Шестой подвиг
С раннего детства Сиддхардха проявлял стремление к размышлениям. Отца это беспокоило. Поэтому он создал для сына такие условия, чтобы разум Сиддхартхи Гаутамы был занят лишь науками и искусством, и чтобы он никогда не узнал, что такое добро и зло.
Шестым подвигом Будды называется уход принца из отчего дома. Это произошло, когда ему исполнилось 29 лет.
В некоторых источниках история Будды Шакьямуни содержит сведения о том, что Будда четыре раза тайно бродил за пределами родного города. В четвёртое посещение он встретил мудреца, который рассказал ему о горестях людей, а также о страстях и пороках, терзающих их.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Так Будда Шакьямуни узнал о существовании страдания, но также он понял, что страдание можно преодолеть. Чтобы узнать настоящую жизнь, молодой человек задумал уйти из дворца.
Отец воспротивился его плану — он организовал новые развлечения для сына и усилил охрану дворца. Сиддхартха не стал менять своего решения. Он спросил отца, может ли тот избавить его от старости и смерти. Не получив ответа, принц дождался ночи, оседлал коня и вместе с преданным слугой покинул Капилавасту.
Испытания и виды испытаний
Чтобы непосредственно подойти к практике тайн или тайной колеснице Мантр, вы должны, буквально, опуститься ниже плинтуса на самое дно ада (холодного и горячего), побыть в шкуре раба и ощутить на себе все негативные качества других людей и своего учителя.
Это еще называется троллинг и побои с рабством, для людей со слабой психикой и плохой кармой, а также низкими умственными способностями отсеивание происходит еще в самом начале.
Они, как правило, не выдерживают простого первого троллинга, а что уж говорить про побои и добровольное рабство — это оказалось все сразу лишь под силу йогину Джецуну Миларепе. Создается впечатление, что у нынешних среди живущих на планете нет практически никаких шансов на практику Алмазного Пути или Ваджраяны, так как они не могут даже пройти путь испытаний, чтобы дойти до пути наставлений.
Распространение Дхармы
Будда был наставником для самых разных людей. Он неутомимо путешествовал по долине индийской реки Ганг, читая проповеди всем, кто его слушал. Монахи из Сангхи сопровождали его 8 месяцев в году, оставшееся время, в период дождей, оставались пережидать непогоду в каком-нибудь монастыре или лесу. Вскоре у Сангхи появился свой монастырь неподалеку от Раджадриха – подарок царя Бимбисара, а затем и роща вблизи Шравасти – щедрое приношение одного купца.
Шуддходане донесли о просветлении сына, и отец отправлял девять делегаций с просьбой о возвращении в Капилавасту. Все их участники стали членами Сангхи. Будда направился в родной город после появления еще одной группы, в которой был его друг детства.
На просьбу названой матери Махи Паджапати войти в Сангху Будда ответил отказом, но через некоторое время она была принята в общину вместе с другими благородными женщинами. Единственный сын после взросления тоже пожелал вступить в Сангху и впоследствии стал одним из архатов. А отец Будды принял учение своего сына. В последствии и другие цари приняли буддизм.
О распространении учения
С момента постижения Сиддхартхой просветления люди начали узнавать, кто такой Будда. Он занялся распространением знания. Первыми учениками стали торговцы – Бхаллика и Тапусса. Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).
Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.
Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах. Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана. Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту. Но это в обычной жизни Будда был принцем. Все давно стало прошлым. Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту. Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.
Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца. Он пришел к нему и рассказал о Дхарме. Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.
После этого он вернулся в Раджагаху. Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал. Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья. В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.
Термины в новостях
Билли Морган
Спорт; Сноубординг
Британский сноубордист Билли Морган приземлился первый когда-либо 1800 Четырехместный Корк спорта. Всадника, который представлял Великобритания на зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи, был в Ливиньо, Италия, когда он достиг маневр. Он включает в себя листать четыре раза, в то время как тело также спины пять полная поворотов на оси, боковое или лицевой стороной …
Марзии Afkham
Телерадиовещание и теле и радиоприем; Новости
Afkham Марзии, который первый представитель министерства иностранных дел страны, будет возглавлять миссии в Восточной Азии, сообщило Государственное информационное агентство. Это не ясно в какую страну она будут размещены как ее назначения еще не объявлено официально.
Afkham будет только второй женский посол, Иран имеет. Под правило последнего …
За пакет
Язык; Услуги в режиме онлайн; Сленг; Интернет
Еженедельно пакет или «Paquete участие» как известно, на Кубе является термин используется для описания сведений, собранных из Интернет вне куба кубинцы и сохранены на жесткие диски к перевозке на самой Кубе. За пакеты затем продаются кубинца без доступа к Интернету, что позволяет им получать информацию через несколько дней — и иногда часов — после того, как она …
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB)
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB) является международным финансовым учреждением для обеспечения развития инфраструктуры Азии. По данным Азиатского банка развития, до 2020 года Азии потребуется 800 миллиардов долларов ежегодно для создания новых дорог, портов, электростанций и других инфраструктурных проектов.
Первоначально инициированная Китаем в …
Предисловие
Качества Будды
бесчисленны, однако в его время лишь девять из них стали известны повсюду, вплоть до сфер
обитания дэв (небожителей) и самого
Брахмы. Старейшины, участвовавшие в буддийском
Соборе, неоднократно указывали на этот факт, встречающийся в Никаях.
Монахи традиции Тхеравады обучали
своих учеников (мирских последователей) – мужчин и женщин девяти качествам
Будды в том виде, в котором они были зафиксированы на буддийском Соборе.
Вначале ученики должны были заучивать наизусть текст девяти качеств на языке
пали, а затем давалось объяснение значения
каждого: сначала кратко, а потом более пространно. Объяснения давались на пали
и бирманском.
Из-за таких детальных и пространных
истолкований учёные, желающие обнаружить
первоначальное значение отдельных качеств, сталкивались со множеством трудностей.
Для того, чтобы по
мере возможности преодолеть их, Саяджи У Чжо Тху (Sayagyi U Kyaw Htut),
член совета по переводу на бирманский язык палийских текстов при Шестом
международном Соборе, более двадцати лет тщательно изучал палийские тексты пяти
Никай.
Опираясь на свои
исследования и заметки, Саяджи сделал всё возможное для того, чтобы выявить и
сохранить исходное значение каждого из качеств Будды. Когда он читал лекции по Мангале (Mangala), Абхидхамме и другим
дисциплинам, то обычно в качестве введения он начинал с отличительных качеств
Будды.
Когда Саяджи
обучал, то он стремился показать ученикам, что Будда в течение сорока пяти лет
распространял буддийское учение (Sāsanā), опираясь только на эти девять
качеств.
Лекции, прочитанные
Саяджи У Чжо Тху, были записаны на бирманском языке До Кхин Тан Мьином (Daw
Khin Than Myint), бывшим библиотекарем Исторического научно-исследовательского института при службе
безопасности (Defence Services Historical Research Institute). Перевод сделан
До Мья Тином (Daw Mya Tin), М. А. (master of arts, магистр гум. наук), членом
редакционного переводческого комитета «Питака» (англ. отд.), Департамента
продвижения и распространения буддийского учения – Д. П. Р. С. (Department for
the Promotion and Propagation of the Sāsanā).
Эта брошюра издана
Д. П. Р. С. с надеждой, что она поможет делу распространения и развития
буддийского учения как внутри страны, так и за её пределами.
Ананда
Ананда был главным помощником Будды. Среди множества учеников Будды Ананда выделялся феноменальной памятью. Считается, что большинство текстов ранней буддийской Сутта-питаки были составлены на основе его воспоминаний во время Первого буддийского собора. По этой причине он известен как «Хранитель Дхаммы». В ранних буддийских текстах говорится, что Ананда был двоюродным братом Сиддхартхи Гаутамы. Хотя данные в текстах относительно ранних лет жизни Ананды расходятся, общепринято, что его учителем был Пунья Мантанипутта. В течение 25 лет Ананда был личным помощником Будды. Он выполнял свои обязанности с большой преданностью и заботой и служил посредником между Буддой и мирянами, а также сангхой. Он сопровождал Татхагату вплоть до его паринирваны, действуя не только как помощник, но также как секретарь и глашатай.
Ученые скептически относятся к историчности многих событий в жизни Ананды, особенно во время Первого собора, и ещё только предстоит достичь консенсуса по этому поводу. Традиционные сведения можно почерпнуть из ранних текстов, комментариев и постканонических хроник. Ананда играл важную роль в учреждении ордена бхикшуни, попросив Будду выполнить просьбу его приёмной матери Махападжапати Готами (санскр. Mahāprajāpatī Gautamī) и позволить ей принять посвящение. Ананда также сопровождал Будду в последний год его жизни и поэтому был свидетелем многих проповедей и участником бесед, в которых Будда излагал своё Учение, в том числе хорошо известный принцип, согласно которому буддийское сообщество должно принять в качестве прибежища Дхамму и Винаю. Последний период жизни Будды также показывает, что Ананда был очень привязан к личности Будды и с великой скорбью наблюдал за его уходом.
Вскоре после смерти Будды был созван Первый буддийский совет и Ананде удалось достичь просветления непосредственно перед его началом, что было обязательным требованием для участия. На совете он выступил как живая память Будды, цитируя многие речи Татхагаты. На том же совете он был подвергнут критике со стороны Махакашьяпы за несколько проступков. Ананда продолжал проповедовать Дхамму до конца своей жизни, передавая своё духовное наследие. Его ученики Санаваса и Маджантика позже сыграли ведущую роль во Втором и Третьем буддийских соборах. Ананда умер в 463 г. до н. э. и на месте его смерти были воздвигнуты ступы.
Ананда — одна из самых любимых фигур в буддизме. Будда ценил его за прекрасную память, эрудицию и сострадание. В суттах Ананда часто выполняет контрастную роль, поскольку в отличие от Будды всё ещё не свободен от мирских привязанностей и не просветлён. В санскритских текстовых традициях Ананда является патриархом Дхаммы и принадлежит духовной линии, получая учения от Махакассапы и передавая их своим ученикам. Начиная с раннего средневековья Ананда почитался бхикшуни за свои заслуги в учреждении ордена монахинь. Композитор Рихард Вагнер написал черновик либретто об Ананде, на основе которого Джонатан Харви в 2007 году создал оперу «Сон Вагнера».
Первая благородная истина
Первый факт обычно называют «страдание». Будда сказал, что наша жизнь переполнена страданиями и даже то, что мы считаем счастьем в привычном нам понимании, сопряжено со множеством проблем. Слово, которое переводят как «страдание», – это санскритское духкха. Сукха означает счастье, а духкха – страдание. Кха означает «пространство», а дух – приставка, означающая неудовлетворительность, неприятность. Не стоит использовать осуждающее слово «плохо», но направление мысли понятно. Это означает, что с «пространством» что-то не так – под пространством имеется в виду пространство нашего ума, нашей жизни. Это неприятная ситуация.
Что в ней неприятного? Во-первых, мы испытываем обычные страдания – боль, несчастье, грусть. Все мы можем это понять, и каждый хочет этого избежать, даже животные. В этом смысле буддизм не сказал ничего нового, утверждая, что боль и несчастье нежелательны и нам лучше от них избавиться. Второй тип страдания называется страданием перемены, и это относится к нашему повседневному, обычному счастью. В чём здесь проблема? Оно переменчиво, не длится вечно. Если бы наше обыденное счастье было подлинным, чем больше бы мы его получали, тем счастливее становились. Если мы счастливы, когда едим шоколад, то мы могли бы есть его часами, не переставая, и, чем больше бы мы его ели, тем большее счастье бы ощущали. Но очевидно, что это не так. Или если наш возлюбленный будет гладить нашу руку часами, приятное ощущение вскоре превратится в болезненное или по крайней мере у нас появится чувство того, что это странно. Так происходит просто потому, что обыденное счастье переменчиво. И конечно, его никогда не бывает достаточно: мы никогда не чувствуем удовлетворения. Мы всегда хотим ещё шоколада – если не сразу, то через некоторое время.
Интересно задаться следующим вопросом: «Сколько именно любимой еды мы должны съесть, чтобы почувствовать удовольствие?» В принципе, если мы попробуем совсем немного, этого будет достаточно, но мы всегда хотим всё больше и больше. Стремление преодолеть эту проблему обыденного, мирского счастья также присутствует не только в буддизме. Многие религии учат тому, чтобы выйти за пределы мирских удовольствий в рай, где будет вечное блаженство».
Третий тип страданий называется всепроникающим страданием или всепроникающей проблемой, и отличие буддизма именно в этом. Третий тип пронизывает всё, что мы воспринимаем, и под этим термином имеется в виду неуправляемый круговорот перерождений, который служит основой повседневных взлётов и падений. Другими словами, постоянно повторяющиеся рождения с таким умом и телом служат основой первых двух типов страданий. Это связано с темой перерождения, которую мы можем изучить позже.
Конечно, много других индийских философских систем тоже учат о перерождении, то есть и в этом учение Будды – не исключение. Но Будда понял и описал этот механизм гораздо глубже, чем другие философские и религиозные учения того времени. Он очень подробно объяснил, как происходит перерождение, как наши ум и тело переживают взлёты и падения – от боли и несчастья к обыденному счастью.
Сверхъестественные силы
Моггаллана был известен своими сверхъестественными способностями сиддхи, которыми он обладал в высшей степени среди учеников Гаутамы. Хотя последний обычно не одобрял его использование, он сделал бы исключение для Моггаллана, чья мудрость была велика. Шестая глава Лотосовой Сутры предсказывает, что он станет Буддой под именем Тамалапатраканданаганда . Многие анекдоты рассказывают, как он поставил свои силы на службу своему господину и распространению учения . Благодаря им он мог взять верх над браминами, королями и сверхъестественными существами, такими как демоны и наги , а также посещать другие миры, чтобы нести туда слово Будды и возвращать новости. Вот некоторые из самых известных анекдотов:
- Царь нагов: Однажды, когда Будда в большом сопровождении собирался посетить небо Таватимсы, он прошел недалеко от жилища царя нагов Нандопананды, который, встревоженный, впал в черный гнев. Он обвил своим огромным телом гору Сумеру и расправил голову наджа таким образом, что мир стал темным. Будда считал, что из всех его монахов только Моггаллана мог доказать его правоту. После столкновения с Нандопанандой в различных формах, последней из которых был орел Супанна, Моггалланна победил его и заставил извиниться.
- Мост: В деревне Сравасти однажды устроили пир для подвижников всех сект. Чтобы попасть туда, им пришлось перейти реку вброд, но по прибытии они обнаружили, что русло, набухшее от дождя, им было невозможно перейти пешком. Зная, что Будда приближается, Моггаллана, который был среди них, превратился в мост. Когда аскеты прошли через него, он распался, бросив их в воду как раз вовремя, чтобы Гаутама вытащил их, демонстрируя свое сострадание и силы. Они обратились.
- Мара : Однажды мара вошла в желудок Моггаллана, вызвав огромную болезненную опухоль. Монах, который сам был мара во время предыдущего существования и хорошо помнил это благодаря своим силам, не был склонен к обману и приказал ему уйти. Без маски, мара сбежала в виде слюны.
- Моггаллана спасает свою мать: если верить традиции, матери-брамины первых двух учеников Гаутамы категорически не одобряли выбор своих сыновей. Если бы Сарипутта был наконец обращен, Моггаллана мог найти ее, совершенно случайно, однажды, когда он был там, в аду. Взволнованный, он отправился на поиски Будды, который подтвердил ему, что она стала голодным духом из- за того, что плохо отзывалась о Трех Драгоценностях, будучи более злой и жадной. Хотя он всегда настаивал на неизбежном аспекте кармического возмездия , Будда открыл ему, что своими силами он может освободить свою мать. Это источник обрядов Улламбана, которые совершаются в пятнадцатый день седьмого лунного месяца, в конце ежегодного монашеского ретрита . Многие монахи и монахини стали архатами. В этот день можно делать им подношения, чтобы они вместе использовали свои силы, чтобы спасти умерших родителей или продлить свою жизнь, если они все еще из этого мира. Этот анекдот упоминается в Сутре Улламбана , соответствие которой идеалу сыновней почтительности сделало популярным в китайском мире; его даже подозревали в апокрифике. Традиция Улламбана породила фестивали О-Бон ( Япония ) и Чжунъюань ( Китай ), также известные как «фестиваль голодных призраков».
- Неуместное любопытство: с его способностями, увеличившими его слух в десять раз, однажды, когда Моггаллана медитировал, его концентрация была нарушена, так сказать, отчетливо слышимым голосом Будды, который был в далеком городе. Затем любопытство побудило его провести эксперимент, чтобы измерить, насколько точно был слышен голос Будды . С этой целью он отправился в Буддакшетру (страну Будды) Локешварара. Последний, почувствовав его присутствие и угадав его мотивы, резко указал ему, что сила Будды настолько огромна, что проникает во всю вселенную, близкую и далекую одновременно; попытка измерить его — признак умственного различения и, следовательно, недостаточной мудрости. Теперь Моггаллана считал это само собой разумеющимся.
- Силы покорения кармы: когда царь Видудабха из Косалы окружил Капилавасту (столицу Шакьев ), Будда, который ранее преуспел в разрешении трех кризисов для своего племени, почувствовал, что на этот раз он сам ничего не может сделать и что они будут настигнуты их карма (однажды они отравили бы воды Рохини). Но Могаллана не мог уйти в отставку. Он запер пятьсот шакья, выбранных из самых отважных, в своей чаше и тихо покинул город, надеясь, что они составят армию подкрепления. Однако, когда он обнаружил свою чашу, все, что в ней было, была кровь.
Моггаллана подверглась нападению бандитов при поддержке секты Нигантака; Храмовая фреска Лао
Последователи
Еще при жизни Будды насчитывалось больше пятисот его последователей-архатов, причем это не считая мирян, которые внимали его учению, и монахов, которым только предстояло достичь архатства.
Образы учеников запечатлены в скульптурах японского храма «Отаги Ненбуцуджи» (Otagi Nenbutsu-Ji) близ Киото. Это не совсем обычный храм, которого нет почти ни в одном киотском путеводителе. Он был построен в 8 столетии и известен 1200 небольших фигурок из камня.
Отаги Ненбуцуджи, близ Киото
За многовековую историю храм претерпевал разные бедствия: разлив реки, гражданские войны, тайфун. Начинающие скульпторы стекались сюда и создавали фигуры из камня под присмотром выдающегося художника Кочо Нишимура, поэтому многие из них так отличаются по стилистике. В их числе – причудливые образы главных приближенных Будды, покрытые слоем мха.
Расскажем про знаменитых последователей Гаутамы, которые были первыми буддистами, архатами и сопровождали, а впоследствии продолжали дело своего Учителя.
Размышление и практика
Если кто-то с
твёрдой верой, большим почтением и ясным пониманием памятует о качествах
Будды, то осознает, какие обязательства тот должен взять на себя в этой жизни.
1. Арахам (Araham). Тот, кто постоянно памятует об этом качестве Будды (Araham – качество безупречности в
нравственности), придёт к выводу, что сам должен
прилагать большие усилия для поддержания высокого нравственного уровня.
2. Саммасамбуддхо( Sammāsambuddho). Тот,
кто постоянно памятует об этом качестве Будды (Саммасамбуддхо – тот, кто познал всё, что может быть познано), придёт к выводу, что, помимо практики добродетели, он
должен взращивать в себе усилия для того, чтобы стать сведущим, разумным и
мудрым человеком.
3. Виджджачарана сампання (Vijjācarana
sampanna). Тот, кто постоянно
памятует об этом качестве Будды (Виджджачарана
сампання, то есть неодолимый, наделённый всевозможными силами), придёт к выводу, что он должен не только обладать
в любом деле высоким нравственным уровнем, разумностью и осведомленностью, но иметь большое мужество, чтобы лицом к лицу встречаться с
любыми опасностями и преодолевать все препятствия.
4. Сугато (Sugato). Тот, кто постоянно
памятует об этом качестве Будды (Сугато
– тот, кто ради блага и пользы всех существ идёт в любое место и время), придёт к выводу, что должен неутомимо помогать другими и
браться за любую работу – в соответствии со своими возможностями и в интересах
людей.
5. Локавиду (Lokavidū). Тот, кто постоянно памятует об этом качестве Будды (Локавиду – тот, кому известно всё о мире и его
делах), придёт к выводу, что при выполнении
благотворительности и общественной деятельности одна из его обязанностей – это
стараться понимать традиции обычаи и интересы людей.
6. Ануттаро пуриса даммасаратхи (Anuttaro
purisa dammasārathi). Тот, кто
постоянно памятует об этом качестве Будды (Ануттаро
пуриса даммасаратхи – тот, кто несравним в укрощении людей), придёт к выводу, что должен направлять других людей к
благому, а безрассудных к благоразумию.
7. Саттха дева мануссанам (Satthā deva
manussānam). Тот, кто постоянно памятует об этом качестве Будды (Саттха дева мануссанам – тот, кто является
предводителем людей, дэв и брахм), придёт
к выводу, что должен прилагать усилия при выполнении общественной
деятельности и благотворительности, чтобы приобрести
поддержку большинства людей, принадлежащих всем слоям общества.
8. Буддхо (Buddho). Тот, кто постоянно памятует об этом качестве Будды (Буддхо – тот, кто даёт наиболее ясное понимание
Истины), придёт к выводу, что достигнет цели в деле
осуществления социальной деятельности и общественного благоденствия только если
будет помогать другим постигать Истину, а не благодаря использованию власти,
через взятки в виде денег или в форме обещаний о получении официальных
должностей.
9. Бхагава (Bhagavā)
Тот, кто постоянно памятует об этом
качестве Будды (Бхагава – тот, кто является самым
Благородным), придёт к выводу, что для того, чтобы
приобрести уважение других – очень важно иметь чувство собственного
достоинства, говорить и вести себя должным образом
Биография Сиддхарттхи Гаутамы
Родился мыслитель в царской семье народа шакьев в Лумбини, ныне это Непал в 563 году до нашей эры. Прозванный был царевич, именем Сиддхарттха Гаутама, позже он был названный последователями: Буддой (просветленный), Татхагата (пришедшим) и Шакьямуни (мудрецом из рода шакьев).
Отец Гаутамы пытался оградить его от внешней жизни, чтобы он вырос великим царем, как было предсказано. Сиддхарттха жил в трех дворцах, не видя окружающей жизни. Женился он в 16 лет, позже у него родился сын. Царевич получил великолепное образование и с юных лет задавал вопросы, на которые его учителя не могли дать ответы.
Когда Будда познал сущность человеческой жизни, он начал проведывать свою философию. Сам Сиддхарттха не считал себя богам или высшим существом, он считал себя простым человеком, которому открылась истина. Сиддхарттха считал, что любой человек может достичь просветления через благой путь, не зависимо от варны или народности.
Также Будда запрещал стоить храмы в его честь и создавать его статуи. Умер великий философ в возрасте восьмидесяти лет в Кушинагаре. Буддизм превратился в религию уже после смерти Гаутамы и окончательно сложился в эпоху царствования царя Ашоки, спустя два века после смерти Сиддхарттхи. Рекомендуем посмотреть лучшие цитаты и высказывания Будды Гаутамы.
Также одним из источников является труд «Лалитавистара». Переводится, как «Подробное описание игр Будды». Над созданием данного произведения трудилось несколько авторов. Интересно, что именно «Лалитавистара» заканчивает процесс обожествления, деификации Будды.
Еще стоит оговориться, что первые тексты, относящиеся к Пробужденному мудрецу, стали появляться лишь спустя четыре столетия после его смерти. К тому времени рассказы о нем были уже немного изменены монахами для гиперболизации его фигуры.
И нужно помнить: в трудах древних индийцев не освещались хронологические моменты
Внимание акцентировалось на философских аспектах. Ознакомившись со многими буддийскими текстами, можно это понять
Там описание мыслей Будды преобладает над рассказами о времени, в которое происходили все события.
Как майя влияет на сознание человека?
Майя влияет на сознание человека посредством ложного отождествления, авидьи и двойственности, состоящей из стремления к счастью и попытке избежать страданий. Таким образом, изначально обусловленное живое существо обуславливает себя всё больше и больше в попытках обрести иллюзорное счастье. Веды сравнивают это с тем, как шелкопряд замуровывает себя в шелковом коконе, не прекращая при этом его плести. В ходе деятельности, в которой обусловленное живое существо пытается обрести счастье, так или иначе человек совершает праведные или грешные поступки, которые обуславливают его ещё сильнее в череде благоприятных и неблагоприятных событий, уготованных в соответствии с законами кармы.
При этом, в момент смерти, человек сохраняет общее умонастроение своего тела, перенося представление о жизни в следующее тело. Таким образом ещё больше укореняя обусловленность в материальном сознании.
Майя привлекает человека к материальной деятельности, ради получения чувственных наслаждений. Чаще всего это имеет грубый характер стремления к сну, сексу, еде, защите и развлечения. Иногда это приобретает более тонкие оттенки, например, связанные с амбициями, внушенными психофизической природой, или различного рода тонкими наслаждениями. Но даже при достижении всего желаемого, настоящего счастья человек обычно не испытывает.
Следует понимать, что майя привлекает человека к материальной жизни посредством взаимодействия материальных элементов: пяти первоэлементов и трех элементов психики. Никаким обычным взаимодействием этих восьми элементов невозможно избавиться от влияния материальной энергии, это будет подобно попытке избавиться от огня ещё большим огнём или высушить что-то водой. Майя глубоко укоренена в сознании и простая деятельность на уровне разума, ума или тела не способна ослабить влияние майи
При этом также важно понимать, что майя проявляется во всех трёх гунах и даже пребывание в саттва-гуне – это также материальное положение сознания, хотя и добродетельное
Ложное эго играет роль цемента обусловленности, так как связывает материальные категории: семья, нация, достижения, собственность в самом укоренном виде с сознанием человека. Ложное эго, таким образом, побуждает деятельность не только на удовлетворение своих чувств, но и даже на приобретение и сохранение материальных категорий, которые удовольствия не приносят. Стоит ли говорить о том, что в материальном мире, чтобы просто выжить следует прилагать достаточное количество усилий, а чтобы процветать – выложиться на полную.
С учетом сна, наслаждений, работы, отдыха, развлечений и так далее, у человека буквально не хватает ни времени, ни сил, ни внимания, чтобы обратиться к духовным вопросам и постараться фундаментально потушить пожар материального существования, вместо того, чтобы просто пытаться поддерживать его в приемлемом виде и наслаждаться им. Такой образ действий непременно вовлекает живое существо в круговорот рождения и смерти, внутри которого «счастьем» для человека является просто не испытывать страданий.
Майя обуславливает живое существо не только желаниями и ложным эго, но и страхами. Самые сильные страхи – это страхи связанные с угрозой тому, к чему привязан человек: начиная от своего тела и заканчивая более глобальными категориями, например целой страной или всем человечеством. Человек боится змей, высоты, замкнутого пространства, пауков, оружия или болезней – потому что они ставят под угрозу его жизнь. Такой страх свидетельствует о наличии самскары, которая говорит о том, что человек уже однажды пострадал от чего-то и в его сознании плотно закрепилась ассоциация какого-либо объекта с серьезной опасностью. Например, страх воды может происходить от того, что в одной из прошлых жизней человек утонул. Материальный мир называется бхавам ашритах (ШБ.7.6.5), что означает обитель бренности или обитель опасности.
Страх потерять жизнь, материальные привязанности, возможность удовлетворять свои чувства и желания ещё сильнее отдаляет живое существо от попыток попасть в духовный мир, так как создает впечатление, что исключительно в материальном мире доступно счастье. Это и есть авидья.
Седьмой подвиг
Будда удалился от дворца на значительное расстояние, отдал коня слуге, поменялся одеждой с первым попавшимся нищим странником и отправился в путь на поиски истины. С этого момента жизнь Будды Шакьямуни изменилась навсегда. Он стал на путь, ведущий к духовному совершенству.
Жизнеописание Будды Шакьямуни содержит историю о том, как принц Сиддхартха пришёл в Магадхи. Правитель Раджагриху, раджа Бимбисар, пригласил Гаутаму в свой дворец. Он много беседовал с бедным отшельником, каким представился ему принц, и был очарован его умом и знаниями. Раджа нуждался в таком советнике и предложил Сиддхартхе высокий пост при своей персоне, но будущий Учитель народов отказался.
В один из дней Сиддхартха встретил девушку, которая предложила отшельнику еду и питьё. К этому времени Гаутама уже накопил огромный багаж знаний и том, что представляет собой реальная жизнь. Однако он был крайне истощён – сквозь кожу просвечивали рёбра, а сам он был близок к физической смерти. Он вступил в период экзистенциального кризиса.
Отведав обычную пищу и искупавшись в чистой воде, он почувствовал себя обновлённым. Его ученики не приняли перемену в учителе. Они сочли его отступником, предавшим своё предназначение быть отшельником-аскетом. Сиддхартха возразил: «Учиться – значит меняться, иначе учение не имеет смысла».
Шакьямуни опустил свою чашу в воду реки и сказал ученикам: «Если она поплывёт против течения, значит, я прав», — и чаша начала движение вверх по реке. Тем не менее ученики решили оставить своего учителя и товарища и двигаться дальше путём аскезы.