Обет бодхисаттвы

Основные бодхисаттвы

Дазу (Китай): три наклонные статуи высотой 7 м, изображающие трех бодхисаттв, держащих в руках пагоду (та, что в центре исчезла).

Им оказывается истинное поклонение, иногда выходящее за рамки буддизма, особенно в Китае, где четверо из них ( Манджушри , Кшитигарбха , Самантабхадра и Авалокитешвара ) имеют двойную природу бодхисаттвы и божества народной религии . Земные места, где они, как говорят, достигли просветления, называемые бодхимандами , часто становятся целями паломничества , например, Бодх-Гая, где находится дерево бодхи , четыре буддийских горы Китая.

Восемь великих бодхисаттв (анамахабодхисаттва), которые на санскрите часто называют махасаттвами , особенно почитаются практикующими буддизм Махаяны:

  • Манджушри , «Сладкий и благородный», «С очаровательным блеском». Еще юный, он носит меч, которым рассекает невежество, и сутру Праджняпарамита . Он представляет качества мудрости и знания.
  • Самантабхадра «Совершенно превосходный», «Благоприятный», он олицетворяет высшую истину и часто ассоциируется с Манджушри.
  • Авалокитешвара (Ченрезиг по-тибетски, Каннон по-японски, Гуаньинь по-китайски), «Тот, кто смотрит вниз с состраданием». Он представляет собой сострадание Амитабхи .
  • Махастхамапрапта , «тот, кто приобрел великую силу», или Ваджрапани , «носитель ваджры», тантрическая форма Махастхамапрапты. Иногда его называют Повелителем Тайн, он является мастером «искусных методов» ( Упая ).
  • Акашагарбха «Матрица пространства», «Корзина пустоты».
  • Кшитигарбха , «имеющий землю как утробу», поклявшийся не становиться Буддой, пока ад не опустеет.
  • Сарваниварана-Вишкамбхин , «Тот, кто устраняет все препятствия».
  • Майтрейя , «дружелюбный», «доброжелательный». Цвет ее лица золотой; он носит корону или диадему, часто со ступой в головном уборе. Он держит лотос или сосуд с амброзией. Согласно Лотосовой Сутре , Майтрейя станет Буддой после Шакьямуни . С другой стороны, он не будет последним Буддой.

Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри играют особую роль покровителей в Тибете (риксум гонпо, «Защитники трех семей»).

Бодхисаттва в разных течениях

Тхеравада

В палийском каноне и комментариях палийский термин бодхисатта используется для обозначения Сиддхартхи Гаутамы до его пробуждения, а также для его предыдущих воплощений. Путь бодхисатты не упоминается как высший идеал или альтернатива состоянию араханта (как в случае с Махаяной ). В Буддхавамсе  (ин) и Чарийапитаке  (ин) , где упоминаются будды, предшествовавшие Гаутаме, Бодхисаттва более подробно представлен как путь, пройденный всеми Буддами прошлого . Они взяли на себя обязательство, дав клятву, когда собирались проснуться. В отличие от других отреченных, которые собираются покинуть цикл перерождений ( самсара ), Бодхисаттва решает продолжать совершенствовать себя в течение бесчисленных эонов, чтобы стать , единственным, кто способен в движение колесо Дхармы и, следовательно, внести больший вклад чем кто-либо к всеобщему спасению. Однако, как указывал Вальпола Рахула , в тхераваде путь бодхисаттвы возможен только для исключительных существ.

Это , по всей видимости, были ранее определены с государем, первым в Шри — Ланке и с VIII — го  века в Бирме и Таиланде . Король Шри-Ланки Махинда IV (956-972) даже утверждал, что отныне только бодхисаттва будет иметь право управлять королевством. В принципе, этот царь должен ярко практиковать четыре добродетели: дар (дана), нравственность (шила), воздержание (самьяма) и сдержанность (дама). Связь бодхисаттв с благородством отражается в их одежде и украшениях, изображенных в индийской иконографии; Сам Гаутама родился принцем. Поэтому очень редко практикующие буддизм Тхеравады выразили свое намерение стать бодхисаттвой; единственные, кого признает это течение, — это будды прошлого и Гаутама в их предыдущих существованиях, а также Майтрейя , объявленный в Лотосовой Сутре будущим Буддой самим Гаутамой.

Для практикующих тхераваду цель Бодхисаттвы нереалистична для большинства людей, и для каждого эффективнее сосредоточиться на собственном спасении.

Тем не менее, есть договор Theravada посвященный пути Бодхисаттвы: договор paramis из Дхармапала (комментарий Chariyapitaka из Кхуддака Никае ). В палийском каноне сама Чарийапитака считается предназначенной для бодхисаттв, поскольку она имеет дело с десятью парами. Термин « махасаттва » (великое существо) используется в этих текстах для обозначения определенных бодхисаттв.

Махаяна и Ваджраяна

Философы Нагарджуна , Асанга и Чандракирти определили махаяну как путь бодхисаттвы в отличие от хинаяны , пути слушающего ( шравака ); карьера бодхисаттвы — безусловно лучший выбор для них. В махаяне и ваджраяне каждый, даже мирянин, побуждается стремиться стать бодхисаттвой и может принять в этом отношении обеты. Бодхисаттвы, которых иногда почитают как божества, многочисленны и играют важную роль в практике и распространении буддийского закона . Даже более совершенные, чем теравада, они являются существами «изумительной доброты», которые, доведя до совершенства ( парамита ) практику даяния ( дана ) и мудрости ( праджня ) в течение многих жизней , превзошли двойственность между нирваной и сансарой, чтобы остаться. активны в мире и помогают всем существам обрести избавление. Практикующие махаяну и ваджраяну часто представляют свою цель (стать бодхисаттвой для спасения всех живых существ) как более альтруистическую, чем цель теравады (стать архатом и только стремиться к собственному спасению).

Буддизм Ничирэн

«Бодхисаттвы из земли» ( Bodhisattvas_of_the_Earth  (en) ) типичны и характерны для Лотосовой сутры , они не упоминаются ни в какой другой сутре . В 15- й  главе «Земля восстанет» земля мира саха (наш мир, населенный существами, страдающими от множества страданий, которые они должны «вынести») начинает «трястись и зевать»  ; они кажутся бесконечными, все они были обращены Буддой, который в 21- й  главе провозглашает их миссию защищать как текст Сутры Лотоса, так и ее практикующие в их работе по распространению, особенно «в то время, которое последует за ней». переход к исчезновению », во время окончания Закона . Четверо из этих бодхисаттв, вышедших из земли, возглавляют это множество.

Согласно Нитирену , хотя Сутра Лотоса , как и все предыдущие сутры, стала неэффективной во время Конца Закона , Закон Нам-Миохо-Ренге-кё присутствует в глубинах его 16- й  главы: « Продолжительность жизни Так пришедшего »будет распространяться на благо всех людей.

Объявляя о проявлении Бодхисаттв Земли, Ничирен думает, в частности, о миссии Бодхисаттвы Висистачаритры  (ин) (Джогио, ведущий верховный), с которой он отождествляется.

Путь бодхисаттвы

В различных текстах описываются стадии, называемые бхуми (земли, земли или внутренние миры человека, выражающие его различные состояния ума), которые должен пройти устремленный бодхисаттва, чтобы достичь состояния Будды. Budhavamsa палийского литературы предполагает одну стадию подготовки, а затем нескольких эр каждый. В китайском мире , то Тен-Land Сутра из Васубандха описывает десять шаги к Буддовости и Gandavyuha Сутра пятьдесят-два. Оба они интегрированы в Аватамсака Сутру, в которой они составляют раздел Руфуджиэпун (《入 法界 法界》).

Самая популярная версия — это десять шагов, которым предшествуют две предварительные фазы накопления заслуг и подготовки. Каждая из первых шести стадий связана с совершенством ( парамита ), которым необходимо овладеть: щедрость (дана), добродетель ( шила ), терпение ( кшанти ), усилие ( вирья ), медитация ( дхьяна ) и, наконец, мудрость ( праджня ). . В этот момент Бодхисаттва превосходит разницу между нирваной и сансарой . На седьмой стадии он совершенствует дар искусных средств упая каушалья (упайа каушалья парамита), что дает ему большую эффективность в его работе как руководство к духовному пробуждению . На восьмой и девятой стадиях он практикует обет совершенства (пранидхана парамита) и обета силы (бала парамита), уже обладает дхармическим телом ( дхармакая ), которое позволяет ему спасать живые существа в различных формах в разных местах. На десятом этапе он практикует разум (гьяна парамита), а затем становится буддой .

Рождение Бодхисаттвы

Ранний буддизм знал четырех благородных существ , четыре все более высоких ступени на пути к просветлению; последний, который должен быть достигнут, чтобы достичь нирваны , — это уровень арханта (или архата ). В самом начале, если верить истории буддийских соборов , ученики, коллективно именуемые «великим собранием» ( махасангхика ), оспаривали качества архантов, указывая на то, что у них все еще было слишком .

В то же время термин бодхисаттва , не объясненный ясно, появляется в Маджхима Никае , Ангуттара Никае и Самьютта Никае , используемых исключительно самим Гаутамой, когда он ссылается на свои предыдущие существования или свое пребывание в раю («Когда я был Бодхисаттва… »). Отрывок из Сутта Нипаты дает немного больше деталей, указывая, что это путь, на который Гаутама добровольно вступил из сострадания.

Клятвы бодхисаттвы

Чтобы стать Буддой , Архатом или Бодхисаттвой, человек должен выразить желание сделать это во время предыдущего существования. Практикующие махаяну и ваджраяну обычно принимают обеты бодхисаттвы. Конкретно они обязуются соблюдать определенное количество многочисленных рекомендаций и запретов, предлагаемых буддийской этикой. Количество наложенных зависит от традиций и статуса практикующего врача; это , как правило , менее важны для мирян , чем для монахов ( бхиккху ) или монахинь ( бхикшуни ). Правила, которые нельзя нарушать под страхом потерять на протяжении многих жизней духовные преимущества, связанные с этим путем, называются основными обетами (или корневыми обетами в ваджраяне). К ним добавляются второстепенные клятвы, несоблюдение которых умаляет заслуги, но в меньшей степени. Существуют разные списки со многими общими пунктами, особенно в отношении основных правил, первые десять из которых почти идентичны общим буддизма. Вторичные правила для светских практикующих могут быть культурно-специфическими, например, запрет на выращивание тутового шелкопряда в Китае.

Формулировка обетов вдохновлена ​​разными текстами, среди которых можно процитировать:

  • Брахмы Net Sutra (ск. Brahmājālasūtra, гл. Fànwǎng цзин «梵網經») в переводе на китайский язык , как Кумараджива (Kumarajiva) с. 400, в котором содержится список десяти основных обетов и сорок восемь незначительных обетов, влияющего в Sino -Японский буддизм;
  • В сутрах упоминания обетов бодхисаттвы , известная как Кшитигарбхи ( Сутра обет Dizangwang «地藏菩薩本願經»), Samantabhadra ( Аватамсак Сутра , гр. Huáyánjīng «華嚴經») или будущее Амитабх ( Гранд Сукхавати-вьюха Сутра «無量壽 經》);
  • Махапаринирваны сутра ( «大般涅槃經»), содержание земли сутра Бодхисаттвы (ск. Bodhisattvabhūmidharasūtra, гл. Риза dìchí цзин «菩薩地持經»), драгоценных камней ожерелье Бодхисаттвы (ч.. Риза yīngluò цзин «菩薩瓔珞經》) и сутра дисциплины для буддистов-мирян (санскр. Упасакашиласутра, гл. Юупосай джиэджинг優婆塞戒 經》).
  • Bodhisattvabhūmi , написанная около 300 по Асанги , чьи восемнадцать корень обеты и сорок шесть незначительных обеты , все еще действуют в Гелуг и Кагью традиции в тибетском буддизме  ;

Например, десять основных обетов Сутры Брахма-Сети :

  1. Не убивайте;
  2. Не воруй;
  3. Не совершать прелюбодейный половой акт;
  4. Не искажайте правду;
  5. Не продавайте алкоголь;
  6. Не говоря уже о недостатках буддистов;
  7. Не хвастайтесь и не говорите плохо о других;
  8. Не скупитесь на богатство или образование;
  9. Не сердитесь и не отказывайте другим в извинениях;
  10. Не хулите Три Драгоценности (Будду, Дхарму и Сангху).

В течениях Чан и Дзэн буддисты часто произносят следующие Четыре неизмеримых обета (Sìhóngshìyuàn 四弘誓願):

  • Я клянусь освободить всех существ, даже если их бесчисленное множество (Чжуншэн wúbiān shìyuàn dù 众生 无边 誓愿 度);
  • Я клянусь устранить все ошибки, даже если они не поддаются подсчету (Fánnǎo wújìn shìyuàn duàn 烦恼 无尽 誓愿 断);
  • Я клянусь изучать все учения, хотя они безграничны (Fǎnmén wúliàng shìyuàn xué 法门 无量 誓愿 学);
  • Я клянусь достичь состояния Будды, хотя оно несравнимо (Fódào wúshàng shìyuàn chéng 佛道 无上 誓愿 成).

Обеты бодхисаттвы были очень успешными в Китае со времен Песни . Фактически они могли быть взяты мирянами или людьми, которых винайя удерживала от монашеской жизни, такими как « гермафродиты , чрезмерно чувственные люди, боги и демоны». Действительно, считалось, что благодаря наставлениям Бодхисаттвы пантеон Махьяны позволяет быстрее и эффективнее освободиться от плохой кармы, чем менее эффективные техники Хинаяны. Кроме того, в китайском комментарии уточняется, что заповеди бодхисаттвы «мгновенно очищают плохую карму, в которой человек раскаивается, в отличие от заповеди шраваканистов, которые включают определенные стадии (…)».

Библиография

Тексты

  • Fanwangjing ( перевод  с китайского, представленный и аннотированный Патриком Карре ), Soûtra du filet de Brahma , Paris, Fayard,2005 г., 115  с. ( ISBN  978-2-213-62328-3 )« в китайско-японском буддизме является эталоном « дискурса »для дисциплины последователей Великой колесницы, религиозных и мирских бодхисаттв , людей и нечеловеческих существ. »(П. Карре, стр. 7)
  • Мохан Виджаяратна , Аналитики Будды , Париж, Éditions du Seuil, колл.  «Очки мудрецов № 162»,2001 г.( ISBN  978-2-020-47553-2 )

Исследования

  • (ru) Аналайо ( преф.  Майкл Циммерманн), Генезис идеала бодхисаттвы , Гамбург, издательство Гамбургского университета, сб.  «Гамбургские буддийские исследования»,2010 г., 177  с.
  • Жак Мартен, Введение в буддизм , Париж, Éditions du Cerf, колл.  «Буддийское наследие»,1989 г., 144  с. ( ISBN  978-2-204-03027-4 )
  • (ru) Бхиккху Ньянатусита (Ред.), Идеал Бодхисаттвы. Очерки возникновения Махаяны , Канди, Buddhist Publication Society Inc.,2013, 239  с. Содержит шесть эссе по теме, написанных четырьмя исследователями, а также двумя монахами Тхеравады.
  • Джеффри Самуэльс, Идеал бодхисаттвы в буддизме тхеравады: с особым упором на сутра-питаку , Университет Колорадо, 1995 г.

Статьи

  • Вальпола Рахула , «  « Идеал бодхисаттвы в тхераваде и махаяне »  », Asian Journal , vol.  259, 1/2,1971 г., стр.  63-70
  • (ru) Джеффри Сэмюэлс, «  Идеал бодхисаттвы в буддийской теории и практике Тхеравады: переоценка оппозиции бодхисаттва-шравака  » , Философия Востока и Запада , т.  47, п о  3, июль 1997, стр.  399-415

Что значит бодхисаттва

Это слово имеет санскритские истоки и состоит из двух корней:

  • «бодхи» – пробудиться;
  • «саттва» – существо.

Нехитрым сложением корней получаем, что бодхисаттва – существо, достигшее пробуждения. Для более полного понимания значения нужно копнуть глубже – это человек, который не просто пробудился, но и всю дальнейшую жизнь посвятил помощи людям на пути освобождения.

Пробудившись сам, он отказался от освобождения от страданий и выхода из колеса сансары, остался в этом мире, чтобы помочь другим достичь духовного совершенства и по итогу выбраться из череды перерождений.

Цель бодхисаттвы – стать буддой во имя добра, всеобъемлющей выручки других существ. С этой целью тесно связана доктрина бодхичитты – любви ко всему живому и служения бодхисаттвы.

Его жизнь – путь самопожертвования. В этом отличие его от архата – бодхисаттва желает действовать во имя всеобщего блага.

Каждому, кто стремится к пробуждению и освобождению из цикла перерождений, может понадобиться помощь. Для этого нужны бодхисаттвы. Они чаще всего живут вместе с мирянами, указывают им нужное направление, сами при этом соблюдают обеты и движутся по праведной тропе.

Образ пробужденного, который отдал себя во имя помощи, воплотился еще на ранних стадиях становления буддийской философии, он упоминался в первых священных писаниях, к примеру, в Саддхармапундарика-сутре. Сегодня он особенно почитается в течениях махаяны.

Иконография

Исторические бодхисаттвы часто имеют королевскую внешность и осанку: украшенные драгоценностями (в принципе, тринадцать украшений, включая ожерелья, браслеты, серьги, пояс…), они носят набедренную повязку, диадему, иногда брахманический шнур. Их часто изображают сидящими в позах «непринужденности» или «королевского расслабления» (одна нога скрещена над сиденьем, другая свисает). Им свойственны утонченность и женственный вид. Часто они держат в правой руке лотос. У них высокий пучок и ума на лбу. В своей прическе они могут носить изображение Джины (Будды), от которого они зависят или являются эманацией (тантрический буддизм). Таким образом, Авалокитешвара носит изображение Амитабхи .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: