Иллюзии мозга: когнитивные искажения из-за переизбытка информации

Как мы воспринимаем действительность?

Так как же точно определить этот сложный психический процесс? Восприятие – это целостное отражение предметов, объектов, явлений действительности в совокупности их частей, свойств и качеств через воздействие на органы чувств человека.

Основу процесса восприятия составляют ощущения, но нельзя свести весь процесс познания только к их сумме, это было бы слишком просто.

Так, например, книгу нельзя рассмотреть как комплекс ощущений цвета и формы обложки, объема и шероховатости составляющих ее страниц.

Хотя без ощущений, конечно, и восприятия быть не может. Это совершенно точно. Но устроен это процесс гораздо сложнее: в него входит и предыдущий опыт человека, то есть те знания и представления, которые уже имеются в сознании. Воспринимая какой-то предмет, мы не пытаемся выделить группу ощущений, а, наоборот, объединяем их все вместе в единый целостный образ, который потом начинаем анализировать, осмысливать и понимать с учетом уже имеющегося опыта.

Другими словами, в процессе полной оценки действительности участвуют и память, и мышление. Большая роль здесь отводится и речи, ведь воспринятое нужно еще и обозначить словами.

Как же происходит восприятие тех или иных объектов или событий? Специальных органов в человеческом организме для этого нет. Общая деятельность системы анализаторов, а именно материал, идущий от нее, и является физиологической основой восприятия.

Предметы и явления окружающей действительности являются раздражителями и запускают процесс восприятия, который в общем можно представить как результат деятельности коры головного мозга, а именно ее соматосенсорной части, находящейся в теменной доле.

Как и почему меняется мозг

Сегодня известно, что мозг обладает замечательной способностью создавать новые связи и, в некоторых случаях, даже создавать новые нейроны. Эта нейропластичность также укрепляет связи по мере приобретения нового опыта: со временем некоторые связи укрепляются, а другие отпадают.

Мозг реагирует в равной степени на все, о чем вы думаете.

Интересно, что мозг продолжает создавать новые нейронные связи и изменять уже существующие. Это необходимо чтобы адаптироваться к новому опыту, усвоить новую информацию и создать новые воспоминания. Да-да, многие вещи, которые мы считаем реальными на деле ни что иное, как конструкция вашего мозга. Иллюзия.

Напомним, что из-за нейропластичности – доказанной научной истины о том, что мозг меняется в зависимости от получения информации – ваши повторяющиеся мысли, чувства и поведение фактически меняют мозг и его работу на физиологическом уровне. Мозг также перебирает в памяти прошлый опыт, выдвигая тысячи предположений одновременно и взвешивая вероятности.

Мозг – это и есть мы.

В большинстве случаев история, которую генерирует мозг, соответствует реальному, физическому миру. В конечном итоге мозг усердно работает чтобы изменить реальность в соответствии с предыдущим опытом, эмоциями и дискомфортом от неопределенности.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Эффект игрока

В научной литературе называется ошибкой игрока или ложным выводом Монте-Карло. Мы склонны предполагать, что многие случайные события зависят от случайных событий, произошедших ранее.

Классический пример — подбрасывание монетки. Мы подбросили монету пять раз. Если орел выпадал чаще, то мы будем считать, что в шестой раз должна выпасть решка. Если пять раз выпала решка, мы будем думать, что в шестой раз обязан выпасть орел. На самом же деле вероятность выпадения орла или решки при шестом броске такая же, что и при предыдущих пяти: 50 на 50.

Каждый последующий бросок монеты статистически независим от предыдущего. Вероятность каждого из исходов всегда 50%, но на интуитивном уровне человек не в состоянии этого осознать.

На эффект игрока накладывается недооценка возвращения величины к среднему значению. Если решка все-таки выпала шесть раз, мы начинаем верить, что с монетой что-то не так, и что экстраординарное поведение системы продолжится. Далее начинается эффект отклонения в сторону позитивного исхода — если нам долго не везло, мы начинаем думать, что рано или поздно с нами начнут происходить хорошие вещи.

Сходные чувства мы испытываем, заводя новые отношения. Всякий раз мы верим, что в этот раз у нас все будет лучше, чем при предыдущей попытке.

Вопрос 1. Сознание и его психологическая характеристика

СУЩЕСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ВИДА ОТ ЖИВОТНЫХ СОСТОИТ В ЕГО СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ И МЫСЛИТЬ АБСТРАКТНО. ЭТО СВЯЗАНО СО СФЕРОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШИМ УРОВНЕМ ОТРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ :

ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ ПОЗНАЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ ПОЗНАЮЩИМ СУБЪЕКТОМОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ СЕБЯ КАК ОТДЕЛЕННОЕ ОТ ОСТАЛЬНОГО МИРА СУЩЕСТВО, ГОТОВОЕ И СПОСОБНОЕ К ИЗУЧЕНИЮ И ПОЗНАНИЮ ЭТОГО МИРА, К ПОЛУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ И НЕМ. ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ ЭТИ ЗНАНИЯ КАК ФЕНОМЕНЫ, ОТЛИЧНЫЕ ОТ ОБЪЕКТОВ, К КОТОРЫМ ОНИ ОТНОСЯТСЯ, МОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЭТИ ЗНАНИЯ В СЛОВАХ И ДРУГОЙ СИМВОЛИКЕ, ПЕРЕДАТЬ ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ И БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ, ХРАНИТЬ И ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИХ. ПРИ УТРАТЕ СОЗНАНИЯ (СОН, ГИПНОЗ, БОЛЕЗНЬ ) ТАКАЯ СПОСОБНОСТЬ ТЕРЯЕТСЯ.
СПОСОБНОСТЬ МЫСЛЕННО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СУЩЕСТВУЮЩУЮ И ВООБРАЖАЕМУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ— ВТОРАЯ ВАЖНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ. (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ— ОТРАЖЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ В ВИДЕ ОБРАЗА КАКОГО-ЛИБО ОБЪЕКТА РЕАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,ВООБРАЖЕНИЕ— СПОСОБНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОТСУТСТВУЮЩИЙ ИЛИ РЕАЛЬНО НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ ПРЕДМЕТ, УДЕРЖИВАТЬ ЕГО В СОЗНАНИИ И МЫСЛЕННО МАНИПУЛИРОВАТЬ ИМ.

КОНТРОЛИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, УПРАВЛЯТЬ ИМИ ЭТА ХАРАКТЕРИСТИКА, КАК И СОЗНАНИЕ В ЦЕЛОМ, ТЕСНЫМ ОБРАЗОМ СВЯЗАНА С ВОЛЕЙ.
9 стр., 4268 слов

Экологическое сознание и экологическое образование человека

… представляют собой сознание общества в целом (общественное сознание). Нельзя отождествлять сознание только со знанием и языковым ..

человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология ..

О СОЗНАТЕЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И ВООБРАЖЕНИЕМ ГОВОРЯТ ТОГДА, КОГДА ОНИ ПОРОЖДАЮТСЯ И ИЗМЕНЯЮТСЯ УСИЛИЕМ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА. . ВОЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И СОСТОЯНИЯМИ ВСЕГДА СВЯЗЫВАЛОСЬ С СОЗНАНИЕМ.

СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ И ВОСПРИНИМАТЬ В ФОРМЕ ОБРАЗОВ ОКРУЖАЮЩУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
ЕЩЕ ОДНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ В НЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СХЕМ- ОПРЕДЕЛЕННЫХ УМСТВЕННЫХ СТРУКТУР, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРОЙ ВОСПРИНИМАЕТСЯ, ПЕРЕРАБАТЫВАЕТСЯ И ХРАНИТСЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О САМОМ СЕБЕ.
СЛЕДУЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ — ЭТО ЕГО СПОСОБНОСТЬ К КОММУНИКАЦИИ, Т.Е. ПЕРЕДАЧЕ ДРУГИМ ЛИЦАМ ТОГО, ЧТО ОСОЗНАЕТ ДАННЫЙ ЧЕЛОВЕК, С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА И ДРУГИХ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ. Т.О. СОЗНАНИЕ ТЕСНЫМ ОБРАЗОМ СВЯЗАНО С РЕЧЬЮИ БЕЗ НЕЕ В ВЫСШИХ СВОИХ ФОРМАХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

ОБМЕНИВАЯСЬ ДРУГ С ДРУГОМ РАЗНООБРАЗНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, ЛЮДИ ВЫДЕЛЯЮТ В СООБЩАЕМОМ ГЛАВНОЕ. ТАК ПРОИСХОДИТ АБСТРАГИРОВАНИЕ- ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ВСЕГО ВТОРОСТЕПЕННОГО И СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ. ОТКЛАДЫВАЯСЬ В ЛЕКСИКЕ, ЭТО ГЛАВНОЕ ЗАТЕМ СТАНОВИТСЯ ДОСТОЯНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МЕРЕ ТОГО, КАК ОН УСВАИВАЕТ ЯЗЫКИ НАУЧАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ.ОБОБЩЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И СОСТАВЛЯЕТ СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ. Т.Е. БЕЗ ЯЗЫКА И РЕЧИ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НЕМЫСЛИМО.

ЯЗЫК И РЕЧЬ ФОРМИРУЮТ ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПЛАСТА СОЗНАНИЯ :СИСТЕМУ ЗНАЧЕНИЙ И СИСТЕМУ СМЫСЛОВ СЛОВ. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — СОДЕРЖАНИЕ, КОТОРОЕ ВКЛАДЫВАЕТСЯ В НЕГО НОСИТЕЛЯМИ ЯЗЫКА, ОНИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛОВАРЯХ.СМЫСЛ СЛОВА — ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА В ОТДЕЛЬНОСТИ. СМЫСЛЫ И ЗНАЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ДВУМЯ ОБРАЗУЮЩИМИ СОЗНАНИЯ.

Диагностика дереализации

Если вы чувствуете себя так, как будто вы пьяны, но спиртные напитки не употребляли длительное время, то это может быть поводом для обращения к врачу

В Интернете можно найти тесты на определение реализации и деперсонализации, но важно не столько обнаружить расстройство, сколько выявить его причины. Это крайне важно, ведь подобные состояния могут сопровождать шизофрению и другие серьезные психические патологии

Определить точный диагноз может только опытный специалист.

Диагностика будет включать в себя такие этапы:

изучение истории болезни, беседа с пациентом

Среди диагностических методов важнейшим в данной ситуации является опрос, но также важно всесторонне изучить анамнез больного. Наличие в истории перенесенных ранее психических расстройств или тяжелых соматических заболеваний, а также случаи дереализации среди членов семьи больного, позволят более точно определить причину данного состояния;
визуальный осмотр пациента;
применение клинических шкал, разработанных для психодиагностики дереализации и деперсонализации

Наиболее известной шкалой является тест Нуллера. По своей сути, эта шкала является перечнем симптомов расстройства, различающихся особенностями проявления. Если какой-то из них был замечен у пациента, то напротив него ставится пометка. Затем специалист подсчитывает количество таких симптомов и оценивает тяжесть больного;
использование иных методов психологического исследования;
проведение клинических исследований, в том числе, рентген и фармакологические пробы. Все эти меры могут помочь выявить соматические заболевания, способные привести к развитию дереализации, а также снизить вероятность развития побочных эффектов от медикаментозного лечения в дальнейшем.

Особого внимания заслуживает специфичность симптомов, а также длительность их наблюдения. Если приступ дереализации был единичным и кратковременным, то причину нужно искать в переутомлении или нервном потрясении. В противном случае, расстройство может свидетельствовать о более серьезных патологических процессах в организме.

3 совета по использованию субъективного или объективного

Вот несколько общих советов о том, как различать субъективное и объективное. И как использовать их в повседневной жизни.

Изучите контекст. Критически подумайте о контексте информации, прежде чем делать объективное или субъективное заявление. В официальных дебатах спорящие стороны просят сохранять объективность своих аргументов. Если вы даете совет другу, ему может понадобиться ваше субъективное мнение по этому вопросу. А не ваш логичный выбор.

Различайте чувство и факты. Выбор слова важен при субъективном или объективном утверждении. Делая различие между субъективными и объективными утверждениями, помните, что использование выражений “я думаю” или “я чувствую” указывает на то, что ваша точка зрения основана на эмоциях. Или предубеждениях, а не на объективной точке зрения.

Используйте мнемонику. Если вы просто пытаетесь запомнить разницу между терминами, вы можете использовать удобную мнемонику. Субъективные мнения формируются вашими собственными чувствами. Объективные мнения формируются на основе фактов или наблюдений за объектами.

Реальность — это неприятно

Люди очень плохо справляются с нейтральной оценкой фактов и взвешиванием аргументов. Даже самые рациональные суждения, на самом деле, возникают под влиянием неосознанных желаний, потребностей и предпочтений. Исследователи называют это «мотивированным мышлением». Мы всеми силами стремимся избегать когнитивного диссонанса — конфликта между устоявшимися мнениями и новой информацией.

В середине 1950-х американский психолог Леон Фестингер изучал небольшую секту, участники которой верили в близкий конец света. Дата апокалипсиса была предсказана с точностью до конкретного дня — 21 декабря 1954 года. К сожалению, в этот день апокалипсис так и не наступил. Некоторые стали сомневаться в истинности предсказания, но вскоре получили послание от Бога, которое гласило: ваша группа излучала столько веры и добра, что вы спасли мир от разрушения.

После этого события поведение членов секты резко изменилось

Если раньше они не стремились привлечь к себе внимание посторонних, то теперь стали активно распространять свою веру. Как утверждает Фестингер, прозелитизм стал для них способом снятия когнитивного диссонанса

Это было неосознанным, но по-своему логичным решением: ведь чем больше людей могут разделить наши убеждения, тем сильнее это доказывает, что мы правы.

Это неприятно. Мы готовы даже заплатить, чтобы не сталкиваться с мнениями, которые не вписываются в нашу систему взглядов.

В 2017 году ученые из университета Виннипега спросили у 200 американцев, как они относятся к однополому браку. Тем, кто положительно оценил эту идею, предложили следующую сделку: ответить на 8 аргументов против однополого брака и получить 10 долларов или ответить на 8 аргументов в поддержку однополого брака, но получить за это всего 7 долларов. Противникам однополых браков предложили такую же сделку, только на обратных условиях.

В обеих группах почти две трети участников согласились получить меньше денег, чтобы не сталкиваться с противоположной позицией. Видимо, трех долларов все-таки недостаточно, чтобы преодолеть глубокое нежелание слушать тех, кто с нами не согласен.

В эксперименте 2016 года ученые из Южно-Калифорнийского университета предложили участникам несколько нейтральных утверждений — например, «лампочку изобрел Томас Эдисон». Почти все с этим согласились, ссылаясь на школьные знания. Затем им представили доказательства, которые противоречили первому утверждению — например, что до Эдисона были другие изобретатели электроосвещения (эти факты были поддельными). Столкнувшись с новой информацией, почти все изменили свое первоначальное мнение.

Во второй части эксперимента исследователи предложили участникам утверждения политического характера: например, «США должны ограничить свои военные расходы». На этот раз их реакция была совершенно другой: участники укрепили свои первоначальные убеждения, а не начали в них сомневаться.

Мнения, которые стали частью нашего «я», очень сложно изменить или опровергнуть. Всё, что им противоречит, мы игнорируем или отрицаем. Отрицание — базовый механизм психологической защиты в стрессовых и тревожных ситуациях, которые ставят под вопрос нашу идентичность. Это довольно простой механизм: Фрейд приписывал его детям. Но иногда он творит настоящие чудеса.

В 1974 году младший лейтенант японской армии Хироо Онода сдался филиппинским властям. Он почти 30 лет скрывался в джунглях на острове Лубанг, отказываясь верить, что Вторая мировая война закончилась и японцы потерпели поражение. Он считал, что ведет партизанскую войну в тылу врага — хотя на самом деле воевал только с филиппинской полицией и местными крестьянами.

Хироо слышал по радиоприемнику сообщения о капитуляции японского правительства, Токийских Олимпийских играх и экономическом чуде, но считал всё это вражеской пропагандой. Он признал свою ошибку, только когда на остров приехала делегация во главе с бывшим командиром, который 30 лет назад отдал ему приказ «не сдаваться в плен и не совершать самоубийство». После отмены приказа Хироо вернулся в Японию, где его приветствовали почти как национального героя.

Формы и степени отрицания реальности

Прежде чем начать взаимодействовать с окружающей действительностью, мы должны предварительно сформировать относительно правдоподобный её образ. Сопоставляя реальность со своими представлениями о ней, мы принимаем те или иные решения и осуществляем действия для достижения приемлемого результата.

Нашу жизнь можно сравнить с перемещением на местности. Если территория, по которой мы движемся, нам знакома, или у нас есть подробная и понятная карта, тогда это не вызовет никаких проблем. Мы быстро сориентируемся в пространстве, выберем самый оптимальный из всех возможных маршрутов и легко доберёмся до пункта назначения.

Этот вариант возможен только в том случае, если мы видим, понимаем и полностью принимаем мир, в котором живём. Напомню, что именно достижение этого крайне желательного состояния является нашей основной целью.

Но, к сожалению, субъективные представления о мире крайне далеки от объективно существующей реальности. Иначе говоря, предварительно составленная нами карта, не соответствует той местности, где мы находимся. При этом необходимо помнить, что образ мироздания, который мы создаём на протяжении всей жизни, является одновременно нашей индивидуальной правдой, а всё что ей не соответствует, не воспринимается нами.

Для того чтобы хоть как-то определить свое местонахождение на жизненном пути, нам придётся не обращать внимания на отдельные фрагменты реальности, противоречащие ранее сформированным убеждениям. Иначе мы полностью потеряем ориентацию в окружающем нас мире и не сможем существовать в нём.

Степень непринятия действительности зависит от того, насколько искажён заблуждениями и иллюзиями её образ, созданный нами. Рассмотрим некоторые из стадий и форм отрицания реальности с точки зрения непротиворечивой картины мира.

  1. Сомнения, растерянность – результат дезориентации в пространстве принятия решений, неспособность сделать осмысленный выбор. Потеря смыслов и целей для дальнейшей деятельности. Причиной, как правило, является несоответствие наблюдаемой действительности нашим представлениям о ней. Мы начинаем понимать, что заблудились.
  2. Уныние – пассивное отделение себя от мира во всех его проявлениях. Утрата мотивации и интереса к жизни. Результат формирования заблуждения о бессмысленности любых действий для достижения определённой цели. Вызывает упадок сил и блокирует всякую активность. Ложное представление о безвыходности положения, в котором мы оказались.
  3. Обида – неосознанный внутренний протест против иллюзии агрессии внешнего мира. Перенесение вины за случившееся с нами на других. Крайний случай отказа от ответственности, непонимания своей роли и значимости. Бездеятельный способ защиты через эмоциональное отделение себя от окружающей действительности. Вызывается, как правило, ощущением угрозы разрушения своего внутреннего мира извне. Во всём виноват кто угодно, но не я.
  4. Ненависть – предельная степень отрицания реальности, выраженная в агрессивной форме и направленная на уничтожение отдельных её фрагментов. Противопоставление себя определённой части мира, переход в активную фазу противостояния предполагаемой угрозе. Причиной ненависти является страх, порождённый непониманием происходящего вокруг нас. Формируется образ конкретного врага – причины и источника всего плохого.

Все перечисленные состояния в силу своей интуитивной понятности могут служить критерием объективной оценки той стадии непринятия реальности, на которой мы находимся. Чем их меньше в нашей жизни и чем в более мягкой форме они проявляются, тем проще и комфортней наше существование. А это в свою очередь значит, что мы в достаточной степени понимаем и принимаем окружающую действительность.

Перечень стадий и форм отрицания реальности можно дополнить и расширить, но в контексте рассматриваемой темы в этом нет особого смысла

Нам важно понять, что существует прямая зависимость между количеством накопленных внутренних противоречивых убеждений и степенью конфликтности с окружающим миром. Более подробно эту взаимосвязь мы разберем, когда будем говорить о последствиях непринятия реальности, а пока рассмотрим источники происхождения этого явления

Эффект текущего момента

Человеку очень трудно представить себя в будущем. Без специальной подготовки мы оказываемся не в состоянии спрогнозировать дальнейшее развитие событий, соответствующим образом занизить наши ожидания и скорректировать поведение. Мы согласны на немедленное удовольствие, даже если в будущем оно предвещает сильнейшую боль.

Отсюда возникает эффект текущего момента, также известный как эффект переоценки скидок. Этим эффектом всерьез озабочены экономисты: из тенденции людей предпочитать сиюминутные выгоды выгодам в отдаленном будущем вытекает большинство проблем мировой финансовой системы. Люди охотно тратят деньги и крайне неохотно откладывают на черный день.

Также эвристика текущего момента хорошо известна диетологам. В 1998 году  американские ученые провели исследование «Предсказание голода: эффекты аппетита и воздержания на выбор пищи». Участникам исследования предлагали выбор между здоровой (фрукты) и нездоровой (шоколад) едой, которую они получат на следующей неделе. Изначально 74% участников выбрало фрукты. Но когда наступил день выдачи пищи и участникам эксперимента была предложена возможность поменять свой выбор, 70% выбрали шоколад.

Другие статьи по теме:

  • Кратковременные отключения сознания
  • Выездные консультации и исследования
  • Диагностика и лечение эпилепсии
  • Направления деятельности
  • Заболевания
  • Болезнь Паркинсона, паркинсонизм и другие экстрапирамидные патологии
  • Лечение головокружений

*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.

Симптоматика

Существует 3 условных группы признаков, характеризующих синдром деперсонализации:

1. Эмоциональная холодность, безучастность в восприятии окружающего мира, отстраненность, равнодушие к людям::

  • безразличие к страданиям других;
  • отсутствие радости при общении с родными, друзьями;
  • невосприимчивость к музыке;
  • утрата чувства юмора;
  • соблюдение невозмутимости в ранее вызывавших какие-либо чувства ситуациях, как негативных, так и позитивных.

Страх испытывается только от утраты контроля своего тела и потери ориентации в пространстве. Угнетает чувство растерянности от непонимания местонахождения, истории попадания сюда и дальнейших действий.

2. Нарушение физических ощущений:

  • теряется чувствительность к горячему и холодному;
  • краски становятся тусклыми, может появиться дальтонизм;
  • изменяются вкусовые ощущения;
  • предметы кажутся размытыми, не имеющими границ;
  • звуки кажутся приглушенными, как в воде;
  • боль при небольших ранениях отсутствует;
  • нарушается координация движений;
  • отсутствует чувство голода, а с ним пропадает и аппетит.

3. Психическая невосприимчивость:

  • человек забывает свои предпочтения – что нравится и не нравится;
  • отсутствие стимулов и мотивов – нежелание ухаживать за собой, готовить еду, стирать, работать, ходить за покупками;
  • временная дезориентация – индивидуум может просидеть, ничего не делая, несколько часов и не понимать, сколько прошло времени;
  • ощущение участия в качестве актера в скучной тягучей пьесе;
  • созерцание со стороны своей жизни, как будто это сон.

Главным признаком расстройства восприятия считается глубокая погруженность человека в себя. Сначала он понимает, что воспринимает свою личность неправильно, это его угнетает и вызывает сильное душевное волнение.

При попытке понять происходящее, ощущение нереальности становится все сильнее, и нелепость ситуации заставляет индивидуума избегать общения с другими людьми. Индивид, однако, отдает себе отчет в болезненности своего состояния.

В общем клиническую картину деперсонализации можно описать так:

  1. Нарушено восприятие мира – он кажется ирреальным, фантастическим.
  2. Полная отстраненность от происходящего вокруг.
  3. Потеря удовлетворения от естественных физиологических потребностей – сна, еды, дефектации, секса и т.п.
  4. Замкнутость.
  5. Нарушения восприятия строения своего тела – руки и ноги кажутся искусственными, непонятной конфигурации или размера.
  6. Неспособность управлять своим телом.
  7. Снижение интеллектуальных способностей.
  8. Чувство одиночества, брошенности всеми.
  9. Отсутствие любых эмоциональных проявлений.
  10. Изменение физиологических ощущений.
  11. Раздвоение личности.
  12. Ощущение наблюдения за самим собой со стороны.

Эти симптомы расстройства восприятия могут иметь разную степень выраженности при разных типах деперсонализации, о которых будет сказано ниже.

Эффект привязки

Получая новую информацию, мы соотносим ее с уже имеющимися данными. Особенно это касается чисел.

Психологический эффект, при котором мы выбираем какое-то отдельное число в качестве якоря и сравниваем с ним все новые данные, получил название эффекта якоря или эвристики привязки. Классический пример — стоимость товара в магазине. Если товар уценен, мы сравниваем новую цену ($119,95) именно со старой суммой на ценнике ($160). Стоимость собственно товара при этом в расчет не принимается. На эффекте якоря строится весь механизм скидок и распродаж: только на этой неделе, скидка 25%, если купить четыре пары джинсов, одна пара вам достанется совершенно бесплатно!

Эффект используется и при составлении ресторанных меню. Рядом со сверхдорогими позициями там специально указываются (сравнительно!) дешевые. При этом мы реагируем не на цену самых дешевых наименований, а на разницу в цене между стейком из лосося на подиуме из спаржи и куриной котлетой. На фоне стейка за 650 рублей котлета за 190 кажется совершенно нормальным явлением.

Также эффект якоря проявляется, когда на выбор дают три варианта: очень дорогой, средний и очень дешевый. Мы выбираем именно средний вариант, который на фоне двух других опций кажется наименее подозрительным.

Вопрос 3. Психология бессознательного

СОЗНАНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ УРОВНЕМ. НА КОТОРОМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЕКО НЕ ВСЕ, ЧТО ВОСПРИНИМАЕТСЯ И УПРАВЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, АКТУАЛЬНО ОСОЗНАЕТСЯ ИМ. КРОМЕ СОЗНАНИЯ У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.ЭТО — ТЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ, СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ, КОТОРЫЕ ПО СВОЕМУ ДЕЙСТВИЮ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОХОЖИ НА ОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ, НО АКТУАЛЬНО ЧЕЛОВЕКОМ НЕ РЕФЛЕКСИРУЮТСЯ, Т.Е. НЕ ОСОЗНАЮТСЯ. ИХ ПО ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННОЙ С СОЗНАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ, ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТ ПСИХИЧЕСКИМИ.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ, СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА .

ВСЕ НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ МОЖНО РАЗБИТЬ НА 3 БОЛЬШИЕ ГРУППЫ :

  1. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  2. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПОБУДИТЕЛИ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  3. НАДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА 3 КЛАССА :

А) НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АВТОМАТИЗМЫ,

Б) ЯВЛЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ УСТАНОВКИ,

В) НЕОСОЗНАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

А)НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АВТОМАТИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ АКТЫ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТСЯ САМИ СОБОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ СОЗНАНИЯ. ИМЕЮТ ДВОЯКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ :

  • КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ ОСОЗНАВАЛИСЬ (МОРГАНИЕ, ЧИХАНИЕ) — ПЕРВИЧНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ,
  • КОТОРЫЕ ИЗНАЧАЛЬНО ОСОЗНАВАЛИСЬ, А ПОТОМ ПЕРЕШЛИ В НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ — ВТОРИЧНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ (ХОДЬБА И ДРУГИЕ НАВЫКИ — САМАЯ БОЛЬШАЯ ГРУППА ВТОРИЧНЫХ АВТОМАТИЗМОВ).ДЛЯ ВЫРАБОТКИ НАВЫКА НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВТОРЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА В ЕЕ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ВЫБОРОМ ОПТИМАЛЬНОГО.

Б)ЯВЛЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ УСТАНОВКИ.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… Пространства, и задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий … – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи – духовность, духовная душа, …

УСТАНОВКА — ГОТОВНОСТЬ ОРГАНИЗМА ИЛИ СУБЪЕКТА К РЕАГИРОВАНИЮ В ОПРЕДЕЛЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ИЛИ К СОВЕРШЕНИЮ ОПРЕДЕЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СПОСОБОМ.УСТАНОВКА — ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ, ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ. УСТАНОВКУ МОЖНО СФОРМИРОВАТЬ ЛЮБУЮ НЕ ТОЛЬКО У РЕБЕНКА, НО И У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА. ЯВЛЕНИЕ УСТАНОВКИ МОЖНО НАБЛЮДАТЬ ПОВСЕМЕСТНО (ГАЛА — ЭФФЕКТ: ПРИВОДИМ В ДВЕ АУДИТОРИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЧЕЛОВЕКА….)

В)НЕОСОЗНАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

КЛАСС ДЕЙСТВИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К НЕОСОЗНАННОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ : МИМИКА, ПАНТОМИМИКА, ЖЕСТЫ, ТЕЛОДВИЖЕНИЯ, ПОХОДКА

  1. НЕОСОЗНАННЫЕ ПОБУДИТЕЛИ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

ФРЕЙД (НАИБОЛЕЕ МАСТИТЫЙ) ИЗУЧАЛ ПОДЛИННЫЕ МОТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ МОТИВИРОВКУ — ДЕКЛАРИРУЕМЫЙ МОТИВ И МОТИВ,

СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ ОСОЗНАВАЕМЫЙ МОТИВ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ МОТИВ.

ПРИМЕРЫ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОДЛИННОЙ МОТИВАЦИИ : МЕТОДИКА НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА.

  1. НАДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

САМЫЙ ЯРКИЙ ПРИМЕР — ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА, КАК ОН РАБОТАЛ НАД НЕЙ 30 ЛЕТ, А ПОТОМ ОНА ЕМУ ПРИСНИЛАСЬ.

Что такое мышление

Мышление определяется по-разному в зависимости от методологии исследования и дисциплины, в рамках которой оно изучается. Причем данная категория волновала многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий. Если говорить простыми словами, то мышление является психическим процессом выявления закономерностей в окружающем мире на основе ценностей и суждений, которые заложены в головной мозг.

Однако возможны и другие определения. Так, мышление может пониматься в качестве высшего этапа обработки информации или процесса нахождения связей между объектами. В нейронауках под этим понятием подразумевается создание сложных интеллектуальных объектов из простых. Практически во всех дисциплинах мышление изучается как одна из высших психических функций.

В контексте психиатрических расстройств медиков интересуют, прежде всего, такие аспекты, как операциональность, мотивация, а также способность к ассоциативному, абстрактному и другим видам мыслительного процесса.

При этом мышление при шизофрении нарушено практически всегда. Если внимательно изучить симптоматику заболевания, частично описанную ранее, то становится видно, что большая часть его симптомов прямо или косвенно затрагивает мыслительной процесс или иные когнитивные способности.

Узнаем, как именно шизофрения влияет на разные аспекты мышления, прежде всего, операциональный и мотивационный.

Как определить свой тип восприятия

Есть разные способы определить свой тип восприятия. Вот некоторые из них.

  • Самодиагностика. Постарайтесь проследить за своими мыслями. Как они приходят к вам в голову — это образы или запахи, ощущения или внутренняя речь, а может быть, вы слышите лишь звуки? Попробуйте определить доминирующий вид своей памяти: информацию в каком виде вам запомнить проще всего? Также проследите за своим словарным запасом: что повторяется чаще, какие ваши любимые слова и выражения? Обычно человек, имеющий определенный тип восприятия выбирает слова и словосочетания, характерные для этого типа. Но тут есть небольшая погрешность, поскольку употребление конкретных слов может зависеть и от других факторов.
  • Прочитайте слова из списка и воспроизведите их по памяти в любом порядке: что первое придет вам в голову и каким образом вы представите этот предмет или явление? Какие предметы вы вспомнили и представили раньше, а какие — позже?
  1. Прохладный шелк
  2. Пианист, играющий на фортепиано
  3. Горькая микстура
  4. Мчащаяся на полной скорости машина
  5. Волна, которая разбивается об утес

Если сначала вы видите образы, скорее всего, вас можно назвать визуалом. Если сначала вы слышите звуки, а картинки приходят на ум позже, вы аудиал. Если вы представляете расположение этих объектов и свои ощущения от контактов с ними, вы кинестетик. Если же вам нужно проговорить слово, прежде чем представить его в уме — дискрет.

Для определения типа восприятия есть специальные книги, а также тесты, но все они имеют некоторую погрешность. Например, есть тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева». Из любопытства вы можете пройти этот тест, но точный и достоверный ответ по вашему типу восприятия даст только психолог. Типы восприятия почти не встречаются в чистом, неразбавленном виде, то есть в мире практически нет 100% аудиалов или кинестетиков. Как правило, каждый из нас — это смесь 2-3 типов восприятия в разных пропорциях.

Возникает логичный вопрос, а в чем сильные и слабые стороны и как конкретно их применить? Чтобы ответить на него, разберем особенности каждого из существующих типов восприятия.

Основные типы:

  • Визуальная — человек хорошо запоминает все, что можно увидеть на глаз, то есть видит и хорошо помнит картинки, предметы в комнате, их цвет и форму — При этом он может плохо воспринимать печатный текст, запахи, звуки.
  • При слуховой человек хорошо различает голоса и любые звуки, обычно восприимчив к музыке.
  • Кинестетическая означает доминирование тактильной информации. Он легко отличит вкус двух похожих блюд, ощущения от обработанной и необработанной шерсти. Он может не вспомнить, как вы выглядите, но будет помнить, что чувствовал, когда случайно дотронулся до вас рукой.
  • Дигитальная предполагает навыки построения внутреннего диалога.

При этом доминирование одной системы еще не означает, что другая слаба. При определении типа восприятия речь идет об определении ведущей (но не единственной) системы, которая запускает основные процессы в вашем мозгу.

Согласно данным исследований, в России разделение примерно такое:

Визуал

Для визуалов главный канал восприятия окружающего — это глаза. При этом они, естественно, воспринимают также запахи, звуки, тактильные ощущения, но именно зрительные образы дают максимум информации. Такие люди в буквальном смысле “любят глазами”, для них важна внешность и вся внешняя атрибутика.

Чтобы помочь визуалу в процессе обучения, нужно воздействовать на его глаза — то есть по максимуму использовать картинки и меньше — устную речь. Для таких людей зрительные образы имеют огромное значение. Также можно рисовать схемы — это гораздо эффективнее, чем давать устные инструкции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: