Сенсуализм в философии: понятие и основные идеи

Кобыла лорда Мортона

Представление о телегонии восходит ко временам Аристотеля. Философ считал, что отцовство может быть разделено между несколькими мужчинами, имевшими связь с матерью ребёнка. Впрочем, это в принципе характерная идея для греческой мифологии: тот же Тесей – сын двух отцов, афинского царя Эгея и бога Посейдона.

На рубеже XIX-XX веков вера в телегонию была распространена среди селекционеров, работающих с различными видами домашних животных. Наибольшую известность приобрёл случай с кобылой лорда Мортона, описанный Чарлзом Дарвином.

Фото с сайта wikipedia.org

«Она имела 7/8 арабской и 1/8 английской крови и была покрыта (в 1815 году) кваггой ( разновидность зебры), без рождения потомства. В 1817, 1818 и 1823 годах эта кобыла была покрыта жеребцом её породы. Рожденные после этого жеребята были похожи (по жёсткости шёрстного покрова, гнедой масти, по наличию тёмных пятен и полос вдоль хребта, по плечам и задним участкам ног) на кваггу в такой степени, как если бы они имели 1/16 крови квагги», – писал об этом случае французский паразитолог Феликс Ле-Дантек.

Дарвин отнёс этот случай к проявлениям архаичного признака, свойственного общему предку лошадиных. В пользу правоты Дарвина говорят эксперименты шотландского зоолога Джеймса Коссара Юарта, а также русского биолога Ильи Ивановича Иванова, скрещивавшего в заповеднике Аскания-Нова кобыл с зебрами. Результаты опыта лорда Мортона им воспроизвести не удалось, но в то же время, путём многолетних наблюдений, они установили, что полосы неоднократно появлялись у жеребят, которые родились от кобыл, не имевших спариваний с самцами квагг или зебр.

Сегодня биологи объясняют феномен кобылы лорда Мортона как проявление доминантных и рецессивных аллелей (различных форм одного и того же гена).

Проблемы теории познания

Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.

Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.

Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.

Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?»

Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.

Познаем ли мы мир (10 класс)

Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые делятся на оптимистов, пессимистов и скептиков.

Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер.

Еще одной распространенной разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными (от лат. conventio — договор, соглашение). Эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

Сторонники гносеологического (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение, слово — учение о познании) оптимизма, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. В качестве аргумента одни из них отмечают ясность и отчетливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов. Другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. А третьи — на невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни.

Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

Чистота крови

Идеи телегонии ложатся в основу правил сохранения «чистой крови», — и неважно, идет ли речь о целом народе или вновь выведенной породе собак. Именно поэтому для сохранения рода во многих национальностях запрещены браки с «чужими»

Вспоминаются и многочисленные случаи, когда завоеватели делали всё необходимое для устранения врага на генетическом уровне – солдатам давалось негласное указание «испортить» как можно больше девушек, чтобы со временем гены победителей стерли с лица земли покоренный народ. Вера в телегонию наблюдается и в случаях предоставления феодалам права на первую ночь с женами своих вассалов, широко распространенную в Средние века.

Какое отношение имеет химеризм к телегонии?

Никакого. Несмотря на то, что сторонники телегонии нередко приводят это явление в пример. Да, в человеческом организме могут присутствовать «чужие» клетки. Однако микрохимеры не «переписывают» геном человека и не влияют на собственный геном эмбриона, в котором всегда половина генов – от матери, а вторая – от отца. Микрохимеры не могут встроиться в половые клетки нового организма, чтобы далее куда-то «передаваться».

Что же касается клеток полового партнёра – сперматозоидов – в женском организме, то они погибают в течение нескольких дней, а оставшиеся белые кровяные тельца или клетки кожи, так же, как и микрохимеры, никак не влияют ни на плод от новой беременности, ни на саму женщину.

Научный взгляд

Сегодня генетика отчасти допускает эффект телегонии. Появление нехарактерных признаков связывается с сохранением кода от далеких предков. В первую очередь, речь идет о пугающих атавизмах – многососковости, чрезмерном волосяном покрове, хвостах и пр. Однако практических результатов демонстрации телегонии для объяснения причин проявления мутаций до сих пор не получено.

Одно из последних исследований руководителя Института молекулярной биологии и генетики в Швеции Артура Мингрейма делает акцент на способностях содержащейся в мужских клетках гиалуроновой кислоты, которая «атакует» женскую ДНК, разрушает его оболочку и запускает внутрь чужие гены. Шведский исследователь таким образом объясняет возможность сохранения генетического кода через многие поколения.

Скандально-известный доктор биологических наук Петр Гаряев методом лазерной спектроскопии пытался доказать, что особенности женского тела позволяют сохранять любые негативные воздействия, в том числе многочисленные связи, употребление алкоголя, осложнения от перенесенных заболеваний. Его эксперименты были жестко раскритикованы, что не помешало профессору приобрести многочисленных сторонников.

При этом зоологи не отрицают факт возможности «консервации» «автографа самца» в организме женской особи. Например, у млекопитающих семя может «сработать» даже через несколько месяцев, поэтому не стоит удивляться, если у кошки-перса песочного окраса родился гладкошерстный полосатый Барсик.

Волновая память матки

Ещё одна «теория», связанная с телегонией, говорит о некой информационно-волновой памяти матки. Проще говоря, матка «запоминает» информацию о половых партнёрах женщины и «передает» её «информационно-волновым» путём будущим детям.

Сторонники подобных теорий считают также, что подобным образом ребёнку может передаваться память об абортах, которые были у женщины, и что от «фотонов и волн», передаваемых для дальнейшего «запоминания» при половом акте, не спасают даже презервативы.

Если считать, что подобные теории могут быть правдивы, то неясно, как минимум, почему массовое оплодотворение женщин не осуществляется через wi-fi-роутер или мобильный телефон, транслирующий расшифрованный код ДНК. Ведь это как раз те технологии, которые предполагают массовую передачу информации с помощью волн. Кроме того, следуя этой логике, матку женщины можно было бы дистанционно «хакнуть», то есть взломать, и «перезаписать» в ней информацию.

Мухи – отдельно, люди – отдельно

В 2013 году на XIV Конгрессе Европейского общества эволюционной биологии австралийский биолог Анджела Дж. Крин представила результаты исследования на мухах-нереидах (Telostylinus angusticollis). Учёные выяснили, что внешний вид потомства мушек Telostylinus angusticollis отчасти зависит от внешнего вида самца, предшествующего их «отцу».

Фото с сайта scfh.ru

Несмотря на то, что этот пример действительно похож на биологическое подобие телегонии, речь всё же идёт именно о негенетическом наследовании приобретенных свойств. Исследование никак не влияет на тот факт, что самцы, с которыми самка спаривалась до оплодотворения, не могут оставлять в её организме свои гены, и не говорит о возможности переносить полученные данные на человека.

Политически корректно

В Советском Союзе концепция получила широкое распространение в период лысенковщины – политкампании 1930-60-х годов, в результате которой в стране был наложен запрет на любые виды генетических изысканий, а ученые-генетики подвергались массовым репрессиям. После ухода Хрущева с поста генсека в 1965 году имя идеолога лысенковщины академика Лысенко вызывало исключительно негативные ассоциации, но в последние годы сделана попытка разобраться и обнаружить не только черные страницы его деятельности. Лысенко был убежден, что более сильная ДНК способна вытеснить слабую, в результате чего проявление «сильных» генетических признаков возможно у всех последующих поколений. Он преследовал вполне позитивные цели – вывести такие сорта злаков, которым не будут страшны заморозки и засуха, тем самым решив продовольственную проблему в стране. Без перегибов и спекуляций не обошлось, но если бы силы генетиков и сторонников телегонии в середине прошлого века были направлены на решение одной задачи, возможно, многие современные проблемы передачи наследственных болезней удалось бы уже решить.

Познание чувственное и рациональное ( 10 класс)

Вид познания Чувственное Рациональное Интуиция
Средства познания Органы чувств (обоняние, осязание, зрение, слух, вкус). Мышление. Озарение, наитие.
Формы познания Ощущение, восприятие, представление. Понятие, суждение, умозаключение. Мистическая (связана с переживаниями) и интеллектуальная (связана с умственной деятельностью)
Особенности познания Воспроизводит внешние признаки предмета, непосредственное (происходит при контакте с предметом), наглядное. Опирается на результаты чувственного познание, абстрактно и обобщено, воспроизводит внутренние закономерности и отношения. Непосредственно возникающее знание, внезапное, неполное и не до конца осознанное.

Чувственное познаниеорганов чувств

  1. Ощущение – восприятие отдельных свойств предмета, явления процесса при непосредственном контакте.
  2. Восприятие – целостная картина, образ предмета, основанный на чувственных впечатлениях.
  3. Представление – образ объекта, запечатленный в памяти.

Рациональное познание

  1. Понятие – мысль, утверждающая отдельное свойство предмета, явления, процесса.
  2. Суждение – утверждение или отрицание чего-либо о предмете, явлении, процессе.
  3. Умозаключение – выведение нового суждения с помощью связи нескольких суждений.

ЭмпиризмРационализм

Телегония и религия

Телегонию не поддерживают ни ислам, ни христианство.

К примеру, на национальном духовно-просветительском портале islam.kz под руководством главного редактора Кайрата Жолдыбайулы – главного имама столичной мечети Хазрет-Султан, сказано: «Состоятельность гипотезы телегонии определяет наука, которая в настоящий момент называет эту теорию бездоказательной».

Также уточняется, что «понятие телегонии таит в себе социальную опасность и даже может нанести вред, сыграть злую шутку в судьбе женщин, по разным причинам оставшихся без мужа, после развода или смерти супруга».

Православие также не поддерживает теорию телегонии. Например, Коллегия по рецензированию и экспертной оценке издательского совета Русской православной церкви 11 февраля 2010 года постановила не распространять книгу «Целомудрие и телегония», поскольку «в ней содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной церкви».

Теория телегонии

Теория телегонии появилась примерно 150 лет назад. Сам термин «телегония» включает в себя два слова: «далеко» и «порождать». И означает оно, что семя первого мужчины может повлиять на потомство женщины через много лет, даже если дети зачаты другим мужчиной. Влияние оказывают и другие партнеры, которые были между первым половым актом и отцом детей. По наследству передаются признаки всех мужчин.

Ведь считается, что влияние оказывает не семенная жидкость, а гиалуроновая кислота. Она способна растворять оболочку клетки, попасть в яичники и внедриться в ДНК женщины, изменяя ее на генетическом уровне.

Презервативы изготавливаются из тонкой резинки с маленькими спорами, через которые сперматозоиды пробраться не могут. А вот для гиалуроновой кислоты это вовсе не помеха. Она без проблем преодолевает препятствие, попадает в организм женщины, проникает в клетки и «прописывает» нужную информацию о наследственности.

Как избежать этого?

На данный момент существует лишь один способ избежать влияние мужчин на потомство — беречь себя для мужа. Пока что вы не найдете того самого единственного и не захотите завести ребенка, нельзя вступать в сексуальные отношения с другими мужчинами.

Но прежде чем впадать в отчаяние или искать пути для искупления «грехов», стоит разобрать — правдивая эта теория или просто вымысел. Давайте рассмотрим доказательства существования телегонии.

Истина и ее критерии ( 10 класс)

Истина

  • «Соответствие мыли и предмета, знания и действительности» (Аристотель).
  • Знание, соответствующее предмету познания.
  • Объективное отражение действительности в сознании человека.
Абсолютная истина Относительная истина
Исчерпывающее знание о чем-либо, которое не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки. Неполное знание, не до конца раскрывает суть предмета/явления/процесса, окончательная суть изучаемого объекта неизвестно, знание будет дополняться с развитием науки
Объективная истина Субъективная истина
Знание, существующее в реальной действительности и не зависящее от человека и его уровня познания (то есть это весь мир, который существует вокруг нас). Все то в реальной действительности, что понято и осознано человеком.
Критерий – это основания, позволяющие убедиться в точности знаний в соответствии с предметом познания.
Чувственный опыт Теоретические критерии Практический опыт
Соответствие истины чувственным ощущениям (обоняние, осязание, слух, вкус, зрение).

– Соответствие законам логики.

– Соответствие ранее открытым законам.

Практика – предметная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира. Знание, неприменимое на практике, не может быть истинным.

Как переубеждать без помощи фактов

В книге «Загадка разума» когнитивные психологи Уго Мерсье и Дэн Спербер попытались ответить на вопрос, в чем причина нашей иррациональности. По их мнению, главная задача, которую научился решать наш разум в ходе эволюции, — это жизнь в социальной группе. Разум был нам нужен не для поисков истины, а для того, чтобы не потерять лицо перед соплеменниками. Нас больше интересует мнение группы, к которой мы принадлежим, а не объективные знания.

«Люди, которые пытаются что-то доказать, не могут оценить аргументы другого человека, потому что заранее считают их выпадом против своей картины мира», — говорят исследователи.

Но даже если мы биологически запрограммированы быть узколобыми конформистами, это еще не значит, что мы обречены.

Интернет дал нам доступ к огромным массивам информации — но одновременно позволил отсеивать эту информацию так, чтобы она подтверждала нашу точку зрения. Социальных сети соединили людей по всему миру — но одновременно создали «пузыри фильтров», которые предусмотрительно отгораживают нас от мнений, которых мы не принимаем.

Вместо того чтобы перебрасываться аргументами и упрямо отстаивать свое мнение, лучше попытаться понять, как мы пришли к тому или иному выводу. Возможно, нам всем стоит научиться вести диалоги по методу Сократа. Задача сократического диалога — не выиграть в споре, а задуматься над надежностью методов, которые мы используем при создании своей картины реальности.

Многообразие человеческого знания ( 10 класс)

Знание

  1. Заблуждение – знание, которое не соответствует воспринимаемому объекту, но считается истинным.
  2. Житейской – основано на здравом смысле и наблюдениях повседневной жизни, констатации фактов и их описании.
  3. Практическое – основано на деятельности людей по удовлетворению потребностей.
  4. Художественное – основано на восприятии образов, эмоционально и субъективно.
  5. Научное – основано на системе понятий и категорий, общих принципов и законов, характеризуется логичностью, объективностью.

РациональноеИррациональноеТаким образом, форм и видов  знаний много. Это свидетельствует  об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но  в то же время подтверждает огромную силу воздействия  знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.

Результат:

Вопрос Варианты ответа Ответ Правильный ответ Баллы
1. Как называется общепринятый в определенных научных кругах эталон научного знания:
  • концепция
  • парадигма
  • образец
  • модель
парадигма ДА 1
2. Привлечение образовательными организациями внешних денежных средств для педагогических проектов, называется:
  • благотворительность
  • договор
  • сотрудничество
  • фандрайзинг
фандрайзинг ДА 1
3. Кто из нижеперечисленных персоналий является автором понятия «парадигма образования»:
  • К.Платонов
  • Г.Олпорт
  • Б.Битинас
  • Э.Зеер
Б.Битинас ДА 1
4. В какой из парадигм заложена идея максимального количества передачи знаний обучающимся:
  • когнитивная
  • культурологическая
  • деятельностная
  • личностная
когнитивная ДА 1
5. Как называется обобщенная форма отношения человека и его интерес к профессии:
  • профидентификация
  • профессиональная направленность
  • профессиональное самоопределение
  • профессиограмма
профессиональная направленность ДА 1
6. Выберите из нижеперечисленных дефиниций ту, суть которой заключается в сравнении одного объекта с другим в пользу лучшего:
  • сравнительный анализ
  • дифференциация
  • бенчмаркинг
  • идентификация
бенчмаркинг ДА 1
7. Как называются показатели характеристик компетентности на определенных уровнях образования:
  • индикаторы
  • дескрипторы
  • компетенции
  • индексы
дескрипторы ДА 1
8. Выберите из нижеперечисленных способность личности с соучастию, пониманию других:
  • эмпатия
  • толерантность:
  • рефлексия
  • коммуникабельность
эмпатия ДА 1
9. Как называется компетентность, заключающаяся в умении посмотреть на себя глазами окружающих:
  • самоанализ
  • интериоризация
  • аутотренинг
  • социорефлексия
социорефлексия ДА 1
10. Как называется способность к созданию оригинального продукта:
  • компетентность
  • уникальность
  • одаренность
  • креативность
креативность ДА 1
11. Выберите из нижеперечисленных технологий ту, которая представляет содержание обучения в информационных блоках:
  • блочная
  • модульная
  • информационная
  • программированная
модульная ДА 1
12. К какой из нижеперечисленных концепций относится идея, что источником знаний является разум:
  • прагматизма
  • плюрализма
  • материализма
  • дидактического формализма
прагматизма ДА 1
13. Как называется процесс планирования предвосхищаемого результата образовательной деятельности:
  • компетентность
  • концепция
  • целеполагание
  • диагностика
целеполагание ДА 1
14. Выберите из нижеперечисленных метод, характеризующийся поисковой творческой деятельностью:
  • исследовательский
  • эвристический
  • объяснительный
  • проблемный
исследовательский ДА 1
15. Выберите из нижеперечисленных метод, который заключается в соединении несоединимых в реальности качеств, свойств объектов:
  • синектики
  • гиперболизации
  • ассоциации
  • агглютинации
агглютинации ДА 1
Результат:

Что говорят генетики?

Собственно, все то же самое, что известно каждому старшекласснику из учебника биологии. У млекопитающих каждый сперматозоид содержит гаплоидный, то есть одинарный набор хромосом, и то же самое относится к яйцеклетке. В процессе оплодотворения появляется зигота (эмбрион) с диплоидным, то есть двойным набором хромосом, и этот набор наследуется каждой клеткой млекопитающего. Таким образом, ровно половина генетического материала наследуется от производителя одной половой клетки (отца), а вторая половина — от производителя второй половой клетки (матери). Ничего иного тут быть не может.

А вот что может быть, так это мутации. Например, появление хвоста у человеческого ребенка. Это происходит совсем не потому, что мать его имела ранее связь с хвостатым животным, а в результате вторичной мутации, восстанавливающей генетическую информацию, измененную первичной мутацией (когда человек, по теории эволюции, избавился от хвоста).

Казалось бы, все ясно.

Но тут на сцену выходит…

Кем был Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн действительно был гением. Имя Мухамеда Али стало синонимом человека, который ”дерется”. Имя Михаэля Шумахера стало синонимом того, кто быстро едет. А имя Альберта Эйнштейна стало синонимом гения. Он был одним из величайших умов 20-го века, а его вклад в человеческие знания невозможно переоценить.

Физик провел новаторское исследование и рассказал нам, как функционирует наша Вселенная. Это был не просто фантастический рассказ, он доказал все свои слова и убедил других ученых, что он прав. Его теории доказываются и по сей день, хотя появляется все больше и больше новых данных, которые могли бы опровергнуть его труды, но так этого и не сделали.

Именно он сформулировал Теорию относительности и рассказал о существовании гравитационных волн за столетие до того, как современные ученые зафиксировали их. Эйнштейн был не просто блестящим исследователем. Он был глубоким ученым-философом, который знал, как именно описать состояние человека.

Во взгляде этого человека скрыто гораздо больше, чем безграничная любовь к науке.

У Эйнштейна, как и у любого другого человека, в жизни были взлеты и падения. Несмотря на них он продолжал свой путь и делал это не зря. Возможно, именно эти взлеты и падения научили его иначе смотреть на окружающий его мир и относиться ко всему с легкой иронией, о чем и свидетельствуют его цитаты.

В этой статье мы приведем пятнадцать цитат Альберта Эйнштейна, которыми он ответил не только на вопросы о том, чем он занимался, но и на обычные жизненные вопросы. Какие-то из них мы задаем себе и другим с завидным постоянством, а другие, наоборот, дают нам представление о том, о чем мы даже не задумывались.

Не телегония, а наследственность

Из биологии времён средней школы известно, что у млекопитающих, в том числе людей, каждая яйцеклетка содержит гаплоидный, то есть одинарный набор хромосом. Другой гаплоидный набор содержит сперматозоид. В процессе оплодотворения появляется зигота с диплоидным, то есть полным двойным набором хромосом, и этот набор наследуется каждой клеткой млекопитающего.

То есть ровно половина генетического материала наследуется от отца, а вторая половина – от матери.

Соответственно, факты, «демонстрирующие» телегонию, на самом деле – появление у потомства признаков, отсутствующих у непосредственных родителей, но имевшихся у более далёких предков. Это может быть проявлением рецессивных генов, атавизмом, а также, к примеру, спонтанной вторичной мутацией (хвост у человека – как раз проявление подобной мутации).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: