В буддийских культурах
Картина буддиста Manjusri от Юлиньские пещеры из Ганьсу, Китай, из Тангутский -вел Западная Ся династия
В Китае
Манджушри известен в Китае как Веншу (Китайский : 文殊; пиньинь : Веншу). Гора Утай в Шаньси, один из четырех Священные горы Китая, считается китайскими буддистами его бодхимана. Говорят, что он даровал захватывающие видения тем, кто находился на выбранных горных вершинах и пещерах. На горе Утай Храм Фогуан, зал Манджушри справа от его главного зала был признан построенным в 1137 году во время Династия Цзинь. Зал был тщательно изучен, нанесен на карту и впервые сфотографирован китайскими архитекторами начала ХХ века. Лян Сиченг и Линь Хуэйинь. Это сделало его популярным местом паломничества, но патриархи, в том числе Линьцзи Исюань и Юньмэнь Вэньянь объявил гору закрытой.
Гора Утай также была связана с Восточная гора учение. Манджушри с древних времен был связан с горой Утай. Пол Уильямс пишет:
Согласно официальным историям из Династия Цин, Нурхачи, военачальник Чжурчжэни из Северо-Восточный Китай и основатель династии Цин, назвал свое племя в честь Манджушри Маньчжуры. Истинное происхождение названия Manchu оспаривается.
Монах Ханьшань (寒山) широко считается метафорическим проявлением Манджушри. Он известен тем, что вместе с монахом Шиде написал следующее знаменитое стихотворение о реинкарнации:
Барабанит дедушку в алтаре,Готовим тётушек в котелке,Жениться на бабушке в прошлом,Смеяться мне или нет?
堂上 打鼓 打 公 皮 ,鍋內 煎煮 是 姑娘 ,三世 祖母 娶 為 婦 ,我 今 不 笑 等 何時。
В Тибете
В тибетском буддизме Манджушри проявляется во множестве различных Тантрический формы. Ямантака (что означает ‘терминатор Яма то есть смерть ‘) гневный проявление Манджушри, популярное в Гелуг школа тибетского буддизма. Другие варианты его традиционной формы как Манджушри включают: Намасангити, Арапачана Манджушри и др. Тибетский буддизм, Манджушри также йидам.
В Непале
В соответствии с Сваямбху Пурана, то Долина Катманду когда-то было озером. Считается, что Манджушри прибыл в паломничество из своей земной обители.Утайшань (пятиконечная гора) в Китае. Он увидел цветок лотоса в центре озера, который излучал ослепительное сияние. Он прорезал ущелье в Човаре своим пылающим мечом, чтобы позволить озеру высохнуть. Место, где поселился цветок лотоса, стало великим Сваямбунатх Ступа и долина стала обитаемой.
В Индонезии
В восьмом веке Ява вовремя Королевство Меданг, Манджушри был известным божеством, почитаемым Династия Саилендра, покровители буддизма Махаяны. В Келуракская надпись (782) и Надпись Манджусригры (792) упомянул о строительстве большого прасада под названием Ваджрасана Манджушригтха (Дом Ваджры Манджушри), который сегодня называется Sewu храм, расположенный всего в 800 метрах к северу от Прамбанан. Севу — второй по величине буддийский храм в Центральной Яве после Боробудур. Изображение Манджушри в искусстве Сайлендры похоже на изображения Империя Пала стиль Наланда, Бихар. Манджушри изображался в виде молодого красивого человека с вытатуированным на ладони цветком. Его правая рука обращена вниз с раскрытой ладонью, а левая рука держит ладонь. утпала (синий лотос). Еще он использует ожерелье из тигра. клыки.
Кто такой манджушри
Манджушри — проводник и учитель будд прошлого.
В буддистских сказаниях его провозглашают вестником свободы. Он сидит со скрещенными ногами на троне из лотоса. На нем надета простая одежда, в его правой руке сверкает меч, а в левой — голубой цветок с книгой на нем как олицетворение глубоких познаний.
Такая практика усиливает его интеллектуальные и творческие способности, в особенности если он выполняет ее регулярно.
Согласно сказаниям, есть место, называемое «чистая земля». Его посещают паломники, просят мудрого наставника помочь в учебе, карьере. Те, кто занимается подобной практикой, утверждают, что во время медитации им является святой покровитель, но только тем, чьи помыслы чисты, а сердце свободно от злобы, ненависти, зависти.
Рекомендации
Цитаты
- Лопес-младший, Дональд С. (2001). История буддизма: краткое руководство по его истории и учениям. Нью-Йорк, США: HarperSanFrancisco. ISBN 0-06-069976-0 (ткань) С.260.
- ^ Кеун, Дэмиен (редактор) с Ходжем, Стивеном; Джонс, Чарльз; Тинти, Паола (2003). Словарь буддизма. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860560-9 стр.172.
- Взгляд Манджушри: мудрость и ее наследный принц в период Пала, Индия. Харрингтон, Лаура. Докторская диссертация, Колумбийский университет, 2002 г.
- Сандерсон, Алексис. «Эпоха Шайва: подъем и господство шиваизма в период раннего средневековья». В: Генезис и развитие тантризма, под редакцией Шинго Эйно. Токио: Институт восточной культуры, Токийский университет, 2009. Специальная серия Института восточной культуры, 23, стр. 129-131.
- Дэвидсон, Дж. Лерой, «Происхождение и раннее использование Ju-i», Artibus Asiae 1950,13.4, 240.
- Лауфер, Бертольд, , Полевой музей естественной истории, 1912, 339.
- ^ Басвелл, Роберт. Лопес, Дональд. Принстонский словарь буддизма. 2013. с. 527
- ^ Басвелл, Роберт. Лопес, Дональд. Принстонский словарь буддизма. 2013. с. 61
- Лян, Сученг. Живописная история китайской архитектуры. Эд. Вильма Фэйрбэнк. Кембридж, Мичиган: MIT Press, 1984.
- * См. Роберт М. Гимелло, «Чанг Шан-ин на У-тай-шане», в книге «Паломники и священные места в Китае», изд. Сьюзан Накин и Чюн-фан Юй (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1992), стр. 89–149; и Стивен Хейне, «Видения, разделения, исправления: встреча между иконоборчеством и сверхъестественностью в делах Кана о горе Ву-тай», в «Кане», стр. 137–167.
- Уильямс, Пол. Буддизм Махаяны: Доктринальные основы. 2000. с. 227
- , п. 243.
Источники
Донигер, Венди, изд. (1993), Пурана Переннис: Взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах, Государственный университет Нью-Йорка Press, ISBN 0-7914-1381-0
МАНДЖУШРИ
Бодхисаттва Манджушри
Манджушри или Сарвадхармапрапаньча (санскр. मञ्जुश्री, Mañjuśrĩ; кит. Вэнь-шу; яп. Мондзю; тиб. Джампэл / Jampal – букв. «Красивое сияние», «святое великодушие»), – бодхисаттва семейства Падма (см. будда Амитабха).
Манджушри устраняет все разделения обликов, пребывает в самадхи «пустоты, отсутствия обликов и желаний». Пребывает во Вратах Освобождения. Открывает дхармакая таковости, которое всегда радостно и чисто. Бодхисаттва Манджушри олицетворяет высшую мудрость, разум и волю, персонифицирует всеведение и осуществляет полную просветлённость.В ваджраяне Манджушри почитается как мать, отец и сын всех Татхагат. Он мать всех Татхагат, ибо Он – сущность всех мудростей; Он – отец всех Татхагат, ибо Он является в мир в виде духовных руководителей и зарождает в существах бодхичитту; Он – сын всех Татхагат, ибо Он принимает форму бодхисаттв.
Бодхисаттва Манджушри легендарный сподвижник будды Гаутамы, является «Хранителем Рая на Востоке», покровитель искусств и всех стремящихся к знаниям. Иногда его изображают с книгой – символом просвещения и с мечом, которым он рассекает тьму неведения.
Манджушри был в предыдущем воплощении царём Амба, который поклялся стать бодхисаттвой на благо всех живых существ. Для спасения живых существ бодхисаттва Манджушри проявляется в разных формах. Многие буддийские тексты описывают 41 форму Манджушри, из них изображения пяти мирных и гневных форм встречаются наиболее часто.
Манджушри также считают бодхисаттвой ясного слова, одна из наиболее популярных его форм называется Манджугхоша (Manjughosa, тиб. Джампеянг, Джамъянг / Jampeyang, Jamyang, букв. «Красивый голос»), или Вагишвара – «Господин речи», «Бог Речи».Ещё одно из его титулований – Любящий Людей.
Манджушри – Бодхисаттва Мудрости. Выполнение практик, повторение мантр, связанных с ним, развивает мудрость, укрепляет память, спобствует более глубокому постижению Дхармы.
Один из его эпитетов – Кумарабхута, «Бывший принц». Согласно писаниям Махаяны, 70 мириад кальп тому назад Манджушри был королём в одной буддакшетре (мир), которая находилась в восточном направлении вселенной. Между этим миром и нашим миром была дистанция в 7200 миллиардов миров. Король проникся великим состраданием к блуждающим в страданиях существам Сансары. Обретя Просветление, он дал решимость следовать по Пути бодхисаттвы до тех пор, пока в Сансаре не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении.
Как бодхисаттву, сопровождающего будду Амитабху, его изображают в положении стоя, светло-зелёного цвета; он держит лилию, которая символизирует отказ и отдаление от беспокоящих эмоций.
В древних манускриптах описывается резиденция Манжушри, которая находится на пяти вершинах Утай-Шаня, к северо-западу от Пекина. С древних времён тысячи буддистов совершали паломничества к подножию этих вершин. Считается, что верующий, поклоняющийся Манжушри, обретает глубокий ум, хорошую память и красноречие.
Тибетцы считают, что одним из земных воплощений Манджушри был их царь Трисонг Децен (742-810гг). Благодаря его содействию буддизм широко распространился в Тибете, и лама Цонкапа, основатель школы гелуг тибетского буддизма.
|
||
Сердечная мантра Манджушри. Транслитерация. Oṃ A Ra Pa Ca Na DhīḥОм А Ра Па Ча На Ди Вариант произнесения сердечной мантры Манджушри. Ом А Ра Па Ча На Дидиди… |
Семенной слог. |
|
Варианты мантры бодхисаттвы Манджушри. |
||
Om: Namo Manjushriye, Nama Sushriye, Nama Uttama Shriye Svaha |
||
Вариант мантры Манджушри для возжигания Огня Мудрости. Ом Вагишвари Мум |
||
С чего начать прочтение
Будучи новичком, нужно выбирать простые мантры, начинающиеся со звуков АО УМ. Последний звук должен произноситься протяжно: вначале на выдохе, а затем — на вдохе. Следует вообразить, как чистый и прозрачный воздух входит в тело. Только после этого можно приступать к более длинным мантрам.
Можно проговаривать звуки мысленно, однако при этом важно ощущать вибрацию в теле. Она будет похожа на шелест
Вначале произносить мантру нужно небольшое количество раз (9-18).
Любая медитация начинается с произнесения звука АУМ и заканчивается им. Практиковать чтение лучше всего перед сном для более глубокого расслабления
Это важно, поскольку перед засыпанием сознание должно очиститься от негатива, накопленного за день
Выбирая мантру, нужно уметь ее правильно прочесть. Если это требование не соблюсти, то подобная практика не только не поможет, но и навредит человеку. Первые занятия рекомендуется проводить с опытным наставником.
Веншу Пуса и гора Утай
Его культ в Китае разработан особенно из северных и южных династий (420 — 589) на горе Вутай (五台山/五臺山, wǔtáishān , «Гора Пяти Террасы»), первый из четырех буддийских гор , определенных на «горе Свежесть », которая является его областью в Аватамсака Сутре . Вначале он был в основном связан со школой Хуаянь . Увлеченный религиозным энтузиазмом, принц Ци Севера принес бы себя в жертву бодхисаттве. Его благосклонность выросла еще больше в царствовании Ву Zetian , который поддерживал буддизм отчасти политические причины, но в основном Дайцзун из Тан . Этот император действительно отдавал предпочтение тантрическому буддизму, который выдвигал аспект спасителя бодхисаттвы, особенно ценимый в смутные времена его правления. Веншу Пуза был возведен как спаситель страны; Дайцзун приказал разместить его изображения во всех монастырях. Гора Утай стала местом первых китайских тантрических школ.
Согласно популярному поверью, Манджушри и Самантабхадра , еще один из четырех великих бодхисаттв , хозяин горы Эмей (峨眉山, é méishān ), воплощены в двух сиротах, выросших в монастыре, которые стали бы известными монахами и друзьями Ханшаном (寒山, hánshān ) и шиде (拾得, шиде ).
Манджушри и гора Утай играют роль в легенде о ранней династии Цин , которая часто пользовалась благосклонностью тантрического буддизма. Фактически утверждается, что основатель, Нурхачи , чжурчжэнь , навязал своему клану имя маньчжуры, потому что считал себя реинкарнацией Манджушри. Его внук, завершивший завоевание Китая, Шунжи , интересовался буддизмом с подросткового возраста и, как говорят, инсценировал свою смерть, чтобы стать монахом на горе Утай . Эти верования были опровергнуты историками, но многие тексты и анекдоты династий ссылаются на них.
Разновидности мантр
Слово «мантра» имеет много различных переводов с санскрита:
- орудие мысли;
- освобождение ума;
- холодный рассудок и пр.
Чтение помогает освободить ум от ежедневных проблем и суеты, устранить негативную энергетику. Обращаясь к божественному началу, человек убирает из своего подсознания то, что является причиной его проблем и несчастий. Мысли становятся позитивными. Только в таком случае можно построить светлое будущее. Главная мудрость: чтобы создать новое, нужно избавиться от старого.
Таким образом можно улучшить любую сферу своей жизни:
- укрепить здоровье;
- повысить финансовое благосостояние;
- получить высокую должность;
- добиться успеха в личной жизни.
Мантра манджушри поможет укрепить здоровье.
Чтобы добиться результата, нужно четко представить свое желание (визуализировать его). Этот метод работы с подсознанием уходит своими корнями в древневосточную мудрость, часто используется в йоге и других духовных практиках.
Мотивация астролога и медитация
Давайте задумаемся: для чего мы изучаем астрологию? С помощью этих знаний мы получаем возможность помогать людям, поэтому важно развивать сострадание. Перед каждым занятием или чтением книг по астрологии мы концентрируемся на мысли: «Я собираюсь изучать астрологию, чтобы помогать другим людям»
Мы даём обет самим себе: «Не использовать знания во вред, не лгать, не использовать эти знания, чтобы разбогатеть и т. п.».
Кроме того, для изучающих тибетскую астрологию и самих астрологов большое значение имеет ежедневная практика Манджушри. Каждое занятие по изучению астрологии, а также каждое составление гороскопа мы начинаем с медитации на Манджушри. Перед медитацией мы обязательно создаём мотивацию позитивного настроя. «Мы выполняем практику Манджушри, чтобы развить наши способности, ум, устранить негативности. Мы желаем достичь Просветления, чтобы помогать другим».
Для того чтобы заниматься тибетской астрологией, желательно получить передачу на мантру Манджушри, осуществить семидневный личный ретрит и ежедневно делать практику Манджушри. Когда нам надо составить гороскоп или совершить ритуал, следует сделать собственный ритуал-медитацию на Манджушри.
Мантры
А мантра Обычно с Манджушри ассоциируется следующее:
- оṃ арапачана дхих
Арапакана — это слоговое письмо состоит из сорока двух букв и назван в честь первых пяти букв: а, ра, па, ча, на. Эта слоговая азбука наиболее широко использовалась для Язык гандхари с Кхаротхи сценарий но также появляется в некоторых санскритских текстах. Слоговые особенности в текстах Махаяны, такие как более длинный Праджняпарамита тексты, Гатавьюха Сутра, то Лалитавистара Сутра, то Аватамсака Сутра, то Дхармагуптака Виная, а Муласарвастивада Виная. В некоторых из этих текстов слоговая книга Арапакана служит мнемонический для важных концепций Махаяны. Из-за его связи с ним, Арапакана может даже служить альтернативным именем Манджушри.
В Сутра совершенной мудрости (Conze 1975) определяет значение каждого слога следующим образом:[нужна цитата ]
- А это дверь к пониманию того, что все дхармы не возникают с самого начала (адйа-анутпаннатвад).
- РА это дверь к пониманию того, что все дхармы без грязи (раджас).
- PA это дверь к пониманию того, что все дхармы были изложены в высшем смысле (парамартха).
- CA дверь к пониманию того, что уменьшение (чьявана) или возрождение какой-либо дхармы невозможно постичь, потому что все дхармы не уменьшаются и не перерождаются.
- NA это дверь к пониманию того, что имена (т.е. нама) всех дхарм исчезли; сущность имен не может быть получена или потеряна.
Тибетское произношение немного отличается, поэтому тибетские иероглифы читают: o a ra pa tsa na dhīḥ (тибетский: ༀ ་ ཨ་ར་ པ་ ཙ་ ན་ དྷཱ ི ༔, Wylie: ом а ра па ца на д + hIH). В тибетской традиции считается, что эта мантра увеличивает мудрость и улучшает навыки дискуссии, памяти, письма и других литературных способностей. «Дхих«является семенным слогом мантры, который поется с большим ударением, а также повторяется несколько раз как декрещендо.
Линия передачи учений Манджушри
Имеюся упоминания о том, что первые четыре ученика попросили у Манджушри учение. Их имена были Брама, Виджая, Нагараджа Таксака и брахман Капила. Затем следующие четыре ученика, которые были магами, попросили его передать учение. Их имена — Конгце Трул Гьялпо, Жиконг Трулгьял, Жинонг Трулгьял и Вангде Трулги Гьялпо. Третья группа из четырёх человек, четыре мудреца-дрансона Дебален, Ньебарлен, Кунтулен и Янгдаглен, получила передачу от Манджушри и передавали её следующим поколениям. Четвёртая группа состояла из четырёх учеников чанпакуши—хранителей линии передачи, хранителей учения. Это были дрансоны Чемурпа, Пурпу, Торчок, Нагпо.
Итак, всего было шестнадцать учеников — четыре группы по четыре человека. Среди них очень известным астрологом и сильным мастером ритуалов был Конгце Трул. Конгце Трул («волшебный король») — историческая личность, он жил в V веке до н. э. Это первый человек в Тибете, который написал о тибетской геомантии саче. Кроме того, несколько учителей пришли из Китая в Тибет. Один из них — переводчик и учитель Ло Тхар. В те времена было сделано много переводов на тибетский язык.
Затем в Тибет пришёл Гуру Падмасамбхава (VIII век н. э.), который давал учения и основал линию передачи терма — сокрытых поучений по астрологии элементов и не только. С тех пор мастера-тертоны в разное время открывали спрятанные учения.
Впоследствии много тибетских учёных написали большое количество книг по астрологии и основали различные астрологические традиции. Среди них известный учёный и политик, автор множества трактатов Сангье Гьямцо, создатель атласа по тибетской астрологии «Белый берилл». Он является также автором атласа тибетской медицины «Голубой берилл».
Разные имена и роли
Его санскритское название, комбинация mañju — (милосердный, нежный) и — śrī (благородный, святой, славный), иногда переводится на китайский язык (например: Miàoshǒu 妙 首, Miàodé 妙德, Miàojíxiáng 妙 吉祥), но это так. чаще называют Веншу Пуса (бодхисаттва Веншу), сокращенная форма Веншушили 文殊師利, транскрипция Манджушри. Другие его китайские имена, соответствующие его различным аспектам: Rǔtóng wénshū 孺 童 文殊, маленький ребенок Веншу, символизирует уничтожение себя, Fǎwángzǐ 法 王子, Сын Будды, вспоминает, что его иногда называют его преемником в мире без будда , Fómǔ佛母, мать Будд говорит о ее видной роли в ее прошлые жизни быть воспитателем бодхисаттв , которые стали Будд.
Другие санскритские эпитеты: Манджушри Кумарабхута (Юный), Вагишвара (Повелитель Слова), Манджушвара, Манджупала (Кроткий защитник), Манджугоша (Мелодичный голос).
На тибетском языке имя Джампал (‘jam dpal) дает отчет о «Сладкой Славе» или «Сладком и Славном», другом возможном переводе с санскрита. Джампейанг (‘jam dpal dbyangs), часто сокращаемый как Джамьянг, соответствует Манджугоша (Мелодичный Голос). Джамган (‘джам mgon) переводится как Манджупала (Нежный защитник).
Иногда его представляют как обычного бодхисаттвы, бывшего брамина, спутника Будды , но другие сутры делают его мастером, преподающим дхарму всем бодхисаттвам, даже Будду, который станет его третьим аватаром .
Его различные аспекты вдохновлены его изображением в сутрах , где философские и метафизические тонкости часто представлены в дебатах между бодхисаттвами. В этих дебатах Вэньшу всегда побеждает: он представляет собой один из элементов, необходимых для достижения просветления, интеллекта (dàzhì 大智); остальные три основные бодхисаттва представляют сострадание (Дабэй大悲) ( Авалокитешвар ), практику (Дасин大行) ( Самантабхадр ), обет (Даюаньте大願) ( кшитигарбх )
Его важность иногда возрастает до такой степени, что он становится хозяином других, тогда он представляет собой духовное достижение на самом высоком уровне.
В тибетских представлениях философских школ буддизма Махаяны Манджушри является главой линии передачи Мадхьямака , а Майтрея — покровителем линии передачи Читтаматра .
Как и Кшитигарбха, иногда считается, что Будда обозначал его как помощника душ в эпоху без Будды , в эпоху беспорядка до прихода Майтрейи . Подобно Авалокитешваре или Амитабхе , его можно считать спасителем. В буддийском тексте в связи с паломничеством на гору Вутай, где должен был появиться Манджушри, утверждается, что верующие, которые видели или слышали его, будут защищены от превратностей на десять кальп . Лотус Сутра и Аватамсак Сутра атрибут для него рай , расположенный на Востоке, гораздо менее известно , что это правда , чем Амитабхи. Подобно Авалокитешваре, он многогранен; он часто появляется в образе нищего, чтобы дать верным возможность делать добрые дела.
Он может образовать триаду с Буддой и Самантабхадрой (он слева, а Самантабхадра справа) или Авалокитешварой и Ваджрапани в тибетском буддизме . В последней школе у него есть супруга Сарасвати . Он проявляется у лам линии гелугпа .
Важно знать буддисту: Манджушри — ключевая фигура Ваджраяны
Манджушри (Манджугхоша) — бодхисаттва мудрости, согласно Алмазному Пути или Ваджраяне 13 будда из 1000 будд, которые проявятся в нашем мире, будущий будда.
Есть несколько текстов о бодхисаттве Манджушри, которые хотелось, чтобы вы увидели и прочитали.
«Арья Манджушри нама самгити» (Перечисление имён Манджушри) — это текст, которым начинается раздел тантры в Ганджуре, и его называют средоточием всех тантрических наставлений. Его ежедневно читали наизусть многие иерархи и практики тибетского буддизма.
«В местности, где жил один человек, проживало четыре людоедки-ракшаси. Одна из них как-то раз явилась к нему домой и заявила, что подошла очередь его съесть, и наказала ему быть завтра дома, когда они придут.
Тот человек решил спастись бегством, и убежал из дому. На его пути попалась одна пещера, там он и решил спрятаться. В пещере он нашёл чей-то череп с зубами, поставил его перед собой и уселся, думая переждать беду.
Людоедки же, выследив его, зашли в пещеру, но чуть только приметили череп, как тут же принялись метаться из стороны в сторону, и в конце концов свалились на землю. Вскоре они очнулись и пустились бежать оттуда сломя голову.
Человек же пошёл за ними. «Что тебе потребно? Всё дадим» — сказали они ему. «Почему вы убежали?» — спросил он. «Так ведь на каждом зубе твоего черепа сидит множество свирепых божеств с грозными лицами!
Отныне мы будем выполнять все твои приказы» — такую клятву принесли они ему. Тогда тот человек пошёл к одному прорицателю и, показав ему череп, спросил о причинах такого их поведения. Тот ответил, что этот череп некогда принадлежал человеку, который читал «Манджушри-намасамгити», творил созерцание Манджушри и в итоге достиг состояния будды. «И ты, если будешь, как он, созерцать, тоже встретишься с Манджушри» — поведал он».
«Жил был один лама, у которого было обыкновение по пути в храм на утренний хурал наизусть начитывать «Имясловие святого Манджушри» — выходя из дому, он начинал своё чтение, и читал с такой скоростью, чтобы как раз к моменту входа в двери храма начитывание оканчивалось. Однажды этот лама поссорился с одним шаманом, и тот наслал на него проклятие. И вот как-то раз лама, как обычно, утром отправился в храм, читая «Имясловие», но, подойдя к дверям храма и протянув руку, чтобы войти, замешкался, осознав вдруг, что читаемый им текст-то ещё не закончился. Тогда он отвёл руку от двери, хлопнул в ладони… — и очнулся ото сна в шаге от края крутого обрыва, куда его привели сомнамбулические чары шамана».
Коренному учителю — Суматикирти, первейшему будде — Сладкогласному, кланяюсь!
Перед Сетью Морока и ликом
Пустоты, перед Алмазным телом,
Пред вместерождённой невозвратной
Страстью величайшего блаженства,
Перед тем, что в пустоте безликой
Зримо проявился в грубом теле,
Пред Вождём могучих и Владыкой
Всех, кто обладает речью, ныне
Я благогоговейно простираюсь.
Перед надо всем победоносным —
Наивысшим и святым Манджушри,
Тем, кто покоряет непокорных —
Перед Ямантакою блаженным,
Тем, кто прояснил стезю благую —
Перед светочем Суматикирти,
Пред стопами этой неделимой
Троицы главу свою склоняю.
Пред бессчётными, как капли Ганги
Мудрецами Индии с Тибетом,
Что ума темницу осветили
Высшего Учения зарёю,
С благом, добродетелью сроднились —
Перед ними кланяюсь стократно.
Сообразно тройственному смыслу
Изречённой Мудрецов Владыкой
Сети Морока великой тантры
И Ума порядку объясненья
Сочиненье это зачинаю.
Высшей тантры смысл постичь непросто
Даже совершенным, как макара,
Что из пресмыкающихся лучший.
Где мне, черепахе из колодца
И обыкновенному невежде,
Взять хотя б надежду на такое?
Но слетает липкий пух с деревьев
Дуновеньем ветра-урагана.
Улетучивается незнанье
Силой совершенного Ученья,
Что друзья благие оглашают,
Направляя ум; и я отправлюсь
Хоть умом и слаб, по следу лучших.
Чтоб учения Суматикирти
Сотни лепестков испить нектара
Тем, кто в сей тяжёлый век родился,
Разум свой исследованьем этим
Расширяя, водопад словесный
Этот восславляю всевозможно.
Хоть глубинного пути ступени
Неохватны и необозримы,
Но, чтобы в ученьи Тайной Мантры
В заблужденье не впадала вера,
Вы на то, Учения Владыки,
Речи непрерывность продолжая,
Мне соизволение даруйте!
Мантра Манджушри. Варианты
Статуэтка Будда Гаутама
Существует несколько таких мантр. Каждая мантра наделена глубоким значением, наполняет мир особым звучанием, способным аккумулировать всю мудрость мира.
Ом Ара Па Тца Нади. Ее чтение насыщает внутренний мир человека истинной мудростью, стимулирует память. После работы с нею развивается способность понимать молитвы.
Ом Ваги Шори Мум. Эта мантра Манджушри используется ораторами и всеми, кто стремится улучшить свои речевые навыки.
Гатэ Гатэ Пара Гатэ Пара Сам Гатэ Боди Сваха
Когда эта мантра Манджушри начнет действовать, человек сможет проникать в тайны священных текстов, извлекая из них самое важное.
С одной из вышеперечисленных мантр начинают обучение в традиционных буддийских школах, потому что они помогают настроиться на усвоение знаний и на постижение тайн.
В буддизме Махаяны
Статуя Манджушри. Лхалунг Гомпа, Долина Спити, Индия
Сайдай-дзи
Ученые определили Манджушри как старейшего и наиболее значительного бодхисаттвы в литературе Махаяны. Манджушри впервые упоминается в ранних Сутры махаяны такой как Праджняпарамита сутраs и благодаря этой ассоциации, очень рано в традиции он стал символизировать воплощение праджня (трансцендентная мудрость). В Лотос Сутра назначает ему чистая земля называется Вимала, что согласно Аватамсака Сутра находится на востоке. Его чистая земля, как предсказывают, будет одной из двух лучших чистых земель во всем существовании в прошлом, настоящем и будущем. Когда он достигает состояние будды его имя будет Вселенское Зрение. в Лотос Сутра, Манджушри также возглавляет Дочь Нагараджи к просветлению. Он также фигурирует в Вималакирти сутра в дебатах с Вималакирти где он представлен как архат, олицетворяющий мудрость хинаяны.
Пример мудрого учения Манджушри можно найти в Сапташатика Праджняпарамита Сутра (Тайсё Трипитака 232). Этот сутра содержит диалог между Манджушри и Буддой о Едином Самадхи (Санскр. Экавьюха Самадхи). Шэн-иен приводит следующее учение Манджушри для входа в самадхи естественно через трансцендентную мудрость: