Составные части практики
Практические занятия по системе Паттабхи Джойса включают в себя последовательность асан, сопровождаемых виньясами с удержанием бандх и дришти. Объединяет все это правильная техника дыхания.
Асаны и их ступени
Асаны нельзя менять, дополнять и переставлять местами. Цепочка упражнений построена так, что каждое следующее сложнее предыдущего. Только освоив исполнение первой серии движений, можно переходить ко второй. В противном случае можно нанести вред организму на физическом и энергетическом уровнях.
Согласно древнему йогическому тексту “Горакша-самхита” (“Горакша-паддхати”) Шива рассказал о 8,4 млн асан. Это число соответствует количеству всех живых видов на планете. Только 84 из них доступны для повторения людьми.
Выделяют 3 серии асан:
- Йога-Чикитса (йога исцеления). Первая ступень асан, направленная на очищение и оздоровление.
- Нади Шодхана. Вторая ступень, направленная на очищение энергетических каналов.
- Стхира Бхага. Третья ступень упражнений, позволяющая достичь внешней и внутренней гармонии. Эта серия делится еще на 4 подуровня.
В начале каждой ступени есть комплекс разогревающих упражнений “Сурья-намаскара A и B”.
Все серии состоят из 3 видов асан:
- упражнения стоя;
- сидячие позы;
- перевернутые.
Дыхание
Практические занятия сопровождаются дыхательной техникой уджаи – “дыханием победителя” в переводе с санскрита. При правильном исполнении уджаи создается ощущение пения шепотом. Это происходит из-за частичного сужения голосовой щели.
Чтобы правильно дышать в процессе асан и виньяс, необходимо научиться сжимать голосовую щель. Это похоже на ощущения перед глотанием. Вдохи и выдохи в этом состоянии будут сопровождаться тихим хрипом (пение шепотом).
Уджаи полезно практиковать и тем, кто не собирается заниматься йогой. Эта техника позволяет быстро успокоиться и сохранить ясность ума в стрессовой ситуации.
Виньяса
Виньясы – это динамическая составляющая физических занятий, они плавно соединяют асаны между собой. Дыхательный цикл во время виньясы должен четко совпадать по времени с движением тела:
- вдох – раскрытие грудной клетки и движение тела вверх;
- выдох – сжатие грудной клетки и движение вниз.
Бандхи
Направленное сжимание отдельных частей тела называется бандхи. Древние йоги полагали, что на энергетических каналах человека имеются блоки и узлы, не позволяющие пране свободно перемещаться по сушумне – главному энергетическому каналу. Выполнение бандхи в совокупности с асанами и дыханием взламывает эти блоки, освобождая путь. Только так можно направить всю энергию на процесс медитации.
Дришти
Для тренировки концентрации в процессе асан практикующие должны уметь сосредотачиваться. Расслабленный взгляд фиксируется на точке снаружи, а сознание направляется на дришти – внутренний ориентир.
Всего есть 8 точек внутренней концентрации:
- Кончик носа – насагра.
- Точка между бровями (третий глаз) – бхрумадхья.
- Пупок – наби-чакра.
- Пальцы рук – хастагра.
- Большие пальцы ног – падхайорагра.
- Направо или налево – паршва.
- Ладони – ангуштамадхья.
- Вверх – урдхва (антара).
2 вида практики
В курсе есть 2 вида обучения:
- индивидуальный подход – практикуется в майсор-классах;
- единый для всех порядок действий – положен ученикам лед-классов.
Майсор-класс
Получил свое название от Майсора – столицы Майсурского княжества, места официального рождения йоги. В майсор-классах каждый ученик выполняет свою часть асан в удобном для себя ритме. Учитель присутствует в классе и может корректировать правильность действий каждого участника группы, помогая принять правильную позу. Занятия заканчиваются для всех одновременно. Считается, что такой формат занятий изначально был во всех школах.
Лед-класс
От слова Lead – “вести, направлять”. Учитель начинает занятие исполнением мантры, которую ученики повторяют за ним. Далее преподаватель на санскрите называет асану и начинает вести отчет виньяс. Все в группе должны синхронно переходить из одной асаны в другую, настраивая свое дыхание под счет. Иногда наставник может указывать точку концентрации взгляда и давать рекомендации по коррекции поз.
Вы уверены, что никогда не воровали?
Следующий принцип — это астейя, неворовство, неприсвоение чужого. «Я никогда не брал и не беру чужих вещей», — скажете вы. Но достаточно ли этого?
Вы задумывались, что если вы опаздываете, то это кража чужого времени?
Между тем пунктуальность — это ваша сила. Если вы всегда приходите вовремя, то можете требовать этого и от других.
А когда на работе вы занимаетесь своими делами или смотрите в интернет, разве вы не воруете то время, за которое вам платит работодатель? А фильмы и книги, которые вы скачиваете в интернете, хотя их авторы не распространяют их бесплатно?
Задумайтесь: в каких еще случаях вы не соблюдаете принцип астейи?
Четвертый принцип ямы — это апариграха или нестяжательство. Этот принцип говорит о том, что мы должны брать ровно столько, сколько нам на самом деле нужно.Если у вас есть машина, нужна ли вам еще одна? Если у вас есть квартира или дом, разве этого недостаточно? Да, в этой жизни у нас есть вполне материальные желания, и они должны исполняться, но нужно знать меру. Мы все равно не заберем с собой ничего из материального мира.
Этот принцип говорит нам о балансе энергии между отдачей и получением. Чтобы что-то заработать, получить деньги, что-то купить, нужно приложить усилия. Так или иначе это должно присутствовать в жизни, но не до такой степени, чтобы приползать с работы выжатым как лимон и сразу валиться в кровать. Мы не можем жить без денег — нам нужно платить за квартиру и еду, покупать одежду. Но пусть это не доводит вас до состояния стресса, не разрушает ваш внутренний мир. Не работайте слишком много только для того, чтобы заработать денег на материальные вещи, которые, на самом-то деле, не очень вам и нужны.
Идеальный вариант — превратить в работу свое хобби. Тогда вы никогда не будете работать — вы будете заниматься любимым делом и получать за это деньги.
Яма. Главные правила
Первой ступенькой на пути освоения внутренней гармонии является освоение правил Ямы – ограничения действий. Их всего пять:
- Ахимса – непричинение вреда;
- Сатья – правдивость, воздержание от неправды;
- Астея – неприсвоение чужого;
- Брахмачарья – неподвластность чувственности, контроль над похотью;
- Апариграха – нестяжательство, непривязанность.
В объяснении всех этих пяти правил присутствует отрицательная частица (хотя в переводе на русский это звучит немного не литературно, имеется виду сам смысл: отрицание, запрет на что-то).
Первый принцип Ямы – Ахимсу – многие понимают однобоко. Не причинение другим вреда приравнивают к вегетарианству и пацифизму. «Не убий» не означает просто уклонение от агрессии. Это означает, что практикующий Ахимсу вовсе уберет из своей жизни возможность конфликта. Он внутренне преобразует себя до такого состояния, что будет невозможно не почувствовать исходящей от него доброжелательности и любви. Человек, который излучает Божественную любовь ко всему живому, не притянет в свою жизнь никакой негатив. Ахимса – это последствия четкого осознания единства Вселенной.
На пути к истине человек должен избавиться от иллюзий, окружающих его. Правдивость не в том, чтоб в глаза человеку сказать, что он не прав. А в том, чтоб увидеть вещи такими, какие они есть, без иллюзий о своей или чужой правоте.
Не присваивать чужое – это не только не желание материальных благ, которые принадлежат другим. Даже право исключительной добродетели или право быть истиной в последней инстанции можно присваивать. А значит, осуждать других, судить о словах или поведении других – тоже нарушение принципа Астеи.
Принцип соблюдения Брахмачарьи, вероятно, самый обсуждаемый принцип Ямы. Упрощенно его рассматривают как отказ от сексуальной жизни. Можно попробовать рассмотреть контроль над сексуальными проявлениями как контроль над внутренней энергией и поднятием ее на верхний уровень, в верхние чакры. Не потерять и растратить энергию, а накопить и преобразовать её.
Чем отличается третий принцип Ямы от пятого? Это понимание, что даже те вещи, которые сейчас принадлежат нам, могут быть завтра не нашими. Например, тело. Чтобы осознать это, следует почаще задумываться, о сущности своего существования.
Нияма
Шауча
Принцип направлен на гармонию с самим собой, поддержание чистоты во всем.
Выделяют четыре принципа чистоты (два связаны с внешним миром, два – с внутренним миром человека):
- наружняя физическая чистота, относится к окружающему миру (тело, одежда, дом);
- внутренняя физическая чистота. Поддержание организма в здоровом состоянии (правильное питание, потребление воды, регулярные однодневные голодания);
- внешняя психическая чистота. Воздействия окружающей среды на психику часто опустошают и разрушают разум человека, поэтому требуется сознательный отказ от брани, ложных культурных ценностей, порнографии;
- внутренняя психическая чистота. Культивация положительных мыслей и намерений, духовного отношения к окружающему миру, чистоты совести.
Сантоша
Принцип, направленный на приобретение качества благодарности и состояния удовлетворенности.
Он распространяется на все аспекты жизни, такие как семейные отношения, обретение духовного опыта, творческие проявления, карьера. Практика Сантоши помогает замечать имеющиеся в жизни приобретения и богатства.
Принцип культивирует принятие мира таким, какой он есть, что и зарождает в человеке чувство благодарности и любви.
Тапас (тапах)
Принцип предполагает служение на благо мира, учит преодолевать препятствия, встречающиеся на жизненном пути.
Он помогает определить уровень собственного благородства и духовного развития, вдохновляет на поиск путей для изменения окружающего мира в лучшую сторону. В Тапасе это достигается через совершенствование самого себя, в последствии, через оказание помощи ближним. Принцип также включает другие направления для улучшения окружающего мира, которые используются далее.
Например, выбор в пользу самообразования вместо развлечений. Трудности и неудобства обучения помогут приобрести навыки и знания, которые и улучшат окружающий мир.
Свадхиайя (Свадхьяя)
Принцип направлен на самостоятельное духовное обучение. Он включает беседы и чтение, философские размышления, которые способствуют увеличению осознания смысла жизни, направляют к самосовершенствованию. Свадхиайя предполагает получение знаний о разнообразных философиях и воззрениях, религиозных течениях. Такой подход необходим для определенности в жизненной позиции. Твердо утвердившись на пути, йог приобретает неисчерпаемые возможности для деятельности.
Ишвара Пранидхана
Принцип формирует понимание важности в духовной практике. Он тесно связан с остальными правилами Ямы и Ниямы, служит для обретения гармонии и равновесия с упором на духовное развитие, которое формирует внутреннее Я
Он тесно связан с остальными правилами Ямы и Ниямы, служит для обретения гармонии и равновесия с упором на духовное развитие, которое формирует внутреннее Я.
Ишвара Пранидхана основана на утверждении о том, что постоянство в духовной практике и регулярной медитации позволяет чувству счастья укорениться внутри человека, создает ощущение собственной гармонии.
Подходящая музыка для занятий аштанга-йогой
Для любой части практических занятий не требуется специального музыкального сопровождения. Это йога отказов от всего физического. Музыка оставляет привязку к физическому миру. Но не все способны с первых шагов абстрагироваться от внешнего мира и погрузиться во внутренний. В таком случае можно использовать музыку в качестве барьера.
Каждый выбирает ту мелодию, которая гармонирует с его душой. Для кого-то это будут звуки журчания ручья и шума леса, кому-то приятнее заниматься под индийские мотивы с включением гонга.
Для медитативной части занятий составлено большое количество плей-листов. Их разработкой занимались как преподаватели, так и ученики
Важно, чтобы во время медитации музыка не отвлекала от предмета концентрации
Что это такое?
Правила первых двух ступеней включают фундаментальные знания для правильного развития, этико-нравственные основы. Духовный путь невозможен без предварительного изучения основополагающих понятий и определений, без них не добиться адекватного развития.
Яма – бог царства мертвых. Он является культовым божеством в тибетской, индуистской и буддистской традиции. Во многих культурах слово «яма» имеет определенный смысл, как и в русском языке. Предназначение бога Яма заботиться о душах умерших. Он встречает их в царстве смерти и отводит каждую в предназначенное для нее место. На основе такого представления о божестве считается, что оно является олицетворением справедливости.
«Яма», как ключ предписаний, значит – контроль над действиями. Причем относительно внешнего и внутреннего мира человека. На основе этого формируется представление о том – чтобы не происходило с человеком, это проявится на разных уровнях. Включая внешнее и физическое состояние, энергетические и духовные (ментальные) составляющие.
Яма и Нияма включают предписания для подготовки человека, укрепления воли и контроля над внешними и внутренними проявлениями. Это своеобразные йога-заповеди. Ступени помогают начинающим идти в правильном направлении, избегать ошибок и проблем. Ведь начало занятий любыми практиками сопровождается проявлением отрицательных и положительных качеств, которые становятся более выраженными. Соблюдение принципов помогает в садхане и способствует гармоничной работе чакр – энергетических центров.
Основа материального существования
Яма и Нияма – научные основы йоги, известные в буддизме и даосизме. Они используются в санкристских стихах упрощенной транслитерации, где длинные гласные суммируется, подобно носовым и аспирационным звукам.
Без осознания принципов Яма Нияма йога лишена контекста и просто не работает:
- не успокаивает разум;
- не вызывает отдых усталого тела;
- не снимает до конца напряжение.
Вот почему Яма и Нияма имеют такое большое значение в терапии йоги. Она устраняет состояния, приносящие боль и страдания.
Это не специфическая физиотерапия. Техника йоги призвана повысить осознанность, внимательность. Йога должна работать в целостном контексте, иначе она бесполезна.
Соблюдение духовного закона через душу, проникшую в материю, сложно и часто невозможно в начале пути. Поэтому в йоге предпринимаются следующие шаги: Яма, Нияма, Асаны, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Следуя по этому пути, со временем, часто в конце духовного путешествия, человеческое сознание становится хозяином Космического Закона.
Духовный закон (Рыта, рита, рта) данный в начале йогического пути, является ясным Руководством, чтобы не потеряться на пути, полном ловушек и проблем. Несмотря на изменчивость мира, Духовный закон остается неизменным, как основа материального существования.
В основе великих религий и духовных школ всегда есть принципы Закона, которые мудрецы Рыши, называют светом и благословением на пути. Благодаря им дорога становится легкой, простой и успешной для прохождения.
В самом начале человеческой религии и культуры закон был написан на каменных табличках. Он составляет основу существования, запрограммированную в каждой душе. В основу Закона, данного Творцом, входит один из основных принципов действия материи и жизни в материи — принцип кармического возмездия (закон Кармы).
Кому подходит аштанга-йога
Чтобы определить, кому подойдут занятия по этой йогической системе, необходимо выделить особенности практики:
Это длительный процесс самосовершенствования. На достижение промежуточного результата могут уйти годы. Не каждый практикующий достигает самадхи.
Каждая ступень включает в себя ограничение комфорта. Чтобы перейти на следующий этап, надо от чего-то отказаться на предыдущем.
Практиковать необходимо как можно чаще
Важно заниматься каждый день, без спешки.
Занятия требуют силы воли.
Таким образом, занятия не подойдут тем, кто хочет достичь быстрого результата за короткий период.
Кому будет полезно приступить к практике:
- Людям, которые ведут активный образ жизни с интенсивной физической нагрузкой: спортсменам, тренерам, спасателям, альпинистам. Освоения даже первых 4 ступеней будет достаточно, чтобы повысить выносливость и укрепить мышцы.
- Тем, кто живет в ускоренном темпе и регулярно испытывает стресс. Пранаяма, пратьяхара и дхарана научат абстрагироваться от происходящего и сохранять разум в чистоте и покое.
- Поклонникам здорового образа жизни, желающим тщательно очистить организм на всех уровнях. Результат занятий будет очевиден уже после освоения второй ступени: очищенный организм будет лучше функционировать, лишние килограммы постепенно уйдут.
- Тем, кто переживает эмоциональный кризис. Упражнения и медитации способствуют восстановлению душевного покоя.
Какую йогу выбрать: современные стили и направления
В современном мире появилось большое разнообразие стилей и направлений хатха-йоги, позволяющих выбрать то, что подходит именно вам. Большинство практик йоги предполагает работу с асанами, однако есть и такие направления, которые включают помимо асан также и некоторые духовные элементы йоги, что не может не радовать, потому что йога не должна ограничиваться только физической составляющей, это практика всеобъемлющего развития и должна включать в себя все аспекты духовного пути.
Итак, не важно, что изначально мотивировало вас встать на путь йоги. Главное, что вы начали этот путь. Многие люди, которые изначально пришли в йогу за красивой фигурой или за здоровьем, вскоре, удостоверившись в том, как работает йога и сколько положительных эффектов имеет практика этой системы саморазвития, стремились двигаться дальше по этому пути и переходили к более глубоким практикам саморазвития, таким как, например, практики концентрации и медитации
Многие люди, которые изначально пришли в йогу за красивой фигурой или за здоровьем, вскоре, удостоверившись в том, как работает йога и сколько положительных эффектов имеет практика этой системы саморазвития, стремились двигаться дальше по этому пути и переходили к более глубоким практикам саморазвития, таким как, например, практики концентрации и медитации.
Рассмотрим некоторые виды йоги, существующие в современном мире. Если вам интересна йога как способ развить гибкость и укрепить своё тело, то вам больше подойдут практики Аштанга-виньяса йоги или Виньяса-флоу йога, которые предполагают переходы от одной асаны к другой, без длительной фиксации. Бикрам-йога, весьма удалённая от духовной практики, предполагает проведение занятий в сильно разогретом помещении, практикуется с целью похудения и эффективного освобождения организма от токсинов. Также популярным направлением является йога Айенгара
Этот стиль уже предполагает более длительные фиксации в асанах, при этом большое внимание уделяется отстройке асан, с использованием пропсов, блоков, ремешков, валиков и любых дополнительных опор, помогающих в выстраивании корректного положения тела. Дживамукти-йога предполагает, помимо выполнения виньяс, также духовные чтения, пение мантр и медитацию. Ананда-йога также предполагает медитативные практики совместно с практикой асан
Вини-йога с адаптацией поз йоги под ваши индивидуальные потребности и способности, помимо асан, также включает медитации, изучение философии, йогических текстов. Йогатерапия — направление йоги, которое может заинтересовать тех, кто желает решить какие-то определённые проблемы со здоровьем. Сахаджа-йога включает практики йоги, направленные на поднятие энергии Кундалини, гармоничную работу с чакральной системой и достижение осознанности. Йога-нидра — практика глубокого осознанного расслабления, не предполагающая выполнение асан, вы просто лежите на коврике и погружаетесь в медитацию с визуализациями, подкреплёнными санкальпой (формирование намерения)
Ананда-йога также предполагает медитативные практики совместно с практикой асан. Вини-йога с адаптацией поз йоги под ваши индивидуальные потребности и способности, помимо асан, также включает медитации, изучение философии, йогических текстов. Йогатерапия — направление йоги, которое может заинтересовать тех, кто желает решить какие-то определённые проблемы со здоровьем. Сахаджа-йога включает практики йоги, направленные на поднятие энергии Кундалини, гармоничную работу с чакральной системой и достижение осознанности. Йога-нидра — практика глубокого осознанного расслабления, не предполагающая выполнение асан, вы просто лежите на коврике и погружаетесь в медитацию с визуализациями, подкреплёнными санкальпой (формирование намерения).
И это далеко не полный список видов йоги, существующих в настоящее время, которые постоянно пополняются новыми авторскими стилями. Чтобы решить, какую йогу выбрать, нужно пробовать, изучать, познавать на собственном опыте, чтобы определиться с тем, что подходит именно вам и будет для вас эффективным. Каждый человек уникален, и тот путь, который он выбирает, несомненно, будет чем-то отличаться от остальных.
Главное, помните, что путь йоги — это не утомительная, долгая и трудная работа над собой. Йога — это путь к свободе! Как говорил Т.К.В. Дешикачар: «Йога не раз и навсегда зафиксированная система. Йога — это творчество». Каждый человек найдёт в йоге что-то своё, подходящее ему. Поэтому больше прислушивайтесь к себе, к своему внутреннему голосу — пусть вас направляет душа. Ищите свой уникальный путь к гармоничной жизни.
Успехов вам на пути!
Астея: ищем богатство внутри, а не снаружи
Неприсвоение чужого (астея) — третий принцип ямы, знаменитой йоговской этики.
На санскрите слово «стея» означает «воровство», соответственно, «астея» дословно «неворовство». Стоит учесть, что все принципы ямы и вообще все понятия в йоге имеют очень широкий смысл – как будто стремятся выйти за рамки нашего узкого представления о них. Вот и астея намного шире заповеди «не укради», она определяет, что значит для практика йоги быть порядочным.
«Неприсвоение чужого имущества с помощью ума, речи или действий называется астея», — определяет Шри Тирумалай Кришнамачарья в книге «Йога Макаранда».
Этика йоги предполагает очищение ума от всяческого стремления к присвоению. Смысл не просто в отказе от приобретения всего и побольше, а в отказе делать такое приобретение основным содержанием своей жизни. В этом суть и астеи, и еще одного принципа ямы — апариграхи (нестяжательство). Через эти обеты йога учит нас довольствоваться тем, что есть, а также быть щедрыми по отношению к другим людям.
Мне нравится то, что философия йоги очень нравственна. Астея учит не только не брать, но и давать. Если мы отняли у кого-то время – хорошо бы уделить свое время. Причем не обязательному тому же человеку – в любом случае «зачтется», поскольку во Вселенной всё и вся взаимосвязано. Давать близким нам людям свободу, а не отнимать ее, пытаясь заключить их жизни в удобные нам рамки. И так далее. Астея требует внимания и осознанности в отношениях с другими людьми.
В общем, астея – это не просто не воровать вещи из раздевалки. Это целая этика не-собственничества. Не брать ничего сверх меры, включая асаны. Не злоупотреблять доверием другого человека, стараясь извлечь выгоду из его доброго расположения к нам. Не жадничать, не завидовать.
Цель все та же – успокоить ум (в данном случае в его желании владеть чем-либо). Отсутствие стремления к накоплению благ делает человека внутренне свободным.
Об этом замечательно говорит хранитель традиции Аштанга йоги Шарат Джойс в своей книге «Аштанга йога Ануштхана»: «Астея означает неворовство имущества или материальных вещей, которые принадлежат другим. Также это понятие включает в себя неворовство работы, идей и даже попыток выполнения асан, которым вас пока не учили. Если вы практикуете неворовство, то получите все драгоценности жизни, которые совсем не обязательно будут материальными. Настоящие драгоценности — это спокойствие ума, радость и высшее счастье».
Истинное богатство – не снаружи, а внутри нас. Принцип астеи именно об этом. Он нацеливает не распылять энергию внимания вовне, а направлять ее туда, где она действительно нужна. К нашей сущности, которой совершенно все равно, смартфон какой модели мы сейчас держим в руках. И которой хорошо известно, что нам в этом мире не принадлежит ничего.
Текст: Александра Белуза.
Другие статьи о принципах ямы
- Ахимса: скажем «нет» разбою и насилию!
- Сатья: «Тот, кто твёрд в правдивости, достигает Бога»
- Апариграха: будь проще, и йога к тебе потянется
- Брахмачарья: устремленность ума к высшему Брахману