Пранаяма и медитация
Пранаяма – это дыхательное упражнение, посредством которого обретается контроль над праной – жизненной энергией. Прана очень тесно связанна с разумом. Когда достигается контроль над праной, достигается контроль над разумом. Манипуляции с воздухом, с процессом дыхания, создают ассоциацию с праной. Пранаяма позволяет накапливать прану. Эта энергия необходима как для повседневной жизни, так и для достижения духовных высот. Чем больше у человека праны, тем более он осознан и более эффективен в обычной жизни.
Медитация – это состояние сосредоточения на чём-то одном или отсутствие мыслей, но при этом всё внимание собрано в единый поток. Разум находится в состоянии ясности
Это естественное состояние, в котором нет напряжения, но сохраняется бодрость и осознанность. Обычно под медитацией понимают такое состояние, когда человек очень глубоко чем-то увлечён, и всё остальное на это время перестаёт восприниматься его сознанием
В состоянии высшей медитации практикующий собирает всё своё внимание в единый поток и вытаскивает его из восприятия внешнего материального мира и внутреннего собственного психического мира. Затем внимание направляется на самосознание, на самого себя, отличного от тела и разума
Базовые понятия йоги: карма, реинкарнация, аскеза и тапас
Чтобы двигаться к следующим ступеням йоги, осваивая основы йоги, нужно усвоить такие важные понятия: карма, реинкарнация, аскеза и тапас.
Это необходимый фундамент для соблюдения Ям и Ниям, а также условия для продвижения по следующим ступеням йоги.
Карма
Карма в переводе с санскрита означает “деяние, причина-следствие, воздаяние”. Это вселенский причинно-следственный закон, в соответствии с которым праведные либо греховные поступки человека определяют его дальнейшую судьбу.
Закон кармы очень ёмко передаёт известная пословица “Что посеешь, то и пожнёшь”. В основу закона кармы положена способность идентифицировать себя с собственными поступками.
Реинкарнация
Это процесс перерождения сознания из одного тела в другое. Реинкарнация даёт нам понять, что это тело и эта жизнь – не единственное, через что мы приобретали опыт, и что впереди нас ждёт ещё множество разнообразных перевоплощений.
Весь имеющийся опыт и мудрость формировались бесчисленное количество предыдущих жизней в разных телах и не только в человеческих.
Следовательно, сейчас мы несём ответственность за будущее, которое нас ждёт и после смерти. Понимание реинкарнации имеет большое значение для изучающих основы йоги людей. Это налагает определённую ответственность на совершаемые действия и привносит в жизнь осознанность.
Аскеза
Осознанный выход из зоны комфорта, требующий приложения усилий через развитие терпения и самодисциплины. Без аскезы нет практики йоги. Именно через адекватные аскезы возможен прогресс в йоге.
Кто из Вас реализовывал проект или выполнял сложное, объёмное задание, требующее новых знаний, умений и навыков, наверняка знаком с аскезой. Это нахождение в контролируемом дискомфорте, выход в который мы сами принимаем как необходимость для достижения результатов.
Тапас
Благодарности, накопленные человеком, преобразованные посредством аскез в универсальную, свободно конвертируемую энергию.
Таким образом, чтобы обладать каким-либо количеством тапаса, нам необходимо взаимодействие с другими людьми, оказание им услуг, приносящих благодарности. Затем, накопленный объём благодарностей сможет работать в универсальном приложении, при условии его трансформации через аскезы. А самый быстрый и эффективный способ аскезы – это занятия йогой!
Почему занимающемуся йогой важно это понимать? Потому что практика йоги даёт много энергии, чтобы её правильно использовать, необходим набор морально-нравственных норм (Яма и Нияма), понимание, что мы не должны здесь и сейчас брать от жизни всё (реинкарнация и ответственность за содеянное, карма)
Аштанга-йога в вопросах без ответов
Как можно объяснить йогу словами? Считаю, что это невозможно. Аштанга-йога это лестница и по мере подъёма словарный запас неизменно тает. Чем выше поднимается сознание по лестнице, тем меньше оно может сказать о йоге что-то логически осмысленное. На последних ступенях йоги слова исчезают, поэтому неудивительно, что известные святые описывают дхьяну или самадхи очень кратко или просто молча улыбаются.
Йога противоречит знанию ума. Чем больше специалист узнаёт о профессии или любимом деле, тем больше он может о нём рассказать. Просветлённый мудрец не похож на серьёзного и умного специалиста, а скорее напоминает ребёнка. Он не сможет «профессионально» объяснить, что такое самадхи. Ведь в самадхи познающий пропадает. На Востоке говорят, что самадхи это убийца ума, убийца времени, убийца двойственности. Но что может вынести из слов логический ум, не имеющий переживания йоги?
Яма
Яма включает пять основных принципов (согласно Йога-сутре Патанджали).
Ахимса
Принцип определяет поведение и образ действий, которые направлены на снижение агрессии и зла в мире. Несмотря на несправедливость вокруг, внутреннюю гармонию можно сохранять даже в самых трудных ситуациях. Ахимса действует против зла как такового, а не против совершающих дурные поступки.
Наказание за злобные проявления не помогает в обретении гармоничного состояния. Нахождение причины внутри себя, старание не причинять вреда мыслями, словами и действиями, наоборот, гармонизирует личность и окружающий человека мир.
Сатья
Принцип культивирует благожелательную правдивость и честность, ответственность (выполнение обещаний, обязательств). Смысловая нагрузка слова Сатья – истинность во всем (мыслях, речи, делах). Это воздержание от неправдивости, правда не может быть естественной, если есть потребность в ее искажении.
Однако Сатья и понятие Истина не идентичны. Принцип йоги имеет обязательное требование – соответствовать правилу Ахимсы (ненасилие). Правда, как таковая, не должна причинять ущерб окружающему миру. Кстати, практиковать этот принцип можно в асане Джану Ширшасана .
Астея или астейя
Принцип основан на эстетических правилах о не присвоении чужого, к трансформации таких стремлений. Нарушением Астеи считаются как присвоение чужого имущества (средств и вещей), так и интеллектуальной собственности (изобретения, авторские права), а также званий и заслуг.
Брахмачарья
Принцип направляет на постоянство контроля над разумом, при этом без огрубления ума материальным мышлением. Это медитация, которую делают в течение дня, для того чтобы научиться восприятию материальных объектов, как только части мироздания.
Брахмачарья практикуется йогами для постоянства нахождения в состоянии возвышенности, при этом, не концентрируя внимание на внешних проявлениях личности. Принцип имеет еще одну трактовку – воздержание, запрет на половые отношения.
Эта практика Ямы, по сути, путь к обретению мудрости
Она сохраняет жизненные силы и энергию, повышает интеллектуальные способности.
Апариграха
Принцип служит для трансформации стремления к материальному накоплению в довольство имеющимся имуществом. Апариграха основана на процессе органичной деятельности, практикует отказ от чрезмерности и зависимости от имеющихся ценностей. Не только материальных, но и нематериальных (почет, признание, награды). Действительно, такие привязанности могут вызывать страдания и потребность к постоянному накоплению.
Это отражается на духовном росте личности, так как успех и блага носят временный характер и сами по себе не приносят пользы. Минимализм, отсутствие излишеств, чрезмерности являются основными правилами Апариграхи.
Асана
Именно асана первым делом ассоциируется у многих с йогой, хотя это только третья ступень. По-хорошему, в древние времена вас бы даже в зал не пустили до тех пор, пока вы не освоите Яму и Нияму. Но в 21 веке свои правила и многие приходят в йогу начиная именно с третьей ступени. Так что, если вы один из них, не переживайте. Главное, что вы вообще пришли!
Физическая нагрузка помогает снимать ментальные блоки и запускать энергетические процессы, а также укрепляет наше наши тело и дух.
Но поскольку асаны – это всего лишь ступень, то надо понимать, что они не являются целью. Асаны – это средство достижения духовного развития и просветления. Асаны — это лишь подготовка тела к длительной статической медитации.
Именно поэтому 10-минутное стояние на голове не делает человека йогом. Йогом его делает соблюдение всех правил Ямы и Ниямы.
Не река, а сливная яма. Ученые рассказали, кто загрязняет Миасс
К новостям об убойном содержании нитратов и органических загрязнителей в Миассе челябинцы, кажется, привыкли. Власти как-то пытаются решить проблему. Сейчас чистят реку в районе пруда «Коммунар». Но радикально на экологию Миасса эта мера не повлияет.
И все же главным источником загрязнения реки Миасс остаются сами челябинцы. Речь не только о мусоре. По данным ученых, большинство вредных веществ вырабатывают водоросли и микроорганизмы, хорошо подкормленные и сдобренные стоками поверхностных вод и ливневок.
В Челябинске разрабатываются несколько проектов по отведению ливневой канализации от реки Миасс и озера Смолино. Стоить это будет не дешево. На один только проект отведения стоков от Смолино потребуется около миллиарда рублей. Строительство очистных сооружений на реке Игуменка, которая служит крупнейшим стоком дождевой и талой воды в черте города, обойдется еще дороже.
Проект очистных заглох вместе со строительством злополучного конгресс-холла. Пока можно рассчитывать только на механическую очистку русла Миасса. Комплексное оздоровление реки Миасс запланировано на 23-24 годы.
Если вы располагаете информацией по данной теме, звоните, присылайте фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», «Facebook» и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber по номеру +79227133131
Часть 3. Накопление опыта (Вибхути Пада).
Внутреннее выглядит как внешнее
Кожа рассматривается как граница:Граница систематически смещается внутрь:Тело, дыхание и чувства являются внешними:Медитация и самадхи становятся внешними:
Свидетельствование о тонких перемещениях-переходах (внимания)
Что такое объект?:Переход — это объект.Мысли имеют переход:Наблюдаются три тонких перехода:Ниродха:Самадхи:Экагра:Мастерство перехода приносит мастерство над мыслью:Убрать из головы слушателей:Мастерство над перемещенем-переходом (внимания):Существует сближения, схождения с переходами:Наблюдение за переходами-смещениями внимания говорит о прошлом и будущем:Представьте себе кастрюлю с кипящей водой:Отпускание тонких способностей:
Отречение, которое приносит освобождение
Отклонение небесных приглашений:Большой опыт приносит большую привязанность:http://swamij.com/prakriti-purusha-sankhya.htm
Высшая проницательность через самьяму
Это также приносит абсолютное освобождение:Самьяма о моментах и очередности:Это относится ко всем типам объектов:Трансцендентное знание и освобождение.Моменты и очередность:За пределами моментов и очередности:Это относится ко всем типам объектов:http://www.realyoga.ru/library/Книги%20 … риала.docxДобавлено спустя 31 минуту:
Уничтожив в себе этот соблазн
и сосредотачиваясь на выбранном пути, духовный искатель приходит к целостному сознанию.
Четвертая глава, Кайвалья пада, (163-196 сутры) рассказывает о конечном избавлении от всего, что раньше сдерживало человека от абсолютного понимания и мощи своей внутренней природы.
Пребывая в состоянии самадхи, практик йог остается в пассивном состоянии воссоединения с созерцателем. Кайвалья — это, наоборот, позитивное состояние, Патанджали предлагает достичь несколькими путями:
- Через свое рождение и то, что мы достигли в прошлых жизнях
- Через произношение мантр
- Через энергичные и долговременные старания
- Через самадхи, т.е. созерцание.
Теперь вы знаете, что такое Йога-Сутра Патанджали, о чем повествует данная книга и сможете еще больше погрузиться в философию йоги.
Брахмачарья: сдержанность
Живые существа нуждаются в помощи. Стоит благодарить действительность за возможность получать и дарить. Человек должен быть сдержан в своих действиях и намерениях. Наши желания нуждаются в контроле. Необходимо ограничивать себя в сексе, еде, сне, желаниях. В этом случае человек научится ценить то, что у него есть и станет лучше.
Особенной ролью брахмачарья является ограничение в сексуальных потребностях. Независимо от половой принадлежности, необходимо иметь воздержание от фантазий, мыслей и действий
При этом важно ограничиваться именно от этого, чтобы не использовать другого человека в своих желаниях и действительности
Йога – сутра Патанджали – книга для тех, кто хочет достичь прояснения разума
Что же такое йога – сутра?
Можно сказать, что это знания о своей внутренней природе, которые приводят к прозрению и избавлению отождествлять себя с тем, кем в действительности не являемся. Йога – сутра Патанджали состоит из 196 сутр — афоризмов, которые кратко и верно передают мудрость законов Вселенной.
Книга состоит из четырех глав, которые называются «пады».
Глава первая, Самадхи пада, включает в себя с 1 по 51 сутры и раскрывает понятие йоги и для чего она нужна, описывает преобразование ума, методы концентрации и различные периоды на пути уменьшения противоречий между внутренним и внешним мирами. Данная глава обращается к тем, кто уже практикует и достиг некоторого состояния духовного развития и способствует ему крепко установиться глубоко в сознании, получая ничем не ограниченную мудрость. Патанджали считает, что практически невозможно найти душу, которая дошла до такой степени развития, т.к самадхи представляет собой последнюю ступень развития из восьми приемов, обязательных для безошибочной практики йоги.
Вторая глава, Садхана пада (сутры 52-106), говорит о приемах и преградах на пути йоги, показывает на расхождение того, как мы воспринимаем и как нас воспрринимают. Она направлена на людей, которые находятся в начале своего духовного развития. Автор вводит и раскрывает понятие крийя йоги, что переводится как «действие».
Крийя йога состоит из восьми ступеней:
- Яма и нияма
- Асана
- Пранаяма
- Пратьяхара
- Дхарана
- Дхьяна
- Самадхи
Эти ступени соединяются в 3 уровня
В первый уровень входят: яма и нияма, асана и пранаяма. Объединяет их непрерывное усилие в практике. Второй уровень – это пратьяхара и дхарана. Его основой является самостоятельное изучение себя. В третий уровень входят дхьяна и самадхи, которые обращаются к полному преклонению перед Всевышним.
Еще в этом разделе Патанджали выявляет и объясняет понятие духовного невежества, и на конкретном примере показывает, что это и есть начало разнообразных терзаний человеческой души. В дальнейшем эти терзания перетекают в такие болезни, как эгоизм, привязанность, неприязнь, неприятие и т.д.
В третьей главе, Вибхути пада, которая включает с 107 по 162 сутры, говорится о прояснении, понемногу приходящем во время занятий йогой и о разных вариантах призваний, которые достигает йог.
Патанджили
Йога сутра – величайший труд Патанджили. Это легендарный мудрец Древней Индии, аскет, ученый, практик медитации. Проживал он в Индии около 2000 лет назад, но точное место никому неизвестно. Жизненный путь Патанджили остается тайной.
Он написал важные трактаты в области языкознания и медицины, сформировал систему практической йоги. В II веке до н.э. он основал философско-религиозную школу (даршану) в Индии. Патанджили проповедовал ценность асан, крий, пранаям, как благость для человека, как способ контролировать работу ума, достижения единства с Господом и обретения Просветления (Маха Самадхи, нирваны). Учение Йога сутры дало известность и знаменитость Патанджили. Собрав изречения прошлых поколений, он сформировал книгу в виде сутр.
Что такое сутры? Это умные и поучительные изречения.
Учение Патанджили стало основой философии йоги. Много известных йогинов разных поколений публикуют свои комментарии, толкования на йога-сутру, чтобы ученикам был понятен смысл текста. Патанджили воспринимают как покровителя йоги, поэтому занятия во многих школах начинаются чтением молитвы к Патанджили.
Труд «Йога сутры» написан с целью духовного и ментального становления личности.
В настоящее время, йогины используют книгу Патанджили для совершенства языка, тела, ума.
Что делать, если нет денег, и причем тут нияма
Следующий принцип ниямы — это аскеза или тапас. Аскеза — это когда вы совершаете определенное усилие ради некой цели.
Например, вам предстоит важная встреча. В этот день утром встаньте пораньше и погуляйте или пробегите километров пять. Ваша встреча пройдет более успешно. С помощью такой аскезы вы прокачаете нижние центры, и это даст вам внутреннюю силу. Эмоции будут под контролем, ум — более четким и спокойным, вы будете более собраны и внимательны. Это очень простая, но действенная техника.
Первый совет, который дает учитель йоги тем, у кого нет денег: «Бегайте». Тогда у вас появится энергия, которую вы сможете куда-то вкладывать и получать деньги. Деньги — это ресурс, энергия, обращенная в бумагу. Вы можете на них купить что-то по своему выбору: еду, одежду, потратить на какие-то развлечения. Точно так же энергия, которая появляется у вас после пробежки, — это ресурс, который можно куда-либо вложить — в бизнес, творчество, семью, дом.
Итак, аскеза — это то, что дает нам силу. Если вы хотите узнать о других способах обретения внутренней силы и опробовать их на практике, приходите заниматься на наш онлайн-курс «Раскрытие внутренней силы», где мы рассматриваем эти вопросы в подробностях.
Третий принцип — сантоша или удовлетворенность.Нужно найти баланс между довольством тем, что у вас есть, и приложением усилий к получению того, к чему вы стремитесь. Вы замечали, как много людей постоянно чем-то недовольны? Причем в их недовольстве нет никакого смысла — нытье только портит настроение окружающим и им самим, не принося никакого результата.
Допустим, вы хотите купить квартиру — это точка, к которой вы стремитесь. Путь к ней займет годы. Если вы вкладываете свое восприятие в сам путь, получая при этом радость, то результат становится приятным бонусом, а все это время — временем радости. Если же вы радуетесь, только когда получаете зарплату, весь ваш путь становится сплошным страданием. Куда себя вкладывать — в наслаждение или страдание — решаете только вы.
Если вам не нравится работа, можно изменить свое отношение к ней или поменять работу. Главное, вкладывать радость в сам процесс действия. В этом и заключается принцип сантоши.
Следующий принцип — это свадхьяя или самосовершенствование. Он заключается в том, чтобы уделять время и силы своему саморазвитию: общаться с Учителями и наставниками и просто с людьми с более высоким уровнем духовного развития, читать литературу, которая развивает широту сознания или вдохновляет на саморазвитие, уметь проходить жизненные уроки, обретая мудрость.
Первая асана
Пашупати, покровитель скота. Хараппская цивилизация.
Первым изображением асаны считается известная печать с изображением Пашупати, которая является принадлежностью древнего периода цивилизации долины Инда, также называемой хараппской цивилизацией.
На печати мы видим фигуру, сидящую в положении, которое напоминает йогическую асану. Этот персонаж имеет несколько лиц, его окружают различные животные, а на голове можно увидеть украшения, напоминающие рога буйвола. По некоторым данным, это может быть изображение Пашупати – “царя животных”, в ведическом периоде традиционно отождествляемый с Рудрой, который позже был переименован в Шиву. Если бы на самом деле на печати был выточен образ Шивы, сидящего в йогическом положении, это означало бы, что некоторые формы йоги были известны жителям долины Инда уже в бронзовой эпохе.
Часто эта печать упоминается как доказательство того, что йога практикуется почти 5 000 лет.
Хотя эта теория может показаться очень привлекательной для любителей йоги, подавляющее большинство индологов не считают ее вероятной.
Во-первых, хараппская культура оставила после себя впечатляющие памятники материальной культуры, но с той поры не сохранились какие-либо письменные свидетельства, не говоря уже о документах, подтверждающих какой-либо обряд, связанный с асаной йога “Шивы”. Знаки на этой печати до сих пор не были расшифрованы и, по мнению некоторых филологов, не могут даже считаться формой языка.
Во-вторых, упоминания о йоге появляются в Индии значительно позже, и трудно объяснить, почему практика йоги должна была возникнуть в эпоху бронзы, чтобы потом исчезнуть на более чем 1 тысячу лет, чтобы снова появиться в качестве значимого направления жизни и философии.
В-третьих, сам факт занятия чем-либо в сидячем положении со скрещенными ногами не обязательно означает, что изображенное на печати существо практикует йогу.
В конце концов, в Индии даже сегодня есть привычка сидеть таким образом, поэтому не так уж странно, если бы люди в бронзовом веке также бы делали. Поэтому интерпретировать данный артефакт как несомненное свидетельство существования в те времена йоги было бы слишком самонадеянно. Как выразился Джеффри Сэмюэль: “Единственным разумным выводом, который следует принять, это то, что мы не знаем, как интерпретировать эту фигуру и что она изображает”.