Касты в индии в наше время. как определить касту индуса

Основные виды каст

Виды каст происходят от 4 варн (что означает род, вид), в соответствии с которыми и делилось все население. Деление общества на варны основывалось на том, что люди не могут быть одинаковыми, есть определенная иерархия, поскольку каждый человек имеет свой жизненный путь.

Высшей варной была варна брахманов, то есть жрецов, учителей, ученых, наставников. Второй по рангу является варна кшатриев, а значит, правителей, знати, воинов. Следующая варна вайшьев, к ним относились скотоводы, земледельцы, торговцы. Последняя варна шудр состояла из слуг и зависимых людей.

Первые три варны и шудры имели четкую, даже резкую границу между собой. Высшая варна называется еще “двиджа”, что значит – дваждырождённые. Древние индийцы считали, что люди рождаются второй раз, когда происходит обряд посвящения, и на них навязывают священный шнур.

Основной целью брахманов являлось то, что они должны были учить других и сами учиться, приносить дары богам, осуществлять жертвоприношения. Основной цвет — белый.

Вайшьи

Главная обязанность вайшьев – это возделывание земли, разведение скота и другая уважаемая в обществе работа. Цвет — жёлтый.

Шудры

Предназначение шудр – прислуживание трем высшим варнам, занятие тяжёлой физической работой. Они не имели своего ищущества и не могли молиться богам. Их цвет — чёрный.

Эти люди находились вне каст. Чаще всего жили в деревнях и могли выполнять только самую тяжелую работу.

На протяжении веков общественное устройство и сама Индия существенно изменились. В результате чего число общественных групп увеличилось из четырёх до нескольких тысяч. Низшая каста являлась самой многочисленной. Из всего населения в нее входило примерно 40 процентов жителей. Высшая каста малочисленная, в ней состояло около 8 процентов населения. Среднюю касту составляло примерно 22 процента, а неприкасаемых – 17 процентов.

Члены из одних каст могут быть разбросаны по всей стране, а вот другие, к примеру, живут в одном районе. Но в любом случае представители каждой касты живут отдельно и изолированно друг от друга.

Касты в Индии можно легко определить по многочисленным признакам. У людей отличается тип , манера ее ношения, наличие или отсутствие определенных отношений, знаки на лбу, прическа, вид жилья, потребляемая еда, посуда и их имена. Изобразить из себя члена другой касты практически невозможно.

Что помогает сохранять неизменность принципов иерархии каст и изолированность на протяжении такого количества столетий? Конечно же, своя система запретов и правил. Эта система контролирует общественные, бытовые и религиозные отношения. Одни правила являются неизменными и вечными, а другие – изменчивыми, второстепенными. Например, каждый индус с самого рождения до самой смерти будет принадлежать своей касте. Исключением может стать только его изгнание из касты из-за нарушения законов. Ни у кого нет права выбрать касту по собственному желанию или переходить в другую касту. Запрещено вступать в брак с человеком не из своей касты, только если муж относится к более высокой варне, чем его жена. Обратное же категорически недопустимо.

Помимо неприкасаемых существуют еще и индийские отшельники, которых называют санньясины. Правила каст на них никак не влияют. Каждая каста имеет свой род занятий, то есть одни занимаются только земледелием, другие торговлей, третьи ткачеством и т.д. Обычаи касты должны строго соблюдаться и исполняться. Например, высшая каста не имеет права принять еду или питье от низшей касты, иначе это будет считаться ритуальным осквернением.

Вся эта система иерархии социальных слоев населения имеет в своей основе мощный фундамент древних установлений. В соответствии с ними считается, что человек принадлежит той или иной касте из-за того, что он плохо либо хорошо выполнял все кастовые обязанности в своей прошлой жизни. В результате этого индусу нужно проходить рождения и смерти, на которые влияет полученная ранее карма. Ранее создавались движения, отвергавшие эти разделения.

Положение дел в современной Индии

Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их количество действительно бесчисленным.

Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается. Например, существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги) и даже каста брахманов, живущих благодаря милостыне (Бхатра).

Если раньше почти все определялось социальным происхождением, то теперь, к примеру, и продвижение на службе возможно благодаря индивидуальным характеристикам, умениям и навыкам человека, а не только из-за рождения.

Брахма

К тому же гимн о сверхчеловеке Пуруше является относительно более поздним включением в Ригведу.
В брахманическую эпоху происходит, как предполагается, более жесткое закрепление социального положения различных слоев населения. В позднейших текстах, например в Ману-смрити (Законах Ману), созданных приблизительно на рубеже нашей эры, социальная иерархия предстает менее гибкой. Аналогичное Пуруша-сукте аллегорическое описание социальных классов как частей тела мы находим в еще одном зороастрийском тексте — созданном на среднеперсидском языке в X веке «Денкарде».

Если перенестись в эпоху становления и расцвета Великих Моголов, то есть в XVI — начало XVIII века, социальная структура этого государства представляется более мобильной. Во главе империи стоял император, которого окружает армия и ближайшие подвижники, его двор, или дарбар. Столица постоянно менялась, император вместе со своим дарбаром переезжал с места на место, ко двору стекались разные люди: афганцы, пуштуны, тамилы, узбеки, раджпуты, кто угодно. Они получали то или иное место в социальной иерархии в зависимости от собственных военных заслуг, а не только по причине своего происхождения.

Группа неприкасаемых

Вне каст существует еще один слой населения — неприкасаемые. Так называют тех, с кем грешно общаться. Таких людей общество презирает, старается избегать. Жители Индии верят, что в прошлой жизни неприкасаемые много грешили, поэтому теперь они занимают низшую ступень социального строя.

К такому сословию относятся различные люди:

  • уборщики туалетов и мусора;
  • мелкие воры;
  • проститутки;
  • нищие-попрошайки;
  • секс-меньшинства.

Последняя группа называется хиджру. Это все, кто принадлежит к нетрадиционной сексуальной ориентации или имеет пристрастия к каким-либо извращениям. Но такие люди имеют право посещать церковь и участвовать во всех церемониях. Их могут пригласить на свадьбы и рождение детей.

Есть особые личности, которые не принадлежат ни к одной из индийских каст. Таблица основных сословий их не включает, так как именно они наиболее презираемы обществом. Их называют парии, и родиться представителем этой группы — большое несчастье для жителя Индии. К этому сословию относятся люди, родившиеся от родителей из разных каст, а также их дети и внуки.

Парии не могут даже наступать на тень представителя других слоев населения. Они не имеют права прикасаться к людям из любой касты, но могут с ними говорить. Хотя у них есть определенные занятия — выделывание кожи, сжигание умерших животных, уборка улиц. За эту работу они не получают денег, только еду и одежду.

Дальнейшее деление на касты в Индии

Позже, по прошествии достаточно большого времени. Первые касты, начали делиться на более мелкие, с ещё более жёстким закреплением за определённой группой людей, каких-то привилегий и прав. Большую роль в этом делении играла религия, В индуизме считается, что после смерти, душа может перевоплотиться в человека более высокой касты Индии, если строго будет соблюдать все правила этого деления при жизни. Если не будет, то переродится в низшую касту. Покинуть предел касты, было невозможно, даже если человек обладал какими-то превосходными качествами, подняться он при жизни не мог.

По прошествии времени, эта система построения общества, только укреплялась. Не покорение народа моголами, принёсшими с собой мусульманскую религию, ни позднейшие покорение британцами, не смогло поколебать самих основ этой системы. Сама природа кастовости выглядит достаточно логично. Если семья занимается земледелием, то и дети будут заниматься тем же. Только индийцы упразднили саму возможность принятия решения в данном вопросе, все решает только рождение. Где родился тем и будишь заниматься. К основным четырем, добавилась ещё одна, неприкасаемые. Это самая низкая каста, Считается ,что общение с членами этой касты может осквернить любого, особенно членов высших каст. Поэтому они никогда, на прямую, не общались с представителями неприкасаемых.

Современное кастовое деление

В современной Индии насчитывается огромное количество каст. Свое деление есть у священников, воинов, торговцев и даже неприкасаемых. Разобраться во всех этих хитросплетениях достаточно сложно. Да с появлением возможности выезда из страны молодёжь все чаше начинает задумываться о целесообразности этого порядка вещей. Но в провинции в глубине страны к этим законам относятся очень ревностно. Да и на государственном уровне, эту традицию поддерживает правительство страны. Есть Конституционная таблица каст. Так что, это не средневековая дикость и пережиток прошлого, а абсолютно реальное, государственное устройство. Каждый штат имеет сое деление на касты. Как бы приезжие к этому не относились, весь этот громоздкий механизм работает. Прекрасно справляясь со своим предназначением.

Следует заметить, поскольку современная Индия является демократическим государством, все права свободы связанные с получением Кастовых сертификатов, очень строго соблюдаются, для поддержания низших каст предусмотрены различные способы поддержки государством. Вплоть до квотирования для них специальных мест в парламенте. В настоящее время, все народы, проживающие на территории Индии, признают кастовое деление и следуют этой традиции, Даже испанские и британские священники, оставшиеся на территории государства после ухода колонизаторов, создали свою кастовую систему Индии и придерживаются её. Это подчёркивает то, что при правильном, грамотном подходе, может работать любая система управления государством, как бы консервативна и ортодоксально она не выглядела в глазах приезжих. В современной Индии стало возможной смена каст. Достаточно одной или нескольким семьям сменить род деятельности и все, готова новая каста. В современной реальности особенно в больших промышленных городах к подобным переменам относятся вполне лояльно.

Перед поездкой в Индию стоит обязательно ознакомится с культурными особенностями страны, подробнее: Культура Индии.

Неприкасаемые

Это совершенно отдельная категория людей. Считается самой низшей, попадают туда люди, чья душа очень сильно согрешила в предыдущем воплощении. Но даже у этой последней ступени социальной лестницы Индии есть свое деление. На самом её верху, стоят работающие люди или те, кто имеет какое-то ремесло. Например, парикмахеры или уборщики мусора. Низ этой лестницы занимают мелкие воришки промышляющие кражей мелкого домашнего скота. Самым загадочным в этой иерархии является группка хиджру в нее входят представители любых секс меньшинств. Поразительно то, что представители этих, казалось бы, отбросов общества приглашают на свадьбы и рождения детей. Они часто чувствуют в многочисленных церковных церемониях. Но самым худшим в Индии считается быть человеком без касты, Пусть даже самого низшего ранга. Таких людей называют здесь парией. Это люди, родившиеся от других париев или в результате меж кастовых браков и не признанных не одной из каст. Совсем недавно можно было стать, парией просто прикоснувшись к одному из них.

Индийские касты, видео:

Каста и варна

В мировой истории понятие «каста» первоначально относилось к латиноамериканским колониям, которые делились на группы. Но сейчас в умах людей касты прочно ассоциируются с индийским обществом.

Ученые – индологи, востоковеды – много лет изучают это уникальное явление, которое не теряет силы спустя не одну тысячу лет, пишут об этом научные труды. Первое, о чем они говорят: есть каста, а есть варна, и это не синонимичные понятия.

Варн всего четыре, а каст – тысячи. Каждая варна делится на множество каст, или, по-другому-  «джати».

Понятие «варна» уходит корнями в санскрит и переводится как «качество» или «цвет» – по определенному цвету одежды, которую носят представители каждой варны. Варна – более обширный термин, который определяет положение в обществе, а каста или «джати» – это подгруппа варны, которая указывает на принадлежность к религиозной общине, роду занятий по наследству.

Можно провести простую и понятную аналогию. К примеру, возьмем довольно богатый слой населения. Люди, вырастая в подобных семьях, не становятся одинаковыми по роду занятий и интересам, но занимают приблизительно один и тот же статус в материальном плане.

Они могут стать успешными бизнесменами, представителями культурной элиты, благотворителями, путешественниками или людьми искусства – это и есть так называемые касты, пропущенные через призму западной социологии.

С самого начала и до сегодняшнего дня индийцы делились всего на четыре варны:

  • брахманы – жрецы, священнослужители; высший слой;
  • кшатрии – воины, которые охраняли государство, участвовали в битвах, сражениях;
  • вайшья – земледельцы, скотоводы и торговцы;
  • шудры – рабочие, слуги; низший слой.

Каждая варна, в свою очередь, делилась на бесчисленное количество каст. Например, среди кшатриев могли быть правители, раджи, полководцы, дружинники, полицейские и далее по списку.

Существуют члены общества, которых нельзя включить ни в одну из варн – это так называемая каста неприкасаемых. При этом они тоже могут делиться на подгруппы. Значит, житель Индии может не принадлежать к какой-либо варне, но к касте – обязательно.

Варны и касты объединяют людей по принадлежности к религии, роду деятельности, профессии, которые передаются по наследству – этакое строго регламентированное разделение труда. Эти группы закрыты для представителей более низших каст. Неравный брак по-индийски – это брак между представителями разных каст.

Касты в древней Индии

Впервые понятие «варна» упоминается в Ригведе. Ригведа – Веда гимнов – одна из четырех частей самого древнего и священного текста индуизма. Гимны написанные, ведическом санскрите, датируются приблизительно 1700 г. до н. э.

Гимн Пуруша-Сукта рассказывает о жертвоприношении первочеловека. Боги бросили Пурушу на жертвенный костер и расчленили. Каждая отделенная часть его тела стала олицетворением части социально-экономической культуры древнего общества. Рот превратился в варну брахманов – жрецов, руки стали кшатриями – воинами, из бедер вышли вайшьи – земледельцы, ремесленники. Ноги стали шудрами, слугами. Слово «шудра» пришло не из санскрита. Некоторые исследователи считают, что так называлось одно из коренных племен, завоеванных ариями в долине Инда (во II тысячелетии до н. э.).

Пуруша-Сукта не упоминает о неприкасаемых. Они стоят вне варновой принадлежности, в самом низу иерархической лестницы.

На санскрите слово «варна» обозначает цвет. Долгое время ученые придерживались мнения, то священные тексты имеют в виду цвет кожи. 

Сейчас считается, что варна взаимосвязана с цветом одежды. Брахманы носили белые облачения, которые призваны были символизировать недосягаемость, чистоту. Цвет кшатриев – самый энергичный, красный. Цвет земли – желтый, это цвет варны вайшьей. Грязные ступни дали черный цвет шудрам.

Каждая варна на протяжении истории имела свои специфические черты.

  1. Брахманы – высшее сословие. Поскольку были сотворены из уст Пуруши (Брахмы), то цель их земной жизни – изучать древние священные тексты, познавать сакральные тайны, держать ответ перед высшими силами, учить людей. До изобретения письменности тексты передавались устно. Мальчики из варны брахманов рано начинали свой религиозный путь, они покидали родную семью и поселялись в доме Учителя. Долгие годы нужны были для постижения божественной мудрости. Главная обязанность – знать заклинания и уметь правильно проводить жертвенные ритуалы. Самое страшное преступление по меркам индуизма – лишить жизни брахмана.
  2. Второе по значимости сословие – кшатрии. К этой варне принадлежали династии правителей и воинов. Из рук божества они были созданы, следовательно, власть на земле принадлежит им. С детства обучались владению разными видами оружия. Должны были мастерски управлять колесницей, держаться на коне.
  3. Вайшьи – весьма уважаемые в обществе люди. Исторически варна состояла из ремесленников, торговцев, земледельцев (первоначально поселенцев). Фактически кормили все остальные варны, имели почет и достаток.
  4. Шудры – самый социально ущемленный слой общества. Занимались обслуживанием высших каст.

Обряд «упаяна», проводимый над членами трех высших сословий, позволял им родиться уже как членам своей варны. Мальчик получал из рук жреца «священный шнур упавиты», который теперь был обязан носить постоянно. Упавита накладывалась на левое плечо и продевалась под правой подмышкой. В процессе ритуала они рождались духовно, становились «дважды рожденными».

Варны

Варны, которые, как предполагается, представляли собой профессиональные сообщества, в современной Индии практически не играют этой роли, за исключением, пожалуй, жрецов-пуджари, которыми становятся брахманы. Случается, что представители некоторых каст не знают, к какой варне они принадлежат. Постоянно происходит смена положения в социально-экономической иерархии.

Когда Индия стала независимой от Британской империи в 1947 году и выборы начали проходить на основе равного прямого голосования, начал меняться баланс власти в разных штатах в пользу тех или иных варно-кастовых общностей. В 1990-е годы произошло дробление партийной системы (после долгого и почти безраздельного периода нахождения у власти Индийского национального конгресса), были созданы многие политические партии, которые в своей основе имеют варно-кастовые связи.

Например, в крупнейшем по населению штате Уттар-Прадеш постоянно сменяют друг друга у власти Социалистическая партия, опирающаяся на крестьянскую касту ядавов, которые тем не менее полагают себя кшатриями, и Бахуджан самадж парти, провозглашающая отстаивание интересов неприкасаемых

Неважно даже, какие социально-экономические лозунги выдвигаются, они просто отвечают интересам своей общности

Сейчас на территории Индии существует несколько тысяч каст, и их иерархические отношения нельзя назвать стабильными. В штате Андхра-Прадеш, например, шудры более богаты, чем брахманы.

Основные особенности кастовой системы в Индии

Сегментарное деление общества

Общество делится на различные небольшие социальные группы, называемые кастами. Каждая из этих каст представляет собой хорошо развитую социальную группу, состав которой определяется с учетом рождения.

Иерархия

Согласно Луи Дюмону, касты учат нас фундаментальному социальному принципу иерархии. На вершине этой иерархии находится каста браминов, а внизу – неприкасаемые. Между ними находятся промежуточные касты, относительные положения которых не всегда ясны.

Эндогамия

Эндогамия является главной характеристикой касты, то есть члены касты или подкасты должны вступать в брак в пределах своей касты или подкасты. Нарушение правила эндогамии означало бы остракизм и потерю касты. Тем не менее, гипергамия (практика вступления в брак женщин с кем-то, кто богаче или более высокой касты или социального статуса) и гипогамия (брак с человеком с более низким социальным статусом) также были распространены. 

Принцип “готра экзогамия” (gotra exogamy) также поддерживается в каждой касте. Каждая каста подразделяется на разные мелкие единицы на основе готры. Члены одной готры, как полагают, являются наследниками общего предка, следовательно, запрещение брака в одной и той же готре.

Наследственный статус и род занятий

Мегастен, греческий путешественник в Индию в 300 г. до н.э., упоминает наследственную родословную как одну из двух особенностей кастовой системы (другой является эндогамия).

Ограничение на еду и напитки

Обычно каста не принимает приготовленную пищу от любой другой касты, которая стоит ниже, чем она сама в социальном масштабе, из-за понятия загрязнения. 

Были также различные табу, связанные с едой. Табу кулинарии, которая определяет людей, которые могут готовить еду. Запрет на питание, который может устанавливать ритуал. Табу, касающееся человека, с которым можно есть пищу. Наконец, табу, связанное с материалом сосуда (из глины, меди или латуни), который можно использовать для питья или приготовления пищи. Например: в северной Индии брамин принимал пищу пакки (приготовленную в топленом масле) только из некоторых каст ниже своей. Тем не менее, ни один человек не примет пищу качча (приготовленную в воде), приготовленную низшей кастой. Пища, приготовленная брамином, приемлема для всех. Говядина не допускалась никакими кастами, кроме хариджанов.

Особое имя

У каждой касты есть свое имя, которое мы можем идентифицировать. Иногда занятие также связано с определенной кастой.

Концепция Чистоты и Загрязнения 

Высшие касты утверждали, что обладают ритуальной, духовной и расовой чистотой, которую они поддерживают, удерживая низшие касты от понятия загрязнения. Идея загрязнения означает, что прикосновение человека из низшей касты загрязнит или осквернит человека из более высокой касты. Даже его тень считается достаточной, чтобы загрязнять человека более высокой касты.

Джати Панчаят 

Статус каждой касты тщательно защищен не только кастовыми законами, но и конвенциями. Они открыто исполняются сообществом через руководящий орган или совет под названием Jati Panchayat. Эти панчаяты в разных регионах и кастах названы особым образом, например, Кулдрия в Мадхья-Прадеше и Джохила в Южном Раджастхане.

Деление на касты в Индии

Каста является неким уровнем в социальной иерархии, делящим все население Индии на обособленные группы низкого и высокого происхождения. Принадлежность к той или иной части определяет род деятельности, профессию, место жительства, а также то, на ком человек может жениться. Деление на касты в Индии постепенно утрачивает свое значение. В современных крупных городах и образованной среде официально деление на касты запрещено, но до сих пор существуют сословия, которые во многом определяют жизнь целых групп населения Индии:

  1. Брахманы — самая образованная группа: священники, наставники, учителя и ученые.
  2. Кшатрии – воины, знать и правители.
  3. Вайшьи – ремесленники, скотоводы и земледельцы.
  4. Шудры – рабочие, слуги.

Существует еще и пятая группа, представляющая индийские касты, – неприкасаемые, которые в последнее время стали называться угнетенными. Эти люди занимаются самой тяжелой и грязной работой.

Касты в современной Индии

Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати.

Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.

В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.

Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.

Как отличить людей разных варн

Брахманы

Это высшая варна, сословие жрецов, священнослужителей. С развитием духовности, распространением религии их роль только возрастала.

Правила в обществе предписывали чтить брахманов, одаривать их щедрыми подарками. Правители выбирали себе в ближайшие советники и судьи именно их, назначая высокие чины. В нынешнее время брахманами являются служители в храмах, учителя, духовные наставники.

Брахманам запрещается:

  • заниматься земледелием и домашним хозяйством (но женщины-брахманы могут делать работу по дому);
  • брать в жены представительниц других сословий;
  • трапезничать тем, что приготовил человек из другой группы;
  • есть продукты животного происхождения.

Кшатрии

В переводе эта варна значит «люди власти, благородства». Они занимаются военным делом, управляют государством, охраняют брахманов, стоящих выше в иерархии, и подданных: детей, женщин, стариков, коров – страну в целом.

Сегодня сословие кшатриев состоит из воинов, солдат, охраны, полиции, а также руководящих должностей. К современным кшатриям можно также отнести касту джатов, куда входят знаменитые сикхи – эти длиннобородые мужчины с тюрбаном на голове встречаются не только в родном штате Пенджаб, но и по всей Индии.

Вайшьи

Вайшьи – группа землевладельцев, скотоводов, торговцев. Они промышляли также ремеслом и всем, что связано с прибылью – за это вайшьи заработали уважение всего общества.

Сейчас они занимаются также аналитикой, бизнесом, банковской и финансовой стороной жизни, торговлей. Это также основной пласт населения, который трудится в офисах.

Вайшьи никогда не любили тяжелый физический труд и грязную работу – для этого у них есть шудры. К тому же они очень привередливо относятся к вопросам кулинарии и приготовления блюд.

Шудры

Другими словами, это люди, которые выполняли самую низкопробную работу и зачастую находились за чертой бедности. Они прислуживают другим сословиям, работают в земле, иногда выполняя функцию почти что рабов.

Шудры не имели права накапливать имущество, поэтому у них не было собственного жилья и наделов. Они не могли молиться и уж тем более становиться «дваждырожденными», то есть «двиджа», как брахманы, кшатрии и вайшьи. Зато шудры могут взять в жены даже девушку в разводе.

Неприкасаемые

Отдельная каста, которую нельзя причислить ни к одной из четырех варн – неприкасаемые. Они долгое время испытывали на себе всякого рода гонения и даже ненависть со стороны других индийцев. А все потому, что в представлении индуизма неприкасаемые в прошлой жизни вели неправедный, грешный образ жизни, за что и были наказаны.

Они находятся где-то за гранью этого мира и даже не считаются людьми в полном смысле слова. В основном это нищие, которые живут на улицах, в трущобах и обособленных гетто, роются на помойках. В лучшем случае они занимаются самым грязным трудом: убирают туалеты, нечистоты, трупы животных, работают могильщиками, кожевниками, сжигают умерших зверей.

При этом число неприкасаемых достигает 15-17 процентов всего населения страны, то есть приблизительно каждый шестой индиец – неприкасаемый.

Касте «вне общества» запрещалось появляться в общественных местах: в школах, больницах, в транспорте, храмах, магазинах. Им нельзя было не просто подходить к другим, но и наступать на их тени. А брахманов оскорбляло одно только присутствие неприкасаемого в поле зрения.

К счастью, в современной Индии все меняется – на законодательном уровне запрещена дискриминация неприкасаемых, сейчас они могут появляться везде, получать образование и медицинское обслуживание.

Хуже, чем родиться неприкасаемым, может быть только родиться парией – еще одной подгруппой людей, которые насовсем вычеркнуты из общественной жизни. Ими становятся дети париев и межкастовых супругов, но были времена, когда одно только прикосновение к парию делало человека таким же.

Является ли кастовая система уникальной для индуизма?

Кастовые различия практикуются в других религиях, таких как непальский буддизм, христианство, ислам, иудаизм и сикхизм. Но главное отличие заключается в том, что кастовая система в индуизме упоминается в его священных писаниях, в то время как другие религии приняли касту как часть социального устройства общества или религиозных особенностей. Другими словами, кастовая система в индуизме – это религиозный институт, а в других – социальный.

  • Ислам – некоторые индусы высшей касты обратились в ислам и стали частью правящей группы Султанатов и Империи Великих Моголов, которые наряду с арабами, персами и афганцами стали известны как ашрафы. Под ними – мусульмане средней касты, называемые аджлафами.
  • Христианство. В Гоа индуистские новообращенные брамины стали христианскими бамоннами, а кшатрии и вайшья стали христианами, называемые шардос. Те вайшья, которые не могли быть допущены в касту шардо, стали гауддосами, а шудры стали судирами. Далиты, принявшие христианство, стали махарами и чамарами.
  • Буддизм. Различные формы кастовой системы практикуются в нескольких буддийских странах, в основном на Шри-Ланке, в Тибете и Японии, где мясники и некоторые другие профессии считаются нечистыми.
  • Джайнизм. Есть джайнские касты, сплошь состоящие из джайнов. В то же время были джайнские подразделения нескольких индуистских каст.
  • Сикхизм. В сикхской литературе варна упоминается  как  варан, а  джати – как  Зат. Элеонора Несбитт, специалист в области религии, утверждает, что варан описывается как система классов, а  зат имеет некоторые особенности кастовой системы в сикхской литературе. Все гуру сикхов заключили брак в рамках своего  зата.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: