Пуруша (дух, я)

Содержание

Пуруша Сукта дает описание духовного единства вселенной. Он представляет природу Пуруши, или космического существа, как имманентный в проявленном мире и все же трансцендентный по отношению к нему. Из этого существа, как утверждает Сукта, исходное творческое будем (идентифицировано с Вишвакарма, Хираньягарбха или Праджапати ) происходит, что вызывает проекцию Вселенной в пространстве и времени. Пуруша Сукта в седьмом стихе намекает на органическую взаимосвязь различных классов общества.

Пуруша

Пуруша определяется в стихах 2-5 Сукты. Его описывают как существо, пронизывающее все сознательное и бессознательное повсеместно. Он поэтически изображен как существо с тысячей голов, глаз и ног, охватывающее не только землю, но и всю вселенную со всех сторон и выходящее за ее пределы на десять пальцев — или выходящее за пределы всех 10 измерений. Все проявления в прошлом, настоящем и будущем считаются только Пурушей. Также провозглашается, что он превосходит свое творение. Имманентность Пуруши в проявлении и, тем не менее, его превосходство над ней подобны точке зрения, которой придерживается панентеисты. Наконец, его слава даже больше, чем изображение в этой Сукте.

Творчество

Стихи 5-15 содержат творчество из Риг Веда. Считается, что творение началось с возникновения Вирата, или космического тела, от Пуруши. В Вирате проявляется вездесущий разум, который вызывает видимость разнообразия. В следующих стихах говорится, что Пуруша, принесший себя в жертву, порождает птиц, лесных и домашних животных, трех Веды, метры ( мантры ). Затем следует стих, в котором говорится, что из его рта, рук, бедер, ног четыре варны (категории) рождаются. Этот стих, связанный с четырьмя варнами, является спорным и считается многими учеными, такими как Макс Мюллер, быть искажением и вставкой средневековой или современной эпохи в текст.

После стиха в сукте говорится, что луна рождается из ума Пуруши, а солнце — из его глаз. Индра и Агни спускаются из его рта, и из его жизненного дыхания рождается воздух. Небосвод идет от его пупка, небеса — от его головы, земля — ​​от его ног и четверти пространства — от его ушей. Через это творение обретается основополагающее единство человеческой, космической и божественной реальностей, поскольку все видится возникающими из одной и той же изначальной реальности, Пуруши.

Яджна

Пуруша Сукта утверждает, что мир создан из Яджна или обмен Пуруши. Считается, что все формы существования основаны на этой изначальной ягье. В семнадцатом стихе считается, что сама концепция яджны возникла из этого первоначального жертвоприношения. В последних стихах яджна превозносится как изначальная энергетическая основа всего сущего.

Что ждет людей совершивших самоубийство?

00:38:35 Спасибо за вопрос, Кирилл. Этот вопрос косвенно связан с нашей темой. С темой, о которой мы сегодня говорим — влияние Сатурна. Да. Безусловно, и у нас есть, и (есть) подобные случаи в других странах, это связано с тем, что люди так или иначе пытаются бунтовать против своей судьбы.

00:39:38 Что такое самоубийство? Почему самоубийство во всех традициях духовных: в христианстве, мусульманстве и так далее, — считается большим грехом? Почему, например, христиане даже не хоронят самоубийц на кладбище, а за пределами? Почему? Считается, что это один из тяжелых грехов. Считается, что душа самоубийцы после такого решения — уйти из жизни — не может долго найти себе покоя. Потому что на самом деле это проявление богоборческого сознания. Это проявление несмирения, это проявление нежелания терпеть. Если тяжело, если плохо, если больно, то всё равно нужно это принять. Просто так это не приходит — это результат наших действий, это карма.

00:40:36 Веды говорят, что все наши поступки имеют свои последствия. И если нам очень тяжело, значит мы совершили, скажем мягко, не очень хорошие поступки, в результате чего м сейчас испытываем такие страдания. Если мы готовы их принять и нести за них ответственность, то мы продолжаем жить. Если же мы считаем, что Господь несправедлив и всё прочее, и начинаем роптать против Бога… Поэтому, с точки зрения кармы, самоубийство — это не выход. Наоборот — ещё большее, скажем так, отягощение кармы.

00:41:18 Гаруда-Пурана, писание, которое описывает странствия души после смерти, говорит что души таких людей, таких неудачников, они долго не могут обрести рождение в физическом теле. Они существуют в тонком теле. Они испытывают все желания, какие у них были в материальной жизни, но не могут их удовлетворить. Они хотят есть, хотят пить, ещё чего-то хотят. Хотят любить и быть любимыми, но удовлетворить они этого не могут. Почему? Потому что у них нет физического тела и их материальные желания, которые они сохранили, а духовные они не развили… поэтому они очень сильно страдают. Это духи или, как их называют, пишачи. То есть бестелесные духи. Поэтому удел таких людей, их душ, незавиден. И всегда нужно помнить, что чтобы ни было — это наше, это мы заслужили, это нужно принять, смириться с этим и терпеть. Понятно, да?

00:42:36
Нет. Они не хорошие духи. Это духи, которые всегда испытывают желания, ими движет вожделение. Так как они выбрали такой путь, они не развили свои духовные желания, у них есть только материальные желания, а нет возможности удовлетворить их. Поэтому они пристраиваются, скажем, к людям и пытаются… ну вот как в христианстве говорят — искушают. Вот. Эзотерики это называют всякими разными словами как лярвы, или там ещё что-то, вот такие энергетические присоски и так далее. Это вот такие вот сущности, которые так же населяют наш мир.

ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

     Известная нам Полярная Звезда описывается Ведами как Дхрувалока или Шветадвипа. По словам ведических учёных, она находится на расстоянии 10.400.000 миль от планетной системы, известной в Ведах как планеты Семи Мудрецов. Созданная по высшей воле Верховного Господа, Полярная Звезда является центром, вокруг которого вращаются все звёзды и планеты. Недремлющее, невидимое и могущественное время заставляет эти светила беспрерывно вращаться вокруг Полярной Звезды. Все планетные системы находятся под защитой Полярной Звезды, Дхрувалоки. Все эти планетные системы, вместе взятые, являются Шишумарой, совокупной гигантской вселенской машиной, образован-ной звёздами и планетами и напоминающей по форме дельфина (Шишумару), ныряющего в воду. Великие йоги медитируют на эту форму Господа, так как её можно видеть материальными глазами. 
     Дхрувалока – Полярная Звезда – является обителью Господа Вишну в материальном мире. И вследствие этого, как и остальные Вайкунтхи – духовные планеты за пределами этой вселенной, Дхрувалока не уничтожается во время разрушения Вселенной, а остается на своем месте, как и была. Эта планета существует вечно. Ей поклоняются обитатели всех других планет. К планетной системе Дхрувалоке принадлежат планеты Бога Солнца, Индры, Праджапати, Кашьяпы и Дхармы.
     На Дхрувалоке, Полярной Звезде, обитают великие святые. Они полностью лишены зависти и злобы, которые свойственны живым существам в материальном мире, и их не касаются четыре формы материальной деятельности: религия, экономическое развитие, чувственные наслаждения и освобождение. Любой, кто достигает этой планеты, Вайкунтхи, никогда больше не возвращается в материальный мир. 

ХРОНОЛОГИЯ «БХАГАВАД-ГИТЫ» — ИНДИЙСКАЯ ВЕДИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

Полубоги 

     Веды подробно описывают причины и хронологию процесса сотворения материального мира, который существует в течение одного выдоха экспансии Господа Маха-Вишну. В это время живёт Брахма, продолжительность жизни которого составляет 311 триллионов 40 биллионов земных лет.

ИНДИЙСКАЯ ВЕДИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

     Веды описывают причины, процесс и подробную хронологию сотворения материального мира.
     Иногда в Духовном небе «паравьеме” образуется духовное облако «махат-таттва”, в которое ложится и погружается в мистический сон «йога-нидра” первая пуруша-аватара (экспансия Господа) Маха-Вишну.

     В течение его сна с каждым выдохом из пор Маха-Вишну выходят материальные вселенные, а с его вздохом все материальное творение обратно погружается в него.
     То есть все материальное творение существует в течение одного выдоха Маха-Вишну, называемого маха-калпой.
     Маха-калпа, в свою очередь, создаёт условия для Викалпы – то есть сотворения самого Брахмы и рассеивания материальных компонентов творения. Уполномоченный самим Господом – Управляющий материальной Вселенной Господь Брахма живёт 100 лет или 311 триллионов 40 биллионов земных лет.
     Сутки Брахмы составляют 8.640.000.000 лет, а его день соответственно 4.320 000.000 лет.
     Процесс творения, происходящий в течение одного дня Брахмы, называют калпой.
     Калпа, в свою очередь, состоит из 1 000 периодов, называемых Дивья-юга и состоящих из 4-х эпох: Сатья, Трета, Двапара и Кали-Юга.
     Сатья-юга, продолжительностью 1.728.000 лет характеризуется праведностью, мудростью и религиозностью и отсутствием невежества и порока.
     Трета-юга длится 1.296.000 лет и в ней уже появляются признаки порочности. 
     Двапара-юга продолжается 864.000 лет и в ней проявляется упадок добродетели и религиозности.
     И, наконец, Кали-юга длится 432.000 лет и изобилует ссорами, невежеством, безбожием и грехом.
     Хронология чередования 4-х эпох такова: Сатья, Трета, Двапара, Кали. Иногда они перекрывают друг друга.

     Во времена правления Вайвасваты Ману это случилось на 28-м цикле четырёх эпох: третья эпоха наступила раньше второй.
     Именно в эту эпоху нисходит Господь Кришна, что и явилось причиной изменений.

     Около 72-х дивья-юг называется манвантарой и составляет период правления одного Ману.
     Ману является прародителем человечества, отвечающим за его развитие в определенном участке времени.
     За один день  Брахмы приходит 14 Ману, за месяц Брахмы приходит 420 Ману, за год – 5 040 и за 100 лет Брахмы приходит 504.000 Ману.
     Продолжительность жизни теперешнего Ману по имени Вайвасвата Ману составляет 305.300.000 лет, из которых 120.400.000 уже прошли.
     Нашему Брахме 51 год и он находится в самом расцвете сил.
     По количеству дней в месяце Брахмы насчитывается всего 30 разных калп.
     Текущая калпа Брахмы носит название Вараха-калпа или Швета Вараха калпа или Падма калпа, потому что когда родился Брахма и начал заново создавать Вселенную, Господь воплотился в образе Варахи.

     Самое известное ведическое произведение «Бхагавад-Гита», которое называют квинтэссенцией ведического знания была поведана Всевышним Господом Богу Солнца Вивасвану более 120.400.000 лет назад. Вивасван, в свою очередь, передал её прародителю человечества Вайвасвату-Ману, который рассказал «Гиту» своему сыну и ученику Махарадже Икшваку, царю планеты Земля, около 2.005.000 лет назад. С этих пор «Бхагавад-Гита» существует в человеческом обществе. Но затем, под влиянием времени, это знание было частично утеряно, и Кришна вновь поведал «Гиту» Арджупе на поле битвы Курукшетра около 5.000 лет назад. 

Являлся ли Бабаджи в теле?

В апреле 1872 года, будучи в Каши, посредством садханы Шьяма Чаран встретил своего дорогого Гурудева, и этот опыт Он ярко отразил в своем девятом дневникеGurúkā ādarbhāo sushumná jāgā bicbicme āot haye kabhi kabhi jyot mālum hot haye khāli ākhse sushumná dekhā jāgarit sapan sushupti gurú se bātcit bhayā». Это означает«Сушумна пробудилась под воздействием Гуру, — иногда это были явления, иногда ощущалось сияние. Я видел сушумну невооруженным взглядом в состоянии пробуждения, в мечтах или в глубоком сне, и я беседовал с Гурудевом».

Профессор Таракнатх Саньял, сын шурина Йогираджа, получил посвящение в крийя-йогу от Него и достиг просветленного состояния садханы. Однажды он с мольбой обратился к Йогираджу«Умоляю, призовите своего Гурудева, благородного йогина Бабаджи Махараджа! Хотя бы раз хотелось бы увидеть его»!

«Я спрошу Бабаджи и скажу вам», — ответил Йогирадж.

Через несколько дней он сообщил Таракнатху«Бабаджи не хочет появляться».

Это своеобразное доказательство, что Бабаджи Махараджа никогда не являлся перед Йогираджем в телесном виде. Бабаджи иногда отправлял к нему саньясина, который следовал за Йогираджем после посвящения, когда тот собирал наличность. По этой причине многие получили ложное представление о том, что Бабаджи являлся перед Йогираджем в телесном виде. В дневнике, написанном Йогираджем, вместо этого доказывается, что Бабаджи Махараджа был реинкарнацией Кришны. Йогину такого уровня нет нужды являться в телесном виде, особенно, учитывая, что при посвящении он обещал Шьяме Чарану, что сам будет являться Йогираджу при необходимости для духовного даршана. Следовательно, правильно, что он множество раз являлся Шьяме Чарану и проводил даршан посредством садханы и благословлял его. Этот факт признал сам Шьяма Чаран в своих дневниках, которые он лично вел четырнадцать лет.

Автор книги: Свами Сарасвати

Самопознание

сообщить о нарушении

            esa̱m ― их;

            kleshavat ― как клеши;

            am ― говорится.

Предписывается удаление этих (пратьяй), подобно разрушению  клеш.

 Процесс возобновления предшествующего сознания должен быть полностью остановлен. Это делается путем удаления пратьяй, появляющихся благодаря следам личности, так же, как удаляются клеши. Клеши удаляются благодаря пониманию их природы и их отношения к карме. Пратьяи в самадхи возникают также благодаря прошлой карме и ее отпечаткам. Отпечатки коренятся в клешах, а клеши ― в авидьи. Именно так пратьяи должны быть отслежены назад к их корню.

Когда авидья удаляется, клеши исчезают, развивается сила различения, но наряду с этим благодаря прошлым отпечаткам появляются сознательные пратьяи. Точно так же, как удаляются клеши через медитацию (дхьяну) и придание состоянию вивекакхьяти большей стабильности, подобным образом могут быть удалены пратьяи, в течение вивекакхьяти, через придание состоянию вивекакхьяти прочной устойчивости и непоколебимости.

            Сутра 29: Дхарма мегха самадхи

            Prasankhya̱neapyakusi̱dasya sarvatha̱ vivekakhya̱terdharmameghah sama̱dhihi

            Prasankhya̱ne ― в высшей медитации;

            api  даже;

            apiakusi̱dasya ― того, у кого нет интереса;

            sarvatha̱  на каждом пути;

            vivekakhya̱teh  ― различением;

            dharmameghah  ― ливень дхармы;

            sama̱dhi  самадхи.

 Когда нет интереса даже к высшей медитации, дхарма мегха самадхи развивается по причине полного различения.

Когда состояние вивекакхьяти полностью устанавливается и отпечатки, вызывающие прерывание, также подавлены, медитация достигает своей высшей точки в тончайшем типе самадхи, называемом дхарма мегха самадхи. Оно интересно тем, что здесь йог развивает невлечение даже к просветлению. Здесь имеет место полная вайрагья даже в отношении вивекакхьяти, и йог становится свободным от желания достичь кайвалью. До этих пор им руководило честолюбие в отношении кайвальи. Теперь даже оно оставляется позади. Как только он оказывается вблизи высшей точки, жажда достижения этой точки полностью теряется. Акусида означает отсутствие всякого расчета. Это состояние, в котором йог отказывается от идеи получения чего-либо или достижения когда-либо через медитацию, которую он делает. Честолюбие и интерес оставляются позади. Садхана практикуется, но идея достижения чего-либо отсутствует. В этом состоянии нет привязанности даже к состоянию кайвальи. Очень интересно заметить, что отказ от сильного желания кайвальи, которое вело последователя от низшей точки сознания к развитию высшего осознания, происходит автоматически прямо во время достижения кайвальи*.

CИДДХАЛОКА – ПЛАНЕТА МИСТИКОВ

     В Ведах приводится описание одной из высших планет полубогов (деватов) – Сиддхалоки.
Она располагается на 80 000 миль ниже невидимой планеты Раху. Обитатели Сиддхалоки, как и жители других высших планет, превосходят землян во всех областях искусства, культуры и науки, поскольку обладают более развитым интеллектом. Сиддхи, так называют обитателей Сиддхалоки, от рождения наделены всеми мистическими силами, благодаря чему они могут перелетать с одной планеты на другую, не используя для этого самолёты и другие средства передвижения. Все обитатели Сиддхалоки – космонавты, они могут путешествовать в космосе без помощи механических приспособлений.
     Сиддхи – это совершенные в материальном отношении существа, которые могут управлять пространством, временем и силой тяготения. Великий мудрец Нарада является жителем Сиддхалоки, хотя он и путешествует по всем планетным системам. 

Пуруша в индийской литературе

Самые старые свидетельства можно найти в Ригведе (RV.10.90), так называемом Пуруша-Сукте, в которой также описывается происхождение каст. Пуруша — это изначальная личность, из которой возникают мир и варны (коробки). Пуруша описывается как имеющий тысячу голов и тысячу футов. Он полностью покрывал землю и даже выступал за ее пределы. Его считают властителем бессмертия. Он распространяется через самозарождение. Он выпустил Вирадж (женский принцип творения), а затем породил из нее мир. Боги приносят рожденного таким образом Пурушу в жертву. В этом подношении созданы стихи и песнопения. Родились лошади и коровы. Уста Пуруши превратились в браминов , руки превратились в кшатриев , бедра превратились в вайшьев, а стопы стали в шудры . Луна родилась из его духа, солнце из его глаз. Индра и Агни вышли из его рта. Небо возникло из его головы, вселенная из его пупка.

В доклассической дуалистической философии санкхьи Пуруша — это изначальная душа, вечный метафизический мировой дух , который неизменен. Пуруша противоположен Пракрити (природе), которая считается женским , миром явлений. Первоначальная душа и изначальная материя сравнивались как мужчина и женщина, и их различие происходило из этого противопоставления. Пракрити — это женщина и, следовательно, творящий и порождающий принцип. Пуруша — это человек, его сущность — созерцать, смотреть и знать. Пуруша и Пракрити — два разных принципа, к которым сводится мир.

В классической системе санкхьи мир сводится к двум вечным принципам. Это бессознательная, активная изначальная природа (Пракрити), с одной стороны, и множество духовно сознательных индивидуальных духовных монад (Пуруша), с другой. Поскольку в эмпирическом мире существует множество людей, философия санкхьи предполагает бесконечное количество духовных монад. Пуруша — это чистое сознание, вечный субъект, который никогда не может стать объектом. Он наслаждается игрой раскрывающейся пракрити.

В Бхагавадгите Пуруша является одновременно причиной вещей в мире и носителем неизменного, что находится за пределами мира. Кроме того, говорится о Пурушоттаме , который правит и охватывает небеса, землю и мир между ними. Так сказано в строфах 15,16-15,18: В мире есть два Пуруши: Один стал для вещей, другой, как будто на скале, всегда твердо настаивает. Но другой еще более велик, его называют высшим «я», которое несет весь этот три-мир, как правит Господь, и принимает его. Я больше, чем изменчивый дух. Вот почему меня хвалят как Всевышнего как на словах, так и письменно .

В монистической философии веданты Пуруша тождественен Атману (мировой душе) и, следовательно, также и Брахману .

В шиваитских текстах (например, Лингапурана ) Шива ставится выше Пуруши и Пракрити как высшее существо. Мужской аспект Шивы отождествляется с Пурушей, а его женский аспект — с Пракрити. Пракрити считается основой всего материального и всего динамического во вселенной. Пракрити также считается его женой, Пуруша — его лингамом . Иконографически Шива называется Пуруша, Ума-Махешвара; Ума, сидящая на его левом бедре, понимается как Пракрити, то есть отец и мать творения.

Слово Пуруша также используется в сложных терминах Пурушоттама или Пара-Пуруша . Здесь это термин для Единого Духа, Высшей Души, Божественного Я, Божественной Личности. Оно выше изменчивого ( кшара ) и неизменного ( акшара ) (см. Раздел Бхагавадгита ). Васту-Пуруша Мандала ( Васту, «земля , на которой строит») является представление космогонического порядка и основной принцип индийской архитектуры .

Одиннадцать индрий

Одиннадцать индрий составляют Манас, пять джняна индрий (органов восприятия) и пять карма индрий (органов действия).

5. Манас

Манас относится и к индриям восприятия, и к индриям действия. Он получает информацию от джняна-индрий и руководит карма-индриями. Манас — рефлекторный ум. Когда существо размышляет перед принятие решения, это работа Буддхи. Действие спонтанное — работа Манаса.

Манас необходимо тренировать, подобно рукам и ногам. Когда кто-то владеет своим Манасом, он не совершает необдуманных, эмоциональных действий. Манас — автомат, который необходимо правильно запрограммировать. Автоматический ум необходим в ситуациях, когда тратить время на обдумывание смертельно опасно. Поэтому в боевых искусствах уделяется много времени на автоматизм в ударах и блоках. Следовательно, автомат — это не плохо, главное правильно его настроить.

К примеру, при выполнении асан необходимо уделять внимание правильному положению тела — это работа Буддхи. Но со временем это должно быть автоматизировано — Манас

При стойке на руках именно Манас, анализируя информацию от  органов чувств, правильным образом выстраивает органы действий. Но вначале освоения позы Буддхи задаёт направление Манасу.

СОЛНЦЕ

     Согласно Ведам, Солнце, именуемое Сурьей, — царь всех планет, излучающих тепло, находится в центре космического пространства, лежащего между земными (средними) и райскими (высшими) планетами. Благодаря своему излучению, берущему свое начало в Духовном Мире, Солнце дает Вселенной тепло и поддерживает порядок. Его диаметр равен 130 000 км. Солнце движется по орбите, длинна которой 160 800 000 миль (или 1 236 300 000 км), со скоростью 16 004 мили в одно мгновенье. При этом, расстояние в 309 075 000 км Солнце проходит за 6 часов. Но скорость Солнца непостоянна и она бывает низкой, высокой или средней. Расстояние от Солнца до Земли около 1 300 000 км.
     Бог Солнца — Сурья, управляющий процессами во всей вселенной, особенно теми, которые связаны с распространением тепла и света, сменой времен года и т.д., считается экспансией Нараяны. Он олицетворяет три Веды: Риг, Йаджур и Сама и поэтому его называют также Сурья Нараяной.

Вайшешика

Система Вайшешика сходна с Ньяей, поэтому впоследствии образовалась синкретическая школа — Ньяя-Вайшешика. Эта система выделяет особенное, отличное в рассматриваемом мире. Основатель Риши Канада, основной текст Вайшешика-сутры.

Система подробно рассматривает атомарное строение мира и, подобно школе Ньяя, выводит существование внеположного телу Атмана. И Ньяя и Вайшешека — обширные системы, рассматривающие мир посредством логики и выведения особенного. Эти исследования применяются во многих системах не связанных с этими школами. И мы будем в той или иной степени встречаться с ними при изучении Санкхьи и Йога Сутр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Территория жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: