Дзен-буддизм
Традиция дзен основана на непосредственном восприятии природы реальности и не связана с изучением письменного наследия буддизма. Термин «карма» вообще связывают именно с дурными поступками, и только человеческие существа имеют карму. Все остальные действуют в соответствии с естественными законами, но только люди могут осознавать собственные желания, планировать, рассчитывать и создавать себя и свои поступки. Страдания возникают вследствие осознания бремени кармы, но они являются духовной привилегией человечества, заключающей в себе свободу подняться выше кармы. Однако, если карма есть сама жизнь человека и нет другого пути избавления от нее, кроме самоуничтожения, то освобождение представляется невозможным. Противоречие кармы должно быть разрешено вступлением в сферу отсутствия кармы, которая начинается при осознании кармы как основы всякой человеческой деятельности. Понимание этого указывает на путь к освобождению: карма сливается с отсутствием кармы и отсутствие кармы — с кармой.
Сознание кармы всегда связано с внутренним побуждением, ведь именно отсутствие кармы так упорно прорывается в область кармы, вызывая в обычном человеке тягостное сознание кармы. Молитва выражает кармически обусловленное устремление выйти за пределы кармы, поэтому она представляет собой еще одну форму противоречия. Только человек пользуется молитвой, чувствуя, что он не способен подняться выше самого себя, хотя страстно этого желает. Карма и есть само действие. Мастер дзен Банкэй, живший в период расцвета японской культуры в XVII в., объяснял своим ученикам: «Вор может оправдываться тем, будто бы у него плохая карма и он сам не может с этим справиться, не может удержаться от воровства из-за своей плохой кармы. Но он забывает о своих желаниях, которые укоренили в нем эту привычку. Крадет он не из-за кармы — само воровство и есть карма. Неправда, что он не может остановиться. Если бы он ничего не крал, у него не было бы причин воровать».
В современных интерпретациях механизм работы кармы объясняется преимущественно в терминах психоанализа. Так, в крийя-йоге считается, что влияния действий в настоящей жизни остаются запечатленными в подсознании, а те, которые перенесены из прошлых жизней, скрыты в сверхсознании. Но такие следы не остаются в подсознании или сверхсознании, если действия не идентифицированы с желаниями. Тендзин Вангьял Ринпоче, лама тибетской традиции Бон, проживающий в США, указывает, что первичная причина нашего несчастья — это врожденное неведение и проистекающее от него желание, чтобы все было не таким, как оно есть. Любая реакция на любую ситуацию — внешнюю или внутреннюю, наяву или во сне, — которая коренится во влечении или неприязни, оставляет в сознании след, который диктует дальнейшие реакции и т. д. Это и есть бесконечный круговорот действий и реакций.
Наука и религия о карме
Отвергая возможность реинкарнации, такие религии, как христианство, ислам, иудаизм отказываются признавать и существование кармы. Но в науке кармические законы находят свое подтверждение.
Законы физики
Открытия в атомной физике и квантовой механике свидетельствуют о том, что мироздание не состоит из неких фундаментальных «кирпичиков», а строится исключительно на основе взаимных отношений и внутренней связанности. Закон квантового единства, закон бутстрапа подтверждают существование причинно-следственной связи.
Значение кармы в индуизме
В индуизме кармические проявления могут быть хаотичными. Счастье и горе распределены неравномерно в рамках 1 воплощения. На это влияют все поступки человека, даже неосознанные. За добрые дела добром и воздается, зло возвращается злом.
Значимость в буддизме
По мнению буддистов, только осознанные поступки человека могут влиять на его судьбу, а значит, человек сам несет ответственность за события своей жизни.
Как очистить карму самостоятельно? Отработка кармы
Как прокачать карму?
Очень важно не бояться того, что вам предначертано судьбой, и смотреть все периоды жизни в натальной карте, даже если они кажутся негативными. Абсолютно все можно проработать с помощью определенных действий, чтобы сделать предстоящее событие наименее пагубным для вас
Это намного лучше, чем жить в неведении и получить не очень хороший результат.
Именно поэтому важно самостоятельно изучать астрологию. Этому мы учим в нашем Институте: не только теории и составлению личного гороскопа, но и различным методикам коррекции судьбы и рекомендациям по работе с кармой
Для этого мы предлагаем нашим ученикам участие в таких проектах, как «Сева – пища мира» и «Кармадел».
Если вы хотите подробнее узнать о нашем Институте и обучении, а также получить в подарок пособие по улучшению кармы, обязательно регистрируйтесь на наш бесплатный вебинар по астрологии по этой ссылке. Мы онлайн составим вашу натальную карту и вместе разберем сферу отношений, здоровья и финансов.
Интересует обучение астрологии для начинающих и получение новой профессии? Начните изучать ведическую астрологию уже сейчас! В институте «Лакшми-Амея» вы получите знания, которые помогут вам улучшить вашу жизнь и жизнь ваших близких. Астрология — обучение самостоятельно не даст вам того, что вы получите, обучаясь у опытных наставников. Наши преподаватели — потомственные астрологи, Гуру из Индии с большим опытом, имеющие ученую степень в астрологии. Мы даем вам знания и практику, учим созданию личного бренда, рассказываем, как продвигать себя на рынке, помогаем найти первых клиентов и изменить свою жизнь. Мы даем не только обучение астрологии онлайн, но и другим ведическим наукам: хиромантии, нумерологии, аюрведе.
Наши ученики имеют возможность принимать участие в различных активностях, офлайн-встречах, конференциях и других проектах Института: Офлайн-конференции и встречи с преподавателями, Духовный тур в Индию, Астроклиника, Сева – пища мира, Кармадел, Астробитва.
Пройдя обучение в Лакшми-Амея вы получите:
ЗНАНИЯ ИЗ 3 НАУК: Лакшми — единственный онлайн-институт, который объединяет знания 3 наук (астрология, нумерология, хиромантия) и изучает личность комплексно.
ПРОФЕССИЮ С ДОХОДОМ от 100 000 В МЕСЯЦ: Всего 1 консультация в день за 3 500 руб принесет вам 105 000 в месяц! При этом вы сможете жить в любом месте и работать удаленно.
ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ: 100% наших учеников меняют свою жизнь к лучшему после курса — в сфере финансов, личной жизни, здоровья и семьи.
ШАНС ПОМОЧЬ БЛИЗКИМ: Защитите близких от возможных угроз, позаботьтесь о детях, помогите мужу прийти к достатку с помощью полученных знаний
первые 3 месяца — вы начинаете платить только с 4-го месяца, когда уже сможете зарабатывать на консультациях и этим оплачивать обучение ведической астрологии в Институте «Лакшми-Амея».
Присоединяйтесь к нам! Добавляйте номер основателя Института, Сергея, в Whatsapp себе в контакты по этой ссылке и добавляйтесь к нему в друзья . Пишите ему в личные сообщения кодовое слово «ЛАКШМИ БЛОГ», чтобы узнать больше и получить в подарок пособие по составлению персонального гороскопа.
Наука и религия о карме
Отвергая возможность реинкарнации, такие религии, как христианство, ислам, иудаизм отказываются признавать и существование кармы. Но в науке кармические законы находят свое подтверждение.
Законы физики
Открытия в атомной физике и квантовой механике свидетельствуют о том, что мироздание не состоит из неких фундаментальных «кирпичиков», а строится исключительно на основе взаимных отношений и внутренней связанности. Закон квантового единства, закон бутстрапа подтверждают существование причинно-следственной связи.
Значение кармы в индуизме
В индуизме кармические проявления могут быть хаотичными. Счастье и горе распределены неравномерно в рамках 1 воплощения. На это влияют все поступки человека, даже неосознанные. За добрые дела добром и воздается, зло возвращается злом.
Значимость в буддизме
По мнению буддистов, только осознанные поступки человека могут влиять на его судьбу, а значит, человек сам несет ответственность за события своей жизни.
Неизбежны ли результаты кармы?
Некоторые буддийские школы и учителя предостерегают нас, что мы неизбежно пожнем плоды нашей кармы, но это оказывается не тем, чему учил Будда. Например, в Санкха-сутте Будда говорит, что мы не обязательно переживаем результаты прошлых действий, и рассказывает, как мы очищаем нашу негативную карму – или, по крайней мере, ту, которая не слишком тяжела. Он говорит, что простые угрызения совести и сожаления бесполезны и что никто не сможет нам помочь избавиться от нашей кармы за нас. Но если мы твердо решили не действовать неискусно в будущем и наполнили сердце меттой, состраданием и другими положительными эмоциями, посылая любовь и пожелания добра ко всем живым существам во все направления – если мы делаем последний этап практики метта-бхаваны все время и в любом месте, тогда «любой поступок, совершенный на ограниченном уровне, более не существует».
Как работает карма?
Законы кармы строятся на причинах поступков и их последствиях. Согласно Упанишадам, закон кармы описывает деятельность живых существ, которая приводит к определенным последствиям. Эти действия можно сравнить с голосом и эхом. Голос звучит какой-то промежуток времени, а его эхо «возвращается» к человеку с определенной «отсрочкой».
Главной причиной кармы в Ведах принято считать невежество, вернее, незнание закономерностей, согласно которым и работает этот важнейший кармический закон. Именно поэтому так много людей живут несчастливо, их постоянно настигают проблемы и неудачи в жизни.
Многие слышали о таком явлении, как мгновенная карма, когда человека незамедлительно настигают последствия его поступка. По этому поводу есть разные мнения, но в Ведах такое понятие не выделяют. Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда какие-либо негативные события как будто обрушиваются ни с того, ни с сего. Именно так работает одна из разновидностей кармы – «семена» прошлых поступков дали свои закономерные «всходы». Просто масштабы и длительность кармического периода могут быть очень большими, именно поэтому мы и не видим связей между актуальными событиями и своими поступками в прошлом.
Механизм действия кармы чрезвычайно сложный, многоуровневый и тонкий. Согласно мнению древних мудрецов, он включает в себя различные факторы, а именно:
- Состояние ума человека;
- Уровень энергии;
- Воля личности;
- Намерения других людей (существ);
- Время;
- Внешние обстоятельства;
- Закономерность времени.
Поиск ответа на вопрос «Что такое карма?», осознание роли этого универсального механизма в устройстве Вселенной – это основные темы ведической и буддийской философии
Не зря Веды обращают наше внимание на важность преодоления закона кармы, как попытку вырваться из сетей причинно-следственных связей. Этот путь — важная часть духовной практики, направленной на благо всех живых существ
Но как преодолеть закон кармы, спросите вы? Ведь живое существо не может полностью отказаться от любой деятельности! Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, важно обратить внимание на такие важные философские понятия, как «акарма» и «викарма». Деятельность, которую мы совершаем, руководствуясь корыстными побуждениями, крайне опасна. Ее результат – это накопление грехов
Подобный вид деятельности называют «викармой». Если же человек посвящает себя саморазвитию, духовному росту, ищет возможность постичь душу и найти путь к Богу, то такая деятельность носит название «акарма». У нее нет никаких материальных последствий, ни позитивных, ни негативных, зато есть духовные блага, следовательно – это одна из эффективных методик, как очистить карму.
Ее результат – это накопление грехов. Подобный вид деятельности называют «викармой». Если же человек посвящает себя саморазвитию, духовному росту, ищет возможность постичь душу и найти путь к Богу, то такая деятельность носит название «акарма». У нее нет никаких материальных последствий, ни позитивных, ни негативных, зато есть духовные блага, следовательно – это одна из эффективных методик, как очистить карму.
Деятельность, которую мы совершаем, руководствуясь корыстными побуждениями, крайне опасна. Ее результат – это накопление грехов. Подобный вид деятельности называют «викармой». Если же человек посвящает себя саморазвитию, духовному росту, ищет возможность постичь душу и найти путь к Богу, то такая деятельность носит название «акарма». У нее нет никаких материальных последствий, ни позитивных, ни негативных, зато есть духовные блага, следовательно – это одна из эффективных методик, как очистить карму.
Как законы кармы влияют на живое существо?
Карма – совокупность прошлых поступков живого существа, которые предопределяют большую часть жизни, начиная от рождения с определенным характеров, заканчивая событиями, которые неизбежно происходят, но на которые никак не повлиять. Законы кармы служат для пояснения того, что является правильным, а что недопустимым, вознаграждая живое существо за правильные поступки исполнением желаний, то есть счастьем, и наказывая за недопустимые и порочные поступки страданиями.
Карма обуславливает живое существо либо наслаждениями, либо страданиями, в зависимости от того, являются ли прошлые поступки правильными или неправильными. Понятие правильного и неправильного заложено в живом существе изначально, но из-за дурного влияния, неправильного воспитания, нужды или сильного влияния вожделения, человек переубеждается и приобретает соответствующую парадигму. Доказательством того, что живому существу изначально присуще ощущение правильности является наличие совести, которая воплощает закон нравственности внутри человека. Под влиянием сильных желаний, страха или чего-либо ещё, совесть заглушается, однако изначально каждый её ощущает. Вина и стыд также являются механизмами, которые отражают наличие у живого существа естественного ощущения правильности. Если брать более простые примеры, то человеку свойственно кормить животных, гладить их, помогать другим, а в случае совершения неправильных поступков стараться оправдывать их так или иначе, стараясь заглушить совесть. Законы кармы универсальны и действует на каждого человека вне зависимости от культуры и убеждений.
Четыре силы действия колеса сансары
Первопричина бесконечного вращения в колесе сансары – человеческие действия. Люди полностью отвечает за свою судьбу, счастье, жизнь. Есть четыре силы, помогающие выйти из колеса Сансары:
- опора на три драгоценности: учение Будды, стремление к бодхичитте (просветлению), сангху;
- раскаяние;
- чтение мантр;
- установка не повторять содеянное.
Первая опора подразумевает глубокое изучение и принятие основных законов буддизма. Трансформацию себя. Будда есть в каждом из нас, это просветленный ум, находящийся под гнетом наших неверных представлений, омрачений. Учение Будды (Дхарма) – истина об устройстве мира.
Сангху – сообщество духовных единомышленников. Нелегко бросить курить, если человек постоянно находится в компании курящих друзей или команды по работе. Но если он попадет в среду, где отказ от курения – норма, и люди знают, чем себя занять без этой пагубной привычки, то завязать с сигаретами будет гораздо легче. На пути добродетели компания единомышленников способна поддержать, подсказать и направить. А если в ней найдется добрый лидер, прошедший уже по этому пути, то он сможет грамотно направить, объяснить и подсказать. Сами участники, подсказывая и поддерживая друг друга совершают благие действия. А если бы все действовали по одиночке, такая возможность была бы не реализована.
Вторая сила – раскаяние, должно быть осознанным и искренним. Это не терпит суеты и спешки. Дорасти до осознания некоторых ошибок получается далеко не сразу.
Мантра – стих, слова, звуки, посвященные одному из богов. Она помогает расслабится, освободится от лишних дум, заряжает энергией. Правильно произнесенная мантра излучает космическую энергию, влияет на тело и ум. Это мощная звуковая вибрация.
Для очищения кармы подходят следующие мантры:
- Ваджрасаттве;
- Махамритьюнджая;
- «Ом ма нэп ад мэ хум»;
- Мула мантра;
- Гаятри.
Чтение мантр должно быть регулярными. Начинать повтор лучше с семи раз в день, доводя постепенно до сакрального числа сто восемь.
Чтобы воспользоваться последней силой требуется огромная сила воли и мужество признать свои ошибки. Плохие поступки легко входят в привычку. Чтобы избавится от нее, нужно завести новую позитивную привычку.
Типы кармы
Традиционно говорится о четырех типах кармы, когда дело доходит до определения, каково будет наше перерождение. Они перечисляются в порядке убывающей значимости.
Первая и самая важная – весомая карма. Она проистекает из «весомых» поступков, которые оказывают решающее воздействие на нас и других и ассоциируется с мощными эмоциями. Такие действия оказывают сильное и долговременное влияние на ум человека, который их совершает. Один из примеров весомой кармы – это убийство: несомненно, такой поступок произведет на наши эмоции и состояния ума сильный эффект, который будет длиться очень долгое время. С положительной точки зрения, другая весомая карма – это медитация: действительная практика медитации устанавливает сильный позитивный поток в уме и оказывает значительное влияние на наш будущий опыт.
Второй тип кармы – «приближенная к смерти карма». «Приближенная к смерти» означает, что мы «близко к смерти», и это относится к поступкам, совершаемым телом, речью и умом, когда мы на пороге смерти. Поскольку такие поступки все еще будут отдаваться эхом в уме, когда мы переходим из одной жизни в другую, считается, что они в значительной мере определяют наше перерождение.
Привычная карма производится, когда мы делаем что-то регулярно, снова и снова, так что это оставляет глубокий след в нашем существе. Даже относительно незначительные искусные или неискусные действия могут обладать сильным эффектом, если они привычны. Маленькие привязанности, маленькие неправды, маленькие беспокойные мысли или, с другой стороны, регулярные незначительные щедрые действия обладают воздействием, которое иногда сравнивают с капающей водой. Каждая капля в отдельности незначительна, но со временем накопительный эффект наполняет большой, тяжелый сосуд кармы.
Последний и наименее важный тип кармы – это остаточная карма, все, что не подходит под первые три категории
Остаточная карма меньше влияет на наше перерождение и становится важной только в отсутствие первых трех типов
Если мы главным образом заинтересованы в последствиях кармы в этой жизни, мы все равно можем сделать некоторые выводы из этой классификации: действия, слова и мысли, которые произведут наибольший кармический эффект, это те, которые обладают самыми весомыми последствиями, те, где вовлечены самые интенсивные эмоции, и те, которые повторяются регулярно снова и снова, так что становятся частью структуры нашей жизни.
Заблуждения насчет кармы
Буддийский закон кармы часто понимается неверно. Особенно часто его путают с индуистским пониманием кармы, которое отличается во многих важных вещах. В нескольких случаях Будда указывал, что это непонимание может причинить вред нашему духовному развитию.
Например, индуисты, равно как и многие тибетские буддисты, принимают воззрение, согласно которому все наши переживания, хорошие или плохие, это результат нашей прошлой кармы (буддизм попал в Тибет поздно, и к тому времени на него оказали сильное влияние индуистские идеи). Это воззрение на закон кармы может привести к выводу, что любой, кто, так или иначе, страдает – от социальной несправедливости, эксплуатации, катастроф, болезней и прочего – каким-то образом вызвал это сам своими прошлыми действиями. Это может привести к недостатку сострадания и провалу попыток исправить социальные пороки, такие, как бедствие неприкасаемости, в силу которого некоторые люди приговорены к жизни в нищете и эксплуатации из-за своей касты, которая считается заслуженным результатом их прошлой кармы. Это может также привести к фатализму и апатии: мы можем ничего не делать для того, чтобы улучшить нашу ситуацию, если мы думаем, что заслужили ее, потому что это «наша карма».
Будда отрицал представление о том, что все наши переживания являются результатом прошлой кармы, прокладывая тем самым путь пяти ниямам. К примеру, в «Молияшивака-сутте» он категорически утверждает, что воззрение, согласно которому все страдания и удовольствия являются результатом прошлой кармы, ложно, и называет некоторые другие причины, среди которых – болезни и влияние окружающей среды. Тот же вопрос затрагивается в «Вопросах царя Милинды»:
«Кто бы ни говорил, что «камма единственно подавляет существ… неправ. Невежественные заходят слишком далеко, когда говорят, что все, что переживается, производится плодами каммы».
Один учитель предположил, что, когда происходит что-то плохое с кем-то еще, нам никогда не стоит думать, что это из-за их кармы, но когда что-то плохое случается с нами, мы всегда должны думать, что это результат наших прошлых действий – так мы избегаем потери сострадания с одной стороны и жалоб, враждебности и упреков – с другой.
Пять ниям
Более поздние комментаторы учения Будды выделяли внутри пратитьясамутпады пять направлений, пять типов процессов, действующих внутри общего потока обусловленного возникновения. В последних работах Сангхаракшиты эти пять ниям обрели новое значение как способ прояснения нашего видения духовной жизни. Эти пять ниям в новой интерпретации Сангхаракшиты таковы:
1/ Неорганические физические процессы (уту-нияма на пали);
2/ Органические биологические процессы (биджа-нияма на пали);
3/ Когнитивные, перцептивные, инстинктивные и психологические процессы (мано-нияма на пали);
4/ Процессы, возникающие в результате нравственных и безнравственных действий (камма-нияма на пали, карма-нияма на санскрите);
5/ Восходящий порядок обусловленности, в ходе которого высшие состояния существования разворачиваются спонтанно, ведя к еще более высоким состояниям (дхамма-нияма на пали, дхарма-нияма на санскрите).
Первые три из этих ниям не должны занимать нас здесь, но некоторое понимание процессов карма-ниямы и дхарма-ниямы (и вера в них) первостепенно для духовной жизни буддиста. Каким бы интересным мы ни находили взаимозависимого возникновение с философской точки зрения, цель Будды при проповеди ему заключалась не столько в попытках словесно описать природу реальности, сколько в содействии в следовании пути роста и развития, который позволит нам самим непосредственно узреть природу реальности. В раннебуддийских писания пратитьясамутпада главным образом рассматривалась как описание нашего развития в качестве духовных существ, и Будда сосредоточивался на таком аспекте взаимозависимого возникновения, как закон кармы. Карма означает действие. По сути, закон дхармы говорит нам, что то, как мы решаем действовать, говорить и мыслить, оказывает мощное влияние на то, каким человеком мы станем в будущем, и, следовательно, на восприятие нами окружающего мира. Чтобы развиваться в направлении Просветления, мы должны сознательно использовать закон кармы для поднятия к высшим состояниям и одновременно открываться процессам дхарма-ниямы, которые могут показаться нам влиянием «запредельности».
Кармические отношения между людьми
Кармические отношения — это связь, которая возникает между людьми, когда они взаимодействуют друг с другом.
Чем теснее и активнее коммуникация, тем прочнее связь, которая проходит через все воплощения.
Главным условием возникновения таких связей являются эмоции и чувства, которые проявляются при взаимодействии. Эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.
Иногда отрицательные связи могут быть даже сильнее, чем положительные. Ненавидящие друг друга люди будут притягиваться снова и снова до тех пор, пока конфликт между ними не разрешится.
Какие есть виды
Исцеляющие отношения — это наиболее благоприятный вид кармической связи. Если в прошлых воплощениях люди любили друг друга, то и в этой жизни их встреча предопределена, а союз полон гармонии и любви.
Разрушающие кармические отношения возникают, когда есть необходимость связать 2 людей для решения задач, которые не были решены в прошлых жизнях. Как только они разрешатся, люди расстанутся, чтобы не встретиться уже никогда.
Брак по карме
В брак по карме люди вступают, если они уже пересекались в прошлых жизнях. Их могут связывать как большая любовь, так и кармические долги. Это может означать, что в прошлых жизнях супруги могли быть близкими друзьями или заклятыми врагами, родителями или детьми.
Одной из причин одиночества человека может быть то, что его партнер по кармической связи еще не воплотился, а остался на тонких планах.