Системы HIMARS — дальность стрельбы и другие характеристики
Первая информация о создании HIMARS появилась в 1994 году. Да, оружие уже не такое современное, как многие предполагают. Данная РСЗО создана на основе пятитонного трехосного шасси FMTV . Машина может нести шесть реактивных снарядов калибром 227 мм, либо одну баллистическую оперативно-тактическую ракету. Ближайшим родственником американских «Химарсов» является M270 MLRS. Эта система имеет гусеничное шасси, а также отличается количеством пусковых контейнеров.
Первые поставки РСЗО HIMRS в армию США начались в начале 2000-х годов. В 2011 году эти машины также поступили на вооружение в армию Сингапура. Вместе с самими установками Сингапуром были закуплены ракеты XM31, которые обладают инерциальной системой управления с GPS, а также унитарной фугасной боевой частью. Что это означает?
Система инерциального управления позволяет оператору определять параметры движения и местоположения ракеты методом, основанным на свойстве инерции тел. То есть используются акселерометры, гравиметры, наклономеры и прочие подобные датчики. В результате отсутствует вероятность помех и потери связи с внешними источниками информации. Вместе с датчиком GPS, обеспечивается точность и надежность позиционирования ракеты.
Что касается боевой части — основным поражающим элементом фугасных зарядов являются продукты взрыва. При этом средство воспламенения и заряд находятся в одном блоке. Отсюда и такое название снаряда — «унитарный».
M142 HIMARS может пускать ракеты типа «земля-воздух»
Возможности M142 HIMARS зависят в первую очередь от типа боеприпаса. Условно все боеприпасы можно поделить на три основных типа: неуправляемые реактивные ракеты, с инерциальной системой управления, а также с самоприцеливающимися боевыми элементами. Наиболее массовыми являются ракеты GMLRS М30, которые оснащены инерциальной системой управления и кассетной боевой частью. Дальность стрельбы такими боеприпасами достигает 70 км.
Самыми дальнобойными являются ракеты ATACMS Block IA. Они поражают цели на расстоянии 300 км. Эта ракета обладает кассетной боевой частью на 300 элементов и системой управления. Надо сказать, что по некоторым данным реальная дальность боеприпасов выше заявленного, однако характеристики засекречены.
Ракеты ATACMS Block IA способны поражать цели на расстоянии до 300 км
Боеголовки с кассетными зарядами разрываются над целью, после чего на нее обрушиваются шарики со скоростью до 3600 км/ч. В результате повреждаются автомобили, военная техника, склады с боеприпасами, живая сила противника и пр. Действие таких ракет можно представить, как выстрел из гигантского дробовика. Подробнее мы рассказывали о кассетных зарядах в посте, посвященном запрещенным видам оружия.
Кроме того существуют ракеты осколочно-фугасной боевой частью — M31 и M31A. Они способны поражать живую силу противника, военную технику и строения ударным действием. Такие ракеты более эффективны, когда противник находится в укрытии.
Многие задаются вопросом — могут ли современные средства ПВО, такие как С-300 и С-400, противостоять американскому РСЗО? На самом деле однозначного ответа нет. Эти системы ПВО считаются одними из лучших в мире. Однако прогресс существует и в области создания ракет РСЗО. Многие современные ракеты способны изменять траекторию полета, что усложняет их уничтожение в воздухе. Реальных же ситуаций, когда «Химарсам» противостояли российские системы ПВО, еще не было.
Торнадо-С — самая мощная реактивная система залпового огня в мире
Принятие буддизма[править | править код]
С маурийским периодом связано широкое распространение в Индии буддизма. Возникший за несколько веков до эпохи Мауриев как небольшая секта бродячих монахов буддизм к III веку до н. э стал одним из главных течений в духовной жизни древнеиндийского общества. В это время существовала организованная буддийская община — сангха, были оформлены основные канонические сочинения.
Судя по различным источникам, Ашока не сразу принял буддизм. При дворе своего отца он занимался с учёными различных школ — ортодоксальных и так называемых еретических направлений. Затем Ашока посетил буддийскую общину, выяснил основы учения Будды и стал упасакой, то есть светским последователем буддизма. В эдиктах он сам рассказывает об эволюции своих взглядов. В первое время император не уделял особого внимания буддийской общине, но затем, после личного знакомства с жизнью буддийских монахов в столице, стал активно поддерживать буддистов и помогать общине. Особенно интерес к буддийскому учению, к его этическим нормам усилился после войны с Калингой, когда специальное значение приобрела политика дхармавиджаи — распространения основных норм поведения (дхармы), хотя последователем буддизма Ашока стал ещё до начала войны.
Будучи буддистом. Ашока в течение всего царствования оставался мирянином и не выпускал из своих рук бразды правления. Мнение некоторых учёных о том, что Ашока будто бы был царём-монахом, ушедшим в конце царствования в буддийский монастырь, противоречит имеющимся материалам источников. Столь же неправильна и точка зрения о том, что буддизм при Ашоке был государственной религией.
Файл:Asoka1.gif Первая наскальная надпись Ашоки в Гирнаре
Оказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования.
В своих эдиктах Ашока выступает за объединение всех сект, но не путём насилия, а в результате развития главных принципов их учений. Судя по эдиктам, Ашока дарил пещеры адживикам, которые были в этот период одними из главных соперников буддистов и пользовались значительным влиянием в народе. Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Именно политика религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных сект позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм. Когда же в последние годы царствования Ашока отступил от политики веротерпимости и стал проводить явно пробуддийскую политику, это вызвало решительную оппозицию у приверженцев других религий и привело к тяжёлым для царя и его власти последствиям.
В конце царствования Ашока входит в очень тесный контакт с буддийской общиной и, отступив от своих прежних принципов, начинает даже гонения против адживиков и джайнов.
Взаимоотношения буддистов с представителями других религий в этот период резко осложнились. Определённые трудности возникали и среди самих буддистов: источники рассказывают о столкновении последователей разных буддийских школ. В связи с этим император внимательно следил за целостностью буддийской общины. Он издаёт специальный указ о борьбе против раскольников — монахов и монахинь, которые подрывали единство сангхи. По указу их следовало изгнать из общины. Вместе с тем Ашока рекомендует буддийским монахам пристально изучать буддийские тексты и называет ряд буддийских канонических сочинений, посвящённых преимущественно дисциплинарным вопросам.
Согласно буддийской традиции, в период правления Ашоки в Паталипутре состоялся Третий буддийский собор.
Ашока был первым царём Индии, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению. Большая часть его эдиктов была обращена не к монахам, а к мирянам
Поэтому в надписях не упоминается о нирване, четырёх благородных истинах, восьмиричном пути и т. д. Главное — это практическая направленность надписей, которые сам император называл «эдиктами о дхарме».
Приход ко власти[править | править код]
Прибыв в Уджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя как превосходного правителя. Он женился на Шакья Кумари — дочери богатого торговца, которая родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.
Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём.
Старшим сыном Биндусары был Сусема, но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царём, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придёт в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.
Император Биндусара умер в 272 до н. э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца.
Что произошло после этого, никто не знает, так как различные источники говорят по разному. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь. Но он был убит, при попытке захватить город.
Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.
Как говорят легенды — Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих легенд. Ашока, в своих наскальных надписях, с любовью говорил о своих братьях
Пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.
Открытие
Надписи Ашоки не были обнаружены до 1837 года и не были приписаны ему с уверенностью до 1915 года. В этих надписях правитель называет себя «возлюбленным богов» ( Деванаприя ). Использование термина Деванаприя для обозначения Ашоки было подтверждено надписью, обнаруженной в 1915 году в Маски, деревне в районе Райчур в Карнатаке . Другой указ на скале, подтверждающий использование этого имени, был также найден в Гуджарре, деревне в районе Датия в Мадхья-Прадеше .
Эти указы были расшифрованы в первой половине XIX — го века британский археолог и историк Джеймс Принсеп . На французском языке наиболее известны переводы Эмиля Сенара и Жюля Блоха .
Приложение
Библиография
- (фр) Эмиль Сенар, «Надписи Пиядаси», том I ,1881 г. (Перевод 14 главных указов о роке)
- (фр) Эмиль Сенар, «Надписи Пиядаси», том II ,1886 г. (Перевод указов о столпах и малых указов)
- (ru) С. Дхаммика, Указы царя Ашоки , Буддийское издательское общество,1993 г. (Перевод указов)
- Валерий П. Яиленко , » Дельфийские изречения Ай Ханум и формирование доктрины Дхармы Асоки «, Dialogues d’histoire ancien , vol. 16, п о 1,1990 г., стр. 239-256
- (ru) Робин Конингэм и Рут Янг , Археология Южной Азии: от Инда до Ашоки, ок. 6500 г. до н.э. — 200 г. н.э. , Кембридж, Издательство Кембриджского университета ,2015 г.
Примечания и ссылки
( fr ) Эта статья частично или полностью взята из статьи в англоязычной Википедии под названием « Edicts of Ashoka » ( см. список авторов ) .
- , стр. 408-410
- ↑ и
- ↑ и , с. 239-256.
- ↑ Jacques Dupuis , History of India , 2- е изд., Éditions Kailash, 2005, p.98
Расширение территории страны
После прихода к власти царь Ашока занялся укреплением империи. В 261 г. до н. э. им был развязана война с государством Калинга. После упорной борьбы царь Ащока завоевал не только эти территории, находящиеся на берегах Бенгальского пролива, но и подчинил страну Андхра, находящуюся по соседству. Все эти действия позволили завершить объединение Индии, которое начал еще Чандрагупта в 4-м в. до н. э. Под правление царя Ашоки не попали лишь три небольшие страны, находящихся на юге Индии, — Кералапутра, Пандия и Чопа.
Внутренняя политика
После подчинения всей Индии, император ввел многочисленные реформы. Вся территория разделялась на области. Управление осуществлялось представителями царской семьи. Большое значение уделялось строительной области. Все деревянные здания были заменены на каменные. Возводились университет, гостиницы, дороги.
Ашока запретил жертвоприношение, выжигание лесов, охоту ради удовольствия, утвердил список, животных, подлежащих охране. Поощрял формирование медицины, оросительных систем.
Тому дарственные деньги Ашока направлял на улучшение благосостояния народа.
Основные признаки дхармы: ненасилие, благотворное отношение к другим сектам и религиям, повиновение к родителям, щедрость ко всем людям.
Надписи Ашоки
Этот памятник древнеиндийской культуры называют еще и эдиктами правителя. Надписи царя Ашоки представляют собой набор из 33 текстов, выбитых на стенах пещер и на каменных колоннах. Такие эдикты были найдены не только на территории Индии, но и в Пакистане. Колонны царя Ашоки стали первым достоверным свидетельством распространения буддизма. Обломок одной из них с выбитым текстом на брахми находится в Британском музее. Предполагаемая дата его создания – 238 г. до н. э.
Надписи царя Ашоки освещают довольно узкий круг вопросов, касающихся принятия и дальнейшего распространения буддизма представителем рода Маурьев, религиозные и нравственные законы, а также заботы правителя о благополучии не только подданных, но и животных.
В истории было множество царей, которые стремились запечатлеть свои победы, достижения и многое другое на камне. Однако только Ашока делал это на столбах и скалах. Именно они призваны вести людей от смерти прямо к бессмертию, от неведения к истине, к свету из темноты.
Помимо пещерных храмов и величественных колонн Ашока повелевал строить и ступы. Эти курганообразные культовые сооружения также символизировали о распространении буддизма во вселенной, а также власть над нею.
Колонны ставились на всей территории, где правил царь Ашока. Описание жизни царя, а также его Указы высекались и на скалах. Причем многие из подобных монументов сохранились и до сегодняшних дней. Географическое расположение подобных текстов на камне обеспечивает исследователей самой достоверной информацией, говорящей о том, где правил царь Ашока и каковы были размеры его владений. А сами надписи – это не что иное, как основной источник, рассказывающий о деятельности великого правителя.
Со ссылкой на пандавов
Калси трудно назвать деревней. По всем категориям это небольшой городок, административный и торговый центр обширного сельского района с мелкими мастерскими, со школами и медицинским центром.
Шеру из деревни Калси типичный кольта по своему внешнему виду: складом лица с изрядно размытыми австралоидными чертами, традиционной для кольта пилоткой на голове по ней можно отличить кольта от других людей в деревнях этого района.
Краткая история жизни Шеру такова. Раньше он жил со своей семьей в горах, в деревне Дев. В центре деревни стоял двухэтажный дом сьяна по имени Рану из сословия раджпутов. Вокруг дома хозяйственные постройки, загоны для скота, а ниже под гору стояла хижина Шеру. В дожди все нечистоты с хозяйского двора смывало к нему во двор.
Шеру рассказывает смущенно, но не торопясь, как бы подбирая нужные слова. Ему лет пятьдесят. Жесткие усы щеткой, сползающая на затылок непонятного цвета пилотка едва прикрывает почти лысую голову. С детства Шеру работал на семью Рану вскапывал его небольшие террасные участки на склонах гор, пас скотину. За работу ему не платили, потому что еще дед Шеру задолжал сьяна, а отдать было нечем. Большую часть еды, которую Шеру получал в рабочие дни от хозяина, он приносил домой, в семью. У других кольта в семье по три-четыре человека, а у него восемь.
Прослышал он однажды, что если переберется на заработки в Калси, то не пропадет. В деревне на работе на хозяйском харче было всего трое из его семьи, а в Калси, говорили ему, и старым и малым можно подработать.
Однажды ночью, чтобы не видели Рану, связал Шеру в три небольших узла все, что было в доме, взял в руку крепкую палку против диких зверей и повел семью по знакомым тропам в Калси.
Пришли. Первые три месяца семья жила под большим деревом, прямо у дороги. Думали, напрасно ушли из деревни. Припасенное зерно кончилось, а с работой в Калси оказалось не так-то просто. Потом Шеру нанялся таскать товары лавочникам. В сельскохозяйственный сезон подряжался работать на поле в Калси есть несколько богатых землевладельцев. Втянулись в работу два сына, жена. Одна дочь нанялась в прислуги…
Теперь за двенадцать рупий в месяц Шеру снимает жилище на участке, принадлежащем местному юристу. В 1976 году, когда правительство Индиры Ганди проводило программу социально-экономических преобразований из двадцати пунктов, ему выделили субсидию на покупку буйволицы. На шесть рупий в день он продает молоко, помимо этого, вся семья еще зарабатывает рупий десять в день. Жить можно.
Шеру рассказал еще, что поклоняются кольта индуистскому богу Махасу (Махашива), богине Махакали, брату Махасу Чалде, пяти братьям Пан-давам из древнеиндийской мифологии. Кстати, в «Махабхарате» говорится, что у братьев Пандавов была одна на всех жена Драупади. Для кольта, считающих себя прямыми потомками Пандавов, это служит как бы моральным оправданием многомужества. Полиандрия многомужество распространена среди кольта. Впрочем, многоженство у них тоже не запрещено.
Сохранились у них и древние племенные верования в злого духа Масана, от которого будто идут все болезни, в ведьм «дакни», которые, по словам Шеру, живут в воздухе. В духов предков кольта не верят.
Интересно, что пандиты местные индуистские священники отменно приспособились к верованиям кольта. Время от времени священник обходит разбросанные на склонах гор смешанные деревни брахманов, раджпутов и кольта для поучения паствы и выполнения индуистских обрядов. А по совместительству выполняет и функции шамана, заклинателя духов. Но это уже только для кольта.
Детство
Царь Ашока родился в 304 г. до н. э. в семье правителя Биндусары — второго из представителей могучей династии. Мать Ашоки, Субхадранги, среди прочих жен императора имела достаточно низкий статус. Ее отец, будучи бедным брамином, отдал свою дочь в гарем, так как, по легенде, получил предсказание о том, что его внуку уготован путь великого правителя. Наверное, именно поэтому так и назвали мальчика. Ведь личное имя царя Ашоки буквально означает «лишенный печали».
Такой же низкий статус, как и у матери, был в гареме у будущего правителя. У него было большое количество братьев, рожденных от других жен царя, обладающих высоким положением уже по своему происхождению. Был у Ашоки и один родной старший брат.
В детстве будущий пимператор был резвым и очень живым ребенком. Единственное занятие, которое приходилось ему по душе, – охота. Мальчик увлеченно занимался любимым делом. Вскоре он стал хорошим охотником.
Ашоку нельзя было назвать красавцем. Однако не было ни одного принца, превосходящего его в храбрости и доблести, искусности в управлении и любви к приключениям. Именно поэтому будущего царя Ашоку уважали и любили не только все чиновники, но даже простые люди.
Все перечисленные выше черты характера юноши были замечены его отцом Биндусаром, который, несмотря на молодость сына, назначил его на пост наместника Аванти.
Suggest as cover photo
Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?
Yes, this would make a good choice No, never mind
Дорога к власти
Приобретая опыт в военном деле, росла популярность Ашоки среди военачальников. Тем самым укрепляя зависть среди старших братьев. Они боялись, что отец может назначить приемником младшего брата. К их счастью, стался бунт в Таксиле. Сюда, по убеждению старшего сына Биндусара — Сисума и был послан на подавление восстания Ашок. Народ города, не довольный правлением Сусимы, принял будущего правителя. Восстание было остановлено без кровопролития.
Братья еще больше возненавидели Ашока и заставили отца отправить последнего в ссылку в Калингу, которая продолжалась два года. После народных волнений в Таксиле, совет решил, что Сусим не должен становится царе, иначе приведет государство в упадок. И вопреки традициям, Ашока возглавит империю.
Во время подавления второго восстания в Удджайне, Ашока был ранен. Чтобы не достали люди Сусимы, лечился в тайном месте у буддистских монахов.
Здесь впервые познакомился с учением Будды. В это время он встретил дочь купца и женился на ней. Отец был зол и запретил Ашоке проживать в Паталипруте, отослав его опять в Удджан.
Через год умирает император. По решению совета Ашок становится царем Магаджи. Официальная коронация состоялась в 268 г до н.э.
Правление Ашока
Первые годы власти молодого императора были кровавыми. Им овладело чувство власти и жажда войны. За время пребывания на троне подчинил себе земли Бенгальского пролива, страну Андхру. Все это способствовало объединению Индии, начатой Чандрагуптом. Остались свободными три южные страны Индии.
Thank you for helping!
Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.
Thanks for reporting this video!
`result`.`lang` `result`.`T`
No matching articles found
Search for articles containing: `search`.`query`
Переход в буддизм
Решившись захватить Калингу, Ашока наткнулся на упорное сопротивление жителей. Главным стратегическим и торговым объектом страны являлась плодородная почва, и ее присоединение значительно укрепило бы империи. Народ не желал мириться с новой властью, поэтому, сначала подвергались суровым мерам наказания. Впоследствии, после кровопролитных битв, Ашок смирился и дал ее самостоятельность.
После окончания войны, пораженный увиденными последствиями войны, Ашок пришел в ужас. И решил отказаться от первоначального права объединения государство. В своем правлении применял дипломатические и идеологические приемы. Незанятым районам правитель оказывал всяческую поддержку.
Раскаяние императора привело к изменению веры и принятию буддизма. Правление Ашоки основывалось на законах нравственности.
Занятие Калинга[править | править код]
Через восемь лет после взошествия на трон Ашока объявил войну государству Калинга (Орисса).
В своём эдикте Ашока сообщает, чго во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек
Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи
Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвящённом завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Мауриев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоёванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страдании».
Традиция считает, что, увидев множество трупов, причинённые страдания и рарушения, Ашока почувствовал сильное раскаяние, что привело его к принятию буддизма и укреплению веры.
Приход ко власти
Прибыв в Уджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя как превосходного правителя. Он женился на Шакья Кумари — дочери богатого торговца, которая родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.
Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём.
Старшим сыном Биндусары был Сусема, но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царём, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придёт в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.
Император Биндусара умер в 272 до н. э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца.
О дальнейших событиях источники приводят противоречивую информацию. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь. Но он был убит, при попытке захватить город.
Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.
Как говорят легенды, Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих сведений. В надписях на камне, сделанных по его распоряженю, братья Ашоки упоминаются с любовью.
В пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.
Расширение границ империи Мауриев
Империя Мауриев включала огромную территорию. В рамках единого государственного образования были объединены народы и племена, разные в этническом, лингвистическом и культурном отношениях и следовавшие различным религиозным верованиям, традициям, обычаям. Cудя по надписям Ашоки, а также «Артхашастре», к этому периоду уже сложилось представление о значительном по территории государстве во главе с «правителем земли, власть которого распространялась на огромные области — от южного океана до вершин Гималаев» Авторами политических трактатов уже подробно разрабатывалось учение о границах государства, его взаимоотношениях с близкими и далёкими соседями.
Для определения границ империи Мауриев при Ашоке основными материалами служат эдикты императора. Некоторые сведения сохранились и в сообщениях античных авторов, повествующих о периоде Чандрагупты. Определённую ценность представляют данные китайских путешественников, особенно в том случае, если они подтверждаются эпиграфическими или археологическими материалами.
В эдиктах Ашоки несколько раз упоминаются йоны и камбоджцы как народы, живущие на западе страны. Под ионами подразумевались греки, поселения которых имелись в Арахосии. Для греческого населения и предназначались версии эдиктов Ашоки на греческом языке. Некоторые исследователи полагают, что ионы периода Ашоки были потомками тех греческих поселенцев, которые здесь обосновались ещё при Александре Македонском.
Эдикт Ашоки был обнаружен и в Лампаке (около современного Джелалабада), что подтвердило факт вхождения Паропамиса в империю Маурьев (раньше об этом известно было лишь из античных источников, рассказывающих о результатах перемирия между Чандрагуптой и Селевком).
Исходя из свидетельств поздней кашмирской хроники «Раджатарангини» и дневников китайских пилигримов, можно полагать, что в империю Ашоки входила и часть Кашмира. Согласно традиции, при Ашоке был построен главный город Кашмира — Шринагар. В состав его государства входили также и некоторые области Непала. Данные эпиграфики и письменных источников позволяют включать в империю территорию современной Бенгалии.
Двуязычный эдикт царя Ашоки на греческом и арамейском изКандагара. Кабульский музей.
Находки эдиктов Ашоки в Южной Индии помогли установить южную границу империи. Условно она может быть проведена к югу от современного округа Читалдруг. На юге империя граничила с государствами Чола, Кералапутра и Сатьяпутра, которые упоминаются в эдиктах Ашоки как не входящие в его государство. Однако Маурии поддерживали с этими областями тесные контакты. Там строились буддийские ступы, туда посылались проповедники. Дипломатические связи поддерживались со многими странами, в том числе с эллинистическими государствами Запада, с Цейлоном, некоторыми областями Центральной Азии и т. д.
В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорит:
… Люди незавоеванных территорий могут подумать: «Каковы намерения царя относительно нас»? — Мое единственное намерение в том, чтобы они жили без страха предо мной, могли мне доверять, и чтобы я мог дать им счастье, а не горе. Более того, они должны понять, что царь простит тех, кто может быть прощен. …
… Вы же должны исполнять свои обязанности и заверить их так: «Царь как отец. Он чувствует по отношению к нам то же, что он чувствует по отношению к себе. Мы для него, как его собственные дети». …
Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается селевкидский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные страны были посланы: маурийские послы (дута), целью которых было распространение буддизма.
… Отныне победу дхармы считает Деванампия наилучшей победой. И она была одержана внутри, на границах, и даже на расстоянии в шестьсот йоджан, где правит греческий царь Антиох, и далее, где правят четыре царя, а именно Птолемей, Антигон, Маг и Александр. …
Очень тесными были связи с Цейлоном, куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махендрой для распространения буддизма.
Царь Цейлона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принят его титул — «милый богам» (Деванампия) и направил своё посольство в Паталипутру.
Монета государства Мауриев с колесом дхармы и слоном, III век до н. э.
Воин Будды
В то время, когда царь Ашока (фото с его изображением смотрите ниже) еще только вступил на трон, в Индии насчитывалось несколько религий.
В их числе были индуизм и буддизм. Однако стране была необходима единая общая религия. А политике царя Ашоки более всего соответствовал буддизм. Ведь это направление выступало против территориальных и узкокастовых ограничений и за единое государство. Именно поэтому дальнейшее правление царя Ашоки осуществлялось в соответствии со взглядами буддизма. Правитель Индии полностью принял дхарму — «праведность», а также «закон нравственности». Его общественная деятельность стала подчиняться не силе. Основой всех деяний стала «власть дхармы».
Во время правления царя Ашоки в Индии в Паталипуре был созван третий буддийский собор
На нем правитель сделал акцент на важности этнических норм поведения. Особенно он настаивал на том, что необходимо проявлять терпимость в отношении других религий
Стоит отметить, что учения Ашоки по своему распространению и значению стоят рядом с деятельностью самого Будды. Ведь представитель рода Маурьев привел буддизм на Цейлон. Кроме этого, могучие потоки этой религии охватили большую часть территории Азии. Затем послания Будды достигли стран Ближнего Востока, а также средиземноморского бассейна. Учение оказало облагораживающее влияние на население Центральной Азии, Афганистана и Монголии.
Все это позволило буддизму стать мировой религией и отыгрывать цивилизующую роль во многих азиатских государствах, придя на смену довольно примитивным общинным культам. Достигло это направление Египта и Сирии.
Заключение
Ашока был способным императором, героем, проповедником буддизма. Посвятил свою жизнь благосостоянию своих жителей. На протяжении своего правления он изучал законы Будды. И сейчас его империя справедливости остается идеалом для всего мира.
https://youtube.com/watch?v=W0Jw1v21Fcw
Последние годы правления Ашоки и наследники[править | править код]
Источники рассказывают, что к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампади (Самирати) стал наследником престола. Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампади распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине не выполнялись. Фактически власть сосредоточилась в руках Сампади. Ашока, как рассказывают источники, с горечью должен был признать, что его приказы стали лишь мёртвой буквой, а он лишился царства и власти, хотя формально и оставался царём.
По сообщению некоторых источников, Сампади был последователем джайнизма, его поддерживали крупные сановники. В стране в это время создалось трудное финансовое положение, вспыхивали восстания, в том числе одно из крупных волнений произошло в Таксиле, где во главе недовольных встал местный правитель.
В заговоре против царя, как повествуют источники, принимала участие и царица Тишьяракшита — тоже противница буддизма. Показательно, что в одном из самых поздних эдиктов приказ отдаётся не от имени Ашоки, как ранее, а от имени царицы. Приказ касался различных даров, то есть того острого вопроса, который, судя по буддийским текстам, формально и привёл к конфликту царя с его окружением. Можно предполагать, что совпадения эпиграфического свидетельства и данных буддийской традиции далеко пе случайны. Они отражают реальную картину последних лет царствования Ашоки.
Его наследникам уже, очевидно, не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле. Свидетельства источников о прямых наследниках Ашоки разноречивы, но есть основания полагать, что в Паталипутре царём стал Сампади, или Дашаратха, которого некоторые пураны считают сыном и преемником Ашоки. Подобно Ашоке, Дашаратха носил титул «милый богам» и оказывал покровительство адживикам, о чем свидетельствуют его эдикты о дарении им пещер.
В дальнейшем империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 до н. э. вследствии заговора.