Численность славян по странам

Язычество восточных славян закончилось с крещением Руси

Крещение Руси — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. С крещением Древней Руси закончилось язычество в среде восточных славян.

Традиционно, вслед за летописной хронологией, данное событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви. Выражение «Крещение Руси» (точнее, «крещение земли Русской») присутствует в Повести временных лет.

«Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1895—1896 года. Язычество у восточных славян было ликвидировано с крещением Руси. Фото: upload.wikimedia.org

Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. В IX веке попытки христианизации предпринимались в отношении Великой Моравии(862 год) и Болгарии (864 — 920 года).

Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга в 957 году. Согласно «Повести временных лет», в 6496 году от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви.

988
в этом году Великий князь Владимир крестил Русь

После крещения князя Владимира язычество Древней Руси стало резко терять своё влияние. Кроме того, с этого момента начался процесс формирования русского народа.

На части территорий Руси христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.

Так, согласно сообщению Иокимовской летописи, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом иновгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты.

«Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 год. А. П. Рябушкин. Последователи языческих культов оказали сопротивление крещению Руси. Фото: upload.wikimedia.org

Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

Православное духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие.

Разрушались культовые сооружения — идолы, капища, убивались волхвы.

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

А

АЛЛА – высокодуховная (“ал” – высокая, “ла” – душа).

Б

БГНИЯ – огненная, просветлённая (“агни” – огонь).

БАЯНА – сказительница, хранительница старины.

БЕЛОГОРА – просветлённая.

БЕЛОСЛ?ВА – славящая чистоту (внешнюю и внутреннюю).

БЕЛЯНА – просветлённая, одухотворённая.

БЛАГОМИРА – приносящая благо миру.

БЛАГОСЛАВА – славящая благо.

БОГД?НА (Божед?на, Божед?ра) – данная Богом (Прародитель).

БОГОВЕДА – ведающая богов.

БОГОДЕЯ – действующая по воле богов.

БОГОЛ?ПА – приятная Богу-Прародителю.

БОГОЛЮБА – любящая своих богов.

БОГУМИЛА – милая Всевышнему Богу.

БОГУСЛ?ВА – славящая Бога-Прародителя.

БОЖЕМИЛА – милая богам.

БОЖЕСЛ?ВА – славящая своих богов.

В

ВЕДАГОРА – многознающая.

ВЕД?НА (Веденея, Веденя) – ведающая.

ВЕДИСЛАВА – славящая ведение.

ВЕЛИЖАНА – вежливая, усмирившая свои чувства.

ВЕЛИЗАРА – многосветлая, озарённая.

ВЕЛИМИРА – очень мирная, уравновешенная.

В?РА – ведающая Ра (солнце, изначальный Свет).

ВЕРОСЛ?ВА – славящая Веру.

ВЕСЛ?ВА – славящая ведение.

ВИРИЛАДА – одухотворённая (“ирий” – мир Слави).

ВИТЕНЕГА – победившая негу (лень), соблазны.

ВСЕВ?ДА – всеведающая.

ВСЕВИДА – всевидящая.

ВСЕМИЛА – всемилостивая.

ВСЕМИРА – всемирная, добрая ко всему сущему.

ВСЕСЛАВА – всё славящая.

ВЫШЕСЛАВА – возвышенная, славящая Всевышнего.

Г

ГОРЕСЛ?ВА – славящая в горе.

ГОРОСЛАВА – славная прославлением богов.

Д

ДАЛИМИЛА – дающая милость, многомилостивая.

ДЕДОСЛАВА – славящая предков, хранительница родовых традиций.

ДОБРОВЕСТА – повествующая о добре.

ДОБРОВЛАДА – владеющая добротой.

ДОБРОГОРА – возвеличивающая добро.

ДОБРОД?Я – делающая добро.

ДОБРОЛЮБА – любящая добро.

ДОБРОМИЛА – добрая и милая ко всем.

ДОБРОМИРА – добрая к людям (миру).

ДОБРОН?ГА – добрая и нежная.

ДОБРОСЛ?ВА – славящая доброту.

ДОМИСЛАВА (Домослава) – славящая семейный уклад, домовитость.

ДОМОРАДА – радующаяся уединению в своём доме, домовитая.

ДРАГОМИРА (Дорогомила) – дорогая, милая миру (обществу).

ДУШЕВЛАДА – великодушная.

Ж

ЖЕЛИСЛАВА – славящая Желю.

ЖИВОРОДА – живущая для рода.

ЖИЗНЕСЛАВА – славящая жизнь.

З

ЗАРЕСЛАВА – славящая зарю.

ЗОРЕМИРА – озаряющая, просветляющая мир.

И

ИРИНА – вознесённая (“ирий” – духовный мир).

ИСТИСЛАВА – славящая истину.

Л

ЛАДОМИЛА – милая богине Ладе, милосердная.

ЛАДОМИРА – несущая лад и душевный покой в мир (общество).

ЛАДОСЛ?ВА – славящая Ладу, богиню любви, красоты и совершенства.

ЛЕПОСЛАВА – славящая красоту, совершенство.

ЛУЧЕЗАРА – лучезарная, озаряющая светом.

ЛУЧЕМИРА – устремлённая, стремящаяся к миру (душевному покою).

ЛЮБИСТИНА – любящая истину.

ЛЮБОДАРА – дарящая любовь.

ЛЮБОЗАРА – озарённая любовью.

ЛЮБОМИЛА – любящая, милосердная.

ЛЮБОМИРА – любящая мир (душевный покой).

ЛЮБОМУДРА – любящая мудрость, знание.

ЛЮБОНЕГА – любящая негу (душевный покой).

ЛЮБОРАДА – любощая радость (солнечность).

ЛЮБОСЛАВА (Любислава) – славящая Любовь.

ЛЮБОЯРА – любящая Ярилу.

ЛЮДМИЛА – милая людям, человечная.

ЛЮДОМИРА – умиротворяющая людей.

М

МИЛ?ДА – милая богине Ладе.

МИЛОДАРА – дарящая милость, милосердная.

МИЛОМИРА – милая миру (обществу).

МИЛОРАДА – милая радостью.

МИЛОСЛАВА – славящая милость, милосердие.

МИЛОНЕГА – милая, нежная ко всем, желающая душевного покоя (неги).

МИРОЛЮБА – любящая мир (душевный покой), спокойная.

МИРОСЛАВА – славящая мир (душевный покой).

О

ОГНЕСЛАВА – славящая Огонь.

П

ПЕРЕСВЕТА – просветлённая.

Р

РАДМИЛА – радующая милостью.

РАДОВЛАДА – владеющая радостью.

РАДОМИРА (Рамира) – радующая мир (общество), умиротворяющая.

РАДОСВ?ТА – радующая светом (чистотой).

РАДОСЛАВА – славящая радость.

РОДОСЛ?ВА – славящая род предков мужа.

С

СВЕТИСЛАВА (Светосл?ва) – славящая свет, просвещение.

СВЕТЛАНА (Светлена) – светлая, чистая душа (“ла” – душа).

СВЕТОГ?РА – высокопросветлённая.

СВЕТОЗ?РА – озарённая светом.

СВЕТОЛИКА – просветлённая.

СВЕТОМИРА – просвещающая мир (общество).

СВЕТОЯРА – солнечная.

СЕМИДОЛА – многоопытная.

СЛАВЕРА – славящая Веру.

СЛАВОНЕГА – славящая душевный покой (негу).

СОЛНЦЕСЛАВА – славящая солнце.

Т

ТИХОМИРА – тихая, скромная в миру.

Я

ЯНИНА – совершенная (“ян” – мужская, положительная энергия; “инь” – женская, отрицательная энергия).

ЯРОЛИКА – солнцеликая.

ЯРОМИЛА – милая Яриле.

ЯРОСЛАВА – славящая Ярилу-солнце.

МУЖСКИЕ ИМЕНА

АЛЕКСАНДР (греч.) — защитник — Вестгар (др. славян.) Миродар (славян.).

АЛЕКСЕЙ (греч.) – помощник – Обрад (др. славян.) Верислав (славян.)

АНАТОЛИЙ (греч.) – восходящий – Вышата (др. славян.) Горислав (славян.).

АНДРЕЙ (греч.) — мужественный, храбрый – Добровой (др. славян.) Ратислав (славян.).

АНТОН (Антоний) (латин.) – состязающийся – Унибор (др. славян.) Идан (славян.).

АРКАДИЙ (греч.) — счастливая страна – Чурослав (др. славян.) Мыслемир (славян.).

БОРИС (др. славян.) – борющийся.

ВАДИМ (др. славян.) – доказывающий.

ВАЛЕНТИН (латин.) – сильный – Анбар (др. славян.) Могута (славян.).

ВАЛЕРИЙ (латин.) – бодрый – Багалей (др. славян.) Деян (славян.).

ВАСИЛИЙ (греч.) – царственный – Болет (др. славян) Властимир (славян.).

ВИКТОР (латин.) – победитель – Первослав (др. славян.) Бурислав (славян).

ВИТАЛИЙ (латин.) – жизненный – Житомысл (др. славян) Житеслав (славян.).

ВЛАДИМИР (др. славян.) — владеть миром.

ВЯЧЕСЛАВ (др. славян.)- большая слава.

ГЕННАДИЙ (греч.) — благородного происхождения – Яволод (др. славян) Цветимир (славян.).

ГЕОРГИЙ (греч.) – землепашец – Садко (др. славян.) Землеслав (славян.).

ГЛЕБ (сканд.)- отдавать под защиту – Бахтияр (др. славян.) Миродар (славян.).

ГРИГОРИЙ (греч.) – бодрствующий – Базула (др. славян) Витослав (славян.).

ДАНИЛА (Даниил) (др. евр.) — Бог мне Судья – Радрод (др. славян.) Иврод (славян.).

ДМИТРИЙ (греч.) — плод земной – Радмир (др. славян.) Честимир (славян.).

ЕВГЕНИЙ (греч.) – благородный – Властибор (др. славян.) Ярослав (славян.).

ЕГОР (др. славян.) — покровитель земледелия.

ЕФИМ (Ефимий) (греч.) – благославный – Богухвал (др. славян.) Бажеслав (славян.).

ЗАХАР (Захарий) (др. евр.) — память Господня – Бож (др. славян.) Богумил (славян.)

ИВАН (Иоанн) (др. евр.) — благодать Божия – Богород (др. славян.) Бажен (славян.).

ИГОРЬ (др. славян.) — хранитель имени Бога.

ИЛЬЯ (Илий) (др. евр.) — крепость Господня – Богугад (др. славян.) Божеслав (славян.).

КИРИЛЛ (греч.) – господин – Бруш (др. славян.) Владимир (славян.).

КОНСТАНТИН (латин.) – постоянный – Вернуш (др. славян.) Умир (славян.).

ЛЕВ (греч.) – царственный — Бруш (др. славян.) Владимир (славян.).

ЛЕОНИД (греч.) — подобен льву – Хваробр (др. славян.) Всеслав (славян.).

МАКСИМ (латин.) – превеликий – Святовлад (др. славян.) Венислав (славян.).

МАТВЕЙ (Матфей) (др. евр.) — дарованный от Господа – Богдан (др. славян.).

МИХАИЛ (др. евр.) – прекрасен как Бог – Боголеп (др. славян.) Бажен (славян.).

НИКИТА (греч) – победоносный – Буеслав (др. славян.) Братислав (славян.).

НИКОЛАЙ (греч.) — победа людей – Велемир (др. славян.).

ОЛЕГ (сканд.) – светлый воин – Войша (др. славян.) Воислав (славян.).

ПАВЕЛ (латин.) – малый – Курбат (др. славян.) Добрыня (славян.).

ПЁТР (греч.) – камень – Камян (др. славян.) Стоян (славян.).

ПЛАТОН (греч.) – широкоплечий – Монтивид (др. славян.) Могута (славян.).

ПРОХОР (греч.) — ведущий за собой поющих – Умир (др. славян.) Дивислав (славян.).

РОМАН (латин.) – надёжный – Честир (др. славян.) Есений (славян.).

РУСЛАН (тюркс.) – твердь – Бальд (др. славян.) Ивар (славян.).

САВВА (арамейск.)- старец – Башман (др. славян.) Даромысл (славян.).

СЕРГЕЙ (др. славян.) — высокий, почтенный, леший.

СТАНИСЛАВ (зап. др. славян.) — стать славным.

СТЕПАН (греч.) — венец, корона – Белизар (др. славян.) Есений (славян.).

ТИМОФЕЙ (греч.)- почитающий Бога – Богослав (др. славян.).

ТИХОН (греч.) – удачливый – Болегост (др. славян.) Звенислав (славян.).

ФЕДОР (Феодор) (греч.) — дар Божий – Богдан (др. славян.).

ЮРИЙ (Юри) (др. славян.) – посланный Богом созидатель.

ЯКОВ (Иаков) (др. евр.) — следует за кем-то – Вавило (др. славян).

ЯРОСЛАВ (славян.) — яркая слава.

Значение славянских женских имен

Звучание славянских женских имен красиво и мелодично, а значение – понятно и близко любому славянину. С каждым днем растет их популярность, а список выбираемых для девочек славянских женских имен становится все шире:

  • Арина – по одной из версий Арина является формой славянского имени Ярина, образованного от имени бога Ярила;
  • Бажена – желанная, чтимая, милая, любимая;
  • Берислава – берущая славу;
  • Благослава – благословляющая доброту;
  • Богдана – Богом данная;
  • Богумила – милая Богу;
  • Болеслава – более славная;
  • Божена – божья, благословенная;
  • Бранислава – оберегающая славу;
  • Братислава – братская слава;
  • Бронислава – славная защитница;
  • Вацлава – более славная;
  • Велимира – большой мир;
  • Веселина – веселая;
  • Владимира – владеющая миром;
  • Влада – краткая форма от Владиславы;
  • Владислава – владеющая славой;
  • Всеслава – вся слава;
  • Гордислава – гордая слава;
  • Горислава – гореть или горе + слава;
  • Горица – лесная;
  • Градислава – охраняющая мир;
  • Гремислава – гремящая слава;
  • Дарина – подаренная;
  • Добронега – добрая нега;
  • Добромила – добрая и милая;
  • Доброслава – добрая слава;
  • Драгомира – дорогая миру;
  • Ждана – долгожданная;
  • Звенислава – звенящая слава;
  • Злата – золотая;
  • Лада – милая, любимая;
  • Любава – любимая;
  • Любомила – любимая, милая;
  • Любомира – любящая мир;
  • Людмила – милая людям;
  • Малуша – маленькая;
  • Милана – милая;
  • Милица – миловидная;
  • Милослава – славная милостью;
  • Мирослава – славная миром;
  • Млада – молодая;
  • Мстислава – мстящая слава;
  • Неждана – нежданная;
  • Переслава – стремиться к славе;
  • Пребыслава – пребывать в славе;
  • Рада – радостная;
  • Радимира – заботящаяся о мире;
  • Радмила – заботливая, милая;
  • Радослава – радостная слава;
  • Ростислава – растущая слава;
  • Светозара – озаряющая светом;
  • Светослава – славящая свет;
  • Светлана – светлая;
  • Святослава – святая слава;
  • Снежана – снежная, холодная;
  • Станислава – утверждающая славу;
  • Тихомира – тихая, мирная;
  • Чеслава – честная слава;
  • Ярина – возможно от бога Ярила;
  • Ярослава – ярая, сильная слава.

Известные русские женские имена – Вера, Надежда, Любовь – не являются славянскими по происхождению, а представляют собой кальку с древнегреческих слов в значении Веры (Пистис), Надежды (Элпис) и Любви (Агапе).

Интересно, но некоторые современные славянские имена, в том числе и женские, являются плодом литературных и культовых фантазий. Представители популярного ныне жанра «славянское фэнтази» и неоязычники-родноверы с удовольствием изобретают новые имена, чаще всего двухосновные.

Значение древнеславянских имен

Проанализируем древнеславянские имена и их значения.

По своему значению старославянские имена условно подразделяются на несколько групп:

  • Имена, повторяющие названия различных представителей флоры и фауны (Ворон, Орел, Орех). В наши дни такие имена не используются.
  • Старославянские имена, отражающие разнообразные черты человеческого характера. Например, Веселин может означать «веселый», а имя Храбр значит «мужественный»; Добролюб значит «любящий и добрый». В современном мире как раз имена этой группы получили широкое распространение.
  • Имена, относящиеся к различным мифическим персонажам. В основном это были названия древних славянских божеств. Так, Лада – славянская богиня любви, Ярило – славянский бог солнца.
  • Интересные древнеславянские имена, указывающие на то, каким по порядку родился в семье ребенок. Логика была совершенно проста. Первый сын получал имя Первуша, второго сына называли Вторак, третьего — Третьяк и так далее.

Для более подробного изучения славянских имен и их значения предлагаем ознакомиться со следующими списками.

Имена рожденных в сентябре

Девочки, рожденные в сентябре, спокойные, старательные и уравновешенные. Удивляют взрослых своим развитым умом и серьезными рассуждениями. Дисциплинированны, усердны в учебе, познание приносит им наибольшее удовольствие. Обычные интересы девочек с подросткового возраста, косметика, мальчики, их мало заботят, и не стоит их в этом упрекать. Будущая карьера и учеба для них важнее. Примеры подходящих имен для таких девочек: Любовь, София, Вера.Список имен сентября Васса, Анфиса, Ксения, Марфа, Сусанна, Руфина, Феодосия, Евсевия, Фекла, Елизавета, Серафима, Наталья, Марфа, Василиса, Мария, Домна, Татьяна, Елена, Раиса, Ираида, Вера, Ирина, Арина, Любовь, Надежда, София, Федотья, Людмила, Мелитина, Евфимия, Севастьяна, Федора, Евфросинья, Ия, Пульхерия, Анна.

Особенности славянских имён для девочек

Исконно славянское имя для девочки сегодня считается редким явлением. Люди уже привыкли нарекать девочек именами греческого, германского, римского и даже английского происхождения. Также популярно сегодня именовать детей из церковного православного именослова. Но туда в большинстве входят иудейские имена, перемешиваясь с греческими вариантами.

Женские имена у славян могли были сложносоставными либо простыми, в зависимости от родового уклада, традиций и личных особенностей, времени рождения, обстоятельств. В русских сказках и сегодня можно встретить имена, состоящие из дополнительного прозвища: Елена Премудрая, Марья Искусница, Крошечка Хаврошечка, Варвара Краса – Длинная Коса, Огневушка-Поскакушка и другие. Кроме сказок, в жизни славян встречались имена: Зарина Светлая, Добронрава Солнечная, Ясунь Краса, Добряна Куница, Ведана Гроза и другие.

Помимо двойных имен, которые говорили об особенных качествах ребенка, либо особом времени и часе, когда он родился, нарекались дети славян еще и тайными именами. Об этом имени знал только жрец, проводящий обряд, Родные Боги, благословляющие дитя и сама девочка. Это имя не следует никому говорить, потому что есть поверье, что с его помощью злые силы могут целиком овладеть человеком, носящим тайное имя. Функция такого имени – оберегать от различных неудач, нападок нечистой силы, от дурного глаза и прочего негатива.

Если девочку хотели отметить силой какой-либо Богини, то ей имя присваивали либо с корнем имени Богини, либо называя ребенка цельным божественным именем. Такая взаимосвязь с Родными Богами позволяла будущей девушке выйти удачно замуж, будущей матери – зачать, родить и воспитать хороших детей, будущей супруге – быть верным другом, соратницей и берегиней мужу.

СЛАВЯНСКОЕ ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

Какое славянское имя могло бы быть у вас, если бы вы жили в те далёкие времена?

Пройти тест Встречаются следующие имена, связанные с пантеоном славянских богинь: Лада, Зара (производная от Зари Заряницы), Мария (производная от Мары, Морены), Дана. Женские имена, производные от Богов: Ярила, Велесыня, Перуница.

Расселение восточных славян

Расселение восточнославянских племен активно начинается еще в VII-VIII веках. Изначально вдоль реки Днепр обитали поляне, на севере расположились северяне, преимущественно в районе Десны, древляне заняли северо-западные области.

Между Двиной и Припятью обосновались дреговичи, а полочане жили вдоль реки Полота. Кривичам отошли земли в районе Днепра, Волги и Двины.

На Западном и Южном Буге тоже были территории восточнославянских племен. Там жили дулебы или бужане, некоторые из них со временем переселились на запад, перемешавшись с западными славянами.

Главенствующую роль в том, какие восточнославянские племена, где жили, играли обычаи и язык, особые способы ведения хозяйства. Ключевыми занятиями на протяжении нескольких веков оставались земледелие (выращивание ячменя, пшеницы, проса), некоторые культивировали рожь и овес. Массово разводили домашнюю птицу и крупный рогатый скот.

Как нарекали мальчиков в Древней Руси?

В повествованиях и былинах Древней Руси, дошедших до нашего времени, упоминаются сильные и славные войны, молодцы-богатыри, наши славные предки. И имена у них были соответствующие, эффектные и запоминающиеся, несшие в себе всю мощь и мудрость русского народа. К выбору имена для мальчиков относились очень серьезно. Мужчина был главой семьи, её лицом и кормильцем, хотя и женщина имела очень серьёзную роль. Часто выбор имени отображал родовые традиции. Мальчика называли в честь близкого родственника, деда или прадеда, дяди.

Негласным принципом наречения было то, что родственник, в честь которого младенец получал имя, должен был быть уже мертв. Покойник ставал покровителем и хранителем ребенка. Если мальчика называли в честь отца, то это значило то, что его отец погиб до рождения наследника. Лишь в редких случаях это правило не действовало.

Связь с родом была невероятно важна для восточных славян. Возможно, именно поэтому даже с приходом христианства языческие имена продолжали использоваться. Имя могло комбинироваться и составляться из нескольких. Такие слияния имен называются двухосновные.

Возьмем, к примеру, исторические имена князей рода Рюриковичей:

  • Святослав.
  • Ярополк.
  • Ярослав.
  • Мстислав.

Имя могло нести информацию о принадлежности к будущей должности, на которой состоял тот родственник, в честь которого назвали новорожденного. Имя обозначало какое-то действие и всегда несло в себе смысловую нагрузку.


Первая и основная часть имени давалась ребенку при рождении, а вторую давали тогда, когда были видны основные черты характера малыша. Но не всегда имена давались по такому принципу. Немаловажным являлся характер ребёнка, одним именем могли нарекать в младенчестве, а второе юноша получал тогда, когда он проявил себя и свой характер.

По приданиям, происходило это тогда, когда ребёнку исполнялось 7 лет. Именно в этом возрасте малыш уже проявлял себя как личность. Например, имя Всеволод – тот, кто всем владеет. Когда родители так называли мальчика, то строили большие планы на его будущее.На заметку. Мы и сейчас можем понять основы многих древних имен без специальных переводов. Достаточно для этого знать значение старинных слов. Например, имя Станислав – означает становление славы, тот, кто славит, воздаёт славу.Корень «жир» часто употреблялось в древнерусских именах и обозначало изобилие и богатство для его владельца. В дохристианские времена мальчикам давали 2 имени. Первым нарекали родители, так его называли в семье и в быту. Это имя использовалось для коммуникации с людьми. А второе имя давалось мальчику по исполнении семи лет.

У древних славян было обязательным соблюдение обряда имя наречения, ребенка нарекали уже в сознательном возрасте, а до тех пор звали «чадо». Проводить мог обряд волхв или повитуха, они имели связь с природой и богами. Волхв отводил ребенка в лес, и там смотрел и наблюдал за ним какое-то время. Выявлял его истинную суть и предназначение и нарекал его именем данным богами.

Это имя должны были знать только самые близкие люди, ибо слабость и сила человека была в этом тайном и сакральном имени. Существовали правила, гласившие о том, что если бесы узнают тайное имя, то могут делать с человеком всё что угодно, и слаб и беззащитен он будет перед ними.

Главными и часто употребляемыми корнями для составных имен служили:

  • «слав» – славный, прославленный, несущий славу;
  • «мир» – большой, огромный, всеобъемлющий;
  • «волод» – богатый, владеющий.

Основные схемы

1. Верования древних славян

Язычество – комплекс верований, представлений, обрядов,
отражавший полнейшую зависимость людей от стихийных сил природы

Четыре
этапа в развитии славянского язычества

I этап

Соответствовал эпохе
каменного века. Славяне приносят жертвы «упырям» и «берегыням». Упыри – злые
духи, вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь. Либо это
вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому
мстящие живущим на земле. Упырям противостоят добрые духи – «берегыни»

II этап

При переходе от кочевого к
оседлому образу жизни, с появлением земледелия, – зародился культ Рода и
Рожаницы. Род – это творец всей Вселенной. Вместе с Родом выступали две
Рожаницы – богини плодородия.

Постепенно многие функции
Рода перешли в ведения бога Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся
весну. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Весьма
почитался славянами на этом этапе и бог Велев – покровитель скота и скотоводства.
Считалось, что этот бог способствует накоплению богатств

III этап

В VII–IХ вв.
складывается «божественная картина», где каждому богу есть свое место.

Сварог –
властелин неба, бог огня, которому подчинялась вся Вселенная.  У него несколько детей – Сварожичи.

Сварожич –
бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров.

Дажьбог –
сын Сварога, олицетворяющий собой Солнце. По славянским поверьям, Дажьбог
живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей
светозарной колеснице он совершает свой бег над землей с востока.

Хорс –
божество, близко стоящее к Дажьбогу.

Стрибог –
бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья
деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки, путники и
т.д.

Мокошь –
покровительница женщин, женского рукоделия и торговли

IV этап

Со временем, когда военные
походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых
почитаемых богов становится Перун – повелитель грома и молний, покровитель
князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает»
верховную власть над остальными языческими богами, оттесняя на второй план
Сварога.  За последним остается право
покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой металлов

Вывод

Славяне
в соответствии со своими языческими представлениями разделяли мир на три
яруса:

I ярус: «Небо» (Мир богов).

II ярус: «Земля» (Мир людей).

III ярус: «Подземелье», обитатели которого держат земную тяжесть

2. Концепции происхождения и прародины славян

Миграционная

(Пришли на
Восточно-Европейскую равнину)

Автохтонная

«Дунайская»

С.М. Соловьев, В.О. Ключевский

«Прибалтийская»

М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин

Славяне как этнос
сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным
населением.

Б.А. Рыбаков

3. Основные восточно-славянские племена и места их расселения

Кривичи

Верховья рек Волги, Днепра,
Западной Двины

Вятичи

По реке Ока

Ильменские словене

Вокруг озера Ильмень и по
реке Волхов

Радимичи

По реке Сож

Древляне

По реке Припять

Дреговичи

Между реками Припять и
Березина

Поляне

По западному берегу реки
Днепр

Уличи и тиверцы

Юго-запад
Восточно-Европейской равнины

Северяне

По среднему течению реки
Днепр и по реке Десна

4. Восточные славяне в древности

Восточные
славяне в древности

Общинное устройство

Занятия

Верования

Родовая община

Земледелие

Язычество

Охота

Культ предков

Соседская
община

Рыболовство

Поклонение

явлениям природы

Бортничество

Земледельческие культы

5. Территория проживания славян

Как выбирают славянские имена для мальчиков

Имена мальчикам давали по таким соображениям:

  1. Временное имя мальчику. До наступления отрочества (примерно 12-14 лет подросткового возраста) детей звали просто «чадо», наблюдали за поведением ребенка и его задатками.
  2. Имянаречение. Нарекали (давали имя) в соответствии с проявленными чертами характера, способностям, качествам, которые полностью соответствовали бы ребенку.
  3. Почитание предков. Чтобы оказать уважение, почет и память какому-либо умершему предку, ближайшему или дальнему родственнику, его именем называли ребенка.
  4. Почитание родового Бога. В выборе имени мальчику учитывалось имя Родного Бога, либо его силы, формы, проявления — всё, что с божеством связано.

Обряд имянаречения ранее производился строго на год, соответствующий типу сословия, качества которого проявляло «чадо». Существуют следующие возрастные градации, когда именно следовало бы проводить для мальчика такой обряд:

  • чада с качествами волхва, жреца имянарекались в 9 лет;
  • чада с задатками воина, либо княжеского роду – в 12 лет;
  • чада остальных сословий – в 16 лет.

Славянская мифология подтверждает, что если имена по каким-то причинам не подходили, обряд имянаречения могли сделать вновь. Или же пройти новый обряд, нарекая человека еще одним именем. На Севере России традиции во многом еще сохраняются, и к выбору имен своим детям отец и мать подходят вдумчиво, применяя древние традиции своих предков.

В отличие от большинства современных славян, которые дают имена своим детям из собственных вкусов и предпочтений, родители древних славянских народов осознавали силу произнесенного слова. Имя повторяется чаще, чем иные слова, потому и значение ему придавалось особое. Наши предки славяне верили, что слова создают вибрации, а вибрации способны формировать некое поле, влияющее на жизнь человека. Славянская культура сегодня до сих пор сохранила известную поговорку: «Как назовешь корабль, так он и поплывет». Это значит, что любое имя должно иметь особое значение и даже выполнять функции позитивного «программирования» судьбы человека.

Общественно-политический строй

Политической основой восточнославянских племенных союзов были институты так называемой военной демократии. Их возглавляли князья, которые выполняли управленческие и военные функции. Они опирались на дружину и воинское братство, состоящее из профессиональных военных. Княжеская власть носила догосударственный характер. Она была авторитетно-властным полномочием и обязанностью, а не авторитарно-властным господством и привилегией. Кроме князя и дружины, важную роль в общественно-политической деятельности играло народное собрание «вече» и совет старейшин.

Прежде чем появились первые признаки государственности, славяне жили общиной, в которой постепенно закреплялось такое понятие как частная собственность. Каждая семья имела право на владение лядиной – участком расчищенной земли.

Интеграция племенных союзов восточных древних славян, занятий и быт которых мы рассмотрели, привела к образованию в IX веке нескольких геополитических центров. На юге выделились поляне с центром в Киеве, а на северо-западе – словене, с центром сначала в Ладоге, а затем в Новгороде. Когда эти два центра объединились, образовалась новая организационная форма общества, получившая название Древнерусское государство.

Красивые древнеславянские имена для мальчика

Древние славяне чаще всего давали ребенку имя при рождении, а затем в период отрочества, когда в характере юноши уже ясно вырисовывались главные черты его индивидуальности. Имя должно было подчеркивать эти качества. Если мужчина совершал великие подвиги, ему могли дать еще другое имя, прославляющее его великие деяния.

Список красивых имен:

  • Агний – обозначает светлый (от слова «огонь»);
  • Бел – чистый, белый, белолицый;
  • Белояр – светлый и яростный;
  • Благород – благородный;
  • Богдан – данный Богом;
  • Болеслав – устремляющийся к большой славе;
  • Вартислав – исполненный славой;
  • Велимир – мирный, спокойный, уравновешенный;
  • Глеб – мощный, тяжелый;
  • Далимил – дающий или дарящий милость;
  • Добромир – добрый и мирный;
  • Зареслав – прославляющий зарю;
  • Карин – кареглазый;
  • Ладослав – прославляющий Ладу;
  • Любомил – любимый;
  • Миролюб – любящий мир;
  • Мирослав – славящий мир;
  • Мстислав – мстительный, непримиримый;
  • Огнедар – приносящий жертву;
  • Пересвет – очень светлый, просветленный;
  • Радим – радостный;
  • Руслан – светлая душа;
  • Ратмир – защищающий мир;
  • Святослав – священная слава;
  • Светомир – несущий свет и мир;
  • Станислав – устанавливающий славу;
  • Тихомир – тихий и мирный;
  • Яромир – мирный как Ярило.

Многие имена славянского происхождения почти забыты и вообще исчезли из употребления, так как после принятия христианства практически полностью заменили греческие и еврейские аналоги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: