Джаграт — состояние бодрствования
У многих неофитов и даже адептов йоги часто складывается неверное понимание состояний сознания. На вопрос, что такое джаграт, в лучшем случае они ответят, что это восприятие проявленного мира, что в корне не верно.
Бодрствование – это продолжительное образное состояние сознания.
Поскольку для среднего человека пребывание в проявленном (физическом) мире является продолжительным, то состояние сознания в проявленном мире есть бодрствование. С другой стороны, бодрствование есть процесс вовлечения сознания в видимость реальности, то есть сознание является деятелем в отношении иллюзорного знания, например, оно вовлечено в принятие верёвки за змею.
Из вышесказанного напрашивается интересный вывод, что бодрствование является одним из видов сна. Посмотрите, какими иллюзорными вещами увлечены «типа бодрствующие» сознания.
Сознание и социальные движения
Многие общественные движения свободно трактовали представления Маркса о мышлении. Многие считают, что оно подразумевает поиск истинного исторического пути, в отличие от пропаганды, которую распространяют правящие элиты. К прмеру, феминистское движение говорило о повышении сознательности, а многие южноафриканские активисты называют себя частью Движения Черного Сознания, которое призывает чернокожих следовать своей «истинной» политической траектории (в противоположность идеям, изложенным, например, режимом апартеида). В последнем примере для многих южноафриканских чернокожих оно означало отказ от расистских представлений о неграх, отказ от белого правления и восстановление собственной национальной идентичности, истории и власти. К чему все это привело, мы можем видеть на примере современных ЮАР и Зимбабве.
Дхарана, Дхьяна и Самадхи
Дхарана – шестая ступень в Восьмиступенчатой Йоге Патанджали, буквально означает «неподвижная концентрация ума». Основная идея состоит в том, чтобы держать концентрацию или центр внимания в одном направлении. Это не принудительная концентрация, например, в случае решения трудной задачи в математике; скорее дхарана — форма ближе к настроению, которое можно назвать восприимчивой концентрацией.
На практике дхарана — это создание определенных условий для ума, чтобы он смог сосредоточиться в одном направлении вместо того, чтобы метаться в разные стороны. Глубокая вовлеченность и рефлексия – вот главные условия дхараны. Когда ум направлен на объект концентрации, а внимательность не дает ему соскальзывать и увлекаться мыслями, луч сознания все больше «прилипает» к объекту и дхарана усиливается. Медитативные методы, использующие в основе сосредоточение на выбранном объекте, направляют ум практика в одно определенное русло, при этом он становится тихим, неподвижным и податливым.
Цель дхараны состоит в том, чтобы стабилизировать ум, сосредотачивая его внимание на определенном объекте, избегая отвлечений. В начале будет сложно игнорировать все мысли и эмоции, сопровождаемые ими
Начинающему практику рекомендуется осваивать концентрацию на простой форме (например, черная точка на белом листе бумаги).
После того, как ум немного натренирован и его способность сосредотачиваться увеличилась, можно перейти на более тонкие объекты и процессы (янтры, мантры, дыхание, визуализация и т. д.). Способность к хорошей дхаране зависит от превосходного психологического здоровья и способности интеграции, и не является побегом от реальности, а скорее движением к восприятию истинной природы «Я».
Дхьяна – седьмая ступень Аштанга Йоги , означает поклонение, или глубокую и погруженную медитацию. Дхьяна вовлекает концентрацию в саму основу объекта, проникая в его суть. Во время дхьяны усиливается способность ума проникать в суть тонких различий между объектами и в глубинные слои подсознания, что в свою очередь приводит к объединению видящего и видимого.
Нас учат дифференцировать между умом (воспринимающим), средствами восприятия и воспринятыми объектами — между словами, их значениями и идеями, и даже между всеми уровнями естественного развития. Но интуитивно мы понимаем, что все они сплавлены в одном недифференцированном континууме. Нужно приложить большую ясность ума, наблюдая за объектом и предметом, чтобы обнаружить их общие черты. Таким образом, дхьяна это ощущение реальной идентичности среди очевидных различий.
Во время дхараны ум становится однонаправленным, а во время дхьяны частью того объекта, на котором фокусируется. Именно по этому, дхарана должна предшествовать дхьяне, поскольку для установления связи ум должен сначала сфокусироваться на объекте. Если дхарана – контакт, то дхьяна – связь. Понятно, что сосредоточение внимания на одном объекте не приведет к реализации. Чтобы достигнуть цели нужно «стать одним» с объектом медитации. В дхаране сознание медитирующего закреплено на предмете, а в дхьяне оно находится в одном потоке.
Заключительный шаг в Йоге Патанджали – достижение самадхи. Когда мы достигаем такого уровня, что становимся тотально поглощенными чем-то, когда ум полностью слился с объектом, мы в состоянии самадхи. Самадхи означает «примирять, сливаться». В самадхи полностью исчезают наши личные отождествления. В момент самадхи различий не существует, есть только всеобъемлющая недвойственность. Мы становимся одними с Божественным Существованием.
В состоянии самадхи мы осознаем идентичность без различий и наслаждаемся чистым восприятием недвойственности. Ум находится у своего источника, откуда он и возник. Яркая вспышка, душа освобождена… Абсолютная и вечная свобода ограниченной души за пределами состояний, отождествлений и вне времени и места. После того, как сознание освободилось, оно уже никогда не возвращается в неволю.
Совершенство этого состояния охватывает и прославляет все аспекты существования, изливая на них свет высшего понимания. Человек, достигший самадхи, сохраняет свою индивидуальность, но он уже не связан ей. Он знает, что он не тело, не ум и не личность, он есть ТО…
Тематический материал на сайте:
Ступени йоги
Видео:
Книги:
Васильев Т.Э. «Начало Хатха-йоги»
Алистер Кроули «Восемь лекций по йоге»
Свами Шивананда «Концентрация и медитация»
Классическая йога «Йога-сутры» Патанджали
Вопрос к зашедшим йогину(е):
А на какой из 8-ми ступеней находитесь вы?
Восьмая ступень – Самадхи – вершина просветления
Самадхи или целостное завершение, расширяющее самопознание – в переводе с санскрита, характеризуется слиянием духа и ума. Мы с самого детства учимся думать, принимать решения, делать выводы, тем самым, закладывая знания и умение мыслить с помощью образов. Но постигнув Самадхи, вы расширите сознание и обретете полную свободу от ненужных, захламляющих и навязчивых мыслей. После освоения высшей цели, вы, целиком и полностью, сольетесь с мировым божеством, обретете вселенское созвучие и покой в душе. Стертость границ между телом, разумом и внешним миром, рассеивает противоречия, и вы обретаете умиротворение. Блаженство состояния Самадхи невозможно описать вербально, понять его можно лишь достигнув его, работая над преодолением собственных усилий.
Квантовая механика и мозг — какая связь?
Большинство ученых считают, что квантовая механика не имеет никакого отношения к тому, как работает наш мозг
Именно поэтому теория Пенроуза привлекла всеобщее внимание
Эксперты в области ИИ уже несколько десятилетий говорят о компьютерном мозге, но, несмотря на прогресс в нейробиологии, мы так и не продвинулись в решении психофизиологической проблемы. Даже если бы нам удалось составить детальную карту нейронов, синапсов и нейромедиаторов в человеческом мозге — что было бы одним из величайших достижений в истории науки, — мы вряд ли смогли бы понять, каким образом в этом полуторакилограммовом органе возникают мысли и чувства.
Все современные теории сознания кажутся незавершенными. Философ Дэвид Чалмерс считает, что сознание — это свойство природы и оно существует вне известных нам законов физики. Другие — так называемые мистики — утверждают, что наука никогда не сможет объяснить субъективный опыт.
А правда, как всегда, посередине
Концепция человеческого сознания в абстрактном плане, как пассивный продукт бытия, происходит от предмарксистской философии и однозначно отвергается Марксом. Диалектика настаивает на постоянном изменении реальности, и ее сторонники также настаивают на том, что вещи и процессы реагируют друг на друга, а значит, являются взаимосвязанными. Бытие определяет сознание, но может быть и наоборот: хорошими примерами являются французские, русские и другие революции, в которых человеческое действие изменило фундаментальную основу экономики. Они стали возможными благодаря достижениям материальных сил, но могли произойти только благодаря действию человека, что, в свою очередь, зависело от его идеологической убежденности. Соответственно, бытие и сознание взаимозависимы и одинаково определяют друг друга. На практике мы не можем отделить одно от другого – они могут быть разделены только абстрактно.
Таким образом, настояние на первичности бытия не исключает и не умаляет роли мышления. Это означает, что сознание можно понимать только как отношение к материальному миру: оно сохраняет некоторую автономию, но в более широких рамках, от которых оно в конечном счете зависит.
Могут ли радикальные идеи объяснить сознание?
Сегодня ученые не могут вплотную подобраться к изучению сознания. Ситуация ограничивается тем, что с одной стороны нейробиологи изучают области мозга, которые ассоциируются с сознательной деятельностью — например распознавание лиц, ощущение боли или состояние счастья. Но наука о сознании до сих пор остается наукой взаимосвязей, она ничего не объясняет. Мы знаем, что определенные участки мозга ответственны за определенные виды сознательных реакций, но не знаем почему. За последние годы было совершено огромное количество открытий о работе самых разных областей мозга. Так, совсем недавно мы рассказывали вам о том, что ученым удалось обнаружить совершенно новый сигнал в мозге человека, о котором раньше никто не знал. Это здорово, но приближает ли это нас к ответу на вопрос о том, что такое сознание?
Если верить теории панпсихизма, Вселенная обладает сознанием (но это не точно)
В ходе выступления на Ted Talks, австралийский психолог, специализирующийся в области философии сознания, Дэвид Чалмерс, сравнивает сознание человека с субъективным фильмом, который постоянно воспроизводится перед глазами. Вопрос, который больше прочих волнует ученого заключается в том, почему поведение — которое можно объяснить с точки зрения биологии, как это блестяще делает профессор нейробиологии Стэнфордского университета Роберт Сапольски — сопровождается субъективным опытом. Но мы не можем объяснить наличие этого субъективного опыта так же, как физика объясняет химию, химия биологию, а биология — частично — психологию. Для того, чтобы понять что такое сознание нужны радикальные идеи.
Именно такую и предлагает Дэниел Деннет. По его мнению сложных проблем в изучении сознания не существует. По Деннету вся идея этого субъективного кино подразумевает иллюзию, которую дарит нам мозг. Поэтому науке остается только объяснить объективное функционирование поведения мозга. Идея Деннета, на мой взгляд, является наиболее реалистичной из всех прочих. Но чтобы создать подобную нейробиологическую теорию сознания, необходимо большое количество исследований.
Те же, кто не согласен с тем, что сознание — всего лишь искусно созданная мозгом иллюзия, предлагают еще более радикальные теории сознания. Так, Дэвид Чалмерс предлагает рассмотреть сознание как нечто фундаментальное — как фундаментальные законы физики. В физике фундаментальными являются такие понятия как пространство, время, масса. Основываясь на этих понятиях, ученые выводят дальнейшие принципы и законы — закон всемирного тяготения, законы квантовой механики и др. Примечательно то, что все перечисленные фундаментальные свойства и законы больше никак и ничем не объясняются. Мы принимаем их как элементарные и выстраиваем на их основе картину мира. Подобный подход, по мнению Чалмерса, открывает новые возможности перед наукой, так как потребуется изучение фундаментальных законов, которые управляют сознанием. Эти законы также должны соединять сознание с остальными фундаментальными принципами — пространством, массой, временем и другими физическими процессами. Мы не знаем, что это за законы, но можно попробовать их найти.
Современная физика рассматривает Вселенную, в которой действуют фундаментальные силы природы
Вторая не менее радикальная и, пожалуй, безумная идея, о которой говорит Чалмерс это панпсихизм. Теория о том, что сознание универсально и любая система в некоторой степени им обладает. Согласно этой теории, а лучше сказать гипотезе, сознанием обладают даже элементарные частицы и фотоны. Сама идея, разумеется, не в том, что электроны и фотоны интеллектуально развиты, а в том, что у этих частиц есть некое примитивное ощущение сознания. Несмотря на то, что эта идея кажется нам противоречащей здравому смыслу, людям из культур, которые рассматривают человеческий разум как единое целое с природой, теория панпсихизма видится вполне логичной.
И все же, чтобы найти ответ на вопрос о том, что такое сознание, стоит обратить внимание на то, как проходила эволюция мозга. В конце концов, мы отправляем ракеты в космос и победили такие опасные болезни как оспа благодаря науке
Значит, рано или поздно, ученые смогут создать единую теорию сознания.
Иллюзия контроля и война мемов
Американский философ-когнитивист Дэниел Деннет, профессор Университета Тафт (США), посвятил свою научностью деятельность изучению природы сознания. Деннет пытается объяснить, как биологические процессы в организме человека создают бесконечный поток мыслей и образов. И первое, о чем профессор рассказывает в своих лекциях и книгах, это то, что наше сознание — не такое уж загадочное, как мы о нем думаем. В некотором смысле, работа сознания напоминает работу человеческой памяти. А она, как мы с вами прекрасно знаем, не идеальна.
Феноменом ложной памяти занимаются многие исследователи. Наиболее известной является американский психолог Элизабет Лофтус. В начале лекции на Ted Talks, Лофтус рассказывает о мужчине по имени Стив Тайтус, который был обвинен и приговорен к тюремному сроку за исзнасилование женщины. Когда потерпевшая впервые давала показания, она указала на Тайтуса, так как он был больше всего похож на насильника. А при повторной дачи показаний женщина была уверена, что именно Стив Тайтус совершил преступление. Впоследствии, несколько лет спустя, Тайтуса оправдали, так как был найден настоящий насильник, а его вина была доказана после проведения ДНК теста. Тем не менее, жизнь Стива Тайтуса из-за тюремного заключения оказалась разрушена и вскоре после освобождения он умер, видимо, так и не пережив сильнейший стресс. И таких историй немало.
Работа сознания, как и нашей памяти, не идеальна. Мы попросту не замечаем большинство происходящих процессов, например, мышление. Более того, все принятые нами решения на самом деле мозг принимает за несколько секунд до того, как мы о них подумали. То же самое происходит и в случае с ложными воспоминаниями — мозг заполняет пробелы несуществующей информации. Выходит, мы не контролируем важнейшие жизненные процессы, хотя нам кажется что это не так. Благодаря совместной и слаженной работе миллиардов нейронов мозг создает полную иллюзию контроля над собственным разумом. Выходит, сознание — это набор приемов и трюков, которые искусно использует мозг. Но как это получилось?
Существуют люди, которые уверены в том, что видели как Элвис Пресли улетел на летающей тарелке
Теория эволюции путем естественного отбора, впервые описанная Чарльзом Дарвином в 1859 году, описывает историю развития миллионов видов живых существ на Земле, включая человека. На протяжении миллионов лет эволюция создавала все более сложные когнитивные мыслительные способности. До определенной степени они есть у всех — у морского конька, омара и вашего кота. Но когнитивные возможности шимпанзе превосходят когнитивные возможности дельфина, а наши шагнули еще дальше. Именно наши когнитивные способности делают нас особенными — мы не просто действуем, исходя из каких-то причин, мы отдаем отчет об этих причинах самим себе и окружающим. Более того, мы спрашиваем себя о причинах тех или иных поступков и способны на них ответить. Это дарит нам возможность планировать свои действия и предвидеть их последствия. Полученной информацией и знаниями мы делимся с окружающими. Ни одно живое существо на Земле не способно ни на что подобное.
Но дело не только в естественном отборе генов. Когда мы говорим о сознании, мы также говорим о культурной эволюции — естественном отборе мемов, которые, согласно Ричарду Докинзу, являются единицами культурной информации, копирующими сами себя для размножения. И те мемы, которые копируются лучше, выживают. Человеческая культура — это среда обитания мемов. Таким образом, мы можем объяснить появление сознания множеством факторов, которые оказали влияние на эволюцию Homo Sapiens.
«Бытие определяет сознание» – что это значит?
Как и у всех философов, определение человеческого разума имеет решающее значение для Маркса. Сознание – это то, как человек определяет себя. Маркс заимствует эту идею у своего учителя Гегеля, который утверждал, что сознание – это постоянный процесс, называемый диалектикой между оппозициями (тезис и антитезис). Для Маркса этот процесс является экономическим и происходит между теми, кто имеет деньги и власть, и теми, кто лишен этого. Этот экономический детерминизм определяет историю, борьбу и человеческое мышление.
Для Маркса индивидуальное сознание – это то, что нельзя отделить от своего класса или социально-экономической группы. Маркс утверждает, что всю историю можно рассматривать как классовую борьбу, основанную на владении богатством. В результате мышление людей на самом деле является сознанием их социальной группы.
Мышление человека, по мнению автора высказывания «Бытие определяет сознание», полностью зависит от того, к какой социальной группе он принадлежит. Человек, рожденный в низших классах, по мнению Маркса, мыслит, как люди его класса, в отличие от другого человека, являющегося представителем более высокого класса.
Таким образом, это не индивидуализированное и изолированное сознание людей, которое определяет их существование и чувство собственного достоинства, а социальное существование, основанное на социально-экономической реальности. Оно определяет их «думание» и наделяет чувством собственного достоинства. Для Маркса история – это эволюция отношений между теми группами, у которых есть богатство, и теми, кто его лишен.
В джайнизме
В джайнизме термин дхьяна означает упражнение в концентрации; самайика , медитация; а кайотсарга — это слово для созерцания. В настоящее время, после обширных исследований, которые проводились на протяжении веков, те, кто отвечает за течения джайна, советуют не слишком много концентрированной медитации, которая может привести к боли или вызвать волны внутреннего зла. Были введены новые медитации, менее мощные, чем древняя джайнская медитация. Тем не менее дхьяна — это часть повседневных обязанностей. Это позволяет избавиться от кармической пыли, которая вторгается в дживу : душу верующего.
В буддизме
Теравада
Достижение джхан соответствует развитию спокойствия и мудрости (см. Саматха-бхавана ). Есть пять джхан чистой физической формы или сферы и четыре джханы в медитации в нематериальных сферах. Анапанасати является основным методом для доступа к джхан, метта медитация это другое. Эти джханы различаются по «факторам», которые их характеризуют:
- Первоначальное применение (движение ума к объекту медитации): витакка ;
- Устойчивое приложение (захват объекта умом): vicāra ;
- Радость, восторг: жалость ;
- Счастье: сукха ;
- Концентрация в одной точке: экаггата ;
- Невозмутимость: упекха .
Для достижения джханы необходимо устранить пять препятствий :
- стремление к чувствам (камаччханда);
- гнев или враждебность (вьяпада);
- лень или оцепенение (тина-миддха);
- беспокойство или раскаяние (уддхачча-куккучча);
- сомнение (vicikicchā).
Все пять джхан мира форм имеют разные факторы; их количество часто сокращается до четырех (без учета промежуточного состояния между первым и вторым, лишенного витакки, но с остатком вичары):
- первая дхьяна: витакка , вичара , пити , сукха и экаггата (полностью превосходит мир пяти чувств);
- вторая дхьяна: пити , сукха и экаггата (больше нет действия, движения ума, ощущаются только радость и счастье).
- третья дхьяна: сукха и экаггата (остается только счастье).
- четвертая дхьяна: упеккха и экаггата (чистое невозмутимость, в этом состоянии есть временная остановка дыхания).
Эти два фактора, невозмутимость и сосредоточение, будут присутствовать в 4 джханах бесформенного и нефизического.
Четыре нематериальные сферы медитации:
- сфера бесконечного пространства
- сфера бесконечного сознания
- сфера небытия
- сфера без восприятия и без восприятия
Чан, соен, тхиен и дзен
Дхьяна — это парамита : совершенство или добродетель. Чан является семантический перевод на китайский язык термина дхьяна и термины Seon или sǒn, Тхиен и дзен являются транслитерация из Китая, соответственно , в корейском, вьетнамском и японском языках термина. В этих школах практика соответствует сидячей медитации. дзадзэн (на коленях) в Японии и Корее, скрещенные ноги в Китае и Вьетнаме, где лежание на коленях рассматривается как отрезание энергетических каналов , но не ограничивается медитативными практиками.
Дхьяна здесь традиционно представлена как тройная практика: шила , самадхи и праджня .
Сушупти — сон без сновидений
Сон без сновидений – это состояние сознания без образов.
В отличии от состояний бодрствования и сна со сновидениями, в сушупти отсутствует объективность, то есть нет пратьяи.
В этом состоянии всё же присутствует сознание, ведь когда мы просыпаемся после сна без сновидений, то осознаём непрерывность сознания и даже можем приблизительно сказать, сколько времени провели во сне. Поскольку во сне без сновидений отсутствует объективность, для ума неприемлем факт присутствия сознания в сушупти.
Важно понимать, что сравнение сушупти со сном без сновидений является логически приближённым, то есть не отражает сущность. Поэтому некоторые концепции Санатана Дхармы западный ум вынужден принимать на веру, поскольку отсутствуют научные доказательства стороннего опыта и опыт должен переживаться непосредственно
Состояние сушупти характеризуется двумя условиями: отсутствием пратьяи и наличием сознания. На первый взгляд они кажутся несовместимыми, так как в состоянии бодрствования средний человек не имеет опыта одновременного выполнения вышеуказанных условий.
С исчезновением ментальных образов и прекращением ментальных модификаций (chitta-vritti nirodha по Махариши Патанджали) ум перестаёт функционировать (ряд текстов говорит об его исчезновении), поскольку в нём отпадает необходимость. Но возможна ли абсолютная остановка ума? Ум полон самскар (впечатлений), из-за которых он не может стать неподвижным даже в глубоком сне. По мере углубления сушупти самскары становятся настолько тонкими, что в сознании могут возникнуть проблески реальности, которые иногда ошибочно принимаются за знаки окончательного самопостижения.
Закрепим пройденный материал по трём состояниям сознания. Являются ли утверждения ниже верными:
- Джаграт — это продолжительный контакт с «объектами» на определённом плане бытия, который не обязательно является проявленным.
- Свапна — это прерывистое состояние сознания, при котором в уме находится пратьяя. Свапна более тонкое состояние, поэтому грубые самскары действуют на ум более инерционным способом в отличие от бодрствования.
- Сушупти — это опустошение ума от пратьяи и недопущение его функционирования со стороны сознания.
- Джаграт удовлетворяет грубые желания, свапна тонкие, сушупти хранит семена желаний.
Обретение дхараны
Что же нам потребуется изменить, чтобы обрести дхарану?
1. Расслабьте ум и тело
Чем меньше они«апряже-ны, тем легче уму сосредоточить внимание. Для сосредоточения необходимо выбрать правильную расслабленную позу, чтобы поток энергии в позвоночнике беспрепятственно поднимался к высшим мозговым центрам
Расслабление — это путь к открытому восприятию; оно помогает нам противодействовать подавляющей силе ограниченного эго-сознания.
2. Успокойте ум и тело. Устойчивая поза способствует сосредоточению ума
Упражения в асанах позволят вам достигать спокойствия тела и ума и тем самым без помех концентрировать внимание на объекте сосредоточения
3. Успокойте свое дыхание. Прислушайтесь к дыханию, и вы сможете определить степень рассеянности ума. Чем менее он рассеян, тем спокойнее и ровнее дыхание. Пранаямая (см. главу 5) приносит разуму спокойствие и равновесие, давая возможность сосредоточиваться и не отвлекаться.
4. Развейте в себе стремление к дхаране. Помните, что дхарана не имеет ничего общего с достижением прозаической, обыденной цели, поэтому нет необходимости спешить и устанавливать сроки, не нужны лишние усилия. Здесь действует не воля, направляемая эго, а желание, добровольное стремление.
5
Пробудите в себе интерес и внимание
Для обретения сосредоточения они имеют очень важное значение. Чтобы привлечь внимание, необходимо пробудить интерес, поскольку на интересном объекте уму проще сосредоточиться
Чтобы привлечь внимание, необходимо пробудить интерес, поскольку на интересном объекте уму проще сосредоточиться.
Каковы признаки сосредоточенности ума? Это отсутствие чувства времени. Когда мы глубоко сосредоточены, время течет незаметно
Если нас увлекла книга, наше внимание целиком поглощает чтение, так что мы забываем о времени, и только отложив книгу, с удивлением обнаруживаем, что незаметно пролетели несколько часов. Ум сосредоточен, когда внимание и интерес без вмешательства мыслей направлены строго на ограниченную область в настоящем, а не в прошлом или в будущем
Согласно йогическому тексту «Курма-пурана», если разум фиксируется на чем-либо более 12 секунд, это дхарана. Двенадцать дхаран складываются в дхьяну (медитацию), а двенадцать дхьян составляют самадхи (сверхсознание).
Юноша, сосредоточивавшийся на буйволе
Чтобы нагляднее представить цель сосредоточения и медитации, Свами рассказывает своим ученикам следующую поучительную историю.
Жил когда-то юноша, который как-то раз, вдохновленный покоем, исходившим от святого человека, попросил разрешения учиться у него медитации. Гуру учил его медитировать на божестве, но некоторое время спустя наставник заметил, что достижения ученика в медитации невелики. Тогда он спросил, что больше всего интересует юношу, и тотчас же получил ответ. Ближе всего уму и сердцу юноши оказался буйвол
Тогда гуру отправил его в комнату для медитации и посоветовал сосредоточить все внимание на буйволе
<<< Назад | Дальше >>> |