Серафим саровский

Значение и описание икон Преподобного Серафима Саровского

Благо, отец Серафим жил не так уж давно (во всяком случае, по историческим меркам), посему до нас дошло несколько прижизненных портретов преподобного, которые и легли в основу его иконографии. 

Портреты старца писали многочисленные почитатели, братья Саровской обители, профессиональные художники (В. Раев, Д. Евстафьев, С. Серебряков). Кстати, Симеон Серебряков и сам принял иночество под именем Иосиф и писал портреты святого Серафима Саровского до конца своих дней. Так повлияло на живописца общение с преподобным! 

Считается, что самая старинная икона святого Серафима Саровского написана именно с образа, созданного Серебряковым. Первоначально это была просто картина, но когда Серафима канонизировали, его голову окружил нимб. С этого портрета-иконы было сделано множество списков, которые сейчас есть во всех православных церквях. 

Отец Серафим изображен в образе глубокого старца в епитрахили. Он выглядит изможденным и усталым, но глаза его сияют волшебным светом и горячей верой в Господа. В знак преданности Богу, невероятного смирения и чистоты помыслов правая рука Серафима приложена к груди в области сердца. 

Изображение Серафима Саровского в образе пастыря, которое восходит к портретам Серебрякова, наиболее близко к канонической иконографии. Поэтому оно наиболее популярно у воцерковленных людей: ростовые и поясные образа преподобного со сложенными руками или одной рукой, прижатой к сердцу, есть во многих православных домах. 

У простого люда большей любовью пользуются сюжетные иконы отца Серафима. Их достаточно много. Например, преподобного часто изображают в образе святого старца. Идущий святой – символ его вечного движения навстречу Спасению. В руках его – топор, посох или четки, олицетворяющие последовательно простой труд, странничество и моление. 

Еще один популярный в народе образ преподобного Серафима напоминает нам о его подвиге столпничества. Мы видим старца на камне, на котором он – вдумайтесь! – провел в молениях без малого три года. А рядом, на дереве, закреплен неизменный образ Божией Матери «Умиление», которому не уставал поклоняться преподобный. 

Не меньшей известностью пользуется житийный образ отца Серафима, повествующий о чуде явления Пресвятой Богородицы. Пречистая Дева являлась преподобному неоднократно, как во сне, так и наяву. С этим и связано разнообразие икон соответствующего извода: Серафима изображают молящимся или во время простого крестьянского труда, которым не гнушался всероссийский батюшка. А Богородица предстает нам одна или в окружении апостолов Петра и Иоанна, прочих святых и/или ангелов. 

С богословской точки зрения очень интересны образы, где Серафим Саровский изображен с другими святыми. О дуэте преподобных старцев Серафима Саровского и Сергия Радонежского мы уже говорили, но это далеко не все вариации. Есть иконы, где всероссийский батюшка соседствует с другими святыми: от блаженной Ксении Петербургской до членов царской семьи. 

Наконец, нельзя не упомянуть о житийных образах, ярко повествующих о добродетелях преподобного. Среди них – визуализация эпизода с разбойниками, которые сильно избили и хотели ограбить Серафима, но были им прощены. И, конечно стоит рассмотреть наиболее любимый в народе сюжет, где изображается Серафим Саровский с медведем. Снова напрашивается параллель с Сергием Радонежским, не правда ли? 

Серафим Саровский: краткая биография

Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

  • родился в 1833 году;
  • в 22 года покинул дом и стал иноком,
  • десять лет спустя был пострижен в монахи,
  • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
  • и в 78 лет скончался.

Однако жизнь любого подвижника складывается не из внешних фактов, а из распорядка жизни и из устроения жизни внутренней — которую на страницах книг или сайта описать трудно. А жизнь Серафима Саровского как раз была наполнена подвигами внутренними, которые показали — при истинном единении с Господом силы человеческие поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие животные пойдут к нему на поклонение, и никакие разбойники — ни небесные, ни тем более земные, ему страшны не будут!

Кто такой Серафим Саровский?

Серафим Саровский – это один из самых известных и почитаемых православных святых. Он прожил долгую и славную жизнь, посвятив себя служению Богу и помощи простым людям. 

Итак, родился Серафим Саровский (в миру – Прохор Мошнин) в зажиточной купеческой семье в 1754 году. Он с детства проявлял рвение в служении Богу, хотя мог сделать блестящую карьеру негоцианта: все предпосылки к этому у юного Прохора были. Как позже говорил Саровский, он сознательно выбрал путь накопления самого главного капитала, не материального, а духовного. 

С юных лет Прохора сопровождали Божьи чудеса. Мальчик в семилетнем возрасте упал с колокольни, но не разбился, а спустя три года тяжело заболел, но был чудесным образом исцелен во время Крестного хода. 

В возрасте 24 лет Прохор наконец смог отправиться туда, куда звало его сердце – в Киево-Печерскую лавру, а затем – в Саровскую пустынь. Однако со временем он начал понимать, что иночество рядом с братией – это не его путь, и удалился в глухой лес, где стал жить в уединенном скиту. 

Серафим Саровский вел невероятно аскетичную жизнь. Он много трудился, мало спал, зимой и летом ходил в одном и том же облачении и практически круглосуточно молился. Известно, что Серафим возделывал огород, добывал пропитание в лесу, а иногда в течение нескольких лет намеренно питался лишь сорняком, снытью. 

Житие Серафима Саровского можно читать не только как религиозную литературу, но и как книгу о чудесах, подвигах и героизме в самом высоком смысле этого слова. Чего стоит только описание прирученного медведя, явление Богородицы или прощение разбойников, напавших на Серафима и чуть было не лишивших его жизни! 

Помимо этого, преподобный известен следующими подвигами: 

  • Столпничество. Серафим провел тысячу дней в молитвах на огромном валуне. 
  • Молчание. В течение нескольких лет преподобный старался ни с кем не встречаться и не общаться. 
  • Затворничество. Возвратившись в монастырь, Серафим на 15 лет ушел в затвор, то есть все время проводил в молениях в собственной келье. 

К старцу Серафиму приезжали паломники со всех концов России. И никому он не отказывал, даря утешение, совет, благословение, исцеление от недугов. У него побывал даже император Александр I – слыханное ли дела для скромного иеромонаха? 

Серафим Саровский основал женскую Дивеевскую обитель и всемерно покровительствовал сестрам во Христе. В этом монастыре он и упокоился после смерти, которая застала его во время моления перед иконой БМ «Умиление». Сейчас эта икона и мощи преподобного Серафима являются главными святынями Дивеевского монастыря. Благо, они сохранились и доступны для поклонения. 

Не посвященному в вопросы теологии человеку может показаться странным, что столь светлого, смиренного и преданного служению человека возвели в ранг святых лишь спустя 70 лет после кончины. Но ответ на этот вопрос буквально лежит на поверхности: взгляды Серафима часто шли вразрез с официальным мнением РПЦ и были близки к старообрядческим. 

Житие преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носивший имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией

Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен, и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения, он быстро поправился

Мать благословляет Прохора в монастырь

В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава, и затем 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Но и после этого он был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников беззлобно простил.

По выздоровлении преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу — это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

Художник Павел Рыженко

Свои простые слова назидания преподобный Серафим основывал на Священном Писании и творениях святых отцов. Особо чтил Серафим Саровский святых поборников и ревнителей православия, и каждого приходящего он призывал хранить непоколебимую веру в Бога. Многих раскольников преподобный с любовью убедил оставить свои заблуждения. В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь. Но и после смерти на могилке преподобного совершалось множество чудес, которые были заботливо собраны их свидетелями, и в 1903 году преподобный был причислен к лику святых.

Фото: tatmitropolia.ru

Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.

1 августа по новому стилю Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти. 15 января мы отмечаем преставление преподобного Серафима Саровского. В этот же день, в 1991 году — уже после советской эпохи — чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В эти дни в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, носящие имя преподобного, отмечают свои именины.

Фото: tatmitropolia.ru

Краткая биография Серафима Саровского

Согласно одним историческим данным мальчик родился в 1759 году, по другим в 1754 году в купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных, при крещении ему дали имя Прохор. Его отец был добропорядочным и верующим человеком, занимался строительством домов и церквей, имел заводы. После смерти отца воспитанием сына занялась мать. Когда ему было семь лет, мать взяла его на строительство храма, где он упал с высокой колокольни и остался целым и невредимым. Агафья увидела в этом божий промысел и поняла, что сын находится под особой защитой Бога.

Мальчик любил уединяться и читать священные писания. В возрасте десяти лет он серьезно заболел и все думали, что не выживет. В то время совершался крестный ход в городе с чудотворной иконой Богоматери. Когда начался ливень, шествие изменило направление и пошло через подворье Мошиных. Тогда мать вынесла тело сына и приложила его к образу Богородицы. С тех пор здоровье мальчика пошло на поправку.

В юношеские годы Прохор посетил Киево-Печерскую лавру, и старец Досифей указал на место пострижения в монахи. Это была Саровская обитель. Когда Прохор вернулся домой, он просил благословение матери и навсегда попрощался с родными.

В 1778 году он прибыл в Саровский монастырь Тамбовской губернии. Он стал послушником старца Иосифа, трудился в хлебной пекарне и столярной мастерской. Как другие монахи он уединялся в лесной чаще с молитвами.

Через два года он заболел страшной водянкой и мучился почти три года. Все переживали за него и хотели вызвать врача, но Прохор отказался. Ему приснилась Богородица, которая пришла и дотронулась до его тела жезлом. С тех пор дела пошли на поправку.

Подвижничество

В 17 лет Прохор совершил путешествие в Киево-Печерскую лавру как паломник. Там путник встретил старицу Досифею, которая благословила парня на постриг и наказала отправляться в Саров. Мать не противилась выбору сына, понимая, что тот действительно каким-то образом связан с Богом. Спустя 2 года юноша уже готовился к монашеству в Саровской пустыни.

В 1786 году молодого человека наделили именем Серафим и посвятили в иеродиаконы, а спустя 6 лет — в иеромонахи. Попечение над местной сестринской общиной, называвшейся Казанской, священник взял в 1789-м. Позднее по благословлению отца Серафима и при его содействии рядом появилась Мельничная община. Земли объединились в одну территорию уже после смерти преподобного.

Серафиму был близок аскетичный образ жизни, как и большинству тех, кто избрал служение. Для единения с самим собой инок поселился в келье, которая находилась в лесу. Чтобы добраться до монастыря, Серафим преодолевал пешком расстояние около 5 км.

Из жития известно, что иеромонах носил в зимнее и летнее время одинаковые одежды, самостоятельно находил еду в лесу. Серафим Саровский непродолжительно спал, держал строжайший пост, перечитывал святое писание и часто предавался молитвам.

Годами Серафим ел лишь траву сныть. Кроме того, старец избрал особый вид подвига — столпничество, при котором 1000 дней и ночей непрерывно молился на валуне. Так Серафим стал именоваться преподобным, то есть схожим поведением с Иисусом Христом. Однако эта информация подвергается сомнению как светскими авторами, так и представителями Церкви.

В житии Саровского описан случай, как однажды разбойники, разузнав, что у Серафима бывают обеспеченные гости, посчитали, что инок успел разбогатеть. Пока иеромонах молился, грабители напали и избили его. Серафим не оказал никакого сопротивления, несмотря на силу, мощь и молодость. Но в келье аскета преступники никаких богатств не обнаружили. Преподобный выжил, но после произошедшего так и остался сгорбленным. Преступников поймали, но отец Серафим подарил виноватым прощение.

С 1807 года Серафим Саровский старался как можно меньше встречаться и говорить с людьми, начав новый подвиг — молчание. Через 3 года старец вернулся в монастырь, но на 15 лет ушел в затворничество, по окончании которого возобновил приемы. Серафим встречался не только с мирянами, но и с духовенством, обретя, как можно узнать из книг о его жизни, дар пророчества и целительства.

Стоит отметить, что, хотя детство и юность иеромонаха прошли в достатке, Серафим хорошо понимал, что простым людям приходится регулярно сталкиваться с тяжелым трудом. Возможно, поэтому преподобный рекомендовал мирянам придерживаться краткого молитвенного правила, дабы сильно не отвлекаться от земных хлопот.

Серафим Саровский скончался в 1833 году в своей келье. Событие произошло, когда старец совершал обряд коленопреклоненной молитвы. День памяти чудотворца — 2 января.

Канонизация и обретение мощей

Почитать Серафима начали еще при жизни, а канонизирован старец был по настоянию супруги Николая II Александры Федоровны. Это случилось 19 июля 1902 года. По слухам, императорская чета верила, что именно благодаря молитвам отцу Серафиму в царской семье появился наследник. Кроме того, святого любили в народе, а Романовы в вопросах веры стремились не отдаляться от подданных.

Такое развитие событий вызвало целый скандал, во главе которого стоял Константин Победоносцев, занимавший пост представителя императора в Святейшем Синоде. Последний не считал распоряжение царя соответствующим церковным канонам.

Отчасти Серафима Саровского не спешили причислять к лику святых из-за сведений, указывающих на симпатию преподобного к старообрядцам. О том, как в действительности иеромонах относился к раскольникам, до сих пор ведутся дискуссии.

Осенью 1920-го уездный съезд Советов в Темникове постановил вскрыть раку с мощами старца, что и произошло в конце года. В 1922-м останки Серафима Саровского оказались в Музее религиозного искусства в Донском монастыре, где затем попросту потерялись.

В 1990 году в фондах Музея истории религии при Казанском соборе в Санкт-Петербурге обнаружились неизвестные человеческие кости. Благодаря сохранившемуся акту вскрытия раки удалось установить, что останки принадлежат Серафиму Саровскому. Обретение мощей состоялось 1 августа 1991 года после торжественной встречи гроба иеромонаха в Дивееве.

Наследие

Православные продолжают молиться Серафиму Саровскому. Пресса не раз сообщала об исцелениях от различных недугов людей, которые приходили к мощам святого, предсказаниях и других чудесах, связанных со старцем.

Верующие знают не одну молитву отцу Серафиму. Преподобный помогает в исцелении, почитатели просят чудотворца подарить гармонию и душевную стойкость. Зачастую к иконе приходят, чтобы святой наставил на путь истинный. Нередко бизнесмены молятся Серафиму, желая получить успех в делах и торговле. Молодые девушки просят послать спутника.

Сегодня храмы Серафима Саровского есть почти в каждом городе России, среди них Москва, Санкт-Петербург и Казань. Есть приходы в честь преподобного и в небольших селах. Акафисты святому звучат даже за океаном.

В Фаворском свете

Что такое исихазм? Это другая духовная культура, другая система жизнеустроения, отличная от интеллектуализма Просвещения. Граница Запада и Востока (духовного «Запада» и духовного «Востока») прошла по горе Фавор.

Что произошло на горе Фавор? Господь преобразился пред своими учениками: апостолы увидели Христа не обычным человеком, а в сиянии славы, в свете уже здесь, на земле, открывающегося обожения.

Но ведь Господь со всеми своими энергиями, осияниями всегда был такой, с Ним ничего нового не случилось. Преображение произошло с учениками. На какой-то краткий миг у них открылись глаза, чтобы увидеть сияние, увидеть прославленного Спасителя, увидеть, как сказал Сам Христос, Царство Небесное, пришедшее в силе. (Лишь на короткий момент. Эта сила тут же их сбила с ног, они пали ниц и ничего не видели.) У них открылся слух: они услышали, как Спаситель разговаривает с Ильей и Моисеем. То есть произошло отверзение чувств, открылись новые чувства.

Ведь нам кажется — да, человек слышит, да, человек видит. На самом деле он ничего не видит и не слышит; только какие-то шумы и какие-то светы. А вот когда ему от Бога дано увидеть и услышать, вот тогда он преображается и видит и слышит по-настоящему.

Фаворский свет — это видение, которое возможно только в молитве, на высоком уровне подвига духовного, зрительное восприятие тех самых божественных энергий, божественного присутствия. Мы знаем, что Бог есть всё во всем, мы знаем, что мир пронизан божественной благодатью, но мы это знаем умом, а в молитве и в аскетическом делании мы получаем возможность это увидеть, прикоснуться.

И этими энергиями воспользоваться для своего преображения. В богословии есть такое понятие: синергия. Об этом состоянии апостол Павел сказал: уже не я живу, но живет во мне Христос. И появляется возможность для совсем другого поведения и отношения ко всему. Вроде бы ничего особенного нет, вроде бы преп. Серафим обыкновенный старичок, в балахончике холщовом, согбенный… И вдруг — небеса отверзаются. И вдруг оказывается, что он видит Россию в новом ее качестве, в новом ее предназначении и в новом способе устроения. Он увидел новый образ России, новый путь России. Поэтому иногда говорят, что он первый в русской истории преподобный пророческого типа. Не потому только, что он кому-то что-то открыл или сказал. А прежде всего по самому типу отношения к жизни. Вот в чем была его «пророчественность».

Преп. Серафим мог сидеть в своей дальней пустыньке и молиться в лесу или на камне, и никто его при этом не видел, но не зря он сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Этот дух изливается из каждого молитвенника и начинает преображать и благоустраивать жизнь окружающую. И не только человека, но и бессловесных тварей: и мишку косолапого, и зайца, и лис… То, что сейчас называется экология. И на этой новой, духовной экологии прежде всего, основан, между прочим, и иной, иноческий способ хозяйствования. В результате может быть так, что на Соловках, на севере, куда в советское время только ссылали и сажали, виноград рос! Монахи своим не только физическим, но и молитвенным, духовным, исихастским трудом так возделывали окружающий мир, что климат менялся. Это совсем другая культура, иной способ устроения и, кстати сказать, способ государствования другой, даже державное строительство, иное, духовное…

Еще в России этого нет, еще снег лежит на полях перед ближней пустынькой, а преподобный Серафим на этом снегу показывает Мотовилову, что значит быть в Духе Святом. Вот это очень четкий образ. Ничего не изменилось: заснеженная поляна, обрубок дерева, пенек, на который он посадил Мотовилова, а сам на корточки перед ним присел.

Н. А. Мотовилов. Фото третьей четверти XIX века

И вдруг — отверзаются небеса. И вдруг Мотовилова пронизывает Фаворский свет, который не жжет, который греет. И преподобный спрашивает: «Как, Ваше Боголюбие, чувствуешь, греет тебя? Греет. — А смотри, снег-то вокруг тебя не тает, — говорит старичок. — Снег-то не тает, значит, это другое тепло, другой свет, чем тот, о котором ты думал». Вот эта готовность и способность русского человека зажечься этим новым светом, новой энергией, и устроить в будущем всю жизнь свою в Фаворском свете подвига и молитвы, возможность строительства иной — Фаворской, на открытости к божественным энергиям созидаемой — культуры, — об этом пророчество (не в буквальном, писанном, слове) преподобного Серафима.

Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. Вторая половина XIX в.

Чудеса

Множество чудотворений связано с именем великого старца. По молитвам к блаженному Серафиму немые обретали голос, у слепых прозревали очи, калеки избавлялись от хромоты, парализованные могли двигать конечностями.

  • 19-летняя девушка имела сведенные конечности, ее руки были плотно сжаты на груди. После посещения могилки Серафима и купания в источнике, освященном во имя богоносца, больная самостоятельно встала, ее руки и ноги расправились, она стала самостоятельно передвигаться.
  • Крестьянку разбил 6 лет назад паралич. Ее, обездвиженную, привезли к роднику и трижды окунули в нем. Женщина полностью исцелилась.
  • В Крестном ходе участвовали мать и ее глухонемая дочь. Впереди процессии хоругвеносцы несли Лик Богородицы и большую икону Серафима Саровского. Женщина приложила ребенка к образу святого и малышка тут же окликнула своим голоском мать.
  • У могилки чудотворца прозрела молодая женщина, несколько лет назад полностью потерявшая зрение.

Известны случаи, когда люди исцелялись от сумасшествия, паралича, онкологии и прочих серьезных недугов. Все факты исцелений записаны в Летописи монастыря.

Служение Господу до конца дней

Двенадцатого июня 1787 года Серафим совместно с отцом Пахомием посещает Дивеево. Там они отпевали основательницу общины ─ Александру Мельгунову. После смерти отца Пахомия 27 августа 1794 года иеромонаха собирались назначить архимандритом, отправив его на строительство Алатырского Троицкого монастыря. Но Серафим отказался от этого предложения, направившись в Дальнюю пустыню. Там он придерживался строжайшего поста, часами молился на камне, постоянно работал. Принял на себя он и другие испытания, в числе которых трёхлетнее молчание. За ним следовало затворничество в течение пяти лет.

В 1823 году Серафим впервые смог исцелить больного помещика Михаила Мантурова. 25 ноября 1825 года Саровский получил очередное видение, во время которого Матерь Божия велела ему выйти из затвора. Она сообщила, что отныне иеромонах обязан принимать у себя в доме всех, кому необходимо лечение и утешение. Серафим щедро делился с людьми своей любовью, наставляя их на путь истинный и исцеляя.

Он чувствовал себя неловко в обществе женщин, но понимал, что не имеет права отказать в помощи нуждающимся. С 1829 по 1833 годы иеромонах всячески помогает расширению Дивеевской женской общины. Также он способствовал обустройству Ардатовской обители и Зеленогорской общины.

Умер Серафим 2 января 1833 года. Известно, что он находился на коленях перед иконой во время своей кончины. Книги и другие вещи в келье начали гореть, но монах был мёртв ещё до этого. Ещё при жизни он говорил, что не будет в его доме пожара до тех пор, пока не наступит время умирать. Похоронили Саровского у алтаря Успенского Собора, на месте, которое он сам указал незадолго до кончины. Гроб также был заранее вырублен из дерева собственноручно иеромонахом. 

https://youtube.com/watch?v=d_tt-i-UlFA

Необходимое предисловие

Говорить, писать о святых, снимать о них фильмы очень сложно. Сложно, во-первых, потому что давно разрушена традиция, в которой святость была — могла быть! — непосредственным опытом жизни русского человека. Причем разрыв этот произошел отнюдь не семьдесят или восемьдесят лет назад, во времена советского атеизма, а намного раньше. Уже в эпоху преп. Серафима далеко не все понимали и принимали тех людей, которые позднее были прославлены как святые.

Во-вторых, в нашей Церкви почти не существует богословского учения о святости. Как говорил Василий Васильевич Болотов, великий церковный историк, в Православной Церкви хорошо разработано учение о Святой Троице, о Христе, и мало — антропология, то есть учение о человеке. А учение о святости непосредственно связано с христианской антропологией, так как святость является наиболее высоким состоянием человека в его возможном приближении к обожению.

Есть и еще одна тонкость. Внутри самой Церкви к святости всегда относились в известной мере настороженно. По очень понятной причине: потому что она — по лезвию ножа с прелестью, то есть лжедуховным состоянием, псевдодуховным опытом. Иногда очень трудно различить, где и как состояние святости переходит в состояние прелести. Как сказал один поэт: «…дни мои бегут лукавы, завиваются кружа, я живу на грани славы, как на лезвии ножа». Так вот, на грани славы, славы не в обыденном смысле, а в смысле церковного прославления, сияния иконного нимба — это всегда на лезвии ножа. Потому не будем считать странным тот факт, что и к преп. Серафиму, к его подвигам и чудесам иные из его современников и его монастырского начальства относились настороженно.

Детство и юность Серафима Саровского

Привычное всем слово биография в церковной практике заменяется на более точное – житие. Действительно, это емкое слово охватывает куда больше: и всю жизнь от рождения до смерти, и ее духовную основу, и обетование жизни вечной. И уже по тому, что происходит в этом житии, можно судить об особом Божием произволении о будущем святом.

Родился Серафим Саровский 19 июля 1754 года и был наречен Прохором. Надо сказать, что долгое время в его биографии стояла другая дата – 1759 год, и она встречается в некоторых статьях до сих пор.Последнее десятилетие велись исторические изыскания, было изучено немало архивных документов, и на данный момент сошлись на официальной дате рождения – 1754 год.

Родился Прохор в городе Курске, в семье купцов Мошниных. Исидор и Агафья люди были набожные и честные. Отец был владельцем кирпичных заводов и занимался строительством. Незадолго до смерти он заложил собор во имя преподобного Сергия, но вскоре умер, оставив вдову с трехлетним сыном. Примечательно, что архитектором плана храма был знаменитый Растрелли, а в 1833 году собор стал кафедральным.

После смерти Исидора строительство возглавила его вдова Агафья, женщина очень умная и добрая. А еще она была поистине богобоязненная, много молилась и помогала бедным и неимущим. Сына Прохора она воспитывала в вере искренней и доброте, приучила его и к молитве.

Агафья почувствовала и нечто особенное в своем сыне – уж очень он тянулся к Богу. Как-то раз по делам стройки Агафья Мошнина ходила вместе с Прохором в собор

Оказавшись на самом верху строившейся тогда колокольни, мальчик перевесился, оперся о перила, чтобы посмотреть вниз, и по неосторожности упал на землю. Испуганная мать с ужасом сбежала вниз, не чая найти сына живым, но, к величайшему удивлению, увидела его целым и невредимым

Сын рассказал ей, что его Ангел на крыльях опустил. Мать тут же слёзно возблагодарила Бога и поняла, что сын Прохор Богом храним.

Когда Прохору исполнилось десять лет, его начали учить церковной грамоте. Он был крепким мальчиком, умным, но при этом проявлял кротость и смирение. За учебу взялся с охотою, да вдруг сильно заболел.

В сонном видении Прохор увидел Пресвятую Богородицу, Которая обещала посетить его и исцелить от болезни. Проснувшись, он рассказал это видение своей матери. И тут случилось чудесное событие. В это время в Курске шел Крестный ход с чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Вдруг начавшийся сильный дождь «заставил» Крестный ход зайти во двор Мошниной. Пользуясь этим случаем, Агафья вынесла больного сына, чтобы приложить к чудотворной иконе. Заметили, что после этого Прохор стал поправляться и вскоре выздоровел. Так исполнилось обещание Царицы Небесной посетить отрока и исцелить его. Учение свое Прохор продолжил после исцеления с усердием и особенно полюбил чтение Библии и духовных книг.

Старший брат Прохора, Алексей, занимался торговлею и имел свою лавку в Курске. Прохору приходилось помогать ему, учиться вести торговлю. Но к этому занятию не лежало его сердце. Все свое свободное время юноша старался посвятить Богу, почти каждый день стремился посещать храм. А так как торговля в лавке занимала значительное время, он вставал раньше других и спешил к ранней обедне.

Так он и возрастал в духовной жизни, а в семнадцать лет изъявил желание оставить мир и вступить на трудный путь иночества. К этому времени и сердце матери созрело отпустить его на служение Богу. И вот когда настал день прощания, Прохор помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил её родительского благословения. Агафья дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, и благословила его медным крестом. Этот крест – материнское благословение – батюшка Серафим носил на своей груди всю жизнь, до самого часа смертного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: