Анимизм

Анимисты

Как у научной доктрины, век у анимизма оказался недолгим, тому способствовала развенчавшая анимизм как несостоятельную доктрину критика, высказываемая ученым сообществом.

Основной проблемой анимизма стало его узконаправленное видение – в процессе исследований было доказано, что религии не ограничиваются лишь верованием в существование духов, душ.

Потому современная наука обобщает под термином анимизм все верования первобытных обществ, которые и поныне существуют в разных уголках нашей планеты.

Возникший термин «анимисты» восходит к тэйлоровскому варианту понимания ранних форм религий как анимизма. Анимистами принято считать аборигенов Африки, американских континентов, Австралии и Океании, адептов местных религиозных верований.

Кроме того анимизм имеет особое влияние и в странах Азии, например, к ярко выраженной анимистической религии относят японский синтоизм или синто.

В Российской Федерации анимизм присущ многочисленным малым народам, среди которых можно выделить:

  • народы Дальнего Востока (орочи, нанайцы, негидальцы, ульчи, нивхи, коряки, якуты);
  • народы Сибири (эвенки, юкагиры, тофалары, хакасы, ханты, манси, кеты, ненцы и др.).

По своей сути анимизм – логически выстроенная система, имеющая ряд основных идей.

Так, анимисты считают, что человеческая жизнь не прерывается после смерти, а продолжается в мире загробном, соответственно души могут, как отправиться в мир иной, так и пребывать в мире людей, перейдя в предметы, представителей животного мира и даже вселяясь в человека (так возникло понятие одержимости).

В случае вселения духа в предмет-фетиш, такой предмет приобретает сакральность, становится магическим.

Разнообразные церемонии, жертвоприношения и ритуальные действия совершаются анимистами с целью умилостивить духов, поскольку злой дух может вредить не только разозлившему его человеку, но и племени в целом.

Среди основных понятий анимизма – перевоплощение, то есть душа умершего имеет возможность впоследствии оказаться в новорожденном ребенке или детеныше.

Вся система верований, согласно которой дух может воплощаться в животных или людях – это тотемизм. Тотемизм предполагает, что каждый человек или племя могут иметь свой тотем, дух нашедший воплощение в животном. Тотем во всем оказывает помощь человеку, спасает в случае опасности.

В качестве основного догмата выступает разделение мира на духовный и физический. При этом существование мира духовного признают все эзотерики, только называется он иначе – астралом, информационным полем и пр.

Таким образом, исследование анимизма дает возможность рассмотреть, в чем лежат истоки и каковы механизмы различных эзотерических практик.

Исследователи выделяют такую характерную для анимизма черту, как схожесть анимистических верований и распространенность их среди племенных общин, никогда не имевших контактов между собой и проживающих на разных материках.

Ученые полагают, что столь широкое распространение анимистических верований произошло потому, что именно анимистическое представление о мире, окружающем человека наиболее объективно и истинно, и не зависит от географического расположения общины, практикующей анимистическое верование.

Тотемы: что такое тотемное животное?

Считалось, что им может стать для человека особое животное: главным образом, некий защитник, помогающий людям своей энергетикой и дающий им силу (особенно в бою).

Исходя из этого убеждения, для каждого мужчины или женщины можно подобрать его тотемное животное, с которым они могут взаимодействовать на энергетическом уровне. И у каждого человека оно будет индивидуальным. Образ такого существа, нанесенный на оберег, становится олицетворением некой сильной энергетической связи, которая защищает владельца такой вещицы от всякого сглаза, от дурного влияния и даже от негативного физического воздействия.

С давних времен сохранились разные виды и представления этого культа. Люди на протяжении человеческой истории поклонялись тем или иным идолам. Яркими примерами таких взаимоотношений человека и природы являются культуры древнего Египта, североамериканских индейцев и многие другие, где с тотемами были связаны амулеты или разного рода знаки, где присутствует облик того или иного священного животного.

Тотемное животное панда или как не растратить энергию впустую

Особое значение в этом смысле имеет, например, амулет с изображением панды. Это, действительно, удивительное животное, и в разных народах оно несет в себе разные смыслы. Панды водятся, как известно, в основном, в Китае, но также есть сведения и о том, что их можно встретить и в Тибете.

Оберег с изображением панды заключает в себе смелость, отвагу, дружелюбие, терпеливость, гармонию и даже, как ни странно, является признаком отшельничества. Энергетика этого животного поистине невероятная, нужно только уметь правильно ею владеть. Если человек опытен, то для него определить того, кто может принадлежать к тотему панды, не составит труда. Как правило, речь, в этом случае, будет идти о нежном, симпатичном, а порой даже забавном персонаже, который во всем будет искать позитив и никогда не будет лезть на рожон.

Тотем обезьяны или как получить помощь в сложной ситуации

Что касается тотема обезьяны, то он также вызывает у людей самые разные соображения и эмоции. Кто-то может предположить, что обезьяна глупая и агрессивная, но это далеко не так. Принадлежа к тотему обезьяны, человек по праву считается уравновешенным, очень умным и спокойным. Кроме того, такие люди обладают силой и выносливостью. Именно этот символ олицетворяет тех, кто умеет протянуть руку помощи нуждающемуся в самый трудный момент. Также стоит упомянуть, что в Индии обезьяне поклоняются как божественному животному.

Значение тотемов птиц или про духов покровителей

Тотем птиц символизирует возвышенность и легкость, а порой даже и тщеславие. Зачастую этот тотем подбирается как сила, которая оберегает, как правило, родственников. Однако, надо иметь в виду, что значения тотемов птиц неоднозначны и символ каждой птицы имеет свою трактовку.

Существуют так называемые хорошие тотемы, а есть и антитотемы. Такие символы и амулеты могут быть с изображениями вороны, совы и галки, и изображение это символизирует смерть и колдовство. Возможно, результатом взаимодействия с такого рода “оберегом” и становится то, что человек постепенно начинает утрачивать веру в себя или сбиваться со своего жизненного пути… Ну, а о путях его взаимодействия с таким символом можно только гадать…

Анимизм как религия

В страхе перед мощными и непонятными явлениями природы, древние люди начали обожествлять их. Анимизм — это вера в существование души и духов, которые пронизывают все, что есть в мире. Молнии и гром, солнце и луна, дождь, снег и град – человек, настолько маленький и беззащитный перед стихиями, начинает задабривать сильных духов и приносить им жертвы пытаясь умилостивить.

Наблюдая за рождением и смертью, человек предположил, что во время рождения ребенка в него входит душа, а во время смерти она покидает тело вместе с дыханием. Древние верили, что дух покойного остается существовать в бесплотной оболочке и не покидает род соплеменников. Культ поминовения и почести душ преследовал цель сделать дух соплеменника защитником и покровителем от злых потусторонних сил.

Анимизм в мифах Древней Греции помогает историкам изучить мышление людей того периода. Яркие образы богов, сформировавшиеся со временем из понимания характера и функций, которые несут природные явления:

  1. Зевс – управляет громом и молниями, проливается на землю дождем.
  2. Гея (земля) – рождает огромных каменных великанов (землетрясения, камнепады).
  3. Аид (Танатос) – властелин подземного царства, забирающий души.

Основное в теории Тейлора

В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы — все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм — веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм — это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм — это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.

Анимистический образ жизни

Различные анимистические подкатегории связаны с первоначальным желанием человека выжить и получить конкурентные преимущества через общение с духовными существами. Чтобы выжить, людям было необходимо есть мясо животных, даже если они считали их священными.

Анимисты также выразили свое родство с растительной жизнью. Иными словами, последователи некоторых направлений анимизма старались по возможности не употреблять в пищу те или иные сорта растений.

Для европейцев в эпоху открытий цивилизация была конечной целью. Они однозначно верили в превосходство развитого общества. С их точки зрения, все, что отличалось от их идеала, было неполноценным, и его нужно было изменить. Но какое влияние европейская цивилизация оказала на «примитивные» народы?

С современным движением к гармонии с природой и духовным миром, кажется, мы возвращаемся к нашим «варварским» истокам. Но в каком случае человек действительно достиг своего идеала: в развитом обществе, которое превозносит нарциссизм и жадность, или раньше – когда он пытался жить в родстве со всеми живыми существами?

Живая и неживая природа

Однако вернёмся к нашему вопросу: что можно считать живым, а что нет? Растения, с которыми ласково разговаривают, растут быстрее и дают больше цветов; вода, над которой произнесены приятные слова, становится целебной. А что если окажется, что камни могут двигаться? Нет, не в кузове «КамАЗа», а полноценно, как живые существа.

Данный феномен был обнаружен на высохшем озере Рейстрэк-Плайя в Долине Смерти. Представьте себе дно давно высохшего озера, по которому… перемещаются камни. Нет, конечно, не с той скоростью, чтобы это можно было видеть, но… вот, примерно так это выглядит:

Камни двигаются не постоянно, а пару раз в год или реже. Но следы передвижения сохраняются надолго, именно по этим следам и можно отследить их перемещение.

И хотя учёные находят объяснения таким движениям, что это результат скольжения по поверхности льда в зимний период, не остаётся сомнений в том, что окружающий нас мир может проявлять себя как настоящий живой организм. Таким образом, окружающий нас мир — живой. И наши предки об этом знали больше нас, но об этом мы поговорим чуть позже.

Как объясняют ученые явление тотемизма

Первые три гипотезы о происхождении этого явления изложены в известной  этнографической теории Фрейзера и Экзогамии (1910):

  1. Первая гипотеза гласит, что форма тотемизма является индивидуальной. Она поддерживает предположение народов о том, что существует внешняя душа, обитающая в животных и растениях.
  2. Вторая подчеркивает магический аспект тотемизма. Особенно ярко это выражено в культе у народов Австралии.
  3. Третья гипотеза построена на представлении первобытных людей о зависимости сексуальности от животного или растительного духа.

В монументальной работе Фрейзера об исследовании собранных этнографических данных о тотемизме отмечалась, в частности, рациональность в этом плане западных этносов и их отличие от более примитивного тотемного мышления древних восточных народностей.


Углубленное изучение этих различий позволило установить, что разнообразие тотемических явлений было, действительно, слишком велико и не укладывалось в единую типологию. Исследования, представленные научному миру различными учеными, выявили огромный спектр разнящихся культовых явлений у разных народов и племен, поэтому строить и формулировать универсальные гипотезы зачастую было непросто.

В работе «Тотем и Табу» (1912) можно ознакомиться и с теорией Фрейда, где была предпринята попытка установить параллели между двумя основными запретами в тотемизме: алиментарном и сексуальном. Этнографические данные относительно доисторического существования так называемой примитивной орды были им, впрочем, недооценены в пользу известной дарвиновской гипотезы.

Американский писатель Стэнли Элкин был одним из последних авторов, который предположил, что этнографический анализ все еще может быть развит в направлении более обобщенной интерпретации тотемизма. В то время как известный французский фольклорист и этнограф Ван Геннеп был одним из первых, кто признал, что тотемизм нельзя рассматривать как универсальное культурное явление. По теории Спенсера же тотемизм произошел в результате поклонения животным.

Анимизм детского мышления – что это такое?

Для начала нужно уяснить, что это – анимизм детского мышления. Многие малыши в процессе своего взросления наделяют различные неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам. Данное понятие в психологии носит название «анимизм». Согласно мнению опытных детских психологов, подобное детское представление вполне приемлемое. Если детский анимизм присутствует у ребенка до достижения им пятилетнего возраста, он даже желателен.

Если развитие ребенка происходит без отклонений, то после пяти лет он постепенно осознает, что игрушки — это вещи, поэтому у них нет свойств, присущих живым существам. То же самое относится к вымышленному другу. Если же симптомы детского анимизма присутствуют и тогда, когда ребенок стал старше, то это уже повод серьезно насторожиться. Может оказаться, что это всего лишь фантазии, которые направлены на то, чтобы уйти от реальности. В этом случае все дело в родителях

Учитывая особенности детского анимизма, взрослым придется несколько изменить отношение к ребенку и обратить внимание на его проблемы, тогда дети сами перестанут наделять неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам

Многодушие

Уже узнав, что анимизм – это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка, чтобы его одушевить. Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины – семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.

Что такое анимизм?

Если принять во внимание латинский корень его имени: анима, значение которого — душа; Нам легче понять, что такое анимизм. Эта концепция включает в себя целый ряд верования, согласно которым оба объекта, люди или любая часть природы имеют душу и самосознание

Другими словами, согласно последователям анимизма, существует целый ряд духовных сущностей, включая человеческую душу, которые занимают все виды существ и объектов, как одушевленных, так и неодушевленных, так что все, что нас окружает, все до единого элементов, существующих в мире, обладали бы душой или сущностью сознания.

Однако есть несколько вариантов этой доктрины, например, тот, в котором признается существование ряда персонифицированных духовных и сверхъестественных существ, которые у них есть рассудительность, интеллект и воля и они населяют всевозможные элементы, которые, в принципе, не рассматриваются остальной частью культуры как живые существа.

Хотя эти верования восходят к древним временам, задолго до появления современных религий, анимизм пользуется большой известностью во всем мире. Причина в том, что вера в душу — это константа, которая присутствует во всех видах культур и религий, независимо от того, насколько они разнообразны.

В анимизме есть определенные вариации в зависимости от региона мира и культуры, в которой он основан. Однако у них есть некоторые общие черты, и все они пытаются найти объяснение или значение того, что лежит за пределами смерти, а также установление связи между людьми и всем, что их окружает.

Что касается того, есть ли у неодушевленных предметов душу или внутреннее сознание, это убеждение также варьируется в зависимости от региона. В некоторых из этих мест анимизм также состоит из веры в то, что некоторые неодушевленные предметы, включая проявления и природные явления, такие как штормы или циклоны; которые считаются выражением разумной совести.

ПОЛИТЕИЗМ

(Polytheism). Так называют веру во множество различных богов, т.е. многобожие. Политеизм формальноотличается от пантеизма, т.е. веры в безличного Бога. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ (от греч. polys – много и theos – Бог)многобожие, почитание нескольких или многих богов. Противоположность – монотеизм. Философский эн. смотреть

(греч., лат. многобожие). Античный П. не был дальнейшим развитием доисторич. полидеймонизма, но результатом историч. соединения отдельных посел. смотреть

(от Поли. и греч. theós — бог) многобожие, почитание многих богов. П. возник в раннеклассовом обществе; он развился из полидемонизма — почитан. смотреть

(греч. многобожие) языческая вера в множественность богов, существующих отдельно и независимо друг от друга и не сливающихся с природой Вселенной. Поли. смотреть

многобожие») – вера в несколько или множество богов. Противоположен монотеизму – единобожию. Политеизм является ранней формой религиозного сознания, он. смотреть

1) Орфографическая запись слова: политеизм2) Ударение в слове: полите`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): политеизм4) Фонетическая транскрипц. смотреть

Политеизм (поли… + греч. theos – бог) – многобожие, вера во многих богов. Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003. Синонимы. смотреть

политеизм религия, многобожие, язычество. Ant. однобожие Словарь русских синонимов. политеизм см. многобожие Словарь синонимов русского языка. Пра. смотреть

(Polytheism; Polytheismus) — вера в нескольких богов или поклонение нескольким богам вместо одного.Юнг использовал это понятие внутри исторического кон. смотреть

(от греч. πολί — много и θεος — бог) — «многобожие», вера во многих богов в противоположность монотеизму — единобожию. О противоположных взглядах Юма и. смотреть

Политеизм (от греч. πολί — много и θεος — бог) — «многобожие», вера во многих богов в противоположность монотеизму — единобожию. О противоположных взгл. смотреть

(греч. poly много и theos бог) многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию). Возникает при разложении первобытн. смотреть

-а, м. книжн. Религия, признающая существование многих богов; многобожие; противоп. монотеизм.Синонимы: многобожи. смотреть

политеи́зм, политеи́змы, политеи́зма, политеи́змов, политеи́зму, политеи́змам, политеи́зм, политеи́змы, политеи́змом, политеи́змами, политеи́. смотреть

Ударение в слове: полите`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: полите`изм

(греч,-многобожие): система религиозных представлений, основу которых составляет вера во множество богов. Политеистическими религиями являются индуизм. смотреть

политеизмפּוֹלִיתֵיאִיזם ז’* * *אמונה באלים רביםפוליתאיזםСинонимы: многобожие, религия, язычество

Характеристика анимизма

Анимизм — это вера в существование духов, души, в одухотворённость природы. Термин «анимизм» происходит от латинского слова anima и означает в переводе «дух, душа»

. Впервые этот термин предложил английский этнограф Э.Б. Тейлор. По словам Тейлора, анимизм — начальная форма религии. Религиозные верования анимизма заключаются в том, что существуют некие божества, которые управляют процессом менее развитых живых существ, существуют духи, души, а также множество жизней, через которые нечто неразрушимое проходит, меняя формы. По словам учёного, анимизм берёт своё начало в «философствовании первобытного дикаря», который стал интересоваться такими явлениями, как сон, сновидение, смерть и так далее.

Здесь следует разобрать вопрос: чем, собственно, человек отличается от животного?

Это интересно

Чем человек отличается от животного?

На школьных уроках по биологии нам часто доводилось слышать, что человек является царём среди зверей. Это мнение активно поддерживают и многие современные учёные. Лишь бегло оглянув результаты «правления», мы легко убедимся, каких успехов достиг человек за время своего царствования. Огромный вред, нанесённый окружающей природе, сотни истреблённых видов животных и ещё столько же на грани вымирания… Сложно представить, что какой-либо правитель способен намеренно изводить своё царство, поэтому логичным становится вопрос, а чем человек отличается от животного, и так ли мы отличаемся от наших меньших братьев? И если да, то чем?

По большому счёту, отличий этих не так много, и одно из них — человек осознаёт свою смертность. И это заставляет его искать ответы на вопросы. И это ещё одно отличие человека от животного: его не устраивает инстинктивное существование, заложенное природой, он стремится к самопознанию. И именно зарождение такого качества, как стремление к самопознанию, скорее всего, когда-то и стало началом эволюции человека, когда в нём пробудилось некое духовное начало.

Итак, с точки зрения анимизма всё имеет свою душу. Как человек, так и камень — оба являются живыми существами. И как могли убедиться вышеуказанные учёные, это утверждение не лишено истины. Так Е.Ф. Карский говорил о том, что причина появления такой начальной формы религии, как анимизм, в том, что, когда славянин осознал себя не только физическим телом, но и душой, он по аналогии наделил этим качеством и весь окружающий мир.

И можно ли сказать, что славянское представление о том, что всё вокруг является живым, ложно? Исходя из выводов учёных, например, о том, как вода и растения реагируют на слова. А сколько уже есть подтверждений тому, что растения способны слышать, видеть, думать и общаться между собой?

Исходя из этого, можно сказать, что анимизм — это не просто первобытная религия, это одна из первых ступеней духовного становления человека. Ведь если человек начинает понимать, что вокруг него не просто куски материи, которые можно использовать по своему усмотрению, а живые существа, то это выводит его отношения с окружающим миром на качественно новый уровень. Главный принцип жизни наших предков гласил: «Жить по совести, в ладу с природой». И в философии анимизм — это не просто какая-то вера в духов, это именно понимание того, что материальный мир далеко не так материален, что называется, до мозга костей.

Термин «анимизм» открывает перед нами более глубокую философию, более глубокое восприятие реальности. Да, в какой-то мере можно сказать, что понятие анимизма и его зарождение во многом связано, например, с недостатком понимания некоторых явлений, когда обычной грозе приписывалось свойство «гнева богов» и так далее.

Развитие общества и науки, понимание многих процессов дали нам ответы на многие вопросы, но это не отменяет актуальности основной идеи анимизма, которая заключается в том, что мир вокруг нас живой, тем более, что современные научные открытия только подтверждают это.

Фетишизм

Еще одной проторелигией является фетишизм, то есть верование в то, что предмет материального мира выступает носителем высшей магической силы. Фетишем мог стать абсолютно любой предмет, которому первобытное сознание присвоило магические функции. Так, камень-валун, который чем-то привлек древнего человека, мог стать объектом поклонения.

Чаще всего такое верование в чистом виде можно встретить у африканских племен, которые поклоняются статуэткам богов, костям, растениям.

В чем различия фетишизма и анимизма? Эти формы верования скорее дополняют друг друга. Так, фетиш мог стать материальным воплощением некоего духа, поклоняясь ему, первобытный человек надеялся задобрить самого духа. Чаще всего фетишей, как и самих духов, было несколько, их просили о помощи, проводили ритуалы в их честь, благодарили за удачу на охоте.

Интересно, что остатки фетишизма можно проследить даже в ведущих мировых религиях. Поклонение святым мощам, иконам, статуям Христа и девы Марии – вот то, во что переросло это древнее верование. В буддизме существуют священные ступы, поклонение которым близко почитанию фетиша. Также фетишизм сохранился как вера в амулеты и талисманы.

Аниматизм

Самым древним верованием считался аниматизм – наделение живых и неживых вещей душой. Деревья, камни, идолы, амулеты имели магическое значение. Жили духи в горах, водоемах, лесах, рядом с людьми. Некоторые племена приносили им жертвы, другие молились и поклонялись. Связь, которая возникала между людьми и духами, была определенным договором двух заинтересованных сторон.

Не всегда мистическая сила имела название. Некоторые первобытные племена называли ее мана.

Практически во всех первобытных религиях сформировалась система запретов. Она называлась табу и предусматривала введение запрета на определенные действия, поступки, сакральное отношение к предметам, которые были опасные.

В аниматизме стиралась грань между живым и неживым, одушевленным и неодушевленным. Определенными формами аниматизма в первобытном обществе были тотемизм и фетишизм.

Шаманизм

Не менее интересным является и явление шаманизма, которое, несмотря на свою древность, практикуется и по сей день. Шаманы проводят свои ритуалы, во время которых впадают в транс и общаются с миром духов. Цели подобных обрядов довольно разнообразны:

  • Принесение удачи на охоте.
  • Исцеление больного.
  • Помощь племени в сложной ситуации.
  • Предсказание грядущего.

Рассмотрим особенности анимизма и шаманства. Оба религиозные верования связаны с миром духов, однако если первый подразумевает под собой веру в их существование и непосредственное участие в человеческих судьбах, то шаманы, погружаясь в транс, общались с этими нематериальными существами, спрашивали у них совета, просили помощи.

Именно поэтому шаманам нередко приписывались функции жреца, их уважали и почитали.

Магия

Еще одна древнейшая проторелигия — магия, при этом нередко в ней органичным образом переплетаются черты трех предыдущих. Сравним магию и анимизм:

  • Магия подразумевает веру в высшие силы, как и анимизм.
  • Лицо, наделенное особым даром — маг, колдун — могло вступать в контакт с ними и даже сделать так, чтобы эти силы оказали покровительство на охоте или войне. В анимизме ничего подобного не наблюдалось, духов пытались задабривать, но каким-то образом повлиять на них люди не могли.

Постепенно во многих племенах появились свои маги, которые занимались лишь проведением специальных обрядов, они пользовались уважением, нередко их боялись даже самые отважные воины.

Магия сохранилась и в наше время, многие люди верят в то, что при помощи специальных обрядов можно привлечь удачу в бизнесе, добиться благосклонности избранника. Иногда современные черные колдуны используют свои способности со злым умыслом, насылая проклятия. Кто-то относится к магии скептически, но, поскольку это верование существует уже много тысяч лет, полностью отрицать его значимость не следует.

Душевная слепота

До сих пор в разговорах об анимизме и перспективизме речь шла только о человеческой перспективе. Мы ничего не знали о том, что думают и думают ли вообще другие нечеловеческие существа. Аравете и их враги поют песни друг друга, но делают ли это ягуар или тапир, остается непонятным. Американский антрополог Эдуардо Кон в книге «Как мыслят леса?» предлагает деколонизировать не только колониальное евро-американское, но в целом человеческое мышление.

Если для Дескола и Вивейруша де Кастро анимизм и перспективизм всё же анализировались на уровне человеческого, то Кон исходит из того, что у людей нет монополии на язык и коммуникацию. Вслед за швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром принято думать, что люди обладают уникальной способностью символической (многозначной) коммуникации. Эдуард Кон, используя опыт общения индейцев руна с нечеловеческими существами и семиотическую концепцию американского философа Чарльза Сандерса Пирса, попытался продемонстрировать, что символы, возможно, и являются сугубо человеческим изобретением, но они надстраиваются над знаками-иконами и знаками-индексами.

Тотемизм

Основывался на вере в мистическую связь между человеком, его родом/племенем с конкретным растением или животным. Именно их и считали тотемами.

Причиной возникновения тотемизма был способ жизни первобытных людей, которые занимались охотой, собирательством, ловили рыбу. Растения и животные были основой для пропитания, поэтому люди постепенно стали обожествлять тот или иной вид флоры и фауны.

Уничтожать тотемное растение или животное было запрещено, поскольку тотем защищал не только человека, но и его семью, род. У племен, где был распространен тотемизм, появились обряды и культы, главной задачей которых стало «задабривание» и служение тотему.

Люди перед войной, охотой или при засухе приносили различные дары и высказывали свои просьбы тотему.

Тотемизм не существовал без табу. Этих запретов придерживались все члены племени. Например, на убийство тотемного животного, на употребление его в пищу, на демонстрирование связи с тотемом перед другими племенами. Также нельзя было убивать соплеменников, чтобы не оскорблять тотем.

Анимизм — интересные факты

Анимизм — вера в духов и сущностей, как древняя религия оставила огромный культурный след в истории человечества. Возникшие древние мифы Скандинавии, Греции, Египта – это мировая копилка знаний мирового человеческого наследия. Анимизм, выросший из примитивных представлений человека о душе, перетек в более совершенные формы верований, но в некоторых своих аспектах сохранился и по сей день в языческих праздниках.

Интересные факты, связанные с анимизмом:

  1. Великий математик Пифагор — первый вегетарианец, запрещал есть ученикам животных, в силу наличия у них души точно такой же, как у человека.
  2. Маленький ребенок в своих ранних анимистических представлениях, думает что когда он идет, луна «бежит» за ним вдогонку.
  3. Коряки (коренной народ Камчатки) убив на охоте волка или медведя, надевают шкуру на одного из охотника, вокруг него водят пляс и поют песню, в которой уверяют, что они не виноваты в смерти животного, а вина в этом «какого-то русского». Цель обряда – переадресовать гнев души убитого зверя.
  4. Народы острова Фиджи верят, что души сломанных орудий труда (топоры, ножи) отлетают к богам для дальнейшего служения.

История развития религии прошла длительный и непростой путь. В своем примитивном сознании древнейшие люди обожествляли различные явления природы. Именно так и появились первые формы религиозных представлений. Рассмотрим, что такое анимизм, в чем его специфика и роль в развитии религиозного представления.

Религиозные представления древних людей

Человек был беззащитен и бессилен перед загадочными явлениями окружающего его мира. На этом фоне около ста пятидесяти тысяч лет назад возникла религия – представления о мире, природе и человеке, основанные на вере в существование сверхъестественных сил.

Самой первой формой религии считается анимизм – наделение душой различных предметов, природных явлений. Именно с анимизмом тесно связана традиция захоронения человека с предметами, которые могут помочь ему в загробном мире.

Следующая форма – фетишизм. Под фетишизмом подразумевается наделение неодушевленных предметов сверхъестественными свойствами. Фетиш обладал определенной силой и помогал своему хозяину. Это мог быть совершенно любой предмет, начиная от камня и заканчивая специально созданным амулетом.

В процессе образования родовых общин появилась такая форма древней религии как тотемизм – представления о том, что члены рода происходят от одного тотема (мифического предка). Тотемом могли служить и животные, и растения, и природные явления. Каждый род носил имя своего тотема, например: род Медведя.

{"questions":,"items":}}}]}

Первобытные люди стремились к познанию мира. Это нашло отражение в создании первых форм изобразительного искусства и религиозных представлений. Эти два явления были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга.

Обозначение понятия

Начинать разбираться в любой теме необходимо с обозначения ее понятий. Ведь часто бывает достаточно просто узнать значение главного слова, чтобы понять, о чем будет идти речь. Так, в данном варианте подобным термином является такое понятие, как «анимизм». В переводе с латинского языка оно звучит как «animus», что означает «дух, душа». Теперь можно сделать несложный вывод, что анимизм — это вера в различные нематериальные существа, такие как духи или души, которые могут находиться в самых разнообразных вещах, явлениях или предметах, согласно нюансам верований определенных племен или обществ.

Отличие от анимизма

Говоря о том, что такое анимизм и чем он отличается от тотемизма, следует отметить, что в первом случае существовало множество духов, каждый из которых отвечал за свое явление природы или стихию. А свойствами тотема наделялось одно конкретное животное или растение. В отдельных племенах, например, у индейцев, оба верования переплелись: многие племена имеют собственные тотемы, при этом верят в существование духов природы.

В проторелигиях можно отметить и общее — если религия анимизм предполагала проведение обрядов для задабривания духов (как природных, так и предков), то тотемизм подразумевал задабривание тотемных существ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: