Касты в индии: особенности общества

Упадок

Все знали, что знания – это не столько привилегия, сколько ответственность. Так, если одно и то же преступление совершали представители разных варн – их наказывали в соответствии с их причастностью к знаниям. Шудры наиболее невежественны из всех типов, поэтому наказание для них было наименее тяжелое. Вайшьи уже понимали связи между своими поступками и дальнейшими последствиями – как в обществе, так и в собственной судьбе. А кшатрии знали это еще лучше и, кроме всего прочего еще, обладали большей силой влияния на реальность, а значит и последствия их проступков были сильнее. Ну а брахманы несли максимальную ответственность, так как глубже всего прозревали реальность.

Брахманы не занимались управлением. Традиционно правителями были кшатрии. Тем не менее правители окружали себя советниками и учителями из варны брахманов, которые могли более целостно раскрыть картину и имели в его глазах большой авторитет. А он в свою очередь проявлял то, что умел лучше других – быстро принимать тяжелые решения.

Упадок арийского общества происходил сверху вниз. Сначала правители переступили ведические заветы и как следствие – оспорили авторитет брахманов. Эти времена описаны в индийском эпосе «Махабхарате», когда воплотился Кришна и состоялась великая битва на Курукшетре. А позже, уже ближе к нашим временам, и кшатрии потеряли свои позиции, под влиянием новых сугубо экономических ценностей, в которых куда лучше ориентируются вайшьи.

Так, не только общество, но знания приходили в упадок, искажая изначальные смыслы.

Ведическая культура была выстроена исходя из предпосылки: земной мир – это особая площадка, исключительный шанс для духовного развития и полного освобождения из круга бессознательных перерождений. И модель общества исходила из духовных ценностей, стараясь обеспечить наиболее эффективные пути развития для людей всех типов.

Разница между варнами

В Древней Индии существовало четыре варны, на которые было поделено все общество.

Брахманы (жрецы) – самая высшая варна. Их превосходство объяснялось высоким происхождением – согласно древним поверьям, все представители этой варны были созданы богом Брахманом из его уст. Их главная миссия заключалась в познании религиозных истин, тщательном изучении священных писаний и молитве перед Богом от имени всех остальных людей. Варне брахманов принадлежал белый цвет, который подчеркивал их непорочность и духовную чистоту.

Рис. 2. Брахманы в Древней Индии.

  • Кшатрии – следующая по значимости варна, чьи представители были правителями и воинами. Считалось, что они были созданы из рук Бога, а потому держали с собственных руках власть. С раннего детства они обучались искусству владения оружием, верховой езде и управлению колесницей. Именно поэтому цвет для кштариев был выбран самый яркий и энергичный – красный.
  • Вайшьи – не менее уважаемая варна в Древней Индии. Вайшьи были созданы из бедер Бога, и они выполняли функции земледельцев и ремесленников. Они пользовались большим почетом в обществе, поскольку своим трудом фактически обеспечивали всем необходимым остальные варны. Цвет этой варны – желтый, который издавна символизирует землю.
  • Шудры – наименее почитаемая варна, которой принадлежали слуги. Главным их предназначением было прислуживание трем остальным варнам. По древнему поверью, шудры были созданы из ступней Бога, запачканных в грязи, а потому их цветом всегда считался черный.

Рис. 3. Шудры.

Помимо четырех варн в Древней Индии существовала особая категория людей, которые не относились ни к одной варне. Это так называемые «неприкасаемые» – чандалы. Их презирали, старались к ним не прикасаться и даже не слышать их голос. Любые контакты с неприкасаемыми считались осквернением. Их уделом была самая черная работа: выделка кожи, уборка нечистот.

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Что мы узнали?

При изучении темы «Варны в Древней Индии» мы узнали, что представляли собой варны, и по какому принципу было разделено индийское общество. Также мы выяснили, какими отличительными особенностями обладала каждая варна, и какое предназначение несли ее представители.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Философия и жизнь брахмана

Дхарма брахмана включала беспрерывную духовную работу и аскетичный образ жизни. Этому он обучается в период брахмачари и практикует всю жизнь.

Духовные представления и предназначение

Согласно Ведам, у брахманов была возможность освободиться из круга перерождений и смертей. Основно предназначение жрецов как проводников божественной мудрости – направлять своих последователей, оказывать им духовную поддержку на пути исполнения долга.

Главные обязанности

Главными социальными задачами и обязанностями брахманов были:

  • изучение Вед и передача духовных знаний всем дваждырожденным;
  • формирование сознания благородной и справедливой правящей элиты общества;
  • посредничество между людьми и богом с помощью религиозных практик;
  • просвещение и образование, наука и судебная деятельность;
  • передача священных текстов и традиций (сначала устно, а начиная с раннего Средневековья – письменно).

Привилегии

Представители высшей варны имели следующие привилегии:

  • последователи обеспечивали их всем необходимым, потому что сами они не имели права зарабатывать;
  • исключительное право осуществлять религиозные ритуалы в храмах;
  • возможность быть наставником аристократии и правителей;
  • вхождение в орган судебной власти – брахманский суд;
  • неприкосновенность имущества;
  • максимальная мера наказания – изгнание из родных мест, даже за тяжкое преступление казнить жреца не могли.

Запреты для браминов

Несмотря на высокий статус и привилегии, на браминов, как и на другие касты, накладывались строгие ограничения. Нарушения этих запретов грозили им как земными наказаниями, так и духовными: перерождениями в низших существ в следующей жизни.

Браминам запрещалось:

  • работать (для мужчин недопустим любой ручной или наемный труд, женщинам разрешалось только вести хозяйство);
  • проживать на одной территории и вступать в брак с представителями низших каст;
  • принимать у них средства для жертвоприношений: согласно Законам Ману, преступивший это правило брамин возродится чандалой – членом низшей касты неприкасаемых;
  • общаться с шудрами и далитами;
  • употреблять мясо и любую еду, приготовленную простолюдином: для брахмана лучшим исходом считается благородная смерть от голода, чем принятие пищи от шудры.

Брак

Высшие сословия особенно трепетно относились к эндогамии

Старшей варне было важно сохранять исключительность своего статуса богов среди людей. Возможность «социального лифта» посредством неравного брака была исключена

Для верующего индуиста перерождение в теле брамина с последующей перспективой освободиться и покинуть сансару – вершина стремлений, мощная мотивация следовать своей дхарме.

С древних времен брачные союзы носят договорной характер. Иногда пара выбирали из брахманских каст, проживающих в соседнем поселении. Это делали, чтобы избежать кровосмешения, риск которого был велик при формировании семьи внутри небольшой общины.

В 1942 г. громкий скандал сопутствовал замужеству дочери первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру, Индиры, с парсом и зороастрийцем Ферозом Ганди. Семья Неру относилась к варне брахманов, и межкастовый и межрелигиозный брак считался преступлением против дхармы. Союз по любви, с точки зрения традиционалистов, не имеет смысла и аморален, т. к. легализует половое влечение.

Сейчас договорные браки превалируют, но не являются обязательными: количество неравных союзов растет по мере того, как общество становится более светским. Отношение к ним зависит от прогрессивности взглядов семей жениха и невесты. Касту в разных регионах присваивают либо низшую из двух, либо по отцу.

Разводы в высших варнах не допускались, это была прерогатива шудр и далитов.

Дальнейшее деление на касты в Индии

Позже, по прошествии достаточно большого времени. Первые касты, начали делиться на более мелкие, с ещё более жёстким закреплением за определённой группой людей, каких-то привилегий и прав. Большую роль в этом делении играла религия, В индуизме считается, что после смерти, душа может перевоплотиться в человека более высокой касты Индии, если строго будет соблюдать все правила этого деления при жизни. Если не будет, то переродится в низшую касту. Покинуть предел касты, было невозможно, даже если человек обладал какими-то превосходными качествами, подняться он при жизни не мог.

По прошествии времени, эта система построения общества, только укреплялась. Не покорение народа моголами, принёсшими с собой мусульманскую религию, ни позднейшие покорение британцами, не смогло поколебать самих основ этой системы. Сама природа кастовости выглядит достаточно логично. Если семья занимается земледелием, то и дети будут заниматься тем же. Только индийцы упразднили саму возможность принятия решения в данном вопросе, все решает только рождение. Где родился тем и будишь заниматься. К основным четырем, добавилась ещё одна, неприкасаемые. Это самая низкая каста, Считается ,что общение с членами этой касты может осквернить любого, особенно членов высших каст. Поэтому они никогда, на прямую, не общались с представителями неприкасаемых.

Современное кастовое деление

В современной Индии насчитывается огромное количество каст. Свое деление есть у священников, воинов, торговцев и даже неприкасаемых. Разобраться во всех этих хитросплетениях достаточно сложно. Да с появлением возможности выезда из страны молодёжь все чаше начинает задумываться о целесообразности этого порядка вещей. Но в провинции в глубине страны к этим законам относятся очень ревностно. Да и на государственном уровне, эту традицию поддерживает правительство страны. Есть Конституционная таблица каст. Так что, это не средневековая дикость и пережиток прошлого, а абсолютно реальное, государственное устройство. Каждый штат имеет сое деление на касты. Как бы приезжие к этому не относились, весь этот громоздкий механизм работает. Прекрасно справляясь со своим предназначением.

Следует заметить, поскольку современная Индия является демократическим государством, все права свободы связанные с получением Кастовых сертификатов, очень строго соблюдаются, для поддержания низших каст предусмотрены различные способы поддержки государством. Вплоть до квотирования для них специальных мест в парламенте. В настоящее время, все народы, проживающие на территории Индии, признают кастовое деление и следуют этой традиции, Даже испанские и британские священники, оставшиеся на территории государства после ухода колонизаторов, создали свою кастовую систему Индии и придерживаются её. Это подчёркивает то, что при правильном, грамотном подходе, может работать любая система управления государством, как бы консервативна и ортодоксально она не выглядела в глазах приезжих. В современной Индии стало возможной смена каст. Достаточно одной или нескольким семьям сменить род деятельности и все, готова новая каста. В современной реальности особенно в больших промышленных городах к подобным переменам относятся вполне лояльно.

Перед поездкой в Индию стоит обязательно ознакомится с культурными особенностями страны, подробнее: Культура Индии.

Неприкасаемые

Это совершенно отдельная категория людей. Считается самой низшей, попадают туда люди, чья душа очень сильно согрешила в предыдущем воплощении. Но даже у этой последней ступени социальной лестницы Индии есть свое деление. На самом её верху, стоят работающие люди или те, кто имеет какое-то ремесло. Например, парикмахеры или уборщики мусора. Низ этой лестницы занимают мелкие воришки промышляющие кражей мелкого домашнего скота. Самым загадочным в этой иерархии является группка хиджру в нее входят представители любых секс меньшинств. Поразительно то, что представители этих, казалось бы, отбросов общества приглашают на свадьбы и рождения детей. Они часто чувствуют в многочисленных церковных церемониях. Но самым худшим в Индии считается быть человеком без касты, Пусть даже самого низшего ранга. Таких людей называют здесь парией. Это люди, родившиеся от других париев или в результате меж кастовых браков и не признанных не одной из каст. Совсем недавно можно было стать, парией просто прикоснувшись к одному из них.

Индийские касты, видео:

Современная кастовая система Индии

Варновая система Индии к моменту прихода португальцев эволюционировала в кастовую структуру. Каста, буквальный перевод с португальского «чистая порода». По хинди социально-профессиональная группа именуется джати. Согласно данным 1931 года, в Индии насчитывалось около 3 тысяч каст.

В современный период кастовое угнетение во многом осталось в прошлом. По конституции Индии запрещена любая дискриминация человека по кастам. В крупных городах Индостана касты практически исчезли, хоть в сельской местности продолжают существовать.

В Индии происходят интересные социальные процессы, перехода социальных групп людей из неприкасаемых в шудр в высшие касты. Однако должно пройти еще несколько столетий чтобы, такой феномен, как индийская кастовая система окончательно исчезла.

Читайте далее:

Индийский поход Александра Великого

Лакшми – богиня процветания в Индии

Полезные свойства масла гхи

Великий гений – Махатма Ганди

Индийцы, или индусы или индейцы? Как появилось название Индия?

Загадки истории Древней Индии

Касты в древней Индии

Впервые понятие «варна» упоминается в Ригведе. Ригведа – Веда гимнов – одна из четырех частей самого древнего и священного текста индуизма. Гимны написанные, ведическом санскрите, датируются приблизительно 1700 г. до н. э.

Гимн Пуруша-Сукта рассказывает о жертвоприношении первочеловека. Боги бросили Пурушу на жертвенный костер и расчленили. Каждая отделенная часть его тела стала олицетворением части социально-экономической культуры древнего общества. Рот превратился в варну брахманов – жрецов, руки стали кшатриями – воинами, из бедер вышли вайшьи – земледельцы, ремесленники. Ноги стали шудрами, слугами. Слово «шудра» пришло не из санскрита. Некоторые исследователи считают, что так называлось одно из коренных племен, завоеванных ариями в долине Инда (во II тысячелетии до н. э.).

Пуруша-Сукта не упоминает о неприкасаемых. Они стоят вне варновой принадлежности, в самом низу иерархической лестницы.

На санскрите слово «варна» обозначает цвет. Долгое время ученые придерживались мнения, то священные тексты имеют в виду цвет кожи. 

Сейчас считается, что варна взаимосвязана с цветом одежды. Брахманы носили белые облачения, которые призваны были символизировать недосягаемость, чистоту. Цвет кшатриев – самый энергичный, красный. Цвет земли – желтый, это цвет варны вайшьей. Грязные ступни дали черный цвет шудрам.

Каждая варна на протяжении истории имела свои специфические черты.

  1. Брахманы – высшее сословие. Поскольку были сотворены из уст Пуруши (Брахмы), то цель их земной жизни – изучать древние священные тексты, познавать сакральные тайны, держать ответ перед высшими силами, учить людей. До изобретения письменности тексты передавались устно. Мальчики из варны брахманов рано начинали свой религиозный путь, они покидали родную семью и поселялись в доме Учителя. Долгие годы нужны были для постижения божественной мудрости. Главная обязанность – знать заклинания и уметь правильно проводить жертвенные ритуалы. Самое страшное преступление по меркам индуизма – лишить жизни брахмана.
  2. Второе по значимости сословие – кшатрии. К этой варне принадлежали династии правителей и воинов. Из рук божества они были созданы, следовательно, власть на земле принадлежит им. С детства обучались владению разными видами оружия. Должны были мастерски управлять колесницей, держаться на коне.
  3. Вайшьи – весьма уважаемые в обществе люди. Исторически варна состояла из ремесленников, торговцев, земледельцев (первоначально поселенцев). Фактически кормили все остальные варны, имели почет и достаток.
  4. Шудры – самый социально ущемленный слой общества. Занимались обслуживанием высших каст.

Обряд «упаяна», проводимый над членами трех высших сословий, позволял им родиться уже как членам своей варны. Мальчик получал из рук жреца «священный шнур упавиты», который теперь был обязан носить постоянно. Упавита накладывалась на левое плечо и продевалась под правой подмышкой. В процессе ритуала они рождались духовно, становились «дважды рожденными».

Касты в современной Индии

Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати.

Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.

В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.

Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.

По какому принципу делилось общество?

Принадлежность к определенной варне передавалась по наследству. Так, например, если ребенок родился в сословии кшатриев, то он с детства будет обучаться военному искусству или унаследует трон правителя. Выходит, жизненное место человека, его положение в обществе и род деятельности предопределены с самого рождения. Более подробно об этом вы можете узнать из статьи Кастовая система в Индии. Так что если вы хотите определить свою варну, то это не имеет большого смысла.

Все варны, кроме шудров, принято было считать «рожденными дважды». По достижению мальчиками определенного возраста на них вешали священный шнурок после проведения ритуала посвящения, после чего он словно рождался во второй раз. Только тогда он становился полноправным членом своего сословия.

Характеристики каст

Все касты соблюдают определенные правила:

  • одна религиозная принадлежность;
  • одна профессия;
  • определенное имущество, которым они могут обладать;
  • регламентированный перечень прав;
  • эндогамия – браки могут совершаться только внутри касты;
  • наследственность – принадлежность к касте определена с рождения и наследуется от родителей, нельзя перейти в более высокую касту;
  • невозможность физического контакта, совместного принятия пищи с представителями более низких каст;
  • разрешенная пища: мясная или вегетарианская, сырая или подвергшаяся термической обработке;
  • цвет одежды;
  • цвет бинди и тилака – точки на лбу.

Функции кастовой системы

  1. Кастовая система продолжала традиционную социальную организацию Индии.
  2. Касты охватывают многочисленные общины, обеспечивая каждой из них монополию на определенные средства к существованию.
  3. Социальное обеспечение и социальное признание отдельных лиц. Каста определяет выбор партнера для брака, она устанавливает правила и нормы жизни. Кроме того, система каст регламентирует размер пособий по медицинскому страхованию.
  4. Кастовая система устанавливает порядок передачи знаний и навыков наследственного занятия касты от одного поколения к другому, что помогло сохранить культуру и обеспечило производительность общин.
  5. Каста играет важную роль в процессе социализации, обучая людей культуре и традициям, ценностям и нормам их общества.
  6. Касты влияют на выгодное взаимодействие между различными кастами через отношения джаджмани. Каста действовала как профсоюз и защищала своих членов от недостатков эксплуатации.
  7. Кастовая система способствовала политической стабильности, так как кастовая система в целом защищала кшатриев от политической конкуренции, конфликтов и насилия.
  8. Сохранение расовой чистоты посредством эндогамии.
  9. Узкая специализация каст привела к качественному производству товаров и тем самым способствовала экономическому развитию. К примеру, многие ремесленные изделия Индии получили международное признание благодаря влиянию каст.

Женщины в кастовом обществе Индии

Женщины в Индии

Варнашрама определяет для всех женщин стри-дхарму, согласно которой им надлежит быть  хорошими матерями и верными женами. Образование девочки получали в домашних условиях, у матерей учились вести хозяйство и готовить пищу. 

Дочери брахманов с юных лет вместе с родителями организовывают религиозные фестивали, заучивают многочисленные ведические тексты, обучаются обходиться без привычного европейцам комфорта и жить в аскезе. При таком воспитании мужа следует искать с аналогичными взглядами, то есть он должен быть той же касты. 

В понимании индиек муж – выше жены, а еще лучше – старше. Только тогда она сможет его уважать. Браки между кастами разрешены, но только при условии, что жена ниже по положению. Обратная ситуация может иметь место только в кинематографе, но не в реальности. 

Образование

В эпоху арийского процветания эти типы не были строго разграниченными социальными классами. И варны не обязательно развивались в рамках кровных линий. В семье вайшья мог родиться брахман, а у брахмана – кшатрий. Склонности все равно естественно проявлялись в детстве и в дальнейшем ребенка обучали в соответствии с его типом. Впрочем, тип могли определить уже при рождении. На то были разные способы – прямое восприятие энергии, гороскоп, или даже различные признаки на теле.

Определив тип и уровень ребенка, арии уже понимали какой подход необходимо применить в отношении воспитания и образования.

Так, брахманы усидчивы, любознательны, склонны к научной деятельности, к созерцанию. Им необходимо наиболее сложное и глубокое образование, с раскрытием глубинных аспектов бытия. Они учились больше и дольше всего.  Можно даже сказать, что брахманы учатся всю жизнь.

Кшатриям, в отличии от брахманов, необходимы тяжелые физические нагрузки. Их к этому склоняет их тип. Без нагрузок кшатрии чахнут и даже вредят себе. Можно сказать, что в таком случае их внутренний импульс не находит выхода и начинает вредить его обладателю. Они способны терпеть боль и психологическое давление больше других типов. Поэтому основа их обучения выстраивалась вокруг воинских искусств, стратегии, организации —  всего того, что развивает главный инструмент кшатрия – волю. Быстро принимать решения – это конек кшатриев. Они так же обучались наукам, этике и духовным знаниям. В меру своих способностей их постигать. Учителя могли их физически наказывать и это могло быть полезно для кшатрия. В то время как физически наказывать брахманов и вайшьев чаще всего избегали.

Вайшьи в силу своей мотивации материального процветания еще менее склонны к глубокому изучению наук и глубинных знаний. Их склоняет скорее преданно верить, чем самостоятельно постигать. Вера и преданность – их путь к духовному знанию. Они наиболее склонны к исполнению всевозможных ежедневных предписаний, каких-то ритуальных действий, в которых они нуждаются более других типов. Собственно, для вайшьев этих предписаний было больше чем скажем для кшатриев. Например, кшатрии иногда могли есть мясо и для них допускались гневные проявления, к которым их склоняет собственная природа. В то время как для вайшьи и то и другое нежелательно. Вайшьям нравится изучать и действовать в рамкам всего, что касается материальных ценностей и их продвижения. Коммерция – их стезя.

Шудры наименее любознательны, в силу слабой в этом отношении мотивации. От того и требовать от них глубоких постижений нет смысла. Им просто нравится что-либо увлеченно делать и знать, что их социальные нужды обеспечены выстроенным сверху порядком. Для них этого достаточно. Труд и изучение ремесел – основа их образования.

Исходя из этих различий было логично обучать каждую из этих групп отдельно друг от друга, в особой манере и с разным набором знаний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: