Какая мантра на молитвенных барабанах?

Обыкновенное чудо

Едем в Иволгинский дацан. Это центр российского буддизма. На склоне горы видна надпись: «Ом мани падме хум» («о дивный цветок лотоса»). Это самая знаменитая буддийская мантра.

Иволгинская сопка – сакральное место. Её иногда называют Острой горой или Баян-Тогод («богатый павлин»), изредка – Сопкой любви. С другой стороны – древние памятники археологии.

Если смотреть сверху, утесы выглядят как окаменевшие воины.

Остатки могильных плит,  в скалах – маленькая пещерка, скорее даже ниша, где может разместиться сидя один человек. Внутри – блюдце, ритуальные лампадки. В ней регулярно проводят шаманские обряды.

Иволгинский дацан состоит из множества деревянных дуганов (храмы). Яркие, многоцветные, с загнутыми крышами, они создают ощущение праздника. Внутри дуганы напоминают большие детские комнаты. Двигаемся по часовой стрелке. Можно заходить в любые открытые дуганы и присутствовать на молебнах. Главное – соблюдать местный этикет: нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды и показывать на них пальцем. Также на территории монастыря нельзя курить, сквернословить, не стоит громко разговаривать.

Мысленно напеваю строки из песни буддиста Бориса Гребенщикова: «А ежели поймешь, что сансара – нирвана, то всяка печаль пройдет».

Повсюду ритуальные барабаны. Подходим к причудливому камню. По преданию, на нём остался отпечаток ладони Зелёной Тары (богиня, быстро приходящая на помощь). Считается, что если отойти от камня на несколько шагов, загадать желание (обязательно доброе), вытянуть руку вперёд и, закрыв глаза, подойти к камню и попытаться прикоснуться к нему, то задуманное сбудется.

Скромные домики. В них живут ламы и студенты университета при дацане. Буддисты считают, что главные пороки человека – красота, слава и богатство.

Подходим к главной святыне монастыря – дворцу нетленного Хамбо-ламы Итигэлова, буддийского подвижника и ученого. По легенде, 15 июня 1927 года 75-летний Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него специальную молитву для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву, постепенно и ученики подхватили её. Находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов ушёл в нирвану.

Он был похоронен в кедровом ящике в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода. Пару раз, в 50-е и 70-е годы, ламы тайно эксгумировали могилу и убеждались в сохранности тела. А в 2002 году, 75 лет спустя, окончательно достали учителя и торжественно поместили в дацан.

Нетленного ламу периодически выносят к почетным гостям – президентам государств и регулярно – по большим обрядам, службам и праздникам. Например, на соседний с дацаном стадион, где проходят соревнования борцов и лучников.

Сохранился и стоит во дворце укрытый полиэтиленом трон, на котором в свое время сидел перед Итигэловым президент Медведев. Президент Путин обошёлся без трона и стоял. А Борису Гребенщикову разрешили пройти к ламе, погладить его, осмотреть близко и пообщаться. Все остальные передают просьбы и пожелания ламе держась за красную бечевку, которая тянется к его руке.

Каждый вечер настоятель храма убирает жертвоприношения и входит с Итигэловым в мысленный контакт, записывает его послания на бумажке. А потом переносит мысли и высказывания Хамбо-ламы на страницу Иволгинского дацана в «Фейсбуке». Оттуда они расходятся по миру среди буддистов.

Как уверяют ламы, Итигэлов живет особой формой жизни: кожа теплая, ногти и волосы растут, суставы подвижны, внутренние органы в порядке. Он дышит. Судмедэксперты поправляют, что все-таки это особая форма не жизни, а смерти,  хотя признают, что Итигэлов удивительно сохранен.

А те,  кому хочется верить в чудо,  надеются, что в один прекрасный день он вернётся к своим последователям.

У многих водителей в Бурятии брелоки с портретами Хамбо-ламы. Его считают современным Буддой, хотя тактично не переходят грань и не превращают чудо в шоу и праздник святого Йоргена.

Тихо и молча подходим к нетленному ламе. Думаем и просим каждый свое.

Использование молитвенных колес

Буддийские ритуальные практики мирян и монахов используют Хурдэ для соединения воедино физической активности и духовного содержания человека. Регулярно вращая барабан человек в состоянии обрести многочисленные духовные заслуги, очистить карму от негатива, накопленного на протяжении как настоящей, так и прошлых жизней. Буддисты считают, что вращение молитвенного колеса с чистыми и светлыми помыслами соответствует миллионному прочтению молитвы, изложенной на папирусных листах и вложенных внутрь корпуса.

 Буддийский артефакт для благополучия

Данный талисман фэн-шуй используется для привнесения в семейную жизнь духовного благословения и благополучия. Читая таким образом молитвы, человек обретает счастье, удачу, радость на продолжительный период. Барабан крутят только по часовой стрелке не менее 180 раз, чтобы усилить энергию талисмана. Использовать можно как маленькие, так и большие барабаны, деревянные или металлические, ручные или стационарные. Главное, чтобы на нем была выгравирована самая сильная буддийская мантра, а внутри корпуса располагались тысячи листиков с начертанием такого же текста на тибетском или индийском языке.

Буддийские артефакты для дома и автомобиля

Эти конструкции отличаются небольшим размером. Их или вращают в руке, или устанавливают в машине либо жилище. Стоячий молитвенный барабан размещают на рабочем столе. Он приносит удачу в поездках и семейных отношениях, давая возможность накопить мудрость, развить сострадание, гармонизировать пространство, установить спокойствие ума, достичь состояния просветления.

Исходящий от барабана чистый и теплый свет дает возможность человеку пробудиться и прочувствовать четыре великих составляющих:

  1. Спокойствие.
  2. Сострадание.
  3. Радость.
  4. Любовь.

История

Буддийский храм Санкт-Петербурга построен на берегу Большой Невки по проекту архитекторов Николая Березовского и Гавриила Барановского в 1909–1915 годах. Первая служба состоялась 21 февраля 1913 года в дни празднования 300-летия Дома Романовых.

В качестве образца здания был взят тибетский соборный храм, так называемый цогчен-дуган, который, был видоизменен в духе северного модерна (слово дуган означает «дом собраний»).

Во время Гражданской войны дацан был разграблен, службы в нем прекратились. В советское время здание использовалось для размещения самых разных организаций — от военной радиостанции до зоологической лаборатории. В 1990 году Буддийский храм передан верующим.

Передай овцу другому

Несколько лет назад здесь был и общался с ламами Владимир Путин и явил по меньшей мере два чуда, выполнив несколько просьб. Первая просьба была у Солбона Аюшеева. Настоятель старейшего и отдаленного Тамчинского дацана, который долгое время был резиденцией буддийских иерархов,  неожиданно и с дальним прицелом сказал:

– А до нас, Владимир Владимирович, вы при всем желании не доедете.

Президент, который привык добираться куда угодно, удивился и спросил почему.

– Дорога плохая, ее почти нет…

Спустя два года к дацану построили супердорогу. 17 километров обошлись в полмиллиарда рублей.

А глава буддистов России Хамбо-лама Дамбо Аюшеев попросил Путина поддержать его личный проект «Социальная отара». И тоже получил господдержку в объеме 70 миллионов рублей. Главная задумка состоит в простой истине: возьми бесплатно отару овец, усердно и прилежно ухаживай за скотом, получи приплод и поделись с другими.

Такие отары здесь называют хамбинскими, поскольку их бесплатную раздачу чабанам контролирует лично Хамбо-лама. Элитных овец он закупает в Монголии. Именно с главой буддистов России владельцы этих отар подписывают договоры. Они обязуются на второй год вернуть Хамбо-ламе часть приплода, чтобы из ярочек и валушков сформировать новые социальные отары. Например, владельцы 500 овец возвращают 200 ягнят, а те, кто получил 

300 голов скота, – 100 ягнят. Из этих овечек формируются новые отары и передаются дальше. Хамбо-лама мечтает довести число социальных отар до 50 и вывести новую бурятскую суперпороду овец.

«Чем больше будет скота, тем больше людей будут заняты работой, – объясняет глава буддистов. – К примеру, возьмем из минимального расчета стоимости живой овцы в 2 тысячи рублей. Тот, у кого в наличии 300 голов, получается, имеет имущество, равное 600 тысячам рублей. Плюс каждый год он будет получать приплод. А в наше время это, считаю, большие деньги. Сегодня мы сталкиваемся с проблемой оттока сельского населения. Молодежь уезжает в город, ищет работу, выезжает за границу и становится рабом иностранцев. А мы хотим показать, что, живя в деревне и занимаясь животноводством, можно хорошо зарабатывать, растить детей, обучать их», – подчеркивает Хамбо-лама Аюшеев.

А еще глава буддистов России, ставший большим руководителем и крепким хозяйственником,  ставит перед фермерами задачу развивать переработку и выделку овечьих шкур. В дацане есть собственный цех, и ламы достигли в выделке шкур большого мастерства.

«Обман и потребительское отношение исключаются. Никто не скажет, как поется в песне: «Давай, лама, давай!» – а потом откажется возвращать овечек, – говорит один из чабанов. – Это же не просто обезличенные государственные деньги. Договор с Хамбо-ламой, считай, договор с Буддой…»

Так что бурятские буддисты занимаются не только медитацией и духовными практиками, но и развивают регион и дают людям надежду. Кстати говоря, живет глава буддистов здесь же. Его скромная резиденция напоминает обычный сельский домик.

Литература

на русском языке
  • Василенко Л. И. (b) МолитваКраткий религиозно-философский словарь.— М.: Истина и Жизнь, 1996.— 256с.Архивная копия от 28 сентября 2013 на Wayback Machine (b)
  • Зорин В. И. (b) МолитваЕвразийская мудрость от А до Я: философский толковый словарь.— Алматы: Создік-Словарь, 2002.— 407с.(недоступная ссылка)
  • Кырлежев А. И. (b) МолитваНовая философская энциклопедия (b) Ин-т философии РАН (b) ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин (b) , заместители предс.: А. А. Гусейнов (b) , Г. Ю. Семигин (b) , уч. секр. А. П. Огурцов (b) .— 2-е изд., испр. и допол.— М.: Мысль (b) , 2010.— ISBN 978-5-244-01115-9.
  • МолитваРоссийский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та (b) , 2002.— Т.2: З—О.— 720с.
на других языках

История возникновения божественного атрибута

Несмотря на размеры, величину и конфигурацию, деревянный или бронзовый корпус, инструмент всегда приравнивался к чуду. Вне зависимости от того, какому Богу человек молится и к кому взывает, он старается прикоснуться к молитвенному колесу, прочувствовать сердцем его неземную сущность и несказанную мощь. Даже малое дитя, крутящее маленькими ручонками этот барабан, смеется и радуется своим действиям, получая райское наслаждение от увиденного и прочувствованного. Глядя на это, невольно возникает вопрос: кто же является создателем Хурдэ?

Древние Тибетские тексты гласят, что многие тысячелетия подобный предмет находился у царя нагов. Он получил его в подарок от Будды Дипанкара, который достиг Просветления задолго до появления всем известного Будды Шакьямуни. Наги тщательно оберегали подарок и регулярно вращали его, произнося прошения с верой в сердце. Таким образом они достигли духовного совершенства.

На территории южной Индии в 1 столетии н.э. родился мальчик, ставший впоследствии величайшим буддийским ученым и мыслителем. Он принял монашеские обеты, получил образование в университете Наланда. Не раз ученый бывал в подземелье нагов, за что его прозвали Нагарджуна. От подземных обитателей он почерпнул безграничную мудрость, которая была положена на бумагу и стала основой различных философских трактатов. Они и сейчас изучаются учениками в монастырях Тибета.

В один прекрасный день к Нагарджуне пришел Будда Сострадания – Ченрезиг и приказал ему спуститься в царство нагов и принести оттуда знаменитый молитвенный барабан. В качестве напутствующих слов Ченрезиг пообещал, что все живущие на земле получат много пользы от этого. После, Нагарджуна передал практики, имеющие отношения к используемому музыкальному инструменту, Львиноголовой Дакине, которая обучала им индийских йогов.

Идея возведения подобных предметов появилась в Тибете благодаря великим йогам: Гуру Падмасамбхава, Наропы Марпа и Святому Миларепу. Они распространяли учения в Стране снегов. Таким образом, благодаря огромной любви Будды Сострадания в совокупности с усилиями выдающихся йогов, молитвенные барабаны стали достоянием земных жителей. Обладая чудодейственными качествами, они и по сей день несут людям радость и счастье, помощь и надежду, бесценный дар иных миров.

Дорогой Аввакума

Едем по Транссибирской магистрали к семейским в легендарное старообрядческое село Тарбагатай. Произошло название от монгольских сурков – тарбаганов, которых здесь полно на сопках.

На горе – крест. Он в память о тех староверах, кто в XVIII веке по горной извилистой дороге шел под конвоем казаков. Старообрядцы, сосланные из Польши и с территории Белоруссии. Екатерина II расписала, сколько скота положено на каждую семью и что надлежит положить в подводы. Их так и назвали – семейские, потому что прибыли целыми родами и семьями.

В итоге семейские научили бурят выращивать пшеницу и печь хлеб, хранить зимой картошку и овощи, а те посвятили семейских в тонкости скотоводства.

Нас встречают настоятель старообрядческого храма отец Сергий и матушка Валентина. Сергий только что проводил в Москву гостевавшего у него старообрядческого патриарха Александра. Энтузиаст старины, он разобрал и перевез к себе на подворье из соседних сел несколько старинных домов. Собрал их. На подворье – множество прялок, предметов утвари староверов,  старинные подводы и даже несколько старых мотоциклов.

Центр исторической реконструкции «Живая история» показал нам дома семейских, где вместо фундаментов – бревна из лиственницы. От влаги они становятся только тверже. Реконструкторы познакомили нас с традиционными ремеслами, научили печь и ткать, а местные жители сыграли свадьбу и спели веселые и грустные песни старообрядцев. Про вернувшегося из армии солдата, которого не узнали жена и мать. Про супружеские измены. Про казака, который шел на побывку домой,  но подломилась доска да подвела казака…

Показали реконструкцию старинной свадьбы с заплетанием невесте двух кос и надеванием кички. Не случайно семейские вошли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пока женщины делали куклы-обереги, мужчины-журналисты увлеклись работой со старинными столярными инструментами – цинубелем, шерхебелем, шпунтубелем.

Сергей Богданов, знаток старины и руководитель центра, машинист тепловоза по основной профессии, ловко делает лук для капкана и рассказывает о тонкостях изготовления луков. 

«Лет пять назад я серьезно занялся стрельбой из традиционного лука. Стрелял с реконструктором, попал на тренировку, и мне дали меч. Теперь я могу стрелять и рубиться… А по дереву, видимо, гены: дед был краснодеревщиком, с инструментами с детства дружу и сына Богдана приучаю…» – рассказывает он.

Как вести себя в буддийском храме

Войти в Буддийский храм могут все, и мужчины, и женщины любой веры, однако, существует несколько правил, которые следует обязательно выполнять:

  • Перед входом в закрытое помещение буддийского храма, необходимо снять обувь или одеть бахилы 
  • Независимо от пола, и женщины, и мужчины снимают головные уборы  
  • Одежда посетителей — в рамках приличия, она не должна быть открытой и вызывающей, в шортах по монастырям ходить тоже не стоит
  • Нельзя дотрагиваться друг до друга и, тем более, до монаха. Ни в коем случае посетители не должны обниматься
  • Во многих монастырях имеются возвышения, предназначенные только для монахов и миряне садиться на них ни в коем случае не должны. Если Вы увидите стулья, то они, как и в православной церкви, предназначены только для пожилых людей
  • Если Вам захотелось сесть, то ноги надо подвернуть под себя или сесть по-турецки и ни в коем случае не вытягивать из по направлению к алтарному пространству
  • Обходить ступу или любую статую желательно по часовой стрелке
  • В храме имеются емкости для пожертвований, собранные деньги идут на благоустройство территории и реставрацию здания. Оставить небольшую денежку, вместо платы за «входной билет» не возбраняется
  • Фотографировать можно только во дворе дацана, внутри съемка запрещена.

В дацане Санкт-Петербурга имеется столовая, где готовят традиционные бурятские блюда — чай с молоком, буузы (мясо в тесте), суп и салат. Столовая работает ежедневно, кроме среды.

По субботам проводятся лекции по буддизму для начинающих.

Напомним, что мировым центром буддизма считается Тибет, а в России основными представителями буддизма являются буряты, тувинцы и калмыки. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 30 дацанов (дацан — это буддийский монастырь). Лама — это религиозный учитель (монах) буддийского храма.

Бубен шамана

Бесконечно крутится молитвенный барабан. Миллионы мантр, миллионы просьб и пожеланий. Многие буряты просят здоровья и процветания, жители таежных поселков возле нефритовых месторождений мечтают  избавиться от ажиотажа и нездоровой обстановки вокруг. На высококачественный камень глаз положили китайцы, считающие нефрит священным, и толпами едут к месторождениям, скупают втридорога. Отсюда ажиотажная добыча, конкуренция, разгул криминала и браконьерства…

В священном месте на берегу Байкала известные шаманы Ирина Базарова и Валерий Дарханов разожгли костер, накормили духов местности молоком, водкой, маслом и сладостями, а затем специальным раскаленным на огне металлическим посохом и можжевельником окурили каждого из журналистов. Под звуки бубна они попросили хозяина Байкала очистить  помыслы и язык сотрудников СМИ и убрать препятствия в их работе.

Для закрепления результата журналистам предложили вслед за шаманами прикоснуться языком к раскаленному металлу, но мы отказались, хотя шаманы уверяли, что ничего бы не почувствовали.

– Мы так называемые качественные шаманы, – говорит Ирина. 

Согласно представлениям бурят человек может стать шаманом только при условии наличия у него утха, то есть шаманских корней. Самому посвящению предшествует так называемая шаманская болезнь: человек в течение определённого промежутка времени страдает от прихода к нему духов шаманов прошлого, которые требуют от посвящаемого согласиться на эту нелёгкую участь.

В соцсетях много жалоб на шаманов-шарлатанов и вымогателей. Они берут за обряды баснословные деньги. И порой склонны к «разводам»:  когда люди  приходят к шаманам на приём даже просто из любопытства, те во многих «разглядывают» дар шамана. Посетителям объясняют, что если срочно не убрать этот дар, то человека якобы ждут несчастья.

Ирина говорит, что это псевдошаманы, а настоящие шаманы за обряды денег не берут.

«Часто сами люди просят у шаманов денег, много денег. Чтобы сразу стать миллионерами,  – говорит она. – Но мы же только передаем просьбы духам. И главное, чтобы человек сам что-то делал, а не только сидел и ждал…»

И правильно, прежде чем просить небеса о чем-то и крутить барабан с мантрами, надо вначале «лотерейный билет» купить. И тогда на бесконечном пути от сансары к нирване достигнешь дзена.

Или, как говорят в Бурятии, на Будду надейся, а сам не плошай…

Семичастная молитва

Семичастная молитва – это довольно известная практика, содержащая сущность всего буддийского пути. В ней семь частей, у каждой из которых особая цель:

Первая часть молитвы – это простирания. Мы простираемся перед буддами в знак уважения к их качествам: состраданию, любви и мудрости. Простираясь, мы касаемся пола верхней частью тела – головой, – что также помогает преодолеть гордыню и культивировать скромность.

Затем мы делаем подношения. Большинство буддистов подносят чаши с водой, однако объект подношения не так важен

Что действительно важно – так это мотивация даяния: мы отдаём наше время, силы и то, что нам принадлежит. Эта мотивация помогает нам преодолеть привязанность. 

Далее мы признаём свои недостатки и ошибки

Возможно, иногда мы ленивы или эгоистичны, а иногда наше поведение разрушительно. Мы признаём это, сожалеем и двигаемся дальше с твёрдым намерением стараться не повторять те же ошибки. Это помогает нам преодолеть влияние негативных кармических импульсов.

Затем мы сорадуемся. Мы вспоминаем все свои созидательные поступки и все прекрасные созидательные действия других существ. Мы также думаем о невероятных поступках будд. Это помогает побороть зависть.

Потом мы просим даровать учение, и это зарождает в нас восприимчивое состояние ума. Мы говорим: «Мы хотим учиться, мы хотим сделать счастливыми себя и других существ!»

Мы молим учителей не покидать нас. В предыдущей части мы открылись учению, а теперь мы хотим, чтобы учителя остались с нами и давали наставления, пока мы не достигнем полного просветления.

Наконец, мы доходим до самого важного этапа – посвящения. Мы посвящаем всю накопленную положительную силу, чтобы она принесла пользу нам и всем существам.

Как видно на примере этой молитвы, суть буддизма не в том, что какое-то существо спускается к нам и спасает от проблем. В одной пословице говорится: «Ты можешь привести лошадь к воде, но не можешь заставить её пить». Другими словами, будды указывают нам путь, но нам нужно приложить усилия, чтобы преодолеть привязанность и неосознавание, а также раскрыть безграничный созидательный потенциал, которым мы все обладаем.

Тысячи нитей

Поводом для командировки стал Байкальский медиафорум по межэтнической журналистике. Его провела Гильдия межэтнической журналистики при поддержке Фонда президентских грантов. Коллеги из разных регионов делились опытом этнобрендирования своих территорий и говорили о необходимости создать банк качественного журналистского контента на этнокультурную тематику, активнее развивать народную дипломатию через СМИ. На форуме предложили разработать закон о поддержке этнических СМИ для сохранения языка и культуры. Участники поддержали идею создания ресурсного портала межэтнической журналистики монголо- и тюркоязычных территорий под рабочим названием «Юртэмсе – Русская Азия». «Юртэмсэ» переводится с бурятского и монгольского как «вселенная».

– Без СМИ и гражданского общества невозможна реализация стратегии госнацполитики, – заявил на форуме Абдулгамид Булатов из ФАДН России. Он напомнил, что общество связано тысячами невидимых нитей, которые проявляются в самых неожиданных местах, и задача СМИ – показывать эти взаимосвязи.

Типы

Барабаны Мани

Барабаны Мани, или ручные молитвенные барабаны, имеют цилиндрический, обычно листовой металлический корпус (часто с тиснением), надетый на металлический вал или ось, и закреплённый на деревянной или металлической ручке. К самому цилиндру прикреплён шнур или цепь, оканчивающаяся металлическим грузом, позволяющим раскручивать барабан небольшим поворотом запястья. Общий термин «молитвенный барабан» является вдвойне неверным. По сути, внутри цилиндра находится длинная полоса свёрнутой бумаги со вписанными на ней мантрами (тиб. Мани), а не молитвами. Мельница, определяемая как вращающийся объект, генерирующий что-либо, было бы лучшим переводом тибетского кхор-ло, нежели барабан, так как считается, что вращающийся цилиндр излучает положительную энергию, позволяя практикующему накапливать мудрость. Тибетское название ручного молитвенного барабана — мани-чхос-кхор (тиб. མ་ནི་ཆོས་འཁོར་).

Водяной барабан

Этот вид молитвенного барабана — простое молитвенное колесо, которое поворачивается под действием бегущей воды.

Огненный барабан

Это тип молитвенного барабана поворачивается за счёт тепла свечи или электрического света.

Ветровой барабан

Этот тип барабана поворачивается на ветру.

Стационарные (храмовые) молитвенные барабаны

Многие монастыри вокруг Тибета имеют большие стационарные металлические барабаны, часто устанавливаемые в ряды. Паломники, проходя мимо такого ряда, вращают каждый барабан вытянутой рукой.

Электрический барабан

Некоторые молитвенные барабаны приводятся в действие электродвигателями. «Тхардо Кхорло», как их иногда называют, содержат одну тысячу копий мантры Ченрезиг и множество копий других мантр. Тем не менее, лама Сопа Ринпоче говорил, что «заслуга вращения электрического молитвенного барабана относится к тем, кто вырабатывает это электричество … именно поэтому я предпочитаю … использовать собственную „правильную энергию“, чтобы вращать молитвенный барабан».

Терминология и этимология

Молитвенный барабан или Мани барабан (тиб. ‘Mani’ mani chos-‘khor). «Мани» (тиб.; санскр. cintamani), (тиб., санскр. Дхарма) и ‘khor’ (тиб. khorlo; санскрит chakra).

Терминология в русском языке

Молитвенный барабан в Санкт-Петербургском буддийском храме «Дацан Гунзэчойнэй»

В прошлом для обозначения данных предметов употреблялись наименования «молитвенная машина» и «молитвенная мельница» (см. врезку), а практики тибетского буддизма описывались термином «молитва». Однако такой подход вызывает вопросы, поскольку молитву определяют как обращение молящегося,
адресованное Богу или иным представителям невидимого мира, но далеко не все согласятся признать наличие обращения в чисто механическом процессе вращения так называемого «молитвенного барабана».

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона:Механическое отношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов Ваджраяны, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 года по Рождестве Христовом.

Описывая практику ваджраяны, гораздо правильнее говорить не о молитве, а о медитации и чтении мантр:

Возможно, в будущем в русском языке появится более точная терминология, чем устоявшееся наименование «молитвенный барабан».

Кому молятся буддисты?

О чём люди просят и кому молятся, когда они простираются перед статуями, подносят благовония в храмах и начитывают молитвы? И хотя есть люди, которые молят: «Будда Шакьямуни, прошу, пусть у меня будет мерседес! – или. – Будда Медицины, пожалуйста, исцели меня!» – большинство буддийских учителей скажут, что такие молитвы вряд ли будут полезны.

Вместо этого в буддизме мы молимся буддам и бодхисаттвам, прося у них воодушевления и упорства работать над собой, чтобы мы сами смогли создать причины счастья и принести другим существам столько пользы, сколько сможем. Ничего необычного не происходит: будды не одаривают нас особой силой по взмаху волшебной палочки. Однако думая о буддах, мы видим их как пример для подражания. И тогда мы становимся уверены в своих силах, думая: «Я смогу!» 

Буддийские молитвы, такие как начитывание сутр, повторение мантр, а также визуализация божеств, нужны для того, чтобы соединиться с нашей внутренней способностью развивать созидательные качества, такие как сострадание, энтузиазм, терпение и так далее, а также совершать созидательные поступки и помогать другим существам.

По орбите Солнца

В ночном аэропорту Улан-Удэ вращаю большой 600-килограммовый молитвенный барабан – хурдэ. Он содержит плотно свернутые свитки с мантрами. Считается, что одно вращение молитвенного барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух помещенных в него 27 миллионов мантр. Буддисты верят, что он приносит умиротворение и покой,  усмиряет духов, очищает карму и накапливает духовные заслуги. Вращать барабан нужно по часовой стрелке – по орбите Солнца. Видимо, заслуг я накопил мало или, наоборот, слишком много: по телефону вызвать такси не удалось, а местные бомбилы предложили добраться до гостиницы за 500 рублей,  по тройному тарифу.

Определение понятия «молитвенные барабаны»

Этот предмет называют по-разному:

  • буряты, калмыки и монголы – Хурдэ;
  • тибетцы – колесо «Мани»;
  • иные сторонники буддизма – молитвенное колесо или молитвенные барабаны.

Однако, несмотря на различие в названиях, его суть сохраняется: специальные приспособления являются важной атрибутикой в буддизме. Они изготавливаются из дерева или металла, бывают различных размеров – маленькие (несколько сантиметров) и большие (более метра) исключительно цилиндрической формы

С внешней стороны на них нанесены мантры, внутри располагаются тонкие листы бумаги с написанными текстами, повторяющимися множество раз (иногда миллион и более).

Один оборот Хурдэ приравнивается к прочтению огромного количества мантр, изложенных на свертке. Вращая выбранный предмет, верующий прилагает физическую силу, совмещая ее с духовными побуждениями, дабы даровать благо как себе, так и своим родным и близким. Буддисты уверены, что колесо в состоянии оказать помощь любому, кто в ней нуждается. Главное – верить в его силу и мощь. Причем приверженность к другой, не буддийской вере, большой роли не играет.

Огромного размера Мани устанавливаются в храмах у пагод и ступ. Маленькие экземпляры настолько компактны, что их хранят дома или носят при себе.

Ссылки

  • The Prayer Wheel: Spiritual Technology from Tibet — Обзор, посвящённый молитвенным мельницам(англ.)
  • Picture of prayer wheel at Muktinath, plus backgroundsАрхивная копия от 16 марта 2019 на Wayback Machine (b)
  • Nyingma Prayer Wheels for World PeaceАрхивировано 27февраля 2012года.
  • Tibetan Prayer Wheels Тибетский молитвенный барабан
  • Всё о … молитвенном барабане.khandro.net.Дата обращения: 3 февраля 2011.Архивировано 27февраля 2012года.
  • Молитвенный барабан(недоступная ссылка).dharma-haven.org.Дата обращения: 10 августа 2007.Архивировано 27февраля 2012года.
  • prayer wheels and how they work(недоступная ссылка).Nyingma Centers.Дата обращения: 3 февраля 2011.Архивировано 27февраля 2012года.
  • Ladner, Lorne.Барабан Великого Сострадания(неопр.).— Wisdom Publications, 2000.

Позитивная составляющая от вращения Хурдэ

В буддийских храмах молитвенные барабаны устанавливаются на пути следования паломников, чтобы каждый мог к ним прикоснуться, умиротворить и успокоить сердце, достичь гармонии с окружающим миром, укротить злых духов.

Непревзойденная польза от вращения этих артефактов описана в текстах Четвертого Панчен-Ламы. Писания направлены на то, чтобы каждый желающий мог прикоснуться к священному предмету, очистить от негатива собственную карму и накопить в большом количестве духовные заслуги.

Чтобы вращением барабана приумножить благотворный духовный результат, его нужно правильно вращать и полностью очистить свои мысли от ненависти, мести, обид и зла. В минуты вращения необходимо желать всем живущим на земле созданиям счастья и всех благ, как в настоящем времени, так и в будущие годы, относиться к ним с любовью.

Благо получают люди, как крутящие молитвенные барабаны, так и те, которые приложили усилия к их сотворению. Четвертый Панчен-Лама в своем труде подчеркивает, что обретет счастье тот, кто причастен к воздвижению молитвенного барабана с мантрами ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ либо иными молитвами для блага живущих.

Типы барабанов

Хурдэ различаются своим внешним видом, размерами, расположением, способами вращения. Их разделяют на такие группы:

Наименование предмета Краткая характеристика
Ручной (Мани) Обладают небольшими размерами, компактны. Можно крутить самостоятельно, держа в руках или перекладывать с одного места в другое. Форма цилиндрическая, материал изготовления – листовой металл, присутствует тиснение. Корпус надевается сверху металлического вала или оси и крепится к металлической либо деревянной ручке.
Непосредственно к цилиндру прикрепляется специальная цепь или шнурок, на конец которого привязывается металлический грузик. Именно такое дополнение дает возможность раскручивать барабан несложным движением запястья.
Внутри корпуса расположен сверток тонкой длинной бумаги, на которую начертаны мантры. Считается, что в процессе вращения цилиндра излучается положительная энергетика, которая способствует накоплению мудрости у практикующего. В Тибете такое ручное устройство называют Мани-чхос-кхор.
Стационарный В большинстве своем присутствуют в монастырях. Имеют существенные габариты и вес. Устанавливаются в один ряд. Их вращают одновременно несколько человек при помощи вытянутой руки, проходя мимо ряда. Рекорд среди огромных Хурдэ установлен в Тибете, в древнем китайском городке Дукэцун. Его масса достигает 6 000 кг, а высота – около 20 метров.
Водяной Имеет вид простого молитвенного колеса, которое приводится в движение потоками воды.
Огненный Принцип изготовления и внешний вид идентичны остальным представителям данной атрибутики. Однако, в движение он приводится не руками, а теплом, исходящим от зажженной свечи либо света электрической лампочки.
Ветровой Единственное отличие от остальных представителей – крутится при порывах ветра.
Электрический Начинают двигаться при подаче на них электрической энергии. Специальное устройство оснащается электродвигателями «Тхардо Кхорло», но считается, что прикосновение к подобному предмету человеческой рукой несет больше пользы паломнику.
Декоративный Его не считают магическим. Он, скорее всего, используется в качестве подарка либо сувенира, привезенного из экзотической азиатской страны.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: