Индийский эпос — махабхарата (индийский эпос)

Рождение пандавов

В переводе с санскрита название «Махабхарата» значит «Великое сказание о потомках Бхараты». Это не просто древняя книга, а целый сборник, состоящий из множества новелл, легенд, парв (так называются части эпоса), гимнов и плачей.

При этом все 18 книг “Махабхараты” логично связаны между собой по сюжету и особенностям повествования. Если же сосчитать число двустиший «Махабхараты», то оно в несколько раз превысит количество таких же строф в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.

Итак, начинается «Махабхарата» историей о стране бхаратов, где некогда правил могущественный царь Панду. Этот правитель ещё в молодые годы поразил стрелой одного мудреца. Тот же, проклиная царя, сказал, что он навсегда останется бесплодным. Однако царю необходимы были наследники.

Неизвестный художник «Иллюстрация к Махабхарате», ок. 1800 годаМестонахождение: Художественный музей, Кливленд, США

И тогда первая его супруга, знающая тайные чары и заклинания, обратилась к богам. На зов к ней явились бог справедливости Дхарма, повелитель ветров Ваю, небесный царь Индра. От каждого из этих божеств женщина родила сына.

Свои “рецепт” и заклинание она передала второй супруге панду, что сумела вызвать небесных братьев Ашвинов, которые также стали отцами её сыновей. Всего у жён Панду было пятеро детей. При этом царь принимал их как родных. Они даже именовались по-особенному – пандавами.

К сожалению, Панду недолго было суждено радоваться счастью семейной жизни. Вскоре после рождения сыновей у его жён царь умер. Вместо него престол занял слепой брат правителя – Дхритараштра. У того была одна дочь и сотня сыновей, которых именовали кауравами (в честь далёкого предка). Однако самым любимым сыном слепого царя был Дурьодхана.

Дхритараштра занял престол после смерти ПандуКадр из сериала «Махабхарата», 2013 год

Применение божественного оружия в великих битвах

Что касается собственно батальных книг Махабхараты, то здесь упоминания использования божественного оружия сосредоточены в седьмой книге эпоса – «Дронапарве» («Книга о Дроне») и восьмой – «Карнапарве» («Книга о Карне»). Единственными тремя людьми – участниками битвы на Курукшетре, прибегавшими к чудо-оружию, являются Арджуна, Карна и Ашваттхаман.

Подобное объясняется тем, что Арджуна – сын бога-воителя Индры, а Карна – сын бога Солнца Сурьи, и две этих фигуры выступают антагонистами. Что касается Ашваттхамана, то он приходится сыном Дроне, брахману, ставшему великим воином и наставником военного искусства. Однако инициатором применения чудесного оружия оказываются не эти трое, а Гхатоткача, получеловек-полуракшас, сын Бхимасены от ракшаси Хидимби, которого Кришна вызывает на подмогу пандавам, теснимым Карной.

Могучий Гхатоткача напоминает не только воина, но и колдуна: он способен перемещаться по воздуху, менять обличья и даже становится невидимым. На врагов он обрушивает природные ненастья и потоки оружия.

Гхатоткача умерщвляет сражавшихся на стороне кауравов ракшасов Аламбалу и Алаюдху.

Но в итоге Гхатокача встречает смерть от руки Карны. Однако нет худа без добра: для убиения сына Бхимы Карна вынужден использовать волшебный дротик Шакры, который он берёг для Арджуны. Теперь Арджуна может быть спокоен за свою жизнь (VII.148–154). К тому же гигантское мертвое тело Гхатокачи падает на войско кауравов.

Козни кауравов

Разозлившись на пандавов, Дурьодхана решил расправиться с ненавистными двоюродными братьями. По его просьбе отец отправил их в дальний город. Там пятеро пандавов должны были жить в небольшом доме. По приказу Дурьодханы это жилище было подожжено.

Однако первая жена покойного правителя, мать трёх пандавов, знала о готовящемся покушении. Она предупредила сыновей, чтобы те вовремя покинули дом. К сожалению, в брошенное жилище забрела вдова с пятью детьми. Когда были найдены их обгорелые останки. Дурьодхана решил, что это – сыновья Панду, с которыми ему удалось расправиться.

Но что же происходило с самими пандавами? Они осознавали, что новых козней Дурьодханы им не избежать, а потому ушли в лес, где жили брахманами-отшельниками. Никто и предположить не мог, что в лесной обители проживают царевичи. Сами же пандавы за время своей отшельничьей жизни совершили немало славных дел, в частности, победили нескольких разбойников и демонов, наводивших страх на жителей округи.

Современный взгляд художника на «Махабхарату»Мукеш Сингх «Арджун призывает к войне»

Однажды братья пандавы узнали, что царь панчалов организовывает смотр женихов для своей дочери. Обязательной частью мероприятия были состязания, в которых бы претенденты на руку и сердце Драупади продемонстрировали силу и ловкость. Конечно, пандавы решили попытать счастья, и в итоге победителем оказался один из них, славный Арджуна.

Царевна же стала женой всех пятерых братьев. Каждый из её мужей раскрыл ей, кем он является. Вскоре о том, что соперники чудом выжили, узнали и кауравы. Однако царь Дхритараштра постарался сгладить непростые отношения своих сыновей и племянников.

Пандавам он отдал западные земли своего царства. Пандавы построили там свою столицу – город Индрапрастха. Вот только слепой правитель так и не смог погасить ненависть своего сына Дурьодханы к пандавам.

Драупади / Subhrajit Ojha / artstation.com

Курукшетра война

Кришна просит Дхритараштру избегать войны.

Господь Кришна, посланник мира Пандавов, отправился в Хастинапур, убеждая Кауравов избежать кровопролития своих родственников. Однако Дурьодхана сговорился арестовать его, что привело к провалу миссии. После того, как миротворческая миссия Кришны провалилась и война казалась неизбежной, Вьяса подошел к Дхритараштре и предложил даровать ему божественное видение, чтобы Дхритараштра мог увидеть войну. Однако, не желая видеть свою родню убитой, Дхритараштра попросил передать дар Санджае, его колеснице. Санджая покорно рассказывает о войне своему сюзерену, сообщая, как Бхима убил всех своих детей. Санджая утешал слепого царя, бросая ему вызов с его собственными взглядами и моралью. Когда Господь Кришна явил свою Вишварупу (Вселенскую форму) Арджуне на поле битвы Курукшетра , Дхритараштра пожалел, что не обладает божественным зрением.

Вьяса (в центре) дает Санджае (слева) божественное видение, чтобы рассказать о войне Дхритараштре (справа).

Дхритраштра оплакивает смерть своих сыновей.

Дхритараштра был уверен, что Бхишма, Дрона , Карна и другие непобедимые воины сделают лагерь Кауравов победоносным. Он радовался, когда война оборачивалась против Пандавов. Однако результаты войны опустошили его. Все его сыновья и внуки погибли в бойне. Единственная дочь Дхритараштры Духсала овдовела. Ююцу перешел на сторону Пандавы в начале войны и был единственным сыном Дхритраштры, которому удалось пережить войну на Курукшетре.

Разрушение металлической статуи Бхимы

Дхритараштра был в ярости из- за того, что Бхима безжалостно убил всех своих сыновей, особенно Дурьодхану . После окончания войны победоносные Пандавы прибыли в Хастинапур для формальной передачи власти. Пандавы идут обнять своего дядю и выразить свое почтение. Дхритараштра сердечно обнял Юдхиштхиру . Когда Дхритараштра повернулся к Бхиме, Господь Кришна почувствовал опасность и попросил Бхиму переместить на его место железную статую Бхимы Дурьодханы (которую принц использовал для тренировок). Дхритараштра раздавил статую на куски, а затем заплакал, его гнев покинул его. Сломленный и побежденный, Дхритараштра извинился за свою глупость и всем сердцем обнял Бхиму и других Пандавов.

Литературный фон

История Арджуны рассказана в Махабхарате , одном из санскритских эпосов Индийского субконтинента . Работа написана на классическом санскрите и представляет собой сложную работу, состоящую из исправлений, редактирования и интерполяций на протяжении многих веков. Самые старые части сохранившейся версии текста, вероятно, относятся к 400 г. до н. Э.

В Махабхарате рукопись существует в многочисленных версиях, в котором специфика и деталь основных персонажей и эпизоды меняются, часто значительно. За исключением разделов, содержащих Бхагавад-гиту, которая замечательно согласуется с многочисленными рукописями, остальная часть эпоса существует во многих версиях. Различия между северной и южной редакциями особенно значительны: южные рукописи более обширны и длиннее. Ученые пытались создать критическое издание , опираясь главным образом на изучение «Бомбейского» издания, «Пунского», «Калькуттского» и «южноиндийского» изданий рукописей. Наиболее распространенная версия — это версия, подготовленная учеными под руководством Вишну Суктанкара из Института восточных исследований Бхандаркара , сохраненная в Киотском университете , Кембриджском университете и различных индийских университетах.

Сюжет (со спойлерами, цитатами и комментариями)

Буду многословна! Потому что… конспектировала некоторые серии. Да, я маньяк! Во мне ещё не умер копирайтер. Всё должно быть максимально точно, особенно когда речь идет о впечатлениях от просмотра.

Пролог:

«В последние годы правления династии Дачэн старший сын императора Ай показал себя жестоким и недальновидным. Он связался с бесчестными чиновниками и отверг честных, чем принес народу великие беды. Многие лишились крова и голодали. Повсюду поднимались восстания. Князь Минхай, Нин Шичжэн, желал спасти народ и страну. Войска Минхай под командованием Чан Юаня после долгих лет борьбы сумели одержать победу над армией Дачэн. Так была основана империя Тяньшэн. Так была разрушена империя Дачэн. Вскоре император Тяньшэн поручил старшему сыну Нин Чуаню и шестому сыну Нин И выследить и уничтожить шпионов Дачэн, а с ними и девятого отпрыска императора Ай, младенца. Случившееся той ночью осталось тайной для всех. В награду за убийство ребенка Нин Чуань получил титул наследника престола. А вот у Нин И все было иначе».

Обратите внимание, здесь речь не об узурпации трона ради власти! Нин Шичжэн сверг императора-тирана, приносящего сплошные беды народу. Но, естественно, оставшиеся в живых сторонники Дачэн считали Шичжэна узурпатором

А сам Шичжэн жил в постоянных подозрениях, опасаясь как козней шпионов Дачэн, так и интриг со стороны сыновей, придворных, знати. В результате характер его был переменчив, а поступки жестоки и непредсказуемы. Из освободителя народа со временем получился диктатор.

У императора помимо благородной супруги из знатного рода Чан и императрицы из этого же рода была наложница — любовь всей жизни, знахарка из племени жило по имени Я Лэ. Она дала жизнь шестому принцу — Нин И. Мальчик рос умным не по годам. Уже в восьмилетнем возрасте его опасались старшие братья. Этот «малыш» смог успешно вести переговоры со сторонниками Дачэн, заставив главу Кровавой пагоды выдать девятого отпрыска императора Ай. Но все лавры победителя себе присвоил старший брат — Нин Чуань. Ему и дали титул наследного принца, оставив Нин И ни с чем.

Жены императора боролись за власть при дворе. После смерти императрицы, матери наследного принца, благородная супруга (мать 2-го и 10-го принцев) оклеветала наложницу Я Лэ. Женщину обвинили в сговоре со сторонниками Дачэн. Долгое время считалось, что она казнена по приказу императора. На деле Я Лэ заперли в тайной комнате аж на 20 лет. Император часто приходил к ней, жалуясь на жизнь. Нин И ничего об этом не знал почти до конца сериала! При этом Шичжэн стал холодно относиться к сыну. Тот не знал ни материнской любви, ни отцовского внимания. О нем заботился лишь третий брат — Нин Цяо.

Нин Цяо стал популярен среди народа благодаря своей доброте и справедливости. Наследный принц с помощью пятого брата — Нин Яня сфальсифицировал «дело о колдовстве». Нин Цяо убили. А ещё казнили около 2 000 его сторонников. Нин И пытался обратиться за помощью к одному из генералов. Ему приписали сговор с целью мятежа и упекли в императорскую темницу на 8 лет. Шестой принц сидел в ней с 18 лет, постепенно осваивая изготовление шёлковой парчи. Он стал так искусен в ткацком мастерстве и пошиве одежды, что сумел заработать много денег и… не очень солидную для принца славу портного.

На фото: Третий принц и его трагическая гибель.

Некоторые персонажи

Нин Шичжэн — император Тяньшэн.Я Лэ — мать шестого принца Нин И, колдунья (знахарь) из племени жило. Благородная супруга Чан — мать второго и десятого принца.Покойная императрица Чан — сестра благородной супруги, мать наследного принца.Наложница Ван — мать седьмого принца.

Чан Хай, младший брат князя Минхай, дядя первого и второго принцев по матерям.Чан Юань — князь Минхай, глава рода Чан.

Нин Чуань — наследник, старший сын императора.Нин Шэн — второй принц, князь Янь. Нин Цяо — погибший от ложного обвинения в предательстве третий принц.Нин Янь — пятый принц, князь Чжао.Нин И — шестой принц, князь Чу.Нин Ци — седьмой принц, князь Вэн.Нин Цзи — десятый принц, студент академии Цинмин.Нин Шао — принцесса, студент академии Цинмин.

Нин Чэн — правая рука шестого принца, командир его охраны. Почему фамилия сходна с императорской?! Родственник?

Синь Цзыянь — глава академии Цинмин, советник императора, тайный помощник шестого принца.Да Хуа — его жена.

Яо Ин — министр внутренних дел, советник императора. Позже встал на сторону шестого принца.Яо Янюй — сын министра Яо Ина, студент академии Цинмин.

Пэн Пэй — министр исполнения наказаний, служил сначала наследному принцу, а потом его седьмому брату.

Цю Шанци — главнокомандующий, дядя главной героини.Цю Минъин — жена Гу Хэна, главы Кровавой пагоды из империи Дачэн. Сестра Цю Шанци.Фэн Чживэй — приемная дочь Минъин.Фэн Хао — родной сын Минъин, один из близнецов, родившихся от Гу Хэна.

Чжао Юань — старший евнух, слуга императора.

Жу Инь — куртизанка, шпион Нин И. Дочь благородной семьи. Ее отец-чиновник пострадал 18 лет назад во время чистки сторонников третьего принца (дело о колдовстве).

Янь Хуайши из Минхай — соученик Фэн Чживэй по академии Цинмин.

Гу Наньи — рыцарь-охранник, приставленный матерью к Чживэй.

Достоинства сериала

Потрясающая актерская игра! Обычно на первое место ставлю красивую картинку, костюмы. Но в «Восхождении фениксов» самая сильная сторона — это, безусловно, игра. Великолепны главные герои. От них практически не отстают по мастерству подачи второстепенные персонажи. Впервые в китайском сериале вижу интересно сыгранных императора и главного евнуха. Это полновесные, не карикатурные или шаблонные действующие лица, за которыми очень интересно наблюдать.

Эстетически выверенные кадры. Используются приглушенные тона, что создает эффект естественного освещения — дворцы таинственно мерцают свечами, а ночные переходы героев между ними сопровождаются сдержанными бликами фонариков в руках слуг. Даже факела несмело рвут покрывало ночи, как сотни лет назад до изобретения электрической лампочки.

Красивые костюмы. Мне понравились как мужские, так и женские наряды. В них нет вычурности, ненужных деталей. Дамы не носят накидки со шлейфами там, где это неуместно. (В «Поэме о Шаньян» этим постоянно грешили). Единственное замечание — неестественность. Ни единой складочки, даже после того, как герои встали с постели! Ни единого пятнышка, даже на одежде простолюдинов. Разве так бывает в жизни? Хотя… Китай он всегда такой, с упором на эстетику в ущерб правдивости.

Глубокие диалоги, многослойный сюжет. Та, химия, о которой так любят рассуждать искушенные зрители, в «Восхождении фениксов» наблюдается не только в главной паре. Она есть даже между мужскими персонажами: император — главный евнух, шестой принц — начальник его стражи, шестой принц — ректор императорской академии Цинмин. И вся эта химия проявляется в неоднозначных диалогах, большинство из которых нужно читать между строк. Диалоги здесь не просто поверхностный обмен информацией. Это и философия, и рассуждения о жизни, и рефлексия, и психология. Нужно вдумываться в то, что говорят герои и догадываться, что же они подразумевают на самом деле.

Сюжет сложный — задействовано много персонажей и локаций. Уследить за всем иногда проблематично. Зато делать это по-настоящему интересно! Не отрицаю, что есть сериалы о борьбе за трон более интересные в плане интенсивности событий (экшена). Но «Восхождение фениксов» побеждает всех по драматизму — характеры раскрываются исключительно с психологической точки зрения. Они многогранны и неоднозначны. Нет на 100% хороших или плохих принцев. И даже добрый по натуре 10-й принц на самом деле боится взять власть в свои руки. Он понимает, что уступает во всем главному герою. Он трусит, хочет избежать предназначения быть настоящим сыном императора со всеми вытекающими последствиями.

Отлично показана любовь к мамам. Просто пример для подражания! Все принцы, у кого матери ещё живы, так трогательно и внимательно к ним относятся, что просто глянуть любо. И даже Чживэй свою приёмную мать, абсолютно выгоревшую изнутри от пережитого горя, наполненную местью и нетерпимостью, безмерно чтит и уважает.

Царствовать

Мудрец Санацуджата учит Атма-видью царя Дхритарамры

После инцидента с Риши Киндамой Панду удалился в лес. Таким образом, Дхритараштра стал фактическим королем. Благодаря благословению Вьясы у него и Гандхари родились сто сыновей и дочь, а его старший сын Дурьодхана стал его наследником. После рождения Дурьодханы появились дурные предзнаменования; многие мудрецы и консультанты советовали Дхритараштре и Гандхари отказаться от ребенка. Но они отказались это сделать; Дурьодхана вырос с княжеским образованием, и его родители думали, что он будет прекрасным наследником.

Однако, когда Панду умирает, Кунти и ее сыновья приезжают в Хастинапур, где живут вместе с детьми Дхритараштры. Юдхиштхира , старший сын Панду, старше Дурьодханы. Учитывая, что Панду был королем и что Юдхиштхира родился от бога Дхармы , он имеет серьезные права на трон. Начинается кризис преемственности; Признавая достоинства Юдхиштхиры, Дхритараштра благосклонно относится к собственному сыну, не обращая внимания на его недостатки. Под сильным давлением совета браминов, Видуры и Бхишмы Дхритараштра неохотно называет Юдхиштхиру своим наследником.

Подразделение Хастинапура

После инцидента с Лакшаграхой , в котором Пандавы, по всей видимости, были убиты, Дхритараштра скорбит, но наконец может назвать Дурьодхану своим наследником. Когда выясняется, что Пандавы выжили, Дурьодхана отказывается уступить свой титул наследника, когда в центре внимания становятся очевидные неприятные отношения между Кауравами и Пандавами . По совету Бхишмы Дхритараштра разделил страну на две части, отдав Хастинапур Дурьодхане и Кхандавпрастху Юдхиштхире.

Игра в кости

Драупади раздели в собрании Дхритараштры. Дхритараштра сидит в центре.

Шакуни , брат Гандхари , был мастером игры в кости, поскольку он мог их контролировать. Он вместе со своим племянником Дурьодханой вступил в сговор в игре в кости и пригласил Пандавов сыграть в азартные игры. В конце концов Пандавы потеряли свое королевство, богатство и престиж и были изгнаны на тринадцать лет. Драупади , жена Пандавов, была оскорблена в суде после того, как Душасана попытался раздеть ее. Беспомощный слепой царь вмешался только после совета с Гандхари, когда Драупади собиралась проклясть династию Куру . Хотя такие люди, как Викарна и Видура, возражали против проступков Дурьодханы, большинство зрителей были беспомощны из-за своих обязательств перед Хастинапуром ; Дхритараштра мог бы высказаться, но не стал.

За пределами индийского субконтинента

Индонезия

Статуя Кришны и Арджуны на Бали , Индонезия .

На индонезийском архипелаге фигура Арджуны также известна и прославилась издавна. Арджуна стал особенно популярен в районах Явы , Бали , Мадуры и Ломбока . На Яве, а затем и на Бали, Арджуна стал главным героем в нескольких какавинах , таких как Какавин Арджунавиваха, Какавин Партхайаджна и Какавин Партхаяна (также известный как Какавин Субхадравиваха. Кроме того, Арджуна также встречается на нескольких храмовых рельефах на острове Ява. , например храм Суравана .

История Ваянга

Арджуна ваянг (кукольный театр) в индонезийской культуре , особенно на Яве .

Арджуна — известная фигура в мире ваянга (индонезийского кукольного театра ) яванской культуры . Некоторые характеристики ваянгской версии Арджуны могут отличаться от характеристик Арджуны в индийской версии книги Махабхарата на санскрите. В мире кукол Арджуна описывается как рыцарь, который любит путешествовать, медитировать и учиться. Помимо того, что он учится у Реси Дрона в Падепокан Сукалима, он также является учеником Реси Падманабы из Унтараяна Эрмитаж. Арджуна был брахманом в Гоа Минтарага по титулу Багаван Чиптанинг. Он был сделан высшим рыцарем богов, чтобы уничтожить Прабу Ниватакавака, гигантского царя страны Манимантака. За свои услуги Арджуна был коронован на небесах Дэва Индры , получил титул царя Каритина и получил в дар волшебные реликвии от богов, в том числе: Гендева (от Бхатары Индры ), Ардададали Стрела (от Бхатары Кувера ), Джундаманик Стрела (от Бхатары Кувера ). Бхатара Нарада ). После войны Бхаратаюдхи Арджуна стал королем в штате Банакелинг, бывшем королевстве Джаядрата.

Картина войны Бхаратаюды .

Арджуна обладает умным и умным характером, он тих, сознателен, вежлив, храбр и любит защищать слабых. Он возглавляет герцогство Мадукара на территории штата Амарта. Он непревзойденный боец ​​на поле битвы, даже при том, что он стройен, красив, как девственник, мягкосердечен, несмотря на стальную волю, рыцарь с множеством жен и любовников, несмотря на то, что он способен на самый жесткий аскетизм, рыцарь с глубокая преданность семье, но затем он смог заставить себя убить своего сводного брата. Для старшего поколения Java он был воплощением цельного человека. В отличие от Юдхиштхиры , он действительно наслаждался жизнью в этом мире. Его любовные приключения всегда поражают яванцев , но он странно отличается от Дона Хуана, который всегда гонится за женщинами. Говорят, что Арджуна был настолько утонченным и красивым, что такие принцессы, а также фрейлины немедленно предлагали себя. Это они получают честь, а не Арджуна. Он очень отличается от Рекудара. Он продемонстрировал изящное тело и мягкость, которые ценили яванцы всех поколений.

У Арджуны также есть другие могущественные реликвии, среди прочего: Киаи Каланада Керис был подарен Гатоткаче, когда он женился на Деви Гове (сыне Арджуны), Сангкали Стреле (из Рези Дрона), Чандранила Стрелка, Сирша Стрела, Шаротама Киаи Стрелка, Пасупати Стрелке (из Batara Guru), Panah Naracabala, Arrow Ardhadhedhali, Keris Kiai Baruna, Keris Pulanggeni (данный Абхиманью), Terompet Dewanata, Cupu, наполненный маслом Jayengkaton (предоставленный Bagawan Wilawuk из отшельника Pringcendani) и Whitawilaha Horse Ciptawiam с конем Kiptawilaha. Между тем, заклинание Арджуны включает в себя: Панглимунан, Тунгенгмайя, Сепиангин, Маябуми, Пенгасих и Асмэрагама. У Арджуны также есть одежда, символизирующая величие, а именно ткань Кампух или Лимарсаво, пояс Лимаркатангги, Минангкара Гелунг, Ожерелье Чандраканта и Кольцо Мустика Ампал (ранее принадлежавшее королю Экалая , королю государства Паранггелунг).

Недостатки сериала

Сразу отмечу, что продолжительность в 70 серий сначала пугала, но потом хронометража не хватило! Очень не хотелось расставаться с главным героем. Чэнь Кунь талантливый актер. В этом сериале он сыграл настоящего китайского Гамлета. Разве можно не влюбиться в такой ярчайший образ?

К недостаткам могу отнести некоторые странности и несостыковки в сюжете. Очень заметно, как последние 10-15 серий скомканы, особенно финал. Как только раскрывается принадлежность героини к предыдущей династии, она начинает вести себя неадекватно. В поступках некоторых персонажей отсутствует логика (следствие не соответствует причине, его породившей). Мстители, принадлежащие к прошлой династии (включая приемную мать героини), на редкость ограниченные и злобные. Не видят очевидное, выдают желаемое за действительное. Приятное исключение страж, Гу Наньи. Он единственный, кто сумел мыслить шире и критичнее, не позволяя «навешать лапшу себе на уши». А ведь героиню представляли как исключительно умную девушку! По факту умнее Гу Наньи, не говоря уже о главном герое.

Элементы мистики вроде заклятия, связавшего воедино жизни императора и шестого принца, были лишними. Они смотрелись так же инородно в историческом сериале, как и полеты-прыжки Гу Наньи во время боёв. Не хило попахивало фэнтези в такие моменты. Зачем, для чего это всё сделано сценаристами — не понятно.

Гендерная интрига ещё один жирный минус для меня. Она здесь настолько неубедительна, что смешно. Какой из красавицы Ни Ни мальчик? Сколько не переодевай, все равно женскую сущность не скрыть. Получается все вокруг идиоты, кто этого не заметил? Ученики в академии, придворные, хитрый лис император, который людей насквозь видит. Все мужчины и женщины вмиг ослепли! Принцесса Шао Нин вообще влюбилась. Потому что, сценаристы захотят — даже танки полетят. Обоснуй где, господа? Ну грим там какой-никакой, чтобы красоту убрать хоть немного. Хорошо, что актриса худенькая, а то бы ещё и фигура женщину выдавала за сто ли.

«Второй эшелон» тоже прекрасен. Наследный принц с наклонностями садиста. Второй принц, предпочитающий сидеть на берегу реки в ожидании проплывающего мимо трупа очередного претендента на трон («К чему спешить? Все нужно делать постепенно. И с людьми постепенно»). Не очень умный пятый принц, исполнитель грязной работы в императорской семье. Внешне мягкий, но очень коварный седьмой. Император — вечный интриган и циник. Тайный сторонник шестого принца вкрадчивый и осторожный в словах старший евнух. Живая энциклопедия, лучший друг-советник главного героя — ректор академии Цинмин. И это далеко не все интересные персонажи!

Главная битва

На поле Курукшетра собирается огромное войско. Каждый из противников постарался привлечь на свою сторону выдающихся героев, отважных воинов и знаменитых бойцов. Объезжая отряды, собранные пандавами, Арджуна осматривает войско.

Затем он обращает взор к неприятелю и видит в его рядах своих прежних учителей, родственников, добрых наставников. В отчаянии он восклицает: “Я не стану сражаться”. Тогда его возничий (а им был сам Кришна) произносит долгую речь (её описывает эпос “Бхагаватгита”).

Раджа Рави Варма «Пандавы и Драупади», 1910 год / Издательство Рави Варма Пресс

Он объясняет Арджуне, что не плоды деяний, а само дело должно быть проводником человека. О результатах же простой смертный судить не может – это ясно только богам. Арджуна понимает, что его верный соратник и наставник абсолютно прав – он соглашается исполнить долг воина.

Восемнадцать дней длится кровопролитное сражение. Победу одерживают пандавы. Среди сторонников кауравов остаются в живых лишь трое, однако они в последнюю ночь сражения пробираются в лагерь противника и истребляют всех, за исключением пятерых пандавов и Кришны. Противостояние обернулось огромной трагедией для каждого из участников.

Финальная битва войны на Курукшетре, рельеф XII векМестонахождение: Храм Хойсалешвара, Халебиду, Индия

Этимология и эпитеты

Согласно Монье Монье-Вильямс , слово Арджуна означает белый, прозрачный или серебристый. Он известен под многими другими именами, такими как:

  • Дхананджая — тот, кто завоевал богатство и золото
  • Гудакеш — победивший сон
  • Виджая — всегда победоносный, непобедимый и непобедимый
  • Савьясачи — тот, кто стреляет стрелами двумя руками
  • Шветхавахана — с белыми лошадьми, восседающими на своей чисто-белой колеснице.
  • Анага — безгрешный
  • Бибхацу — тот, кто всегда ведет войны честно, стильно и потрясающе.
  • Кирити — тот, кто носит небесную диадему, подаренную Царем богов Индрой
  • Джишну — торжествующий
  • Пхалгуна — рождена под звездой Уттара Пхалгуни ( Денебола во Льве )
  • Махабаху — с сильными руками
  • Гандивадхари — обладатель лука по имени Гандива
  • Партха — сын Притхи, также известный как Кунти
  • Каунтея — сын Кунти
  • Пандупутра — сын Панду

Рождение и ранние годы жизни

Поскольку Вичитравирья умер от болезни, Бхишма не смог занять трон из-за своего обета, а линия Бахлика не пожелала покинуть Королевство Бахлика, в Хастинапуре возник кризис престолонаследия . Сатьявати предлагает своему сыну Вьясу оплодотворить цариц Амбику и Амбалику с помощью практики Нийоги . Когда Вьяса пошел оплодотворить Амбику, его пугающий вид испугал ее, поэтому она закрыла глаза во время их союза; следовательно, ее сын родился слепым.

Дхритараштра вместе со своим младшим сводным братом Панду обучался военному искусству у Бхишмы и Крипачарьи . Из-за своей инвалидности Дхритараштра не может владеть оружием, но обладает силой ста тысяч слонов благодаря милости, данной Вьясой , и, как говорят, настолько силен, что может раздавить железо голыми руками.

Когда пришло время назначать наследника, Видура предположил, что Панду больше подходит, потому что он не слепой. Несмотря на горечь по поводу результата, Дхритараштра охотно уступил корону, хотя этот поступок превратился в покровительство, которое он будет иметь над своей короной позже в жизни. Дхритараштра женится на Гандхари из ослабленного и скромного вассала Хастинапура Гандхара ; Гандхари закрывает глаза тканью, чтобы лучше понять слепоту мужа. У него и Гандхари было сто сыновей, которых звали Кауравы, и одна дочь Душала . У него также был сын по имени Ююцу от наложницы.

Способы действия божественного оружия

Анализируя батальные сцены с применением божественного оружия, можно выделить четыре способа его действия:

1) Магическое использование стихийных сил природы, например, во время боя Арджуны с демонами «в непробиваемых панцирях»; где стороны попеременно обрушивают друг на друга потоки воды, град камней, огонь и ветер (III.168). Сюда же можно отнести поединок Арджуны и Ашваттхамана, где последний использует огонь, возникающий из тростниковой стрелы (XI.13–16). Поскольку ранее говорилось, что Ашваттхаман владеет оружием брахмаширас (Раудра) (X.12.1–9) и позже опять упоминается этот вид оружия (X.15.19–27), то речь идет именно об этом оружии;

2) Использование множества чудовищных существ, направляемых на противника. Как в случае использования оружия Раудра, которое Арджуна применяет против демонов пауломов и калакеев (III.170);

3) Материализация направляемых в противника потоков метательного оружия. Прмером служит использование Ашваттхаманом нараяны и агнеи в «Дронапарве». Кроме того, в «Карнапарве» к этому прибегают Арджуна и Карна, используя «оружие Брахмы», «оружие Индры» и «оружие Бхаргавы» (т.е. Рамы) (VIII.45.31–42; 65.24–31; 66.45–56). При этом упоминается, что стрелы Арджуны, невидимые в полёте, становились видимыми только у самой колесницы Карны (VIII.66.45–56). А ранее, в «Лесной книге» про упомянутое оружие Раудра сказано, что, «побуждаемое заклятием, оно порождает тысячи копий, устрашающие взор палицы и стрелы, подобные ядовитым гадам» (III.41.7–12) (цит. по ).

4) Единичное особо действенное оружие. Как например, стрела Айраваты, которой Карна намеревался сразить Арджуну (VIII.66.5–19), и стрела Анджалика, которой Арджуна, прибегнув к «заклятию истиной», уничтожает Карну (VIII.67.16–24).

Из представленных описаний становится ясно, что каждое оружие обладает своим способом действия, однако оружие Раудра (Пашупата, брахмаширас) является своего рода универсальным, могущим производить должны эффект в случаях 1, 2 и 3.

Как мы видим, говорить о существовании в Древней Индии ядерного оружия нет никаких оснований. Под божественным или небесным оружием в Махабхарате подразумеваются либо мантры, благодаря которым либо обычное оружие обретает чрезвычайную мощь либо вызываются стихийные силы природы, либо отдельные волшебные предметы. Таким образом, здесь мы имеем дело с вредоносной и военной магией контактного, вербального и инициального типа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: