Проявления заболевания
Обсессивно-компульсивное расстройство развивается постепенно, его легко можно распознать на ранних стадиях. Признаки, характерные для этого психического нарушения, проявляются в виде резких перепадов настроения или нелогичного поведения, выходящего за рамки общепринятых норм и убеждений. Состояние больного можно охарактеризовать, как подавленное и тревожное, выполнение привычных ежедневных действий вызывает затруднения.
В зависимости от стадии психического расстройства, у человека могут наблюдаться следующие симптомы:
- физические – боль, слабость, бессонница;
- эмоциональные – тревога, страх, грусть;
- когнитивные – нарушение памяти, ложные убеждения, проблемы с четкостью мышления;
- поведенческие – агрессия либо, наоборот, апатия, проблемы с гигиеной и банальным самообслуживанием;
- перцептивные – человек считает себя избранным, поскольку он слышит голоса и видит различные видения.
На практике заболевание может выражаться не только банальным частым мытьем рук (при упоминании ОКР это как раз то, что первое приходит в голову), но и другими проявлениями. К примеру, это может быть: использование салфеток для очистки поверхности кожи от несуществующей грязи, избегание контакта с любыми поверхностями вне дома. Больным движет страх загрязнения или заражения тяжелой, неизлечимой болезнью.
Стремление к симметрии – еще одно навязчивое состояние и оно вполне может быть проявлением обсессивно-компульсивного расстройства. Если желание расставить все вещи вокруг себя в симметричном порядке настолько непреодолимо, то помочь сможет только квалифицированный специалист.
Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов – повод для проведения диагностики, а присутствие нескольких проявлений являются показателем для незамедлительного обращения в специализированное медицинское учреждение.
Развитие ОКР не привязано ни к возрастной категории, ни к половой принадлежности человека. Это расстройство может начать прогрессировать в любом возрасте, при этом с одинаковой вероятностью наблюдается как у мужчин, так и у женщин.
Почему мы поддаёмся соблазнам
Проявлять силу воли мешают не сами соблазны, а эмоции, которые они вызывают.
Эмоции легко управляют нами, потому что возникли задолго до разума. Это система быстрого реагирования. Когда древний человек слышал шорох в кустах, эмоция страха заставляла его сначала бежать и прятаться, а уже потом рассуждать, был ли это тигр. Если бы человек начал рассуждать, его бы съели.
Природа дала нам эмоции, чтобы мы шевелились и не исчезли как вид. Если бы ягоды, мясо и секс не давали древнему человеку хорошие эмоции, он бы не стал утруждаться, чтобы их получить.
Все эмоции генерируются в лимбической системе. Из-за чрезмерной активности этой зоны некоторым людям сложно отказаться от соблазна. Например, один человек видит шоколадку, у него сразу текут слюнки, глаза горят от предвкушения. Отказаться от соблазна в таком состоянии сложно. А другой человек реагирует на ту же шоколадку гораздо прохладнее — не потому, что он холоден, как сталь, а потому, что так устроен его мозг.
Людям с чрезвычайно активной лимбической системой сложно проявлять силу воли. Их «хочу» настолько сильно, что сопротивляться просто не получается.
Системные нарушения речи
Это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи (самостоятельная речь, повторение, называние предметов, действий, диалогическая речь …), влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи (Л. С. Цветкова, 1998).
Афазия возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности и сочетается с апраксиями, агнозиями и другими нарушениями когнитивных функций. Выделяют несколько форм афазии.
Алалия — отсутствие или выраженная дефицитарность (недоразвитие) продуцирования или восприятия речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка при первично сохранных интеллекте и периферическом слухе. Принятому разделению алалии на моторную и сенсорную в Международной классификации болезней соответствуют расстройства экспрессивной и рецептивной речи.
Экспрессивная речь — активная устная речь или самостоятельное письмо. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схемы) и завершается развернутым речевым высказыванием.
Импрессивная (рецептивная) речь — понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят этап первичного восприятия речевого сообщения, этап декодирования сообщения (анализ звукового или буквенного состава речи) и этап соотношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного (письменного) сообщения.
Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи (активного устного высказывания) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. По преобладающим симптомам выделяют группу детей преимущественно с фонетико-фонематическим недоразвитием и более распространенную группу с выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. Важным диагностическим критерием является наличие сохранного периферического слуха и артикуляционного аппарата, а также наличие у ребенка достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей.
2) Блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира;
Блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического, вкусового и обонятельного. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. (Н-р: 17-зрительная, 41-слуховая, 3-кожно-кинестетическая).
В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения (Н-р: округлость и угловатость, высоту и звонкость, яркость и контрастность).
Кроме первичных полей в обработке раздражителей принимают участие вторичные и третичные поля.
Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии. Они синтезируют из признаков целостные образы. (Н-р: 18,19 – зрение, 1,2 ,5 – кожно-кинестетическая чувствительность, 42,22 — слух).
Третичные поля коры находятся вне «ядерных зон» анализаторов – ассоциативные. Не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями с другими корковыми зонами. Третичные поля коры многофункциональны, содержат мультимодальные нейроны, которые объединяют информацию, полученную от разных полей. С их участием осуществляются сложные надмодальные виды психической деятельности – речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО (зоны 37, 38), обладающая наиболее сложными интегративными функциями.
16 стр., 7992 слов
Проблема соотношения психики и мозга
… в электрической активности коры и к развитию сна. Активизирующая РФ, являющаяся важнейшей частью первого функционального блока мозга, с самого начала … оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные избирательные системы связей, программировать деятельность, …
Работает по 3 законам:
1. Закон иерархического строения. Если у ребенка нарушается развитие 1 –х зон (ранее развивающихся в фило- и онтогенезе) — нарушается развитие 2 и 3-х зон по принципу «снизу-вверх». У взрослого при нормальном развитии всех 3-х зон, происходит компенсирующее влияние, по принципу «сверху-вниз».
2. Закон убывающей специфичности – 1 наиболее специфичные, происходит восприятие отдельных свойств Н-р: колбочки воспринимают 1длину волны – цветовой спектр, 2 – менее специфичные, воспринимают всю совокупность свойств Н-р: цвет, форму, положение, 3 – надмодальные, полимодальные Н-р: цвет, запах, вкус, звук.
3. Закон прогрессирующей латерализации – По мере усложнения переработки информации – усиливается латерализация функций полушарий. Первичные зоны – сходны в 2-х полушариях. Вторичные уже различаются. Третичные – имеют существенное различие, особенно, а отношении речевых центров, доминирования одной из рук. У правшей в этих функциях участвует левое полушарие, правое участвует в пространственных, эмоциональных, нестандартных процессах.
Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений); поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.
Почему кишечник бывает раздраженным?
Раздраженный кишечник — результат аномальных движений мышечных стенок желудочно-кишечного тракта, повышения чувствительности к боли и сложных взаимодействий между мозгом и желудочно-кишечным трактом.
Основные факторы риска этого состояния — стрессы, также свою роль играет неправильное питание (злоупотребление фастфудом, алкоголем), избыточный бактериальный рост в тонком кишечнике, перенесенные вирусные или бактериальные инфекции кишечника (инфекционные гастроэнтериты), курение, малоподвижный образ жизни.
Понятие «раздраженный кишечник» обозначает функциональное расстройство (неправильную функцию кишечника), которое приводит к появлению целого комплекса симптомов. Они могут быть разной выраженности, от почти незаметных до значительных. Во всем мире 15% людей страдают этой проблемой, и 25% из них имеют тяжелое течение, с проявлениями, которые нарушают повседневную жизнь9.
Самые частые симптомы — спастические или колющие боли в животе (они, как правило, уменьшаются после похода в туалет и усиливаются перед едой), избыточное газообразование, вздутие живота, изменение формы стула, чередование периодов диареи и запоров. Эти признаки чаще усиливаются на фоне тревоги.
Как не ошибиться с диагнозом?
Нередко сложно отличить «раздраженный кишечник» от других более серьезных заболеваний кишечника, например, воспалительных. При двух этих состояниях есть сходные симптомы, однако это разные проблемы и лечение будет отличаться.
Для постановки диагноза обычно используют тщательный сбор анамнеза, лабораторные и эндоскопические тесты. Также помогут Римские критерии4, согласно которым функциональное расстройство наиболее вероятно, если имеется повторяющаяся боль в животе. Она должна возникать в среднем не реже раза в неделю последние три месяца и сопровождаться двумя или более дополнительными симптомами: должна быть связана с дефекацией (походом в туалет), изменением частоты стула, изменением формы или внешнего вида стула.
Существует несколько тревожных симптомов, на которые нужно обратить внимание и которых не бывает при «раздраженном кишечнике»: это повышение температуры тела, появление крови в кале, немотивированная потеря массы тела, появление симптомов ночью, постоянные сильные боли в животе. При их появлении необходимо обратиться на консультацию к гастроэнтерологу или терапевту
Упражнения для маленьких детей
Упражнения по кинезиологии для маленьких детей очень просты в исполнении, любой ребёнок, хоть в 2–3 или 3–4 года и более старший, сможет без особых затруднений выполнить их.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения помогут развить самоконтроль и улучшить дыхательную систему.
«Свеча». Начальная позиция — сидя за столом. Дошкольник должен представить, что перед ним стоит свеча. Затем нужно сделать большой вдох и постараться единым выдохом задуть пламя воображаемой свечи. После этого ребёнку необходимо представить перед собой 5 небольших свечек и также постараться сделать огромный вдох и задуть их порционным чередованием выдоха.
«Ныряльщик». Начальная позиция — стоя. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание, зажав нос пальцами. Присесть, представляя, что он ныряет в море. Затем досчитать до пяти, встать (вынырнуть из воды), убрать руки от носа и сделать медленный выдох.
«Дыхание носом». Начальная позиция — стоя или лёжа на спине. Поочерёдно дышать только через левую, а потом через правую ноздрю, закрывая её при этом пальцем одноимённой руки, остальные пальцы должны смотреть кончиками вверх. Дыхание во время данного занятия должно быть размеренным и глубоким.
Глазодвигательные упражнения
Этот тип разминки позволит улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира.
«Глаз-путешественник». Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т.п. Начальная позиция — стоя. Дошкольник должен, не двигая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог.
«Восьмёрка». Поднять правую руку до уровня глаз, сжав пальцы в кулачок (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, то есть вместе с глазами повторять движение пальцев рук вытянутым языком.
Телесные упражнения
«Фонарик». Выставить руки перед собой. Поочерёдно сжимать пальцы одной руки, не используя другую. Затем поменять руки. Повторять в течение двух минут.
«Кольцо». Поочерёдно и насколько возможно интенсивнее вращать пальцы, соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, образуя кольцо. Сначала двигаться в одну сторону, потом в другую. Позже можно усложнить задачу, выполняя упражнение обеими руками одновременно.
«Кулак — ребро — ладонь». Сжать ладошку в кулак, разжать и поставить выпрямленную руку с согнутым пальцем на торец, распрямить ладошку полностью и положить на горизонтальную поверхность. Повторить 4–5 раз.
«Мельница». Одновременное вращение разноимённых руки и ноги вперёд-назад. Выполнять вместе с поворотами взора во все стороны поочередно. Повторять 1–2 минуты.
«Лезгинка для детей». Левая рука согнута в кулачок, один палец смотрит влево, кулачок развёрнут по направлению к себе. Правую ладонь выпрямить и дотронуться ею до мизинца левой руки. Затем поменять руки.
Кинезиология полезна как детям, так и взрослым. Эта уникальная методика помогает улучшить состояние физического и психоэмоционального здоровья. Занимаясь с ребёнком кинезиологическими упражнениями, можно способствовать развитию его интеллекта за счёт улучшения связи между полушариями мозга.
Как генетика влияет на силу воли
Сможет ли префронтальная кора держать лимбическую систему в узде или нет, во многом определяется генами. В частности — тем, как мозг ощущает удовольствие и реагирует на него. За это ощущение отвечают главным образом нейромедиаторы: дофамин, серотонин и ГАМК.
Дофамин не даёт чувство удовольствия напрямую — он даёт только чувство предвкушения, но этот крючок держит нас сильнее, чем само удовольствие. Например, предвкушение от распаковки подарка может дать куда более сильные и приятные эмоции, чем те, что мы получим, добравшись до содержимого.
У людей, которые чрезмерно стремятся к соблазнам и не могут остановиться, могут барахлить рецепторы дофамина. Это молекулы на поверхности нейронов, которые улавливают дофамин и говорят нейрону, как реагировать.
Гены дофаминовых рецепторов — это частая причина безволия. Если мозг не может адекватно обрабатывать дофаминовый сигнал, человеку сложно отказаться от соблазнов. Рецепторы могут либо удерживать дофамин, либо, наоборот, улавливать его слишком слабо. Дофамин идёт, а приказ не передаётся. Чтобы усилить стимул, нужно ещё больше дофамина. Так, в частности, появляется склонность к риску: люди прыгают с парашютом, чтобы вялые рецепторы смогли наконец-то уловить дофамин.
Серотонин даёт нам общее чувство благостности. Многим людям знакомо ощущение, когда всё вроде хорошо, но чего-то не хватает. Так может выглядеть нехватка серотонина. Восстановить хорошее состояние проще всего с помощью самых доступных удовольствий: еды, секса, алкоголя и т. д. Если у человека проблемы с серотонином, он скорее окажется на диване с едой, чем в спортзале.
Серотонин мы напрямую получаем из триптофана — это аминокислота, которая содержится в высококалорийной еде: авокадо, орехи и т. д.
ГАМК — гамма-аминомасляная кислота — это главный тормозной нейромедиатор. Наш мозг постоянно генерирует стимулы, но ГАМК тормозит их и выделяет только самые главные, которые помогают идти к цели. Если ГАМК не хватает или рецепторы плохо его улавливают, люди начинают вести себя импульсивно.
Исследования показывают, что у безвольных людей слишком мало ГАМК в лимбической системе. Они бы и рады перестать есть сладкое, но не могут.
Им буквально нечем перестать хотеть.
Алкоголь угнетает рецепторы ГАМК и нарушает механизмы торможения.
Безволие — это программное нарушение в генах. Есть целый список генов, проблемы с которыми могут проявляться в безвольном поведении.
Что такое моторная афазия?
Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным
Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели
Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.
Физиологические аспекты моторной афазии
Центральная нервная система человека устроена наисложнейшим образом, благодаря тонкому взаимодействию всех корковых и подкорковых структур головного мозга происходит формирование всех основных функций высшей нервной деятельности. Чтобы понять какие нарушения влечёт за собой развитие афазии необходимо знать небольшой минимум физиологических аспектов функционирования зон головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи.
Моторная афазия Брока и зона Вернике
Основную роль в анализе и синтезе речи играют две зоны в коре больши полушарий головного мозга:
- Речевая зона названная в честь исследователя, её открывшего – Вернике;
- Центр Брока отвечающий за моторную функцию речи.
Обе зоны отвечают за восприятие и обработку поступающей в головной мозг речевой и визуальной информации с дальнейшей её обработкой и интерпретацией, а также синтетической речевой деятельностью. Зона Брока находится в области задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария.
- Зона Брока отвечает за моторную организацию речевой функции и связана с фонологическим и синтаксическим преобразованием поступающей информации. Таким образом зона Брока является кинетико-моторным вербальным анализатором, воспринимающим мышечную информацию.
- Зона или область Вернике – область коры головного мозга, отвечающая за восприятие письменной и устной речи. Данная зона находится в области задней части верхней височной извилины на стороне доминантного полушария. Данная зона отвечает за синтаксис и интонационные характеристики речи.
Диагностика
План диагностического обследования пациента с моторной афазией практически ничем не отличается от обследования пациента пострадавшего от острого нарушения мозгового кровоснабжения или с повреждением головного мозга. Обязательными исследованиями являются:
- Томографические методы исследования, в особенности магнитно-резонансная томография, которая позволяет хорошо отобразить органические повреждения мягких тканей, в особенности головного мозга. Позволяет подтвердить наличие или отсутствие очагов распада нервной ткани или опухолевого процесса;
- Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи на предмет выявления атеросклеротического поражения сосудов;
- Рентгенокнтрастное исследование церебральных сосудов или ангиография – применяется при топической диагностики ишемических повреждений головного мозга.
Обязательно проведение стандартных лабораторных исследований, таких как: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови.
Дифференциальная и топическая диагностика
Проводится для уточнения локализации поражений головного мозга, а также уточнения формы афазии. Проведение дифференциальной диагностики необходимо для правильного формирования дальнейшей эффективной лечебной тактики. При общении с пациентом удаётся выяснить какие именно симптомы характерные для конкретного вида афазии превалируют, что и позволяет определиться с клиническим диагнозом.
Причины
Афазия – органическое поражение головного мозга, это означает, что в его причинах лежат серьёзные нарушения метаболической активности. Существует много причин, способных оказать патологическое действие на нейроны головного мозга, к самым распространённым из них можно отнести:
- Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт;
- Черепно-мозговая травма;
- Онкологическое поражение ткани головного мозга;
- Инфекционные заболевания, такие как энцефалит или менингит;
- Болезнь Альцгеймера или Пика;
- Оперативные вмешательства на головном мозге.
Все вышеперечисленные причины могут приводить к повреждению нейронов, участвующих в образовании речевой функции.
Также важно отметить и предрасполагающие факторы, которые значительно повышают риск формирования вышеперечисленных заболеваний. К таким факторам относятся:
- Дисметаболические нарушения;
- Дислипидемия и атеросклероз церебральных сосудов;
- Артериальная гипертензия;
- Ревматизм.
Последствие инсульта
Чаще всего моторная афазия развивается после перенесённого инсульта. При этом ишемическое повреждение с последующим некрозом происходит в зоне Брока, которая отвечает за моторную функцию речи. Причём чаще всего поражение данной зоны происходит в результате тромбоза ветвей средней мозговой артерии. На втором месте после нарушения мозгового кровообращения находится поражение зоны Брока онкологического характера.
Упражнения для детей
Упражнения для детей отличаются от тренировок для взрослых в основном уровнем сложности.
Пальцевая гимнастика
Научите ребёнка одной рукой рукой держаться за нос, а другой — за противоположное ухо и менять руки местами по
хлопку.
Устный счёт
Подготовьте как можно больше простых примеров в одно действие: на сложение, умножение, вычитание и деление. Пусть
ребёнок тренируется считать на скорость. Это поможет ему стать внимательнее и думать быстрее.
Решение головоломок
Поиск логических ошибок в тексте, решение головоломок и логических задач — это то, что также повлияет на развитие
левого полушария. Можно играть и в более подвижные игры вроде «съедобное — несъедобное». Попробуйте посчитать,
сколько ошибок допустил художник на картинке ниже.
Энциклопедия
Просите ребёнка называть предметы своими именами вместо «вот эта штука» и давать развёрнутое определение
привычным бытовым вещам. Вы удивитесь, но некоторые предметы заставят и взрослых напрячь мозги. Что такое утюг,
бутерброд, смеситель?
Художник
Для развития межполушарных связей предложите детям рисовать одну картинку двумя руками сразу. И весело, и
полезно!
Как развивать левое полушарие мозга
Развитие левого полушария решает проблему рассеянного внимания, помогает концентрироваться, запоминать и ясно
выражать свои мысли. Развитие правого полушария добавит вашим решениям креативности, позволит задействовать
интуицию и научит ориентироваться в пространстве.
Какие упражнения помогут добиться результатов? Поскольку основная специфика левого полушария — логическое
мышление, обобщение и анализ, то и упражнения, направленные на его формирование, будут включать в себя
всевозможные логические задачи. Работу правого полушария можно улучшить с помощью более абстрактных и творческих
упражнений — визуализации (представления образов), сочинения историй, рисования или письма левой рукой
Кроме
того, стоит уделить внимание развитию межполушарных связей — именно они позволяют половинкам мозга действовать
слаженно и эффективно
Правильное дыхание и жизнь организма человека
Важна роль диафрагмы. Она выполняет свою роль в движении лимфы, усиливает и нормализует перистальтику нашего кишечника и способствует выбросу отходов после пищеварительного процесса. При глубоком дыхании диафрагма способствует усилению притока крови к внутренним органам и этим увеличивает поступление питательных веществ, кислорода и в свободном состоянии энергии. И теперь понятно, что человек может прожить недели без еды, несколько дней без воды и несколько минут без дыхания.
Ранее разработанные методики были направлены на увеличение кислородного обеспечения клеток и достижение более полного окисления пищевых продуктов и, упускался тот факт, что увеличенное количество кислорода повышает в лёгких и в крови кислотность и способствует некоторому повреждению органов и соединительных тканей организма.
Бронхиальная астма – это защита организма от проникновения кислорода. Система дыхания йогов левой и правой ноздрями является положительной попыткой в регулировании электронно-зарядного равновесия организма.
Дыхание правой ноздрёй на выдохе повышает биоэлектрическое напряжение организма, а дыхание левой ноздрёй — понижает это напряжение.
Наблюдая за состоянием своего организма и, используя правильное дыхание правой или левой ноздрёй организма, можно наладить кислотно-щелочное равновесие организма (КЩР). В силу ограниченности этот механизм энергетического регулирования не может длительно спасать организм. Используя дыхательную смесь психеон, которую рекомендовал В.Караваев, можно успешно принимать дыхательную гимнастику В.Караваева для оздоровления и профилактики своего организма.
Рекомендуем: Бактерии в носу способны защитить от гриппа
В.Караваев говорил: «Мы едим, как слоны, а дышим, как мухи». Свой рецепт исцеления предлагал В.Караваев. Это ритмичное и спокойное дыхание с психеоном. В составе дыхательной смеси «Психеон» были такие вещества, как скипидар, отвар трав, водный аммиак и другие ингредиенты. Многие последователи В.Караваева создали приблизительно похожий препарат для дыхания. Используя эти препараты при выполнении дыхательной гимнастики, можно вылечить бронхиальную астму, застарелый бронхит, воспаление легких и другие. Препарат «Психеон» в настоящее время не выпускается.