Подкастинг
Обучающие подкасты сегодня — один из самых популярных инструментов современного образования. Свои подкасты создают многие онлайн-платформы и даже такие гиганты, как Apple или Google. Несмотря на бешеную популярность, большинство подкастов сейчас доступны бесплатно.
Как и в случае с видеороликами, подкасты позволяют студенту учиться, когда и где ему удобно. В отличие от обычных лекций, слушать подкасты можно даже без отрыва от рутинных задач, например, во время уборки или по дороге в университет вместо музыки. Студенты могут слушать и записанные аудиолекции своих собственных преподавателей, чтобы лучше разобраться в сложной теме или повторить пройденный материал перед экзаменом.
Что самое главное, университеты могут использовать подкаст не только для учебных целей, но и для развития своего имиджа и бренда. Так многие учебные заведения запускают свои каналы подкастов, чтобы посредством расширения аудитории привлечь на свои образовательные программы больше абитуриентов.
Биометрия: отслеживание глаз
Еще одна технология, которая быстро завоевывает признание — это биометрия. Условно биометрию обычно связывают со сферой безопасности, поскольку она использует то, что уникально для каждого из нас: отпечатки пальцев, распознавание лиц, голоса, сетчатки глаза. С точки зрения образования, учреждение могло бы использовать отпечатки пальцев для предотвращения прогулов и при выдаче книг из школьной библиотеки.
Тем не менее, отслеживание глаз также может быть полезно, например, тем, что предоставляет бесценную информацию для учителей. Это же наглядное изображение того, как студент поглощают информацию и понимают содержание
В рекламе эти же исследования помогают определить, как пользователи реагируют на объявление и что конкретно завладевает их вниманием
Недорогие альтернативы воплощаются в форме Eye Tribe для Windows и Android, поэтому остается только вопрос времени, прежде чем этими данными будут пользоваться педагоги.
Данные могут быть организованы таким образом, чтобы каждому из учащихся было удобно, то есть в соответствии с его стилем обучения. С другой стороны, модели движения глаз также могут определять поставку контента и выявлять проблемы до того, как они возникнут. Например, в неправильной подаче материала.
Чат-боты
За последний год использование чат-ботов заметно упростилось. Многие онлайн-магазины начали применять их в работе, но и университетам чат-боты будут также полезны.
В первую очередь чат-ботов можно задействовать для ответов на вопросы абитуриентов. Например, о критериях приема в вуз, процедуре получения стипендии, оформлении документов или способах оплаты обучения. Такие чат-боты существенно сэкономят работникам время, а университету — деньги. Их разработка обойдется вузам гораздо дешевле, чем найм специалистов для консультирования абитуриентов по телефону или электронной почте.
Помимо этого, уже сегодня создаются образовательные библиотеки с поддержкой чат-ботов. Их задача — помогать студентам находить и извлекать информацию из сотен различных источников, объединенных в один ресурс. Также чат-боты применимы в онлайн-обучении: они могут играть роль наставника и гида при прохождении образовательного курса. Так, если у студента остаются вопросы по теме урока, он может попросить бота предоставить дополнительные сведения или ответить на определенные вопросы. Это снизит нагрузку на преподавателей и ускорит процесс обучения, ведь чат-боты, в отличие от живых педагогов, доступны круглосуточно и не нуждаются в отдыхе.
Этот график наглядно демонстрирует, насколько использование современных средств обучения упрощает для студентов понимание и запоминание информации. Такая эффективность данных средств обусловлена тем, что большинство из них опираются на визуализацию знаний. А, как известно, “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Чтобы не потерять своих студентов, учебные заведения должны внедрять в свою работу современные методы обучения уже сегодня
Особенно важно предоставить учащимся те же преимущества, которые способны предоставить онлайн-платформы: сделать обучение гибким и мобильным, а также обеспечить возможность персонализировать его и корректировать
Суть и краткая история метода
Иммерсивное обучение – это метод, использующий искусственную или смоделированную среду, благодаря которой учащиеся могут полностью погрузиться в процесс обучения. В настоящее время имеются в виду именно цифровые или виртуальные среды.
Стоит также разобраться и с понятием «иммерсивность. По сути, это «погружение в действие» – свойство среды вовлекать субъекта в принятую систему отношений. В технической среде фигурирует понятие «эффект присутствия» – комплекс ощущений человека, находящегося в искусственно созданном трехмерном мире.
Может показаться, что иммерсивность – это новое направление, появившееся с развитием цифровых технологий. Однако к иммерсивному восприятию стремились литература, живопись и театр буквально с момента их появления. У искусства по своей природе имеется необходимость погружать своего зрителя и читателя в среду, созданную автором, или, наоборот, воссоздающую окружающий мир.
Сейчас иммерсивность вновь набирает популярность в сфере искусства в виде перфомансов и живых театров (примеры будут ниже). Возвращение к этому направлению обусловлено, с одной стороны, тем, что современным людям не нравится быть зрителями, каждому хочется быть частью процесса и принимать решения, чего так не хватает в VUCA-мире. С другой стороны, человеку 21 века свойственен эффект Google. В таком потоке информационного шума, какой сейчас окружает нас, остановиться на одной мысли надолго достаточно сложно.
Соответственно, для того чтобы победить в борьбе за наше внимание, необходимо дать ему больше чувственного опыта и немного власти над ситуацией. Интересно то, что уже многие десятилетия существует конфуцианская мудрость: «Что слышу, то забываю
Что я вижу, то я помню. То, что я делаю, я понимаю», но именно она отлично отражает суть иммерсивного обучения.
В настоящее время в образовании подчеркивается необходимость интерактивных методов в обучающем процессе, построенных на межсубъектном взаимодействии
Доказано, что они помогают включить внимание обучающихся и создать «якорь» для усвоения знаний. Но одно дело – точечное взаимодействие, и другое – удержание внимания учеников на протяжении всего занятия с развитием необходимых навыков
Вопрос оставался открытым до недавнего времени. С развитием технических возможностей и снижением цен на гаджеты, интерактивность стала применяться в том числе за счет создания виртуальной среды и применения дополненной реальности .
В зарубежной литературе несколько лет назад стало фигурировать понятие «Immersive learning» (immersive teaching, immersive education), описывающее изучение и использование «виртуальных миров» в образовательной среде. Уже более, чем 5 лет назад, были проведены первые эксперименты по внедрению иммерсивных инструментов в процесс обучения студентов и школьников, от простых вариантов взаимодействия до полного погружения. Можно сказать, что сейчас уже грядет второе поколение иммерсивного обучения.
В ходе экспериментов было выявлено, что иммерсивные технологии трансформировали роль педагога, выставляя акцент не на трансляции знаний, а на проектировании виртуальной среды и различных сценариев погружения. Значит ли это, что учитель теперь должен получать дополнительное IT- образование? И сможет ли образовательный контент конкурировать с многочисленными видеоиграми, которые также находятся в иммерсивной нише?
Выводы делать еще рано. Но узнать об инструментах, которые применяются в иммерсивном обучении, сейчас вполне возможно.
Новый способ обучения
Кроме того, открываются гигантские возможности для удаленного обучения. Посмотрите на эту экскурсию на Большой адронный коллайдер, например. Учитель физики, Эндрю Ванден Хьювел из Швейцарии, транслировал все происходящее внутри БАК через Google Glass для своих учеников за тысячи километров. Они видели все так, как видел он. Функция Hangout здесь особенно полезна для командного сотрудничества при выполнении проектов и заданий.
В других случаях студенты могут видеть дополнительную интерактивную информацию, например, об исторических артефактах, чтобы узнать больше об их истории. Также может преобразиться реклама, если очки будут распознавать изображения в реальном мире и взаимодействовать с ними.
Историческая справка
Объективно оценить состояние современного высшего образования в России можно только с помощью ретроспективы, потому что западная система, в направлении к которой сейчас тяготеет реформа, все же, существенно отличается от фундаментальных основ, благодаря которым в нашей стране все еще сохраняется научный и образовательный потенциал. Это признают даже зарубежные конкуренты.
К концу 80-х годов советского прошлого, в стране действовало 457 государственных ВУЗов, в которых обучалось более 2,5 миллионов студентов. В период полураспада государства и перехода экономики на «капиталистические рельсы», начались противоречивые тенденции.
Внезапно, при отсутствии финансирования и государственного механизма распределения молодых специалистов, число студентов увеличилось до 7 миллионов. За 10 лет, с начала 90–х до 2003 года появилось 593 государственных ВУЗа и 487 частных новообразований в сфере высшей школы. Фактически, это был неуправляемый и неконтролируемый процесс самоуничтожения образовательной системы, отпущенной «на вольные хлеба», без поддержки и контроля со стороны государства. С момента подписания Болонского Соглашения, также внезапно начался процесс резкого сокращения числа учебных заведений и их филиалов, что было особенно заметно на региональном уровне.
Собственно, в нашем недавнем прошлом существовала четко организованная иерархия в сфере образования, которую быстро предали забвению новые реформаторы от образования, появившиеся, как грибы после дождя, в период «государственного безвременья».
Самостоятельное обучение
В 2020 году возрос спрос на онлайн-курсы, ведь их неоспоримое преимущество — это возможность изучать материал самостоятельно в оптимальном и корректируемом темпе, с комфортом для каждого отдельного ученика. Если раньше такое самостоятельное обучение вызывало много споров из-за сложности его оценивания, то сейчас эта проблема легко решаема с помощью инструментов онлайн-экзаменов и автоматизированного оценивания.
Уже сейчас многие университеты предлагают студентам записаться на онлайн-курсы. Даже некоторые программы и сертификаты доступны только тем, кто обучается именно онлайн. Скорее всего, в ближайшем будущем университеты будут тратить все больше средств на развитие сферы онлайн-образования: для этого потребуется выстроить целую инфраструктуру, которая ляжет в основу новой современной образовательной среды.
Почему выпускники педвузов не идут работать в школы
В 2019 году министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что только половина выпускников педвузов идет работать в школы.
Весной 2021 года новый глава минпросвещения Сергей Кравцов озвучил совсем другую цифру. «В выбранной профессии на данный момент себя нашли более 70 процентов выпускников», — сказал министр на совещании в Ульяновском государственном педагогическом университете.
Получается, что каждый третий выпускник российского педвуза не идет работать в школу — и на это есть объективные причины.
По данным соцопроса, половина россиян считает, что статус профессии учителя за последние десять лет понизился. Только пять процентов родителей хотели бы, чтобы их ребенок в будущем стал учителем.
В то же время 23 процента россиян назвали профессию учителя сложной. За этот труд педагогам в регионах платят копейки: средняя зарплата в вакансиях учителей по России составила 24 121 рубль в месяц (по статистике GorodRabot.ru) или 27 704 рубля в месяц (по данным Trud.com).
Быть учителем в России — непрестижно, невыгодно, трудно и в профессиональном плане, и в психологическом. Неудивительно, что молодые специалисты предпочитают устраиваться куда угодно, только не в школу.
Материалы по теме:
- Где в России учителю жить хорошо? Сравниваем реальные зарплаты по регионам
- Сколько зарабатывают учителя в разных странах
- Образ учителя в российской культуре: от СССР до наших дней
Геймификация обучения
Геймификация — это использование игровой механики для построения образовательных процессов, что способствует вовлеченности, лояльности и конкуренции учащихся. Метод геймификации может включать в себя использование баллов, рейтингов лидеров, прямых конкурсов, наклеек или значков. Это также могут быть более существенные материальные или нематериальные поощрения (призы), например, за хорошую успеваемость.
Игры в любой своей форме повышают мотивацию студентов. А мотивированность — это залог успеха в обучении. Сам Альберт Эйнштейн считал, что игры являются наиболее возвышенной и продуктивной формой исследования. По его мнению, игровое изучение дает возможность более глубоко погрузиться в тему и приобрести практический опыт. Вдобавок ко всему, геймификация нацелена на групповое, а не на индивидуальное обучение, что также способствует сплочению коллектива и помогает развивать коммуникативные навыки студентов
Такой подход позволяет значительно повысить скорость и качество усвоения новых знаний, а также удерживать внимание учащихся долгое время. По этой причине геймификация так популярна не только в начальной школе, но и в высших учебных заведениях.
Ожидание друг от друга для справедливых оценок
Важно понимать, что даже самые справедливые оценки (которые получает ваше чадо) не лишены субъективности. Достаточно вспомнить таких известных людей, как Чарльз Дарвин или Томас Эдисон; их в свое время преподаватели относили к числу школьников, не способных к учебе
Поэтому наблюдайте за своими детьми в домашней обстановке, будьте объективны, и назначайте вовремя встречи с педагогами, дабы необоснованные противоречия сгладились.
И в заключение хочется пожелать быть терпимее, отзывчивее друг другу. Не просто выполнять свои родительские обязанности, когда приходится удовлетворять несовместимые желания и потребности каждого из домочадцев. Учителя помимо нагрузки на работе, имеют и свои житейские проблемы. Поэтому следует в любой ситуации проявлять такт, учиться хвалить и прощать друг друга, больше доверять.
Виртуальная реальность в образовании
Виртуальная реальность – идеальный помощник для обучения. VR можно использовать в различных областях образования, таких как история, география или биология. С её помощью можно легко дополнить экспозицию иллюстративными примерами, которые студенты оценят по достоинству и благодаря которым лучше запомнят содержание.
география
Виртуальная реальность – это не только искусственно созданная среда. С помощью ряда приложений можно просматривать фотографии и видео на 360° из реального мира. Это интересная и легкодоступная альтернатива путешествиям. Хотите увидеть вблизи Эйфелеву башню в Париже, осмотреться с пирамид Гизы или прогуляться по улицам Манхэттена? При правильном применении vr это не проблема. Google Play Store для Android или App Store для операционной системы iOS предлагает множество подходящих приложений.
К примеру, Google Street View. Технология создается путем съемки панорамных фотографий, которые можно просматривать в очках виртуальной реальности. Просто введите место, которое вы хотите посмотреть, и нажмите на значок Google Cardboard в верхней части экрана.
Еще одно интересное приложение Google Expeditions. Оно позволяет учителю отправить своих учеников в виртуальные поездки в различные места.
история
На уроках истории, с помощью vr, учащиеся могут перенестись в виртуальную среду и посмотреть на конкретный исторический период. Ученики своими глазами увидят исторические события, обстановку и предметы, определенного времени и, благодаря визуальному осмотру, лучше запомнят полученную информацию.
Интересным примером для изучения истории являются приложения Titanic VR или Apollo 11 VR. С помощью них можно исследовать обломки «Титаника» или взять под контроль модуль управления «Аполлона-11».
биология
Виртуальная реальность обладает огромным потенциалом и все чаще используется не только в школах. В Словакии несколько средних медицинских вузов уже ввели в эксплуатацию так называемый виртуальный класс анатомии.
Студенты изучают анатомию с помощью приложения Human Anatomy VR. Благодаря 3D-модели человеческого тела можно разглядеть каждый орган, мышцу или весь скелет в целом, подробно изучить отдельные части тела, которые можно разобрать и собрать заново.
Это приложение повышает мотивацию студентов к учебе и помогает улучшить их долговременную память. Подавляющее большинство словацких студентов, которые работают с Human Anatomy VR, согласились с тем, что анатомию им стало изучать гораздо легче, и они приветствуют появление виртуальной реальности в других предметах.
Гимн России в начале учебной недели
На историческом просвещении младшеклассников идеологические изменения в образовании не заканчиваются. Сергей Кравцов также заявил, что с 1 сентября 2022 года в школах будут исполнять гимн и поднимать государственный флаг. Церемонию планируется проводить в начале каждой учебной недели, то есть по понедельникам.
Правительство утвердило порядок обеспечения школ государственными символами. А вот как ритуал согласуют с законами о гимне и флаге — пока непонятно. В Якутии исполнение российского гимна практикуют с 2019 года, причём поют ежедневно. Теперь и всем остальным школьникам страны предстоит выучить текст главного музыкально-поэтического произведения России.
Родители и учителя: организация учебного процесса ребенка
Прежде всего, важно понимать, что учебный процесс должен осуществляться не только с учетом потребностей, интересов детей, но с акцентом также на нужды взрослых, благодаря которым в школе реализуется главная функция. Человеческое взаимодействие определяет успех образовательного и воспитательного процесса подрастающего поколения
От того, как будет выстроено общение между учителем и родителем, как они будут относиться, поддерживать друг друга, что они предпримут, для удовлетворения потребностей каждого, будут ли преодолевать препятствия, мешающие им работать в одной команде, напрямую зависит, насколько продуктивно, с полной ли отдачей ребенок начнет обучаться, стремиться получать новые знания.
Довольно распространенная ситуация, когда на родительском собрании учителя и родители демонстрируют свою доброжелательность, обмениваются улыбками, обнадеживают друг друга наличием общих интересов, однако зачастую за этими улыбками скрываются взаимные опасения и разочарования. Все чаще встречаются родители, у которых сложился явно негативный настрой по отношению к школе.
- Родители, которым сложно угодить (это просто из области фантастики!) Они частенько захаживают в школу, но не для того, чтобы поинтересоваться успехами своих детей, но дабы выказать очередное недовольство, пожаловаться. Есть и прямо противоположный тип родителей, они из-за своей робости и беспомощности, вовсе не ходят в школу, им просто не хватает на это духа.
- Родители осознано отбивают у своих чад желание учиться и посещать уроки, поскольку рисуют перед ними крайне предвзятый образ учебного заведения. Вряд ли ребенок будет с трепетом в сердце ждать первое сентября, чтобы в первый раз отправиться в школу, когда его родители до этого момента постоянно твердили, что: «Будешь ходить в школу, времени на шалости и игры совсем не останется», «Там тебя быстро научат дисциплине, будешь по струнке ходить».
- Родители, возлагающие на школу неосуществимые, утопичные надежды. Они мечтают, что в стенах учебного заведения их ребенка превратят в вундеркинда. Сделают нечто невозможное, то, чего они сами в свое время не получили, научат тому, чего они не дали в семье. Подобные недовольства являются самыми распространенными среди родителей, и в настоящее время отмечается тенденция к их росту. Отмечая, что чуда, на которое они так рассчитывали, не произошло (способности гения у ребенка так и не раскрыли), взрослые начинают в юные умы вкладывать мысль о бесполезности обучения в школе.
- Родители, воспринимающие в штыки, любое нововведение, веяние современности в школе (хотя сами, будучи школьниками, желали подобных перемен). Некоторые из них считают, что ученикам нельзя предоставлять свободу, особенно относительно поведения в классе, на уроке (при этом в свое время их чрезмерно строгая дисциплина угнетала).
- Родители, излишне идентифицирующие себя со своими чадами, зачастую близко к сердцу принимающие любые успехи и неудачи своих учеников; может даже показаться, что они сами посещают школу.
Изменения в школах в 2022 году в части приёма на обучение
Закон «Об образовании» предоставляет преимущество при зачислении в начальную школу тем детям, чьи полнородные и неполнородные братья и сёстры уже обучаются в данном учебном учреждении. Другими словами — если кто-то из детей уже ходит в школу, ребёнка возьмут в это же заведение в первую волну приёма
При этом неважно, проживают ли дети в одной семье и по одному адресу, зарегистрирован ли будущий первоклассник на закреплённой за школой территории
В связи с этим обновлён перечень документов для приёма в учебное заведение: добавлено свидетельство о рождении брата и (или) сестры. Прочих приложений изменения в школах в 2022 году не коснулись, для зачисления нужно также предъявить:
- документ, удостоверяющий личность родителя;
- свидетельство о рождении ребёнка.
При поступлении в общем порядке потребуется документ о регистрации ребёнка по месту жительства или пребывания на закреплённой территории.
В отдельных случаях понадобятся:
- документ, подтверждающий установление опеки или попечительства;
- документ, подтверждающий право внеочередного, первоочередного, преимущественного приёма;
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);
- документ, подтверждающий право ребенка на пребывание в России;
- аттестат об основном общем образовании.
Все документы, кроме аттестата, предоставляются в копиях с предъявлением оригиналов.
Технологии иммерсивного обучения
Если сравнить обычное присутствие человека на онлайн-конференции и его погружение в иммерсивную среду с физиологической точки зрения, можно увидеть явную разницу. Природой не заложено, что человек будет познавать мир, двигая мышку или два больших пальца, заседая в кресле днями напролет. В иммерсивной среде человеко-машинное взаимодействие обретает привычное человеческой природе: движение рук и ног, вращение головы для взаимодействия с виртуальной средой.
Мы сейчас говорим о наиболее «живом» погружении в технологию под названием «Виртуальная реальность» (Virtual reality, VR) – искусственно созданное вымышленное пространство с использованием специальных инструментов (для рядового пользователя – очки или шлем). Лучший пример для описания виртуальной реальности – симуляторы катания на лыжах, гонок, теннисных турниров и т.д.
Помимо данного варианта также существуют и другие технологии:
- «Дополненная реальность» (Augmented Reality, AR), где предполагается использование в пространстве реального настоящего дополнительных настроек и опций, которые слоями накладываются на реальный мир, корректируя и усложняя его. Для погружения в AR может использоваться ПК или смартфон. Самый известный пример применения данной технологии – игра Pokemon Go.
- «Смешанная реальность» (Mixed Reality, MR) – аналог дополненной реальности, совмещающий возможности шлема VR и внешней видеокамеры и накладывающий на реальную картинку другие текстуры для объектов. Это возможно с помощью специальных фильтров на смартфонах или в очках/шлемах. Пример – достройка несуществующего в реальности фасада здания на экране при наведении камеры смартфона.
- «3D-иммерсивное обучение» (3D) – трехмерная визуализации и симуляции среды, погружающая пользователя в специально созданный мир и открывающая ему широкие возможности взаимодействия со средой. Пример – метавселенная. Данная технология имеет самый широкий потенциал в том числе и в образовательной среде, однако она еще не имеет успешных примеров реализации.
На данный момент существует много концепций метавселенных, но самая известная принадлежит венчурному инвестору Мэтью Болу. Он приводит следующие характеристики своего мира, которые в том числе объединяют в себе принципы работы остальных технологий:
- метавселенная существует всегда: ее нельзя поставить на паузу, стереть или завершить;
- все события внутри метавселенной происходят в режиме реального времени, а действия не зависят от внешних факторов;
- нет ограничений по числу тех, кто населяет метавселенную;
- в метавселенной своя экономика: люди получают «деньги» за проделанную «работу», владеют и распоряжаются «имуществом»;
- в метавселенной можно использовать элементы реального мира: например, работать на своем ноутбуке в виртуальном пространстве;
- данные и цифровые активы из разных интернет-платформ совмещены;
- метавселенная наполнена «контентом и опытом», созданными ее пользователями – как отдельными людьми, так и организациями .
Ниже мы приведем еще несколько реализованных примеров применения иммерсивных технологий, в том числе в обучении.