Содержание Яджурведы
Яджур Веда состоит из двух основных жертвоприношений: Дарсапурнамаса и Ашвамедха. Жертвенная церемония в ритуале Дарсапурнамаса выполняется на новолуние и полнолуние. Ашвамедха или жертвоприношение лошади, 609 домашних и диких животных, привязанных к 21-му жертвенному столбу. Некоторые из гимнов из Яджурведы по-прежнему очень популярны в индуизме.
В индуистской мифологии, есть известная история, связанная с Яджурведой. Ученик великого гуру Ведвйясы Ваишампаяна, узнал от учителя о Яджурведе. Тогда было время, когда он совершал правонарушения и исполнил несколько заговоров на другого ученика Ведвйясы, которого звали Яджнавалкья. В отместку, Яджнавалкья напал на Ваишампаяну со всеми текстами из Яджур Веды. Во время этого боя, другие ученики взяли ослабленные тексты из Яджурведы, перечисленные на Яджнавалкьи и записал их как Таиттирия. Самый первый экземпляр Таиттирия Самхита из Яджурведы впервые был собран воедино и опубликован в период 1860 – 1865 годов в библиотеке Индика Бабу Раджендралала Митра из Калькутты. Это было издание с комментариями Саяна и Мадхава.
Самым популярным гимном Яджурведы даже в наше время является Гаятри мантра, она используется в различных благоприятных церемониях и мероприятиях. В ней происходит обращение к богу солнца, который дает жизнь всем и каждому на земле, в основном она читается в течение восхода или заката.
Состав: Яджурведа типично делится на две основные части: Шукла или белая Яджурведа и Кришна или черная Яджурведа. Обе эти части по разному написаны; Шукла часть содержит текст Шатапатха Брахмана, а Кришна часть содержит прозаическую Брахману. В дополнение к этому, Шукла Яджурведа делится на две разные части: Ваджасанеи Мадхйандинийа и Ваджасанеи Канва. Они отличаются областями их популярности; Ваджасанеи Мадхйандинийа более популярна в северной части Индии, в Назике, Гуджарате, и т.д., в то время как Ваджасанеи Канва более известна в южной части Индии, в Ориссе, Андхра-Прадеш, Тамилнад, Карнатака, и т.д.
Еще одним важным различием между Шукла Яджурведой и Кришна Яджурведой состоит в том, что белая или Шукла Яджурведа состоит только из молитв и формул истинных жертвоприношений Богу, произносимых назначенными священниками или брахманами, в то время как черная или Кришна Яджурведа содержит только обряды и ритуалы для различных жертвоприношений и комментариев к ним.
Кришна Яджурведа или черная Яджурведа имеет четыре различные части: Тайттирия Самхита, Маитраяни Самхита, Чарака Катха Самхита и Капиштхала Катха Самхита. Все эти части имеют подобный контекст, все они говорят о Панчале — месет Курукшетра и некоторых других частях Пенджаба. Тайттирия Самхита является наиболее популярной Яджурведой. Она разделена на семь книг, которые затем подразделяются на несколько глав. Эти главы затем делятся на несколько других частей.
Содержание
В Упанишадах содержатся основы философии индуизма (b) — концепция вселенского духа Брахмана (b) , индивидуальной души атмана (b) или дживы (b) , Сверхдуши Параматмы (b) и Верховного Бога (b) в Его личностной форме Бхагавана (b) или Ишвары (b) . Брахман описывается как изначальный, трансцендентный и вездесущий, абсолютный вечный и бесконечный, совокупность всего что когда-либо было, есть или будет. О природе Ишвары (b) и атмана (b) , например, в «Иша-упанишаде (b) » говорится следующее:
Мудрецы (b) в Упанишадах занимались познанием реальности, трансцендентной к материальному бытию, а также изучением различных состояний сознания.
В каноне индуизма
Четыре Веды (b) являются сборником мантр (b) и гимнов, воспевающих различных девов (b) ведийской религии (b) и уже содержащих в себе основы монотеизма (b) . Появившиеся позднее Брахманы (b) представляют собой сборник обрядовых инструкций, в которых обстоятельно описаны различные жреческие функции.
Араньяки (b) и Упанишады относятся к веданте (b) . Араньяки детально описывают различные медитативные (b) и йогические (b) практики, тогда как в Упанишадах получают своё дальнейшее развитие религиозные и философские концепции, изложенные в Ведах (b) . Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира. Характерное для Брахман (b) толкование жреческого ритуала (b) оказываются в них на втором плане. Упанишады оказали огромное влияние на развитие индийской философии (b) . Шанкара (b) в VIII веке (b) написал свои комментарии к 11 Упанишадам. Эти Упанишады называют мукхья (b) Упанишадами, и их принято считать самыми древними, составленными в основном в ведийский период (b) .
В «Муктика-упанишаде (b) » имеется список из (b) Упанишад, которые принято относить к канону муктика (b) . Упоминается, что число Упанишад, впервые переведённых на персидский язык (b) в середине XVII века (b) мусульманским (b) мистиком и принцем Дара Шукухом (b) составляло 50. Некоторые исследователи упоминают общее число Упанишад как превышающее 108, например Макс Мюллер в 1879 году (b) знал о существовании 170, а другие насчитали более 200 или даже 300.
Среди индийских рукописей, хранящихся в Рукописном фонде Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, есть произведения, содержащие сведения, которые, согласно индийской традиции, считались тайными. Среди них есть сочинение «Гаруда-упанишада», содержащее заклинания змей (№ 158), а также некоторые упанишады «Атхарваведы».
Другие упанишады
Многие другие упанишады сохранились до наших дней. В традиции индуизма упанишады относятся к шрути, которые считаются вневременными, вечными и апаурушея (не имеющими конкретного автора). По этой причине датировка составления различных упанишад не имеет для индуистов никакого значения и представляется им бессмысленным занятием. Некоторые из текстов, которые называются упанишадами, не могут быть соотнесены с определёнными традициями. Однако в действительности всё дело сводится к признанию статуса шрути для каждого конкретного текста, а не выяснения даты его составления. Современные учёные пытаются установить периоды составления всех этих текстов. Само собой разумеется, что дата составления этих текстов, включая главные упанишады, не имеет совершенно никакого значения в традиции веданты. Чаще всего упанишады классифицируют согласно их тематике. Таким образом, имеется большое количество упанишад, в которых излагаются общие темы веданты, в дополнение к тем, в которых преподаётся йога и в которых детально описываются предписания саньясы. Упанишады, которые так или иначе посвящены тому или иному божеству из числа главных божеств индуизма, обычно классифицируются как шайва (шиваитские), вайшнава (вишнуитские) и шакта (шактийские) упанишады. Список 108 упанишад в том виде, в каком он приводится в Муктика-упанишаде, приводится ниже в таблице. Колонка Яджурведы содержит два ряда в каждом заголовке – тексты Кришнаяджурведы находятся в верхнем ряду, а тексты Шуклаяджурведы – в нижнем.
Мангала-шлоки
Каждой упанишаде всегда предшествует небольшой стих — мангалам (मङ्गल maṅgalam — благоприятный, удачливый) или мангала-шлока. Этот же стих всегда и завершает текст упанишады. Его цель — настроить того, кто читает текст упанишады, на ту мысль (или мысли), которой посвящена упанишада и успокоить ум читающего. По своему объёму это всегда небольшой молитвенный стих, с обращением, обычно, к Брахману (b) . У каждой из вед существует своя мангала-шлока . Кроме того, в некоторых направлениях индуизма существуют свои, школьные, мангала-шлоки — но, обычно, их знание не выходит за пределы школы.
В конце мангалам всегда присутствует фраза «auṃ shaantiH shaantiH shaantiH ..», где слово «shaantiH» можно перевести как «мир», «покой», «умиротворённость». Эта фраза со временем обрела статус Маха-мантры. С начала 70-х годов прошлого века её неоднократно исполняли различные индийские исполнители как в традиционной манере, так и в современной обработке
Мангала из Шукла Яджурведы к настоящему моменту так же обрела большую популярность — этому способствовала её ритмическая и текстовая простота. Она широко применяется в пудже различных шиваитских (b) и шактийских (b) школ; примерно с начала 70-х годов прошлого века её неоднократно исполняли различные исполнители как в традиционной манере, так и в современной обработке
Веда | Оригинал | Перевод |
---|---|---|
Ригведа |
|
|
Кришна Яджурведа |
|
|
Шукла Яджурведа |
|
|
Самаведа |
|
|
Атхарваведа |
|
|
Дхарана, Дхьяна и Самадхи
Дхарана – шестая ступень в Восьмиступенчатой Йоге Патанджали, буквально означает «неподвижная концентрация ума». Основная идея состоит в том, чтобы держать концентрацию или центр внимания в одном направлении. Это не принудительная концентрация, например, в случае решения трудной задачи в математике; скорее дхарана — форма ближе к настроению, которое можно назвать восприимчивой концентрацией.
На практике дхарана — это создание определенных условий для ума, чтобы он смог сосредоточиться в одном направлении вместо того, чтобы метаться в разные стороны. Глубокая вовлеченность и рефлексия – вот главные условия дхараны. Когда ум направлен на объект концентрации, а внимательность не дает ему соскальзывать и увлекаться мыслями, луч сознания все больше «прилипает» к объекту и дхарана усиливается. Медитативные методы, использующие в основе сосредоточение на выбранном объекте, направляют ум практика в одно определенное русло, при этом он становится тихим, неподвижным и податливым.
Цель дхараны состоит в том, чтобы стабилизировать ум, сосредотачивая его внимание на определенном объекте, избегая отвлечений. В начале будет сложно игнорировать все мысли и эмоции, сопровождаемые ими
Начинающему практику рекомендуется осваивать концентрацию на простой форме (например, черная точка на белом листе бумаги).
После того, как ум немного натренирован и его способность сосредотачиваться увеличилась, можно перейти на более тонкие объекты и процессы (янтры, мантры, дыхание, визуализация и т. д.). Способность к хорошей дхаране зависит от превосходного психологического здоровья и способности интеграции, и не является побегом от реальности, а скорее движением к восприятию истинной природы «Я».
Дхьяна – седьмая ступень Аштанга Йоги , означает поклонение, или глубокую и погруженную медитацию. Дхьяна вовлекает концентрацию в саму основу объекта, проникая в его суть. Во время дхьяны усиливается способность ума проникать в суть тонких различий между объектами и в глубинные слои подсознания, что в свою очередь приводит к объединению видящего и видимого.
Нас учат дифференцировать между умом (воспринимающим), средствами восприятия и воспринятыми объектами — между словами, их значениями и идеями, и даже между всеми уровнями естественного развития. Но интуитивно мы понимаем, что все они сплавлены в одном недифференцированном континууме. Нужно приложить большую ясность ума, наблюдая за объектом и предметом, чтобы обнаружить их общие черты. Таким образом, дхьяна это ощущение реальной идентичности среди очевидных различий.
Во время дхараны ум становится однонаправленным, а во время дхьяны частью того объекта, на котором фокусируется. Именно по этому, дхарана должна предшествовать дхьяне, поскольку для установления связи ум должен сначала сфокусироваться на объекте. Если дхарана – контакт, то дхьяна – связь. Понятно, что сосредоточение внимания на одном объекте не приведет к реализации. Чтобы достигнуть цели нужно «стать одним» с объектом медитации. В дхаране сознание медитирующего закреплено на предмете, а в дхьяне оно находится в одном потоке.
Заключительный шаг в Йоге Патанджали – достижение самадхи. Когда мы достигаем такого уровня, что становимся тотально поглощенными чем-то, когда ум полностью слился с объектом, мы в состоянии самадхи. Самадхи означает «примирять, сливаться». В самадхи полностью исчезают наши личные отождествления. В момент самадхи различий не существует, есть только всеобъемлющая недвойственность. Мы становимся одними с Божественным Существованием.
В состоянии самадхи мы осознаем идентичность без различий и наслаждаемся чистым восприятием недвойственности. Ум находится у своего источника, откуда он и возник. Яркая вспышка, душа освобождена… Абсолютная и вечная свобода ограниченной души за пределами состояний, отождествлений и вне времени и места. После того, как сознание освободилось, оно уже никогда не возвращается в неволю.
Совершенство этого состояния охватывает и прославляет все аспекты существования, изливая на них свет высшего понимания. Человек, достигший самадхи, сохраняет свою индивидуальность, но он уже не связан ей. Он знает, что он не тело, не ум и не личность, он есть ТО…
Тематический материал на сайте:
Ступени йоги
Видео:
Книги:
Васильев Т.Э. «Начало Хатха-йоги»
Алистер Кроули «Восемь лекций по йоге»
Свами Шивананда «Концентрация и медитация»
Классическая йога «Йога-сутры» Патанджали
Вопрос к зашедшим йогину(е):
А на какой из 8-ми ступеней находитесь вы?
Архив блога
-
►
2022
(498)
►
августа
(15)
►
июля
(58)
►
июня
(27)
►
мая
(38)
►
апреля
(71)
►
марта
(88)
►
февраля
(122)
►
января
(79)
-
►
2021
(1536)
►
декабря
(107)
►
ноября
(175)
►
октября
(106)
►
сентября
(77)
►
августа
(102)
►
июля
(92)
►
июня
(68)
►
мая
(127)
►
апреля
(165)
►
марта
(177)
►
февраля
(202)
►
января
(138)
-
►
2020
(1324)
►
декабря
(133)
►
ноября
(132)
►
октября
(122)
►
сентября
(82)
►
августа
(78)
►
июля
(147)
►
июня
(69)
►
мая
(155)
►
апреля
(168)
►
марта
(119)
►
февраля
(119)
-
►
2019
(1100)
►
декабря
(29)
►
ноября
(97)
►
октября
(93)
►
сентября
(86)
►
августа
(136)
►
июля
(80)
►
июня
(58)
►
мая
(76)
►
апреля
(66)
►
марта
(110)
►
февраля
(113)
►
января
(156)
-
►
2018
(1096)
►
декабря
(92)
►
ноября
(149)
►
октября
(90)
►
сентября
(14)
►
августа
(62)
►
июля
(113)
►
июня
(61)
►
мая
(114)
►
апреля
(104)
►
марта
(93)
►
февраля
(86)
►
января
(118)
-
▼
2017
(1377)
►
декабря
(78)
►
ноября
(128)
►
октября
(70)
►
сентября
(69)
►
августа
(101)
-
▼
июля
(122)
►
июня
(108)
►
мая
(124)
►
апреля
(152)
►
марта
(65)
►
февраля
(195)
►
января
(165)
-
-
►
2016
(1621)
►
декабря
(188)
►
ноября
(176)
►
октября
(77)
►
сентября
(125)
►
августа
(123)
►
июля
(152)
►
июня
(72)
►
мая
(133)
►
апреля
(117)
►
марта
(134)
►
февраля
(160)
►
января
(164)
-
►
2015
(1550)
►
декабря
(158)
►
ноября
(131)
►
октября
(90)
►
сентября
(138)
►
августа
(72)
►
июля
(85)
►
июня
(101)
►
мая
(131)
►
апреля
(113)
►
марта
(170)
►
февраля
(165)
►
января
(196)
-
►
2014
(3644)
►
декабря
(147)
►
ноября
(248)
►
октября
(227)
►
сентября
(191)
►
августа
(308)
►
июля
(318)
►
июня
(133)
►
мая
(324)
►
апреля
(444)
►
марта
(414)
►
февраля
(466)
►
января
(424)
-
►
2013
(4444)
►
декабря
(355)
►
ноября
(486)
►
октября
(376)
►
сентября
(315)
►
августа
(199)
►
июля
(237)
►
июня
(343)
►
мая
(513)
►
апреля
(350)
►
марта
(385)
►
февраля
(456)
►
января
(429)
-
►
2012
(1568)
►
декабря
(381)
►
ноября
(389)
►
сентября
(63)
►
августа
(104)
►
июля
(182)
►
июня
(166)
►
мая
(143)
►
апреля
(70)
►
марта
(28)
►
февраля
(26)
►
января
(16)
Тексты Яджурведы
Для просмотра текстов на Санскрите и транслитерации нужно установить шрифты Sanskrit
Шанти-патха белой Яджурведы
Ом! Полное То, полное — Это. От Полного Полное поднимается.
От Полного Полное взяв, Полное же и остаётся.
Ом! Спокойствие, невозмутимость, мир!
Шанти-патха белой Яджурведы в формате doc с текстом на деванагари, транслитерацией и переводом.
Ишавасья упанишад
Ишавасья Упанишад образует часть Белой Яджур-Веды, являясь важным элементом Самхиты; тем самым представляя исключение в общем правиле, по которому Упанишады содержатся в концовках соответствующих Вед (в Брахманах или Араньяках). Этот Упанишад поэтому считается особенно важным из-за этой своей исключительности
Его важность также вытекает из важности множества его главных идей, нашедших поддержку и развитие в (Бхагавад) Гите. Упанишад начинается со слова “Иша”, т.е
“Бог”, от которого он и получил своё название. Упанишад относительно короткий, в нём всего 18 стихов.
Ом! Полное То, полное — Это. От Полного Полное поднимается. От Полного Полное взяв, Полное же и остаётся. Ом! Спокойствие, невозмутимость, мир!
Ом! Владыкой заполнено всё это, что бы ни было живого в мире. Когда отрёкся, следует править. Не желай чьего-либо богатства.
Выполняя здесь дела, следует желать жить 100 лет. Так и для тебя и не иначе здесь. Тогда поступок не будет грязниться в человеке.
Асурскими называются миры, окутанные слепым тамасом. Туда, умерев, следуют те, кто убил Атмана.
Неподвижный, единственный, быстрее манаса. Дэвы его не достигают: двигается быстрее. Он других бегущих двигается быстрее, стоящий. Матаришван (ветер?, огонь?) в него доставляет.
Тот (Брахман) двигается и Он не двигается. Он далеко и Он же близко. Он внутренний для всего, и Он же снаружи всего.
Тот, кто видит все существа в себе, и кто во всех существах (видит) себя, не прячется ни от чего.
Познающий стал тем Атманом, в котором все существа. Там какое заблуждение и какая грусть (у) воспринимающего единство?
Он (Брахман) выступает как блестящий, бестелесный, неуязвимый, безгрешный, чистый, неподверженный злу, мудрый поэт, трансцендентный, самосущий. Он распределяет обязанности традиционно на бесчисленное число лет.
В ослепление тамаса попадают те, кто почитает незнание. Однако, даже в больший тамас (попадают) те, кто наслаждается знанием.
Одно (достигается) знанием, другое – незнанием. Так мы слышали от мудрых, которые нам это объявили.
Знание и незнание, кто ведает оба вместе, тот, переправившись через смерть с помощью незнания, достигает бессмертия знанием.
В слепой тамас попадают те, кто предпочитают неопределённость. Однако в больший даже тамас (попадают) те, кто наслаждается определённостью.
Говорят, одно (происходит) от причины, другое, говорят, без причины. Так мы слышали от мудрых, которые нам так объявили.
Те, кто ведают рождение и смерть, обоих вместе, с помощью гибели, переправившись через смерть, рождением бессмертия достигают.
Золотой чашей лицо истины закрыто. О Пушан, ты то очисть, чтобы увидеть дхарму истины.
О Пушан, единственный риши, Яма, Сурйа, Сын Праджапати, приведи в готовность лучи, соедини пыл свой, который есть твоя форма. Самое благоприятное то я вижу, что есть То, это Пуруша. Он – это я.
Дыхание (vayu) (идёт) теперь в Анилу Вечного, когда это тело (превращается) в пепел. Ом! Разум – помни, сделанное – помни, Разум – помни, сделанное – помни.
О Агни! Веди нас хорошим путём к добыче (?), о Дэва! Знающий все обычаи. Удали от нас грех. Мы поклоняемся Тебе лучшими словами, поклоняемся Тебе.
Ом! Полное То, полное — Это. От Полного Полное поднимается. От Полного Полное взяв, Полное же и остаётся. Ом! Спокойствие, невозмутимость, мир!
Ишавасья упанишад в формате doc с текстом на деванагари, транслитерацией и переводом.
Шанти-патха черной Яджурведы
Ом, нас двоих вместе (Бог) должен защитить, нами двоими вместе (Бог) должен управлять;
Вдвоём вместе мы должны стать сильными! (Бог) должен сделать нас блестяще учёными! Да не станем мы ненавидеть!
Ом! Спокойствие, невозмутимость, тишина!
Шанти-патха чёрной Яджурведы в формате doc с текстом на деванагари, транслитерацией и переводом.
Почитание побеждающему смерть
Мы почитаем Трёхглазого, Добродетельного, Приносящего процветание.
Как плод огурца от стебля, да буду я освобождён от смерти, не от бессмертия.
Почитание побеждающему смерть в формате doc с текстом на деванагари, транслитерацией и переводом.
Ссылки
- Тексты Упанишад
- Devanagari text in Wikisource(недоступная ссылкас 11-05-2013 )
- Sri Aurobindo, The Upanishads
- Русские переводы
-
Упанишады: В 3 т. / пер. с санскр, иссл., коммент. и прил. А. Я. Сыркина (b) . — М.: «Наука (b) ». Главная редакция восточной литературы (b) . Научно-издательский центр «Ладомир» (b) , 1991.
- Т. 1: Брихадараньяка упанишада. — 1991. ISBN 5-86218-006-0ISBN 5-86218-007-9
- Т. 2: Упанишады. — 1991. ISBN 5-86218-005-2ISBN 5-86218-007-9
- Т. 3: Чхандогья упанишада. — 1991. ISBN 5-86218-004-4ISBN 5-86218-007-9
- Катха-упанишада в переводе Б. Б. Гребенщикова (b) на сайте группы Аквариум.
- Ишавасья-упанишада (Иша-упанишада) в переводе Б. В. Мартынова (b) .
- Иша-упанишада с комментариями Бхактиведанты Свами Прабхупады (b) .
- Тексты 71 Упанишады из числа 108 основных, включая 10 главных, а также классификация Упанишад по группам.
- Английские переводы
- The Upanishads Translated and Commentated by Swami Paramananda From the Original Sanskrit Text
- 11 principal Upanishads with translations
- Upanishads at Sanskrit Documents Site
- Upanishads and other Vedanta texts(недоступная ссылкас 11-05-2013 )
- Translations of principal Upanishads
- Ishopanishad The complete text, with transliteration, word-for-word meanings, and commentary
Главные упанишады
Упанишады, которые были прокомментированы Шанкарой и другими известными учителями, приобрели особое значение как главные, или более или менее «канонические» упанишады. Это:
Тройственный канон веданты(прастхана-трайя): |
Брахма-сутры (Веданта-сутры)УпанишадыБхагавад-гита |
- Брихадараньяка-упанишада (Шуклаяджурведа)
- Иша-упанишада (Шуклаяджурведа)
- Тайттирия-упанишада (Кришнаяджурведа)
- Катха-упанишада (Кришнаяджурведа)
- Чхандогья-упанишада (Самаведа)
- Кена-упанишада (Самаведа)
- Мандукья-упанишада (Атхарваведа)
- Прашна-упанишада (Атхарваведа)
Эти десять упанишад – наиболее важные и основополагающие. Современные учёные полагают, что они также относятся к старейшим из всех текстов упанишад. Некоторые добавляют Каушитаки и Шветашватару к списку главных упанишад, а некоторые добавляют к ним ещё и Майтраяни.
История Яджурведы
Ведические писания содержат большое количество мантр, которые помогают в религиозных ритуалах. Яджурведа содержит сходство с Египетской книгой мертвых. Вопреки распространенному мнению, она не помогает воскрешать мертвых, а помогает душе умершего вести комфортную жизнь после смерти. Яджурведа акцентируется на тех же божествах, что и Ригведа, но другим путем. Основной целью чтения священных гимнов является пробуждение внутреннего сознание и объединение его с космическими энергиями внутри себя. Это открывает возможности для воссоздания универсальной энергии в человеческой психике. Этот космический уровень сознания важен для того, чтобы вести жизнь, которая приносит смысл и удовлетворение. После того, как эго и другие пороки, предаются Божественной силе, человек может достичь более высоких форм счастья. Но самой большой жертвой является Самопожертвование, которое помогает в достижении мокши или нирваны.