История буддизма в россии

XVIII век

В 1727 году земли России и Китая разграничили в соответствии с Кяхтинским договором. К этому периоду значительная часть бурятов уже следовала буддийскому учению.

Чтобы ограничить влияние иностранцев на умы российских подданных, была издана инструкция для пограничных служб. В ней запрещалось пускать лам из Монголии и Тибета в бурятские поселения. Вместо этого бурятским родам было приказано готовить свои благонадёжные духовные кадры.

Благодаря созданию системыбеспрерывного образования, бурятский буддизм получил возможность равномерно развиваться.

Мистерия Цам в Гусиноозерском дацане

Хотя буддизм не был государственной религией в России, в 1741 году его всё же косвенным образом признали. Произошло это благодаря указу, выпущенному локальными органами власти в Сибири от лица государыни.

Указ ограничивал количество лам сто пятидесятью и храмов одиннадцатью, тем самым узаконивая буддийскую верхушку. Официально буддизм указом не признавался, но духовенство получило благодаря ему некоторые привилегии, в частности, освобождалось от уплаты ясака. Мнения историков расходятся в том, кто же проявил такую милость: Анна Леопольдовна или Елизавета Петровна.

В 1764 году буддийское учение обрело заслуженное признание и стало одной из российских государственных религий вследствие введения должности Пандито хамбо-ламы, который должен был возглавлять забайкальских и восточносибирских буддистов. Благодарные духовники в Бурятии провозгласили Екатерину II, учредившую этот пост, эманацией Белой Тары.

Первый дацан, Цонгольский, был сначала передвижным. Дамба Дорши Заяев, Пандито хамбо-лама, был его настоятелем. Позже резиденцией лидера всех буддистов становится Гусиноозерский дацан.

Дамба-Даржай Заяев (1710—1776). 1-й Пандито Хамбо-Лама

Спустя 33 года император Павел Петрович отметил в своём манифесте, что в России можно свободно исповедовать и распространять буддизм.

Дацан Гунзэчойнэй — храм Будды в Северной столице

Хотя непосредственные контакты России и Тибета так и не стали обширными, хамбо-лама не унывал. В 1905 году после издания Манифеста 17 октября и изменения законов империи о вероисповедании буддизм получил значительно больше свободы в России, чем когда-либо ранее. Агван Доржиев отправляет многочисленные просьбы в различные ведомства о разрешении строительства буддийского храма в Петербурге. В этом его поддерживают как местные диаспоры бурят и калмыков, так и новообращенные в буддизм русские дворяне и ученые-востоковеды.

Строительство было, наконец, разрешено министром внутренних дел Петром Столыпиным, и к 1909-му началось. Было выбрано место вдалеке от центра, в Старой Деревне. Ультраконсервативные круги восприняли появление храма в штыки.

Доржиев так писал об этом:
«Согласно давнему прошению, строительство буддийского сумэ
Было теперь разрешено высочайшим повелением.
Но когда вскоре началась его постройка
Все эти длинноволосые чудаки
Стали раз за разом взывать к царю:
«Если на нашей земле будет построен этот поганый храм
Наша вера придет в упадок.
Необходимо поэтому издать строжайший указ
О запрещении и уничтожении его»».

Тем не менее Доржиеву удается собрать комитет по строительству, куда вошли ученые-санскритологи, монголоведы и буддологи. Возникла заминка с деньгами: часть суммы на строительство выделил сам Далай-лама, но в течение нескольких лет эти деньги не могли прийти. Бурятскому ламе пришлось просить о пожертвованиях у знатных калмыцких и бурятских фамилий.

Храм открылся в 1913 году, приняв первое богослужение 21 февраля. Оно совпало с неофициальным празднованием своеобразного «дня независимости» Монголии и Тибета. Именно подарки из этих государств составили значительную часть убранства дацана. Впоследствии старание Доржиева храм стал важным центром дипломатических связей. Помимо очевидных связей с Монголией и Тибетом, храм также принял у себя членов сиамской монархической фамилии.


Дацан Гунзэчойней в Санкт-Петербурге. (yandex.ru)

Помимо храма в столице Доржиев основал в Калмыкии училище, которому он подарил 300 томов тибетских канонов. В Петербурге основано буддийское издательство. К 1905 году он разработал новый алфавит для бурятского языка на основе старомонгольского письма — вагиндру.

Возрождение [ править ]

Золотые ворота в городе Элиста , Республика Калмыкия

После распада Советского Союза с избранием президента Кирсана Илюмжинова в Калмыкии началось возрождение буддизма . Он также возродился в Бурятии и Туве и начал распространяться среди русских в других регионах.

В 1992 году Далай-лама впервые посетил Туву в России.

В России есть несколько тибетских буддийских университетов-монастырей, сосредоточенных в Сибири , известных как дацаны .

Федор Щербацкой , известный русский индолог , побывавший в Индии и Монголии во времена Российской империи , многие считают ответственным за создание основ изучения буддизма в западном мире.

Сейчас в России проживает от 700 000 до 1,5 миллиона буддистов, в основном в республиках Бурятия , Калмыкия и Тыва .

Регионы с большим буддийским населением править

Федеральный субъект Буддисты (2012) Буддисты (2016)
Тува 61,8% 52,2%
Калмыкия 37,6% 53,4%
Бурятия 19,8% 19,8%
Забайкальский край 6,3% 14,6%

Дацан Gunzechoinei Face

Буддизм в России

В 2012 году буддизм был религией 62% всего населения Тувы , 38% Калмыкии и 20% Бурятии . У буддизма также есть верующие, составляющие 6% в Забайкальском крае , преимущественно этнические буряты, и от 0,5% до 0,9% в Томской области и Якутии . Буддийские общины могут быть найдены в других субъектах Федерации России, от 0,1% до 0,5% в Сахалинской области , Хабаровском крае , Амурской области , Иркутской области , Алтае , Хакасии , Новосибирской области , Томской области., Тюменская область , Оренбургская область , Архангельская область , Мурманская область , Москва и Московская область , Санкт-Петербург и Ленинградская область , а также в Калининградской области . В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Самара , часто до 1% населения идентифицируют себя как буддисты.

Буддизм в СССР

После Октябрьской революции буддизм в России был подвержен модному тогда духовному веянию — обновленчеству. Синтез дхармы и марксизма призван был реорганизовать буддистские общины. В рамках этого движения в Москве 20-х гг. даже состоялся всероссийский буддийский собор. Однако затем политика партии переменилась, и в отношении религиозных организаций начались массовые репрессии. Монастыри закрывались, храмы разрушались, а духовенство преследовалось. До послевоенной «оттепели» народы России, исповедующие буддизм, потеряли более 150 монастырей. В Бурятии из 15 тысяч лам к 1948 году осталось менее 600 человек. Что касается Тувы и Калмыкии, то на оба региона насчитывалось всего несколько десятков выживших священнослужителей из 8 тысяч.

Распространение буддизма. Буддизм в нашей стране

В VI — VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII — XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесных) — монах в ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) — воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога — творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение верование в существование неведомового идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.

В многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийский монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и достаточно долгое время находился в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан Уде.

Подразделы:

  • Буддизм в современной России
  • Иволгинский дацан
  • Гусиноозерский дацан (Тамчинский)

« История развития. Разделение на большую и малую колесницы | Буддизм в современной России »

Вернуться в раздел Йога-Википедия, содержащий материалы по развитию, здоровью и непознанному.

Информация

(?)

Случайная практика: Программа — Мгновенная эволюция

Сейчас онлайн на сайте: 74 чел. | Публичная оферта | Твоя Йога в соцсетях

Агван Доржиев — русский шпион

Доржиев остался в истории в том числе и как сторонник присоединения Тибета к Российской империи. Тибет к началу XX в. оказался достаточно сильным, чтобы вырваться из лап уже дряхлого китайского «тигра». В этом он получил поддержку со стороны англичан, которые подступали к горам с юга — из Индии. Английские посланники (разведчики) активно проводили зондаж обстановки в Тибете и стремились к тому, чтобы ввести этот регион в зону своего влияния.

Доржиева англичане принимали за «русского агента влияния» (что было отчасти правдой), который способствовал сближению Тибета и России для давления на Британскую Индию. После Британского вторжения в Тибет в 1903—1904 гг. бурятский лама вынужден уехать в Монголию. Существует версия, что Доржиев лично участвовал в организации тибетского сопротивления англичанам, однако это маловероятно.

Он много путешествовал, чтобы найти союзников в противостоянии британцам. В качестве подобных могли выступить Франция, которая явно через некоторых официальных лиц проявляла интерес к тибетской проблеме, а также Российская империя.

В 1897 году Доржиев посетил Францию. В музее восточных искусств в Париже он отслужил молебен в присутствии бомонда и некоторых русских гостей. В частности, там присутствовали будущий президент Франции, приведший ее к победе в Первой Мировой, Жорж Клемансо и поэт Иннокентий Анненский. Последний по этому случаю напишет стихотворение «Буддийская месса в Париже».

Но Франция оказалась слишком далека от тибетских интересов. Тогда Доржиев решает обратиться за помощью к России. При содействии князя Э. Э. Ухтомского — одного из новообращенных буддистов, — он добился аудиенции у Николая II в 1898 году. Император на определенных условиях согласился поддержать идею о протекторате. В Тибете появилось русское консульство.

Агван Доржиев участвовал в подписании тибетско-монгольского договора о взаимном признании (29 декабря 1912 г.) и декларации независимости Тибета, провозглашенной 23 января 1913 г. Посланник России в Улан-Баторе И. Я. Коростовец указывал, что он не был против соглашения Тибета и Монголии, но против сближения России с Тибетом. Поэтому далеко идущие планы бурятского ламы по установлению Российской империей протектората над Тибетом и Монголией не могли быть осуществлены.


Далай-лама XIII. (wikimedia.org)

От Елизаветы I до Екатерины II

Другая обширная область распространения буддизма появилась в Забайкалье, где проживали буряты. Первый стационарный храм появился там в 1725 году, а в 1741-м императрица Елизавета Петровна царским указом объявила буддизм одной из официальных российских религий. В конце XVII – начале XVIII веков, по словам доктора исторических наук Сурун-Ханды Сыртыповой, буддизм активно развивался на бурятских землях: «На этот период пришелся расцвет книгопечатания, происходило строительство, возобновление и создание новых храмов при монастырях, замена деревянных строений каменными. Создавались новые художественные школы и течения, о которых мы, к сожалению, пока еще знаем очень мало».

Со времен Екатерины II главы буддистов Забайкалья носят титул Пандидо Хамбо Лам. Первым из них в 1764 году императрица утвердила в этой должности Дашу Доржи Заяева (1710–1776) – монаха, ученого и учителя, получившего классическое образование в Тибете. Буряты считают, что появление Хамбо Ламы способствовало объединению разных забайкальских кочевых племен, в результате чего образовался бурятский народ. Один из Хамбо Лам прославил Бурятию во всем мире – это Даши Доржо Итигэлов (1852–1927), чье нетленное тело, сидящее в позе медитации, до сих пор находится в Иволгинском Дацане недалеко от Улан-Удэ, привлекая своим благословением множество паломников.

В конце XIX – начале XX века в Бурятии было около 40 храмов и монастырей; при некоторых дацанах были школы, в которых изучали философию, цаннид (логику ведения философских диспутов), медицину, ритуалы и искусства.

«Единственный выдержал экзамен»

В поисках главного героя для нашего кино мы остановили свой выбор на фигуре бурятского ламы Агвана Доржиева (1854–1938), который известен как буддийский ученый, учитель Далай-ламы XIII и посол Тибета при российском государе.

Родившись в бурятском селении Хара-Шибирь, он учился в русской школе и в 18-летнем возрасте женился. Однако брак продлился недолго: всего через год Доржиев разошелся с женой и отправился пешком в Лхасу, чтобы постигать основы Учения Будды. Он десять лет учился в Гоман-дацане и получил ученый титул. Позднее он так писал об этом в своих мемуарах:

Хотя курс пяти книг я изучил не особенно глубоко, следуя поговорке: «Промедлишь – упустишь время», получил звание лхарабмы у подобных солнцу, поднявшемуся над землей, мудрецов из трех удивительных монастырей. Не убоявшись, по пяти книгам единственный выдержал экзамен. Так я прославился.  Затем, когда Упование живых Далай-лама гэгэн встретил свое тринадцатилетие, я вошел в число тех, кто обучал его полному учению цаннида, и десять лет сопровождал его.

Доржиев стал единственным в истории иностранцем, которому доверили обучать философии самого Далай-ламу XIII. Освоившись в этой роли, бурятский ученый внушил правителю Тибета симпатии к России. Поэтому, когда казалось, что Стране Снегов грозит опасность со стороны Британии, чьей колонией была тогда соседняя с Тибетом Индия, Далай-лама поручил Доржиеву дипломатическую миссию – убедить российского царя взять Тибет под свою защиту. В таком качестве Доржиев неоднократно совершал поездки между Лхасой и Санкт-Петербургом, пересекая материки и океаны. Вот одно из писем Далай-ламы к Николаю II:

Печать Далай-ламы Халха,  27-го числа Х-й луны Года деревянной змеи.

Дипмиссия Доржиева успеха не имела, но, проезжая на своем пути Бурятию, Калмыкию и Туву, он всякий раз давал там поучения, строил храмы и школы.

Развитие буддологии

Исторически Санкт-Петербург был центром русского буддийского учения.Тут появились буддологические сообщества, которые сделали значительный вклад в развитие буддологии.

Российские востоковеды стояли в ряду самых сильных в этой области знаний. Тибетология, синология, санскрит являлись предметом изучения в институтах и университетах крупных российских городов.

Николай Рерих (27.09.1874 — 13.12.1947) — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, востоковед

На соответствующих кафедрах переводили труднейшие документы, отсюда отправлялись в научные поездки в азиатские государства. В течение двух веков представители литературной интеллигенции использовали буддийские философские выкладки в своих произведениях.

«Всякая пропаганда считается преступлением»

Доржиев заботился о буддистах любой народности, где бы они ни жили. Побывав в Париже, он по приглашению французских властей провел серию посвящений в музее Восточных искусств Гиме. Максимилиан Волошин, который помогал ламе в Париже, писал об их встрече так: «Это было моей первой религиозной ступенью. Лама много сказал такого об Нирване, что сильно перевернуло многие мои мысли. От него я узнал, что в буддизме всякая пропаганда идеи считается преступлением, как насилие над личностью. Какая моральная высота!..»

Агван Доржиев поражает масштабом и многогранностью своей личности. Он был образцом учености для российских востоковедов, помогал им получать буддийские знания; он привез в Россию уникальный атлас тибетской медицины; по инициативе Далай-ламы XIII и с благословения императора Николая II он возвел храм-дацан в Санкт-Петербурге; он защищал буддизм и буддистов от уничтожения после Октябрьской революции и в первые годы репрессий, но сам пал их жертвой. Свою долгую жизнь он завершил в тюремной больнице Улан-Удэ в 1938 году.

Из истории возникновения

Буддизм — это самая молодая из мировых религий. Родиной является Индия VI в. до н.э. Основоположником считается принц Гаутама. Родился он в семье правителя. Естественно, что его хотели оградить от трудностей и бед. И до определенного времени его жизнь была беззаботна. Но однажды он увидел похоронную церемонию, за которой, среди прочих, следовали больные и состарившиеся люди. И тогда он понял, что в мире есть болезни, страдания и смерть. А быть богатым, не означает быть счастливым.
Рис. 1. Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае. ИндияИ решил принц покинуть родительский дом, чтобы постигнуть смысл человеческого бытия.  Странствия продолжались шесть лет.
Он осознал, и самое главное — смог передать другим сущность мироздания и место человека в нем.

Процветание. Угасание. Возрождение

Фильм об истории буддизма в России состоит из двух частей. Прослеживая жизненный путь героя, зритель увидит период процветания буддийского учения в царской России и период его вынужденного угасания; узнает, как взаимосвязаны судьбы буддизма в Калмыкии, Бурятии, Туве и соседней Монголии; познакомится с самыми известными буддологами России, услышит их рассказы о событиях прошлого и мнения о будущем.

Во второй серии мы, кроме прочего, покажем, как складывалась судьба калмыцкого народа во время Великой отечественной войны, а затем остановимся на современном периоде обновления буддизма в Российской Федерации. Наша съемочная группа рассчитывает завершить фильм и подготовить его к просмотру в 2018 году. Будем рады участию всех, кто захочет помочь нам в этой работе.

1907 г. ноября 20

Секретная записка Агвана Доржиева в Министерство иностранных дел России о более тесном сближении России с Монголией и Тибетом:

Мир на окраинах будет обеспечен лишь в том случае, когда пограничные соседи на этих окраинах будут связаны с нами прочными узами дружбы и живого общения, в особенности – на почве торгово-промышленной и культурно-просветительной деятельности.

Чрезмерная эксплуатация населения, «выжимание соков» без внесения в страну чего-либо положительного только вооружают население. А потому надо принимать меры к поднятию хозяйственного быта и духовной культуры туземцев.

Прежде всего должны быть открыты общеобразовательные учебные заведения (или приспособлены существующие), где бы могли обучаться монгольские и тибетские дети вместе с русскими и бурятами. Такие учебные заведения удобнее всего открывать где-нибудь около границы, например, в Троицкосавске. Преподавание должно вестись на монгольском языке до тех пор, пока учащиеся не овладеют русским языком в совершенстве. В программу преподавания должны входить русский, монгольский, тибетский, китайский и английский языки, по выбору учащихся, история и литература народов, к которым принадлежат учащиеся, а также учение Будды.

Такими просветительно-культурными мерами можно со временем достигнуть того, что монголы и тибетцы будут смотреть на Россию как на источник здоровой культуры и просвещения, как на свое идейное отечество.

Записка кяхтинского пограничного комиссара Алексея Хитрово о пребывании в Монголии Далай-Ламы:

Считаю необходимым осветить несколько личность Далай-Ламы. По обширным располагаемым мною о нем сведениям, из самых различных источников, общее мнение, без всяких исключений, сводится к тому, что настоящий Далай-Лама представляет собой изумительно выдающуюся личность. Начиная с XIII столетия, т. е. со времени первого воплощения и перерождения Далай-Ламы, только один из всех первосвященников, царствовавший в начале XVII века (Нован Лобсан), отличался предприимчивостью и как выдающийся политический деятель.

Все же прочие владыки и до, и после Нована отличались безволием, были слепым орудием окружающих их воспитателей, наставников и китайских резидентов; редкие из них доживали до 18 лет.

Настоящий Далай-Лама имеет 32 года, по-своему считается высокообразованным, с прирожденным выдающимся умом, несокрушимой упорной энергией и закаленным здоровьем. Весь путь (четыре месяца) из Лхасы в Ургу он по своему желанию совершил верхом. Священные носилки, бывшие при нем, остались без употребления.

Литература
  1. Монгуш М. В. История буддизма в Туве (вторая половина VI – конец XX в.). Новосибирск: Наука, 2001
  2. Тепкеев В. Т. Ойраты в начале XVII века. Элиста: КИГИ РАН, 2015 г.
  3. Россия и Тибет. Сборник русских архивных документов 1900–1914. М.: Восточная литература, 2005
  4. Агван Доржиев. Занимательные заметки. Описание путешествия вокруг света. М.: Восточная литература, 2003
  5. Волошин, М. Записные книжки. М.: Вагриус, 2000
  6. Волошин, М. А. Собрание сочинений в 8 т. М.: Эллис Лак, 2009

Буддизм в Калмыкии

Калмыкия, это единственный европейский регион с преобладанием буддийского населения. Представляя собой потомственные западно-монгольские племена, родословная калмыков восходит к ойратам, приобщившимся к таинствам буддийской религии в XIII веке благодаря вхождению в империю Чингисхана. Однако в это время буддизм являлся вероисповеданием лишь политической элиты ойратов. Популяризация же учения среди простого населения происходит только в XVI-XVII веках. И, как и в случае с Бурятией и Тувой, калмыцкий буддизм также придерживается тибетских религиозных традиций. Особенно эта связь между Тибетом и Калмыкией укрепилась после признания в начале XVII века в ойратском мальчике перерождения третьего Далай-ламы.

Распространение буддизма среди ойратов способствовало и становлению отдельного калмыцкого этноса. В состав последнего вошли ойратские племена, принявшие буддизм и расселившиеся на запад в пределах Российского государства. При этом, подчиняясь российскому императору, калмыки образовали собственное управление — Калмыцкое ханство. Последнее просуществовало до 1771 года, когда указом императрицы Екатерины II было упразднено. В дальнейшем калмыцкий буддизм развивался, приобретал национальные черты и, подобно бурятской и тувинской сангхам, вел религиозную борьбу с шаманизмом.

История буддизма

Из школьной программы 5 класса по истории можно вспомнить не многое, связанное с буддизмом. Для того чтобы понять буддизм следует обратиться к корням его зарождения, а именно к самому основателю буддизма. Коим является Сиддхартха Гаутама, известный как «Будда».

Он жил в течение V века до н. э. Гаутама родился в богатой семье принца в современном Непале. Хотя у него была лёгкая жизнь, чувствами Гаутамы двигали многочисленные страдания в мире. Он решил отказаться от пышного образа жизни и продвигать идею «Среднего пути», что означает существование между двумя крайностями. Таким образом, он стремился к жизни без излишеств, но и без крайности в нищете.

После шести лет поисков буддисты считают, что Гаутама нашел просветление во время медитации под деревом бодхи. Остаток жизни он провёл, обучая других как достичь этого духовного состояния. Когда Гаутама скончался его последователи стали организовывать религиозное движение.

Через 400 лет после смерти Будды, в 543 г. до н.э. его ученики записали устные учения в «Палийский канон», или «Типитака» («Три корзины»). Учения Будды стали основой того, что развивается в буддизме по сегодняшний день, насчитывая более 500 миллионов последователей по всему миру.

«Люди, у которых есть мнение, просто беспокоят друг друга.»

Религия в СССР: буддизм, контрреволюция и дипломатия

С началом Первой мировой войны Доржиев организовывает при храме сбор пожертвований на нужды армии. Среди жертвующих были сын знаменитого ювелира Карла Фаберже, Агафон и эстляндский барон Р. Ф. Унгерн фон Штенберг, впоследствии одиозный белый генерал.

Буряты и калмыки как инородцы были в основном освобождены от призыва в армию, но к 1915 году их стали привлекать на тыловые работы. Паства храма из-за этого сильно поредела.

Февральская революция дала толчок к развитию национального строительства в среде инородцев. Доржиев стал членом комитета по национально-культурному строительству в Калмыкии и Бурятии, как человек одинаково уважаемый и духовными буддийскими кругами, и научной интеллигенцией. Для этого он ездил на малую родину, где общался с главой бурятских буддистов Даши-Доржо Итигэловым — будущим нетленным ламой.

После Октябрьской революции 1917 года большевистское правительство, в отличие от Временного, постепенно начало наступление на религиозные организации. Летом 1918 года Доржиев был арестован ЧК, когда направлялся в Калмыкию, и оказался в Бутырской тюрьме в Москве. Его обвинили в попытке вывезти ценности за пределы России. Ламе грозил смертный приговор, но ему удалось связаться с некоторыми знакомыми учеными: академиком С. Ф. Ольденбургом, В. Л. Котвичем и Ф. И. Щербатским. Помогло также вмешательство наркома иностранных дел Г. И. Чичерина. Доржиев был освобожден.

Постепенно отношения Доржиева и советской власти улучшились. Доржиев в 1919 году получил мандат на ведение агитации среди верующих для «разъяснения им основ советской власти». Он активно просил средства на восстановление разграбленного в 1919-м петербургского дацана. Хамбо-лама принял участие в первом съезде народов Востока в Баку в 1920 году.

Буддизм поначалу рассматривался как религия «угнетенного меньшинства», поэтому советская власть отчасти даже поддерживала его. Во всяком случае, создавала такую видимость. При этом буддийское духовенство было объявлено «классовым врагом», «угнетателем» народов Калмыкии и Бурятии.

Доржиев регулярно выступал с заявлениями о необходимости реформ в общине. Это настраивало против него и консервативные круги, и советскую власть. Не прекращались диспуты по вопросам антирелигиозной пропаганды и национализации религиозного имущества.

XVII век

Следующими за бохайцами принесли буддийское учение на русскую землю калмыки, когда часть их племён на рубеже XVII столетия перешла в подданство России.

Посланники калмыков (ойратов) пришли к царю Василию Шуйскому и выразили желание пользоваться первоклассными пастбищами вдоль Волги, взамен предлагая охрану рубежей от нападений кочевых племён на юго-востоке Московии. Соглашение было заключено по обоюдной выгоде сторон, и образовалось Калмыцкое ханство, первое и последнее автономное буддийское государство в Европе.

Калмыки были буддистами со сформировавшимся мировоззрением. Они получили передачу учения от Второго Кармапы, Карма-бакши на четыре столетия раньше присоединения к России. Он возглавлял тибетскую школу Карма Кагью.

Уйгурский буддизм и школы кагьюпинцев и сакьяпинцев были тоже знакомы ойратами оказали на них значительное воздействие. Однако позже школа Гелуг в силу ряда причин всё же возобладала и у них, хотя линии Кагью и Сакья сохранились.

Буддийский храм «Таши Гоманг», Калмыкия, начало XX в.

В это же время и в Бурятии укрылись сотни духовников из Тибета и Монголии, покинувших свои земли по политическим мотивам. В этот регион также проник тибетский вариант учения.

Буряты добровольно принимали российское подданство, но перегибы местной сибирской администрации способствовали тому, что многие из них откочёвывали в Монголию, так как их облагали непомерными налогами и пытались насильно обратить в православие.

Алтайские народы приняли буддизм, когда Алтай включили в Джунгарию. У всех буддистских народов сохранялось интенсивное общение с Тибетом, главой всех буддистов и духовными лидерами разных буддистских сект.

Ламы из России проходили первоначальное обучение на месте, в дальнейшем их принимал Тибет для завершения образования. Тела отошедших в мир иной лам и знатных людей отправлялись тоже в Страну Снегов, чтобы они могли лучшим образом «переродиться».

Тибет в лице Далай-ламы выдавал грамоты с печатями сандалового дерева калмыцким ханам, подтверждающие их право властвовать. Отличительной чертой буддизма являлось то, что, распространяясь по миру, он мирно уживался с существующими религиями, принимая разнообразные духовные формы.

Аларский дацан, Бурятия

Хотя все вышеназванные народы исповедовали одну и ту же форму буддизма, в каждом регионе она все же приобретала свои особенности.

Бурятский буддизм многое перенял из Монголии, в силу соседства этих стран. Тут так же почитали перерожденцев – тулку, и иерархия в монастырях соответствовала тибетской. В Туве, напротив, перерожденцев не искали, ламам разрешалось жениться, так как им не обязательно было принимать монашество.

Алтайские шаманизм и христианство видоизменили буддизм по-своему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: