Поставившая мир на голову

Женя Петерсон при рождении

Будущая первая леди йоги родилась в 1899 году в Риге в семье обрусевшего шведского банковского клерка Василия Петерсона и русской дворянки Александры Лабунской, актрисы в театре Незлобина. Родители назвали дочь Женей.

Смышлёной девчушке пророчили большое будущее. Она закончила школу с золотой медалью и поступила в театральное училище Комиссаржевского в Москве. Там же на её глаза впервые попалась книжка об индийских духовных практиках, которая разожгла в Жене искру познания.

Во время Гражданской войны Евгения эмигрировала в Германию и поступила в театральную труппу. В 1926-м девушку занесло в Голландию на съезд теософского общества, где она познакомилась с йогом Кришнамурти и новыми для себя практиками. Сначала всё воспринималось не более чем экзотичный опыт, а от вегетарианской пищи Петерсон и вовсе воротила нос. Но потом услышала, как йог поёт на санскрите древние священные гимны, и пропала.

Йога против целлюлита: асаны, которые избавляют от «апельсиновой корки»

Эти упражнения помогут чувствовать себя увереннее.

ХХ век.

Начал он этот век буквально по-львиному, по-толстовски. В своем имении он организует ашрам – что-то вроде монастыря мудрецов, но, впрочем, ничего отшельнического в этом ашраме нет. Зато есть школа, сады, библиотека и мандир – храм. В школе он стремится создать обстановку творческую, дружескую, исключающую насилие и жестокость.

В Хампстеде, 1912 год. Фото: wikipedia.org

Но в 1902 году начинается время испытания и горестей. Умирает жена, через год – дочь, затем отец, а в 1907 году – младший сын. Ужас в том, что каждая смерть приносила деньги – ему доставалась доля имущества. И тогда он впервые оценил деньги – как злую, развращающую силу. У него все валится из рук, но противостоять горю помогает поэзия и школа, где он продолжает преподавать.

Когда в 1910 году выходит сборник его стихов «Гитанджалди» (песни жертвоприношения), он не думал, что из этого выйдет. В 1912 году он едет в Европу, в Лондон, и хочет показать свои стихи друзьям студенческих лет. Однако для этого нужно их перевести!

А как переведешь индийскую поэзию на английский язык? И тут мы сталкиваемся с проблемой, которая для нас еще сложнее, чем для англичан.

Интерлюдия о трудностях перевода

Поэзия – это не только смысл, порядок слов и метр. Хотя и этих трех составляющих достаточно, чтобы сломать голову при попытке перевода. Но есть еще одна, важнейшая часть поэзии: контекст. Это контекст бытовой

Контекст климатический – что тоже важно. Контекст религиозный, а дальше – философский, эстетический, языковой, литературный

Что и кто читал, чем жил, что носил на голове и теле, как работал, чему учился… если метафора простая: «милая моя, солнышко» – еще ничего, а вот «солнышко лесное» уже разное в сибирской тайге и в индийских джунглях. «Ах ты, собака, Калин-царь» – ну вроде да, плохой, должно быть, царь, раз собака, но индусу эта метафора крышу снесет: во-первых, какая собака? – их же много. А во-вторых, при чем тут богиня Кали? Как это царь может быть собакой?

А если речь о Бродском?

  • Я вас любил. Любовь еще (возможно,
  • что просто боль) сверлит мои мозги,
  • Все разлетелось к черту, на куски.
  • Я застрелиться пробовал, но сложно
  • С оружием…

А индус читает: «Я когда-то вас любил, но жизнь разрушилась, мне теперь просто больно, и я не могу найти оружие, чтобы застрелиться» – и это у них называется поэзией?»

А строчки

  • И входит айне кляйне нахт мужик,
  • внося мордоворот в косоворотке.
  • Кафе. Бульвар. Подруга на плече.
  • Луна, что твой генсек в параличе —

вызывают стон и приближение безумия. Потому что для индуса это «Входит почему-то названный по-немецки один маленький ночной крепостной крестьянин (или просто утрированно маскулинный персонаж), внося умелого забияку в русской национальной рубашке в кафе, где у лирического героя автора на плече сидит подруга, а луна напоминает ему руководителя советского государства, утратившего способность двигаться». А дочитав до конца все «Двадцать сонетов к Марии Стюарт», индус тихо застонет: «При чем тут Катманду…» и неожиданно для самого себя освоит слово из тех, которые запрещены в публикации законом.

Rabindranath Tagore. Фото: britannica.com

Пожалели индуса? А теперь подумайте, чем в основном заняты переводчики стихов не просто с чужого языка, а из настолько отличающейся от нашей повседневности восточной или иной культуры? Метафоры не работают, аллюзии неясны, намеки вообще не воспринимаются, цитаты не читаются…

Те, кто читал «Тысячу и одну ночь» – разве приблизились к пониманию ее? Понимание в какой-то малой, но необходимой степени может дать несравненный Сурен Кочарян, который начинает читать ее со слов, которые мы слышим как набор звуков: «Ля илляха илляля, бисмилляляхи рахмани рахим, бисмилляляхи дда бадилля абади…» и только общение с мудрым и знающим человеком поможет распознать и перевести «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного…» – что мусульманин должен говорить перед каждым серьезным делом. И заметим, что для мусульманина и разговор, и тем более – сказка дела важные и серьезные. А не треп какой-то.

Индия от нас – еще дальше. Кто-то занимался йогой, кто-то слышал о том, что «Битлз» надолго застряли у Махариши, кто-то читал Рамаяну или Бхагавадгиту – и потому знает, что отвечать на вопрос «Так ты в этой партии за Пандавов или за Кауравов?» Но как же редко мы обладаем и такими знаниями…

С Тагором нам повезло. Он сам захотел перевести свои стихи на английский – без сохранения метра, максимально понятно европейцу (а англичане, кстати, Индию знали получше нас, их Маргарет Тэтчер Индиру Ганди с Брежневым не перепутала бы. Ну – это уж шутка для совсем древних старичков, вроде меня. Это, кстати, тоже о написанном и реальном. Полюбопытствуйте.

Тагор и Ганди, 1940 год. Фото: wikipedia.org

Тагор ужасно переживал, что языка английского не понимает. На самом деле, говорил он по-английски свободно, но разница в укладе и контекстах представлялась ему непреодолимой, потому что он видел, как путаются англичане в реальности индийской. И очень стеснялся. Дома бороться за независимость – не стеснялся. Но придя в гости, не хотел обидеть неловкостью хозяев дома. Нам бы у такого поучиться…

«Индра Дэви – поставившая мир на голову»

Первую леди йоги мир знает под именем Индры Деви, но мало кому известно, что знаменитая йогиня родилась и выросла в Российской империи, а звали ее тогда Евгения Петерсон-Лабунская…

В СССР занятия йогой не приветствовались. Власть претендовала быть единственным «гуру». Слепые самиздатовские руководства по йоге передавали из рук в руки и зачитывали до дыр. Из Индии в Америку, оттуда в Европу и далее на Восток — таким кружным путем учение йоги дошло до России. Когда наконец в 1992 году книга «Йога для вас» в переводе на русский язык была опубликована в издательстве «Советский спорт», мало кто подозревал, что ее автор, Индра Деви, впервые познакомилась с учением йогов в дореволюционной России.

А впервые разноцветные книжки, посвященные восточному учению, появились на полках российских книжных магазинов в начале XX столетия. Одна такая книжица «Четырнадцать уроков по философии йоги и восточному оккультизму» случайно попала в руки пятнадцатилетней гимназистки Женечки Петерсон и перевернула всю ее жизнь. Едва пролистав книгу, девушка вдруг почувствовала, что сердце ее неистово забилось: «Йога! Индия! Я должна туда обязательно по ехать». Однако прошло много лет, прежде чем ей удалось исполнить свою мечту.

Женечка родилась 12 мая (по новому стилю) 1899 года в Риге, которая тогда входила в состав Российской империи. Ее отец Василий Петерсон — крупный светловолосый швед, директор рижского банка, мать Александра Васильевна — актриса театра Незлобина, выступала под псевдонимом Лабунская. Новорожденная была крещена в православной церкви. Всю жизнь Первая леди йоги бережно хранила свой нательный крестик, на обратной стороне которого значилась загадочная дата: «31 апреля, 1899» — день, которого не существует. В 1917 году Женечка окончила гимназию в Петербурге с золотой медалью и вскоре стала студенткой театральной школы в Москве. Федор Федорович Комиссаржевский прочит своей любимой ученице блестящее будущее, но она уже тайно мечтает об Индии…

Вскоре в России началась Гражданская война, жених Лабунской, блестящий молодой офицер Вячеслав Третьяков, безвестно пропал на фронте. Многие знакомые Петерсонов уезжают… Гонит страх. Евгения с матерью бежали в Латвию, затем в декабре 1920 года в Польшу, откуда год спустя перебрались в Берлин.

Звезда «арабского рыцаря»

Женя распродает все свои немногочисленные драгоценности и меха и снова уезжает в Страну слонов, как она в то время думала — навсегда. Вырученной суммы, по расчетам, должно хватить на несколько месяцев, а дальше… Что ж, не нужно загадывать. «Индия… Кто у тебя там?» — «Никого», — вспоминается давний разговор с матерью в Петербурге.

Женя начала открывать для себя Индию, вернее, «вспоминать», потому что ей часто казалось, что все это уже происходило раньше. Так, однажды, решив изучать классический индийский танец, она отправилась к известной в стране танцовщице — Инакшираме Рау. После нескольких занятий девушка была удивлена, когда ее наставница объявила, что обучение закончено. «Вы и так все это уже знаете», — объяснила танцовщица.

Однажды на собрании Теософского общества в Адьяре Женю, исполнявшую индийский храмовый танец, заметил Джавахарлал Неру. Их познакомили, и между русской танцовщицей и индийским пандитом на долгие годы завязалось то, что она сама называла «влюбленной дружбой». Там же, в Адьяре, известный режиссер Бхагвати Мишра предложил ей роль в фильме «Арабский рыцарь». Главного героя должен был играть Притхвирадж Капур — знаменитый основатель индийской кинодинастии. Женя дала согласие на участие в съемках: она по-прежнему стеснена в средствах. В один день после премьеры «Арабского рыцаря» в январе 1930 года она стала звездой индийского кино. Никакой Петерсон-Лабунской в титрах, конечно, не значилось. Именно тогда мир впервые познакомился с Индрой Деви. Как она сама вспоминала, режиссер Мишра просто дал Жене список и предложил выбрать псевдоним, а та ткнула пальцем наугад и стала «небесной богиней» — так переводится с санскрита сочетание «Индра Деви».

События в этот период ее жизни стремительно сменяют друг друга. На одном из светских вечеров Евгению знакомят с самым завидным женихом в Бомбее, сорокалетним председателем Клуба холостяков, сотрудником чехословацкого консульства Яном Стракати, и вскоре она становится его женой. Следующая ипостась Евгении — колониальная светская дама. Приемы, балы, скачки… Супругов Стракати приглашают к себе Рабиндранат Тагор, семья Джавахарлала Неру, Рерихи, они встречаются с участниками индийского освободительного движения. «Единственное, от чего я не желала отказываться, — вспоминала Индра Деви, — была моя дружба с индийцами всех каст и рангов, хотя это и нарушало строгие неписаные правила белых людей, живущих в Индии. Я виделась с теми, с кем хотела, и принимала у себя всех, кого хотела». Супруг, будучи человеком широких взглядов, предоставил ей в этом отношении полную свободу.

Но такая жизнь скоро начала тяготить молодую женщину. Да, она в Индии, но… «За этим ли я приехала сюда? Затем ли, чтобы стать хозяйкой популярного салона и светской дамой? Что сталось с моими планами работать, помогать людям, учиться? Я сказала себе, что надо действовать. Надо изменить свою жизнь и начать все сначала», — вспоминала Индра Деви.

Ранние года

Евгения «Женя» Петерсон родилась 12 мая 1899 года в Риге в Российской Империи (ныне Латвия) в семье Василия Петерсона, директора шведского банка, и Александры Лабунской, русской дворянки, которая играла в Театре Незлобиной. Евгения приняла русское православное крещение. Она училась в средней школе в Санкт-Петербурге , которую окончила с золотой медалью в 1917 году. Некоторое время она посещала театральную школу в Москве . Во время русской революции ее отец служил армейским офицером и пропал без вести во время гражданской войны. Евгения и ее мать бежали в Латвию, когда большевики пришли к власти в 1917 году, потеряв семейное состояние; в 1920 году они переехали в Польшу, а в 1921 году в Берлин, где она стала актрисой и танцовщицей.

В 1926 году, привлеченная объявлением в книжном магазине в Таллинне , она пошла послушать Джидду Кришнамурти на собрании Теософского общества в Нидерландах; его пение санскритских мантр у костра оказало на нее сильнейшее влияние. Позже она сказала: «Мне показалось, что я слышу забытый зов, знакомый, но далекий. С того дня во мне все перевернулось».

О голоде среди изобилия

«Мы все знаем, что наряду с воздухом и водой пища необходима для поддержания тела здоровым, молодым и сильным. Разве это не парадоксально, что Америка, самая богатая страна мира, страдает от неправильного питания, голодая посреди изобилия?!

Ведущие ученые и диетологи считают, что основными причинами этого является переедание. В наш организм попадает только та пища, которая может быть им разложена на составные части и усвоена. Если пища не удовлетворяет этим условиям, она превращается в яд.

Пища, которую потребляет наше население, слишком безжизненна, ненатуральна. В результате общая картина состояния нашего здоровья выглядит все печальней и печальней».

Аргентинский финал

Через год доктор Кнауэр преподнес жене подарок — огромное ранчо близ мексиканского городка Текате на границе с Калифорнией. Индра Деви организует здесь Международный тренировочный центр для преподавателей йоги и переезжает с мужем в Мексику. Отсюда она регулярно несколько раз в год ездила в Индию, а после смерти супруга даже ненадолго переселилась в свою любимую страну.

Казалось бы, что ей остается: навсегда остаться на «духовной родине» и ждать конца? Но Индра Деви по-прежнему чувствует в себе силы, чтобы продолжать свою миссию.

Когда в 1982 году она впервые с лекциями приехала в Аргентину, ее представление о стране ограничивалось традиционным набором — танго, Кордильеры, Огненная Земля. Буэнос-Айрес, самый европеизированный город в Латинской Америке, покорил ее сразу. А сама Индра, выступив на телевидении, за один вечер завоевала сердца аргентинцев.

Через три года знаменитая йогиня решила переехать в эту страну. Большинство друзей отговаривали ее от подобного рискованного шага: бросить страну, где она уже сделала себе имя, школу, учеников и вновь отправиться куда глаза глядят, точно какой-нибудь хиппи!.. «Что у вас в Аргентине?» Да ничего. Индра с нуля начинает выстраивать систему распространения классической йоги. Снова лекции, семинары, и не только в Аргентине, но и в Бразилии, Парагвае, Уругвае, Чили, Мексике, а также в Испании и Германии.

В мае 1990 года матаджи во второй раз приехала в СССР, побывав в родной Риге и Ленинграде. Свой 91-й день рождения она встречает в Москве, на этот раз уже в окружении многочисленных почитателей. К этому времени йога в СССР была «легализована» — в 1989 году состоялась первая Всесоюзная научно-практическая конференция «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека», на которой была создана Ассоциация йоги.

Индру Деви приглашают в популярную передачу «До и после полуночи». Владимир Молчанов, узнав о возрасте матаджи, обеспокоенно спросил у ее сопровождающих: сумеет ли она подняться на второй этаж, где располагалась студия? И очень удивился, увидев как йогиня буквально взлетела по лестнице: Индра Деви по-прежнему давала по два урока йоги в день. После программы Молчанова вся страна запомнила необычную женщину в сари, сидящую на диване в позе лотоса. На другой день на улицах ее атаковали собиратели автографов.

На закате жизни, объездив весь мир, матаджи говорила, что три страны имеют для нее особое значение: Россия, где она родилась, Индия, ее духовная родина, и Аргентина — «полюбовная» страна, как сама йогиня ее называла. Свой сотый день рождения Индра отметила в Буэнос-Айресе. Поздравить ее с юбилеем и пожелать здоровья пришли более 3000 гостей. В 2002 году ее здоровье пошатнулось, она была даже не в силах уехать в Индию, где хотела завершить свой жизненный путь. 25 апреля 2002 года Первая леди йоги скончалась в Буэнос-Айресе. Тело, по обычаю ее духовной родины, кремировали, а пепел развеяли над Рио-де-ла-Плата.

«Йогиня. Моя жизнь в 23 позах йоги», Клер Дедерер

Ещё одно подтверждение тому, что на путь йоги можно встать не только в 19, но и в 40, и в 50, и в 31 год, как это сделал автор откровения. Эта книга бесцеремонно и честно готовит читателей к предстоящим переменам. Причём в совершенно неожиданном формате. Каждый переломный момент в жизни Клер – это новая глава, а значит, и новая асана. Да-да, именно с этим вы и столкнётесь. «Пролог: Уштрасана», «Глава 1. Триконасана» и так до двадцати трёх.

Эта книга – не руководство, а, как сказано выше, откровение. От первых шагов в йога-студию до стойки на голове. От регулярного чувства вины до идиллии в семье. От физической боли до гармонии с телом. Дедерер не утаивает ни одного нюанса: про кесадилью, постоянные взгляды в зеркало и «Господи, о чём тут учитель вообще говорит? Какая пратьяхара?!» Если вы давно искали подругу, которая за чашечкой кофе сядет и всё вам «выложит» про йогу на чистоту, вы её нашли.

Комментарии

Алена Полынь

Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Роксолана (Анастасия Лисовская, Хюррем Хасеки Султан)

жена Сулеймана I Великолепного, султана Османской империи

Дэвид Блэйн Уайт

американский иллюзионист

Игнатий Игнатьевич Ясюкович

крупный польский промышленник

Андрей Ющинский

киевский школьник, в убийстве которого обвинялся киевский еврей Мендель Бейлис, оправданный в 1913 году судом присяжных

Екатерина Михайловна Ющенко

супруга третьего Президента Украины Виктора Ющенко

Траудль Юнге

урождённая Гертрауд Хумпс

Юлия Младшая

настоящее имя Випсания Юлия Агриппина

О нашем бездействии и незнании

«Мы часто слышим, что кто-то из наших друзей вдруг заболел диабетом, астмой, тромбофлебитом или у кого-то обнаружили рак, полиомиелит, артрит и т.п. Мы часто можем прочесть в газетах, что кто-то в расцвете сил попал в клинику для душевнобольных или внезапно умер от инфаркта.

Причем они считались вполне здоровыми людьми. Мы редко задумываемся о том, что происходящее с нами — не случайность, а естественный и неизбежный результат отравления ядами, аккумулирующимися в организме в результате неправильного питания и образа жизни.

Подобные газетные новости обычно пугают нас. Но какие действия мы предпринимаем?» «Последствия неправильного питания не сразу ощущаются как болезнь. Вероятно, поэтому мы редко связываем наше прогрессирующее заболевание с потребляемой пищей.

Много ли знающих, образованных людей понимают, что простуда, жар, астма, артрит, полиомиелит, сердечные заболевания и психические расстройства могут вызываться отравлением токсинами? Очень мало.

Еще меньше тех, кто ограничил бы себя в еде или воспользовался очищающей диетой, постом или системой глубокого дыхания для оздоровления собственного организма».

«Энергетика йоги», Нина Мел

Умеем ли мы сворачивать от известного в неизвестное – вот что важно узнать от нас Нине Мел. И не просто так! Эта книга – эксперимент, личный опыт о том, как асаны влияют не только на тело, но и на внутренние потоки энергии

И если в первоисточнике «Йога-сутры» рассматривается всего 11 поз, то Нина Мел идёт в ногу с изданиями по анатомии йоги и рассказывает о 88 асанах, в которых вы можете ощутить не только физиологический эффект, но ещё и а) психоментальный, б) энергетический.

Минималистичные фотографии в красном + интересные заметки о влиянии на здоровье + продуманная графика, из которой ясно, что делать всё то время, пока ты стоишь в асане. Например, если это полупрогиб из положения стоя (анувиттасана), то макушкой нужно тянуться назад, стопами – «укореняться» в пол, а в руках максимально расслабляться

«На вдохе втягивайте энергетический поток из Земли через стопы по ногам и всей передней поверхности тела вверх, акцентируя внимание на заполнении энергией грудной клетки и на раскрытии плечевых суставов» – чем не виртуальный гуру?

Когда эта маленькая библиотека подойдёт к концу, знайте, что в запасе есть ещё множество книг для самопознания на коврике. Например, «Йога и вегетарианство» от создателя Дживамукти йоги Шэрон Геннон, «Сердце йоги» Дешикачара для более глубинного изучения традиции или «Йога в кармане» для практики дома. На йоге прекрасна каждая секунда, главное – сделать ей шаг навстречу.

Золотые правила питания

Те люди, которые стали придерживаться принципов питания Индры Деви и начали заниматься йогой, в скором времени заметили значительные перемены в своем организме. Чтобы присоединиться к их когорте, придерживайтесь следующим правилам:

Никогда не пейте ледяную воду, особенно после еды, так как это нарушает естественный процесс циркуляции желудочного сока и ухудшает пищеварение.

  • Утром натощак выпивайте стакан чистой воды комнатной температуры. Можно добавить немного сока лимона. Горячая вода или травяной чай с лимоном и медом прекрасно освежает в жаркие дни.
  • Употребляйте от 5 до 8 стаканов воды в день. За день выделяется около 2,5 литров жидкости. Дефицит воды в организме является причиной многих проблем с желудком, запоров, кишечной непроходимости, а также дисфункции печени и почек.
  • Не пейте воду во время еды, лучше это делать за полчаса до или через 2-3 часа после трапезы. К тому же, маленькими глотками, а не залпом.
  • При кипячении воды теряются некоторые полезные элементы, поэтому для «оживления» воды перелейте ее несколько раз из одного сосуда в другой. Это будет иметь более бодрящий и стимулирующий эффект, которого нет в «безжизненной» жидкости.
  • Потребляйте фрукты целиком, а не в виде сока.

  • Регулярно употребляйте овощной сок из моркови, редиса, свеклы и небольшого количества зеленых листовых овощей.
  • Откажитесь от потребления алкоголя, чая, кофе, какао и шоколада, потому что кофеин и теобромин являются сильнодействующими стимуляторами.
  • Молоко — пища, а не жидкость. Его следует пить небольшими глотками, иначе это может привести к расстройству желудка.
  • Выбирайте ту пищу, которая «подходит» вам больше всего. Поэкспериментируйте с разными продуктами и их сочетаниями, пока не выясните, какие из них лучше всего воспринимает ваш организм.
  • Избегайте «мертвой» пищи — консервов, обработанного риса, белой муки, сахара-рафинада. Не балуйтесь сладостями и выпечкой, а также ограничьте потребление уксуса.
  • Хорошо пережевывайте крахмалистые продукты. Крахмал превращается в глюкозу под действием слюны, и если он плохо пропитан ею, он остается в этой форме в желудке и разлагается в течение нескольких часов.
  • Поджаренный или просто несвежий хлеб более полезен. Но не стоит его запивать жидкостью.

  • Не ешьте более одной порции крахмалистой пищи за один раз. Например, если вы едите рис, откажитесь от хлеба, картофеля и макарон.
  • Если у вас проблемы с перистальтикой кишечника, составьте такое меню, чтобы не употреблять крахмал и белок вместе, особенно с продуктами, содержащими серу, такими как горох, капуста, яйца, репа.
  • Не выливайте воду, в которой готовите очищенные овощи. Выпейте бульон или используйте его для приготовления супа.
  • Не выбрасывайте зеленые части моркови, свеклы, редиса и пастернака. Свяжите их и положите в суп, пока он кипит, а затем выбросьте.
  • Овощи отваривайте в небольшом количестве воды или тушите, а еще лучше – готовьте на пару.
  • Откажитесь от употребления жареной и жирной пищи, потому что она переваривается медленнее.
  • Все животные жиры повышают уровень холестерина в крови. Наибольшее количество этого вещества содержится в мозге, яичном желтке и печени, меньше всего — в молоке, твороге и рыбе.

Опасна любая пища, богатая животными жирами

Высокий процент липидов и низкий процент белка в рационе мешают действию ферментов.
Помните, что важно не только количество калорий в еде, но и качественный состав продуктов. Например, в беконе нет ничего, кроме калорий — ни витаминов, ни минералов.
Когда вы несколько раз подогреваете пищу, содержащую жир (в том числе овощную), то делаете ее более вредной с каждым последующим нагреванием.
Но самое важное правило — это ваше отношение к еде за столом

Процесс приема пищи и насыщения должен быть медленным, приятным, в доброжелательной атмосфере и дружной компании.
Пища, принятая в состоянии стресса, раздражения или плохого настроения, вызывает токсические изменения в организме. Поэтому, когда вы находитесь в таком состоянии, лучше вообще не садиться за стол, а подождать, пока настроение не вернется в норму.
Избегайте неприятных разговоров во время еды. Красиво сервированный стол делает процесс еще более приятным, равно как и улыбка, веселая беседа или красивые цветы. Благословите еду, и она принесет вам радость. Никогда не сообщайте плохие новости до или во время еды. Это навредит не только пищеварению, но и организму в целом.

Наверняка, вам будет интересно узнать о том, что самые разные способы для увеличения продолжительности жизни придумываются по всему миру. Но даже простые шаги в этом направлении помогут развить большую выносливость и психологическую устойчивость.

Главное фото: Instagram/spletnityt_

Фото: Pixabay

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: