Колесо Сансары
Хотя в разных учениях понятия Сансары отличаются друг от друга, все они сходятся в главном: все живое, в том числе и человек, находится в постоянном изменении, за рождением неминуемо наступает смерть, за которой следуют новые рождения и смерти. Сансара связана с законом кармы, по которому все, что человек делал, думал и говорил за время своего существования, имеет свои причины и следствия и оказывает влияние на его последующие воплощения. Карма накапливается, когда человек ведет праведную жизнь и творит добрые дела, и уменьшается от злых намерений и поступков.
Таким образом, карма определяет, в каком из шести миров Сансары душа воплотится в каждой из следующих жизней – в аду, в мире людей или животных, духов, богов или полубогов. Сансарические миры полны страданий, и главная цель любого существа – выйти из колеса и прервать цепь перерождений.
Учение о Сансаре обычно изображается в виде Колеса Сансары. Оно состоит из нескольких окружностей, каждая из которых символизирует важнейшие понятия:
- яды ума, или первопричины, приведшие к вращению в Сансаре, — круг в центре с изображениями свиньи (невежество, игнорирование), змеи (гнев, отвращение, агрессия) и петуха (страсть, привязанность);
- карма – второй круг, разделенный на две половины, символизирующие плохую или хорошую карму, ведущую к последующему рождению в низших или в высших мирах;
- миры, или формы существования, – третий круг, разделенный на три несчастливых и три счастливых мира, где обретаются все живые существа;
- ниданы, или этапы существования, — внешний круг, разделенный на двенадцать секторов, символизирующих цикл, через который душа проходит между перерождением и смертью.
Колесо сжимает в руках Яма – древний бог смерти, воплощающий в данном случае закон кармы. Будда, как достигший просветления и покинувший Колесо Сансары, изображается вне его, указывая путь к прекращению страданий.
Закон сансары: что это значит?
Главным постулатом сансары является взаимосвязь действий человека с его последующими перерождениями. Если он хорошо относится к другим, стремится избавить разум от зависти, злобы и других нежелательных чувств, то качество его последующих жизней будет намного выше.
Точно также закон сансары работает в обратном направлении. Накопив «плохую» кармы, отягощенную плохими делами в виде воровства, злословия и прочих грехов, человеку не стоит рассчитывать на счастье в следующей жизни.
Благие или злые поступки накладывают кармический отпечаток. Он может проявиться не только в следующих перерождениях, но и уже в текущей жизни.
Мирянам Будда дал свод из нескольких заповедей. Все они запрещают причинение вреда в той или иной мере себе и другим. К примеру, человек не должен вредить своему разуму, употребляя спиртное. Также нельзя нести страдания другим, совершая убийство или отбирая чужое имущество.
Происхождение и значение слова сансара
Первые упоминания о сансаре (ударение на второй слог) встречается в Упанишадах — древнеиндийском ведическом трактате VIII-III веков до нашей эры. В нём описываются высшие существа, находящиеся в нирване, и низшие, отравленные тремя умственными ядами и вынужденные вращаться в череде перевоплощений.
Согласно концепции о переселении душ, сансара — это череда перерождений души. Если говорить простыми словами, это путь, который мы проходим, рождаясь вновь бесконечное количество раз. После смерти тела наша бессмертная душа не исчезает, а сообразно действиям, которые мы совершали, получает новое тело и, соответственно, новую жизнь.
Принципы перерождения
Традиции йоги описывают самые разные способы достижения стадии мокша. Это могло быть искреннее служение богу, медитации или постижение философских истин. Индуисты верят, что материальное тело состоит из сознания, эго и ума.
Это – тонкий мир, способный разрушаться и возрождаться. Любая форма жизни – начиная от бактерий и заканчивая Брахмой, творцом Вселенной, может перерождаться и получать новый образ.
Цикл сансары индуисты считают непрерывным / apologetika.ru
Что интересно, качества нового тела, суть его жизни и многие другие показатели зависят от того, что происходило в прежних жизнях. К примеру, о человеке несчастном, злом и одиноком говорят, что в прошлых воплощениях он совершил много дурного.
Теперь же его предназначение – искупить вину. Если же человек тяжко и много трудился, зарабатывая на жизнь честно, то в следующей жизни он может стать беззаботной порхающей бабочкой, которая не ведает подобных тягот.
Пусть в шуточной манере, но очень точно суть индуистской сансары высказана у Владимира Высоцкого в “Песенке о переселении душ”:
Бесконечность сансары – это также и служение богу / poembook.ru
Тайны индуизма
Начиная свой рассказ о сансаре, сразу хочу отметить, что понятие это часто встречается как в индуистской, так и в буддийской философии. Поскольку религии эти значительно различаются, то и сама сансара в каждом из направлений имеет свои особенности. Европейцу порой сложно вникнуть в суть этого понятия, но я постараюсь детально объяснить.
Итак, начнём с индуизма. Здесь сансара является одним из главных определений философии и восприятия устройства Вселенной. Наверное, это одно из самых известных понятий индуизма. Я уверена, вам приходилось слышать, что индуисты верят в перерождение души человека.
Учение о переселение души после смерти в новое тело издревле будоражит умы человечества
В отличие от христиан, они считают, что после смерти тела душа проходит некий круговой путь, возвращаясь к истокам. Любое существо может принять новую форму и пройти следующий этап своей жизни. Такой круговорот и называется сансарой.
Цикл сансары не бесконечен, а после освобождения душа наконец выходит из границ чувственных наслаждений и требований тела, предназначенного ей. Это – наивысшая форма обретения особого сознания. Чаще всего освобождение от цикла сансары называют мокша.
Пребывание души в круге сансары не является бесконечным / k-istine.ru
Колесо сансары — что это такое?
Вход в любой буддийский храм обязательно украшен этим символом. Все учения Будды отразились в колосе сансары и стали самым популярным сюжетом буддизма. Колесо сансары представляет круговорот сансарического бытия:
- Центральный круг представляет собой маленький круг с изображением трехглавого коня – неведения, привязанности и гнева.
- Второй круг состоит из двух половин, светлой и темной. Он разделен так по типу кармы. Благой и не благой.
- Третий круг состоит из пяти или шест половин, это следствия рождения в одном из миров.
- Драгоценное человеческое тело – человек находится по середине между живыми существами.
- Внешний ободок колеса изображает учение. Это этапы, ведущие людей от рождения до самой смерти.
- Яма – бог смерти, выражает принцип всей кармы и крепко держит колесо сансары.
- Будда свободный от круговорота изображается вне колеса в верхнем углу.
Что значит колесо сансары дало оборот?
Каждая спица колеса — одно воплощение души, всего восемь воплощений. Каждая жизнь представляет собой спицу, человек живет и копит карму. За все восемь жизней это может быть как положительная, так и негативная. В конце каждой жизни каждая спица набирает свой процент кармы, которая влияет на последующие жизни. С каждой жизнью кармы становится больше. Если к концу последнего перевоплощения карма отработана, человек может воспользоваться выбором и стать свободным. Что значит колесо сансары дало оборот? Значит за все восемь перевоплощений положенная карма набрана и отработана.
Как выйти из колеса сансары?
Цель религии буддизма освободиться от своей кармы. Как выйти из сансары, на протяжении многих веков беспокоит не одно поколение буддистов. Удается им это или нет, проследить не предоставляется возможности. Есть правила, соблюдение которых может помочь прервать замкнутый круг.
Как выйти из Колеса Сансары?
Главная цель религии буддизма – освобождение от накопленной кармы. Вопрос о том: «как выйти из Колеса Сансары», будоражит и беспокоит умы многих поколений буддистов. Что интересно, есть даже специальные правила, соблюдая которые можно прервать этот замкнутый кармический круговорот, а именно:
- быть беспристрастным;
- свершать дела свои без привязанности;
- находиться в уединении;
- смотреть и видеть истину;
- осознавать, что природа – это наше предназначение;
- обуздать своё мышление, плоть и речь;
- довольствоваться лишь тому, что пришло без усилий.
Для того, что бы выйти из Колеса Сансары – нужно очень усердно работать над собой и своим внутренним миром, стараясь устранять и искоренять те качества, которые порождают все неблагоприятные деяния
Важно знать, что ключ к точке выхода лежит в самих событиях. Зная все их компоненты и рычаги воздействия можно перепрограммировать свою жизнь и стать свободным
Выход из Колеса путь к просветлению
Колесо полно страданий, поэтому цель каждого человека, попавшего в него – скорее освободиться и войти в состояние блаженства. Находясь в нем, человек терзается страстями, неведением, кратковременными сомнительными удовольствиями и другими грехами. Это негативно отражается на его душе, физическом и психологическом состояниях. Многие мудрецы искали способ выхода из порочного круга, но смог это сделать только Гуатама Будда. Он сформировал 4 благородные истины.
- Первая благородная истина – «Материальное пропитано страданием». Материальное создание иллюзорно. Оно рождает негативные чувства, ведущие к терзаниям;
- Вторая благородная истина – «Страдание – следствие желания». Желания и страсти не дают уму покоя, из-за чего он постоянно мечется в противоречивых чувствах;
- Третья благородная истина – «Выйти из порочного круга можно, отказавшись от страстных желаний». Не желая ничего, ум становится свободным. Это состояние тихого счастья, гармонии и блаженства;
- Четвертая благородная истина раскрывает путь выхода из Колеса Сансары. Для этого заблудшему необходимо совершать благие поступки, развивать волю, концентрацию внимания.
Статуя Будды
Жизнь в порочном круге – это несчастливое существование человека, запутавшегося в своих страстях. Оно влечет случайные перевоплощения и дальнейшие муки. Выход из цикла является спасением души.
12 нидан
Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой – первое порождает второе, второе – третье и так далее до последнего – двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.
Цепь страданий человека:
- Неведение – ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума.
- Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении.
- Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность.
- Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня».
- Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным».
- Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств.
- Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами.
- Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений.
- Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям).
- Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека.
- Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу.
- Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.
По легенде, перед пробуждением (просветлением) Будда тщательно анализировал все 12 составляющих Самсары в попытках найти самое слабое звено, разорвав которое, можно вырваться из круговорота. И ему это удалось.
Учение о самсаре в других религиях
В религиозных терминах вращение колеса самсары означает отработку накопленной кармы за несколько жизней. Как хорошая, так и плохая карма. Такой человек становится свободным от кармических отпечатков и приближается к просветлению. Концепция реинкарнации, знакомая многим конфессиям, предполагает, что живые существа существуют в виде смертных, временных тел и бессмертных, более тонких или даже вечных оболочек, неразрушимого сознания или “божественной искры”. Согласно теории реинкарнации, существа, воплощающиеся в разных мирах, практикуют определенные навыки и выполняют определенные миссии, после чего они покидают смертное тело в этом мире и входят в новое с новой миссией. Таким образом, устраняется чувство зависимости от всего того, что ум называет “моим” и “я”. Тело – это только тело, чувства – это только чувства тела, состояние сознания – это только данное состояние сознания. Размышляя таким образом, мы освобождаемся от привязанностей, связанных с ними беспокойств, иррациональных желаний и больше не страдаем.
Желание (самудайя) указывает на то, что мы постоянно наполнены эмоциями, чувствами, а они меняются и противоречат друг другу, толкая человека из крайности в крайность, не позволяя ему пребывать в блаженном покое.
Что заставляет людей входить в Сансару?
Мы разобрали значение Сансары. Это наше путешествие от наших личных повседневных забот и потребностей к смыслу жизни, ко всей Вселенной. Мы рождаемся снова и снова, потому что наша душа вечна. Мы не умираем, но наше тело устаревает, как старая вещь. Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах. Аспект первый: карма – это действие с результатом. В буддийской традиции карма имеет значение любого действия. Действием здесь может быть не только совершенный поступок, но и слово, мысль, намерение или бездействие. Все проявления воли живого существа создают его карму. Второй аспект заключается в том, что карма – это закон причинно-следственной связи, который пронизывает все явления самсары. Все взаимозависимо, имеет свою причину, имеет свое следствие, ничего не происходит без причины. Карма как закон причины и следствия является фундаментальной концепцией в буддизме, объясняющей механизмы процессов рождения и смерти, а также способы разорвать этот цикл. Если рассматривать карму с этой позиции, то можно дать несколько ее классификаций. Первый из них делит понятие кармы на три основных типа:
Определение сансары в философии
Сансара подразумевает перевоплощение личности в четко установленной цепочке дальнейших рождений. В основе всех этих перерождений лежит карма. Звенья в данной цепочке все время меняются, и не представляется возможным определить то, где же именно находится начало длительного странствования. Именно поэтому оно не имеет ни начала, ни определенного конца.
Углубленным изучением сансары занималось несколько разных философских школ. В них это уникальное явление находилось на центральном месте, ведь позволяло определить место человека после его смерти. Многие считали, что сансара не подходит для того, чтобы там находились души. Постоянное странствование по четко установленному кругу и регулярное перерождение не позволяют осознать полностью весь смысл существования. Большинство философов представляли сансару в качестве препятствия, мешающего до конца понять свое предназначение.
Сансара при этом считается ключевым моментом верования в буддизме. Буддисты считают, что сансара — это цикличное явление, которое в конечном результате приводит к просвещению. Также они предполагают, что между перерождениями присутствует определенный период и состояние, в котором находится душа человека. После этого она перерождается, и продолжается ее бесконечное странствие после первой смерти. Переселение душ при этом не может происходить в хаотичном порядке, есть определенный принцип. Основную роль играет карма или воздаяния человеку. Из замкнутого круга можно выйти только после того, как душа достигнет состояния мокши. Оно подразумевает осознание своего равенства с душой божественного происхождения и нирваной.
Те люди, которые страдают от сансары, могут освободиться от подобного состояния, воспользовавшись дхармой. Человек получает определенные обязанности, которые подбираются с учетом особенностей религии. Для освобождения от бесконечного странствования потребуется выполнить все поставленные задачи.
Помочь в решении проблемы могут и некоторые элементы, характерные для йоги. К примеру, привести к этому может любовь к Ишваре. Также применяются разнообразные методы медитации и карма-йога. Человек должен выполнить те или иные поручения, за которые в дальнейшем он не будет нести никакой ответственности.
Закон сансары: основные постулаты
Индейцы внесли в свою философскую теорию перерождения элементы учения Будды — китайского верования. В это философское направление внедрили идеи буддистов о том, что сущность людей в перерождениях не изменяется. Изменяется их мировоззрение, восприятие мира и существование, если они будут делать правильные поступки. Когда человек делает людям подлые и плохие действия, в результате получит болезни, боль, унижение. Если поступает по отношению к другим правильно, делает добрые дела, получает радость, умиротворение.
Основные правила закона сансары (кармического закона):
- человек своими поступками определяет себе качество жизни;
- от добрых и плохих дел зависит дальнейшее перерождение — механизм бхавачакра.
Этот механизм имеет 12 основных звеньев, определяющих составляющие в понимании мира. Эти звенья имеют названия и обозначают структуру личности:
- Авидья — импульсы от кармы, которым человек должен следовать для выполнения своего предназначения.
- Виджаняна — у человека изменяется сознание в результате воздействия импульсов.
- Намарупы — внешность или психический облик, которые формируют сознание человека.
- Нама-рупа — субстанция, помогающая формировать шесть основных чувств.
- Аятана — ощущение сформированных чувств. К ним относят зрение, осязание, слух, вкус и ум человека.
- Спарша — научение человека в восприятии мира.
- Ведана — чувства человека, возникающие в ответ на ощущения.
- Тришана — желания, формирующиеся на основе уже возникших чувств.
- Упадана — человек становится привязанным к чувствам, он уже зависит от мыслей.
- Бхава — существование личности, появившееся на основе привязанности.
- Джати — перерождение человека, возникающее на основании перечисленных этапов.
- Смерть.
Закон показывает циклы, с которыми человек сталкивается, согласно этому философскому направлению. Любой поступок по сансаре, любая мысль или слово, обязательно оставят на карме свой след. Именно кармический след определяет, каким будет следующее перерождение.
Буддисты в ощущениях и мировосприятии пошли дальше — они отрицают любой след на карме для счастливого окончания жизни. По их мнению, настоящий буддист не должен «запятнать» свою карму следами. Человеку должно быть чуждо любое желание, чувство. При этом закон сансары обходит его, что приведет к нирване и вечному покою.
Тайные знания Круга Сансары
Прервать замкнутый кармический круговорот помогают специальные тайные правила, которые нужно соблюдать в течение жизни:
- Быть беспристрастным;
- Все свои дела выполнять без привязанностей;
- Находиться в уединении;
- Смотреть и видеть истину;
- Осознавать, что природа — это наше предназначение;
- Обуздать свое мышление, плоть и речь;
- Довольствоваться лишь тому, что пришло без усилий.
Выйти из Круга Сансары поможет долгая работа над собой в духовном плане, изучать тайные знания
Важно видеть и вовремя искоренять у себя отрицательные качества
Ключ к точке выхода из Колеса Сансары заложен в сами события. Знающий человек может перепрограммировать свою жизнь и стать свободным.
Что значит «Колесо Сансары дало оборот»
Все существа во вселенной проходят 12 звеньев развития или, как их еще называют, ниндан.
Это причинно-следственные звенья закона кармы, образующие 1 полный цикл:
- Первым звеном цикла является духовная слепота, неведение, которое предшествует зачатию.
- Затем карма существа приводит его к воплощению в одном из миров.
- Начинает пробуждаться сознание во время эмбриогенеза.
- Возникает чувственное и образное познание.
- Формируется тело и органы чувств согласно карме.
- Начинается восприятие мира.
- Чувства формируют личность.
- Проявляются неудовлетворённость, желание.
- Все усилия направлены на достижение целей.
- Проступки и заблуждения создают новую карму.
- Ожидание нового рождения.
- Старость и смерть.
Когда сущность проживает все 12 этапов, говорят, что колесо Сансары дало оборот. Определена новая судьба, которая направит душу отрабатывать карму в один из миров. Несчастна та душа, которая обречена на воплощение в теле животного, адского существа или прета (голодного духа). Самые праведные сущности, заслужившие жизнь полную наслаждения, воплотятся в мире богов, те, кто любит власть – в мире асуров. Только рождение в теле человека считается у буддистов наиболее благоприятным для преодоления власти Сансары.
Эффектный буддийский знак – тату Энсо
Для дзен это сакральная символика, выступающая отметкой изначального Будды, обликом реальности.
В изображении раскрывается сам художник, чистый и цельный духом, только такой человек способен сотворить подлинный шедевр.
Мудрецы проводят за этим занятием многие часы и рисуют образ ежедневно, что предстаёт своеобразным дневником жизни, отражающим рост личности. Учителям свойственно использовать лист бумаги, землю, воздух.
Зарождение приходится примерно на VIII век. Хакуин, бывший монах следил, как работает деревенский каллиграф, и был поражён до глубины души, тут же уничтожив собственные кисти, подумав, что его живопись не отражает внутреннюю сущность предметов.
Очертания – это визуальное отображение Сутры Сердца, считающую пустоту и форму взаимно заменяющимися понятиями.
Что такое самсара в песне Басты?
Важной целью для буддиста является поиск избавления от страданий, которыми полна самсара. Ведь даже заработав хорошую карму и насладившись долгой жизнью в высшем небесном мире, человек все равно должен испытывать страдания в последующих жизнях
Мирская реальная жизнь для буддистов не может дать счастья. Она слишком суетлива, заставляет думать о хлебе насущном, человек находится в постоянной тревоге за близких, ему приходится работать и страдать. Поэтому абсолютно все переживания и эмоции связаны с самсарой, или страданием. Даже когда мы наслаждаемся чем-то в этой жизни, мы боимся потерять счастье, имея семью или детей, мы боимся будущего, имея процветание и здоровье, мы боимся потерять это. Каждое наше достижение вызывает желание подняться еще выше, достичь еще большего. Наконец, самый основной страх – это страх смерти; мы всегда боимся потерять нашу, казалось бы, единственную жизнь, поэтому она не может дать нам полного покоя и удовольствия.
Колесо сансары в буддизме
Основа учения о колесе сансары очень хорошо описана и
структурирована именно в буддизме. Там оно представлено в виде четких
причинно-следственных связей, который зависят от нашей кармы и реинкарнации.
Выход из замкнутого круга перерождений называется Просветлением. Согласно
Буддизму, существует много разных миров и существ, живущих согласно той карме,
которая у них накоплена. И в этой религии колесо сансары объединяет все эти
миры, а в них нет ничего постоянного и неизменного: все движется, меняется.
Круг перерождений изображается как тележное колесо, которое непрерывно
крутился, совершая обороты. В нем восемь спиц и ступица в центре.
Будда
Есть легенда, что первый рисунок его сделал Будда, выложив
рисовыми зернами на земле. Восемь спиц символизируют количество стадий
Восьмеричного пути истины, которое исходит от учителя.
Лама Гампона, живший на рубеже XI-XII, считал, что суть колеса
сансары – пустота. А значит все миры, которые имеются для перерождения, не
реальны: в них нет истины, смысла и больше похожи на облака в небе из-за своей
постоянной изменчивости. Потому – это бесплотная фантазия и ничего больше.
Вторая характеристика – иллюзорность. Все, что окружает нас
обман, иллюзия и не существует на самом деле. Количество образов колеса сансары
бесконечно, но все они не несут под собой никакой основы: возникая, они тут же
меняются.
Третий атрибут сансары – страдание. Его Гампона назвал самым
важным, но стоит отметить – буддисты в это слово вкладывают другой смысл,
нежели привыкли мы. Это не антипод слова «счастье», а любая активность ума,
нестабильность эмоций, все что порождает новые эмоции и переживания. Для
буддистов антиподом страдания в их понимании будет спокойствие, невозмутимость,
умиротворение. При этом эйфория и чувство удовольствия должны
отсутствовать. Именно потому привычная
нам обыденная жизнь и называется страданием – наполненная эмоциями разного
толка, она даже близко не соответствует покою и душевному равновесию. Как
считал Гампона – даже любовь причиняет дискомфорт: мы боимся потерять объект
привязанности, испытаем негативные эмоции. Даже удовольствие окрашено в темные
тона.
Схема колеса сансары
Буддизм, в отличие от ведических текстов говорит, что живые
существа и целые миры возникают и умирают, действуя сообразно закону кармы.
Можно представить себе это движение сродни белочкам в колесе, которые постоянно
исчезают и появляются вновь без возможности покинуть колесо.
Цикл колеса называют Махакальпа, состоит она из 24 частей,
каждая делится на 20 кальп. Первая четверть поворота отвечает за создание мира,
вторая – за его стабильность, третья – за гибель, четвертая четверть – мир
становится невидимым — бардо, обрабатывается его общая карма и создается основа
для его нового возрождения. Иногда говорят «оборот колеса сансары» при смене
эпох, мироуправления, правителей.
Колесо сансары является основой буддистского учения о
перерождениях и учит как выйти из него. Это учение называется «Благородные
истины», всего их четыре. Создал их Будда Шакьямуни, когда достиг Просветления.
1. Дукха: страдания, боль — этими чувствами пронизана вся
жизнь.
2. Самудая: все страдания идут от желаний, которых много,
они бесконечны и неудовлетворимы.
3. Ниродха: чтобы перестать страдать нужно прекратить желать
4. Магга – чтобы получилось перестать желать, надо следовать
особому пути и применять соответствующие методики.
Уровни страданий в буддизме
- Телесное. Самая низшая ступень страданий – на физическом уровне (боль, недомогание, деменция и др.), а также на психологическом. Последнее заключается в несоответствии желаний и действительности – разочарование в жизни, недовольстве женой, работой, детьми, материальным положением;
- Страдание перемен. Всеохватывающее недовольство окружающим бытием, удовольствие, сменяющееся муками – сожаление о молодости в старости, муки об ушедшей любви, жалобы о погоде, погоня за деньгами;
- Всепронизывающее страдание. Самый глубокий уровень душевных мук, которые испытывают все существа. Терзание от самого бытия живым.
Галерея Сансара
Сансара в буддизме
Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала ее и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством.
Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.
Если индуизм относится к Сансаре достаточно нейтрально, представляя ее как существующее положение дел, с которым большинство вынуждено мириться, то в учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого – вырваться из «порочного круга», сформированного пороками.
Кармические действия, затягивающие человека в круг Сансары
Известно, что буддизм объясняет сансару как механизм причинно-следственной связи, контролируемый Законом Кармы. Это значит, что человек затягивается в сансару из-за своей плохой кармы. Причем, каждый поступок человека будет иметь свое отдельное последствие (за проступок – наказание, за доброе дело — награда), так как Закон Кармы не предполагает взаимозачет. То есть, здесь нельзя плюсовать и минусовать проступки и благие дела – за каждый поступок человек получает соответствующее следствие.
Также буддизм выделяет виды кармы:
- карма – это накопленные человеком благие деяния;
- акарма – это действия человека и без блага, и без греха. То есть человек и не прогрессирует, и не регрессирует. Нередко люди, действующие без своего желания и привязки, являются орудиями в руках Бога.
- викарма – это плохая карма, греховные деяния человека. Именно такой вид кармы и затягивает людей в сансару.
В связи с этим обозначаются десять благих и столько же неблагих поступков, которые накапливают соответствующую карму.
К неблагим поступкам относятся:
- согрешение телом (кража, убийство, насилие);
- согрешение речью (ложь, клевета, злословие, ссора, сплетни, грубость);
- согрешение умом (неистинные взгляды и убеждения, злые мысли, завидные жадные помыслы о чужом, привязанность к своему имуществу).
Закон кармы – вселенской справедливости
Понятие «колесо сансары» неразрывно связано с понятиями кармы – закона высшей вселенской справедливости и реинкарнации, перевоплощения из одной жизненной сущности в другую.
Каждое живое существо (не только человек, но и животные, и насекомые, и растения) имеет два тела: телесное или физическое, смертное и духовное, бестелесное, бессмертное. Согласно этому закону все живое переходит из одного воплощения в другое, отрабатывая определенные умения, выполняя наложенную на него высшими силами миссию, после этого покидает свое физическое тело и уходит в иной мир, чтобы вернуться в новом воплощении с новым заданием.
О понятии реинкарнация ведется много рассуждений в индуизме – национальной религии Древней Индии. Буддизм развивался на основе индуизма, но развил и дополнил учение о сансаре понятиями кармы и раскрытием возможностей выхода из бесконечного вращения колеса судьбы.