Эпоха клипового мышления: почему люди не хотят много читать и вредно ли это

Эпоха клипового мышления

Французский социопсихолог Абраам Моль пришел к выводу, что под влиянием СМИ изменилась социокультурная ситуация (в настоящее время уже можно сказать, что не только на Западе, но и во всем мире). Случайная, хаотично воспринимаемая большинством субъектов разнородная информация не организуется сознанием в упорядоченные структуры, а по словам Моля состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей». Культура современного молодого человека (если это можно назвать культурой) образуется на основе случая и поэтому его личность определяют сведения случайно попавшие из разных источников. Представляете? Это мышление современной молодёжи! Да, эта информация как-то скреплена в мозгу между собой, но связи эти слишком зыбкие и непрочные.

Психология искусства

Как метафору я выбрала картину Матея Апостолеску «Изобразительное искусство». Это современный очень известный художник, график, дизайнер. Очень модный, очень востребованный. Эта картина в каком-то смысле знаковая для нашего мастер-класса, потому что она соединяет цифровые технологии, компьютерную графику, все, что возможно соединить в современном дизайне. И в то же время — взгляд на искусство. Это дерево, которое соединяет в себе все одновременно, и землю, и воздух, и середину, и верх, и низ. Всеобъемлющее. И в то же время объединяющее цифру, мышление, искусство.

Матей Апостолеску. Изобразительное искусство

Начнем мы с психологии искусства. Психология искусства это, с одной стороны, сам процесс творчества, но не только. Мы будем опираться на взгляды культурно-исторической психологии, Льва Семеновича Выготского и Виталия Константиновича Шабельникова, который эту тему активно развивает, что искусство — это прежде всего отражение мотивов и действий людей. Искусство — это некие аффективные «сгустки» образов, которые рождаются в психологических противоречиях различных эпох. То есть искусство отражает психологические кризисы человека, общества, культуры, всей нашей жизни. И если исходить из такого понимания искусства и психологии искусства, то мы понимаем, что искусство и психология искусства очень плотно связаны с мышлением и пониманием.

…Психология искусства изучает искусство — и творца, она изучает искусство — и психические процессы, которые сопровождают восприятие искусства, искусство — и процессы восприятия, искусство — и общество.

Известный исследователь Рихард Мюллер-Фрейенфельс, немецкий философ и психолог, на Западе его называют отцом психологии искусства, он рассматривал психологию искусства и предлагал психологический взгляд на искусство видеть таким образом: он раскладывал на ассоциации, элементы, смысловые структуры, моторные, сенсорные, эмоциональные, переживательные, — те части, которые могут быть факторами восприятия художественного творчества. То есть суть его подхода — это разложение искусства на элементы.

Но есть другой подход. Это подход гештальтистов, гештальт-психологии. Один из самых известных психологов искусства — это Рудольф Арнхейм. И гештальтисты предложили совсем другой взгляд. Они предложили рассматривать искусство не с точки зрения разложения на элементы и ассоциации, а сточки зрения целостного подхода. Они считали, в частности, Рудольф Арнхйем, что на искусство нужно смотреть целостно. Искусство как раз таки позволяет нам целостно взглянуть на то или иное явление. И такой целостный взгляд, непротивопоставление целого и частей, а, наоборот, их соединение, оно пошло в психологии искусства дальше. То есть оно проникло еще и в другие направления психологии, где внутреннее, духовное восприятие искусства, человека, явлений и внешнее восприятие, то, что поддается наблюдению, между собой стали некоторыми противоборствующими направлениями. Это для нас тоже интересно, и мы дальше посмотрим почему.

Обучение

Елена Викторовна Бахадова
Семинар-практикум
Проблемы киберсоциализации детей и подростков. Как сохранить человечность и плодотворно жить в цифровой среде?

Участвовать

Итак, в психологии искусства, кроме целостного и ассоциативного подходов был еще подход духовный, внутренний, и бихевиоральный, внешний.

Известный психолог Вильгельм Дильтей, основатель описательной психологии, в отличие от объяснительной психологии, предлагал смотреть на явление, на человека с точки зрения не объяснений человека, того, как он живет, а с точки зрения понимания. Он говорил, что человека нельзя объяснить. За ним можно понаблюдать, его можно исследовать, к нему можно приглядеться, его можно понять. Это даст значительно больше, потому что тогда мы сможем проникнуть в смыслы, которые несет за собой человек. И суть искусства — это как раз таки постичь человека, понять человека и понять его суть. А это значит, что он обращается к смыслам. Это духовное направление, которое открыл Вильгельм Дильтей, оно предлагает нам через искусство видеть людей, читать лица, считывать ситуации, считывать кризисы — через наблюдение, через глубокое всматривание. Он говорит, что такое всматривание дает человеку возможность оторваться от себя, быть более свободным, быть освобожденным.

Мне кажется, что это очень важные для нас теоретические «точки», которые нам помогут в понимании клипового мышления в том числе.

Особенности клипового мышления

Представьте себе, что вместо красивого двухэтажного дома, за строительство которого вы заплатили кучу денег, вам предоставили большой макет из картона. Издали, на вид не отличишь, но это не полноценный дом, в котором можно укрыться от ветра, дождя, мороза, неприятных посетителей; где можно кушать, спать, общаться с друзьями или воспитывать детей… Эта просто большая картонная коробка разрисованная как дом. Можно ли в ней жить? Понятно, что нет. Так и мышление человека состоящее из набросанной в мозг бессвязной информации не может представлять полноценную личность. Ведь правильно  понимать и воспринимать мир оно не может.

Попавший под влияние СМИ и интернета человек становится похожим на макет. Подобно макету такой человек имеет большинство признаков присущих личности человека и имеет внешность человека, но наполнение сознания другое.  Его восприятие происходящего и вас как собеседника и личности происходит искаженно. Вы для него просто обрывочный ролик (приятный или неприятный) в сегодняшней ленте его событий (пусть вы даже близкий родственник или спутник жизни). Ни о вас лично, ни о ваших вкусах, интересах, качествах, предпочтениях такой человек ни за что не будет узнавать. Ведь это слишком нудно и долго… Даже посты в соцсетях размером более четырех абзацев кажутся большинству современных молодых людей непреодолимыми и потому нудными объёмами информации. По этой причине производители информационной продукции приходят к выводу, что  для упрощения восприятия необходимо сокращать объемы текстов. Но, ведь такое сокращение смысловой нагрузки способствует дальнейшей урезке в обработке и восприятии информации. Таким образом порочный круг способствующий  минимализму в мышлении (массовому отупению и деградации) разорвать представляется все более невозможным.

Люди теряют способность мыслить глубоко, понимать чувства (свои и чужие), анализировать информацию, находить взаимосвязи в фактах, выделять важное, делать выводы и прочее

        Что делать, чтобы клиповое мышление не стало основой личности?
  • Старайтесь анализировать  увиденное;
  • Как можно больше общайтесь с содержательными людьми;
  • Читайте книги, помогающие увидеть смысл в жизни, книги о людях и их взаимоотношениях;
  • Тренируйте память;
  • Развивайте  воображение.
  • Попробуйте объяснять письменно смысл тех афоризмов, которые так часто можно увидеть в соцсетях. Это поможет вам научиться формулировать свои мысли.
  • Смотрите комедии, драмы, научно-познавательные фильмы  фильмы с глубоким смыслом.

​Как избавиться от клипового мышления

Нужно ли развивать клиповое мышление или лучше от него постараться избавиться? Вопрос неоднозначный. Вроде и польза от него есть и минусы не настолько вредны. Это означает, что искоренить его вряд ли получится. Можно наоборот использовать в своих целях. Например, быстро прокачать свой мозг и сделать его полезным для решения ситуаций, в которых требуется быстрое решение.

Для этого умные люди разработали множество методик.

​Чтение и обучение

Один из самых простых и доступных каждому человеку навыков — чтение книг. Во время чтения человек погружается внутрь текста, анализирует его, чтобы не потерять суть.

В то же время тренируется усидчивость. Конспектирование книг только усиливает эффект от прочтения. Этот способ полезен получением новых знаний. При этом идет как бы нанизывание информации на клиповую.

Писать изложения и сочинения

Благодаря изложениям люди учатся пересказывать чужие мысли и легче запоминают их. Сочинения развивают навык собственного мышления.

Писательская привычка формируется через ежедневное выполнение задания: как бы там ни было, нужно писать хотя бы по одной странице в день

Важно показать свои писательские работы друзьям и родным. Им со стороны виднее, где есть недочеты и ошибки

Если повествование нелогично, есть неточности или сбивчивость в рассуждениях, то это лучше исправить до того, как текст уйдет на просторы интернета к большой аудитории.

В любом случае, даже если нет желания писать методично, то можно просто записывать свои мысли в ежедневник. Это поможет более детально проанализировать пережитую за день информацию.

​Алгоритм АСССА

Есть такая методика Л.А. Ястребовой: анализируй — структурируй — систематизируй — синтезируй — анализируй.

Ее суть заключается в следующем. Если ребенку подарили конструктор, то сначала его нужно открыть и изучить инструкцию (анализирование). После этого детальки раскладываются по определенным категориям (структурирование). Затем ребенок выбирает те детали, которые будет использовать для создания чего-то нового (синтезирование). Заканчивается игра оценкой итоговой работы (анализирование). Когда цель достигнута в полном соответствии с замыслом, значит клиповое мышление получилось победить.

​Метод парадоксов

Профессору Михаилу Казинику удалось разработать метод для развития критического мышления. Он основан на формировании логической цепочки, когда все происходящее необходимо объяснить и найти противоречия. Казиник был против того, чтобы любая информация воспринималась просто на веру.

​Дыхательные практики и медитация

Время от времени нужно приводить свои мысли в порядок. Из перевозбужденного состояния становиться спокойным. Сесть в удобную позу, расслабиться и в течение десяти минут делать дыхательную гимнастику. Для этого нужно выпрямить спину и начать глубоко вдыхать воздух, а затем медленно выдыхать. Во время такой практики наступает приятное расслабление в теле.

Устраивать цифровые каникулы

Полностью избавиться от гаджетов в современном мире практически невозможно

Но важно понимать, что направленность на клиповое мышление процветает не только в интернете, но и в городской рекламе, в журнальных изданиях, виртуальных играх

Рекомендуется устраивать себе отдых от лишней информации. Хотя бы дважды в месяц можно из городской суеты отправиться на природу. Психологи советуют в это время гулять, рисовать, общаться с друзьями и детьми

Важно по возможности исключить в эти дни из своей жизни телефон, компьютер, телевизор. Мозг скажет только: «Спасибо!»

Его минусы

Помимо плюсов, такой тип мышления обладает и рядом минусов. В чем же состоят эти минусы?

Снижает способность к анализу информации. Люди, обладающие клиповым мышлением, часто оказываются неспособны анализировать даже самую важную информацию – выделять главные детали и ключевые моменты, а также принимать решения на основе проведенного анализа. В результате человек учится не осмысливать, а только потреблять информацию.

Снижает способность к концентрации внимания

Особенности клипового мышления делают людей неспособными сосредоточиться на одной теме – они с трудом могут удерживать внимание, перескакивают с одного вопроса на другой, не могут вникнуть в суть.

Снижает эффективность обучения и усвоения знаний. Современные школьники и студенты, которые являются основными обладателями клипового мышления, плохо воспринимают и запоминают учебный материал, не умеют правильно излагать свои мысли, им тяжело писать сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения

Коэффициент усвоения знаний современных детей и подростков падает.

Усиливает подверженность чужому влиянию и манипуляциям. Обладатели клипового мышления часто попадают под чужое влияние. В своих действиях они чаще всего руководствуются эмоциями, а не здравым смыслом, поэтому ими легче манипулировать. Телевизионные рекламы построены таким образом, чтобы человек, покупающий товар, руководствовался сиюминутными эмоциональными порывами. Люди с клиповым мышлением часто совершают ненужные покупки или действия, о которых потом жалеют.

Снижает чувство сопереживания. Люди, ежедневно поглощающие большие объемы информации, среди которой преобладают сцены жестокости и насилия, постепенно утрачивают способность сопереживать чужому горю, становятся равнодушными, теряют чувство ответственности, их перестают трогать трагедии окружающих.

Приводит к упрощению задач и решений. Клиповое мышление приводит к тому, что люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.

Преимущества клипового мышления, они же явные плюсы

Огульно хаять клиповую «штушу-кутушу страшного зверя» — не будем. То, что диктует быстроногое время, иногда не вырубишь топором ретроградства. Несомненные достоинства подобного рода восприятия информации, ее последующему пропуску через жернова мыслей подарило пользователям следующие возможности:

  • каждый обладатель клипового мышления может смело почувствовать себя летчиком, участником автогонок, каскадером, даже космонавтом, который вышел погулять в космос, да что-то не заладилось, всеми теми, кому волей профессии приходится принимать молниеносные решения;
  • клиповый водопад сведений учит работать в режиме одновременного решения множества задач, что является зерном некоторых трудовых навыков;
  • необходимые данные запоминаются легко и без запинки, правда, могут взять, да и исчезнуть из головы на следующий день, но экзамен то ты сдать успеешь и получишь подтверждение успеху в виде оценки в зачетке;
  • ты сможешь стать мастерицей адаптации в любых условиях, что помогает не растеряться в путешествиях, не заблудить в лабиринте торгового центра, рынка, аэропорта, незнакомых улиц, так глядишь и от топографического кретинизма избавишься, если он присутствовал;
  • клиповое мышление быстро учит такому умению, как чтение страниц «от угла к противоположному углу», без вникания в подробности, не исключено, что ключевые моменты раз, да и зацепятся в памяти;
  • на удивление этот тип знакомства с миром улучшает реакционные способности, что помогает спортсменам и тем, кто вынужден «прыгать» по разным объектам внимания.   

Это кажется на первый взгляд забавным, но вместе с тем и вполне предсказуемо, психологи выяснили, что маэстро клипового мышления превосходно осваиваются в таких нишах, как:

  • сыскные агентства;
  • высшие эшелоны спорта, участвующие в международных состязаниях;
  • реклама, масс-медиа, особенно с прямыми эфирами, паблисити о товарах и услугах; политические и предвыборные сражения;
  • фондовые и биржевые рынки;
  • архитектура, дизайн, бьюти-сфера;
  • диагностика заболеваний и вместе с тем головокружительные скорости принятия решений в области работы «скорой помощи»;
  • служащие МЧС;
  • военные подразделения быстрого реагирования.

Собрать сей список по единому признаку, не составит труда

Все это места, где надо в кратчайшие сроки отделить главное и важное от мелкого и второстепенного

Как избавиться

Родители и педагоги, социологи и психологи судорожно ищут, как избавиться от клипового мышления, чтобы дети не деградировали. И чем дольше поиски, тем понятнее становится, что это особый тип сознания, удалить который невозможно. Это часть личности, сформированная под влиянием современных технологий и инноваций.

Единственно верный совет, который можно дать родителям и педагогам: не бороться с клиповым мышлением, а обернуть его на пользу. Т. е ослабить его недостатки и усилить достоинства. Вот несколько рекомендаций, как это можно сделать:

  1. Контролируйте и ограничивайте время нахождения детей и подростков в гаджетах, Интернете. Отслеживайте ресурсы, на которых они бывают. Хотя бы частично оградите от новостей об убийствах, насилии, терроризме и т. д.
  2. Заставляйте (да, именно так, если сопротивляются!) читать бумажные книги: сначала — небольшие рассказы, затем — повести и, наконец, романы. Просите пересказывать прочитанное. Для развития речи разговаривайте с ребёнком как можно чаще. Поправляйте его речевые ошибки, неправильную постановку ударения, объясняйте значения новых слов. Обсуждайте вместе прочитанное произведение или просмотренный фильм. Высказывайте личное мнение. Ищите глубокий смысл. Спорьте.
  3. Вместо Танчиков и Майнкрафта скачайте ему на телефон или планшет программы для тренировки памяти и внимания. Договоритесь: ежедневно сначала — проходить столько-то уровней в развивашке и только потом садиться на полчаса за браузерную игру.
  4. Установите семейную традицию — праздновать раз в 2-3 недели День отдыха от информации. Никаких телефонов, телевизоров и Интернета. Разрешены только походы, прогулки, поездки, семейные посиделки или даже просто уборка по дому.

Уменьшить негативные последствия клипового мышления может ещё один простой способ. Придерживайтесь чёткого режима дня, приучайте к нему ребёнка с самого детства. Это формирует в его сознании целостный образ сегодняшнего дня и препятствует фрагментарному восприятию окружающего мира.

Развитие клипового мышления можно сдерживать и корректировать. Но избавиться от него в условиях современной жизни вряд ли возможно. Если только уехать на необитаемый остров, уйти жить отшельником в лес или пустыню. При этом придётся отказаться от СМИ, Интернета, мобильной связи.

Вместо заключения

Помимо практического вреда, разрозненная мусорная информация наносит нам урон еще и на энергетическом уровне. Но об этом как-нибудь в другой раз ?

Как бороться с клиповым мышлением и развить понятийное (аналитическое)?

Это все навыки, а поэтому их можно развивать или терять, если ими не заниматься. Чтобы развивать понятийное мышление нужно:

1. Участвовать в анализе парадоксов, взаимоисключающих и противоречащих друг другу утверждениях. Можно рассматривать существующие примеры из истории и жизни или попытаться найти самостоятельно новые. Парадокс – это явления или ситуации в жизни, которые сложно объяснить логически или их суть сильно размыта, а поэтому с ними сложно разбираться. Но это возможно. Для этого придется поднапрячь мозги и хорошенько подумать. Несколько примеров парадоксов с противоречивыми фразами: самые лучшие вещи являются бесплатными; больше отдаете – больше получаете; чем дольше спите, тем более уставшими бываете при пробуждении; чтобы найти любовь, нужно перестать ее искать; ничего не делать – самый тяжелый труд.

2. Читать литературу (лучше художественную классическую или философские труды). Она расшевеливает мозги, заставляет думать и размышлять. Например, можно почитать следующих современных философов: Барта, Фуко, Бодрийяра, Бахтина, Лосева, Лиотара, Мамардашвили.

Вначале будет сложно усидеть и не переключаться. Тренируйте себя понемногу, постепенно увеличивая продолжительность чтения. Начинайте с 10-15 минут, потом делайте перерыв, во время которого кратко пересказываете смысл прочитанного. В следующие разы можно повышать планку до 20-30 минут и так далее. До тех пор, пока не сможете хотя бы один час непрерывно читать выбранную литературу.

3. Вести содержательные беседы, но не споры. Следует внимательно слушать собеседника, пытаться понять его точку зрения, а также донести свою, искать правильное решение. А вот споры – это крайне негативное и неэффективное общение. Как правило, в нем собеседник не слышит другого человека, пытается доказать свою правоту и даже когда бывает не прав, то не может принять этого.

4. Отдыхать от информации. Устраивайте себе минимум раз в месяц день отдыха от всего, чтобы несет новые сведения (газет, журналов, книг, телевизора, Интернета, социальных сетей). Отрубите себя от гаджетов и почувствуйте свободу. В этот день разрешите себе просто наслаждаться жизнью без потребления информации. Можно просто лежать и смотреть в потолок, гулять на свежем воздухе или что-то творить (рисовать, лепить из пластилина, писать сочинение, петь, играть на гитаре или пианино).

Невозможно, да не нужно избавляться полностью от клипового мышления. Это крайне полезный навык. Он нужен. Особенно при занятиях рутиной. Например, приятнее убираться в доме или делать что-то простое, одновременно слушая аудиокнигу, музыку или просто какое-то видео с Интернета или телевизора. Но только не делайте упор на клиповое мышление. Развивайте параллельно понятийное мышление, которое должно у вас стоять на первом месте. Благодаря ему вы будете более приятным человеком в общении, станете видеть больше возможностей в жизни и прогнозировать их исход, правильно воспринимать и понимать мир, меньше будете податливы к манипуляциям. Благодаря преобладанию понятийного мышления, вы сможете уложить весь тот «хаос» в голове, который создается клиповым мышлением, в правильную и понятную картину.

Это интересно: Почему человек становится наркозависимым — теория и практика

Вред клипового мышления

А разве это плохо? Ну смотрит человек тупые приколы и заголовки новостей. Что тут такого? Законом ведь не запрещено!!

Конечно же, вы не умрете. Только обучаться новой информации вам все сложнее, у вас повышается уровень тревожности (если читаете новости), что ведет к стрессу и проблемам со здоровьем.

Вы уже не можете читать книги и даже большие статьи. Вам нужны «интересности» в сжатом виде. Если у вас есть богатые родители-олигархи, которые вас содержат и вам остается только выкладывать селфи с Мальдив в свой инстраграмм, — поздравляю! А если таких родителей нет? Если вы хотите чего-то добиться сами ? Тогда без глубокого мышления, которое является противоположностью клипового, вам не обойтись.

Плюсы клипового мышления:

  1. Человек получает большое количество знаний из разных сфер жизни. Это, безусловно, расширяет кругозор (что идет в плюс), но для его настоящей деятельности может иметь малое или никакое значение. Он уже не может жить без новых «доз» информации, а поэтому постоянно стремится к ее получению (например, открывая все новые и новые сайты по ссылкам, просматривая одно видео за другим). Его можно даже назвать «инфоголиком».
  2. Способствует формированию навыка заниматься одновременно множеством дел. Развивает многозадачность. К примеру, индивидуум может одновременно слушать музыку, читать пост в социальной сети, отвечать на сообщение, кушать завтрак, редактировать картинку в фотошопе.
  3. Быстрая реакция на новые сведения и тренды, гибкость к изменениям, лучшая приспосабливаемость к обстоятельствам.
  4. Защищает мозг от перегрузок. Ведь, чтобы полностью погрузиться в определенные знания, нужно затратить много мысленных и временных ресурсов. А в условиях переизбытка информации очень сложно не поддаться на искушение узнать что-то новое из различных областей. Множество людей выбирает плыть по поверхности, чем нырять в глубину.

Неизбежные огрехи фрагментарного изучения действительности

Несмотря на негодование поклонников видеороликов, да и всей подобной подачи материала в целом, фанаты клипов и их сородичей не могут не признать некоторые недостатки ограниченного вида мышления:

  • узость тематики одного фрагмента;
  • поверхностное отношение к изучаемому предмету, событию, личности;
  • снижение навыков работы с большими массивами информации;
  • «усталость» и отмирание логического мышления;
  • высокий уровень утомляемости от пестрых новостных потоков;
  • подверженность дурному влиянию по принципу: пользователь-это легкая добыча для тех, кто хочет внушить свои идеалы толпе. 

На склонности к клиповому мышлению целая армия специалистов создает методики ведения «цветных» революций, склоняет подростков к массовым суицидам, приучает подчиняться воле толпы, читай стада баранов, оглушенной яркими каскадами «подсказок», как себя вести.

Итак, кто же в пирамиде карьеры и достатка являются «лучшими из лучших» и находятся на самом острие её пика?

Джекпот в пирамиде социальной самореализованности достался успешным обладателям РАВНОВЕСНОГО МЫШЛЕНИЯ – элите электронно-цифровой эпохи. Это те, кто смог развить в себе качества понятийного и клипового сознания одновременно, при полном балансе качеств линейного и нелинейного мышления. Это равновесие, прежде всего, основано на сбалансированности чувств! При этом такие люди не только полностью раскрепощены (не застрессованы), но и надёжно защищены от психотравм! Равновесие, согласованность, когерентность обеспечивает «эффект несокрушимости» (в физике он известен на примере эффекта Мейснера, синергетики Германа Хакена и принципа когерентного лазера).

Равновесие мышления – это разум, потенциально имеющий неограниченные возможности. На Востоке такое мышление называют «трансцендентальным сознанием» и считают переходной формой к более совершенным уровням сознания. Это устремление к сохранению главных человеческих ценностей, таких, как любовь, семья и дети, экология и этика, сохранение нормальных человеческих отношений и мира на Земле

Равновесное мышление и в бизнесе направлено на созидание, так как осознает его важность

Если мы не развиваемся – то мы деградируем; застыть на месте невозможно (все, что останавливается в развитии, начинает разрушаться). Без постоянного самосовершенствования, человечество, как вид, обречено на вымирание. Саморазвивающаяся система должна быть открытой («проточной»)

Отсюда важно быть внимательным и расслабленным одновременно

Все, кто не живёт в Гималаях или на необитаемом острове уже вовлечены в ритм клипового сознания, а молодёжь, можно сказать – с ним родилась.

Для всех вас я порекомендовал бы несколько пунктов для нейтрализации минусов клипового мышления, что обеспечит успешное дальнейшее саморазвитие и обогащение в материальном и духовном смысле:

1) Практики погружения в тишину: Трансцендентальная медитация или другие молчаливые медитации (10-20 минут 1-2 раза в день). Развивает осознанность, повышает КПД мозга, обеспечивает глубокую нейромышечную релаксацию. Сосредотачиваясь на «внешней» тишине, мы создаём тишину (покой) внутри себя; ум успокаивается, а когда он замирает, то у человека открывается «новый канал внутренней связи с безграничным созидающим сознанием». Внешнюю тишину можно воспринимать только своей внутренней неподвижностью. Тишина – «самый мощный передатчик присутствия» – «здесь и сейчас» – т. е. осознанности.

2) Практики наблюдения за своим дыханием или управление им: Пранаяма (1-2 раза в день до 5 минут каждый раз). Управлять дыханием – значит управлять своим телом и психикой; развивает осознанность, обеспечивает глубокую нейромышечную релаксацию.

3) Поиск парадоксов (противоречий). Услышав два взаимоисключающих утверждения, как правило, люди задумываются.

4) Чтение классиков литературы. Это тренирует умение анализировать, в отличие от телевидения и кино, где восприятием зрителя управляют (при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно).

5) Чтение современных или актуальных философов. Учит строить цепочку от общего к частному. Недостаток: читать такую литературу значительно сложнее, чем читать классиков, и это, практически, непостижимо для людей с чисто клиповым мышлением.

6) Устранить «опасность единственной точки зрения»: Больше дискуссий (поиск понимания альтернативной точки зрения, а не отстаивание своей позиции в полемике).

7) День отдыха от информации. В этот день вместо информации – живое творчество: можно писать, рисовать, общаться офлайн (живое общение). Очень желательно не нести работу в дом – каждый вечер для отдыха и удовольствий. Яркий пример: основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

На прощание пусть вас вдохновит напутствие из древних Вед: «Обогащайтесь так, как будто ваша молодость будет вечной; и молитесь так, как будто дни ваши сочтены… И помните, самое лучшее из богатств – это знание, – его нельзя украсть».

Автор Валерий Степура

голоса

Рейтинг статьи

Клиповое мышление и обучение: как использовать и на что обратить внимание

Наверное, вы замечали, что современные дети, рождённые «с гаджетом в руках», быстрее взрослых осваивают технологии и лучше в них разбираются.

А вот классический учебный процесс, где нужно много читать и слушать, их в большинстве своём не вдохновляет

Педагоги и психологи во всём мире постоянно работают над новыми подходами, которые позволят привлечь детское внимание.. Общих рекомендаций три:

Общих рекомендаций три:

Прежде всего нужно зацепить и удержать внимание. В этом помогут яркие иллюстрации, видеоролики и различные интерактивные игры.
Нужно максимально использовать склонность к многозадачности

Чередуйте разные форматы подачи материала, виды занятий, делайте регулярные перерывы.
Стоит ограничить контакты с гаджетами до 2-3 часов в день. Можно ввести общие семейные правила. Например, отказаться от смартфонов на время обеда или ужина.

При постоянном контакте с гаджетами дети могут начать игнорировать всё, что с первых секунд кажется неинтересным. Это не лучшим образом сказывается на их обучении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: