Принципы источниковедения, использованные при переводе
Одним из основополагающих принципов источниковедения, использованных в работе над данным переводом, является принцип, разработанный во второй половине 20-го века (70-е годы) выдающимся историком-источниковедом И.Д. Ковальченко, — рассмотрение источника с теоретико-информационной позиции. Это значит, что «создание любого источника представляет собой процесс, в котором взаимодействуют объект (проявление независимой от творца источника действительности) и субъект (творец источника, фиксирующий для своих целей информацию об объекте). Результат отражения субъектом объекта — информация — одновременно и объективна, и субъективна» .
Как писал И.Д. Ковальченко применительно к ситуации непосредственного прочтения исторического источника, историческое знание «является дважды субъективизированным отражением. Первый уровень субъективации имеет место при фиксировании исторической действительности той или иной эпохи творцами исторических источников, второй уровень связан с восприятием этой действительности историком на основе исторических источников» .
Однако, применяя этот подход к трактовке «Махапаринир-вана-сутры» в качестве исторического текстуального источника, обнаруживаем, что от момента первоначального создания этого махаянского текста и прослеживая его трансформации до его настоящего перевода на русский язык, приходится не раз применять «дважды субъективизированное отражение», — см. диаграмму.
С точки зрения информационного подхода схема передачи любого сообщения по каналу дальней связи (а именно с такой ситуацией соотносятся переводы древних рукописных или печатных письменных источников) обязательно содержит пять элементов: 1) источник информации; 2) передатчик; 3) канал связи; 4) приемник; 5) адресат сообщения.
«Избирательно отражая и фиксируя информацию об объекте действительности, субъект выполняет функцию источника и передатчика одновременно. Он создает исторический источник -носитель социальной информации. Эта информация, с одной стороны, опосредованно (через сознание субъекта, творца источника) отражает объект, а с другой — непосредственно характеризует своего создателя, прежде всего, его цели и методы отражения действительности.».
Как правило, в качестве канала связи в источниковедении выступают архивы, книгохранилища, библиотеки, частные и публичные коллекции, выставки. Конечно, при передаче фиксированного и ограниченного объема информации сам субъект=источник может выполнять функцию канала передачи информации, например, в виде устного сообщения.
«При передаче сообщения во времени субъект может стать его получателем в той степени, в какой сведения источника содержат выраженную для него информацию. В этом случае субъект — историк выполняет функцию приемника и получателя информации одновременно, изначально не являясь адресатом сообщения. Поэтому схема передачи социальной информации об исторической действительности включает три элемента: создатель источника — исторический источник — историк.»
Как правило, задачи, решаемые историком, включают реставрацию особенностей социальной действительности, в рамках которой были созданы те или иные исторические источники, по информации, несомой в этих источниках.
Задача, решаемая переводчиком древних текстов, заключается несколько в ином, а именно, учитывая знания особенностей социальной действительности на разных этапах трансляции письменного источника, добиваться наибольшей адекватности и достоверности переводимых текстов. Эта задача явно усложняется в условиях действия «помех в канале связи», то есть когда происходит многократный перевод одного исторического источника на разные языки. Основой факторов, создающих эти помехи, являются разные культурные традиции, идеологические установки и т.д., оказывающие влияние на субъекты перевода. Например, см. таблицы на стр. 29 данной диссертации.
Рождение и жизнь Будды
При рождении принц получил имя Сиддхартха Гаутама
Еще при рождении было предсказано, что он станет либо Могущественным Царем, либо отшельником и монахом. Естественно, что второй вариант не устраивал его родных и потому Сиддхартху держали в полной роскоши, и он даже успел жениться и у него родился сын Рахула. Жену звали Яшодхара, и всем уже казалось, что на этом все и закончится.
Но все же, случилось то, что и было предсказано. На прогулках принца сопровождал его возничий и слуга Чанна. И когда юный Сиддхартха повстречал больного человека, а также старика, мертвеца и аскета – то Чанне пришлось объяснять значение этих событий.
Поскольку Будда и в прошлых жизнях вел практику осознания непостоянства и страданий – это привело его к выводу, что нужно с этим что-то делать. Поэтому тайно, с помощью своего слуги Будда покинул свою семью и королевство.
Первые Учителя Будды и аскеза
Странствуя, как отшельник и искатель, Сиддхартха сначала обучался у двух Учителей – Каламы и Рамапутры, которые обучили его концентрации и медитации.
И все же достижение медитативных состояний не удовлетворило его – это было лишь временное избавление от страданий, состояние покоя и блаженства — это еще не полное постижение Истины.
Тогда оставив своих Учителей, вместе с 5 такими же искателями он начал суровую практику аскетизма. Днем было очень жарко, но они выходили на открытое пространство, где их жгло солнце, а ночью уходили в джунгли, где было очень холодно.
К тому же, приходилось есть что попало, да и хищных животных и ядовитых тварей тоже хватало. Через 6 лет постоянной аскезы Будде становилось ясно, что данный путь лишь изнуряет и истощает человека, но не дает просветления.
Как произошло пробуждение или Просветление Будды
Гаутама оставляет своих спутников аскетов и продолжает путь в одиночку. Недалеко от одной из деревень он падает на дороге от истощения. Проходящая по этой же дороге маленькая девочка по имени Суджату несла рис и молоко и конечно она поделилась с лежащим от истощения человеком.
Получив свежие силы, Будда садится под дерево Бодхи и погружается в продолжительную медитацию и самадхи. Так в возрасте 35 лет принц Сиддхартха достиг полного и совершенного Пробуждения и состояния Будды.
В поздние время его стали называть Будда Шакьямуни или Божественный Мудрец из рода Шакьев, а местность где обретено просветленное состояние получило название в поздние времена Бодхгайя.
Эго и путь к нирване
Нирвана – это потеря личности с её мыслями, желаниями, чувствами. Поэтому собственно душа не способна достичь нирваны. На этом пути её ждёт смерть. И только затем происходит преобразование человека в личность более высокого порядка – само бытие. Это так называемый процесс просветления, свобода от приземленных склонностей и страстей.
Что способствует продвижению к нирване? Следует осознавать ограниченность человеческого опыта и восприятия, знаний, суждений, представлений, полученных в процессе жизни, засоряющих духовное начало.
Нирвана – это отрешенность от материальных ценностей, состояние радости и самодостаточности, подтверждающее свою способность без них обойтись. По мере того, как профессиональные достижения, статус, отличия, общественное мнение, выделяющие личность среди людей, становятся второстепенными, ослабевает и эго. В момент, когда исчезают надежды и стремления, связанные с местом эго в материальном мире, наступает просветление, или рождение заново.
Паринирвана исторического Будды
Паринирвана исторического Будды в 10 — й Кармапа , XVII — го века
Два текста описывает Паринирван исторический Будды: в Махапариниббана Sutta из Пали канона , и махапаринирвана Сутра Махаяны.
Паринирвана из Шакьямуни Будды составляет двенадцатый и последний из актов своей земной жизни, которая традиционно проходила следующим образом :
В сезон дождей, в день своего восьмидесятилетия, Будда смертельно заболел. Вскоре после этого он дал ученикам свою последнюю знаменательную проповедь «Тридцать семь крыльев пробуждения». Передав свои учения собранию, Пробужденный отправился в направлении Вайшали . Когда он дал монахам Три наставления ( шила «нравственность», самадхи «сосредоточение» и праджня «мудрость»), земля содрогнулась, указывая на то, что он скоро перейдет в паринирвану.
Затем Будда отправился в Кушинагару и построил сиденье между двумя деревьями сала. Затем, повернувшись спиной к северу, он лег на правый бок. Собираясь войти в нирвану, он дал своим ученикам последние наставления, например, о внимательности и трех признаках существования. Закончив то, что он должен был сказать, он погрузился в четыре степени медитации, достигнув кульминации в конечном и невыразимом состоянии нирваны .
Нирвана — цель или неизбежность?
Из всей буддистской теории о нирване можно сделать вывод, что после того как человек выходит из Сансары, ему просто некуда деваться. Поэтому после освобождения из Великого Колеса дорога одна — в нирвану. Поэтому смысла хотеть в нее попасть как такового нет. Ведь рано или поздно в нирване должен оказаться каждый. И это несмотря на то, что некоторым понадобится довольно много времени, чтобы получить возможность покинуть Сансару.
Также не имеет смысла и желание понять, что представляет собой нирвана. Ведь можно будет все прочувствовать, когда уже попадешь в нее. А стремление узнать о ней как можно больше является проявлением смятения и препятствует пришествию просветления.
Понятие в буддизме
Нирвана – термин неоднозначный, но при этом ключевой в буддийской философии. Это то, к чему стремится каждый буддист, будь он мирянином или монахом, это главная цель, пункт назначения на тропе Будды.
Даже сам Великий Учитель не давал четкого определения этого понятия. Он говорил, будто в нирване отсутствует мысленный поток, переживания, страхи. Каждое течение буддистской мысли привносит свою крупицу знаний в понимание нирваны, а нередко совершенно по-разному трактует ее.
Для начала обратимся к этимологии слова, которое имеет санскритские корни:
- «нир» – буквально означает частицу «не», отрицание;
- «вана» – переход, перетекание из жизни в жизнь.
Соединив две составные части одного слова, можно расшифровать значение: отрицание перехода из одной жизни в другую. Это значит конец череды перерождений, угасание пламени реинкарнаций, остановка во вращении колеса сансары.
Причина тому – прекращение страданий, вызываемых страстями, желаниями, страхами, привязанностями.
Можно выделить несколько определений, как подобное состояние определяет буддийское учение:
- освобождение от желаний, привязанностей, а значит – страданий;
- прекращение череды перерождений;
- состояние сознания, когда оно обретает абсолютный покой;
- главная цель в раннем буддизме и среди буддистов тхеравадинского толка.
Буддологи не прекращают вести полемику на тему того, какое же из определений считать правильным. Но они сходятся в одном – в состоянии нирваны эмоциональный аспект и ощущения отбрасываются, а разум обретает покой.
Будда завещал, что от страданий можно избавиться – и тогда разрушатся причинно-следственные законы бытия, кармическая связь прекратит свое существование.
Тема нирваны, без сомнения, затрагивается в священных писаниях. Так, Палийский канон содержит «Махапаринибатта сутта», что значит «сутра о великом переходе в состояние ниббаны». Здесь ее называют не иначе как «блаженная», «лишенная привязанностей», «свободная».
Сутта-питака говорит об уме, которому удалось освободиться, очиститься от привязанностей. Нирвана – это своего рода освобождение от собственного эго, ведь отвергаются все мысли, ощущения, страсти личности.
Когда ослабевают узы, связывающие с материальным миром, желанием денег, власти, богатств, зависимостью от других людей, мнением окружающих, статусом в обществе, тогда все ближе становится возможность достижения просветления. Но до этого – еще долгий путь.
Правильное питание по-тибетски: завтрак
В утреннее время наш организм еще не полностью пробужден. Желудочно-кишечный тракт функционирует далеко не на полную силу, он всё еще вялый после сна. Это так называемый период слизи, когда следует активизироваться и зарядиться энергией на весь последующий день. Именно в процессе завтрака, с точки зрения восточной практики, люди совершают ряд ошибок относительно своего питания. Это имеет влияние на метаболизм, провоцирует появление лишнего веса, вздутия и отечности.
Сейчас будьте готовы к тому, что прочитаете. Это может полностью изменить ваше мировоззрение. Потому что на всё то, что Запад привык считать правильным, у тибетских монахов есть иная точка зрения, причем она легко доказуемая наукой.
Происхождение буддийских сутр
Впервые сутры были записаны на первом буддийском соборе в составе Трипитаки – трёх корзин: Сутра-питака, Виная и Абхидхарма. Это название закрепилось вследствие того, что записи были начертаны на пальмовых листьях и складывались в большие корзины.
При жизни Будды Шакьямуни не было необходимости систематизировать Учение или предписания, поскольку всегда можно было обратиться к «первоисточнику». Однако после ухода Будды в паринирвану, его учения стали трактовать по-разному, а правила поведения в монашеской общине упразднять по своему усмотрению. Поэтому для сохранения Дхармы и Винаи – свода предписаний для монахов, был созван совет мудрейших учителей, достигших архатства – полного освобождения от омрачений, достигших просветления.
На этом собрании все, когда-либо услышанные учения Победоносного, его разговоры с учениками изложил Ананда – один из главных учеников Будды. Ананда был личным помощником Будды и почти всегда находился рядом с ним, к тому же он обладал феноменальной памятью, позволившей ему досконально изложить учение. Поэтому все сутры начинаются со слов: «Так я слышал».
Часть буддийских сутр была сокрыта для того, чтобы в нужное время тертоны – открыватели кладов – смогли их обнаружить и записать в доступном для людей виде. Так праджня-парамита была найдена во дворце царя нагов (чудесные змеи) великим философом Нагарджуной.
Что такое Самадхи?
Самадхи это определенное состояние которое возникает вследствие концентрации или слияния с внешними объектами, оно часто ассоциируется с просветлением.
Существуют различные виды Самадхи: например, с частичной остановкой сердца и дыхания, и с полной их физической остановкой.
Когда человек погружается вовнутрь, его чувства и связанный с ним ум престают работать, но человек не умирает, поскольку существуют более глубокие слои сознания, наполненные светом и блаженством.
Состояние Нирваны – это полное прекращение желаний и страданий этого мира.
Каким бывает самадхи?
Иногда Самадхи называют духовным состоянием сознания и делят на 3 уровня.
Самый первый – это Савикальпа Самадхи, в котором понятия о времени и пространстве иные, чем в обычном состоянии. Обычно у нас много планов и желаний, а в этом состоянии существует идея завершенности всего. Мысли и идеи на вас не влияют.
Затем идет Нирвикальпа Самадхи – здесь огромное блаженство и вы являетесь этим блаженством, покрывающим всю вселенную.
Сахаджа Самадхи – полное слияние со своей сутью и совершенное Пробуждение.
Основные буддийские сутры
Сутр насчитывается огромное число, поскольку Учение не было единым для всех, а давалось в зависимости от качеств ума каждого живого существа.
Наиболее известны такие буддийские сутры, как Ланкаватара сутра, Сандхинирмочана сутра, Махапаринирвана сутра, Вималакирти нирдеша сутра и другие.
Однако квинтэссенция Учения Будды содержится в одной сутре – Саддхармапундарика-сутре, или Сутре о Цветка Лотоса Чудесной Дхармы. Это учение было произнесено Победоносным над горой Гридхракутой (гора Священного орла). В этой сутре указан путь к просветлению, доступный для всех живых существ, «хранилище самых глубоких тайн».
Конец существования
Паринирвана также называется в палийском каноне анупадишеша ниббана , «нирвана без остатка существования» или бхаваниродха , конец существования. Это окончательная победа над страданием ( духкха ) в соответствии с четырьмя благородными истинами .
Мы не должны верить (по крайней мере, с точки зрения Тхеравады ), что речь идет о каком-либо «состоянии», не говоря уже о любом выживании. Как объясняет теравадинский монах Аджан Брахмавамсо :
- « Что происходит после париниббаны? После полного исчезновения все знание (винняна, читта, манас) прекращается, как и все, что может быть познано ( намарупа ), а вместе с ними прекращаются все описания и слова. больше нечего сказать. Сказать, что нет даже «ничего», не имеет смысла, иначе можно истолковать «ничто» как «что-то» или «кто-то». «
Желание, чтобы нирвана или паринирвана была чем-то большим, чем прекращение, является следствием жажды ( Tṛṣna ) существования, ложной идеи «я» (атман), которая не была преодолена. В Коттхита Сутте Коттхита спрашивает Сарипутту, есть ли «что-нибудь еще после исчезновения без остатка шести чувств». Сарипутта отвечает, что это «усложнять то, что несложно», потому что это означает возвращение шести чувств (и, в частности, мысли) туда, где им больше нет места (поскольку они исчезли и исчезли).
Вегетарианство и различные направления буддизма
Сравнивая питание представителей разных буддийских направлений, можно сделать вывод, что более или менее последовательными вегетарианцами являются махаянцы.
В частности, в махаянской сутре Ланкаватара, строго предписывается соблюдать вегетарианскую практику:
- кушать рис,
- другие зерновые,
- бобовые,
- зеленные культуры,
- масло гхи,
- растительное масло,
- мёд и сахар.
Однако существуют и нюансы пищевого поведения. Например, махаянским буддистам нельзя приобрести себе мясной продукт или выбрать на рынке живую рыбу или другого обитателя водоёмов и заказать, чтобы его сварили или пожарили, но им не запрещается съесть одно из вышеперечисленных блюд на обеде у друга.
С документальной точки зрения в тхераваде убийство животных запрещено. Но если состояние здоровья послушника требует употребления мясного продукта, то он сможет съесть мяса ненасильственно умершего существа с большим количеством куркумы.Послушнику предписывается съесть его с закрытыми глазами.
Тхеравадинцы, отвергая кровопролитие и приветствуя практику вегетарианства, всё же мало соблюдают свои принципы. Они питаются тем, что подносят им местные жители. Однако в некоторых монастырях монахи едят лишь рис с овощами.
В ваджраянских школах, в том числе тибетских и японских, приветствуется вегетарианство, но оно неявляется непреложным условием практикования буддизма. Почему так произошло?
Потребление мяса и принесение живых существ в жертву в Стране Снегов настолько закоренелой добуддийской традицией, что ни призывы Падмасамбхавы и Шантаракшиты, проповедовавших тут в IX столетии, ни запрет на употребление монахами мяса, изданный тибетским правителем Трисонгом Деценом, не возымели действия.
Правитель Трисонг Децен
Когда властитель Лангдарма свёл к нулю присутствие буддизма в этих местах, вместе с ним исчезло и сообщество послушников, и в течение восьмидесяти лет никто не укреплял вегетарианские буддийские традиции. А прибывший сюда в XII веке, после возрождения буддизма,Атиша советовал придерживаться вегетарианства нестрого, и к его советам мало кто прислушался.
В горах Тибета довольно сложно вырастить овощи. Поэтому тибетцам приходится балансировать на тонкой грани: если забить крупного яка, а не, скажем, курицу, то и еды будет достаточно для большого количества человек, и не придётся совершать множество убийств. Но с другой стороны, чем крупнее животное, тем, с точки зрения буддизма, нежелательнее его забой.
Определение нирваны
Согласно буддизму, нирвана – это высшая конечная цель любого существа и человека. Нир означает «отрицание», вана – «соединение, обеспечивающее переход из одной жизни в другую». Таким образом, состояние нирваны – это бытие человека, свободное от циклов рождения по причине исчезновения страданий, привязанностей и желаний.
Нирвана характеризуется состоянием просветления, достигнутым при жизни, когда физическое восприятие продолжает формировать существование человека, а также состоянием после смерти, когда утрачиваются пять видов земных привязанностей.
Исторические корни буддийских ступ
Еще с незапамятных времен существовала традиция на местах захоронения человека возводить курган. Это делалось для того, чтобы потомки помнили своих предков. В Индии ступы появились еще в те времена, когда буддизм не был сформирован как философия и религия. Изначально такие могилы создавали вокруг деревьев, помещая в них останки кремированного тела. Со временем в ступы стали помещать останки людей, в некотором плане выдающихся. Более подробно про философию буддизма можно прочитать в .
Слово «ступа» с санскрита имеет несколько значений: «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли». В таких сооружениях могут храниться священные останки, одежда просветленного учителя, тексты. В некоторых случаях буддийская ступа возведена в честь какого-то памятного события и в ней не хранятся реликвии.
Сам Будда желал, чтобы над его останками была возведена ступа (получила название Махапаринирвана-сутра), ставшая объектом подношения не лично ему, а его уму – олицетворению мудрости и просветления.
Буддйская ступа в Санчи. Индия
После смерти тело Будды было кремировано со всеми почестями. В буддизме утвердилось поверье, что после сожжения тела Будды останки были разделены на восемь частей. Для каждой из этих частей были построены соответствующие постройки в разных местах Индии. Они получили название «Великие реликварные ступы». Еще две ступы воздвигли для захоронения сосуда, в котором был Будда кремирован, а также для золы из его погребального костра.
Останки Будды
Останки Будды
Махапаринирвана Сутра (древний буддийский текст, написанный в последние дни Будды) описывает то, как его последователи кремировали Будду после того, как он скончался. Остатки были разделены на восемь частей. Каждая из этих частей была направлена в восемь различных индийских штатов, которые посетил Будда во время его жизни. В каждом штате была возведена ступа, в которой были захоронены останки.
Другие источники утверждают, что в течение третьего века нашей эры Ашока приказал вскрыть эти восемь ступ и разделить кремированные останки Будды на большее количество частей, а также построить больше ступ в качестве реликвий во всем расширяющемся буддийском мире. Даже сегодня сохранились несколько храмов, которые утверждают, что в них хранятся «реликвии» Будды.
Казалось бы, какое отношение имеет земля викингов к буддизму. Но тем не менее, именно в одном из парков Дублина можно увидеть жуткие индийские статуи.
- kulturologia.ru
Нирвана в буддизме
Зная непростую судьбу Кобейна, можно предположить, что он вполне осознанно и закономерно выбрал для своей группы именно такое название. Он хотел иметь то, чего у него ни в детстве, ни во взрослой жизни никогда не было – не то чтобы особого блаженства, но хотя бы элементарного человеческого счастья и банального покоя.
А «буддистская» нирвана как раз это и сулит. В буддизме вся жизнь представляется постоянно вращающимся колесом, ни начало, ни конец которого определить невозможно.
И в этом круге каждая душа обязательно проходит сквозь множество перерождений, суть которых меняется в зависимости от «заработанной» в текущей жизни кармы.
И это беспрерывное движение никогда не прекращается: даже когда человек умирает, его душа перемещается в новое тело и проходит через все сегменты круга мучений заново, но уже в своей следующей жизни.
Однако если все так фатально, каков тогда вообще смысл жизни? Должны ли мы безропотно принимать эти закономерности или, пока живем, можно попытаться что-то изменить, улучшить карму?
Философы, ученые и мудрецы в буддизме говорят, что самое естественное стремление любого человека – это безмятежность. Не менее характерно для человека и стремление к бесконечности и блаженству.
Но что это означает? Как обрести свободу от тягот сущего мира?
Этапы достижения
Каким образом можно достичь нирваны? На этот вопрос ответить однозначно не удавалось еще никому.
Одно мнение гласит, что для познания природы просветления достаточно стать архатом, т.е. обрести личное пробуждение.
Другие считают, что в нелегком пути могут помочь бодхисаттвы – существа, сами достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и помощи всему сущему в мире.
Третьи уверены, что полного освобождения могут добиться даже миряне, если они выполняют все предписанные традицией правила, занимаются медитативными практиками, читают мантры, ведут правильный образ жизни, чисты в мыслях и намерениях.
Выделяют несколько ступеней достижения нирваны:
- Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных побуждений, общественного мнения, прекращение беспокойств о преходящем.
- Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, сексуального интереса.
- Отсутствие страха неприятных ощущений, унижения, порицания, боли. Наслаждение и злоба сменяются невозмутимым спокойствием.
Если говорить о способах достижения нирваны, то к ней ведет один из трех путей:
- Самма-Самбудда – следование путем проповедника, учителя: зарождение внутри себя парамит – совершенных качеств бодхисаттвы;
- Пратьека-Будда – бессловесный Будда: путь к просветлению без возможности учить других дхарме;
- Архата-Будда – следование указаниям бодхисаттвы, которые несут в себе дхарму.
Главное, что нужно сделать на начальном этапе по дороге Будды – отказаться от материальных желаний. Но вот парадокс: стремление к нирване и есть само по себе одно из желаний, от которых нам учение Будды рекомендует отказываться.
А это значит, что путь к освобождению будет тернист и потребует значительных усилий. Ведь, с одной стороны, для достижения какой-либо цели необходима мотивация, а с другой — получается, что нирвана сама по себе не должна являться целью.
Эго и путь к нирване
Нирвана — это потеря личности с её мыслями, желаниями, чувствами. Поэтому собственно душа не способна достичь нирваны. На этом пути её ждёт смерть. И только затем происходит преобразование человека в личность более высокого порядка — само бытие. Это так называемый процесс просветления, свобода от приземленных склонностей и страстей.
Что способствует продвижению к нирване? Следует осознавать ограниченность человеческого опыта и восприятия, знаний, суждений, представлений, полученных в процессе жизни, засоряющих духовное начало.
Нирвана — это отрешенность от материальных ценностей, состояние радости и самодостаточности, подтверждающее свою способность без них обойтись. По мере того, как профессиональные достижения, статус, отличия, общественное мнение, выделяющие личность среди людей, становятся второстепенными, ослабевает и эго. В момент, когда исчезают надежды и стремления, связанные с местом эго в материальном мире, наступает просветление, или рождение заново.
Для чего изучать сутры?
Ещё во времена первого древнейшего университета Наланды поступавшие на обучение первым делом заучивали наизусть учения и лишь потом постигали их глубинную суть. Очень часто «тело» сутры находится между строк и почерпнуть мудрость, скрытую в простых словах, можно лишь посредством своего жизненного опыта.
Тяга к учению и духовному саморазвитию переходит из жизни в жизнь, и обращаясь к великим древним учениям, можно почувствовать отклик, словно вы уже их изучали. Так многие тулку (сознательно перерождающиеся реализованные души) Тибета ещё в юном возрасте заучивали тексты сутр с поразительной лёгкостью, словно вспоминая их из прошлых воплощений.
То, чем вы заполняете свой внутренний мир, будет оказывать на вас непосредственное влияние. Возможность соприкоснуться с Учением Будды – просветлённого существа, достигшего освобождения – поможет посеять необходимые «семена» на будущее для духовного самосовершенствования и позволит следовать Дхарме.
Запрещенные действия во время произношения мантры
Во время чтения мантры происходит глубокая работа с подсознанием, что требует максимальной концентрации и позитивного настроя.
Поэтому во время практики запрещено:
- развивать негативные мысли и эмоции;
- использовать нецензурную речь;
- употреблять мясные изделия, чеснок, острые специи;
- следовать плохим привычкам: курить, принимать алкогольные напитки и пр.
Если деструктивные мысли и чувства возникают помимо воли человека, не стоит беспокоиться об этом. Следует продолжать практику, не пытаясь вступать в борьбу с негативными проявлениями ума, что породит большее беспокойство и не позволит сконцентрироваться. Постепенно мысли исчезнут.
Во время мантропения нельзя менять высоту звука, частота должна быть стабильной. Также не следует перебирать четки левой рукой и касаться бусин указательным пальцем.