Популярные тексты на каждый день
Тибетские учителя рекомендуют сосредотачиваться на пении какой-нибудь одной мантры, выбор которой должен осуществляться интуитивным путем. Определить «свою молитву» они советуют по чувству облегчения и радости, приходящему сразу же после первого исполнения. Бессистемное чтение нескольких текстов может создать энергетический хаос и привести к негативным результатам.
Именная мантра Далай-ламы
Одна из самых сильных молитв, освященная авторитетом Далай-ламы XIV. В ней содержится благословение Его Святейшества ко всем обращающимся к нему со словами:
Мантра пустоты
Идущему к просветлению важно осознать понятие «шуньяты» – пустоты, из которой соткан окружающий мир. Это одна из самых сложных концепций раннего буддизма, постижению которой способствует молитва:. Молитва пустоты
Молитва пустоты.
Ваджрасаттва
Обращение к Ваджрасаттве используется в предварительных практиках для очищения кармы, ауры и ума, а также для подготовки к сложным тантрическим практикам. Наибольшее распространение получила 100-слоговая мантра:
Мантра Ваджрасаттвы.
Но популярен и ее краткий вариант:
ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ.
Молитва Будды Медицины
Защитная мантра, помогающая оградить больного от сглаза и способствующая его выздоровлению:
Мантра Будды Медицины.
Манджушри
Обращения к бодхисаттве мудрости очищают разум, воспитывают самообладание и чувство ответственности за вверенное дело и подчиненных людей.
Наиболее употребительны 2 молитвы:
- ОМ ВАГИШВАРИ МУМ.
- ОМ А РА ПА ЦА НА ДХИ.
Мантра Авалокитешвары
Будда Сострадания проявляет свою милость ко всем живым существам.
Слова этой молитвы являются высшим выражением любви к природе и миру:
Молитва Авалокитешвары.
В Тибете этот текст считается самым популярным, особенно среди последователей буддизма Махаяны. Особое благословение он получил и от Далай-ламы XIV.
Мантра Белой Тары
Просьба о ниспослании долголетия, здоровья и исцеления от болезней, обращенная к женскому воплощению Будды, укрепляет силы организма и наполняет его жизненной энергией:
Молитва Белой Тары.
Будда Амитабхи
Молитва, призванная даровать просветление и осознание действительности. С ее помощью достигается ясность мысли и увеличиваются когнитивные способности:
Мантра Амитабхи.
Гуру Ринпоче
Мантра преемственности, обращенная к основателю тибетского буддизма Падмасамбхаве – «драгоценному учителю»:
Мантра Ринпоче.
Черного Ямантаки
Текст, обращенный к Победителю Смерти, предназначается для людей, занимающихся целительством и врачеванием.
Он призывает свет всех Будд для победы над болезнями:
Мантра черного Ямантаки.
Мантра Ваджрапани
С ее помощью молящийся получает доступ к силе неукротимой энергии активного действия, к гневным силам, устраняющим все препятствия на своем пути:
Молитва Ваджрапани.
Мантры Миларепы
Мантры преемственности, отдающие дань уважения одному из великих учителей школы Дагпо Кагью «Смеющемуся алмазу» Миларепе, философу и поэту XII в.:
Молитва Миларепы.
Обращение к богу Яме
Это молитва к Богу Смерти и Царю Справедливости о даровании сил для внутреннего развития, чтобы не допустить в дальнейшем перерождения в низшие формы. Ее исполнение развивает интуицию, устанавливает защиту от посторонних воздействий, открывает доступ к тайным знаниям:
Мантра к богу Яме.
Приход буддизма в Тибет
Гуру Ринпоче
Согласно буддийским хроникам, Будда Шакьямуни еще при жизни предсказал расцвет Учения “в далекой северной стране”, населенной в ту пору только демонами. Авалокитешвара, бывший в то время учеником Будды, решил заселить эту страну людьми. Для этого он принял облик царя обезьян Багрин-по, пришел в Тибет и стал здесь супругом горной ведьмы Багрин-мо.
Ченерзиг — Авалокитешвара
Часть их потомков унаследовала характер отца (они добры и благочестивы), часть – характер матери (они жестоки и не желают следовать Дхарме). Этим несходством характеров супругов-прародителей объясняли буддийские историки многочисленные гражданские войны тибетцев.
Ю Н Рерих так писал в своей работе «Тибетский буддизм»:
Основы тибетского буддизма
В среде некоторых исследователей буддизма сложилось представление о том, что буддизм атеистичен, что он отрицает Бога. Вероятно, это произошло из-за того, что буддисты рассматривают Бога не как какую-то Почтенную Личность, ожидающую поклонения, а как Тотальное Сознание, разлитое во всем и воспринимаемое в виде Ясного Света. (Хотя действительно, в буддизме есть некоторые немногочисленные школы, которые извращая его основы, отрицают существование Бога).
Лучшие духовные школы буддизма, в том числе тибетского тантризма, ориентированы на достижение непосредственного постижения Бога. Основная цель их последователей — слияние своего индивидуального сознания с Божественным Сознанием. Эта цель реализуется через длительную, упорную работу по самосовершенствованию, через обретение «трех качеств природы Будды»: Совершенного Сострадания, являющегося аналогом христианской, суфийской, индуистской Любви, Совершенной Мудрости, Совершенной Силы. Основной акцент в обретении этих аспектов Совершенства Будды делается на собственные усилия самого адепта, т.к. буддизм считает, что в каждом человеке есть все необходимое для того, чтобы стать Буддой.
Одним из обычных терминов в буддийской практике является термин «Нирвана». Он служит для обозначения высших состояний сознания, достигаемых за счет расширения индивидуального сознания в одной из двух высших пространственных мерностей. (Говоря языком Бхагавадгиты — на плане Брахмана и Ишвары.)
Термин «Нирвана» обозначает целый класс состояний, ступеней восхождения — от первого достижения этого состояния до полного утверждения в его высших проявлениях. Это происходит за счет освоения статического и динамического аспектов Нирваны в Брахмане, Нирваны в Ишваре. Но существует также очень большая дистанция между достижением таких состояний и полным овладением ими.
В буддийской практике встречается и другой термин «Освобождение». Он означает расторжение всех привязанностей ко всему земному, включая собственное тело и свое «я». Благодаря этому, адепт выходит из вовлеченности в круг рождений и смертей, из колеса сансары (проявленное бытие, мир форм), как говорят буддисты.
Духовная работа в лучших духовных школах Востока и Запада ведется одновременно по трем взаимосвязанным направлениям: этическому, интеллектуальному, психоэнергетическому. То же, в целом, наблюдается и в тибетском тантризме.
Количество монахов в Тибете
В ранний период распространения буддизма число монахов было очень небольшим. Первым буддийским монастырем был Самье, который начал строиться в 787 году и был освящен в 799 году. Церемонией освящения руководили Гуру Падмасамбхава и ачарья Шантаракшита, который приехал в Тибет вторично. Этот великий монастырь был построен по образцу знаменитой вихары Одантапури в Бихаре.
Главный храм монастыря был трехэтажным: первый этаж был построен в индийском стиле, второй – в тибетском и третий – в стиле Хотана. Это свидетельствовало о смешанном характере тибетского буддизма, символизируя три основные источника восприятия Учения. В течение долгого времени этот монастырь был одним из основных хранилищ древних санскритских манускриптов в Тибете.
Буддийские вихары этого периода были не такими, как большие монастырские школы позднейшего времени, в которых учились тысячи монахов; они были скорее жилищами отшельников. Вихара состояла из нескольких жилищ и храма при них. Обитателями таких скитов были как монахи, так и миряне, пришедшие ради религиозной практики.
Монастыри Тибета. Дрепунг
Монастырь Дрепунг расположен в пригороде Лхасы, примерно в 10 км от города. Это самый крупный буддийский центр. Ранее входил в число трех государственных монастырей. Здесь расположен университет школы Гелуг. Монастырь является местом паломничества. Территория комплекса составляет 200 тыс. м2. Монастырь Дрепунг был самым большим среди монастырей Тибета.
Основан в 1416 г. Сейчас в нем осталось около 800 монахов. Был резидензией Далай Лам вплоть до Пятого Великого, который построил знаменитый дворец Потала.
Здания монастыря белого цвета и стоят на склоне горы, издалека напоминая горку риса. Отсюда и произошло название монастыря — Дрепунг в переводе с тибетского означает «гора риса».
Этот монастырь всегда имел большое значение в политической, культурной и духовной жизни тибетцев. Настоятели монастыря имели вес при решении политических вопросов Тибета, влияли на состав органов лхасского городского управления.
До в 1959 года в монастыре Дрепунг насчитывалось более 15 тысяч монахов, он был крупнейшим религиозным центром Тибета. Во время китайской «культурной революции» храмовый комплекс был серьезно поврежден.
Добраться до монастыря можно из Лхасы на автобусе №3, 301 и 302, затем придется пройти пешком достаточное большое расстояние. Такси доставит вас до ворот монастыря за 20 юаней.
Практиковать аскетизм
Любое потребительство тибетские монахи начисто презирают. Люди много и часто гоняются за теми вещами, которые, по их мнению, сделают их счастливее. Но вся материальная составляющая ничего общего не имеет со счастьем и точно не достигается в погоне за какими-то материальными ценностями. Человек тратит очень много времени на то, что ему совершенно не нужно: новенький айфон, какие-то украшения или брендовые вещи — все это чрезмерная, излишняя суета. Необходимо научиться сократить свои потребности и свести их к минимуму для того, чтобы научиться тратить свое время более рационально.
Танец как ритуал
Главной «изюминкой» тибетской культуры я бы назвала традиционный танец цам. Напоминает он не просто хореографическую постановку, а истинную мистерию, взрыв красок и эмоций. Интересно, что далеко не каждый может принять участие в исполнении танца. Все исполнители проходят трёхлетний период затворничества, а значит должны быть монахами, наиболее преданными вере.
Танец цам – это не только красота и экзотичность фигур, но и обращение к высшему миру богов. Каждый исполнитель надевает маску определённого божества, которое воплощает во время завораживающего ритуала.
Цам – это несколько историй о богах и людях, а каждый монах рассказывает о судьбе своего божества, тем самым связывая мир людей и небесных покровителей. Тибетцы верят, что танец цам помогает избавиться зрителям от негатива и печалей, притягивает благополучие в будущем году.
Питание
Если у нас расстройство ветра, нам будут вредны некоторые продукты. Так, кофеин, содержащийся в кофе, усиливает заболевания ветра. Мы очень нервные, и наше кровяное давление высокое. Чечевица, как и бобы, производит ветер – на это указывает повышенное образование пищеварительных газов. При желчных расстройствах вредны яйца и жирная или жареная пища. При заболеваниях слизи мы избегаем молочных продуктов и риса, поскольку они производят слизь
На Западе мы тоже обращаем на всё это внимание. Другие продукты при подобных заболеваниях могут быть очень полезны
Например, при расстройствах слизи полезно пить горячую воду, так как она вымывает слизь.
Смерть царя Трисонг Дэцена и новая победа Бон
Смерть Трисонг Дэцена вызвала неизбежный всплеск реакции: сын великого царя, юный Муне-цэнпо был заточен. Спустя некоторое время власть перешла к цэнпо Ралпачану, при котором была произведена кодификация буддийского канона.
Однако в 836 году его сменил на троне самый страшный цэнпо за всю историю Тибета — внук Трисонг Дэцена Дарма, прозванный за свою жестокость «ланг» – «бык». Ланг-дарма принялся с неслыханным прежде размахом истреблять буддизм и буддистов; он заставлял монахов становиться охотниками или мясниками, то есть нарушать обет неубиения живых существ. Непокорных ждала смерть.
Буддисты объявили Ланг-дарму воплощением бешеного слона, некогда укрощенного самим Буддой, но вновь проявившего свой гневный нрав. О цэнпо говорили, что у него рога, как у демона, и поэтому он не заплетает волосы в косу (как все тибетцы), а носит на макушке пучок, скрывающий рога. Спустя всего шесть лет после воцарения Ланг-дармы ненависть к нему столь возросла, что царь был убит. Предание повествует, что одному монаху явилась во сне Лхамо и приказала убить цэнпо. Монах сшил себе черный халат с белой подкладкой, вымазал сажей свое лицо, а также свою белую лошадь. В рукава халата он спрятал лук и стрелы. Когда он приблизился к царю, все приняли его за черного демона; монах убил Ланг-дарму, а сам бросился к реке. По дороге монах вывернул халат наизнанку, пересекая вброд реку, смыл сажу с себя и с лошади, сбив таким образом погоню со следа.
Сверхспособности или выдумки?
Вопрос левитации тибетских практиков, пожалуй, мы всё-таки оставим на Ваше усмотрение. Поскольку нет никаких доказательств, подтверждающих существование данного явления. Впрочем — как нет и стопроцентного опровержения.
Лучше вспомним те сверхспособности, которые удалось зафиксировать научным исследователям:
- Туммо. Повешение температуры собственного тела. Навык более, чем необходимый, поскольку живя на высоте и в холоде ламаисты одеваются в достаточно лёгкую одежду. Есть даже такой экзамен, когда ученик должен сидя на снегу в ночь до наступления рассвета, высушивать на себе одежду каждый раз, когда её сухую вновь и вновь опускают в лунку;
- Практика замедления обмена веществ. Навык, который помогает сравнительно медленнее тратить энергию;
- Лунг-гом. Смысл чуда заключается в ходьбе по снегу с невероятной скоростью. Развить такую сверхспособность позволяют медитации на уменьшение массы тела. Бегуны, освоившие навык, способны преодолеть далеко не одну сотню километров без отдыха и еды;
- Также стоит вспомнить про владение чудом нетленности. Все мы слышали о феномене Итигэлова – лама, который в 1927 г. на 75 г. жизни погрузился в медитацию с наставлением своим последователям – эксгумировать его через 3 десятка лет. В итоге из бочки достали как будто спящего человека, без каких бы то ни было внешних изменений. Его хранители утверждают, что иногда на теле учителя выступает пот.
Обряд Чход
Начинающие адепты, по рекомендации своего духовного наставника, могут использовать и другой метод — обряд Чход. Обряд совершается в одиночестве, в уединенном, внушающем ужас месте. Адепт отождествляет свои страсти, пороки, ложные желания с собственным телом и затем, визуализируя различных сверхъестественных существ, отдает им тело на растерзание. Если у подвижника хорошо развита способность к продуцированию образных представлений, он действительно видит свою плоть, терзаемую и разрываемую на части сонмом ужасных созданий… Цель этого обряда — отрешиться от своего «я».
Определенная работа совершается на кладбищах, где тела умерших предлагаются на съедение животным. Невольно приходящие в таких местах размышления о смерти, о бренности тела заставляют адепта по-другому взглянуть на запас оставшегося у него на Земле времени, способствуют устранению ложных привязанностей и желаний. Кроме того, такая форма духовной работы может содействовать появлению состояния неразличения между отталкивающими и привлекательными объектами. (Аналогичная работа проводится и индийскими йогинами, и мусульманскими суфиями. Размышления о смерти — неотъемлемая часть духовной работы и других школ и направлении йоги).
Помимо этих оригинальных практик адепт выполняет массу упражнений, способствующих приведению в порядок тела и его биоэнергетических структур (используются, например, методики сходные с хатха-йогой), установлению «ментальной паузы», развитию способности к совершенной концентрации, визуализации. На этом этапе широко применяются некоторые ритуалы, молитвы, мантры, используются различные психофизические упражнения, дыхательные практики, янтры (символические диаграммы) и т.д.,
Подробнее остановимся на искусстве визуализации, т.к. это — один из наиболее характерных тибетских тантрических методов.
Первые мероприятия хитрого царя
Сронгцен Гампо пригласил проповедников из Индии и Непала, и взял в жены непальскую принцессу Бхрикути, дочь царя Амшувармана. Она привезла с собой несколько статуй, священные книги, с ней приехали монахи. Другой династический брак Сронгцен Гампо заключает с Китаем, посватавшись к принцессе династии Тан Вэнь Чен. Это сватовство, занявшее в общей сложности несколько лет, окружено массой фольклорных сказаний — об испытании хитрости посла, о любви между ним и Вэнь Чен, об их ребенке, умершем по дороге в Тибет.
Сонгцен Гамбо и его жены — непальская и китайская принцессы
Танская принцесса прибыла в Тибет в 641 году. Главное сокровище, которое она привезла в Тибет, — огромная статуя Будды, называемая тибетцами Джово.
Статуя Джово в Рамоче
Для этой статуи (существующей и поныне) в 653 году, спустя четыре года после смерти Сронцена Гампо, царица Бхрикути выстроила в Лхасе знаменитый храм Джокханг; для его возведения были привлечены непальские мастера.
Джоканг
Вэнь Чен приказала возвести в Лхасе храм Рамоче, ставший обителью китайских монахов, последователей учения Чань (или китаского буддизма — Чань-буддизма).
Джово
Обе супруги Сронгцен Гампо были не просто ревностными почитательницами буддизма – они сделали чрезвычайно много для распространения буддизма в Стране Снегов, хотя в своей миссионерской деятельности были неизбежно ограничены кругом придворных. Неудивительно, что позже тибетцы признали их воплощением Белой и Зеленой Тары, а Сронгцена Гампо — инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары.
Тибетский буддизм или буддийский тантризм
Буддизм оформился в Тибете в виде ряда школ и направлений. Наиболее известны из них: нингма, карджу, гелуг, ваджраяна. Они имеют свои особые линии преемственности, свои подходы к учению Тантр (Священные индуистские и буддистские книги, входящие в число канонических текстов. В данном случае речь идет о буддийских тантрах), свои эзотерические трактаты и различаются тем, что в методологии духовного продвижения выделяют тот или иной аспект учения Гаутамы Будды. В то же время, несмотря на имеющиеся различая, все они, в сущности, используют сходные эзотерические практики. Последние и станут основным объектом нашего внимания. Но сначала несколько необходимых отступлений.
Тибетский буддизм иногда называют буддийским тантризмом. В действительности, этот термин нельзя применить к тибетскому буддизму в целом, т.к. религиозный мир Тибета очень неоднороден.
Условно представителей всех направлений тибетского буддизма можно разделить на две большие группы. К первой принадлежат монахи и миряне, делающие в своем духовном развитии упор на соблюдение нравственных требований буддизма и отправлении культовой обрядности. Во вторую группу входят те, кто использует для своего духовного продвижения также и тантрические методы. Иными словами, в Тибете существует, с одной стороны, буддизм обрядовый, с другой — буддизм тантрический.
Термин «тантризм» трактуется неоднозначно. Основное значение слова «тантра» в переводе с санскрита — «активность», «действие». Потому, последователями тантры считаются те, кто идет путем действия, путем непрерывных собственных усилий, путем практики раджа- и буддхи-йоги. Однако, существуют и другие мнения на этот счет. Тантристами иногда также называют:
- всех тех, кто признает Тантры,
- представителей некоторых индуистских и буддийских школ, использующих в своей духовной практике сексуальные формы взаимодействия,
- некоторые буддологи называют тантризмом только ваджраяну — одно из направлений тибетского буддизма.
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению эзотерических методик буддийского тантризма, кратко остановимся на некоторых самых основных буддийских понятиях.
Обет Бодхисаттвы
На этом этапе особенное внимание уделяется этическому направлению духовного развития. Уже на самых начальных ступенях своего духовного пути, часто сразу после инициации, неофит принимает обет Бодхисаттвы
Он заключается в посвящении своей жизни духовному служению и требует развития безмерного сострадания ко всем существам. Обет Бодхисаттвы предполагает обретение таких добродетелей, как: страстная устремленность к Цели, терпение, деятельное служение людям, постоянная медитация, освобождение от ложных привязанностей и желаний, соблюдение всех буддийских нравственных требований, т.е. ахимсы, воздержания от лжи, воровства и т.д.
Стремясь как можно быстрее освободиться от этических несовершенств, адепт начинает неустанно работать над искоренением своих пороков и преобразованием своей психо-эмоциональной сферы. Он стремится устранить все эгоистические проявления, освободиться от недуховных начинаний и привязанностей, а также постоянно развивает в себе положительные качества и свойства.
Процесс этического совершенствования значительно убыстряется благодаря использованию определенных психоэнергетических методов. Одним из них, играющим огромную роль, особенно в первые годы духовной практики, является работа с йидамом.
Практика работы с йидамом в тибетском тантризме включает в себя два важных этапа:
- Создание четкого образа того или иного мифологического существа, обладающего определенным комплексом положительных качеств, недостающих адепту (йидам выбирается наставником в соответствии с индивидуальными особенностями ученика).
- Полная идентификация с этим образом.
Отождествление с йидамом осуществляется сразу на всех уровнях. Практикующий, полностью вживаясь в тот или иной образ, начинает воспринимать, ощущать окружающий мир, действовать в нем так, как это бы сделал йидам. (Работа с йидамом применяется и в других духовных традициях, например, в христианстве. Так, в католицизме для идентификации используется образ Иисуса Христа. Православные исихасты отождествляли себя с образом своего духовного наставника.)
Эта практика позволяет очень быстро освободиться от всех обусловленных прежней жизнью реакций, стереотипов мышления, избавиться от своего «я» и выработать новое, «магическое» отношение к жизни.
Физическая и повседневная жизнь
Проживание вдали от суетного мира даёт ламаистам невероятно трезвый ум и светлое сознание. Один день плавно перетекает в другой и зиждется на следующих принципах:
- Правильное сочетание часов бодрствования и сна. Лишь вставая с первыми лучами солнца можно зарядиться энергией. Дневной сон монахи не приветствуют, поскольку он ухудшает физическое состояние и снижает работоспособность;
- Утренняя групповая зарядка на склоне горной вершины с обливанием холодной водой в завершение. Это не только выработка дисциплины, но и укрепление здоровья, и обновление потока мыслей;
- Молчание. Одной из причин отсутствия знаний об учении является приверженность тибетцев к молчанию. Сей принцип позволяет им избежать негативного влияния на свою ауру и поддерживать гармонию тела и души;
- Говорить следует, взвешивая каждое слово. Оно, как и дело является отображением внутреннего несовершенства. Нужно уметь сдерживать бранные слова. И уметь вести исключительно разумные беседы;
- Питание. Подбирается исходя из индивидуальных потребностей организма. Переедание в учении Тибета просто недопустимо, да и невозможно;
- Монашеская одежда должна соответствовать погодным условиям. Переохлажденное или перегретое тело может стать причиной дисбаланса физического, и как следствие духовного состояния;
- Недопустимы для последователей тибетского учения – драки, воровство и сексуальные извращения.
Духовная жизнь
Многие, познавшие бытовое благополучие сходятся в том, что счастье зиждется на несколько иных «трёх китах». Согласно тибетскому учению, следует выстроить гармоничную взаимосвязь между функционированием тела и души. Помочь в этом могут следующие наставления:
- Живя сегодняшним днём, научись вести спокойный и размеренный образ жизни, сконцентрированный только на самом главном;
- Принимай настоящее. Постоянно требовать от себя и своего окружения чего-то лучшего, означает – пребывать в постоянном разочаровании. Мироздание нейтрально, у него свой ход времени и то, как мы его воспринимаем – это сугубо наше развитие;
- Анализируй происходящее. Благодари за хорошие события, ниспосланные свыше и своевременно извлекай уроки из отрицательных;
- Пойми, что физическая болезнь – это следствие духовного недуга;
- Стремись самостоятельно совершенствовать свой характер. Как вода точит камень, следует учить себя позитивному образу мышления: быть терпеливым, справедливым и мудрым в общении с другими и с самим с собой;
- Развивай себя в творческом плане, поскольку приближенность к искусству позволяет активизировать скрытые способности и куда глубже понять суть мироздания;
- Дай голос интуиции. Искать на стороне ответы на все свои вопросы – не самый успешный подход. В большинстве случаев ответ находится внутри нас;
- На пути к поддержанию баланса регулярно занимайся медитацией. И лучше всего делать это в тишине с первыми лучами солнца.
Причины заболеваний
В целом, болезни могут быть связаны с питанием: пища, которую мы едим, нам вредна или слишком жирная – или с поведением, например, мы выходим на холод, не одевшись как следует. Сидение на холодной земле или на холодном, мокром камне – верная причина проблем с почками.
Заболевания могут быть вызваны маленькими организмами: бактериями или микробами. О том же говорит и западная медицина. Однако помимо этого тибетская медицина считает, что мы можем исследовать причины болезней на более глубоком уровне. Я думаю, что с нашей точки зрения, вероятно, наиболее интересно и полезно в тибетской медицине то, что основной глубинной причиной физического расстройства является расстройство эмоциональное и умственное.
Если мы хотим полностью преодолеть болезнь, нам необходимо равновесие на всех уровнях, особенно на эмоциональном, или умственном, уровне. Есть три основные беспокоящие эмоции, или состояния ума. Первая – страстное желание и привязанность. Это невротическое желание ощущается как «я должен получить это, и, если не получу, я сойду с ума».
Вторая – гнев.
Третья – наивная закоснелость и упрямство.
Они связаны с расстройствами трёх жизненных начал.
Страстное желание вызывает расстройства ветра,
гнев – расстройства желчи,
закоснелость – расстройства слизи.
Практика визуализации в тантре
Визуализация — это искусство создания образов. Начинается эта практика с визуализации того или иного мифологического существа, отдельных частей его тела, деталей одежды. По мере того, как растет умение, адепт легко и быстро начинает воспроизводить перед «внутренним взором» весь облик этого существа. Далее следует работа с еще более сложными образными представлениями. В некоторых случаях адепты стремятся к визуализации очень плотных, материальных образов, видимых другими людьми как реально существующие объекты.
Визуализация таких плотных форм сопряжена с наработкой огромной личной силы, зачастую довольно грубой. Нельзя не сказать о том, что это — очень опасный путь, полный искушений. Не каждый выдерживает его соблазны и иногда останавливается на достигнутом, переориентируясь на магию, демонстрацию чудес. Правильной же на пути совершенствования в искусстве визуализации является постоянная тенденция к утончению сознания.
После интенсивного курса предварительных тренировок адепт переходит к основной духовной практике. Цель основного этапа — преодоление двойственности (на санскрите — «двайты») и получение живого опыта работы в многомерном пространстве. Он предполагает дальнейшее оттачивание «граней» искусства визуализации и включает в себя выполнение сложных психофизических упражнений, работу с чакрами, энергетическими каналами и другими энергоструктурами организма.
Если проводить параллели, то, в целом, это соответствует той работе, что проводится на ступенях дхараны и дхьяны восьмиступенчатого пути йоги Патанджали.
Для многих адептов этот этап оказывается весьма длительным. На его усвоение может уйти 20, 30 лет, вся жизнь. На заключительных ступенях основного этапа, если адепт до них доходит, индивидуальное сознание становится для него реальностью и перед ним открываются новые возможности работы с сознанием (на санскрите — буддхи).
Основной этап также предполагает дальнейшее совершенствование психоэмоциональной сферы, ее утончение. Это происходит, в частности, за счет использования искусства визуализации, например, тех божеств тибетского пантеона, которые могут служить эталоном тонкости. Создавая яркий образ того или иного божества, практикующий, путем эмоциональной сонастройки с ним, начинает воспринимать совершенно иной спектр эмоциональных и энергетических состояний.
Такая практика, помимо утончения, дает возможность постичь многомерность пространства. Визуализация используется также для очищения и развития чакр, энергоканалов, доведения всех энергоструктур организма до совершенства. Для этого, например, фигура того или иного божества может визуализироваться в нужной чакре. Широко применяется также работа с мантрическими образами, образами таттв (стихий), различных цветов, предметов, процессов и т.д.
Методика работы с образными представлениями оказывается высокоэффективной и для регуляции физической работоспособности. Наиболее ярко это демонстрирует техника медитативного бега — лун-гом. В ее основе лежит также использование определенных дыхательных упражнений и мантр. Лун-гом-па (так называется адепт, владеющий этой техникой) начинает, на фоне определенных образных представлений, непрерывно повторять про себя мантру. В соответствии с ней он регулирует ритм дыхания и соизмеряет такт движений. Указанные приемы позволяют лун-гом-па пробегать большие расстояния с большой скоростью, совсем не отдыхая, легко преодолевая все препятствия, встречающиеся на пути. Путешествующим по Тибету европейцам (в частности, супругам Рерихам и Александре Дэвид-Нэль) приходилось несколько раз видеть лун-гом-па. Описания этих встреч можно найти в их книгах.
Медитативный бег на фоне непрерывной медитативной работы применяется и другими школами раджа- и буддхи-йоги. Его описания, в частности, можно найти у Карлоса Кастанеды .
31 июля 2020 в 12:25