание ребенка с рождения

Воспитание целеустремленного ребенка

Мне нравитсяНе нравится

Чувство связи с человеком

6. Загадочное притяжение

С родственными душами вы чувствуете некую магнетическую силу, притягивающую вас друг к другу, когда вы рядом. Конечно, с любим человеком связь со временем развивается и углубляется, но в здесь речь идет о мгновенной связи.

7. Легкое общение при сильной связи с человеком

Каждый разговор с этим человеком — это новый опыт. Вы прекрасно понимаете друг друга, прислушиваетесь к советам друг друга, и все ваше общение идет гладко с первого дня.

Вам не нужно беспокоиться о том, что человек неправильно истолкует ваши слова, или обидится какой-то вашей шутке. Вы используете схожую лексику, и у вас похожее чувство юмора.

8. Комфортная тишина

Двоим всегда есть о чем поговорить. Но знаете, что делает ваше общение особенным? Вы можете находиться рядом друг с другом, не произнося ни единого слова, и вам не будет неловко от этого. Вы просто будете разделять комфортную тишину и наслаждаться ею!

9. В их присутствии вы чувствуете себя, как дома

Отношения с родственной душой не будут похожи на эмоциональные американские горки. Вы не будете ссориться и мириться каждую неделю, и, вероятно, даже не почувствуете бабочек в животе.

Каждый раз, когда вы будете встречаться с этим человеком, у вас будет такое чувство, будто вы вернулись домой из утомительного путешествия.

10. Различия существуют не для того, чтобы разделять, а для того, чтобы обогащать

Могут ли два совершенно разных человека быть родственными душами? Могут. Ваши различия существуют для того, чтобы сблизить вас еще больше.

Например, если один из вас расслаблен и неорганизован, а другой любит, чтобы все было в идеальном порядке, это станет возможностью поучиться друг у друга. Первый человек научит второго быть спонтанным, а второй разбудит в первом чувство ответственности.

Мы в соцсетях

Родственная душа может вдохновить вас изменить то, что вам в себе не нравится, при условии, что вы захотите это сделать.

Этот тип связи направлен на улучшение. Вы двое подталкиваете друг друга стать лучше без какого-либо давления.

Если родственная душа становиться вашим любимым человеком, то он будет верить в вас больше всего. Именно он указывает на то, что вы можете добиться всего, к чему стремитесь.

И знаете, что самое приятное? Тот факт, что этот человек всегда готов вас прикрыть, несмотря ни на что.

12. Уважение, как одно из величайших выражений любви

Давайте не будем забывать, что вы не можете разделить связь с кем-то, с кем вы не разделяете взаимного уважения. Вы оба одинаково важны, потому что вы партнеры в этой игре под названием жизнь.

Вы уважаете желания, цели и мнение друг друга. Даже когда вы думаете иначе об определенном вопросе, вы согласны пойти на компромисс или просто остаться при своем мнении.

13. Абсолютное счастье

Это, вероятно, самый важный признак того, что у вас есть необъяснимая связь с кем-то: этот человек заставляет вас чувствовать себя счастливее, чем когда-либо.

Вы не были несчастны до того, как этот человек появился. На самом деле, вы были убеждены, что вся ваша жизнь в полном порядке.

Однако, только встретив его, вы осознали значение настоящего счастья. Ему удалось пробудить некоторые чувства, о которых вы даже не подозревали.

Когда вы с ним, вы чувствуете себя на вершине мира. Он не просто лучше — он совершенно другой.

Что надо сделать для принятия ситуации, которую не можешь изменить?

В первую очередь, почувствовать себя взрослым человеком, отвечающим за свое поведение, поступки, мышление и эмоции.

Когда вы сопротивляетесь тому, что уже есть в вашей жизни, вы попадаете в состояние маленького ребенка, который устраивает истерики и катается по полу с целью получить то, что ему хочется.

Только ваше поведение сейчас, это не катание по полу, а переживания и нервы.

Для того, чтобы выйти из состояния ребенка, постарайтесь отстраниться от проблемы и посмотреть на происходящее как будто со стороны, как фильм.

Ваша задача, успокоить свои эмоции, которые не дают вашей голове здраво размышлять.

Что мешает принять ситуацию?

В вашей голове постоянно возникают мысли и вопросы, на которые у вас нет ответа.

  • Почему это произошло?
  • Так не должно было случиться.
  • Этого не может быть.
  • Я не могу с этим смириться.
  • Я не верю в это.
  • Я не могу это принять.
  • Он (она) не должен (а) был (а) так поступать.
  • Это не справедливо, так не должно быть.
  • Почему это случилось со мной?

Любой из этих вопросов и мыслей, ставит вас в позицию сопротивления.

Давайте разберем несколько мыслей, которые запускают мыслительный процесс снова и снова.

Так не должно быть. Получается, что определенное событие произошло вопреки чему-то. И это что-то, ваше собственная оценка происходящего.

Вы каким-то образом, ставите себя в позицию Бога, и считаете, что произошла ошибка или недоразумение. Т.е. законы причины и следствия вы полностью отрицаете. Событие, которое с вами произошло, является следствием каких-то определенных процессов.

Например, разбился самолет, много жертв, много горя. Само собой, что будут скорбящие по своим родственникам, которые будут отрицать происшедшее, обвинять всех и вся и задавать разные вопросы. Но одной из основных мыслей, будет мысль о том, что этого не должно было случиться.

Но самолеты просто так не падают, существует множество факторов, по которым самолет может потерпеть крушение – человеческий фактор, поломка, плохие погодные условия, птицы, ураганы, турбулентность и т.д.

Получается, что существует причина по которой разбился самолет.

А это означает, что он должен был упасть, потому что, была объективная причина, например, поломка двигателей + погодные условия. Получается, что чудес не бывает, у каждого следствия (события) есть своя причина.

Надеюсь, что вы поняли мою мысль. Что случилось, то и должно было случиться из-за того, что были предпосылки и была причина.

И от того, что вы сопротивляетесь, ничего не изменится.

Получается, что вы эмоционально «застряли» в ситуации. Время идет вперед, а вы, как будто, находитесь в прошлом, и пытаетесь настойчиво бороться с тем уже есть. Проблема состоит в том, что вы не признаете, что вы УЖЕ давно находитесь в том, что произошло.

Упражнение для принятия ситуации, в которой вы застряли

Ваша ситуация или проблема, это конечный результат каких-то процессов.

Напишите от 5 до 10 предпосылок или причин, из-за которых произошло то, что произошло.

Если вы не знаете причин, то пофантазируйте.

  • Сейчас, когда вы не знаете почему, это произошло ваш мозг работает «в холостую», и постоянно загружает вопрос – почему? Но, вы не думали в направлении причины и предпосылок, поэтому, ваш мозг и не может поставить точку в этих размышлениях.
  • Сделайте подробный анализ своей ситуации, лучше это сделать на листке бумаги.
  • Нарисуйте кружочек в середине листка, в котором напишите свою ситуацию;
  • Ниже или выше напишите причины, которые спровоцировали вашу ситуацию.
  • Соедините стрелочками каждую причину и центральное событие.
  • Сконцентрируйте свой взгляд на своем рисунке в течении 20-30 секунд, стараясь ни о чем не думать.

А теперь, проговорите следующие слова:

Вам необходимо произнести эти 2 фразы со всеми вашими предпосылками и причинами возникновения вашей неприятной ситуации.

Сколько раз проговаривать? До тех пор, пока вы не почувствуете, как ваше тело расслабилось, напряжение ушло, и вам стало спокойно.

Я вас уверяю, что эти фразы отлично сработают.

Почему? Ключевое слово в этих фразах «потому что».

Психологические исследования показывают, что человеческий мозг, очень хорошо реагирует на фразу «потому что», особенно на те слова, что говорятся после проговаривания «потому что».

Маленькие помощники

Направить энергию детей в полезное русло поможет совместная деятельность. Такое занятие доставит огромное удовольствие малышу, ведь он будет заниматься взрослыми делами. Кроха с огромным энтузиазмом берется за работу взрослых, и в этом его обязательно надо поддержать.

Читать далее: Ребенок в 3 месяца: физическое развитие и психология

К сожалению, многие родители не хотят вовлекать детей во взрослые занятия. Конечно, лепка вареников с мамой закончится рассыпанной мукой и испорченным тестом. Уборка с малышом сделает квартиру более грязной. Но, отталкивая рвущегося помогать кроху, родители лишают себя помощника в будущем. Энтузиазм ребенка с возрастом перегорает, и убедить его в дальнейшем помогать родителям будет гораздо труднее.

Чтобы превратить лепку вареников в праздник, нужно выделить малышу место и дать кусочек теста. Каждый будет лепить свои вареники. Потом весело будет есть мамины вареники и те, которые слепил малыш. Если разумно все организовать, грязи много не будет. Зато значение события для ребенка трудно переоценить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: