Просветление
Через шесть лет изучения и медитации в этой тогда еще приятной, поросшей лесом низменности Северной Индии у молодого принца созрели обещания из бесчисленных жизней. Он хотел наконец познать суть ума для блага всех существ. Для осуществления задуманного Сиддхартха выбрал место под названием Бодхгая, которое сегодня представляет собой оживленную деревню, полную азиатских храмов, западных туристов, последователей буддизма и индийских нищих, но где до сих пор сохраняется мощное поле силы.
В последнее время окрестности Бодхгаи стали весьма опасными, так что посещать святые места лучше только в светлое время суток и в составе больших групп, поскольку здесь могут убить просто ради вещей и денег. Бодхгая находится на юго-востоке от Дели в двух третях пути до Калькутты в штате Бихар, который в настоящее время безнадежно перенаселен. Придя туда, Сиддхартха сел под большим деревом с пышной кроной, твердо решив оставаться в состоянии самопогружения до тех пор, пока не будет достигнута цель – пока он не станет способным приносить пользу всем существам.
После шести полных самых разных переживаний дней и ночей, на утро седьмых суток принц достиг Просветления. Это майское полнолуние – примерно 2525 лет назад – было его тридцать пятым днем рождения, а через 45 лет стало днем его смерти. В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Сиддхартха стал светящимся осознаванием – знал все и был всем каждой клеткой своего тела.
В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Первые семь недель после окончательного постижения Будда продолжал сидеть под деревом – очевидно, для того, чтобы тело привыкло к огромным потокам силы Просветления.
В этот период к нему приходили боги – получали от него благословение и принимали в нем Прибежище. Как впоследствии и самые одаренные из людей, они видели в нем не человека, но зеркало своей собственной Будда-природы. Благодаря примеру Будды они получили возможность обратиться к ценностям, на которые действительно можно положиться.
Осуществление желания
О самоумерщвлении речь уже не шла, необходимо было отыскать «срединный путь». В ходе поисков новой дороги наставник лишился пяти сподвижников, которые верили в него. После того, как их учитель вновь стал принимать пищу, они разочаровались и покинули его.
Оставшись один, Бодхисаттва получил возможность идти к своей цели, ни на что не отвлекаясь. Ему удалось отыскать уединенный участок на берегу реки Неранджары, который казался идеальным местом для погружения в мысли.
Там росло священное дерево ашваттха (разновидность индийской смоковницы), под которым нашлось место соломенному матрасу. Жаждущий просветления Сиддхартха уселся на нем, скрестив ноги, а перед этим дал себе клятву оставаться там до победного конца.
Будда не спешил покидать чудесное место, поскольку ему требовалось определенное время для осознания результата. Прошло несколько недель, прежде чем он решился уйти оттуда. Перед ним стоял нелегкий выбор:
- оставаться и далее в одиночестве, наслаждаясь долгожданным ощущением освобождения;
- вернуться в общество, чтобы поделиться своим опытом.
Открывший истину решил вернуться в человеческий мир.
Четыре Благородные Истины Будды
Далее, после своего Пробуждения Будда Шакьямуни решил рассказать про Истину в этом мире. Пять его спутников по аскезе и стали его первыми учениками, которые впоследствии стали просветленными.
Своей жизнью Будда решил наполнить смыслом жизнь и обычных людей, а для этого необходимо осознать Истину о Страдании, и ее Прекращении, этому и служат 4 закона, или благородные истины учения будды.
Первая Истина о Страдании – само рождение уже есть страдание, за которым следуют болезни, старость и смерть, а также боль, разлука и невозможность получить желаемое.
Вторая Истина о Причинах Страдания – причина в том, что человек привязан к своим желаниям и желает слишком многого. Одно желание следует за другим и цепочка перерождений не прекращается. Колесо сансары безжалостно прокатывается по живым существам, принося страдания и непостоянство.
Третья Истина Будды о Прекращении Страдания – их можно уничтожить, уничтожив привязанности и желания, приносящие страдания.
А уже Четвертая Истина – это Истина Пути: страдания и непостоянство разрушаются Анализом непостоянства, соблюдением Заповедей, и кроме того Размышлять правильно, входить в практику Медитации и Самадхи, размышляя о непостоянстве и страдании этого мира, а также его пустотности и отсутствия самости или «я» в теле и внешних вещах.
Вторник – день отдыха
Цвет вторника – розовый. Планета – Марс. Животное – Лев. Асана вторника – Лежащий Будда. Мангала – четырёхрукий бог войны и безбрачия, который изображается красным и сидящим на баране. В руках он держит трезубец и булаву. Это свирепый бог, однако благие деяния ему не чужды.
Индийская легенда гласит, что
Положение Будды, соответствующее вторнику – Будда, лежащий на правом боку.
Почему он лежит? Этой позе соответствует две легенды. Какой из них придерживаться вам – решайте сами.
Первая легенда. Есть такой демон-гигант Раху, который временами проглатывает солнце или луну, вызывая солнечные и лунные затмения. И вот однажды Раху услышал о мудрости Будды и захотел его увидеть. Но как же это сделать? Ведь Раху – это исполин, гигант по сравнению с каким-то земным Буддой. Как он может склонить свою голову перед ним? Будда же прознал о желании Раху видеть его, и прознал о его мыслях. Но перед ним стояла совсем другая проблема: как дать такому «букашке» Раху возможность увидеть себя? И тогда к нему пришла идея лечь, чтобы не сильно возвышаться над демоном-гигантом. Раха был поражён тем, что даже ступни Будды оказались выше роста демона, который считал себя самым большим в мире.
Вторая легенда. В последний день жизни на земле Будда обратился к своим последователям: «Есть ли у вас какие-то вопросы или неясности?» Вопросов не было. Будда сказал, что скоро отправится в нирвану, взял чашу для пожертвований и пошёл в город в поисках завтрака. На пути ему встретился кузнец Кунда, пригласивший его на завтрак. Он отправил своих близких на рынок, чтобы они купили самых лучших продуктов для значимого гостя. Когда обед был готов, Будда, будучи ясновидцем, узрел, что в число дорогих грибов в изысканном карри попало несколько ядовитых, но сделано это было не со зла. Тогда он быстро съел это карри, чтобы не пострадал никто кроме него, поблагодарил Кунду и вернулся к своим ученикам, лёг в тени саловых деревьев и отправился в нирвану.
Значение дня недели: рождённые в этот день будут склонны к лёгким победам, будут удачливы и везучи. Самые удачные цвета – жёлтый, фиолетовый и чёрный. Избегать лучше белого цвета. Благоприятные для любых начинаний дни – четверг и суббота, а вот в понедельник нужно быть предельно осторожным.
Многочисленные имена
Имя благоверной Пробужденного и ее фигура в истории очень неоднозначны. Вокруг ее личности витает много легенд, загадок: как ее звали на самом деле, кем она была и была ли вообще.
Санскритское слово «Яшодхара» имеет два корня – yаsаs и dhаrа – что дословно означает «нести славу». Некоторые теологи считают, что это слово означает мистическую силу.
В отдельных случаях к имени этой девушки добавляют слово «тхери», что значит «старейшина». Также спутницу Сиддхартхи нередко называют «Рахуламата», что переводится довольно просто – «мать Рахулы».
В разных ответвлениях буддизма по-разному называют супругу Сиддхартхи:
- В тхераваде ее зовут Бхаддакачча.
- В махавамсе она – двоюродная сестра Гаутамы и родная сестра Девадатты – монаха, который создал раскол в сандхи; величают ее Бхаддакаччана.
- Учение махавасту считает, что Девадатта просил руки этой девушки, потому не может быть ей братом, а ее саму именует традиционно – Яшодхара.
- Используется часто и другой вариант – Ясодара. Он упоминается в буддхавамсе, а также в текстах буддизма северной Индии, написанных на санскрите и переведенных на китайский и тибетский язык.
Обретение знаний
С того дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.
Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу. У этого события даже есть название – «Великое Отправление».
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru
Естественно, об этом узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.
Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации. Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.
Его целью была юго-восточная Индия. Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи. Методы были самыми суровыми – аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.
Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял – это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело. Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь. Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения.
Распространение Дхармы
Будда был наставником для самых разных людей. Он неутомимо путешествовал по долине индийской реки Ганг, читая проповеди всем, кто его слушал. Монахи из Сангхи сопровождали его 8 месяцев в году, оставшееся время, в период дождей, оставались пережидать непогоду в каком-нибудь монастыре или лесу. Вскоре у Сангхи появился свой монастырь неподалеку от Раджадриха – подарок царя Бимбисара, а затем и роща вблизи Шравасти – щедрое приношение одного купца.
Шуддходане донесли о просветлении сына, и отец отправлял девять делегаций с просьбой о возвращении в Капилавасту. Все их участники стали членами Сангхи. Будда направился в родной город после появления еще одной группы, в которой был его друг детства.
На просьбу названой матери Махи Паджапати войти в Сангху Будда ответил отказом, но через некоторое время она была принята в общину вместе с другими благородными женщинами. Единственный сын после взросления тоже пожелал вступить в Сангху и впоследствии стал одним из архатов. А отец Будды принял учение своего сына. В последствии и другие цари приняли буддизм.
Рождение будды Сиддхартхи Гаутамы
В майское полнолуние Майя рожает младенца и вскоре умирает. Легенда гласит будто грудной ребенок говорит матери что пришел освободить мир от страданий. Он идет по траве, а вокруг распускаются цветы. Так же на теле младенца находят знаки в доказательство его избранности богами. Так начинается история просветления будды Сиддхартха Гаутама — одного из величайших учителей древнего мира. Здесь автор полагает, что вышеописанные сверхъестественные качества не более чем преувеличение, попытка приукрасить историю (дальше вы поймете почему).
Мальчика называют Сиддхартха (идущий к цели), он растет в стенах дворца, в изобилии, в достатке и взаперти… Раджа Шуддходана знает о пророчестве и намеревается сделать из принца достойного наследника — великого воина и правителя. Побаиваясь как бы принц не ударился в духовные поиски, царь ограждает Сиддхартху от внешнего мира так, что он не знает что такое болезнь, старость и смерть. Так же он не знает о монахах и духовных учителях (здесь очевиден парадокс — если Гаутама является просветленным с момента рождения, он должен знать о старости, болезни, и тем более о смерти).
Просветление
49 дней Сиддхаттха просидел на месте, не вставая из-под дерева Бодхи, даже когда Мара, индийский демон, соблазнял его видениями прекрасных женщин. К ночи своего рождения, достигнув 35 лет, Сиддхаттха наконец познал Истину, увидел корень человеческих страданий и способ избавиться от них. После этого принц и получил своё имя, «Будда», в переводе «пробуждённый». Он долго сомневался, стоит ли делиться приобретением полученных знаний с людьми – жадными и тщеславными, но Сахампати встал на сторону людей, заявив, что и среди них найдутся те, кому «Дхарма» (полученное учение) может помочь жить лучше. Так Будда и стал наставником.
Первыми, с кем Будда поделился своим учением, стали купцы, встреченные им по дороге – по легенде, он даже дал им два локона со своей головы. Сейчас они хранятся в Бирме, в храме Шведагон. Будда хотел нанести визит своим бывшим учителям, чтобы поделиться знанием и с ними, но они оба уже умерли. Найдя своих прежних спутников, Будда поделился учением с ними и потратил оставшиеся 45 лет на путешествие по Индии. Он старался просветлять всех, кого встречал, вне зависимости от статуса, возраста, пола и рода деятельности.
Важное значение слова Будда
– пробужденный или просветленный человек, достигший высшего состояния сознания. Основателем буддизма, религиозно-философского учения о духовном пробуждении, считается принц Сидхартха Гаутама, живший в Индии около 2 500 000 лет назад и достигший просветления в возрасте 35 лет. Позже он получил имя Будда Шакьямуни. См.
В буддизме слово “Будда” (Просветленный) не используется для обозначения имени человека, а имеет довольно широкое значение. Согласно учению, существует пять живых существ: боги, люди, призраки, животные, обитатели ада. Таким образом, шестой род, или будда, чем-то отличается от вышеупомянутых представителей мира.
Значения слова Будда. Что такое Будда?”
Будда (санскр. от Buddha – буквально, просветленный).
В буддийской религии – существо, достигшее высшей святости. В буддийском пантеоне есть много Будд. В более узком смысле Б. – по прозвищу Сиддхартха Гаутама – является, согласно буддийской традиции, основателем буддизма, жившим с 623 по 544 гг. до н.э., или 60 лет. Согласно буддийской традиции, он происходил из царского рода Готама (отсюда его родовое имя – Гаутама), из племени шакьев, населявших северную Индию на южной границе современного Непала (отсюда одно из его прозвищ Шакья – Муни – отшельник Шакья). В возрасте 29 лет Б. оставил свою семью и отчий дом и после 7 лет скитаний, аскетических практик и медитации стал проповедником нового учения. См. статью Буддизм и литература под ее руководством.
Ф. Ильин.
Будда (Будда), титул, даваемый буддистами любому (земному или трансцендентному) существу, достигшему состояния “нирваны” (полное освобождение). Однако обычно так называют Сиддхартху Гаута-му (середина I тысячелетия до н.э.), основателя буддизма. Согласно традиции, он отказался жить как княжеский сын и стал странствующим аскетом, чтобы познать смысл существования. В возрасте 35 лет под деревом Бодхи (просветления) на него снизошло просветление. Он понимал, что страдание является источником всего существования, но, следуя “средоточию праведной жизни”, между самоотречением и крайним аскетизмом, мужчины и женщины могут достичь просветления. Б. странствовал по северной Индии около 45 лет, проповедуя. Он провел около 45 лет в северной Индии, проповедуя и создавая общины, сангхи, которые объединяли огромное количество его последователей. Он достиг нирваны просветления, а после смерти достиг окончательной (высшей) нирваны (парихирваны). Учение Б. понимается в контексте индуистских верований о циклах невероятных перерождений и поисках пути к полному освобождению от них. Хотя Б. принял многие идеи других индийских религий, таких как джайнизм и индуизм, у него преобладает отрицание существования материальной и духовной субстанции, особенно отрицание существования души. В своей первой проповеди Б. провозгласил “четыре благородные истины”: вездесущность страдания; желание как его причина; освобождение от страдания через отказ от желания; восьмеричный путь спасения, ведущий к нирване. Этот восьмеричный путь включает в себя: правильное воззрение, правильное стремление, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную умственную ориентацию и правильное сосредоточение (медитацию). Нирвана может быть достигнута каждым, кто следует этому пути нравственности, медитации и мудрости. Существует множество изображений Б., особенно скульптурных, обычно в сидячей, медитативной позе со скрещенными ногами….. смотреть
Шестой подвиг
С раннего детства Сиддхардха проявлял стремление к размышлениям. Отца это беспокоило. Поэтому он создал для сына такие условия, чтобы разум Сиддхартхи Гаутамы был занят лишь науками и искусством, и чтобы он никогда не узнал, что такое добро и зло.
Шестым подвигом Будды называется уход принца из отчего дома. Это произошло, когда ему исполнилось 29 лет.
В некоторых источниках история Будды Шакьямуни содержит сведения о том, что Будда четыре раза тайно бродил за пределами родного города. В четвёртое посещение он встретил мудреца, который рассказал ему о горестях людей, а также о страстях и пороках, терзающих их.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Так Будда Шакьямуни узнал о существовании страдания, но также он понял, что страдание можно преодолеть. Чтобы узнать настоящую жизнь, молодой человек задумал уйти из дворца.
Отец воспротивился его плану — он организовал новые развлечения для сына и усилил охрану дворца. Сиддхартха не стал менять своего решения. Он спросил отца, может ли тот избавить его от старости и смерти. Не получив ответа, принц дождался ночи, оседлал коня и вместе с преданным слугой покинул Капилавасту.
Ранние годы
Мальчик получил имя Сиддхартха и носил фамилию Гаутама. По одной из версий его отцом был влиятельный монарх. Существует также предположение о том, что родитель будущего Просветленного возглавлял совет старейшин.
В древних текстах, где написано кратко об истории жизни Будды, говорится о различных чудесах
Необычные события, которые сопровождали рождение ребенка, привлекли внимание одного из мудрецов. Уважаемый человек осмотрел новорожденного, узрел на его теле признаки будущего величия и поклонился мальчику
Парень рос в очень комфортных условиях. Это неудивительно, ведь речь шла о принце. Отец предоставил ему возможность проживать поочередно в трех дворцах, каждый из которых был возведен под конкретный сезон. Юноша приглашал туда своих друзей и наслаждался жизнью в их компании.
Место рождения Будды может быть затоплено
Власти Непала направили Индии официальный протест в связи со строительством 6-метровой дамбы на реке Данав, всего в 200 метрах от границы. В документе говорится, что возведение дамбы является нарушением международного права, запрещающего возведение подобных сооружений ближе чем в 8 километрах от границы.
Лумбини место рождения Будды Шакья
Индусы говорят, что дамба необходима для решения ирригационных задач, но в Непале считают, что это сооружение представляет опасность для расположенного южнее границы непальского местечка Лумбини. Считается, что именно здесь в 623 году до нашей эры родился принц Гаутама Сидхартха, достигший просветления и ставший Буддой. Лумбини признано родиной Будды и внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Лумбини храм
Индия оспаривала это, считая, что основатель одной из мировых религий родился южнее, на территории современной Индии, однако находка в Лумбини в 1996 году памятной стелы в честь рождения Будды, высеченной в 249 году до нашей эры индийским царем Ашокой, сильно укрепило позицию сторонников «непальской» версии.
Лумбини место Будды
Непальский парламентарий-коммунист заявил AP, что возведение Индией дамбы — часть хитроумного заговора индусов с целью разрушения настоящей родины Будды и возведения фальшивого Лумбини где-нибудь на территории Индии.
Даты празднования
Годы | Таиланд | Сингапур | Лаос | Бирма | Шри-Ланка | Камбоджа | Индонезия | Непал и Индия | Китай | Малайзия |
2001 г. | 7 мая(2544 г. до н.э.) | 7 мая | 6 мая(2545 г. до н.э.) | 7 мая(2545 г. до н.э.) | 7 мая(2545 г. до н.э.) | — | 30 мая | |||
2002 г. | 26 мая(2545 г. до н.э.) | 27 мая | 26 мая(2546 г. до н.э.) | 26 мая(2546 г. до н.э.) | 26 апреля(2546 г. до н.э.) | — | 19 мая | |||
2003 г. | 15 мая(2546 г. до н.э.) | 15 мая | 15 мая(2547 г. до н.э.) | 15 мая(2547 г. до н.э.) | 15 мая(2547 г. до н.э.) | — | 8 мая | |||
2004 г. | 2 июня(2547 г. до н.э.) | 2 июня | 3 мая(2548 г. до н.э.) | 4 мая(2548 г. до н.э.) | 3 мая(2548 г. до н.э.) | — | 3 мая | 26 мая | ||
2005 г. | 22 мая(2548 г. до н.э.) | 23 мая | 22 мая(2549 г. до н.э.) | 23 мая(2549 г. до н.э.) | 22 мая(2549 г. до н.э.) | — | 23 мая | 15 мая | ||
2006 г. | 12 мая(2549 г. до н.э.) | 12 мая | 11 мая(2550 г. до н.э.) | 12 мая(2550 г. до н.э.) | 12 мая(2550 г. до н.э.) | — | 13 мая | 5 мая | ||
2007 г. | 31 мая(2550 г. до н.э.) | 31 мая | 31 мая(2550 г. до н.э.) | 30 апреля(2551 г. до н.э.) | 1 — й мая (2551 ВЕ) | 1 — й мая (2551 ВЕ) | 1 — й июнь (2551 ВЯ) | 2 мая | 24 мая | |
2008 г. | 19 мая(2551 г. до н.э.) | 19 мая | 18 мая(2551 г. до н.э.) | 19 мая(2552 г. до н.э.) | 19 мая(2552 г. до н.э.) | 19 мая(2552 г. до н.э.) | 20 мая(2552 г. до н.э.) | 20 мая | 12 мая | |
2009 г. | 8 мая(2552 г. до н.э.) | 9 мая | 8 мая(2552 г. до н.э.) | 8 мая(2553 г. до н.э.) | 8 мая(2553 г. до н.э.) | 8 мая(2553 г. до н.э.) | 9 мая(2553 г. до н.э.) | 8 мая | 2 мая | |
2010 г. | 28 мая(2553 г. до н.э.) | 28 мая | 28 мая(2553 г. до н.э.) | 27 апреля(2554 г. до н.э.) | 27 мая(2554 г. до н.э.) | 28 апреля(2554 г. до н.э.) | 28 мая(2554 г. до н.э.) | 27 мая | 21 мая | |
2011 г. | 17 мая(2554 г. до н.э.) | 17 мая | 17 мая(2554 г. до н.э.) | 17 мая(2555 г. до н.э.) | 17 мая(2555 г. до н.э.) | 17 мая(2555 г. до н.э.) | 17 мая(2555 г. до н.э.) | 17 мая | 10 мая | |
2012 г. | 4 июня(2555 г. до н.э.) | 5 мая | 5 мая(2555 г. до н.э.) | 5 мая(2556 г. до н.э.) | 5 мая(2556 г. до н.э.) | 5 мая(2556 г. до н.э.) | 6 мая(2556 г. до н.э.) | 6 мая | 28 мая | 5 мая |
2013 | 24 мая(2556 г. до н.э.) | 24 мая | 24 мая | 24 мая(2557 г. до н.э.) | 24 мая | 25 мая(2557 г. до н.э.) | 25 мая | 17 мая | 24 мая | |
2014 г. | 13 мая(2557 г. до н.э.) | 13 мая | 6 мая | 15 мая(2558 г. до н.э.) | 14 мая | 6 мая | 13 мая | |||
2015 г. | 1 — й июнь (2558 ВЯ) | 25 мая | ||||||||
2016 г. | 20 мая(2559 г. до н.э.) | 21 мая | ||||||||
2017 г. | 10 мая(2560 г. до н.э.) | 10 мая | 10 мая(2561 г. до н.э.) | 10 мая |