История йоги

Историческая справка

История возникновения йоги — дорога к совершенствованию духа и достижению возвышенного познания. Арийская культура прошлой Индии не является единственным первоисточником йоги. Ее история имеет неразрывную связь с индуизмом, это универсальное учение. Основываясь на древних индийских текстах — Ведах, и археологических находках можно сказать, что система йоги зародилась в древнейшей Индии.

Доклассический период в учении

Основы йогиновской практики берут начало в цивилизации Инда-Сарасвати более 5 тыс. лет назад на севере Индии. Старинные священные Веды упоминали йогу. Это своего рода сборники духовных текстов, которые содержали песни, мантры, ритуальные обряды, используемые брахманами и священнослужителями. Благодаря таким людям, учение постепенно подвергалось усовершенствованию и развитию. Они описывали медитации и взгляды в Упанишадах — огромной книге из более, чем 200 текстов. Самым известным и популярным является принесение жертвы во время ритуала, они научились этому из Вед, тем самым обучаясь принижать свое эго путем самопознания, действия и мудрости.

Классический период

На этапе, который называется доклассическим, йога представляла собой комбинацию самых разнообразных учений, мнений, взглядов, которые иногда находились в противоречии. Классическая же стадия характеризуется Йогой-сутры Патанджали — это первое систематизированное определение йогического учения. Текст был написан во II веке и содержал путь, пройденный Раджа-йогой (классический). Патанджали реорганизовал йогиновскую практику в так называемую «восьмерку», где были пошагово описаны стадии достижения самайи (просветления). Йога-сутры считается основополагающей для современного учения.

Постклассический период

Мастера йогиновской практики, спустя века после Патанджали, основали систематизированный комплекс упражнений, целью которых было улучшение физического состояния и продление жизненного пути йогина. Человеческое тело воспринималось, как инструмент достижения нирваны. Ведическое учение было опровергнуто. Тантра-йога использовала резко противоположные способы очищения тела и разума, развязки узелков физической сущности человека. Таким образом, эта практика духовно-физических связей, которые были сконцентрированы на теле, достигла уже более современного этапа учения — Хатха-йоги. Этот тип в современном мире ошибочно принимается за йогическую практику, но это только ее небольшая часть.

Возможны ли травмы при занятиях йогой

Иногда люди, практикуя медитативные практики, могут случайно покалечиться. Это своего рода спортивная травма. Как правило, к таким последствиям приводят некоторые йогинские позы: стойка на голове или руках, поза лотоса и пр.

Причиной этих травм является неопытность новых учеников или их наставников. Инструкторы проходят неполное и некачественное обучение, так как курсы йоги набирают все большую популярность. Не все учителя йоги могут правильно оценить физическую подготовку занимающихся, и порекомендовать не выполнять определенные позиции во избежание негативных последствий. Также, как и новый ученик может не верно расценить возможности и попытаться занять сложные позиции без тренировки.

Йога как гимнастика для позвоночника и суставов

Гибкий позвоночник и подвижные суставы – основа здоровья опорно-двигательной системы. Даже если вы недостаточно гибки от природы или стали такими с возрастом, регулярные упражнения помогут вам восстановить функциональность костно-связочного аппарата и развить ее до максимальных пределов.

Делая асаны, вы растягиваете мышцы и суставы, стимулируя обменные процессы внутри тканей. Уже через 1,5 – 2 месяца в сочленениях активизируется выработка синовиальной жидкости, мускулы быстрее освобождаются от молочной кислоты, вызывающей чувство утомления и напряжения. А гибкость – один из признаков молодости организма.

Классический период (около 200 — 500 л. н.э).

Классическая йога — одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр — афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Серии Аштанга йоги

Асаны Аштанга йоги образуют единую последовательность, разбитую на три серии (третья, в свою очередь, еще на четыре) по характеру воздействия поз на организм.

Первая (начальная, или основная) серия называется йога-чикитса или рога-чикитса (roga — недомогание, болезнь; cikitsa — терапия). Сюда входят асаны, помогающие оптимизировать работу тела, избавиться от имеющихся болезней и предотвратить новые

Уходит лишний вес, исчезают хронические боли, улучшается кровообращение, очищаются внутренние органы, развивается способность концентрировать и удерживать внимание. Человек становится здоровым, гибким, сильным и уравновешенным

Вторая (промежуточная) серия — нади-шодхана (nadi — энергетические каналы в теле; sodhana — очищение), предназначена для очищения нади, или нервной системы.

Третья (продвинутая) серия получила название стхира-бхага (sthira — устойчивый, неизменный; bhaga — часть, место), что переводят как «достижение внешней и внутренней силы и гармонии». Чтобы практиковать Третью серию, требуется большая сила и гибкость, контроль дыхания и  бандх, стабильность ума. Тело становится необычайно легким и крепким, сознание — устойчивым и восприимчивым.

Каждую серию необходимо осваивать планомерно, шаг за шагом. Нужно научиться выполнять каждое движение и удерживать асаны, не испытывая дискомфорта и сохраняя спокойное равномерное дыхание. Только после этого можно двигаться дальше.  В противном случае неподготовленные тело и сознание будут расходовать энергию вместо того, чтобы накапливать. Йога бесполезна, если пропускать сложные элементы, пренебрежительно относиться к очередности асан и виньяс, технике и дыхания и другим элементам. Все это негативно отразится на мышцах, нервной системе и сознании, и может сильно замедлить движение по пути.

Как устроены серии

  1. Любая серия начинается с Сурья-Намаскара A и В. Это идеальная техника для разогрева и пробуждения тела. Обычно выполняют 5 первых и 3-5 вторых — в зависимости от климата и состояния тела.
  2. Асаны стоя. Этот блок есть во всех сериях. Это фундамент всего, что делается далее, и пренебрегать им ни в коем случае нельзя.
  3. Асаны сидя. Эта часть в каждой серии меняется.
  4. Завершающая часть — перевернутые асаны (начиная с Саламба Сарвангасаны).

В каждой серии асаны расположены таким образом, что предшествующая поза подготавливает тело к следующей. Поэтому пропускать позы или заменять одни на другие нельзя. Если человек не в состоянии выполнить полный вариант асаны, можно сделать подготовительный или упрощенный.

Кроме того, как было сказано выше, серии Аштанга йоги оказывают на тело и сознание определенный эффект. Однако он достигается, только если мы сохраняем последовательность в целостности, не меняя ее по своей прихоти.

Определение

На Санскрите позы йоги называются словом Асана. Они являются третьей ступенью в системе Аштанга йоги, согласно Йога Сутрам мудреца Патанджали. Собственно, там же (2.46) мы находим и определение асаны:

И далее (2.47):

Асаны йоги, будучи частью большей системы саморазвития, практиковались, в основном, для двух целей:

  1. Устранить возможные проблемы со здоровьем
  2. Обеспечить возможность без труда сохранять одно положение тела в течение долгого времени (обычно, это сидячая поза для длительных медитаций).

Разные уровни йоги называются по-разному; например, уровень практики поз и очистительных процедур (Шат-карма) носит название Хатха Йога. А уровень, на котором сознание достигает вершин развития, называется Раджа Йога — на этом этапе асана фактически приравнивается к устойчивому сидячему положению.

Так йога ли это?

Возникает вопрос: насколько правомерно в таком случае всю современную практику называть йогой и отождествлять с древней традицией? Что ж, меняется жизнь, меняется человеческое тело и сознание, меняется мир вокруг нас, а вместе с этим меняется и йога, адаптируясь как живое учение к потребностям современного человека. Просто не нужно излишне мистифицировать современную йогу и искать  метафизические аспекты и скрытые сакральные смыслы там, где их нет. А тот факт, что с каждым годом в практику йоги вовлекается все больше людей во всем мире, и все больше людей находят в ней источник хорошего физического самочувствия и душевной гармонии, говорит о том, что никакие нововведения йоге не мешают, а делают ее только лучше. И, в конце концов,

Вайшешика

Система Вайшешика сходна с Ньяей, поэтому впоследствии образовалась синкретическая школа — Ньяя-Вайшешика. Эта система выделяет особенное, отличное в рассматриваемом мире. Основатель Риши Канада, основной текст Вайшешика-сутры.

Система подробно рассматривает атомарное строение мира и, подобно школе Ньяя, выводит существование внеположного телу Атмана. И Ньяя и Вайшешека — обширные системы, рассматривающие мир посредством логики и выведения особенного. Эти исследования применяются во многих системах не связанных с этими школами. И мы будем в той или иной степени встречаться с ними при изучении Санкхьи и Йога Сутр.

Финно угорские языки

В III–II тысячелетиях некоторые их племена мигрировали по лесной части северных районов Восточной Европы вплоть до Балтийского моря.

Значит, их контакты с приуральскими группами арьев могли привести к некоторым языковым заимствованиям, что и выявлено наукой.

Но в дальнейшем их встречи и даже соседство с предками славян были, видимо, далеки от тесных контактов, так как в славянских языках практически не прослеживается заимствований из финно-угорских, особенно таких схождений, которые связаны с древнейшими периодами жизни.

Поскольку к древнейшему периоду формирования всех индоевропейских народов относятся достигавшие разной степени развития их взаимные связи, а значит, и взаимопроникновение ряда издревле общих или сходных слов, то, повторяем, что, хотя такие схождения прослеживаются вплоть до нашего времени, наибольшее их число относится все же к славянским языкам и санскриту, что крайне важно для подтверждения глубокой древности происхождения славян и близости в те эпохи их далеких предков к предкам арьев

Как работают позы йоги?

Еще в древности йоги обнаружили, что определенное положение тела (т.е., по сути, асана) раскрывает энергетические каналы и психические центры в нашем теле. Также они узнали то, что благодаря развитию контроля над телом через практику асан, становится возможным контроль над умом и внутренней энергией (Прана). Таким образом, позы йоги стали инструментом для развития сознания, приобрели роль фундамента, на котором строилось изучение и исследование возможностей своего тела и ума, с целью выхода сознания за пределы привычных границ восприятия, и соединение его с высшей реальностью. Возможно, именно по этой причине, описание асан дается в первой главе известного, классического трактата по йоге Хатха Йога Прадипика.

Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV—XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль

Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики

Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

«Арктическая родина в “Ведах»

Этот труд под названием «Арктическая родина в “Ведах”» был впервые издан в 1903 г., а затем неоднократно переиздавался на разных языках.

Исследователями было выявлено сходство некоторых слов индоевропейских языков, а также ряд совпадений в их грамматическом строе, близость верований и обычаев этих народов.

В поиске путей «прародины» и «праязыка» некоторые ученые пришли даже к заключению, что в древности была общая арийская раса.

Возникла дискуссия о возможности существования такой расы, и проявилась тенденция причислять к ней лишь кельтов и германцев.

Сначала искали их родину в Центральной Азии и даже в Гималаях, что является абсурдом с точки зрения любой отрасли науки, затем связали их происхождение с «арийской расой» севера, и в результате многие вышли за рамки научных исследований, что привело в XX в. к нелепому утверждению об «арийстве» немцев и «неарийстве» ряда других народов, в том числе славян.

Свами Шивананда

Другой важный гуру, который помог бы популяризировать хатха-йогу не только на западе, но и в Индии, был Свами Шивананда. Шивананда был врачом, который практиковал в Британской Малайе, современной Малайзии, в течение 10 лет, прежде чем вернуться в Индию, чтобы стать монашеским.

Он много путешествовал по Индии, учась у мастеров своего времени, как Рамана Махарши и Шри Ауробиндодо поселения в священном городе Ришикеш.

Шивананда почувствовал, что медицинская наука лечит только на поверхностном уровне, и начал кампанию по продвижению йоги как инструмента более глубокого физического исцеления, а также исцеления ума и духа. Он основал Общество Божественной Жизни в 1936 году, которая выпустила духовную литературу, которая будет распространяться бесплатно.

Как и Кришнамачарья, Шивананда также оказал влияние на нескольких учеников, которые впоследствии основали крупные организации, занимающиеся обучением и пропагандой йоги. Это включает:

– Свами Вишнудеванандакто бы нашел первым Шивананда Йога Веданта Центр в Монреале, Канада, в 1959 году. Оттуда он организовал лагерь йоги в Валь-Морине, Квебек, который стал образцом для современного ретрит-центра йоги, места, где обычные люди могли бы провести духовный отпуск и вернуться к своим повседневным делам. жизнь перезаряжается и омолаживается.

Этот центр в конечном итоге станет штаб-квартирой организации Шивананда Йога, которая в настоящее время имеет 28 центров и ашрамов по всему миру.

– Свами Сатьянанда, который стал бы чрезвычайно влиятельным в Индии, основав Бихарскую Школу Йоги, в настоящее время один из крупнейших центров йоги в мире. Бихарская школа йоги наиболее известна благодаря своему издательству, которое стремится сохранять, переводить и публиковать бесчисленные йогические тексты, некоторые из которых в противном случае могли бы упасть в безвестность.

Тантра-йога

Считается, что тантрическая практика может поменять отношение человека к общественному, религиозному и логическому мирозданию, где он существует. С помощью тантризма сознание индивидуума признает, что природа реальности всего лишь иллюзия. Таким образом, он освобождается от цепей майи и старается достичь мукти. Этот путь связывает тантрическое учение с индийскими религиями (медитация, отстранение от социума), основой которых является недолгое или постоянное отречение от взаимоотношений с обществом. Во время обучения, человек получает наставления о медитационных техниках. В частности, это касается техники медитации на чакры — одного из подвидов кундалини-йоги, основной целью которого является размещение Божества в чакре сердца для поклонения и проведения занятия.

Поза Скорпиона (Вришчикасана)

Среди перевёрнутых поз эта относится к наиболее сложным. У опытных практиков часто идут споры относительно того, стоит ли делать сложные асаны, или их смысл заключается только в том, чтобы удовлетворить своё эго.

И действительно, выполнение Вришчикасаны требует определённого мастерства, однако на этом достоинства данной позы не заканчиваются.

Любая асана баланса учит равновесию, спокойствию и контролю

Удерживать тело в столь сложном положении невозможно, если вы возбуждены, расстроены, раздражены или испытываете иные сильные эмоции, неважно — хорошие или плохие

Не зажимайте шею, в противном случае после выполнения у вас может болеть голова

Техника выполнения:

  1. Встаньте в стойку на голове (Ширшасану) — это изначальное положение, из которого мы будем выходить в Скорпиона.
  2. Ладони прижмите к полу, постепенно оторвите макушку от пола и потянитесь её вперёд, одновременно выгибая спину и сгибая колени. Весь вес приходится на предплечья.
  3. Тянитесь стопами к голове. В зависимости от вашей растяжки это может получиться чуть лучше или чуть хуже.
  4. Дышите глубоко и спокойно через нос. Выдох длинее вдоха.
  5. Удерживайте асану столько, сколько это возможно.

По завершению нужно в качестве компенсации сделать наклон стоя (Уттанасану), позу Ребёнка (Баласану), наклон вперёд из положения сидя (Пашчимоттанасану) или позу Мертвеца (Шавасану).

Конечно, нужно понимать, что данная асана подходит не для всех.

Противопоказания:

  • мигрени
  • головокружения
  • слабость
  • температура
  • критические дни
  • повышенное артериальное или внутричерепное давление

Чтобы выполнять Вришчикасану, нужно хорошо освоить стойку на голове, а если вы хотите усложнить позу и сделать её на выпрямленных руках, то стойку на руках.

Йога – сутры. Патанджали

В это же время появляется систематизированное руководство по йоге – «Йога сутры» (примерно II в. до н.э.). Это базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире. Этот труд упоминается во всех значимых книгах школ йоги в мире, написанные Мудрецом Патанджали. Сам Патанджали назвал текст свой Ануш – асана – т.е « Идущий за..» Патанджали считается автором (составителем) « Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию.

Йога Сутры до сих пор считаюются классическим и авторитетным трактатом по раджа йоге (классической йоге). Всего в ста девяносто шести шлоках Патанджали рассмотрел основы философии, предысторию, методы и достижения раджа йоги. В определённом смысле можно сказать, что он был в большей степени составителем, чем автором, поскольку собрал все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединил их во всестороннюю и гармоничную систему. Он, несомненно, не изобретал пути раджа йоги, ибо её составляющие, по существу, были известны с начала ведического периода, за тысячи лет до него.

В йога – сутрах появляется новое определение йоги

Состоят «Йога сутры» из четырех частей: учение о покое, о проработке( практика),о сверхъестественных силах и учение об освобождении…

Первые комментарии к йога – сутрам появились лет через 400. Первый, классический комментарий Вьясы к тексту датируют IV либо V веком н.э. Другие известные комментарии были написаны Виджнянабхикшу и царём Бходжей (IX век), а также Раманандой Сарасвати ( XVI век н.э.)

Все современные учителя йоги начиная с 19 века переводили сутры и комментировали их.

Техника йоги Упанишад в некоторых своих моментах настолько напоминает раджа – йогу, что из этого следует, что и Патанджали и Брахманистские изыскания пользовались единым, гораздо более ранним источником информации. Интересен тот факт, что Упанишады составлялись примерно в то же время, что и «Йога – сутры», следовательно, именно тогда древняя универсальная технология йоги впервые подверглась интерпритации, что дало толчок для ее развития в самых разных направлениях.

Об истории и развитие йоги в наше тысячелетие читайте в статье “История йоги на Западе”.

Вкратце об истории йоги смотрите в видео:

Для тех же, кто хочет ознакомиться с техникой классической йоги (раджа – йогой) и начать практиковать самостоятельно, предлагаем пройти онлайн курс по йоге для начинающих. Те же кто уже знаком с классической йогой, но не может регулярную наладить практику – добро пожаловать на наши онлайн занятия його

Записи вебинаров о теории йоги и ее развитии – здесь  

Современные тенденции в мире йоги

К сожалению, в наше время многие практики йоги ограничиваются только развитием тела, стремясь выполнить сложную позу, чтобы доказать себе и миру, что они именитые йогины. Соцсети пестрят различными фото и видеоизображениями, призывами посетить семинар, ретрит или тур в теплых странах.

В большинстве случаев практика превратилась в бизнес и от простой необходимости слияния с богом (как это предполагалось у истоков истории йоги) не осталось и следа. Конечно, есть люди, о которых мало известно широкой публике. Они предпочитают смиренно совершенствовать себя, продвигаясь на духовном уровне и не кричать о своем опыте просветления на весь мир.

Как считали время в древности.

Первобытные земледельцы знали, что через равные промежутки времени наступает весна, а за ней — лето. Они считали, сколько проходит времени от одного сбора урожая до другого, от одного лета до другого лета. Это был год. Древние славяне называли одинаково и лето, и год. Следы такого счёта времени даже сохраняются в нашем языке. Мы говорим «мне одиннадцать лет», а не «одиннадцать зим».

С ежегодными изменениями в природе древние земледельцы связывали и свои праздники. Один праздник был весной — земледельцы отмечали весеннее пробуждение природы. Сейчас этому древнему празднику соответствует у верующих пасха. Другой праздник был зимой — тогда, когда начинает увеличиваться день, — земледельцы праздновали рождение Солнца. Верующие называют этот праздник рождеством.

С появлением у людей письменности они стали записывать, в какие годы происходили различные события

Они считали, сколько прошло лет от какого-нибудь особенно важного события, например от основания главного города. В разных странах вели счёт от разных событий

Это было очень неудобно.

Отличия современной йоги от древней

Занятия йоги, проводимые в современных спортивных центрах, пропагандируются как комплекс упражнений, который известен с древних времен. На деле, этот тип йоги отличается от традиционного учения. Он лишь отдаленно напоминает настоящую медитативную практику.

Кто же такой йог — это нам еще предстоит узнать. Общаясь с настоящим йогином, можно прийти к выводу, что количество его поз ограничено 7–9. В отличие от занятий в зале, где практикуется 35–40 видов различных позиций. Истинный йог не будет стремиться принять столько асан. Оригинальная йога нацелена на изменение энергетических потоков, поэтому все упражнения должны выполняться в медленном ритме. Как правило, следует удерживать одну позу не менее 6–7 минут, иногда и большее время. Если это условие не выполняется, то главная цель медитации не будет достигнута. Упражнения будут сравнимы с обычными занятиями спортом.

В йогическом учении, принятию асан уделяется 20% от общего времени, в основном йогины выполняют психотехнические практики. На занятии йогой в спорткомплексах делается наоборот: большая часть времени уделена физическому состоянию тела.

Позиции, практикуемые в современном обществе, в священных писаниях не упоминаются вообще. Древние тексты в основном содержат позиции сидя, лежа на спине или животе и некоторые перевернутые асаны. Основная причина состоит в том, что основной задачей учения было достижение гармонии и улучшение энергетических потоков, а не улучшение физического самочувствия.

Основные асаны с названиями

К основным асанам можно отнести:

  • позу Моста (Бандха Сарвангасану);
  • Чакрасану;
  • позу Ребенка (Баласана);
  • позу Сапожника (Бадха Конасану);
  • позу Кобры (Бхуджангасану);
  • позу Мертвеца (Шавасану);
  • позу Собаки мордой вниз (Мукха Шванасану);
  • Простую позу (Сакхасану);
  • позу Прямого бокового угла (Уттхита Парсваконасану);
  • позу Гирлянды (Маласану);
  • половинную позу Повелителя рыб (Ардха Матсиендрасану);
  • позу Счастливого ребенка (Ананда Баласану);
  • позу Голова к коленям (Джану Ширшасану)
  • позу Ногам вверх вдоль стены (Випарита Карани);
  • позу Выпада;
  • позу Горы (Тадасану);
  • Планку;
  • позу Пирамиды (Паршвоттонасану);
  • позу с поднятыми руками (Урдхва Хастасану);
  • позу Оттягивания большого пальца ноги (Супта Падангуштхасану);
  • позу Наклона вперед сидя (Пашчимоттанасану);
  • позу Наклона из положения сидя с широко расставленными ногами (Упавиштха Конасану);
  • позу Посоха (Дандасану);
  • позу скрутки (Маричиасану) ;
  • позу Дерева (Вркшасану);
  • позу Вытянутого треугольника (Уттхита Триконасану);
  • позу Воина I (Вирабхадрасану I);
  • позу Воина II (Вирабхадрасану II) .
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: