Дхьяна.
Дхьяна (медитация) – очень важное звено в упражнениях раджа-йоги. Дхьяна, как состояние ума, естественно возникает из пратьяхары с помощью дхараны, которая есть лишь усилие, которое поддерживает связь отдельных звеньев дхьяны, подобно тому, как нить связывает нанизанные на нее бусины
Таким образом дхьяна – высшая стадия дхараны.
Например, сосредоточение внимания на кончике носа при отключении ощущения всего тела – это пратьяхара, углубление в это чувство, не останавливая его, — дхарана. Она может вызвать психический эффект чувства запаха и, по свидетельству йогов, так называемое «яснонюхание». Если мы настолько усилим дхарану, что эти отдельные психические восприятия объединяются в одно целое, в последовательную гамму чувств, — это дхьяна.
Б. Л. Смирнов приводит такое определение из «Йога-сутры» Патанджали:
- «1. Дхарана – это удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете; т. о. в состоянии дхараны субъект и объект еще строго разобщены.
- 2. . . «Поток сознания едино туда направленный – есть дхьяна. Между дхараной и дхьяной нет качественной разницы, скорее количественная.
- 3. Когда (при продолжении сосредоточения) – исчезает какая-нибудь форма объекта и остается только содержание (артха) – это самадхи».
Первая ступень – Яма – самоограничение
Маршрут по дороге на вершину просветления, необходимо начинать со ступени йоги – Яма. Здесь человек стремится к обретению баланса ума и тела, достижимых путем следования базисных принципов:
- Ахимса – нет насилию над живым существами;
- Сатья – нет самообману, нет лжи;
- Астея – отказ от расхищения;
- Апариграха – мера в нужде;
- Брахмачарья – непорочность.
Первая ступень – база, без знаний которой вы не сможете перейти на сопутствующий этап. Каждый день будьте честны сами с собой, радуйтесь мелочам, не растрачивайте энергию жизни впустую и ощущайте себя личностью. Сначала, покажется, что невозможно так жить в наше время, но это не так – вам необходимо это преодолеть. Посеяв зерно просветления, очищаясь от мирских пороков и учась жить в согласии с внешним миром, вы поднимитесь на следующий этап.
Дхарана, Дхьяна и Самадхи
Дхарана – шестая ступень в Восьмиступенчатой Йоге Патанджали, буквально означает «неподвижная концентрация ума». Основная идея состоит в том, чтобы держать концентрацию или центр внимания в одном направлении. Это не принудительная концентрация, например, в случае решения трудной задачи в математике; скорее дхарана — форма ближе к настроению, которое можно назвать восприимчивой концентрацией.
На практике дхарана — это создание определенных условий для ума, чтобы он смог сосредоточиться в одном направлении вместо того, чтобы метаться в разные стороны. Глубокая вовлеченность и рефлексия – вот главные условия дхараны. Когда ум направлен на объект концентрации, а внимательность не дает ему соскальзывать и увлекаться мыслями, луч сознания все больше «прилипает» к объекту и дхарана усиливается. Медитативные методы, использующие в основе сосредоточение на выбранном объекте, направляют ум практика в одно определенное русло, при этом он становится тихим, неподвижным и податливым.
Цель дхараны состоит в том, чтобы стабилизировать ум, сосредотачивая его внимание на определенном объекте, избегая отвлечений. В начале будет сложно игнорировать все мысли и эмоции, сопровождаемые ими
Начинающему практику рекомендуется осваивать концентрацию на простой форме (например, черная точка на белом листе бумаги).
После того, как ум немного натренирован и его способность сосредотачиваться увеличилась, можно перейти на более тонкие объекты и процессы (янтры, мантры, дыхание, визуализация и т. д.). Способность к хорошей дхаране зависит от превосходного психологического здоровья и способности интеграции, и не является побегом от реальности, а скорее движением к восприятию истинной природы «Я».
Дхьяна – седьмая ступень Аштанга Йоги , означает поклонение, или глубокую и погруженную медитацию. Дхьяна вовлекает концентрацию в саму основу объекта, проникая в его суть. Во время дхьяны усиливается способность ума проникать в суть тонких различий между объектами и в глубинные слои подсознания, что в свою очередь приводит к объединению видящего и видимого.
Нас учат дифференцировать между умом (воспринимающим), средствами восприятия и воспринятыми объектами — между словами, их значениями и идеями, и даже между всеми уровнями естественного развития. Но интуитивно мы понимаем, что все они сплавлены в одном недифференцированном континууме. Нужно приложить большую ясность ума, наблюдая за объектом и предметом, чтобы обнаружить их общие черты. Таким образом, дхьяна это ощущение реальной идентичности среди очевидных различий.
Во время дхараны ум становится однонаправленным, а во время дхьяны частью того объекта, на котором фокусируется. Именно по этому, дхарана должна предшествовать дхьяне, поскольку для установления связи ум должен сначала сфокусироваться на объекте. Если дхарана – контакт, то дхьяна – связь. Понятно, что сосредоточение внимания на одном объекте не приведет к реализации. Чтобы достигнуть цели нужно «стать одним» с объектом медитации. В дхаране сознание медитирующего закреплено на предмете, а в дхьяне оно находится в одном потоке.
Заключительный шаг в Йоге Патанджали – достижение самадхи. Когда мы достигаем такого уровня, что становимся тотально поглощенными чем-то, когда ум полностью слился с объектом, мы в состоянии самадхи. Самадхи означает «примирять, сливаться». В самадхи полностью исчезают наши личные отождествления. В момент самадхи различий не существует, есть только всеобъемлющая недвойственность. Мы становимся одними с Божественным Существованием.
В состоянии самадхи мы осознаем идентичность без различий и наслаждаемся чистым восприятием недвойственности. Ум находится у своего источника, откуда он и возник. Яркая вспышка, душа освобождена… Абсолютная и вечная свобода ограниченной души за пределами состояний, отождествлений и вне времени и места. После того, как сознание освободилось, оно уже никогда не возвращается в неволю.
Совершенство этого состояния охватывает и прославляет все аспекты существования, изливая на них свет высшего понимания. Человек, достигший самадхи, сохраняет свою индивидуальность, но он уже не связан ей. Он знает, что он не тело, не ум и не личность, он есть ТО…
Тематический материал на сайте:
Ступени йоги
Видео:
Книги:
Васильев Т.Э. «Начало Хатха-йоги»
Алистер Кроули «Восемь лекций по йоге»
Свами Шивананда «Концентрация и медитация»
Классическая йога «Йога-сутры» Патанджали
Вопрос к зашедшим йогину(е):
А на какой из 8-ми ступеней находитесь вы?
↑ Паньча-дхарана (пятиричная концентрация)
Учиться этим пяти видам концентрации лучше под руководством гуру, опытного йога.
Существует пять элементов, пять стихий: земля (притхви), вода (апас), огонь (агни), воздух (вайю) ипространство, космос (акаша). Для тела, состоящего из этих пяти элементов, применяется пятиричная дхарана.
- Притхви-дхарана: Считается, что от колен и ниже простирается стихия земли. Она имеет четырехугольную форму, желтый цвет и обозначается санскритской буквой ла. Созерцая эту область своего тела, человек должен концентрироваться на ней по два часа в день. Тогда он научится управлять стихией земли. Смерть не будет его беспокоить, поскольку он будет являться повелителем стихии земли.
- Амбхаси-дхарана: Область, где правит стихия воды, простирается от колен до ануса. Апас имеет форму полумесяца белого цвета. Он обозначается буквой ва. Позволяя своему дыханию течь в районе, где правит вода, и повторяя мантру ВАМ, вы должны созерцать Господа Нараяну, четырехрукого, с короной на голове и одетого в оранжевые одежды. Концентрируясь на этой области по два часа в день, человек избавляется от всех грехов. Он не будет бояться воды.
- Агнейи-дхарана: От ануса до сердца простирается область огня. Агни имеет форму треугольника. Его цвет —красный. Буква, которой он обозначается, —ра. Позволяя дыханию восходить вдоль области огня и повторяя мантру РАМ, вы должны созерцать Рудру, трехглазого бога, исполняющего все желания и имеющего цвет полуденного солнца. Занимаясь концентрацией на этой области тела по два часа в день, вы не будете страдать от жара пламени, даже если войдете в костер.
- Вайявья-дхарана: От сердца до уровня бровей простирается стихия воздуха. Она черного цвета, в ней сияет буква йа. Концентрируясь на этой области и следя за прохождением в ней своего дыхания, вы должны созерцать Ишвару, Всезнающего. Йог, овладевший стихией воздуха, побеждает смерть.
- Акаша-дхарана: От центра бровей до верха головы идет область космоса. Она имеет круглую форму, серый цвет, в ней светится буква ха. Поднимая дыхание к верхушке головы, вы должны думать о Садашиве. Концентрация этого вида дает способность к левитации. Йогу становятся подвластны все сиддхи.
Почему самое время попробовать медитацию
Фото автора Lucas Pezeta: Pexels
Медитация – это процесс устранения, слой за слоем, накопившегося чужого мнения, опыта, предрассудков, убеждений, теорий, гипотез, представлений и суждений об этом Мире.
Это возможность наконец то понять, что мы живём в удивительном, волшебном Мире, о котором практически ничего не знаем, и в этом вся прелесть – ничего не знаем ни о себе, ни о Вселенной, а тайна она прекрасна, ее хочется изучать.
Но многие живут так, как будто они уж точно всё знают, и их то, уж точно ничем не удивить.
Лишившие себя возможности удивляться, замечать, видеть прекрасное, изучать, и поэтому очень скоро им просто становится скучно жить. А бесконечные тайны, живут в нашем сознании. Это хранилище всего что было, есть и будет. Цель медитации в раскрытии врождённого потенциала, осознание себя как части всего.
Что такое самадхи
Самадхи – это состояние неразделенности. «Сама» в дословном переводе – это Абсолют. «Дхи» – это состояние, в котором всё воспринимается совершенно беспристрастно.
Самадхи — состояние за пределами ума.
Наблюдаемый и наблюдатель это одно. Это достижение той точки сознания, где сознания, как мы привыкли его понимать, уже не существует. Это состояние, где нет материальной деятельности, где нет потребностей в знаниях, и «функционирует» только душа.
Самадхи наступает тогда, когда сознание стало свободно от физического аспекта существования. Майя, иллюзия заканчивается там, где начинается чистое сознание.
Оставаться на ментальном уровне сознания это начало состояния самадхи. Когда сознание погружается на столько глубоко и проскакивает мысли, инстинкты, движения, оно достигает чистого сознания. А тут уже существует тотальное знание, которое содержит в себе все события одновременно.
Что такое аштанга-йога
Это восьмиступенчатая система саморазвития человека, конечной целью которой является достижение Самадхи.
Главные отличия
Чтобы пройти все 8 ступеней развития и достигнуть просветления, важно понимать основные аспекты предстоящего пути:
Соблюдение последовательности выполнения асан. Упражнения выстроены таким образом, что каждое предыдущее позволяет подготовить организм к следующему. Нельзя менять последовательность асан, переставлять их местами или дополнять.
Все упражнения основаны на правильной технике дыхания. Если практикующий выполняет асаны без нарушений, но теряет ровную нить вдохов и выдохов, то вместо пользы и развития он может получить вред и деградацию. Дыхательные упражнения построены на технике уджайи.
Смена асан сопровождается виньясами – действиями, основанными на согласованной работе мышц, дыхательной системы и сознания.
Отличительная черта упражнений – концентрация на выбранной точке – дришти
В момент удержания взгляда на внешнем объекте все внимание направляется на внутренний.
Практика начинается и заканчивается исполнением благодарственной мантры, выражающей почтение всем учителям. Звуки произносят нараспев с глубоким вовлечением голоса и дыхания.
Заниматься можно в общих группах и индивидуально – в майсор-классах
Второй тип обучения подразумевает самостоятельное исполнение асан под наблюдением учителя. Такой формат удобен для начинающих, т. к. позволяет выстроить занятие в собственном темпе и спокойно осваивать последовательность. В общих группах (led-классах) все занимающиеся должны выполнять упражнения в одном ритме под счет преподавателя.
Дхарана
Йога меняет человека в лучшую сторону. Пересматриваются жизненные приоритеты, появляется гибкость ума, спокойствие. Но зачастую люди, практикующие йогу, мышлением и поведением не отличаются от прочих обывателей. А значит, мало кто достигает в самопознании настоящих высот.
Дхарана — шестая ступень Патанджали-йоги и лишь начальная стадия медитации. Достигая этого уровня, йогин по-настоящему ощущает результат. Он только сейчас начинает понимать смысл учения в целом, видеть истинное значение всех предыдущих, уже пройденных ступеней.
До этого этапа доходят немногие. Большинство ограничивается лишь практикой асан, правильного дыхания, максимум — учится отвлекаться от внешних раздражителей и погружаться в себя. Действительно, Дхарана — это очень сложно на первый взгляд.
Медитация начинается с глубокой концентрация внимания, которой не препятствует активность ума, а эмоции не отвлекают от сосредоточения на объекте. Это великое умение — отключать сознание, отодвигать чувства на второй план и привязывать все мысли к единственному объекту.
Практические советы:
- Начать занятие следует с выбора удобной Асаны.
- Добиться равномерного и спокойного ритма дыхания.
- С помощью Пратьяхары достичь превосходства ума над чувствами, ведь спокойствие дает людям энергию и нужный настрой.
- Выбрать один объект внимания: часть тела (кончик носа, область пупка, точка между бровями), предмет (пламя свечи, цветок, луна и пр.), любая из чакр, звук мантры (музыки, гонга), дыхание, движение, вкус и так далее.
- Концентрация на чувствовании выбранного объекта (но не на его форме или цвете).
- Полное очищение мозга от непрерывного потока мыслей.
Часто человек, особенно начинающий, ловит себя на том, что мысль отклоняется от объекта внимания. Даже если это происходит долго, то не нужно отчаиваться и бросать начатое. Необходимо раз за разом возвращать фокус на объект.
Как только на 12 секунд человек смог забыть о времени, не осознавая происходящего, не помня о делах и заботах, — Дхарана достигнута.
Йогин выбирает один или несколько предметов для ежедневной тренировки. Даже пара недель 5-минутных занятий способна изменить мышление человека
Важно верить — умение обязательно придет с опытом! Медитировать сможет каждый
Препятствиями в достижении цели становятся обыкновенные лень, сомнения в успехе, сонливость, страх, обостряющиеся болезни. Преодолев все это усилиями воли, человек получит долгожданный результат и сопровождающее его чувство блаженства и умиротворения. Теперь йогин готов к переходу на более высокие уровни.
Восемь ступеней
Раджа-йога включает в себя 8 ступеней («Восемь ступеней йоги»): яму, нияму, асаны, пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхъяну и самадхи.
Это свод моральных правил, которые помогают человеку уберечься от негативных проявлений ума, результат которых всегда один – страдания и несчастья. Яма состоит из 5 принципов:
- Ахимса (не причинение вреда себе и всему живому).
- Сатья ( честность, правдивость).
- Астея (не воровство и не присваивание себе чужого).
- Апариграха (ограничение себя в материальных объектах, не приобретать то, что не нужно).
- Брахмачарья (видение Бога во всём).
Практика Ниямы способствует развитию самых светлых добродетелей человеческой души. Она также состоит из пяти принципов:
- Шаоча (чистота на уровне тела ума и духа).
- Сантоша (удовлетворенность имеющимся) .
- Тапах (дисциплина и намеренная аскеза, служение миру).
- Свадхьяя (изучение духовной литературы).
- Ишвара Пранидхана (опора на Бога и служение ему).
Пранаяма
Четвертая ступень Раджа-йоги – это дыхательные упражнения, цель которых получить контроль над своей внутренней энергией (праной).
Пратьяхара
Пятая ступень. Суть этой ступени в отвлечении своих органов чувств от внешнего мира. Практикуя эту ступень, человек приобретает душевную силу и волю при помощи сосредоточенности, которые помогают достичь контроль над эмоциями.
Дхьяна
В седьмой ступени, практик сливается с объектом своей концентрации, т. е с Богом. Это высшая форма медитации. Тот, кто овладел способностью ни о чем не думать, переходит на Дхьяну.
Самадхи
И наконец, последняя фаза – это Самадхи. Она является конечным результатом. Самадхи – это просветление, абсолютное освобождение, полная потеря своей индивидуальности. Человек осознает своё настоящее «Я» и начинает истинно служить этому миру.
Восьмая ступень – Самадхи – вершина просветления
Самадхи или целостное завершение, расширяющее самопознание – в переводе с санскрита, характеризуется слиянием духа и ума. Мы с самого детства учимся думать, принимать решения, делать выводы, тем самым, закладывая знания и умение мыслить с помощью образов. Но постигнув Самадхи, вы расширите сознание и обретете полную свободу от ненужных, захламляющих и навязчивых мыслей. После освоения высшей цели, вы, целиком и полностью, сольетесь с мировым божеством, обретете вселенское созвучие и покой в душе. Стертость границ между телом, разумом и внешним миром, рассеивает противоречия, и вы обретаете умиротворение. Блаженство состояния Самадхи невозможно описать вербально, понять его можно лишь достигнув его, работая над преодолением собственных усилий.
САМАДХИ ЙОГА
За миг до нашего прощанья Бегу к Тебе, Творец мечты. Я разогреть хочу дыханьем Вселенную, где всюду—
Ты… Самадхи — это завершение исканий садхака. На вершине медитации йог переходит в состояние Самадхи, в котором тело и чувства отдыхают, как во сне, а способности ума и рассудка действуют, как при бодрствовании, и все же он находится за пределами сознания. Человек в состоянии Самадхи совершенно бодр и в полном сознании. Все сущее — это Брахман. Садхак спокоен и почитает его, как то, из чего произошел, то, чем дышит, и то, в чем растворится. Душа, находящаяся в шишковидной железе человека, меньше грецкого ореха и больше небес, она вмешает все труды и все желания. В нее входит садхак. И тогда уже ощущения «я» и «мое» исчезают, поскольку деятельность тела, ума и интеллекта прекратилась, как бывает в глубоком сне. Садхак достиг тогда истинной йоги, у него остается только переживание сознания, истины и невыразимой радости. Это покой, превосходящий всякое понимание. Уму не найти слов для описания этого состояния, и языку не выговорить их. Сравнивая переживание Самадхи с иными переживаниями, мудрецы говорят: «Нети! Нети!» («Это не то! Это не то]») Такое состояние можно выразить только глубочайшим молчанием. Йог расстался с материальным миром и погружен в Вечное. Познающий и познаваемое не раздвоены, но слиты, как камфора и огонь. В первоисточнике йоги сказано о Самадхи следующее: Гхеранда сказал: Самадхи — великая Йога и ею овладевают благодаря очень удачной судьбе. Она достигается с помощью доброты и милости учителя и преданностью ему. Кто верит в учение, в своего учителя и в собственное Я, чье мышление пробуждается изо дня в день, тот йогин достигает прекрасного Самадхи. Отделить Ум (Манас) от тела и соединить его с высшим Я (Параматман) — это Самадхи, освобождение сознания от всех состояний. Я — Брахман и ничто другое. Брахман есть Я. Страдание не является уделом «Я», природа которого — абсолютное Сат-Чит-Ананда (бытие-сознание-блаженство); «Я» — всегда свободно и является моей собственной сущностью. Самадхи четверично: Дхьяна Самадхи (Самадхи через созерцание), Нада Самадхи (Самадхи через поглощение разума во внутреннем звуке Нада), Расананда Самадхи (Самадхи от вкушения нектара), Лайа Самадхи (Самадхи растворения). Эти пути осуществляются таким методами: Дхьяна Самадхи — Самбхави Мудрой, Нада Самадхи — Кхечари Мудрой, Расананда Самадхи — Бхрамари Мудрой и Лайа Самадхи — Йони Мудрой. Пятый путь к Самадхи — Бхакти Йога, шестой — Маномурчха Кумбхака, ведущая к Раджа Йога Самадхи.
Дхьяна Йога Самадхи
Самбхави Мудрой достигается познание своего «Я». Созерцай Брахмана, как светящуюся точку. Фиксируй ум в этой точке. Помести свое Я в середину Кха, а Кха — в середину своего Я. Созерцай таким образом тождество Я и КХА (Брахмана) и сделай так, чтобы тебе ничего не мешало. Будучи полным бесконечного блаженства, человек переходит к Самадхи.
Нада Йога Самадхи
9. Поверни язык вверх, закрывая проход воздуху практикой КхечариМудры. Так достигается Самадхи. Все другие средства здесь излишни.
Расананда Йога Самадхи
Медленно вдохни, сделай Бхрамари Кумбхаку и медленно выдохни. Так возникает звук жужжащей пчелы. Прислушиваясь к этому звуку, помести Манас в центр звука. Так приходит Самадхи, знание «со-хам» («Я есть То») возрастает и наступает великое счастье.
Лайа Сиддхи Йога Самадхи
Совершив Йони Мудру, представляй, что ты есть Шакти, а Пара-матман — Пуруша. Эти двое соединяются. Так ты становишься полным блаженства и достигаешь Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман). Это ведет к Самадхи недвойственности (Адвайта), устраняющей двойственность Я — Брахман.
Бхакти Йога Самадхи
Созерцай в своем сердце излюбленное Божество. От этого созерцания наполняйся экстазом. С радостным возбуждением и слезами счастья приходит транс. Это ведет к Самадхи и Маномани.
Раджа Йога Самадхи
16. Упражняясь в Маномурчха Кумбхака (обморочном состоянии),соединяй Манас с Атманом. Этим соединением ты достигаешь РаджаЙога Самадхи.
↑ Дхьяна (медитация)
Занятия концентрацией готовят вас к медитации. Медитация — это постоянный поток одной мысли. Упорная медитация приводит вас к ощущению сверхсознания, или самадхи.
Во время медитации сознание становится спокойным, ясным и устойчивым. Различные лучи сознания собираются в пучок и фокусируются на объекте медитации. Сознание перестанет метаться. Вся его энергия сконцентрируется на одной мысли.
Медитация приводит к серьезным изменениям в сознании, мозгу и нервной системе. Формируются новые нервные потоки, вибрации и клетки. Сознание и нервная система полностью перестраиваются.
Медитация в конечном счете ведет к самадхи, или сверхсознательному состоянию, откуда йог черпает божественное знание о своей истинной природе. Утвердившись в самадхи, он освобождается. Он становится дживанмукта, светом, озаряющим весь мир. Благословенны будут дживанмукты, и да воссияете вы все как дживанмукты здесь и сейчас!
Благодаря глубокой концентрации вы увидите различные источники света. Поначалу этот свет будет белым, размером с булавочную головку, он появится во лбу, между двумя бровями (примерно в этом месте находится аджня-чакра).
Время от времени вы будете видеть сверкающие образы богов или иные образы. Вы увидите ваше излюбленное божество или вашего гуру. Сиддхи, риши и другие дадут вам свой даршан, чтобы поддержать вас. Вы увидите красивые сады, великолепные дворцы, реки, горы и золотые храмы — картины эти столь прекрасны, что я не в силах их описать словами.
Методы
Путь Раджа-йоги базируется на работе со своим внутренним «Я». Практикуя её, человек начинает осознавать то, что для него казалось невозможным осознать и понять. Она не отрицает каких-либо фактов лишь на том основании, что они сложны в объяснении. Она показывает, что присутствие “некой сущности над облаками”, не может быть объяснением силы и веры в чудеса.
Учение Раджа-йоги гласит, что человек обладает всем необходимым для полного удовлетворения своей бесконечной жажды, что
https://www.youtube.com/watch?v=upload
. Этот океан находится внутри человеческого сознания, осталось только добраться до него. Также она рассказывает, что в мире присутствуют грубые и тонкие проявления. Тонкие проявления – причина грубых, они не улавливаются нашими пятью органами чувств. Грубые же – результат, который мы ощущаем. Раджа-йога совершенствует и расширяет человеческое восприятие.
Для успеха на этом пути, практик должен принять наставничество опытного учителя, так как он сможет определить конкретный эффективный метод для него индивидуально. В Раджа-йоге каждый случай – уникален, то что подходит одному человеку, может не подойти другому.
Как достичь самадхи?
Чтобы достичь самадхи, нужно пройти все восемь ступеней аштанга-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, занятия асанами и пранаямой. А после прийти к медитационным практикам дхьяны и самадхи. Первые пять ступеней сворачивают сознание, а последние три – расширяют его.
Патанджали, автор «Йога-сутр», говорил о том, что самадхи можно достигнуть и развить только с опытом. Вряд ли начинающему йогу самостоятельно получится прийти к этому состоянию. Обязательно нужен гуру, который поможет пройти этот путь.
В первоисточниках по йоге говорится о восьми ступенях постижения единства, это:
- Яма – правила гармоничного поведения в социуме;
- Нияма – правила личной гигиены и жизни йога;
- Асана – выполнение статических поз йоги;
- Пранаяма – дыхательные, энергетические упражнения йоги;
- Пратьяхара – отключение чувств;
- Дхарана – концентрация ума;
- Дхьяна – однонаправленная концентрация – дальнейшее углубление Дхараны;
- Самадхи.
Не пройдя все восемь ступеней, невозможно дойти до высшей. Практику нужно не терять веру, способность к концентрации, память. Но без божественной милости достичь высшей ступени не получится. Ее достигнут только избранные, которых Высшее сочтет достойными, допустит и направит. Для этого нужно работать над практикой в течение нескольких воплощений.
Сомнения, гордыня, волнение ума, болезнь могут быть сложными, иногда непреодолимыми препятствиями на пути к самадхи. Для достижения самадхи вера играет большую роль. Вера в себя, свои возможности, божественное и высшее начало. Тот, кто практикует и стоит на пути к самадхи, будет подвергаться испытаниям, но если он их пройдет, то достигнет своей цели и укрепит свою веру и веру высшего.
Во многих учениях и направлениях йоги самадхи описывается как высшее благо и цель. Однако, в зависимости от направления йоги, пути могут различаться.
Но, если изучить эти учения, можно прийти к выводу, что для достижения самадхи нужно практиковать несколько направлений. Например, проводить очищение организма методами Шаткармы, увеличивать энергетические потоки тела с помощью хатха-йоги.
Карма-йога помогает осознать свою высшую природу, бхакти-йога пробуждает божественное начало в нас самих. Эти состояния сложно поддаются описанию доступными нам и читателю средствами. Самадхи – это то, что понимается и осознается только в процессе непосредственного пребывания в нем.
Невозможно полностью передать и описать его доступными нам вербальными способами. Это состояние абсолютного покоя, умиротворения и гармонии с потоком, глубокого понимания всех процессов, всей сути мироздания.
↑ Самадхи
Самадхи бывает двух видов: джада-самадхи и чайтанья-самадхи. Хатха-йог, занимающийся кхечари-мудрой, может залезть в ящик и месяцами и даже годами оставаться в нем под землей. Это самая сверхъестественная из тех способностей, что дает это самадхи. Это джада-самадхи. В чайтанъя-самадхи человек достигает «высшего знания». Йог получает новую мудрость, сверхчувственную.
Нирвикальпа — это состояние сверхсознания. В этом состоянии отсутствуют какие-либо картины воображения. Это —цель всей жизни. Вся ментальная деятельность, функции интеллекта ичувств прекращают свое существование. Человек покоится в Атмане. Исчезают различия между субъектом и объектом. Весь мир, с его противоречиями и логическими парами, полностью исчезает. Это состояние безотносительно. Человек познает свое Высшее «Я», обретает высшиймир ипокой, бесконечное, неописуемое блаженство. (Это состояние также называется йогаруд-хой, или состоянием того, кто полностью прошел путь йоги.)
Человеческое тело: основной источник всех достижений!
- Все сущее, от Брахмы и до мельчайшей неодушевленной частицы состоит из земли, воды, огня, воздуха и эфира. Они одушевлены Атманом.
- Человеческое тело, являющееся основным источником всех приобретений, достижений и познания, — это крепкий челн, который, кажется, однако, трудно сохранить в целости, хотя все средства под рукой, однажды поняв это, вы увидите, что на самом деле это легко.
- Получив человеческое тело, которое является вратами освобождения, тот, кто слишком привязывается к мирской, земной, низменной жизни, считается падшим с вершин своего естественного состояния.
- Человеческое тело — это темница! Войдя в него, вы должны изо всех сил бороться, чтобы вырваться.
- Мудрые люди вовсе не желают жить в человеческом теле, поскольку оно отвлекает от главного и создает иллюзии.
- Отождествление себя с телом и привязанность к нему являются причиной страха.
- Жизнь — это путешествие в безграничном океане времени, где пейзаж за окном постоянно меняется.
- Не любите и не ненавидьте свое тело и чувства. Будьте безразличны по отношению к ним и ко всем прочим объектам. Остерегайтесь чувства отвращения к жизни. Испытывайте отвращение лишь к мирским, низменным заботам.
- ействия, эмоции и разум —вот три лошади, запряженные в колесницу тела.
- Поддерживайте свое тело в хорошей форме. Лучше используйте его. Крепкое и здоровое тело поможет вам в ваших ежедневных духовных занятиях. Имея совершенное здоровье, вы можете добиться высшего успеха в жизни.
- Когда физическое тело приходит в негодность и не может долее функционировать из-за старости или болезни, Господь уничтожает это тело, позволяя дживе вселиться в новое, здоровое тело для дальнейшего развития и быстрой эволюции.
- Сознание живет в нашем теле до того момента, как мы познаем свое Высшее «Я» и, следовательно, достигаем освобождения.
Если вы страдаете от каких-либо хронических болезней, вам придется к этому добавить мудры, пранаяму и джапу. Если что-либо из этого вам не подходит, вы должны посоветоваться с вашим духовным учителем. Вы должны заниматься долго, с искренним желанием и большим терпением.
Новость отредактировал: Dr_Michael — 24-09-2018, 07:37
Шестая ступень – Дхарна – концентрация мыслей
Освоить ступень Дхарана, позволит только предварительное познание предыдущих двух ступеней, вследствие того, что шестая ступень совершается на основе интуиции и приобретенных знаний ранее. Усмирив свои чувства Пратьяхарой, закалив ум Пранаямой и разработав Асаной тело, вы будете в готовы постичь тайну Дхараны. Дхарана в переводе с санскрита «Дхри» означает «удерживать крепко», трактуется поглощением разума объектом и умение сконцентрироваться в определенной точке и ее чувственном представлении – состояние транса. Основным признаком познания Дхараны – является абсолютная потеря ощущения времени и отрешенность.
Обретение дхараны
Что же нам потребуется изменить, чтобы обрести дхарану?
1. Расслабьте ум и тело
Чем меньше они«апряже-ны, тем легче уму сосредоточить внимание. Для сосредоточения необходимо выбрать правильную расслабленную позу, чтобы поток энергии в позвоночнике беспрепятственно поднимался к высшим мозговым центрам
Расслабление — это путь к открытому восприятию; оно помогает нам противодействовать подавляющей силе ограниченного эго-сознания.
2. Успокойте ум и тело. Устойчивая поза способствует сосредоточению ума
Упражения в асанах позволят вам достигать спокойствия тела и ума и тем самым без помех концентрировать внимание на объекте сосредоточения
3. Успокойте свое дыхание. Прислушайтесь к дыханию, и вы сможете определить степень рассеянности ума. Чем менее он рассеян, тем спокойнее и ровнее дыхание. Пранаямая (см. главу 5) приносит разуму спокойствие и равновесие, давая возможность сосредоточиваться и не отвлекаться.
4. Развейте в себе стремление к дхаране. Помните, что дхарана не имеет ничего общего с достижением прозаической, обыденной цели, поэтому нет необходимости спешить и устанавливать сроки, не нужны лишние усилия. Здесь действует не воля, направляемая эго, а желание, добровольное стремление.
5
Пробудите в себе интерес и внимание
Для обретения сосредоточения они имеют очень важное значение. Чтобы привлечь внимание, необходимо пробудить интерес, поскольку на интересном объекте уму проще сосредоточиться
Чтобы привлечь внимание, необходимо пробудить интерес, поскольку на интересном объекте уму проще сосредоточиться.
Каковы признаки сосредоточенности ума? Это отсутствие чувства времени. Когда мы глубоко сосредоточены, время течет незаметно
Если нас увлекла книга, наше внимание целиком поглощает чтение, так что мы забываем о времени, и только отложив книгу, с удивлением обнаруживаем, что незаметно пролетели несколько часов. Ум сосредоточен, когда внимание и интерес без вмешательства мыслей направлены строго на ограниченную область в настоящем, а не в прошлом или в будущем
Согласно йогическому тексту «Курма-пурана», если разум фиксируется на чем-либо более 12 секунд, это дхарана. Двенадцать дхаран складываются в дхьяну (медитацию), а двенадцать дхьян составляют самадхи (сверхсознание).
Юноша, сосредоточивавшийся на буйволе
Чтобы нагляднее представить цель сосредоточения и медитации, Свами рассказывает своим ученикам следующую поучительную историю.
Жил когда-то юноша, который как-то раз, вдохновленный покоем, исходившим от святого человека, попросил разрешения учиться у него медитации. Гуру учил его медитировать на божестве, но некоторое время спустя наставник заметил, что достижения ученика в медитации невелики. Тогда он спросил, что больше всего интересует юношу, и тотчас же получил ответ. Ближе всего уму и сердцу юноши оказался буйвол
Тогда гуру отправил его в комнату для медитации и посоветовал сосредоточить все внимание на буйволе
<<< Назад | Дальше >>> |