Многорукая богиня шива

История появления

Шива известен со времен хараппской цивилизации древних индийцев. С приходом ариев в эту местность было положено начало новой религии, которая насаждалась так же, как христианство на Руси. Значение имени Шивы с санскрита переводится как «благоприятный», при этом божество символизирует разрушения и практически ассоциируется с богом смерти.

Бог Шива

В индуистской мифологии он имел такую же власть, как Брахма и Вишну, которого больше знают под другим его именем – Кришна. Шива разрушает иллюзии и представляется одновременно грозным, как разрушитель миров, и милостивым, как родоначальник всего нового. Врагами божества являются дьявол, сатана и демоны.

Натараджа, популярное изображение Шивы, представляет его танцующим или сидящим в лотосе. Чаще он имеет светло-голубую кожу. У божества четыре руки. На плечи накинута слоновья или тигриная шкура. Во лбу виднеется третий глаз.

Натараджа — один из обликов Шивы

Каждому божеству присущи персонифицированные атрибуты. Таковыми располагает и Шива. Среди его оружия – лук, дротик, жезл, меч, дубина с черепом и щит. Каждый элемент имеет собственное название. Так, тришулой именуется трезубец, символизирующий триаду, тройственность стадий эволюции, времени, гунны и т.п.

Символичным является изображение кистей рук Шивы. Нередко на картинах выписаны курительная трубка, кувшин с нектаром бессмертия, барабан, символизирующий вибрации Вселенной, и другие обрядовые элементы. В распоряжении Шивы масса атрибутов из различных сфер, которые позволяют облагородить человека и открыть доступ в мир мудрости и возвышенного.

Шива и Парвати

Парвати, супруга божества, является аутентичным женским образом, на который похожи персонажи индийской мифологии в женском обличье. Союзу с ней предшествовала связь с Шакти. Точнее будет сказать, что Парвати – реинкарнация Шакти. У божественной пары были дети.

Самым известным из них стал Ганеша – слоноликий сын Шивы, бог мудрости. Многорукий бог изображается ребенком с головой слона. Как правило, на картинах у него четыре руки, три глаза, а вокруг живота обвивается змея. Среди его заслуг написание священной поэмы Индии – «Махабхараты».

Буддийское животное

В буддизме слоны являются одними из самых почитаемых животных. Это неудивительно, ведь они – символ прекраснейших черт человеческой души, характера, ума:

  • духовный рост;
  • любовь ко всему живому, доброта, сопереживание;
  • спокойный ум, умиротворенность;
  • взвешенность решений, стабильность;
  • знания, житейская мудрость.

Особенное почтение выражается белому слону, который отражает непорочность в сочетании с добродетелью. Но при этом такое животное подпустит к себе отнюдь не каждого человека. Нужно быть готовым духовно, чтобы сблизиться с ним, воспитать в себе недостающие качества из списка.

Раньше слонов белого цвета могли содержать только цари, выдающиеся политики, держатели империй.

Животным оказывался небывалый уход: их выхаживали кормилицы, натирали душистыми маслами, эфирами, поили цветочно-травяной водой, облачали в одежду из дорогих тканей, не скупились на украшения из драгоценных металлов и камней, прятали от солнечных лучей.

Такая всеобъемлющая любовь имеет истоки в буддийской традиции. Белый слон обозначает спутника боддхисаттвы, жертвующего собой во имя освобождения других.

Он – тотемное животное боддхисаттвы, его способ передвижения – вахана, что значит Драгоценность Закона.

Почитаемый Акшобхья, входящий в пятерку Будд мудрости, изображается сидящим на слоне. Более того, существует версия, что сам Будда Шакьямуни в одном из воплощений был слоном-альбиносом.

Сколько рук у Шивы?

Шива изображается как божество с четырьмя или восемью руками. Зачем ему столько? Смысл довольно символичен и никак не связан с реальным человеком, т. е. у него не было пяти голов и четырех рук.

В ладонях Шивы размещен небольшой барабан Дамару – он звучит в такт Вселенной. Другая рука держит святой огонь Агни, очищающий и воссоздающий мир заново.

Еще Шиву часто воплощают в статуях с трезубцем. Многорукость дана этому божеству неслучайно. Две руки держат символы Дамары и Агни, другие сложены в позах одобрения, властвования и силы. Звук барабана считается прародителем всех существующих звуков. Благодаря Шиве появился звук «Ом», ставший впоследствии мантрой. В его звучании концентрируется вся суть Вселенной.

Подкаст Wild Yogi Radio выпуск 17

Suresh Wadkar — Om Gan Ganpataye Namo Namah; Pandit Jasraj — Om Namah Shivay; Hariharan — Calo Shivalay; Shiva Upasana Kalapam — Dwadasha Jyotirlingam Stotra; V. Kashi Vishwanath Sharma & N.S. Prakash Rao — Vishwanath ashtakam; Vipin Sachdeva — Bum Bum Mere Bhole Bhandari; Mahalaxmi Iyer — Jai Shankar Kailash Nivasi; Илья Журавлев — «Махабхарата книга 10, глава 7. Ахватхаман призывает Махадэва и тот является перед ним вместе с шива-ганами»; Lakhbir Singh Lakkha — Aaee Aaee Mahashiv Raat; Marcus Felsner — Shiva Nama Om/Bom Bholenath; Amaniel & Shani Ji — Миг; Mooji & Friends — Shankara Karunakara.

Понятие «абсолютная реальность» в буддизме

Некоторые речи в рамках различных буддийских школ по вопросу о божественности Будды или существовании верховного существа допускают различные интерпретации.

Сокей Ан Сигецу Сасаки, представитель Дзэн Риндзай , говорит:

Творческая сила вселенной — это не человек, это Будда. Тот, кто видит, тот, кто слышит, — это не этот глаз или это ухо, а то, что это за сознание. Это Будда. И это появляется в сознании каждого, общее для всех существующих, и это бог

Роши Сойен Шаку, также дзен-мастер Риндзай, утверждает, что идея бога как высшей реальности присутствует в буддизме:

Буддизм не атеист в обычном смысле этого слова. Есть один Бог, высшая реальность и истина, которым и через кого существует эта вселенная. Но практикующие буддизм избегают этого термина, потому что он напоминает христианство, дух которого не соответствует буддийской интерпретации религиозного опыта. Чтобы более точно определить понятие высшего существа, нам пришлось бы заимствовать термин «  панентеизм  », изобретенный немецким ученым ( Карл Кристиан Фридрих Краузе ), согласно которому бог является всем и уникальным и больше, чем совокупность существования. Буддисты не используют термин бог, который, следовательно, принадлежит христианской терминологии. Часто используемый эквивалент — Дхармакая . Когда Дхармакая понимается более конкретно, она становится татхагатой .

В Маха Вайрочана Сутре сущность Вайрочаны символизируется буквой А, которая, как говорят, пребывает в Сердце всех существ:

Он господин и хозяин всего
Он полностью пронизывает живое и неодушевленное.
А — высшая жизненная энергия

В тексте о Будде Вайрочана говорится как о Бхагавате, традиционном термине для обозначения божественного в Индии  :

Мастер Дхармы, мудрец, достигший совершенства, обладающий всем знанием, Господь Вайрочана .

Такие описания, которые сродни описанию верховного существа, бога, также можно найти в тантре «царя, создавшего все вещи» ( Кунджед Гьялпо Тантра ), универсального духа пробуждения, как утверждает Самантабхадра Будда:

Я в центре всего сущего. Я семя всего сущего. Я причина всего сущего. Я — основа всего сущего. Я основа всего сущего. Я корень существования. Я — центр, потому что я вмещаю все явления, семя, потому что я рождаю все, причина, потому что все исходит от меня, ствол, потому что разветвления всех событий исходят из меня, основа, потому что все находится во мне, корень потому что я все .

Однако все эти «божественные» образы , Самантабхадра , Вайрочана , Ваджрадхара иногда интерпретируются практикующими как олицетворения пустоты и сострадания, природы Будды, которая является истинной природой всех явлений. Поэтому некоторые буддисты рассматривают приведенные выше цитаты как субъективные выражения, в то время как другие думают, что их следует понимать буквально как описание духовной сущности, поддерживающей все явления.

Одна из важнейших сутр Махаяны , сутра Ланкаватара , говорит, что понятие суверенного бога возникает из «ложных представлений» и, кроме того, может быть препятствием для достижения совершенства из-за привязанности к концепции «бог». Одна и та же сутра вызывает различные имена Будды «невежественными»:

Они говорят обо мне, используя разные имена, не осознавая, что все они — имена Татхагаты (…) Хотя они чтят и хвалят меня, они не понимают значения слов, которые используют, не осознавая истины, они цепляются за слова их канонических книг, или тому, что им было сказано, или тому, что они вообразили, и не видят, что они используют одно из многих имен Татхагаты.

Мантра во время медитации с бусинами мала

Чтение молитвы с использованием Джапа Мала помогает лучше сконцентрироваться на словах текста, произносить звуки более осознанно. Четки состоят из 108 бусин, по одному перемещению на каждое повторение. Бусы лучше выбирать из натуральных материалов, в шиваизме традиционно используют четки из растения рудракша, такими пользовался сам Шива.

Медитация с бусинами мала помогает сконцентрироваться на мантре.

Практику поводят в позе лотоса. Джапу Мала нужно держать в правой руке, вращают бусины средним и указательным пальцами. Левую руку положите на колено, спина прямая. Во время медитации визуализируйте образ Махадева, текст произносите вдумчиво, а не механически. Чтобы добиться результата, мантру нужно повторить 108 раз ежедневно в течение 40 дней.

Как появился Шива

Исходя из преданий, Шива жил около 6 тысяч лет назад, он являлся абсолютным аватаром, достигшим совершенства. Параллельно с ним существовали Брахма и Вишну, первый являлся абсолютным созидателем, а второй — хранителем вселенной.

Легенды о рождении

О том, как это божество появилось, существует несколько преданий:

  1. Шива — сын Брахмы. У Брахмы долгое время не было ребенка, он молился и медитировал, и через некоторое время у его ног возник ребенок с кожей, которая переливалась голубым цветом, подобно Брахме. Мальчик попросил дать ему имя, И Брахма дал имя ребенку — Рудра. Однако тот не успокоился, и требовал себе еще имена. Так Брахма дал одиннадцать имен, и ребенок получил одиннадцать перевоплощений, одно из которых — Бог Шива.
  2. Шива родился в результате гнева Брахмы, появившись между бровей последнего, поэтому его характер и сущность и является в большинстве своем гневный, разрушающей.
  3. Согласно иному варианту предания, Брахма, появившись из пупка Вишну, был окружен демонами, которые хотели его убить. Тогда, вследствие гнева Брахмы, и появился между его бровей Шива с оружием в руке и разогнал демонов.
  4. Еще один легенда: у Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели заводить собственных детей. Тогда Брахма так сильно разозлился на своих потомков, что меж его бровей появился мальчик с голубоватой кожей, который впоследствии и получил одиннадцать имен. Примечательно, что одиннадцатью перевоплощениями Бога Шивы являются пять важнейших органов человека, а также четыре земные стихии, Луна и Солнце.

Знаете ли вы? Одним из главных предметов поклонения Шиве, для его последователей, служит фаллический символ этого божества — лингам.

О семье и женах

Согласно преданиям, у Шивы было 3 жены.

  1. Сати — самое первое воплощение супруги божества. По различным обстоятельствам Сати пришлось пожертвовать собой, войдя в жертвенный костер. Шива долгое время был опечален и безутешен, ничто не радовало его. Он странствовал по миру с прахом своей любимой, долгое время медитировал в Гималаях. Для того чтобы утешить бога, душа жены Шивы перевоплотилась в Парвати — дочь горного царя.
  2. Парвати. Одно из ее имен — Кали («черная»). Парвати долгое время обольщала Шиву, когда он скорбел в горах, пока, наконец, его сердце не было пронзено её благородством и добродетелями. От их союза родилось двое сыновей: Ганапати, бог мудрости, и Сканда, бог-воин.
  3. Ганга. Богиня олицетворяет реку, протекающую в трех мирах — небесах, подземелье и самой земле. Это богиня располагает особым даром — смывать грехи со всех живущих в этих мирах. Она влюбилась в Шиву, и просила его о возможности всегда быть с ним. Шива принял ее, и с тех пор она живет в его волосах.

Ритуалы в буддизме

Посвящая свою жизнь данной религии, человек принимает ее правила и ритуалы, многие из которых могут показаться европейскому человеку довольно странными. Тем не менее, все они имеют строгое обоснование и основаны на мистической подоплеке и понимании всего происходящего на планете и во Вселенной. Считается, что исполнение данных ритуалов помогает человеку повлиять на собственную карму и на судьбы всего человечества.

Мэнгын Засал

Проводится единожды в девять лет и предназначается для избавления от негативных последствий каждого девятого года жизни человека. Таким образом, они приходятся на 18 (9-летний возраст в расчет не берется), 27, 36 и каждый 9-й последующий год жизни. Считается, что в этом возрасте человек становится наиболее уязвимым, и ему нужна божественная помощь.

Ритуал заключается в том, чтобы собрать девять штук «особенных» камней и передать их ламе. Тот прочитывает над камешками специальные молитвы, дует на них, освящая своим дыханием, и возвращает владельцу, чтобы тот раскидал их в разные стороны особым способом.

Тчаптуй

Представляет собой ритуальное омовение и проводится для тех, кого одолевают болезни или неудачи. Причина этого усматривается в загрязнении жизненной энергии, на устранение этой энергетической грязи и направлено омовение. Ритуал проводится в закрытой комнате, где помещается специальный сосуд. Над ним в течение длительного времени читается мантра, число ее повторов огромно, от 100 тысяч до миллиона раз. По вере монахов это приводит к схождению божества на воду и приданию ей целебной силы, способной устранить негатив.

Мандал Шива

Поводом для проведения ритуала может послужить рождение ребенка, заключение брака или начало какого-то значимого дела, например, закладки фундамента нового дома. Представляет собой подношение Таре — богине, которой приписывается способность устранять какие угодно препятствия. Ей подносят ароматизированную воду, благоухающие цветы, благословенную пищу, источники света и различные благовония. Все это сопровождается пением специальных мантр и преподнесением особой мандалы, состоящей из 37 элементов.

История о супругах Шивы

Первая супруга Шивы – Сати, дочь бога Дакши. Сам Дакши не любил Шиву, не признавал богом и не желал такого брака и мужа для дочери. Но на празднике выбора будущего супруга Сати сама выбрала многорукого бога. Отцу пришлось смириться, но чувства к Рудре не изменились. На одном из праздников господь Шива не оказал почтение Дакши, за что последний решил отомстить.

Дакши устроил на горе Химават жертвоприношение для всех богов, кроме Шивы. В жертву принесли прекрасного коня. Раздосадованная Сати потребовала у отца и для Шивы кусок жертвенного мяса, но Дакши отказал. Не стерпевшая унижения, Сати бросилась в костер для жертвоприношения и сгорела.

Шива сильно разгневался, создал чудовище Вирабхадру, которое уничтожило Дакши, отрубив голову. Долго Рудра скорбел о смерти жены на горе Кайласа, не обращал внимания на мир, женщин и молитвы почитателей сотни лет.

За это время Сати переродилась на земле в образе Парвати. Любовь Сати передалась и Парвати, девушка решила завоевать сурового бога покаянием. Она отправилась на гору, сменила дорогие одежды, постилась, питалась только листьями, но Шива остался непреклонен.

Другие боги решили вмешаться, и разразилась война между демонами и богами. Только нерожденный сын Рудры смог бы победить предводителя асуров. К Шиве отправили бога любви Каму для внушения новой любви, но и у него ничего не вышло: мысли Шивы были только о Сати.

Парвати снова предалась покаянию. Изнуряла богиня тело и душу долгие годы. Однажды встретился ей молодой брахман, который допытывался, зачем так изнурять себя. На доводы и уговоры брахмана Парвати давала один ответ: никто в мире не нужен, кроме Шивы.

Молодой жрец преобразился: перед Парвати показалось изображение Шивы, а потом и сам бог. Тронула его такая любовь и поклонение, взял он в жены Парвати. Свадьба была пышной, боги присутствовали на торжестве. После брачной ночи у молодоженов появился сын Сканда – бог войны с необыкновенной силой.

ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА. «Танцующему Шиве»

Начиная с X—XI веков образ Шивы по смыслу и по форме стал трактоваться совершенно иначе. Теперь среди изображений божества основное место отводится «Танцующему Шиве» (Шива Натараджи).

Уникальная статуя Шивы Натараджи была найдена во время археологических раскопок, проводившихся неподалеку от храмового комплекса Шиварампурам, сооруженного около 1200 года. Найденное бронзовое изваяние Шивы хорошо сохранилось, и поэтому на несколько дней было выставлено в храме для всеобщего обозрения, а потом оно должно было перейти в руки реставраторов.

Несколько дней, с утра и до самой темноты, около храма в буквальном смысле не было свободного места. Толпились местные жители и иностранные туристы, бойко сновали между ними мелкие торговцы, кормившиеся с продажи прохладительных напитков.

У входа в храм индийцы снимали обувь и босиком вступали на чистейший мраморный пол. В круглом зале храма находится главный предмет культа Шивы — лингам, вокруг которого проводится ритуал заимствования людьми божественной силы, способствующей здоровью, работоспособному долголетию и продолжению рода.

Популярные статьи: Поезд призрак в Севастополе. Следы катастрофы военного флота

Почему Шива разрушитель?

В концепции индуизма каждый из троицы (тримурти) Богов выполняет определённые задачи для существования Мироздания: Брахма — создатель миров и живых существ, Вишну —  тот, кто управляет и поддерживает миры, Шива — разрушает и растворяет их материальное проявление.

С периодичностью в несколько милионов лет в точке Маха-Пралайя, всё проявленное Творение уходит обратно в Великую Пустоту. Это происходит когда Шива начинает свой космический танец Тандава.

Всякий раз, когда Шиву называют Разрушителем, это означает, что Он разрушает зло и невежество, открывает начало новому. Шива выполняет задачу растворения и преобразования.

Он разрушает грубую форму — отождествление с Эго, так что происходит возвращение к источнику, в котором когда либо зародилась каждая живая душа и откуда начала своё путешествие творя и познавая мир и себя. И душа снова сливается с абсолютным Блаженством, называемым самим Шивой.

Имена и эпитеты

Основная статья: 108 имён Шивы

В тантрах, пуранах и Махабхарате приведны несколько списков из 108 имён (сахасранама) Шивы. Ниже приведены некоторые из имён Шивы с приблизительным переводом.

  • Шива — благой, приносящий счастье;
  • Амарнатх — Владыка бессмертия (есть одноимённое священное место — Амарнатх).
  • Бахурупа — Обладающий Многими Формами
  • Бхайрава (санскр. भैरव, bhairava IAST) — «ужасный», жестокое проявление Шивы, связанное с уничтожением;
  • Бхоленатх — «покровитель (владыка) простых». Так как слово «бхола» значит и «простой, нелицемерный» и «простой, наивный, простак, дурак», то Бхоленатх часто понимается в значении «Владыка простаков»
  • Бхутапати, Бхутешвар — Владыка бхутов (нежити)
  • Вамадева — Прекрасный бог.
  • Вирабхадра — Прекрасный герой; яростная ипостась Шивы.
  • Вишванатх — Господь Вселенной
  • Гангадхара — Держащий Гангу
  • Гангаприйа — Любящий Гангу / Любимый Гангой
  • Гириша — Владыка Гор
  • Дурвасас — Не одетый
  • Ишана (санскр. ईशान, īśāna IAST) — Властвующий;
  • Кайлаш Васин — Живущий на горе Кайласа
  • Капалималин — Носящий гирлянду из черепов
  • Капардин — Носящий Капарду (прическу узлом в форме раковины)
  • Лингараджа — Царь лингама
  • Махадэва (санскр. महदेव , mahadeva IAST) — Великий Бог;
  • Махешвара (санскр. महेश्वर, maheśvara IAST) — Верховный Властитель;
  • Мритйунджа — Побеждающий смерть;
  • Натараджа (санскр. नटराज, naṭarāja IAST) — Царь танца;
  • Нилагрива или Нилакантха (санскр. नीलग्रीवा, nīlagrīvā IAST) — синешеий (по преданию, проглотил яд, способный отравить все мироздание и задержал в своем горле; по другой версии горло посинело из-за того, что Парвати сжала руками горло Шивы, чтобы тот не проглотил смертельный яд);
  • Пашупати — Владыка Тварей;
  • Рамешвара — Бог Рамы (согласно Рамайане, Рама перед атакой на Ланку совершил поклонение Шиве, прося у него защиты и поддержки, что и принесло ему успех в битве);
  • Стхану — Столпник
  • Трайамбака — Трехглазый.
  • Трипурантака, Трипурари — Разрушитель трех городов
  • Тришулдхара — Держащий Трезубец
  • Тьягараджа — Царь аскезы
  • Хара — Разрушитель
  • Шанкара — (санскр. शङ्कर, śaṇkara IAST) Приносящий Благо
  • Шарва — Стрелок
  • Шриканта — «Прекрасношеий».

ЗАГАДОЧНЫЙ ШИВА. Лингам

Лингам —цилиндрический кусок темного мрамора — был вертикально установлен на горизонтальной плите замысловатой конфигурации. Сверху над лингамом тоненькой прерывающейся струйкой, чуть ли не по капле, стекает вода. Омывая лингам, она по узкому желобку собирается в небольшом углублении в мраморном полу.

Возле лингама обычно сидит бритоголовый жрец в белых одеждах. Его обнаженный торс через плечо перепоясан толстым витым шнуром — это знак принадлежности к касте брахманов. На лбу жреца белой краской нанесено несколько полосок.

Мужчины и женщины с детьми в благоговейном молчании дожидаются своей очереди к жрецу. Вот жрец приближается к мужчине, который сложил руки в традиционном приветствии. Он протянул священнослужителю гирлянду белых пахучих цветов, а затем зачерпнул ладонью воду, отхлебнул и провел мокрой рукой по своему лицу и шее…

Выставленная в храме статуя Шивы Натараджи имеет в высоту 5О сантиметров. Почти не тронутая временем находка нуждалась лишь в незначительной реставрации, и в этом, кроме всего прочего, заключалась ее особая ценность. Найденные до тех пор изображения Шивы представляли его обычно сидящим в «позе лотоса», погруженным в созерцание. Эта бронзовая статуэтка представляла вариант танцующего Шивы, который исполняет священный танец, воплощающий космическую энергию.

Индуисты верят, что, когда Шива танцует, мир погружается в хаос, а звезды беспорядочно падают на землю. Во время магического танца Шива сначала в буйном порыве разрушает Вселенную, а мотом столь же энергично восстанавливает ее. В то время как руки Шивы находятся в неистовом движении, а ленты развеваются по кетру, выражение его лица благостно, так как он находится в состоянии нирваны.

Рекомендации

  1. (in) Питер Харви , , на cambridge.org ,июль 2019(по состоянию на 21 ноября 2020 г. )
  2. ↑ и 14-й Далай-лама ( перевод  с английского Доминик Лабланш), Далай-лама говорит об Иисусе: буддийский взгляд на учение Иисуса , Париж, Издания BREPOLS,1996 г., 300  с. ( ISBN  2-503-83105-2 ) , стр.  21 год
  3. Неопределенные границы: пересмотр отношений между Боробудуром и … Бо-Кён Ким, ProQuest, 2007, примечание с.  160
  4. The Indonesia Reader: History, Culture, Politics, опубликовано Тинеке Хеллвиг, Duke University Press, 2009, стр.  24
  5. Кунджед Гьялпо Тантра
  6. Долпопа Шераб Гьялцен писал: «Будда, который не существует» ( разумное существо , т.е. «наделенное смыслом» и подчиненное сансаре) в Будде из Долпо , Сайрус Стернс, SUNY, Нью-Йорк, 1999, с.  149–150 )
  7. Buddhist Spirituality: Indian, South-Eastern Asian, Tibetan, and Early Chinese, Motilal Banarsidass Publishet, 1995, опубликовано Yoshinori Takeuchi, p.  247 , Ёсинори Такеучи
  8. Женщины в мировых религиях, опубликовано Арвиндом Шармой, SUNY Press, 1987, стр.  119
  9. Буддизм в Америке, Ричард Хьюз Сигер, Ричард Хьюз Сигер, Columbia University Press, 1999, стр. 62
  10. Йог и преданный (Возрождение Рутледжа): Взаимодействие между Упанишадами и католической теологией, Ниниан Смарт, Рутледж, 2013 г., стр.  20
  11. Дигха-Никая, 13, Тевиджа Сутта
  12. Титта Сутта, Ангуттара Никая 3.61
  13. Например, в палийском каноне, Терагатха , стихи 705-725: «Все, что возникло, независимо от того, где оно становится, всем этим не управляет создатель».
  14. Непостижимое, за пределами сферы мысли, не колеблющееся между блаженством и страданием, за пределами иллюзорных различий, без места, за пределами слов тех, кто стремится к знанию Будды, существенное, за пределами всякой страсти, неделимое, за пределами ненависти, стабильное, за пределами суеты, описывается как пустое, нерожденное, за пределами рождения, вечное, недифференцированное, немыслимое (…) таким образом можно описать Тело Татхагаты. (Философия в Самадхираджа Сутре Константи Регами, Мотилал Банарсидасс, Дели, 1990, стр.  87-89 )
  15. Термин, используемый в индуизме для обозначения верховного Брахмана.
  16. The Zen Eye , Weatherhill, New York 1994, p.  41 год
  17. Проповеди буддийского настоятеля Соен Шаку, Samuel Weiser Inc, Нью-Йорк, 1971, стр.  25–26 , 32
  18. Маха-Вайрочана-Абхисамбодхи Тантра, стр.  331
  19. Маха-Вайрочана-Абхисамбодхи Тантрап. 355
  20. Кунджед Гьялпо Тантра, Высший Источник, стр.  157
  21. Сутра Ланкаватара, Глава XII Татхагата, являющаяся благородной мудростью, перевод Судзуки и Годдарда
  22. Жан-Даниэль Кос и Денис Мюллер, Введение в этику: мышление, вера, действие , труд и верность ,2009 г. , стр.  50

Функции

  • шиваизм подразумевает в роли верховного бога Парашиву – творца, разрушителя, защитника правды, победителя демонических сил, подателя благости и правителя всей Вселенной, в его подчинении находятся все остальные божества;
  • в индуизме Шива считается разрушителем всего сущего: когда мировой цикл (Махаюга) подойдет к концу, он очистит пространство для создания нового мира;
  • он известен как создатель звука «ОМ», а также санскрита и языческого культа;
  • это божество обладает и целительной силой, оно способно избавить от смерти (Махамритйунджайа);
  • в его свиту входят духи и демонические силы, которые преследуют его по пятам по своей воле.

Страдания человека

Рождение, болезни, старость и смерть суть четыре великих страдания, свойственных человеческому существованию, осознание которых побудило молодого принца Сиддхартху отправиться на поиски освобождения и просветления. Не удовлетворившись наставлениями Арады Камалы и Удраки Римапутры, он удалился в лесную чащу и занялся аскетической практикой. По прошествии шести лет он отказался от умерщвления плоти как средства достижения освобождения, нарушил пост и принял пищу от девочки из местной деревни. Затем он перешел через реку Ниранджану и оказался неподалеку от селения Бодх Гайя в состоянии, близком к просветлению.

Сев под деревом Бодхи, он дал обет, что не сдвинется с этого места, пока не достигнет просветления. Войдя в состояние отвлеченного сосредоточения, он за одну ночь постиг взаимозависимость и пустоту всего сущего. А с первыми лучами солнца вошел в состояние просветления и стал полностью проявленным Буддой. Исчерпав и полностью уничтожив все, что загрязняло поток его ума, — чувственные желания, веру в существование, ложные воззрения и неведение, — он вышел за пределы обусловленного существования и цикла перерождения, называемого Сансарой. Так описывается просветление Будды в Сутрах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: